Научная статья на тему 'Гуманизм как политическая ценность'

Гуманизм как политическая ценность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1490
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шилов В. Н.

Гуманизм рассматривается как главный принцип политической практики. Говорится о необходимости изменения содержания гуманизма, в связи с появлением новых социальных проблем. В развитии человеческого потенциала видится необходимое условие существования любой страны в условиях глобализации, в том числе и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизм как политическая ценность»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТОЛОГИИ

УДК 323

ГУМАНИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Гуманизм рассматривается как главный принцип политической прак-В.Н. ШИЛОВ тики. Говорится о необходимости изменения содержания гуманизма, в

связи с появлением новых социальных проблем. В развитии человеческо-Белгородский го потенциала видится необходимое условие существования любой стра-

государственный ны в условиях глобализации, в том числе и России.

университет

Ключевые слова: политическая ценность, политическая практика, гу-e-maihShilov@bsu.edu.ru манизм

Политические ценности, понимаемые как наиболее общие ориентиры политической практики, как элементы политических идеологий1 не равнозначны. Есть ценности, которые являются высшими целями. Их содержание определяется базовыми потребностями людей, удовлетворение которых есть неотъемлемое условие нормального функционирования и развития общества. В вершине ценностной пирамиды политических ценностей находится гуманизм. Гуманизм понимается как принцип, рассматривающий человека как высшую цель, как самоцель, утверждающий право любого индивида на счастье.

В наши дни почти все правительства, политические партии, организации и движения заявляют о том, что главным ориентиром в развитии и функционировании общества являются человек и его благо. Исключение составляют лишь националистические, религиозные и леворадикальные фундаменталисты, готовые положить человека как жертву на алтарь некоего высшего трансцендентного начала, будь то нация, божество или историческая закономерность. Ярким примером этого в настоящее время является исламский экстремизм, практикующий террор, жертвами которого стали тысячи людей.

Формулировки, где находит отражение принцип гуманизма в партийных программах, политических декларациях, государственных правовых актах, бывают различными. Речь идет о «благе человека (людей)», о «человеке как цели политики», о «благе народа» и др. Так во 2-й статье Конституции Российской федерации отмечается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Вопрос о содержании гуманизма это, по существу, вопрос о том, что такое человек и что является для него благом, что есть «истинно человеческое». Ответ на него непрост, ибо нет какой-либо вечной и неизменной сущности человека, а отсюда исто-

* Статья подготовлена в рамках проекта «Политические отношения и процессы в современной России», № ВКГ 139-07, поддержанного грантом Белгородского государственного университета за 2007 г.

1 Подробнее см.: Шилов В.Н. Политические ценности: специфика и функции // Социально-гуманитарные знания, 2003, № 6.

рически изменчивы представления о должном бытии человека, об идеале человека. Те или иные идеологические построения и политические альтернативы в качества своей обязательной основы имеют определенный образ человека. В программах политических партий с четким идеологическим профилем, как правило, имеется раздел, посвященный «образу человека». Примером может быть новая партийная программа, принятая в октябре 2007 г. одной из старейших политических партий мира - Социал-демократической партией Германии2.

В любом обществе в зависимости оттого, что считается благом для человека, проводится соответствующая политика. Если та или иная потребность признается «истинно человеческой», то и общество прилагает свои усилия по обеспечению удовлетворения этой потребности: удовлетворение этой потребности становится политической задачей. Если же какие-то стремления, действия выходят за рамки нормативной модели человека, то они обществом не поддерживаются и, более того, порицаются, а порою и преследуются: в качестве политической задачи ставится подавление этой потребности, например, потребности в наркотиках. Так в России борьба с наркоманией возводится в ранг первостепенных государственных задач.

Решение вопроса о том, что есть благо для человека, что есть «истинно человеческое», должно происходить демократическим путем, а не быть результатом кабинетной работы специально назначенных руководителей-специалистов. В ходе дискуссии, постоянного продолжающегося диалога, все общество, с участием всех слоёв населения должно вырабатывать представления об идеале человека, о том, что является для него благом.

Современное общество - это плюралистическое общество, по определению К.Поппера, «открытое общество» и ему должна соответствовать открытая, т.е. не пред-заданная модель человека, которая может со временем уточняться, дополняться, исправляться, выступать в разных вариантах. Однако открытость нормативной картины человека, терпимость к разнообразию человеческих способностей и желаний не означает попустительства ко всем действиям людей. Признание самоценности человеческого индивида предполагает защиту ценности всего человеческого рода. Человеческий индивид - это представитель человеческого рода и он ценен как индивидуальная форма проявления родовой человеческой жизни. Поэтому то, что в деятельности индивида идет во вред человеческому роду в целом, губит в самом индивиде человеческие качества, должно пресекаться. Гуманизм должен нести в себе требовательность к членам общества, пресекающую их пороки, побуждающую их совершенствоваться. Принятие определенных законодательных актов, сдерживающих деструктивную деятельность членов общества, и контроль над их исполнением является одной из задач любой политической системы. В этом плане можно только приветствовать последние решения российской власти относительно запрета рекламы сигарет и курения в общественных местах.

Одной из главных тем в проблеме гуманизма является вопрос о правах человека. «Вирджинский билль о правах» (1776 г.) и «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.) были первыми политико-правовыми документами, заявившими о неотчуждаемых правах человека, к которым относились равное право на свободу, на наслаждение жизнью, на собственность, на стремление к счастью и безопасности, на борьбу против угнетения. Идея прав человека прочно утвердилась в менталитете современного плюралистического общества, хотя и не всегда имеют место ссылки на прирожденность этих прав, но общепризнанно отношение к ним как к некому правовому Абсолюту.

Зафиксированные документально права человека регулируют взаимоотношения индивида, государства и общества, в правах человека отражаются требования индивида к такому роду устройства общества, где бы он смог реализовать свои притязания. Поэтому в идее прав человека заложен определенный социальный идеал (политический проект). Не случайно проблема прав человека была в свое время предметом постоянной дискуссии между странами Запада и странами «реального социализма». Дискуссия о правах человека в настоящее время идет в плоскости ответа на вопрос, в

2 См.: http://www.parteitag.spd.de/servlet/PB/menu/1731639/index.html

какой мере права человека в их трактовке Западом, применимы к остальному миру. И ответы на этот вопрос далеко не совпадают. Попытки стран Запада навязать остальному миру свое видение прав человека являются идеологической основой многих международных конфликтов, наиболее ярким примером чего является война в Ираке.

На сегодня права человека зафиксированы в ряде международных и государственных документов. Это, прежде всего, «Всеобщая Декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она является 1-ой частью «Международного билля о правах человека» принятого в 1966 году. Существует множество общемировых и региональных документов, касающихся прав в какой-либо отдельной сфере (например, трудовой) или применительно к отдельным группам людей (женщинам, инвалидам, беженцам и т.п.).

В Конституции Российской Федерации правам человека посвящена 2-ая глава (статьи 17-64). Её название - «Права и свободы человека и гражданина». Во 2-й статье Конституции РФ утверждается, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Говоря о человеке как о высшей ценности, нужно, тем не менее, избавиться от иллюзий, связанных с человеком. Для многих социальных теорий было характерно рассмотрение человека как существа в своей изначальной природе доброго и совершенного, но испорченного социальными обстоятельствами. Собственно, всей левой философской и политической мысли была присуща вера в то, что освобождением человека от чуждых ему внешних обстоятельств он станет полностью добродетельным. Этого не произошло: человек, освобожденный от частной собственности, ставил все-таки свои потребности и интересы значительно выше потребностей и интересов других индивидов. Многочисленные коммунистические эксперименты не привели к превращению человека, ориентированного, прежде всего, на себя в человека-альтруиста.

С иллюзиями в изначальную доброту человека связаны и неудачи реформаторских процессов в нашей стране последние два десятилетия. Многим казалось, что нужно только освободить народ от «гнета КПСС», так люди выявят свои лучшие возможности. Этого не произошло. Наоборот, произошел рост аморализма, преступности, страну сотрясали межнациональные конфликты. Снятие ограничений ведет не только к проявлению позитивных моментов, но и к возможному всплеску «злого», деструктивного в человеческой активности. И это призывает законодателей к осторожности при снятии казалось бы устаревших запретов и ограничений.

Иллюзорной и опасной выглядит попытка к переделке природы человека, политический проект которой осуществлялся еще в недавнее время в странах социализма. Разумеется, человек воспитуем, он собственно и есть продукт воспитания, но ана-томо-физиологическая его природа ставит определенные рамки в этом процессе. Собственно гуманность и заключается в наиболее полном соответствии социального, культурного природным качествам человека. Любой политический проект должен иметь природные качества человека как свою главную основу.

Развитие человечества ставит перед ним новые проблемы, которые требуют существенного переосмысления принципа гуманизма. Среди них нужно отметить драматически быстрый рост населения Земли опережающий прирост средств существования. Уже не всегда оправданно, в соответствии с предписаниями традиционного гуманизма, радоваться появлению на свет еще одного человека. Проблема опережения ростом населения роста средств существования - это проблема, прежде всего, слаборазвитых стран. Там имеет место сокращение расходов в области образования, здравоохранения, приходящихся на одного человека: эти страны воспроизводят дешевый и качественно ухудшающийся человеческий потенциал, что в конечном итоге антигуманно. Соизмерение роста населения с возможностями страны и планеты в целом должно быть одним из требований «нового гуманизма». В большинстве развивающихся стран снижение рождаемости является важным направлением государственной политики. Примером в этом отношении являются наиболее многонаселенные страны - Китай и Индия.

Драматический эффект порождают две, набирающие силу тенденции. Одна, негативная, - это сбои в механизме наследственности, рост числа аномалий при рождении в силу действия мутагенных факторов (радиация, химические вещества, электромагнитное воздействие и др.). Другая, позитивная, - это успехи экономики, техноло-

гии, культуры, науки, практической медицины, блокирующие механизм естественного отбора, что позволяет индивидам с серьезной патологией не только выживать, но и воспроизводить потомство. Взаимодействие этих двух тенденций оборачивается накоплением генетического груза, грозящего массовой дегенерацией. Так в России за последние десятилетия лет число умственно отсталых детей возросло в несколько раз.

Подобные обстоятельства обуславливают необходимость вмешательства в «интимное естество» жизни, расширение сферы применения генной инженерии с целью корректировки генного кода человека. Это серьезное испытание для гуманистической идеологии, поэтизирующей человека «таким, каков он есть». «Новый гуманизм» несет в себе идею вмешательства в природу человека, как на уровне индивида, так и рода. Думается, что определение границ вмешательства генной техники станет постоянной темой дискуссии для специалистов и широкой общественности в обозримом будущем. Предметом дебатов в парламентах многих стран был вопрос о возможности клонирования человеческих эмбрионов. В ряде стран были приняты законы, разрешающие подобное клонирование с медицинской целью. В то же время в США законодательно запрещено клонирование человека, включая клонирование клеток в целях медицинских экспериментов. Видимо, вмешательство генной инженерии в природу человека будет в перспективе более глубоким и обширным, чем в настоящее время. То, что кажется сейчас антигуманным, со временем может стать рядовой процедурой, вроде переливания крови, которое в свое время также виделось как нечто «бесчеловечное».

Другая проблема, которая постепенно находит законодательное решение - это право больного, страдающего человека на добровольный уход из жизни. Законодатели разных стран по-разному решают это проблему. Если она разрешена в Нидерландах, то запрещена в других странах, в том числе в России. Признание эвтаназии, нравственно приемлемой и законной является существенным уточнением содержания гуманизма. Здесь предметом политической дискуссии являются вопросы, принимает решение об уходе из жизни сам человек, или это могут сделать другие люди, за каким пределом страданий человека можно принимать решение о прекращении его жизни, какие расходы допустимы для поддержания жизни безнадежно больного и страдающего человека3.

Человек, его природа, смысл его жизни являются предметом постоянных дискуссий, в силу этого содержание принципа гуманизма не есть нечто устоявшееся. Более того, различие его трактовок было и будет постоянным фактом. Разная идеальная модель человека, лежит в базисе различных политических идеологий, в основе различных политических практик. Но при этом всегда принцип гуманизма должен оставаться ведущим. В любой из политических практик нужно всегда исходить из новозаветного правила «не человек для субботы, а суббота для человека». Иными словами, не человек для демократии, справедливости, социального прогресса, порядка, а порядок, демократия, справедливость и социальный прогресс для человека.

Выдвижение человека как главной цели развития общества обусловлено не только чисто гуманистическими соображениями. Парадоксально, но факт, что человек, его потенциал является и главным средством развития общества.

В настоящее время более чем когда либо основным национальным ресурсом становятся знания и умения человека, и человек в возрастающей мере превращается в главное богатство в экономическом плане. Гуманизм, в конечном счете, есть нечто прибыльное, когда акцент делается не на снисхождении к слабостям человека, а на обеспечение условий для его всестороннего развития - на его духовное обогащение, на воспитание в нем позитивных нравственных начал, на укрепление его здоровья и физическое совершенство.

По расчетам Всемирного банка, 76% национального богатства стран Северной Америки составляет человеческий капитал. Физический - воспроизводимый - капитал (лес, рыба, зерно, сталь) дает 19% богатства США, а природный - уголь, нефть - 5%. В Западной Европе соответственно - 74%, 23%, 2%, на Ближнем Востоке - 43%, 18%, 39%, в Северной Африке - 69%,26%, 5%, в Южной Азии - 65%, 19%, 16%, в России -50%, 10%, 40%.

3 См.: Steht eine Euthanasie?debatte bevor? // INFO/Friedrich-Ebert-Stiftung.- 2006. - № 1.

Ориентация на развитие человеческого потенциала - является целью всех современных политических сил. Это свидетельствует не только об их стремлении к осуществлению принципа гуманизма, но и отражает императив современности. В соревновании между странами конкурентоспособны лишь те, кто обеспечил достаточное интеллектуальное, нравственное и физическое развитие своих граждан. Борьба за светлые головы и «золотые руки» развернулась не только между отдельными компаниями, но и целыми странами. В этой борьбе Россия последние десятилетия проигрывала. За это время Россию покинули сотни тысяч активных людей, в том числе десятки тысяч талантливых ученых. Это существенно обеднило человеческий потенциал страны.

Главной целью социальной политики со стороны властвующей элиты России в 90-е гг. прошлого века было достижение социальной стабильности. В этом плане политика оказалась эффективной. Но задача оказания помощи социально слабым членам общества является второстепенной. Главная цель социальной политики - развитие человеческого потенциала страны по существу не реализовывалась. Ущербная политика привела к значительной деградации человеческого потенциала. В настоящее время человеческий потенциал России, во многом, не соответствует задачам, стоящим перед страной.

Обнадеживает то, что на последние 2-3 года Россия совершает переход от режима стабилизации к режиму развития. Меняется и установка по отношению к человеческому потенциалу. Делается ставка на его приумножение. Из 4-х национальных проектов, реализуемых в России, три из них непосредственно связаны с поддержанием и развитием человеческого потенциала. Громадные ресурсы вкладывается в решение демографической проблемы. Создаются условия для обретения людьми комфортного жилья, как базового условия существования человека. Постоянно увеличивается доля расходов в бюджете на здравоохранение. Существенное внимание уделяется политике в сфере образования. И это оправдано. Образование вносит главный вклад (по подсчетам специалистов от 60 до 75%)4 в развитие человеческого потенциала. Без кардинальных сдвигов в улучшении качества образования невозможно эффективное функционирование экономики, основанной на знании, а именно эта экономика является экономикой 21-го века.

Человеческий потенциал России должен быть более мощным в сравнении с другими странами. В резко возросшей в ходе глобализации конкуренции между странами ставка на ускоренное развитие человеческого потенциала единственно верный политический курс, который может обеспечить России сохранение себя как самостоятельного субъекта и политики, и истории в целом.

HUMANISM AS POLITICAL VALUE

V.N. SHILOV

BelgorodState University e-mail:

Shilov@bsu.edu.ru

Humanism is examined as main principle of political practice. Talked about the ne- cessity of change of maintenance of humanism, in connection with appearance of new social problems. In development of human potential the necessary condition of exis- tence of any country is seen in the conditions of globalization, including Russia.

Keywords: political value, political practice, humanism.

4 Майбуров И.А.. Эффективность инвестирования в человеческий капитал. - Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №4. - С.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.