Научная статья на тему 'Гуманизм как мера духовных и ценностных критериев исторического прогресса'

Гуманизм как мера духовных и ценностных критериев исторического прогресса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1996
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ТИПЫ ГУМАНИЗМА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ПРОГРЕСС / HUMANISM / THE TYPES OF HUMANISM / HUMANIST VALUES / CIVILIZATION / PROGRESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иноземцева Е. А.

В статье раскрывается содержание понятия «гуманизм» как общефилософского принципа, приобретающего свое конкретно-историческое содержание в зависимости от характера общественных отношений и уровня социального развития, и являющемся одним из основных показателей степени цивилизованности общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISM AS A MEASURE OF SPIRITUAL VALUES AND CRITERIA OF HISTORICAL PROGRESS

The article concerns the concept of "humanism" as a general philosophical principle which acquires its concrete historical content depending on the nature of social relations and level of social development, and is one of the main characteristic of the civilized society

Текст научной работы на тему «Гуманизм как мера духовных и ценностных критериев исторического прогресса»

ББК 87.6

ГУМАНИЗМ КАК МЕРА ДУХОВНЫХ И ЦЕННОСТНЫХ КРИТЕРИЕВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Е.А. Иноземцева

В статье раскрывается содержание понятия «гуманизм» как общефилософского принципа, приобретающего свое конкретно-историческое содержание в зависимости от характера общественных отношений и уровня социального развития, и являющемся одним из основных показателей степени цивилизованности общества

Ключевые слова: гуманизм, типы гуманизма, гуманистические ценности, цивилизация, прогресс

Термин «гуманизм» по-разному понимался на различных исторических этапах и сегодня остается неоднозначным. Тем не менее, гуманизм -это, прежде всего, философский и этикосоциологический принцип отношения к человеку как высшей ценности. Являясь составной частью идеологии и мировоззрения личности и общества, он имеет конкретно-историческое содержание в зависимости от характера общественных отношений и уровня социального развития. Как духовнокультурное явление гуманизм составляет главное содержание цивилизационного процесса, в ходе которого он проявляется в многообразных свойствах: как этическая норма, социальный идеал, духовная ценность, свобода воли, взаимопомощь и сотрудничество, уважение к правам и достоинству личности, равенство и равноправие, справедливость, защита от зла и насилия и др. Отношение к человеку, обладание им правами и свободами, уровень духовности и содержание духовных ценностей всегда являлись основным показателем степени цивилизованности общества.

Каждый тип цивилизации отличался от предыдущего определенным набором

представлений о гуманизме, располагая

соответствующими средствами и механизмами реализации гуманных отношений в социальной жизни. Его зачатки, связанные с понятиями равенства, справедливости, чести, достоинства и другими, начали формироваться уже в первобытном обществе. Но в тот период времени они существовали в виде отдельных элементов и не представляли сколько-нибудь обобщенных гуманистических установок. К тому же зачатки гуманных отношений, утверждаясь в рамках родовой общины, не распространялись за ее пределы. Но именно они послужили основой представлений о человеке и его отношении к другим людям, которые затем возникли в условиях рабовладельческого общества и от которых берет начало развитие цивилизации.

В Древнем обществе — Индии, Египте, Китае, Греции, Риме — возникают различные формы духовной культуры, развивающиеся на профессиональной основе, в философии

разрабатываются учения о человеке и его духовных

Иноземцева Евгения Александровна - ВГТУ, канд. ист. наук, доцент, тел. (473) 246-42-22

качествах, что и явилось главным содержанием гуманистической идеологии и цивилизационного процесса. Уже тогда на основе мировоззренческого космоцентризма человек рассматривался как органическая, но в то же время высшая, часть необъятного Космоса. И хотя представления о гуманизме не распространялись на рабов и завоеванные народы, составлявшие подавляющее большинство населения рабовладельческого общества, философские и этические концепции о духовности человека, таких его качествах как разум, рассудительность, мужество, добродетель, стремление к счастью и другие закладывали основу гуманистического учения. В период перехода в нашу эру был сформулирован тезис: «Человек для Человека — существо священное» (Сенека).

Передовые мыслители Древнего общества утверждали, что любой человек, независимо от его социального положения, определяется духовными качествами и заслуживает уважения.

В период Средневековья гуманистические взгляды разрабатывались в рамках религиозных учений, которые проповедовали равенство людей в искуплении своих грехов перед богом, а воздаяние за их добродетели переносили в мир иной. Религия учила о необходимости всеобщей любви человека к человеку, даже если речь идет о его личных врагах, социальных и классовых угнетателях, завоевателях и т.д. Религия требовала примирения с

действительностью, какой бы жестокой и

бесчеловечной она ни была, учила смирению и покорности во имя спасения души и райской жизни на том свете. Это учение устраивало

господствующие слои и служило утешением простому народу. Утверждая среди людей вечные, раз и навсегда установленные богом предписания, религиозный гуманизм являлся абстрактным и ханжеским.

В целом космогенная цивилизация в своем развитии отразила ее сравнительно ограниченные возможности в утверждении реальных гуманных отношений. Низкий уровень производительных сил, основанных на орудийной технике, определял жесткую зависимость человека от классовой, сословной, корпоративной и другой принадлежности. Подлинные гуманистические взгляды формировались в ходе антифеодальной борьбы народа и реформационного движения на основе требований освобождения личности от

феодальных и религиозных пут, уважения достоинства человека, достижения счастья на земле, а не на том свете. Эти идеи привлекали многих передовых мыслителей того времени. Гуманизм как высшее содержание духовных отношений между людьми разрабатывался в политических, философских, этических, религиозных концепциях, историко-литературных произведениях, устном народном творчестве. Именно тогда, на заре цивилизации, были заложены основы духовности и культуры, определившие возможность дальнейшего исторического прогресса человечества. Они явились основой для формирования гуманистической возрожденческой мысли, которая определила новый уровень и новый тип гуманизма.

В эпоху Возрождения гуманизм впервые оформляется как идеологически-синтетическая концепция, опирающаяся на развитие всей системы гуманитарного знания. Поставив в центр внимания реального земного человека и опираясь на античные традиции, ренессансный гуманизм воплотил его новое содержание. Под лозунгом

совершенствования человеческой природы он отразил интересы нарождающейся буржуазии, третьего сословия, трудовых слоев населения, выступавших за обновление социальной и духовной жизни. Ранний буржуазный гуманизм отвергал средневековую схоластику, стремился сузить сферу религиозного влияния и, вернув человека к себе, преобразовал его и обратил к новым видам деятельности. Человек объявляется самым высоким и прекрасным творением в мире, обладающим безграничными способностями к

совершенствованию. Родоначальник

возрожденческой мысли Ф. Петрарка писал о необходимости «заботиться о знании природы человека». Оформившись как антропоцентристская мировоззренческая система, гуманизм становится идейной основой всех форм духовной культуры. В эпоху Возрождения впервые выдвигается идея человечества. Именно гуманизм Возрождения, сформировав новый образ человека, придал решающее значение личности, ее неповторимым чертам, индивидуальной человеческой жизни.

В Ренессансе находятся корни техногенной цивилизации Нового времени, основанной на машинной технологии и потребовавшей качественно новых условий для своего утверждения: устранения крепостничества,

сословного неравенства, уничтожения привилегий, отношений личной зависимости, различных форм социального угнетения. Идеологи поднимающейся буржуазии выступали с требованиями свободы, равенства и братства, за развитие науки и всех форм духовной культуры и считали просвещение основным средством достижения справедливого общества. Буржуазный тип гуманизма раннего капитализма был чрезвычайно прогрессивен, распространялся на все слои общества и имел более широкое содержание в своих духовных характеристиках. Но в то же время он был ограничен в реализации своих требований

эксплуататорской сущностью капиталистического общества, духовным выражением которого он являлся. Капитал превращает человека из цели в средство наживы, а буржуазная свобода для трудящихся оказалась свободой продавать свою рабочую силу.

Весьма интересной частью гуманистической идеологии, начиная с эпохи Возрождения, становятся учения о необходимости переустройства общества на социалистических началах. Социалистические учения Нового времени и основанный на них тип гуманизма являлись утопическими, поскольку связывали создание социалистического общества лишь с просветительской деятельностью представителей господствующего класса, рассматривали народ не как активную созидательную силу, способную к самоосвобождению, а как забитую страдающую массу.

В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые разработали теорию социализма, основываясь на научном анализе социальноэкономических процессов капиталистического общества. Уже в ранних своих произведениях они связывали построение нового общества с классовой борьбой пролетариата и обосновывали идеологию революционного гуманизма, реально

возвышающего человека до уровня творца исторического процесса. Они определяли пути выхода из капиталистической кабалы на основе соединения идеи коммунизма с действительным коммунистическим движением, целью которого является человек как высшая ценность. Эмансипация общества должна затрагивать его экономические и духовные основы и реализоваться в соответствующих политических формах.

Учение Маркса и Энгельса явилось, на тот момент, теоретическим фундаментом победы рабочего класса и трудящихся во многих странах мира, подняв миллионные массы до уровня творцов собственной истории. Оно отразило новый уровень гуманизма в рамках возможностей, которые могла предоставить обществу техногенная цивилизация. Марксистская концепция гуманизма, провозгласив в качестве социального идеала всестороннее и гармоничное развитие личности на основе коренного преобразования системы общественных отношений, тем самым в какой-то мере опережала развитие техногенной цивилизации, требовала по своим конечным целям и задачам выхода за ее пределы. Она подготовила переход общества на новый виток цивилизационного процесса, что стало очевидной необходимостью к концу XX в.

Если в основе марксистского гуманизма лежит определение человека как социального существа, как общественного животного в самом прямом смысле этого слова, и при том такого общественного животного, которое может индивидуализироваится только в обществе, то, например, в экзистенциальном гуманизме Сартра, человек не обладает определенной «природой», она

формируется в процессе его существования посредством свободного выбора.

Таким образом, идеология гуманизма исторически отражала основные этапы развития самого общества, была неразрывно связана с содержанием социальных процессов. Исходя из существующих социально-экономических условий и наличных политических прав и свобод, она направляла духовные устремления и деятельность людей на достижение более высоких социальных идеалов. Гуманизм как одна из наиболее значимых духовных ценностей ориентировал человека и общество на преодоление существующих

несправедливостей и пороков, улучшение условий жизнедеятельности, разрешение проблем, связанных с положением личности, совершенствование

материальных и идеологических отношений.

Эти характеристики гуманизма относятся и к такому его типу, который установился в условиях техногенной цивилизации. Техногенная

цивилизация, являясь формой развития

индустриального общества, утверждала себя как качественно новый уровень цивилизационного процесса под лозунгами справедливости, демократии, равенства и просвещения, что

несомненно определяло новое содержание общественной свободы и гуманизма.

Формирующаяся в настоящее время

антропогенная цивилизация определила новые

стратегические цели и социально-идеологические принципы современного бытия. Она потребовала решения назревших проблем общественного развития на основе антропологического детерминизма, определила необходимость разработки гуманизма нового типа. Предоставляя человеку обширные знания о мире,

информационное общество высвобождает его из непосредственного процесса производства, оставляет ему лишь функцию контроля. Через технические средства как овеществленную силу знаний оно делает человека подлинным творцом новой социальной реальности. Являясь отрицанием капитализма и социализма как общественных систем, соответствующих техногенной

цивилизации, антропогенная цивилизация, ориентируясь на творческие силы человека, реализует в нем все лучшее, что было достигнуто на предыдущих этапах общественного развития:

установка на экономический расчет, личные достижения и личную свободу — при капитализме; коллективизм, взаимопомощь, равноправие,

трудовой энтузиазм, бескорыстие, чувство перспективы, сознательное регулирование

социальных процессов — в социалистическом обществе.

Гуманизм современного общества — это более высокий уровень единства теории и практики, возможности утверждения гуманистических принципов в реальной жизни. Формируя свое содержание на основе объективных процессов социального бытия и являясь вторичным по отношению к нему, антропологический гуманизм первичен по отношению к каждой отдельной личности, является мощным духовным фактором, соединяющим личность и общество. Но сущностью развития общества он становится только тогда, когда превращается в убеждения всех людей, каждого человека, деятельность которых на его основе реализуется в новое, более совершенное по своему содержанию, бытие. Он требует от каждой личности определенных социальных и духовных качеств: высокой сознательности, широких знаний, культуры, профессионализма, ответственности, нравственности и др. Или современное общество найдет в себе силы, чтобы осознать эту объективную необходимость и подняться на уровень требований антропогенной цивилизации, или, как это не раз бывало в истории с отдельными, замкнутыми на себя, цивилизационными культурами, оно неизбежно растворится в небытии.

Литература

1. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса / А.И. Волков. М., 1990.

2. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу / А.А. Зиновьев. Спб., 2004.

3. Макеев В.В. Гуманизм: ограниченность и универсальность / В.В. Макеев // Философия права. 2002. № 1. С. 40-46.

4. Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях / Л.Н. Столович // Вопросы философии. 2004. № 7. С. 86— 97.

5. Устрялов Н.В. Проблемы прогресса / Н.В. Устрялов. М., 1998.

6. Шанин Т. Идея прогресса / Т. Шанин // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 33-37.

Воронежский государственный технический университет

HUMANISM AS A MEASURE OF SPIRITUAL VALUES AND CRITERIA OF HISTORICAL PROGRESS E.A. Inozemtseva

The article concerns the concept of "humanism" as a general philosophical principle which acquires its concrete historical content depending on the nature of social relations and level of social development, and is one of the main characteristic of the civilized society

Keywords: humanism, the types of humanism, humanist values, civilization, progress

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.