Научная статья на тему 'Характеристика бизнес-среды региона с учетом особенностей регионального законодательства'

Характеристика бизнес-среды региона с учетом особенностей регионального законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / REGIONAL ECONOMICS / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS ACTIVITY / REGIONAL LEGISLATION / SMALL BUSINESS / LEGISLATION / TAX REGULATION / INVESTMENT / INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Изюмова О.Н.

В статье рассматриваются основные направления влияния качества регионального законодательства на инвестиционную и деловую активность субъектов малого и среднего бизнеса. Проблемы активизации дедовой активности предпринимательства в настоящий момент наиболее актуально стоят как перед экономикой страны в целом, так и в рамках отдельного взятого региона. Поскольку малый бизнес более мобильный, требует меньше вложений, а значит меньше срок окупаемости. Малое и среднее предпринимательства эффективные направления развития экономики. Обусловливается эффективность предпринимательства для экономики его прямой заинтересованностью в собственной выгоде в развитии выходе на новые рынки, повышении рентабельности, увеличении объемов производства и сбыта в целях обеспечения достойного уровня жизни своего и своих сотрудников. Поэтому на законодательном уровне предпринимаются меры по созданию комфортной среды для развития предпринимательства: уже сформирован и дорабатывается институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, открыты учебно-деловые центры, консультационные и лизинговые фирмы, бизнес-инкубаторы, технопарки. Например, на территории России открываются индустриальные парки, концентрирующие в себе не только инвестиции (в том числе совместные с иностранными компаниями, но и рабочие места).Исследование, проведенное в рамках данной статьи, базируется на результатах анализа, который проводился как в структуре ЮФО, так и в структуре видов деятельности малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Изюмова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE BUSINESS ENVIRONMENT OF THE REGION, TAKING INTO ACCOUNT PECULIARITIES OF THE REGIONAL LEGISLATION

In the article the basic directions of influence of quality of regional legislation on investment and business activity of subjects of small and average business. The problems of fostering activity of entrepreneurship in the moment, the most important are the economy of the country as a whole and within each individual region. Since small business is more mobile, requires less investment, so less payback period. Small and medium entrepreneurship -effective development of the economy. Due to the effectiveness of entrepreneurship in the economy a direct interest in their own benefit in the development entering new markets, increased profitability, increase in volumes of production and sales to ensure a decent standard of living and their employees. Therefore, at the legislative level, measures are taken to create a comfortable environment for business development: we have formed and refined by the Institute of public support and development of small business, open training and business centers, consulting and leasing firms, business incubators, technology parks. For example, on the territory of Russia opened industrial parks, concentrating not only investments (including joint with foreign companies and jobs). A study conducted in the framework of this article, is based on the results of the analysis which was conducted both in the structure of the SFD, and in the structure of the types.

Текст научной работы на тему «Характеристика бизнес-среды региона с учетом особенностей регионального законодательства»

УДК 332.12 ББК 65.04 И 39

ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-СРЕДЫ РЕГИОНА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(Рецензирована)

Изюмова Ольга Николаевна,

кандидат экономических наук, декан экономического факультета Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (927) 257 39 12, e-mail: izyumira@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления влияния качества регионального законодательства на инвестиционную и деловую активность субъектов малого и среднего бизнеса. Проблемы активизации дедовой активности предпринимательства в настоящий момент наиболее актуально стоят как перед экономикой страны в целом, так и в рамках отдельного взятого региона. Поскольку малый бизнес более мобильный, требует меньше вложений, а значит меньше срок окупаемости. Малое и среднее предпринимательства - эффективные направления развития экономики. Обусловливается эффективность предпринимательства для экономики его прямой заинтересованностью в собственной выгоде в развитии - выходе на новые рынки, повышении рентабельности, увеличении объемов производства и сбыта в целях обеспечения достойного уровня жизни своего и своих сотрудников. Поэтому на законодательном уровне предпринимаются меры по созданию комфортной среды для развития предпринимательства: уже сформирован и дорабатывается институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, открыты учебно-деловые центры, консультационные и лизинговые фирмы, бизнес-инкубаторы, технопарки. Например, на территории России открываются индустриальные парки, концентрирующие в себе не только инвестиции (в том числе совместные с иностранными компаниями, но и рабочие места).Исследование, проведенное в рамках данной статьи, базируется на результатах анализа, который проводился как в структуре ЮФО, так и в структуре видов деятельности малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: региональная экономика, предпринимательство, деловая активность, региональное законодательство, малый бизнес, законодательная база, налоговое регулирование, деловая активность, инвестиции, инвестиционный климат.

CHARACTERISTICS OF THE BUSINESS ENVIRONMENT OF THE REGION, TAKING INTO ACCOUNT PECULIARITIES OF THE REGIONAL LEGISLATION

(Reviewed)

Izyumova Olga Nikolaevna,

candidate of sociological sciences, аssociate professor of the department of financial and economic disciplines Volgograd Business Institute, Volgograd. Ph.: (927) 257 39 12, e-mail: izyumira@yandex.ru

Summary. In the article the basic directions of influence of quality of regional legislation on investment and business activity of subjects of small and average business. The problems of fostering activity of entrepreneurship in the moment, the most important are the economy of the country as a whole and within each individual region. Since small business is more mobile, requires less investment, so less payback period. Small and medium entrepreneurship -effective development of the economy. Due to the effectiveness of entrepreneurship in the economy a direct interest in their own benefit in the development - entering new markets, increased profitability, increase in volumes of production and sales to ensure a decent standard of living and their employees. Therefore, at the legislative level, measures are

taken to create a comfortable environment for business development: we have formed and refined by the Institute of public support and development of small business, open training and business centers, consulting and leasing firms, business incubators, technology parks. For example, on the territory of Russia opened industrial parks, concentrating not only investments (including joint with foreign companies and jobs). A study conducted in the framework of this article, is based on the results of the analysis which was conducted both in the structure of the SFD, and in the structure of the types.

Keywords: regional Economics, entrepreneurship, business activity, regional legislation, small business, legislation, tax regulation, business activity, investment, investment climate.

Существенно важным элементом неэкономической среды бизнеса являются правовые отношения на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях организации общества, формирующие собственно правовую среду бизнеса. Нормы права формируют правовой коридор бизнеса [4, с 41].

Объектами правового регулирования на региональном уровне выступают:

а) собственность - это и вопросы формирования рыночной стоимости объектов и земельных участков, исходя из кадастровой стоимости и вопросы налогообложения собственности, учитывая, что налог на имущество физических и юридических лиц относятся к региональным налогам.

б) способы и размеры получения доходов - общие условия ведения предпринимательской деятельности регулируются федеральным законодательством, но именно в регионе создаются условия для формирования инфраструктуры бизнеса, налоговых преференций и др.

в) способы взаимодействия между предпринимателями: - и другими предпринимателями, - и потребителями, - и наемными работниками, - и органами государственного управления, государственными служащими [3, с 46].

В третьей и последней группе объектов правового регулирования для эффективного развития экономики региона безусловно важно «взаимодействие предпринимателей и органов власти».

Проследим эффективность взаимодействия бизнеса и региона через такие сферы деятельности как: регулирование инвестиционной политики, налоговое законодательство, региональная кооперация, развитие промышленности, государственно-частное партнерство.

В сфере регулирования условий ведения хозяйственной деятельности основным фактором формирования привлекательного инвестиционного климата Волгоградской области. В настоящее время в Волгоградском регионе работают 9 основных региональных закона, регулирующих как вопросы предоставления государственных гарантий, инвесторам, так и вопросы функционирования институциональных образований [3, с. 132].

Поскольку именно величина налогового бремени, предопределяет инвестиционную активность субъектов бизнеса, то от качества налогового законодательства зависит функционирование такого объекта правового регулирования как: «способы и размеры получения доходов».

Региональное законодательства Волгоградской области содержит такой перечень преференций для субъектов бизнес-сообщества как:

пониженная налоговая ставка - 13,5% на прибыль организаций;

предоставление «налоговых» каникул для субъектов малого бизнеса;

введение налоговых преференций (благодаря этой норме в 2016 году в Волгоградской области реализовано 20 инвестиционных проектов)

снижение базовой доходности при определении стоимости патента для индивидуальных предпринимателей [4, с. 45].

Для определения эффективности деятельно субъектов малого и среднего бизнеса необходимо провести анализ динамики субъектов малого и среднего бизнеса, выделив как ключевые показатели: количество предприятий и их оборот. Данные для анализа представлены в таблице 1.

Рассматривая динамику за 2013-2015 годы, отметим сокращение количества субъектов среднего предпринимательства в Российской Федерации с 2013 года по 2014 и увеличение с 2014 года по 2015 г. Также хотелось бы отметить, что с каждым годом в Южном федеральном округе уменьшается доля среднего предпринимательства (рис. 1).

Характеризуя малое предпринимательство, необходимо отметить рост числа малых предприятий в Российской Федерации. Однако доля малого предпринимательства Южного федерального округа в Российской Федерации с 2013 года уменьшается до 2014 г., с 2014 года наблюдается увеличение до 2015 года. В абсолютных значениях количество малых предприятий ЮФО является таким же скачкообразным, но в 2015 году заметно увеличивается по сравнению с 2014 годом, что говорит о развитии малого бизнеса в ЮФО (рис. 2).

Таблица 1

Число субъектов предпринимательства по Южному федеральному округу в 2013-2015 гг. [1]

(на конец года)

Субъекты Средние предприятия Малые предприятия

2013 2014 2015 2013 2014 2015

Российская Федерация 15 372 15 326 15 492 234 537 235 579 242 661

Южный федеральный округ 1 587 1 533 1 472 17 489 16 972 18 272

Республика Адыгея 44 49 47 428 457 448

Республика Калмыкия 51 38 31 165 177 169

Краснодарский край 607 604 612 6 074 5 861 8 383

Астраханская область 73 72 71 1 091 1 121 1 081

Волгоградская область 265 246 241 3 444 3 414 3 081

Ростовская область 547 524 470 6 287 5 942 5 110

Рис. 1. Доля среднего предпринимательства Южного федерального округа в Российской Федерации

Очевидно, что в сложившихся непростых условиях предприниматели ждут со стороны государства активных шагов навстречу бизнесу.

Наиболее ожидаемой мерой государственной поддержки продолжает оставаться снижение налоговой нагрузки. На фоне снижения доступности кредитов развитию предпринимательской деятельности и мешает избыточное влияние административных барьеров. Рассмотрим структуру развития среднего бизнеса в Южном федеральном округе в 2013-2015 гг.

Показатель Ростовской области в 2014 году уменьшился и в относительном значении составил 34,2%, показатель Волгоградской области также сократился до 16%. Доля числа предприятий в ЮФО незначительно меняется то в сторону уменьшения, то в сторону увеличения. При данных изменениях доля числа предприятий южного федерального округа в РФ уменьшается в 2014, 2015 гг. на 0,3%, 0,5 % соответственно.

Показатель Краснодарского края за 2014 год по отношению к 2013 году сократился в относи-

тельном значении на 0,9 % и составил 35%, а показатель Волгоградской области наоборот увеличился на 0,4% и составил 20,1%. Рассматривая 2015 год по отношению к 2014 можно отметить, что показатель Краснодарского края в относительном увеличился на 1,4% и в 2015 году составил 45,9%. А показатель Ростовской области сократился на 7% и в 2015 году составил 28%. Важно отметить, что динамика остальных показателей остается практически не изменой. Из этого можно сделать вывод, что динамика малого бизнеса за несколько последних лет показывает, что сектор находится на этапе развития. А динамика по регионам показывает, что развитие малого бизнеса происходит неравномерно.

О комфортности условий предпринимательской деятельности позволяет судить динамика оборотов субъектов предпринимательства, представленная в таблице 2.

Рассматривая долю оборота среднего предпринимательства в РФ можно отметить, что оборот средних предприятий РФ с каждым годом увели-

2С13 2014 2С15

Рис. 2. Доля малого предпринимательства Южного федерального округа в Российской федерации

Таблица 2

Оборот (размер выручки) субъектов предпринимательства по Южному федеральному округу

в 2013-2015 гг. [1]

(миллиардов рублей)

Субъекты Средние предприятия Малые предприятия

2013 2014 2015 2013 2014 2015

Российская Федерация 4295,9 4515,8 4715,0 15680,3 16692,9 17292,9

Южный федеральный округ 409,4 432,9 423,8 1176,5 1241,8 1311,7

Республика Адыгея 16,3 14,2 15,6 21,7 26,3 29,2

Республика Калмыкия 2,2 1,9 2,8 5,4 6,03 5,5

Краснодарский край 170,1 186,0 165,9 562,8 574,7 631,9

Астраханская область 12,1 13,7 15,2 38,6 44,0 44,9

Волгоградская область 57,4 71,1 71,2 152,7 163,2 157,8

Ростовская область 151,4 145,9 153,1 395,3 427,6 442,5

чивается, также как и динамика средних предприятий. Но рассматривая абсолютные значения, мы видим, что оборот ЮФО в 2013 году самый маленький и составляет 409,4 млрд. рублей, в 2014 году значения оборота ЮФО составили 432,9 млрд. рублей, что является наивысшим показателем за эти три года, в 2015 году наблюдаем небольшой спад до 423,8 млрд. рублей, что на 9,1 млрд. рублей меньше предыдущего 2014 года.

Похожую ситуацию имеет доля малых предприятий в РФ. Доля оборота малых предприятий РФ значительно увеличивается, доля оборота малых предприятий ЮФО по отношению к РФ с каждым годом также постепенно увеличивается. Рассматривая абсолютные значения малого предпринимательства ЮФО за последние года, оборот предприятий с каждым годом также увеличивается.

Повышение конкурентоспособности национальной экономики в условиях внешних вызовов невозможно без создания государством максимум благоприятных условий для всех кто готов инве-

стировать в Отечественную экономику. Об этом, выступая на Неделе Российского бизнеса РСПП в 2015 году, сказал В.В. Путин. Дальнейшее расширение свобод для бизнеса - лучший ответ на все внешние вызовы и ограничения [2].

Взаимодействие бизнеса и региона, также происходит по средствам региональной кооперации. Соседство Волгоградской области с экономически развитыми регионами ЮФО с одной стороны, это создает благоприятные условия для региональной промышленной кооперации, однако имеется риск «переноса производственных» площадей в экономически более сильные регионы.

Направление развития промышленности в последнее время является актуальным и острым для экономики региона и страны в целом. Перспективной сферой регионального законодательства в данном направлении является создание промышленных парков, благодаря которым регион сможет развить промышленный потенциал, создать новые рабочие места, увеличить доходную часть бюджета.

В настоящее время подготовлен перечень из 16 перспективных территорий для размещения индустриальных парков. На сегодняшний день инициатива создания промышленных парков исходит только от местных органов власти, в то время когда необходим инициатива самого бизнеса.

Не менее важной сферой взаимодействия бизнеса и власти является «Государственно-частное партнерство». По результатам рейтинга регионов по уровню развития государственно-частного партнерства 2015-2016 Волгоградская область занимает 19 место из 85 субъектов РФ. На сегодняшний день на территории Волгоградской области заключено 6 соглашений о реализации проектов на основе государственно-частного партнёрства, в стадии разработки концепции и конкурсной документации находятся еще 2 крупных проекта. Эффективность реализации проектов в данной сфере обеспечили: поправки в Федеральный закон «О концессионых соглашениях» 2015 г., которые позволили представителям бизнеса самостоятельно подавать предложение о заключении соглашения. Ранее данная инициатива могла исходить только со стороны органов исполнительной власти.

Исходя из выше сказанного, следует отметить, что региональное законодательство оказывает колоссальное влияние на бизнес среду региона. От эффективного сотрудничества бизнеса и региональной власти зависит состояние экономики региона и ее дальнейшее развитие.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт - Режим доступа: http:// www.gks.ru

2. Вести. «Путин: лучший ответ на внешние ограничения - расширение свобод для бизнеса» 19 марта 2015г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2437399

3. Беликова Е.В. Экономика малого и среднего бизнеса [Текст]: учебное пособие /Е.В. Беликова, Е.Г.

Горбунова, О.Г. Зубова, О.Н. Изюмова, О.С. Кала-чева, Е.В. Михайлова, Е.Ю. Чернявская - Саратов: АМИРИТ, 2016. - 228 с.

4. Бойко Е.В., Изюмова О.Н. Взаимодействие бизнеса с социально-экономической сферой в условиях модернизации экономики // Проблемы развития предпринимательства в России. Материалы международной студенческой (заочной) научно-практической конференции. - 2016. - С. 45-50.

5. Плешакова М.В., Кудряшова И.В. Проблемы и перспективы развития предпринимательской среды в сфере малого бизнеса // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер. Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспективы). - 2011. - Т. 14 (87). - № 12. - С. 132-137.

6. Плешакова М.В., Кудряшова И.В. Проблемы и перспективы развития предпринимательской среды в сфере малого бизнеса // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер. Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспективы). - 2011. - Т. 14 (87). - № 12. - С. 132-137.

7. Сорокожердьев В.В., Хашева З.М. Проблемы и приоритеты развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России // Экономическая наука современной России. - 2012. - № 2. - С. 141-143.

8. Сорокожердьев В.В., Хашева З.М. Современная стратегия социально-экономического развития России: вопросы экономики и права // Terra Economicus. - 2008. - Т. 6. - № 4. - С. 141-147.

9. Чернявская Е.Ю., Крылова Т.А. Оценка предпринимательской деятельности в производственной сфере на примере волгоградской области // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, 2016.

10. Чернявская Е.Ю., Крылова Т.А. Особенности налогообложения для резидентов особых экономических зон // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. -№ 3 (36). - С. 126-130.

11. Хашева З.М., Сорокожердьев В.В. Экономико-правовые проблемы бизнеса // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 18. - С. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.