Научная статья на тему 'Гуманизация исторического образования в условиях модернизации высшей школы'

Гуманизация исторического образования в условиях модернизации высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / HUMANISM / HUMANISTIC PEDAGOGICS / HUMANIZATION OF HISTORICAL EDUCATION / HUMANISTIC PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Оксана Ивановна

Рассматривается вопрос гуманизации исторического образования на современном этапе его развития. Определены и раскрыты понятия «гуманизм», «гуманизация образования», «гуманизация исторического образования». Данный аспект проблемы предполагает формирование у студентов неисторических специальностей университета ценностного отношения к историческому знанию, исторической науке и истории своего отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF HISTORICAL EDUCATION AT THE CONDITIONS OF HIGHER SCHOOL MODERNIZATION

The author considers the matter of humanization of historical education at the modern stage of its development. The article has defined and discovered the notions of “humanism”, “humanization of education”, “humanization of historical education”. The given aspect of the problem is supposed to form the non-historical specialties students’ axiological attitude to historical knowledge, historical science and domestic history.

Текст научной работы на тему «Гуманизация исторического образования в условиях модернизации высшей школы»

УДК 378

О. И. Тарасенко

ГУМАНИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Рассматривается вопрос гуманизации исторического образования на современном этапе его развития. Определены и раскрыты понятия «гуманизм», «гуманизация образования», «гуманизация исторического образования». Данный аспект проблемы предполагает формирование у студентов неисторических специальностей университета ценностного отношения к историческому знанию, исторической науке и истории своего отечества.

Ключевые слова: гуманизм, гуманистическая педагогика, гуманизация исторического образования, гуманистическая парадигма

The author considers the matter of humanization of historical education at the modern stage of its development. The article has defined and discovered the notions of “humanism”, “humanization of education”, “humanization of historical education”. The given aspect of the problem is supposed to form the non-historical specialties students’ axiological attitude to historical knowledge, historical science and domestic history.

Keywords: humanism, humanistic pedagogics, humanization of historical education, humanistic paradigm

В настоящее время высшее профессиональное образование находится в состоянии непрерывных реформ. Идет становление и развитие новой двухуровневой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Процесс модернизации системы высшей школы в РФ направлен на повышение эффективности и качества образования, подготовку образованных, творческих личностей, способных находить необходимые знания, уметь ими пользоваться и их развивать, принимать ответственные решения, быть конструктивными и мобильными, обладать чувством ответственности за судьбу своей Родины. Отсюда необходимость привлечения внимания студентов неисторических специальностей к истории своего отечества, обозначения роли и места России в мировом историческом процессе. Не случайно 2012 г. в России был объявлен Годом российской истории.

Одной из главных задач современного высшего исторического образования является решение вопросов его гуманизации. Данный процесс обучения и воспитания ориентируется на развитие личности студента и эффективное овладение историческими знаниями в ходе профессионального обучения в вузе.

Истоки гуманизма зарождаются в Антично -сти, дальнейшее развитие восходит к эпохе Возрождения в Европе. Позиции гуманизма отстаивают такие величайшие представители европейской культуры, как Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, У. Шекспир, Н. Коперник, Ф. Петрарка, Т. Мор и мн. др. Традиционному для Средневековья принижению человека они противопоставляют убеждение, что он является высшей ценностью и находится в центре мира: «Единственно ради человека был создан и устроен мир» [7, с. 64]. Идеалом становится человек всесторонне развитый, в котором гармонично сочетается духовное и физическое.

Современный гуманизм продолжает традиции европейского Просвещения, являет собой систему отношений человека к другим людям, природе, животным, миру в целом. «Как идейноценностный комплекс, он включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство и др.» [Там же]. Современный гуманизм переживает нелегкие времена, однако гуманистическая система воззрений и подходов продолжает свое историческое разви-

191

тие. Не требуется специальных доказательств того, что будущее зависит от признания ценности человека как личности.

Гуманизм образования выражается прежде всего обращенностью к студенту как субъекту образовательного процесса и созданием оптимальных условий для становления его индивидуальности. Ведущими теоретиками такого образования являются зарубежные ученые А. Маслоу, Дж. Дьюи и др. Отметим, что в данном направлении работают не только зарубежные, но и русские педагоги, в наследии которых отражено немало идей и направлений, имеющих прямое отношение к гуманизации образования.

Во второй половине XIX в. в России гуманистические традиции в педагогике активно развивают русские просветители К. Д. Ушин-ский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов.

Неоценимый вклад в развитие гуманистической педагогики внесли и отечественные педагоги, которые в своих выводах опираются на исследования выдающихся гуманистов прошлого Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо [5] и др.

Разработка целостной теории гуманизации образования содержится в трудах исследователей Л. С. Выготского [1], С. Т. Шацкого [8] и др. Гуманистические идеи заложены в основу работ В. П. Зинченко [4], И. А. Зимней [3], Е. Н. Шиянова [9; 10] и др. Их взгляды оказали большое влияние на развитие современной педагогической мысли.

Гуманизация образования отражает современные тенденции, происходящие в обществе, представляя собой высшее выражение гуманистической направленности педагогического процесса в высшей школе. Под гуманизацией мы понимаем приобщение студенчества к созданной обществом системе ценностей и в конечном итоге - приобщение к моральным устоям в пределах современного социума.

В конце ХХ в. проблема гуманизации образования вновь стала актуальной, что связано со становлением гуманистической образовательной парадигмы. Образовательная гуманистическая парадигма составляет методологическую основу современного педагогического мышления.

Согласно В. Я. Маулю, «при моделировании новой историко-педагогической парадигмы необходимо, чтобы педагог и студент говорили на одном языке - языке изучаемой науки» [6, с. 7]; парадигма «вооружает препо-давателя-гуманитария новым “инструментарием”, который обеспечивает возможность построения привлекательного для студента образа истории» [Там же, с. 9].

Главной задачей модернизации исторического образования в высшей школе становится разработка и внедрение вариативных методов и подходов к изложению исторического материала. На смену традиционному изучению истории в вузе необходимо внести новое в процесс изучения прошлого, так как преподаватель повторно излагает основные исторические события и факты, изучаемые в школе, в связи с чем нужно обозначить разницу между средним и высшим звеном образования. В процессе обучения истории в университете возрастает роль применения мультимедийных технологий, которые способствуют формированию и развитию познавательного интереса студентов к истории отечества.

Гуманистически ориентированная система образования включает в себя цели высшего исторического образования, направленные на самореализацию личности студента, формирование его мировоззренческих убеждений, собственной позиции по отношению к историческому прошлому и настоящему.

Современное историческое образование имеет две стороны. Во-первых, оно представляет собой получение студентами неисторических специальностей университета исторических знаний, умений и приобретение навыков реконструкции образов исторической реальности, оценки исторических событий и фактов, освоение методов поиска и анализа исторической информации, а также становление целостных представлений об истории отечества. Во-вторых, это процесс формирования личности студента как субъекта общественных отношений.

В системе современного высшего исторического образования все более утверждается лично -стно ориентированный подход, который позволяет распознать особенности характера и способы

192

индивидуальной самостоятельной деятельности студентов по переработке исторической информации при одинаковой или различной продуктивности и создает условия для реализации субъективного опыта. В процессе обучения истории студент учится самостоятельно управлять своей деятельностью, постепенно складывается его индивидуальный стиль работы. Сотрудничество преподавателя со студентами предполагает объединение их интересов и усилий в постановке и решении исторических проблем, при этом студент является не объектом педагогических воздействий, а свободно действующей личностью. Это предполагает поддержку его точки зрения и суждений на исторические события и факты, что создает атмосферу взаимоуважения и творческого диалога в процессе учебной деятельности. Таким образом, преподаватель влияет на личность студента опосредованными методами, не ущемляя его интересов в познании исторической науки и закономерностей исторического процесса.

Применение исторических знаний осуществляется и в условиях активной самостоятельной работы студентов. Педагоги по-разному определяют ее сущность. «Организация самостоятельной работы в университете - это поиск взаимопонимания разных поколений, установление связей между свободой и ответственностью, согласование стремлений преподавателей

и интересов студентов, построение “образовательной встречи”, в которой формируется самостоятельность как главная цель образования» [2, с. 163]. Самостоятельная активность учащихся в учебном процессе становится реальной предпосылкой для развития более высокого уровня профессионального самосовершенствования будущего выпускника университета.

Дальнейшее развитие современного исторического образования невозможно без развития самой исторической науки. Последняя находится на переходном этапе, поскольку человечество вступило в новую эпоху всемирной цивилизации, характерной чертой которой выступает глобализация современного мира. В связи с этим переходом идет прогрессивная установка на профессиональную компетентность выпускника университета, потому предметом истории становится изучение места и роли личности в новой исторической эпохе. Гуманизация исторической науки означает повышенный интерес к историческим личностям, к тому, что она способна формировать представления о непреходящем значении общечеловеческих ценностей, а также предполагает понимание смысла исторического процесса и бережного к нему отношения. Развитие гуманистической традиции в современном высшем историческом образовании - важнейшая задача, поставленная практикой человечества.

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под. ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика Пресс, 1996. - 536 с.

2. Галицких, Е. Организация самостоятельной работы / Е. Галицких // Высшее образование в России. -2006. - № 6. - С. 160-163.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп. испр. и пе-рераб. - М.: Логос., 1999. - 383 с.

4. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

5. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1987. - 412 с.

6. Мауль, В. Я. Основы исторических знаний: учеб. пособие по дисциплине «Отечественная история» для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / В. Я. Мауль. - Тюмень, ТюмГНГУ, 2010. - 139 с.

7. Средневековая Европа глазами современников и историков: кн. для чтения. Ч. IV. От Средневековья к Новому времени. Новый человек. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1995. - 320 с. - (Всемирная история и культура глазами современников и историков).

8. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / С. Т. Шацкий; под. ред. Н. П. Кузина и

др. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 304 с.; Т. 2. - 414 с.

9. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. -М.; Ставрополь: МГПИ им. В. И. Ленина, 1991. - 206 с.

10. Шиянов, Е. Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. - Ростов н/Д: Цветная печать, 1995. - 313 с. Сдано 09.01.2013

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.