Научная статья на тему 'Гуманитарные принципы организации образовательного процесса'

Гуманитарные принципы организации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EXISTENTIAL EDUCATION / PHILOSOPHY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулима И. И.

Рассматриваются принципы организации учебного процесса, имеющие гуманитарную сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN PRINCIPLES OF THE EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION

The article considers the principles of the educational process organization that have a humanitarian nature.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные принципы организации образовательного процесса»

178

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 6, с. 178-182

УДК 101.2

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© 2014 г. И.И. Сулима

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

sulima.i.i@mail.ru

Поступила в редакцию 11.07.2014

Рассматриваются принципы организации учебного процесса, имеющие гуманитарную сущность. Ключевые слова: бытийное образование, философия, учебный процесс.

Современная бурная и противоречивая эпоха подтверждает неизменный вывод о том, что человек очень ранимое и легко уязвимое существо. Его уязвимость имеет множество направлений. В частности, человек очень зависим от того воспитания, того образования, которое он получает. Человека, его душу и тело легко можно покалечить неправильным, негуманным обращением с воспитанником, обучаемым. Человек нуждается как в гуманном отношении к нему со стороны другого человека, так и в гуманном отношении той социальной системы, среды, в которой он находится. Обидеть, разочаровать, озлобить, дать негативный опыт, сформировать асоциальный стереотип, выработать нездоровый образ жизни, показать дурной пример, соблазнить грехом, может, увы, так многое. И может это сделать исключительно легко.

Добро, культура, ценности (в т.ч. гуманное отношение к человеку) нуждаются в постоянной и системной поддержке. Эта поддержка должна быть обеспечена существенным организационным, кадровым и материальным ресурсом. Зло, корыстность, равнодушие, преступление, ненависть, подлость, предательство, рознь, бескуль-турие не нуждаются в поддержке. Хаос порождается из порядка, пожирает порядок, паразитирует на нём. И в большинстве случаев не нуждается в специальных усилиях по его поддержке. Человек должен становиться человеком вновь и вновь. Вновь и вновь должен прилагать усилия, чтобы хотя бы не скатиться к греховному, падшему состоянию. А достижение новых высот культуры, нравственности требует преодоления многочисленных преград. Самой сложной из которых является сам человек (его пороки, антикультура, антиценности, порочная организация личной и общественной жизни, институтов).

Собственно, процесс становления отдельной личности и процесс развития общества в основе

своей представляют эту внутреннюю борьбу добра и зла. Добро, культура нуждаются в защите, поддержке, в специальных организационных усилиях. Зло в целом в этом не нуждается. Сорняки растут сами по себе. Хотя иногда зло организуется и наступает организованно, опираясь на специально предоставленную, ресур-сообеспеченную поддержку. В таком соотношении добро и зло, их борьба могут составлять предмет исследования любой гуманитарной дисциплины.

Определённым аспектом исследования характера указанного конфликта, а главное, способа его разрешения является исследование специальных организационных усилий, направленных на создание условий выращивания в человеке гуманизма, создание условий развития добра в человеке. Полагаем в этом плане актуальным обращение к философии образования, изучающей природу образования, адекватного природе человека. Полагаем в этом плане актуальным обращение к гуманистическому направлению в философии образования, изучающей гуманистическую природу образования, его сообразность природе культуры гуманизма. Целью данной статьи является выявление отдельных аспектов конкретного механизма обеспечения поддержки человеческого в человеке в процессе воспитания и обучения. Прежде всего мы рассмотрим два базовых, с точки зрения гу-манитаристики, принципа организации образовательного процесса - философизацию и языковую доминанту в образовательном процессе.

Актуально создать среду гуманизма, сферу, себя воспроизводящую как поле гуманного отношения формирующего человека к становящемуся человеку. Гуманитаристика должна не просто декларировать ценность человека, заниматься различными аспектами изучения человеческого бытия, а как всякая сфера человеческого мышления должна быть практически по-

лезной, разрабатывать инструменты, применимые в деятельности различных социальных институтов, подготавливать методики внедрения и дальнейшего применения этих механизмов, заботиться о том, чтобы эти механизмы были интегрированы в сложившиеся социальные отношения, в устоявшиеся механизмы действия общества.

Переходя к конкретике, отметим, что гума-нитаристика одной из своих функций имеет определение основных принципов организации образовательного процесса. Гуманитаристика должна удержать институт образования от утилитаристского крена, который так возможен в эпоху, когда все поняли, что образование может выполнять социальный заказ по подготовке кадров под определенное производство. Современность показала, что можно воспользоваться тем потенциалом, который есть у системы образования (кадровым, методическим, материальным) для решения узких (иногда, очевидно корыстных) задач и при этом ничего не вложить в систему. Задача гуманитаристики ориентировать сознание общества на приоритет развития человека, совершенствование, облагораживание его нравственных, физических и социальных качеств. Именно развитие человека должно быть результатом любого социального изменения, события. В частности, совокупность гуманитарных наук может выработать принципы организации учебного процесса, а философия образования призвана обобщить этот результат.

Гуманитарные принципы организации учебного процесса, по нашему мнению, состоят в том, что образовательный процесс строится с языковой доминантой в своей структуре, происходит психологизация учебно-воспитательного процесса, образование основывается на философии как организующем стержне; структура образования как процесса, как системы определяется понятием и диалектикой герменевтических кругов и вследствие этого носит эвристический характер, принцип историзма приобретает структурообразующую роль в процессе организации образования; как принципы организации образовательного процесса выступает его максимально широкая диверсификация по территориально-административному признаку и по формам организации учебно-воспитательных мероприятий. Регенерирующую роль в воспроизводстве этих принципов организации образовательного процесса, позволяющую придать целостность, завершенность и устойчивость структуре образования, играет принцип осознанности всей структуры образовательного процесса всеми его участниками и осознания себя в этом процессе, который открывает очевидность гуманистического характера таких оснований образования.

Совокупность этих принципов подразумевает (в отличие от функционального подхода) подготовку учащегося к жизни как овладение языком этой жизни, реализацию человека в его доме бытия, опору на обширную и разнообразнейшую, как жизнь, эмпирическую практику, что не вписывается в идеи прагматизма или советскую практику политехнизации средней школы. Методологически значимую для гуманитаристики позицию занимал Н.И. Пирогов, исходивший из духовной и телесной природы человека, требуя, чтобы первоначально у воспитанника сложилось целостное миропонимание: «...не спешите с... прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку. и у вас будут и негоцианты. и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане» [7, с. 37].

Причем должно соблюдаться принципиальное для современной системы образования условие: дифференцированное преподавание учебных дисциплин. Есть дисциплины, раскрывающие смысл объекта понимания, и есть дисциплины, вооружающие навыками понимающих процедур, методами изучения объекта. В связи с этим П.П. Блонский писал, к примеру: «Нелепость школьной математики происходит... от того, что она изучается в школе как предмет, между тем как она должна изучаться исключительно как метод познания и технический язык» [2, с. 117]. При такой дифференциации учебных предметов повышается эффективность обучения, учащиеся получают специальные навыки, необходимые для самостоятельной деятельности, педагогический процесс становится более целенаправленным, целеустремленным.

Философия - методологическое ядро гуманитаристики. Поэтому она - обязательный элемент организационного ядра образования. Вывод о приоритетности бытийного мышления настолько принципиален, что регламентирует основополагающие устои организации образовательного процесса, требуя сделать философию, как тип мышления, основой организации всего образования, т.е. «философизация» образования не означает наличия только стержневого курса философии, пронизывающего всю систему образования от дошкольного до послевузовского. Философское, бытийное мышление, выводы должны пронизывать все учебные предметы, всю воспитательную работу, истребуя от них соответствующей структуры. Принципиальность и соответственно доминирующая роль бытийного мышления для системы образования определяется его естественностью для человека, способностью раскрытия глубины бытия в глубинах человеческого и наоборот.

Система образования должна поощрять наличие мышления, его стиля и результативность, особо выделяя философский цикл дисциплин и философские разделы нефилософских дисциплин.

Образовательный процесс должен строиться так, чтобы давать все время особый материал для мышления учащихся и иметь учебно-воспитательные формы, в рамках которых шло бы усвоение этого материала, его переработка. Возможно введение курса типа «Мышление об основаниях», «Мысли о мире». Вечные вопросы о жизни, о ее смысле, о бытии и небытии и т.д. своей «вечностью» определят себе место в структуре образования и ее саму. Любой учебный предмет, любое воспитательное мероприятие (при условности их разделения) требуют разговора о сущем, об изначальном.

Принцип организации образовательного процесса, содержащийся в том, что философия образует несущий структурообразующий элемент, заключается и в том, что специальная фило-софско-методологическая пропедевтика предваряет любой учебный предмет (не исключая трудового обучения, физической культуры, домоводства и т.д.) и изучение любой учебной дисциплины завершается философским и методологическим курсом. Подобный принцип организации позволяет расширять горизонты понимания бытия, актуализирует гуманитаристику в век утилитаризма.

Также фундаментальным для гуманитари-стики принципом организации образовательного процесса является языковость как основа, как содержательный стержень, как структурообразующий элемент образования, как интегрирующий многообразие форм, методов, дисциплин столп образования. Изучение языка, различные формы работы с языком, языковыми образованиями составляют основу образования, должны пронизывать всю систему образования, все ее ступени и нормы вне зависимости от их частного предназначения, специализации и других особенностей. Учебные заведения, расположенные на территориях со сложившимся дву-или многоязычием, этот тезис в рамках бытийного образования должны подтверждать особенно отчетливо. Здесь гуманитаристика должна помогать через образование приносить обществу мир.

Учебные дисциплины, раскрывающие сущность языка, открывающие язык человеку и человека языку, формируя основу образования, в то же время сами должны быть максимально разнообразны, чтобы открыть глубину языка, точнее, его бездонность, чтобы он был реальной, а не лишь декларируемой основой образования, ведь само предание должно прийти к нам

через широкие ворота языка, прийти из языка. Это означает, что образование пронизывают учебные курсы философии и теории языка, семантики, семиотики, этимологии, фольклора и, конечно, целый комплекс специальных лингвистических дисциплин. Структурообразующая роль языковых дисциплин проистекает также из того, что они не только пронизывают все образование, но и образуют отправную точку образования и его главный результат. Предварительное изучение языка образует единственную возможность понять все остальные учебные дисциплины.

Центральная роль языкового принципа в организации образовательного процесса связана также с тем, что языковой стержень образования формирует терминологическую базу всех звеньев образования, играя доминирующую роль в формировании понятийной базы всех учебных дисциплин. Для гуманитаристики не органично предполагать наличие жесткого единообразия, абсолютного единопонимания терминов. Есть возможность проявить различные особенности словоупотребления, позволяющая избежать догматизации, способствующая гуманизации образования. Основывается она на знании живости, подвижности языка вообще, умении почувствовать индивидуальные особенности словоупотребления другого человека, другой научной дисциплины, что невозможно было бы, если базой образования был бы не язык.

Особо значимо, что преподавание языковых дисциплин в рамках предлагаемой структуры образования наконец дает реальную основу для преодоления разрыва между гуманитарным и естественно-техническим циклами дисциплин, преодолевает глубинную дискретность в структуре современной модели образования. Междисциплинарный комплексный подход в современном образовании малоэффективен, о нем много говорят и пишут, а на практике он внедряется тяжело потому, что нет основы, на которой он мог бы базироваться в онтологическом плане. До тех пор пока в основу образования не будет положен язык, междисциплинарный, комплексный подход будет частной методикой, с которой с той или иной степенью успеха будут работать отдельные коллективы педагогов. Х.-Г. Гадамер полагал, что «...модель филологии становится руководящей для естественнонаучного метода» [3, с. 229], если мы мир естественного воспринимаем как «книгу природы».

Приоритетное положение языковых дисциплин и методов воспитания, связанных с использованием возможностей языка, позволяет решить проблему современного образования, связанную с активным ростом наук, их влиянием на образование. В связи с тем что возрастает

степень абстрактного в знании, возрастает «некартинность» объектов современной науки, учебные предметы «отдаляются» друг от друга из-за роста специальной терминологии, специальных элементов речи, и в результате внутреннее единство в образовании разрушается при наличии формального единства, а человек, хорошо овладевший языком, его механизмами, образно представляющий языковые построения, эмоционально воспринимающий термины в силу богатой речевой практики, чувствующий язык, будет ощущать себя комфортно, т.к. система образования, в которой он находится, не потеряет своего внутреннего единства, чувство целостности будет сохранено.

Если философы образования хотят, чтобы структура образовательного процесса представляла собой целое, чтобы не было дискретности в учебно-воспитательном процессе, то они должны сформулировать принципы такой модели образования, в которой человек добровольно, осознанно и имея на то основания признал язык домом своего бытия, формой, присущей ему имманентно, осознал свою неразрывную связь с языком, принял мир как «мир в языке». Философия образования и философия языка имеют принципиальное значение для установления структуры образования, соответствующей гуманизации образования.

Языковой принцип организации учебного процесса учитывает, что язык живет в тексте, в контексте, поэтому изучение языка в литературном произведении также является базой образования, структурообразующим элементом. Бытие языка в литературном произведении интегрирует в себе собственно лингвистические, семиотические, литературно-художественные, этические, исторические, философские, гуманитарные и другие важнейшие для образования личности аспекты. Литература должна быть центром учебно-воспитательной работы в силу универсальности своих возможностей. Они прежде всего связаны с ее языковым характером, но Х.-Г. Гадамер также отмечал, что «литература является функцией духовного сохранения и традиции, и поэтому она в любое настоящее вносит скрытую в ней историю» [3, с. 221]. Предание живет в литературе, если мы имеем дело с классическим текстом.

В этом плане интересен опыт, накопленный в колледже среднего образования Сент-Джон в г. Аннаполисе в США, где строительство учебного курса определяется изучением 130 классических текстов западной цивилизации: «Ученики изучают геометрию по Евклиду, математический анализ - по Ньютону, химию - по Лавуазье. Они знакомятся с политической доктриной

Токвиля, мыслями Фрейда по психологии, гипотезой Уотсона и Крика о строении ДНК. Их учебниками являются труды Дарвина по эволюции, Эйнштейна по теории относительности» [4, с. 51-52]. Классические тексты литературы играют особую роль, теоретики и практики образования считают, что она является источником нравственности, уважения авторитетов, основанных на добре и мудрости, противоядием против вражды, насилия.

Понимание, его механизм, предполагает в обязательном порядке диалог, хотя бы и внутренний. В рамках образовательного процесса было бы важно с точки зрения гуманитаристики организовать специальный курс, также пронизывающий всю систему образования, который бы был посвящен анализу одного-двух классических текстов (сообразно воспитательным и образовательным задачам на той или иной ступени образования, в том или ином типе учебного заведения) в течение всего учебного года. Это был бы настоящий неспешный диалог с самим преданием, с мыслями, словами автора и его героев либо с «Книгой природы». В структуре образовательного процесса должно быть постоянное место напряженному в-слушиванию в язык, в несомое им предание.

Одним из доказательств необходимости строить образовательный процесс на базе языка, литературы и соответствующей структуры учебно-воспитательных мероприятий, служат эксперименты, проводившиеся А.А. Брудным [5, 6], который объясняет преимущество повествовательных текстов тем, что понимание их является одновременно в результате внутреннего диалога пониманием человеком самого себя. В подтверждение этого служит и работа Р. Музиля [7].

Переживания, эмоции, которые несет язык, литература, активно развивающие созидательное воображение, поддерживают единство структуры образования, устанавливая функциональную связь между «языковым стержнем» образования и его психологической доминантой. Вся система образования должна быть пронизана курсом общения, дающим как теоретические знания, так и практические навыки реального понимания других людей в реальном общении. Психологизация образовательного процесса позволит избежать конфликтности ситуации непонимания, свойственной современной образовательной среде; современная структура образования, ее основания делают ситуацию различного понимания одного и того же учащим и учащимся потенциально конфликтной, и эта ситуация транспонируется на все общество в результате институциональных характеристик образовательной системы.

Психологизация учебно-воспитательного процесса означает не только центральное место психофизиологических дисциплин в учебном плане, не только обучение общению, но и создание условий для этого общения, комфортных и имеющих деятельностную основу.

Развитию навыков общения и углублению внутреннего диалога, развитию психики способствует изучение целого комплекса дисциплин художественно-эстетического цикла. Психологизация как организационный принцип означает постоянное провоцирование эмоциональных реакций, переживаний, осознание этих реакций у себя и у другого человека. Поэтому психологизация не сводится к стержневому курсу психологии и смежных дисциплин. Она означает, что образование «наполнено» театром, музыкой, живописью, кино, архитектурой, танцем, пением и т.д. Переживание сюжетов, мотивов, человеческих порывов, прекрасного в человеке и природе, формирование психики в процессе созидательного творчества - вот направленность подобной структуры образования, она не подразумевает давать профессиональные навыки художественных профессий.

Таким образом, гуманитаристика, с одной стороны, в целом направляет образование на путь гуманизации, с другой стороны, даёт для этого соответствующие конкретные инструменты.

Список литературы

1. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч./ Сост. А.Н. Алек-сюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. 496 с.

2. Блонский П.П. Избр. пед. произв. М.: АПН РСФСР, 1961. 696 с.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

4. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

5. Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения// Проблемы социологии и психологии чтения. Сборник статей. М.: Книга, 1975. С. 162-172.

6. Брудный А.А. Проблема языка и мышления -это прежде всего проблема понимания // Вопросы философии. 1977. № 6. С. 101-103.

7. Музиль Р. Человек без свойств: Роман/ Пер. с нем. С. Апта. М.: Худож. лит., 1984. Кн. 1-2.

HUMANITARIAN PRINCIPLES OF THE EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION

I.I. Sulima

The article considers the principles of the educational process organization that have a humanitarian nature. Keywords: existential education, philosophy, educational process.

References

1. Pirogov N.I. Izbr. ped. soch./ Sost. A.N. Aleksyuk, G.G. Savenok. M.: Pedagogika, 1985. 496 s.

2. Blonskij P.P. Izbr. ped. proizv. M.: APN RSFSR, 1961. 696 s.

3. Gadamer H.-G. Istina i metod: Osnovy filosofskoj germenevtiki: Per. s nem. / Obshch. red. i vstup. st. B.N. Bessonova. M.: Progress, 1988. 704 s.

4. Dzhurinskij A.N. Zarubezhnaya shkola: Sovre-

mennoe sostoyanie i tendencii razvitiya. M.: Pro-sveshchenie, 1993. 192 s.

5. Brudnyj A.A. Ponimanie kak komponent psiholo-gii chteniya// Problemy sociologii i psihologii chteniya. Sbornik statej. M.: Kniga, 1975. S. 162-172.

6. Brudnyj A.A. Problema yazyka i myshleniya - eh-to prezhde vsego problema ponimaniya // Voprosy filo-sofii. 1977. № 6. S. 101-103.

7. Muzil' R. Chelovek bez svojstv: Roman/ Per. s nem. S. Apta. M.: Hudozh. lit., 1984. Kn. 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.