Научная статья на тему 'Гуманитарный цикл предметов в высшей школе - проблемы и решения'

Гуманитарный цикл предметов в высшей школе - проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1215
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Дьяченко Наталья Васильевна, Герасимова Ирина Николаевна

Проведен анализ основных проблем в преподавании гуманитарных дисциплин в вузах России. Даны рекомендации преподавателям гуманитарных дисциплин для качественной организации работы в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Дьяченко Наталья Васильевна, Герасимова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарный цикл предметов в высшей школе - проблемы и решения»

Ермолаева Жаннетта Евгеньевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Академии государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва. Тел.: 89251295510, e-mail: zhannettal3@gmail.com,

Дьяченко Наталья Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии Академии государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва. Тел.: 89295697889, e-mail: dyachenkonv@inbox.ru,

Герасимова Ирина Николаевна - старший преподаватель кафедры экологии Академии государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва. Тел.: 89031578720, e-mail: meegera@mail.ru,

Ж. Е. Ермолаева, Н. В. Дьяченко, И. Н. Герасимова

ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ ПРЕДМЕТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ -

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Новые реалии жизни, количество поступающей информации, требования будущих работодателей, ожидания обучающихся в ВУЗах страны, приоритеты технического и гуманитарного образований - все эти факторы выступают в роли причины для того, что бы образовательный процесс начал качественно меняться.

Сегодня в системе образования нашей страны наметились существенные перемены в отношении ее направленности, целей и содержания. Согласно ст. 2 Федерального закона РФ №273 «Об образовании», образование - это «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Следовательно, важнейшими целями учебного процесса является удовлетворение

основных потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии <...> и распространение гуманитарных, правовых и технических знаний среди личного состава, повышение его общеобразовательного и культурного уровня [19; 4].

Образование в вузе в настоящий момент представляет собой разрозненный набор теорий, точек зрения, различного рода авторских методик, зачастую разработанных в узкоспециальном ракурсе - всю эту неравномерно растущую пирамиду венчают федеральные государственные стандарты. Такая ситуация складывается в отечественном образовании по большинству предметов, но предметов гуманитарного, социально - политического цикла это касается в большей степени.

Данные проблемы существуют во всех секторах российского образования, в большинстве специальностей и специализаций. Цель данной статьи - обозначить спектр основных проблем в преподавании гуманитарных наук в вузах, специализирующихся на подготовке профессионалов технической направленности, как важных предметов, необходимых для строительства гражданского, правового общества, для саморазвития сознания человека, создания в образовательном процессе условий для самоактуализации личности.

Это лишь подтверждает мысль, что проблемы в гуманитарном секторе образовании назрели и их необходимо решать. Основными проблемами гуманитарного образования в техническом вузе являются:

1. Гуманитарные дисциплины в технических вузах считаются второстепенными предметами. Преподаватели не актуализируют перед обучающимися значимость этих дисциплин для жизни каждого человека и гражданина. Так как количество аудиторных часов по этим предметам небольшое, преподаватель вынужден сокращать объем и содержание материала, выдерживая при этом дидактические единицы государственного стандарта. Следовательно, обучающиеся не могут позволить себе изучать тему, вникая в нюансы предмета. Слушателям/курсантам и студентам не хватает времени личностно осмыслить материал, структурировать его

для себя, поработать с документами, рассмотреть документы через призму ретроспективы.

Данное количество аудиторных часов по гуманитарным дисциплинам достаточно только для того, чтобы привести сознание обучающихся в замешательство: в частоте сменяемых тем они не могут понять, сопоставить и сделать правильные выводы, сформировать свою личную точку зрения, успеть осмыслить, прожить и актуализировать для себя дидактические единицы, заявленные в государственном стандарте и рабочей программе.

По словам А.Н. Шиминой, необходимость мыслить возникает тогда, когда «человек сталкивается с трудно разрешимым противоречием. Следование привычным штампам и заезженным формулам оставляет человеческий ум в дремотном состоянии...» [20;74].

Если внимательно рассмотреть и проанализировать программы по ряду гуманитарных дисциплин, то возникает некий парадокс - часов выделяется мало, и если придерживаться Госстандарта и рабочей программы, то обработать необходимо большой объем материала, который невозможно вместить в рамки заявленного времени. В результате информационной перезагрузки знания разрознены, не систематизированы, не усвоены универсальные смысловые связи, а сама информация воспринимается как цель обучения, цель образования. Но образованность не сводится к информативности: она означает проникновение в смысл.

Следовательно, цикл гуманитарных предметов в техническом вузе становится бесполезным.

2. Преподавание гуманитарных дисциплин определяется информационным подходом. Студентам/курсантам, слушателям преподносится знание в форме застывших идеологем, чаще в форме лекции, потому что на практические занятии, семинары не хватает отведенного времени. Студенты/курсанты, слушатели заучивают материал, но, к сожалению, процесса осознания не происходит, а значит обучающиеся не смогут применить его на практике. Чётко знать определение «культу-

ра», это ещё не значит стать настоящим, культурным, воспитанным человеком. Так, философ И. Ильин считает, что «образованным надо считать не много знающего «энциклопедиста» и не всезнающего «сноба»: обременение или переобременение человеческой памяти не даёт зрелости человеческому духу». [11;81]

Догматизация знания, несколько десятилетий назад рассматривавшегося как сумма истин, подлежащих усвоению, определяла и формальную вопросно-ответную систему изложения материала, и авторитарный стиль общения между преподавателем и обучающимися, сводившийся к тому, что преподаватель сообщает некоторую информацию, слушатель ее повторяет. Оценка знаний определялась, прежде всего, полнотой и точностью воспроизведения ранее изложенного материала. К сожалению, эта система продолжает существовать и сейчас. Академик П. Л. Капица писал: «Для правильного обучения современной молодежи нужно воспитывать в ней творческие способности... Это фундаментальная задача, от решения которой зависит будущее нашей цивилизации не только в одной стране, но в глобальном масштабе» [12; 149]. Преподавание предметов гуманитарного цикла в соответствии с информационной парадигмой приводит к тому, что в вузах по сей день выпускаются вчерашние студенты, завтрашние члены современного общества с идеологически сформированным сознанием, а не проблемно организованным. Такой тип сознания в дальнейшем способен воспринимать только то, что укладывается в рамки внедряемых и массовым образом тиражируемых идеологем. Специалисты, привыкшие получать готовые идеологемы, воспринимают информацию без применения анализа, синтеза, сравнения.

Для переходного общества проблема формирования гражданственной политической культуры в образовательном процессе состоит, прежде всего, в демифологизации обыденного, унаследованного от тоталитарной социализации представления о мире политики через адекватное концептуальное и фактологическое знание, которое способно сделать политический процесс более прозрачным для понимания. Степень ее решения определяется тем, насколько абстрактные теоретико-

концептуальные построения политологии удается раскрыть в конкретном контексте национальной политической традиции России, ее культурно-исторического опыта и современной реальности, т. е. от решения проблемы концептуальной эквивалентности [7, 151-158].

3. Появление прогрессирующей тенденции ориентации на Запад - как можно больше российское образование должно вобрать в себя западных педагогических и методических технологий. Такой подход дискредитирует весь образовательный процесс. Иногда это делается подобострастно, огульно, не рассматриваются негативные стороны западных примеров в образовании. Так, Федотов Г. П. отмечает: «Отныне рост одной культуры, импортной совершается за счёт другой - национальной. Книга делается орудием обезличения, опустошения народной души» [16, 350]. В качестве примера можно привести измененную программу по дисциплине «Политология», где большая часть материала основывается только на западных исследованиях.

Российские преподаватели и педагоги стремятся внедрить в процесс обучения западные методики, не всегда имеющие отношение к образованию. Например, распространение нейролингвистического программирования как новой методики в обучении будущих специалистов. Внедрение данной методики в обучение поднимает вопросы этического характера. Включение компонента - «программирование», влечет за собой проникновение в бессознательное, а значит, возникает риск целенаправленного кодирования поведения обучающихся, так как в подобного рода состоянии, близкому к гипнозу, человек беспомощен и максимально уязвим. Например, в статье А.Ю. Никитина и С.С. Попова «Особенности использования наглядных пособий в преподавании дисциплин «Начертательная геометрия. Инженерная графика» делается акцент на использовании НЛП технологий в преподавании предметов профессионального цикла: «Основатели НЛП пришли к выводу, что каждый из нас имеет предпочтительный метод переработки информации, который в целом подходит под одну из трёх категорий: визуальную, аудиальную или кинесте-

тическую» [13; 66]. К сожалению, строением головного мозга, изучением его функционирования занимались многие ученые и С. Диммик, на которого ссылаются авторы статьи, не является первооткрывателем. Еще И.П. Павлов выделил функциональные единицы мозга - анализаторы, к которым относят: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный (тактильный), вкусовой, вестибулярный, двигательный (кинестезический), химический, барорецептивный и речедвигательный [14; 22]. Следовательно, мастерство педагога заключается в том, чтобы уметь, опираясь на психолого-возрастные особенности обучающихся, эффективно организовать учебный процесс для каждого его субъекта. Пытаясь связать НЛП-технологии с дидактикой высшей школы, авторы статьи путаются в терминологии, не разделяя категории наглядный и визуальный, хотя разница между ними принципиальна. Значение термина «наглядный» всегда означало демонстративный, то есть в процессе обучения преподаватель показывает/демонстрирует готовый объект, процесс, явление. А «визуальный» предполагает представление в виде образа. Другими словами, в процессе обучения преподаватель предлагает осмыслить информацию и представить её в виде фигуры, объекта, картинки. Сам процесс визуализации - это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и может служить опорой адекватных мыслительных и практических действий [9]. Проблемами методологии наглядности и визуализации учебной информации занимались классики мировой и отечественной дидактики Я.А. Коменский, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов. Вопросы проектирования визуально-информационной модели рассмотрены в педагогических трудах С.В. Арановой, А.А. Вербицкого, М.К. Мамардашвилии теоретика визуальных исследований Дж. Митчелла [1, 6]. Проблемы рассмотрения способа информатизации и визуализации изучались такими учеными, как Д. Желязны, В. Лаптев, Д. Ланков, Э. Тафти и другие [21]. Таким образом, делаем вывод о том, что копирование западных методик и путаница в западной терминологии приводит к путанице и в научном, и в методическом плане.

Данные тенденции в преподавании предметов в высшей школе приводят к углублению разрыва между информацией, предлагаемой при обучении, и потребностями индивида, который вынужден удовлетворять свою любознательность через неинституализированные каналы информации, что создает разрыв между обыденным и научным сознанием. Если теоретические знания противоречат тем установкам личности, которыми она руководствуется в жизни, то они могут деформировать сознание. А когда еще и вузовское образование увеличивает этот разрыв, общество получает личность с двумя «сознаниями», одно из которых - псевдонаучное.

Гуманитарные дисциплины (в первую очередь философия, риторика, родной язык и культура речи) должны способствовать формированию терминологической культуры будущего специалиста в технической области [10]. Именно понятийно-терминологический аппарат таких дисциплин как философия и родной язык является основой для формирования языка науки, а впоследствии и культуры профессиональной речи специалиста. В основе любой деятельности (интеллектуальной) лежит язык, то есть языковая компетенция. «Без языка невозможно освоить мир уже потому, что исторический опыт поколений запечатлен на 90% в языковой форме, в форме слова», - справедливо считает В. Ю. Троицкий [17; 269]. Задача преподавателя - научить обучающихся мыслить на языке предмета, а также каждому знанию подыскать аналог из других наук на основе сопоставления и ассоциаций [8; 59-65]. «Дать вещи какое-то название, слово, имя - писал А. Д. Лосев, - значит соотнести её со всем прочим, в свете чего мы хотим понять и с чем сравниваем. Это и значит, что мы понимаем вещь» [14; 823 - 824].

4. Неразработанность педагогико-методологических подходов в каждой отдельной гуманитарной науке. Часто преподнесение материала по культурологии, истории, политологии, логике, философии рассматривается в едином направлении. Этот подход неверен. Каждая дисциплина в отдельности имеет свои методические нормы, правила, которыми, к сожалению, преподаватели не пользуются. «Кто по-

стигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», - говорил Конфуций. [13; 462].

5. Одной из главных существенных проблем, не столько по своей значимости, сколько по сложности исполнения, является проблема личности преподавателя как субъекта, имеющего свою собственную точку зрения на события, на историю, на культуру. Основная задача преподавателя не навязать свою точку зрения, а помочь слушателям сформировать собственную. «Безответственно пользоваться тем, что студенты ради своего будущего должны посещать лекции преподавателя и там никого, кто мог бы выступить против преподавателя с критикой; пользоваться своими знаниями и научным опытом не для того, чтобы принести пользу слушателям - в чём состоит задача преподавателя, - а для того, чтобы привить им свои личные политические взгляды. Там, где человек науки приходит со своими собственными ценностными суждениями, там уже нет места полному пониманию фактов», -считает М. Вебер [5; 141 - 142].

Обозначим пути решения данных проблем:

1. Формирование четких компетенций (и этапов их реализации) в системе непрерывного образования как образования на протяжения всей жизни (lifelong learning). Последнее время внимание к вопросам реализации компетентностного подхода в вузах системы МЧС возрастает. Например, вопросы организации подготовки магистров в ВУЗах пожарно-технического профиля рассмотрены в статьях Бутузова С.Ю., Нго Ван Ань «Система управления подготовкой магистров в по-жарно-технических вузах МЧС России» [3], М.В. Бедило, С.Ю. Бутузов, Е.Н. Лома-ев, Нго Ван Ань «Формирование образовательной среды по направлению «Преподаватель высшей школы» при подготовке магистров пожарно-технических вузов» [2].

2. В принципе такое предельное расширение сферы образования соответствует парадигме информационного общества, когда любой активный поиск, получение, переработка и использование информации может рассматриваться как образова-

тельный процесс, процесс (само)обучения. Вместе с тем и пассивное получение информации может до определенной степени включаться в процесс образования.

3. Соотнесение количества академических часов и реальных информационных возможностей обучающихся и преподавателя - осуществление отбора материала с учетом временных и компетентностных особенностей обучающихся.

4. Обеспечение развития культуры мышления обучающихся посредством обучения приемам и методам мыслительной деятельности.

5. Отбор педагогических и методических технологий должен осуществляться с учетом национальных особенностей. Необходимо анализировать западные примеры в образовании, не забывать особенности российского менталитета.

6. Гуманитарное образование не существует отдельно от общественно-исторической, политической и экономической реальности. Следовательно, необходима заинтересованность государства в выборе единых педагогических и методических направлений в подготовке специалистов.

7. Необходим творческий синтез гуманитарных и естественных, математических дисциплин для подготовки специалистов, способных решать инновационные задачи.

8. Обучение решению научно-технических проблем на границе технической и гуманитарной сфер.

Таким образом, гуманитарные науки призваны формировать многогранно развитую личность, решать обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, способствовать овладению и развитию навыков умственного труда, поиску истины в том или ином явлении, помогать развивать творческую личность, развивать гибкость ума. В ходе изучения гуманитарных наук формируется «Я» обучающихся, активизируется процесс социализации личности Наряду с формированием инженерного типа мышления, культуры профессиональной речи, возрастает потребность в специалистах, умеющих решать задачи на стыке специальностей и методологий. А

значит, возникает потребность в координации и интеграции гуманитарного образования в рамках научной школы.

***

1. Аранова С.В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2011. -№2. -С.18-24

2. Бедило М.В, Бутузов С.Ю., Ломаев Е.Н., Нго Ван Ань Формирование образовательной среды по направлению «Преподаватель высшей школы» при подготовке магистров по-жарно-технических вузов/[Электронный ресур]/ Технологии техносферной безопасности: Интернет журнал. - 2014. - №2 (54).- Режим доступа: http://ipb.mos.ru/ttb

3. Бутузов С.Ю., Нго Ван Ань Система управления подготовкой магистров в пожарно-технических вузах МЧС России/[Электронный ресурс]/ Технологии техносферной безопасности: Интернет журнал. - 2013. - №5 (51). - Режим доступа: http://ipb.mos.ru/ttb

4. Будда /сост. В. В. Юрчук. - Минск: «Современное слово», 2006.

5. ВеберМ. Наука как призвание и профессия/Самосознание европейской культуры XX века/ Сост. Гальцева Р. А. - М, 1991.

6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высш. шк., 1991. -207 с.

7. Дьяченко Н. В. Современные проблемы в преподавании политологии в вузах России Н. В. Дьяченко Академия государственной противопожарной - Известия Иркутского государственного университета 2010. № 2 (5). С. 151-158

8. Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н. Интеллект-карта как метод формирования научных понятий и терминов у курсантов и слушателей технического вуза. Пожары и ЧС.- М. - 2014. -№2. C. 59-65.

9. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14302. - 0,5 п. л. -URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14302.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X

10. Ермолаева Ж.Е. О формировании терминологической культуры обучающихся в вузах МЧС России/[Электронный ресурс]//Технологии техносферной безопасности: Интернет журнал. - 2014. - №5 (57).-Режим доступа: http://ipb.mos.ru/ttb

11. Ильин И. Путь к очевидности - М, АСТ, 2007

12. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. - М., 1974.

13. Конфуций Л. Изречения. - М., Эксмо, 2004.

14. ЛосевА.Д. Бытие. Имя. Космос. - М., 1993.

15. Никитин А.Ю., Попов С.С. Особенности использования наглядных пособий в преподавании дисциплин «Начертательная геометрия. Инженерная графика»/ Пожары и ЧС, 2014. №4. С. 66-70.

16. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика - М.,2006. 480 с.

17. Троицкий В.Ю. Судьбы русской школы/отв. Ред. О.А. Платонов. - М., 2010.

18. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. - СПб: «София», 1991.

19. Чуприян А. П. Методические рекомендации М., 2011 - С. 4.; Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

20. Шимина А. Н. Педагогические аспекты философского наследия Э. В. Ильенкова// Педагогика - 2004. - № 6 - С. 74.

21. Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographies: the Power of Visual Storytelling. -New Jersey: John Wiley&Sons Inc,2012. -263 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.