Научная статья на тему 'Гуманизм в личностно-ориентированном образовании'

Гуманизм в личностно-ориентированном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / HUMANISM / IDENTITY / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеховцов Алексей Николаевич

В статье предпринята попытка философского осмысления гуманизма в личностно-ориентированном образовании. Образование рассматривается как среда, в которой происходит становление и развитие личности современного человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISM IN PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION

In the article is attempted to philosophical understanding of humanism in the personality-oriented education. Education is seen as an environment in which the personality of modern man is becomes and develops.

Текст научной работы на тему «Гуманизм в личностно-ориентированном образовании»

®

www.volsu.ru

УДК 1:37 ББК 87.25

ГУМАНИЗМ

В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шеховцов Алексей Николаевич

Аспирант кафедры политологии, Волгоградский государственный университет alekssdrug@mail. ги

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье предпринята попытка философского осмысления гуманизма в личностно-ориентированном образовании. Образование рассматривается как среда, в которой происходит становление и развитие личности современного человека.

Ключевые слова: образование, гуманизм, личность, личностно-ориентирован-ное образование.

Сегодня высшим гуманистическим смыслом социального развития современного мира становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Для того чтобы получить и воспитать новую личность, нужны принципиально новые технологии воспитания и гармонического развития личности, которые стимулируют самообучение и самовоспитание, самопознание и самосовершенствование. Здесь человек пытается выйти за собственные границы. Такое стремление человека наиболее ярко выразил В. Франкл: «Быть человеком - это значит не ограничиваться тем, что ты есть, это значит всегда выходить за пределы самого себя. Быть человеком - это означает стремиться к кому-то или чему-то иному, нежели ты сам. Это то, что я называю способностью человека к самотран-сценденции, выходу за пределы самого ^ себя» [4, с. 81].

Образование, развивающееся в русле щ гуманизма, может выражаться следующими идеями:

В - современное образование исходит из

§ общечеловеческих ценностей и основано на

Д

д их согласовании с конкретными ценностями © разных культур;

- развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

- все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образования, находятся под защитой государства, закона;

- наиболее успешно гуманизация образования осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства. Только при такой обстановке возможно выявить индивидуальные особенности личности.

Это предполагает, что современная личность должна обладать высокой культурой, быть инициативной и ответственной, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, способной к инновациям. Идеальная личность должна обладать высокими моральными качествами, любить окружающих. Все это уже может называться гуманизмом.

Гуманизация образования позволяет нам с наибольшей степенью раскрыть внутренний мир человека. Главной причиной катастрофической девальвации нравственных, духовных ценностей цивилизации и все более очевидных мировоззренческих тупиков в начале XXI в., по мнению Б.С. Гершунского [1, с. 13],

является системный кризис, который охватил три важнейшие сферы духовной жизни общества - науку, религию и образование. Ученый прогнозирует, что в будущем именно образованию предстоит выступить в качестве своеобразного «мировоззренческого синтезатора», единого для мирового социума.

Действительно, сегодня существует огромное количество различных теорий и концепций в области образования (В.В. Сериков, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амо-нашвили, И.П. Волков, И.Н. Ильин, М.И. Тро-шагин, Е.В. Бондаревская, В.В. Горшкова, М.В. Кларин, Г.А. Цукерман и др.), связанных с тем, каким именно должно быть образование в России и на чем оно должно базироваться и строиться. Данных авторов связывает то, что все они разрабатывают личностный подход в образовании. При этом личностный подход в образовании преемственно связан с гуманистической традицией в педагогике, которая глубинными корнями уходит в истоки человеческой культуры. Еще во времена античности понятия образование и гуманизм были неотъемлемы друг от друга.

Сегодня личностно-ориентированное образование - это прежде всего проблема, разрабатываемая педагогикой. Философия, к сожалению, сегодня проблему личностно-ориен-тированного образования в рамках себя не рассматривает, а это, на наш взгляд, является большой ошибкой философии. А именно в личностно-ориентированном образовании мы можем увидеть попытку возрождения гуманизма как важнейшего фактора всестороннего развития личности; как особого отношения к человеку как к высшей ценности жизни.

На наш взгляд, наиболее интересной теорией в области личностно-ориентированно-го образования, является теория В.В. Серикова [3]. В отличие от других авторов, работающих в этой области, В.В. Сериков в своей работе более, чем кто-либо, обратил внимание на связь гуманизма и личностно-ори-ентированного образования. Уже в начале своей книги он пишет, что «в условиях личностной методологии образование выступает как гуманитарная система с особыми закономерностями функционирования и развития» [3, с. 7]. Чуть далее он обращает внимание на такие важные моменты, как то, что

«личностная ориентация образования, признанная потребностью времени, еще не стала объектом методологической рефлексии и отражается в большей части научных работ и в массовом педагогическом сознании на уровне обыденных представлений» [3, с. 9]. «Отсутствие смыслопоисковой политики ведет к экзистенциальному вакууму, обезличивающему индивида и, в конечном счете, - к утрате жизненного смысла, бессмысленности» [3, с. 11].

В.В. Сериков личностный подход рассматривает как некое построение особого рода педагогического процесса, который ориентирован «на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида». При этом он ни в коей мере не уменьшает роль гуманизма в своей концепции, а, наоборот, говорит о том, что авторитет гуманизма невероятно высок в нашем обществе. Правда, он замечает, что современные гуманистические лозунги нещадно эксплуатируются в различных конъюктур-ных целях и что «возникла необходимость в том, чтобы не только еще раз объявить о "гуманизме" очередного "подхода", но и обстоятельно разобраться с педагогической природой этого явления и сформулировать не обыденно-интуитивные, а научные критерии гуманизации образования. Для этого необходимо преодолеть синдром "уникальности" наших педагогических идей как "революционных", "единственно верных" и т. п. и обратиться к истокам гуманизма в произведениях мыслителей прошлого» [3, с. 20].

Сегодня в большинстве случаев образование в современном его понимании практически не рассматривает способность духовной самоорганизации, то есть к становлению человека личностью, в качестве предмета образовательной деятельности. В основе большинства теорий, концепций, распространенных у нас в стране, отсутствует самый важный компонент - человек как личность. Действительно, если посмотреть на все многообразие таких теорий как в школьном, так и в высшем образовании, там полностью или частично отсутствует обращение к личности. Так, примером школьной модели может служить теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Зан-кова. Данная модель заинтересована в когнитивном развитии учащегося. Здесь воспитан-

ник выступает как объект, призванный усваивать содержание образования, а его личность служит своеобразным средством реализации государственной программы, а отнюдь не самоцелью. В итоге вся модель сводится к обычному диалогу между учителем и учеником. Такая же ситуация наблюдается и в высшем образовании. Россия уже несколько лет является полноправным участником болонс-кого процесса. В рамках введения его в России наша страна изменила полностью систему высшего и школьного образования. Так, вместо устных и письменных экзаменов введена система тестов ЕГЭ (единый государственный экзамен). Обычное пятилетнее образование в вузе стало двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Итогом такого введения в будущем станет создание людей, не личностей, которые будут мыслить стандартно, как нужно государству.

В настоящий момент у нас в стране наблюдается противоречивость реформирования системы высшего образования. С 1 сентября 2011 г. в вузах резко сократилось количество бюджетных мест. В школах вводится обязательный минимум по школьным предметам, все остальное будет преподаваться на платной основе. Такое реформирование нашего образования убивает всякую идею о личности и гуманизме вообще. Вот почему сегодня очень важна теория личностно-ориентированного образования, она не формирует личность с заданными свойствами, а, наоборот, по мнению В.В. Серикова, создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций воспитанника. Цель данной теории - личность, а не то, что от нее можно получить. Задача личностно-ориентирован-ного образования - «создать условия, шанс, пространство выбора и, следовательно, проявления и развития личности» [3, с. 33].

Суть предлагаемой концепции В.В. Серикова может быть представлена в двух положениях:

1. Личность как педагогическая категория отражает специфическую сферу образования и развития человека и в этом смысле выступает как его специфическая цель.

2. Подобно тому, как человек в образовательном процессе овладевает опытом применения знаний, способами решения познава-

тельных и практических задач, творческим опытом, он должен овладеть и опытом «быть личностью», то есть опытом выполнения специфических личностных функций. Это личностное «функционирование индивида не является какой-либо предметной деятельностью и выступает, скорее, как некоторая метадеятель-ность, как своеобразный внутренний план любой другой деятельности человека» [3, с. 36].

Итогом таких положений является поворот образования к личности, а соответственно, и к гуманизации образования. Предпосылкой развития педагогической концепции является разработка философского, общенаучного понимания проблемы личностно-ориенти-рованного образования. Гуманизация образования должна быть открыта многим культурам как в историческом, так и в социально-педагогическом плане. Гуманизация требует разносторонности содержания образования, усиления связи с жизнью, свободомыслия и толерантности, отказа от стандартизации образования, ориентирует человека на последующее непрерывное образование. Следуя данным рассуждениям, образование - то самое место, откуда нужно начинать гуманизацию. Именно там человек приобретет соответствующее образование, которое ему позволит в соответствии со своими знаниями уже гуманизировать весь социум путем «социальных» или «научно-технических преобразований».

Делая предварительный вывод, можно сказать, что личностно-ориентированное образование - это теория, в основе которой лежит гуманизм, и без которого невозможно развитие личности как таковой. Поэтому сегодня целью современного общества является восстановление подлинного смысла гуманизма. Важна одухотворенная личность, способная развивать свою экзистенцию, мысли и чувства и подниматься на более высокие ступени человеческого духа. Именно одухотворение личности есть непременное условие качественного образования. Как считает Н.В. Омельченко, «только действительное мышление (и чувствование) делает человека человеком. Именно действительно мыслящий субъект способен к настоящему творчеству, псевдомышление и фальшивые чувства не поднимаются выше псевдотворчества. Вот почему вопрос о воспитании самостоятельно-

го мышления представляет собой нечто большее. Решение этой проблемы является важнейшим условием гуманистического прогресса общества с целью обеспечения подлинного бытия человека [2, с. 29].

Сегодня содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности. Если эти условия обращены к человеку и им свойственна гуманистическая направленность, то личностно-ориентированное образование становится гуманно-личностным.

Следуя такой логике, интересна позиция Ф. фон Хайека, утверждавшего, что основной чертой является «уважение к личности как таковой, то есть признание абсолютного суверенитета взглядов и наклонностей человека в сфере его жизнедеятельности, какой бы специфической она ни была, и убеждение в том, что каждый человек должен развивать присущие ему дарования» [5, с. 41-42]. Можно сказать, что в данном случае речь идет о личности которая самостоятельно творит обстоятельства, при которых она вырабатывает свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствуя себя.

Гуманизация должна выступать принципом мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их возможности самосовершенствования. Гуманизация - это перманентная цель общества. Гуманизация образования направлена на подготовку гуманистической личности и исходит из признания самоценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Опираясь на все вышесказанное, можно сформулировать ряд закономерностей гуманизации образования:

1. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

2. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет

ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманизации содержания образования.

3. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.

4. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

В основе гуманизации образования -человеколюбие, признание за личностью права на всестороннее развитие, создание для этого подлинно человеческих условий.

Гуманизация образования - это переориентация на личностную направленность.

Рассмотрение гуманизации образования как способа становления личностного начала в человеке позволило сделать основной вывод.

Имеется в виду, что гуманизация образования выступает как способ реализации нового человека, его сущности. Образование предполагает выражение глубинной потребности человека в саморазвитии и самореализации через личностно-ориентированное образование, которое в своей основе гуманитарно.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1998. - 432 с.

2. Омельченко, Н. В. Опыт философской антропологии / Н. В. Омельченко. - Волгоград, 2005. - 216 с.

3. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М. : Логос, 1999. - 272 с.

4. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.

5. Хайек, Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек. -М. : Новое изд-во, 2005. - 264 с.

HUMANISM IN PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION

Shekhovtsov Aleksey Nikolaevich

Postgraduate Student, Department of Political Science, Volgograd State University alekssdrug@mail. ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. In the article is attempted to philosophical understanding of humanism in the personality-oriented education. Education is seen as an environment in which the personality of modern man is becomes and develops.

Key words: education, humanism, identity, personality-oriented education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.