Научная статья на тему 'Гуманитарное знание и вызовы времени. (к 20-летию выхода сериальных изданий ИНИОН РАН)'

Гуманитарное знание и вызовы времени. (к 20-летию выхода сериальных изданий ИНИОН РАН) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
87
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное знание и вызовы времени. (к 20-летию выхода сериальных изданий ИНИОН РАН)»

С.Я. Левит

ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ. (К 20-летию выхода сериальных изданий ИНИОН РАН)

«Опять, как в годы золотые»1, мы с чем-то боремся. Увы! В 2000 г. содружество ученых отбило у чиновников культурологию, а сейчас впали в немилость все гуманитарные науки. Да что науки - замахнулись на Академию наук, которая существует около 300 лет и умножает духовную славу России. Вот таков контекст. А текст иной: более 20 лет тому назад в российской культуре с ее всемирной отзывчивостью открылись, наконец, неизвестные «культурные пласты» мировой гуманитарной науки и появилась надежда ее более плодотворного развития в будущем.

В 90-е годы ХХ в. стали доступными переводы фундаментальных работ крупнейших западных мыслителей, посвященные про-

Блок А. Россия // Александр Блок. Собр. соч.: В 6 т. - Л.: Художественная литература. - Т. 2: Стихотворения и поэмы, 1907-1921. - С. 97. В этом стихотворении, которое начинается так:

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... есть такие строки о России:

Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты...

И это вселяет некий оптимизм, несмотря на фантастическую, неиссякаемую и труднообъяснимую энергию разрушения.

185

блемам философии, осмыслению культуры и культурных процессов с разных методологических позиций. Переводы работ З. Фрейда, С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, К. Леви-Строса, К. Ясперса в серии «Мыслители ХХ века» издательства «Республика» оказали огромное влияние на развитие гуманитарных наук.

В ИНИОН РАН в 90-е годы выходят переводы Э. Мунье, Г. Мадинье, М. Бубера, К. Ясперса, К. Манхейма, В. Виндельбан-да, Д. Флуссера, Э. Фромма2 и др.

Возникла потребность в целенаправленной издательской политике в рамках ИНИОН, в разработке проектов серий книг, дающих научной общественности представление об опыте исследований культуры в западной науке, трансляции основополагающих ориентаций классической философии в культурологические исследования.

Постепенно сложилась «Программа научно-информационного обеспечения фундаментальных исследований культуры». Первоначально она включала переводы, а затем дополнилась сериями книг отечественных авторов. Эта программа предлагалась многим издателям, но диалог по разным причинам не возникал. Наконец, М.М. Скибицкий познакомил меня с директором издательства «Юристъ» и началась работа.

В 1992 г. была основана серия «Лики культуры», и с 1994 г. в издательстве «Юристъ» вышли в свет переводы классиков культурологии, философии, социологии3.

2Мунье Э. Персонализм. - М.: ИНИОН РАН, 1993. - 129 с.; Мадинье Г. Сознание и любовь. - М.: ИНИОН РАН, 1995. - 135 с.; Яс-перс К. Философская вера. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - 150 с.; БуберМ. Проблема человека. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - 120 с.; Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - 220 с.; Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования. - М.: ИНИОН РАН, 1991. - 219 с.; ЯсперсК. Духовная ситуация нашего времени. - М.: ИНИОН РАН, 1990. - 214 с.; Виндельбанд В. Избранное. Философия и культура. - М.: ИНИОН РАН, 1994. - 350 с.; Тил-лих П. Христианство и мировые религии. - М.: ИНИОН РАН, 1994. - 68 с.; Флус-сер Д. Иисус. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - 151 с.; БуберМ. Я и Ты. - М.: ИНИОН РАН, 1993. - 174 с.; Фромм Э. Из плена иллюзий. - М.: ИНИОН РАН, 1991. -147 с.; Фромм Э. Искусство любить. - М.: ИНИОН РАН, 1991. - 156 с. и др.

3 ВеберМ. Избранное. Образ общества. - М.: Юристъ, 1994. - 704 с.; Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. -М.: Юристъ, 1994. - 719 с.; Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М.: Юристъ, 186

Серия была представлена на книжных ярмарках Германии и Израиля. Согласно рейтингам, публикуемым еженедельником «Книжное обозрение», книги серии неизменно становились «бестселлерами для интеллектуалов». В журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Вестник РГНФ», «Новое литературное обозрение», «Новая и новейшая история», «Литературное обозрение», «Вопросы философии» и других было опубликовано множество рецензий - В.И. Уколовой, А.И. Патрушева, М.Н. Соколова, К.Б. Соколова, И.В. Кондакова, Ю.В. Осокина, Г.С. Померанца, Е.В. Ознобкиной. Эти рецензии позволили переосмыслить нашу работу, понять влияние научно-информационной деятельности на формирование нового типа мышления.

Один из рецензентов, высоко оценивший серию «Лики культуры», иронично отмечал особый пафос создателей серии, вписанный в определенный культурный стереотип. В действительности это был не пафос, а «профессиональное вдохновение», возникшее не на пустом месте. В течение многих лет в ИНИОН РАН выходили рефераты и переводы книг выдающихся западных мыслителей4.

Реализация программы стала возможной благодаря вдохновенному труду замечательного коллектива: переводчиков -

1994. - 700 с.; ТиллихП. Избранное. Теология культуры. - М.: Юристъ, 1995. -479 с.; Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. - М.: Юристъ, 1996. -591 с.; Зиммель Г. Избранное: В 2 т. Созерцание. - М.: Юристъ, 1996. - Т 2. -607 с.; Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика, 1998. - 784 с.; Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. - М.: Юристъ, 1995. - 687 с. и др.

4 В 70-80-е годы под редакцией Я.М. Бергера, Р.А. Гальцевой,

B.Н. Листовской были изданы: Вебер М. Протестантская этика. - М.: ИНИОН АН СССР, 1972. - 250 с.; ВеберМ. Исследования по методологии науки. - М.: ИНИОН АН СССР, 1972. - 125 с.; Макс Вебер и методология истории (Протестантская этика). - М.: ИНИОН АН СССР, 1985. - Вып. 1-2. - С. 151; Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. - М.: ИНИОН АН СССР, 1985. -

C. 241; Манхейм К. Идеология и утопия. - М.: ИНИОН АН СССР, 1976. - Т. 1. -246 с.; Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - М.: ИНИОН АН СССР, 1978. -210 е.; Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли ХХ века: Сб. переводов. - М.: ИНИОН АН СССР, 1979. - Т1. - 276 с.; Т. 2. - 186 с.; Т. 3. -274 с. и др.

187

М.И. Левиной, А.В. Михайлова, А.М. Руткевича, А.В. Дранова, талантливого исследователя и научного редактора Л.Т. Мильской, вклад которой в подготовку этой серии трудно переоценить. Оформление этой серии принадлежит художнику П.П. Ефремову, создавшему остроумный дизайн суперобложки - воспроизведение живописных срезов мрамора, для каждого автора разных, слагается в некую «жилу» мудрости, что являет зрителю свою прихотливую и тонкую «игру на века».

В рецензии Е. Ознобкиной на «Лики культуры» отмечалось, что благодаря этой серии отечественная гуманитарная культура открыла для себя во всей полноте произведения, «выходившие в течение столетия в америках и европах своим чередом», но известные у нас в «сублимированном» виде - в форме рефератов и пересказов. Ею отмечался профессионализм, огромный объем квалифицированного труда, вложенного в подготовку книг серии.

В этой серии было положено начало изданию трудов Э. Кассирера5. В томе «Избранное. Опыт о человеке» (М., 1997) были собраны исследования этого выдающегося мыслителя, для которого характерен широкий культурологический взгляд на проблему познания. Кассирер трансформировал трансцендентальную философию как теорию познания в теорию миропонимания и смысла. В кассиреровской интерпретации проблема бытия смещается из области онтологии (теории бытия) в область семантики (смысла понятия бытия), где главным «действующим лицом» выступает смысл (значение).

Как утверждает Дж. Кройс, «вместо фундаментальной онтологии Кассирер развивает фундаментальную семиологию»6.

На смену учению о бытии как онтологии рационального (логического) мышления приходят концепции, сосредоточившиеся на специфике человеческого бытия в культуре. «Мир культуры» -

5 В серии «Книга света» изданы другие труды Э. Кассирера, в том числе его фундаментальный труд «Философия символических форм» (Кассирер Э. Философия символических форм. - М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - Т. 1. - 272 с.; Т. 2. - 280 с.; Т. 3. - 398 с. - (Серия «Книга света»)).

6 Krois J.M. Why did Cassirer and Heidegger not debate in Davos? // Symbolic forms and cultural studies E.Cassirer's Theory of Culture. - N.H.; L.: Jale univ.press, 2004. - P. 250.

188

целостная «символическая Вселенная» как «множество различных бытийственных структур», «форм миропонимания» - мир, возникший вместе с формированием человека («animal symbolicum») и обязанный ему своим существованием, оказывается теперь в центре внимания философов и культурологов7.

Событием серии явилось издание работ Георга Зиммеля, одного из создателей нового языка философии, традиционно считавшегося мыслителем «второго ряда». В произведениях Зиммеля пластика философского языка опирается одинаково свободно и на понятия, и на образы. Зиммель, как и Хайдеггер, заворожен странным отсветом «немыслимого», который они замечают за «мыслимым». Как отмечала Е. Ознобкина, «сама напряженность мыслительного поля, где должен был появиться язык философии ХХ в., передана Зиммелем удивительно сильно» (18, с. 364).

Создание этой серии, отмечает в своей рецензии Г. С. Померанц, было замечательным шагом в возрождении духа русской философии, духа живого отклика на глобальные проблемы, ибо без обращения к выдающимся мыслителям Запада -М. Веберу, В. Виндельбанду, Э. Кассиреру, Я. Буркхардту, Г. Зиммелю, К. Манхейму, Э. Трёльчу, П. Тиллиху, без вхождения в поток европейской мысли такое возрождение невозможно. В своих размышлениях о книгах, представленных в серии, Г.С. Померанц поднимает важную проблему - понимания и освоения духовного наследия предшественников, проникновения в живую суть их мышления, постижения «ветвистости» их мыслей, а не огрубления этих мыслей застывшими формулами (19, с. 183).

Значение серии «Лики культуры» виделось М. Соколовым в том, что: «Вышеперечисленные философы - от Виндельбанда до Тиллиха - на примере многовековых религиозно-художественно-политических реалий показывают, что, только осмыслив разнообразное культуротворчество человека в качестве совершенно особой среды, точнее, в качестве нового измерения, мы и сможем в какой-то степени понять, как, собственно, человек действует в истории и зачем она ему, эта история, вообще нужна. Вне такого философского культуроцентризма нам всегда будет не хватать че-

7 Книжник О.В. Давосская дискуссия между Э. Кассирером и М. Хайдеггером; еимволическая и экзистенциальная трактовки проблемы бытия // Вестник ОГУ. - Оренбург, 2007. - № 2. - С. 54-62.

189

го-то сверхнасущного - той тонкой посреднической энергии, которая только и может соединить неуемно-подвижный, но одинокий мировой Дух Гегеля с незыблемо-устойчивой, но тоже фатально одинокой вещью-в-себе Канта» (24, с. 183).

Пауль Тиллих дал ответ на вопрос о причинах «почти шизофренического раздвоения» современного сознания между «религиозным» и «светским». Он находил корень беды в игнорировании того общего, но многомерного поля культуры, внутри которого оба аспекта сосуществуют. Религия, понимаемая не как «особая функция духовной жизни человека», но как особый «аспект глубины», на все функции накладывает свой отпечаток. Это и есть «религия, воспринимаемая культурно-исторически, в некоем реальном трансцендентализме общей теории ценностей» (24, с. 183).

На рубеже XIX и XX вв., когда рушилась прежняя устоявшаяся «прекрасная эпоха», человеческое сознание уяснило новую ме-тапространственную ситуацию: «Окончательно прочувствовало, что существует уже не в прежнем двухмерном мире, ограниченном субъектно-объектными отношениями. Третий мир, мир культурных ценностей, не сводимых к чистой субъективности либо объективности, властно заявил о своей суверенности, требуя от философии общения с собой на равных» (24, с. 182). Книги серии «Лики культуры» - это в большинстве своем труды признанных классиков философии, живших и творивших преимущественно в конце XIX - первой половине ХХ в. В рамках серии осуществляется диалог этих выдающихся авторов, их метапространственное взаимодействие, перекличка идей, разговор ведется по важнейшим вопросам человеческого существования. Культурологический аспект присутствует во всех книгах серии, дающих подробное и разнообразное толкование ключевого гуманитарного понятия - «культура».

Формирование культурологии выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке многих наук: культурфилософии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семиотики, культурпсихологии, синергетики, истории культуры, филологии. Она интегрирует знания различных наук в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой, моделируя культурные конфигурации различных эпох, народов, конфессий, сословий, выявляя и систематизируя черты своеобразия культурных миров. 190

Культурологическая парадигма становится определяющей для гуманитарных наук в XXI в. Культурология - наука молодая. Ее доменом является взаимодействие культурных миров в условиях стремительного процесса глобализации и возникновения единого информационного пространства. Она стремится понять мир культуры, ее бытие, «символическую вселенную» человека не как простое скопление разрозненных явлений, фактов, а осмыслить эти явления и факты как целостность.

Для осмысления становления культурологии как принципиально новой науки была создана в 1997 г. серия «Культурология. ХХ век». Программа этой серии обширна. В ней изданы антологии по культурной антропологии8. Составитель этих антологий Л. А. Мостова (1949-2000) - талантливый исследователь, внесшая свой вклад в развитие культурологии.

В серии изданы избранные труды классиков культурологии Л. Уайта, У. Уорнера, Б. Малиновского, А. Крёбера, К. Гирца.

Особое место в этой серии занимает К. Гирц9, оказавший существенное влияние на общее развитие антропологических исследований в последней четверти ХХ в., а также на проблематику культурологии. Книги и лекции К. Гирца положили начало интер-претативной антропологии - наиболее динамичному и интеллектуально ориентированному направлению в американской антропологии конца 70-х - начала 90-х годов ХХ в. Ему принадлежит первая в американской антропологии попытка совместить «идеальное» и «материальное» - символические формы с реалиями человеческой жизни. Издание работы К. Гирца «Интерпретация культур», междисциплинарной по установкам, методам, исследуемому материалу и выводам, оказало огромное воздействие на все области гуманитарных и социальных наук, в том числе и на культуроло-

8 Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. - 1-е изд. -СПб.: Университетская книга, 1997. - 728 с.; 2-е изд. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. - 720 с. - (Серия «Культурология. ХХ век»); Антология исследований культуры. Отражения культуры. - М.; СПб.: Петроглиф; Центр гуманитарных инициатив, 2011. - 422 с.; Антология исследований культуры. Символическое поле культуры. - М.; СПб.: Петроглиф; Центр гуманитарных инициатив, 2011. - 384 с.

9 Гирц К. Интерпретация культур: Пер с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 560 с. - (Серия «Культурология. ХХ век»).

191

гию, которая в условиях постмодерна - интеллектуального движения, охватывающего все гуманитарные и социальные науки, - нередко трактуется как шанс возвращения к целостному миру из расколотого и отчужденного его состояния.

На становление культурологии огромное влияние оказало издание в 1997 г. словаря «Культурология. ХХ век»10. Это «первая попытка создания фундаментального научного словаря по культурологии... словаря, который призван не просто аккумулировать существующие на настоящий момент научные достижения, но и решить творческую задачу нахождения логики развития своей научной дисциплины» (2, с. 97). В 1998 г. вышла в свет энциклопедия «Культурология. ХХ век»11, также не имевшая аналогов в мировой научной литературе. Энциклопедия представляет собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия; основное внимание сосредоточено на проблемах формирования культурологии в ХХ в. В издание включены статьи, дающие представление об основных направлениях, школах, познавательных категориях и понятиях культурологии, а также о наиболее крупных мыслителях ХХ в., заложивших основы этой науки. В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях и идеях культуры, ключевых проблемах культурологии. В проблемных статьях представлен спектр различных точек зрения, отражена авторская концепция, выявлены трудности, связанные со становлением культурологии в ХХ в. Работа по определению предметного поля культурологии была продолжена в издании «Культурология. Энциклопедия», охватывающем более обширный период.

В значительной мере осмыслению становления культурологии как науки XXI в. способствовало создание в 1997 г. проекта «Книга света» для издательства «Университетская книга». Название отсылает нас к Декарту. В наше смутное время, когда рушатся

10 Культурология. ХХ век: Словарь / Гл. ред., сост. и автор проекта С.Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с. - (Серия «Культурология. ХХ век»).

11 Культурология. ХХ век: Энциклопедия. - СПб.: Университетская книга; 1998. - Т. 1 / Гл. ред. сост. и автор проекта С.Я. Левит. - 447 с.; Т. 2. - 447 с.

192

привычные системы ценностей, распространяются ксенофобские, шовинистические, расистские устремления, оживают самые чудовищные и разрушительные мифы, усиливаются деструктивные процессы в обществе, необходимо создавать великую книгу Света, книгу Добра и Истины, способную вернуть человеку его прекрасный божественный лик. Эту миссию выполняют гуманитарные науки, призванные очеловечивать человека, приобщая его к осмыслению интеллектуальных и духовных сокровищ предшественников и формируя на этой основе активного компетентного деятеля исторического и культурного процессов. (Искусственные препятствия на пути объективного процесса усиления роли гуманитарных наук ведут к деградации и человека, и общества.) В серии «Книга света» исследователям, преподавателям, студентам, широкому кругу читателей стали доступны тексты выдающихся мыслителей Т. Адорно, Р. Арона, Э. Ауэрбаха, Г. Башляра, А. Бергсона, Р. Бультмана, А. Вебера, М. Вебера, В. Дильтея, Э. Жильсона, Э. Кассирера, Ю. Кристевой, Ж. Лакруа, Э. Левинаса, К. Леви-Строса, Б. Малиновского, Э. Маритена, Ф. Мейнеке, Х. Плеснера, П. Рикёра, О. Розенштока-Хюси, П. Тиллиха, М. Фуко, М. Шелера, А. Шюца, Н. Элиаса и мн. других.

Труды этих ученых заложили фундамент культурологии и в значительной мере определили направление развития научного знания в XXI в. В этих изданиях предпринята попытка раскрыть особенности трансляции некоторых основополагающих ориента-ций классической философии в культурологические исследования.

Издание трудов этих выдающихся мыслителей оживило не только учебный процесс в гуманитарных вузах, но и существенно повлияло на исследовательскую деятельность.

В подготовке этой серии принимали участие замечательные переводчики: И.С. Вдовина, И.И. Блауберг, В.П. Гайдамака, И.А. Осиновская, А.Н. Малинкин, Г.М. Тавризян, А.М. Руткевич, Н.Б. Маньковская, В. Л. Махлин, А.Г. Гаджикурбанов, М.И. Левина, А.В. Михайлов, В.Г. Николаев, Н.М. Смирнова, С.А. Ромашко, Г.В. Вдовина, З.А. Сокулер, В.А. Брун-Цеховой, А.В. Михайловский, Д.В. Трубочкин, В.Н. Порус, И.Ж. Кожановская, Г.К. Коси-ков, Б.П. Нарумов, М.Н. Корнилов и многие другие. Редакторами этих томов были высококвалифицированные специалисты: Л.Т. Мильская, А.Н. Кожановский, С.В. Лёзов, Л.Б. Комиссарова, Р.А. Гальцева, И.С. Вдовина, Е.Н. Балашова, О.Ю. Бойцова,

193

О.Ф. Кудрявцев, И.С. Култышева, Т.Н. Красавченко, А.Н. Дорошевич, А.В. Матешук, Д.М. Носов.

В 1998 г. была основана серия «Российские Пропилеи», в которой представлены труды выдающихся мыслителей России и русского зарубежья, как ушедших от нас, так и живых. Если Пропилеи - парадный вход на Акрополь, то Российские Пропилеи -парадный облик России. Перед читателем, сменяя друг друга, проходят мыслители XIX, XX и XXI вв., прошлого и современности. Их идеи, духовные искания способны высветить многие грани современной жизни. Серию открывает книга известного философа, культуролога, публициста, писателя Г. Померанца «Страстная односторонность и бесстрастие духа»12. В ней сформулированы мысли, проясняющие предназначение культурологии, королевским доменом которой являются белые пятна, оставшиеся между научно установленными фактами. Она оперирует предметами, которые не распадаются на отдельные факты, целостностями разных порядков. «Выход культурологии за рамки немецкой философии культуры, общее признание культурологии как науки и рост культурологического сознания связаны с чувством угрозы целому цивилизации и общим поворотом к проблемам целостности общества, целостности биосферы - или, в негативном описании: духовного кризиса и экологического кризиса»13.

Теоретическое ядро этой серии определяют книги выдающихся российских авторов14.

12 Померанц Г. Страстная односторонность и бесстрастие духа. - СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 557. - (Серия «Российские Пропилеи»).

13 Там же. - С. 557.

14 Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман -Гаспаров. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. -503 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. Sub specie aesthetica: В 2 т. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. -Т. 1. - 575 с.; Т. 2. - 527 с.; Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - 688 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Гальцева Р.А. Знаки эпохи. Философская полемика. -М.: Летний сад, 2008. - 668 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Галин-ская И.Л. Потаенный мир писателя. - М.; СПб.: Летний сад, 2007. - 424 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Исупов К.Г. Русская философская культура. - СПб.: Университетская книга, 2010. - 592 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Кантор В.К. Русская классика, или Бытие России. - М.: Российская политическая

194

В издаваемых работах освещается комплекс важнейших проблем, таких как единство европейской культуры, мир античной культуры, категории средневековой культуры, культура эпохи Возрождения, барокко как язык культуры, культурные эпохи и культурные переломы как моменты гибели смыслов, феноменология русской культуры, диалог между русской и западной культурами, русское религиозное сознание, русская художественная традиция, русское западничество, история повседневности как история культуры, христианство перед лицом современной цивилизации, геокультурный образ мира.

В многочисленных рецензиях на книги этой серии говорится о литературоцентризме российской цивилизации: в рецензии М.В. Черномырдина (26) на книгу В.Г. Щукина, в рецензии И.В. Кондакова на книгу В.К. Кантора «Русская классика, или Бытие России» и др. Как отмечает И.В. Кондаков (15), у Кантора вся русская классика является ключом к пониманию российской истории, средством понимания России как цивилизации. Книга, литература и в историческом, и в онтологическом аспектах трактуется как основа вхождения России в мировую цивилизацию. Кантора интересуют единство русской литературной классики, образованное общей историей, общей действительностью, преемственностью общественно-философской, религиозно-этической мысли, общей мифологией как ментальным фундаментом национальной

энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 768 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.; СПб.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Летний сад, 2006. - 1200 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); ПивоваровЮ.С. Полная гибель всерьез. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 319 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Померанц Г.С. Выход из транса. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 583 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Шпет Г.Г. Мысль и слово. Избранные труды. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 688 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Щукин В.Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэти-ки и истории идей. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 608 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Юдина М.В. Лучи Божественной любви. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 815 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 711 с. - (Серия «Российские Пропилеи») и мн. др.

195

культуры; он считает русскую литературную классику носительницей европеизма.

Лейтмотив последних значительных публикаций В.К. Кантора -европейский лик России. Такова же сквозная тема книги о Достоевском - создателе своего особого концепта Европы - и других монографий исследователя15.

Эта тема - одна из наиболее глубоко укорененных в русской культуре, и ее В.В. Калмыкова в своей рецензии формулирует следующим образом: «Это взгляд на отечественную литературу как на выражение, во-первых, народного характера, во-вторых, национального идеала, и в-третьих, - ментальности, понимаемой как совокупность представлений о месте человека в мире, о его духовной природе, этических нормах и приоритетах, наконец, о способах самоидентификации отдельной личности и народа в целом» (14, с. 174).

В.К. Кантор выступает как философ, культуролог и филолог, его метод синтетичен, а философские выкладки основаны на тончайшем филологическом анализе. Междисциплинарный синтез становится единственным методом, позволяющим и адекватно интерпретировать текст, и формулировать его общечеловеческий смысл (14, с. 175).

Книги В.В. Кантора порождают целый ряд мыслей не только о творчестве русских мыслителей, но и о таких фундаментальных проблемах, как смысл жизни, значение религиозной веры или судьбы различных цивилизаций, судьбы всей нашей культуры, ее прошлое и будущее, религиозные искания, диалог русской мысли с западной. Они вызывают немало споров, но именно это свидетельствует об их огромном, непреходящем достоинстве.

15 Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. - 542 с.; Русская классика, или Бытие России. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 768 с.; Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 542 с.; «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 422 с.; «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов (становление философского пространства в России). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. -608 с.

196

В рецензиях на книги В.К. Кантора В.Г. Щукина, В.В. Калмыковой, А. Л. Доброхотова, И.И. Евлампиева, И.В. Кондакова, В.Н. Поруса, В.А. Сендерова, А.В. Прокофьева, О. Дмитриевой и многих других идет глубинный разговор, диалог с автором, осуществляется поиск ответов на сложнейшие вопросы бытия. «И русская литература, и ее идеи, и сама Россия, преломленная через классические образы и сюжеты, предстают. одновременно как повод, как предмет и результат философской рефлексии, более того, - как концептуальное целое, возведенное талантливым и мудрым зодчим» (15, с. 180).

Событием культурной жизни был выход томов, посвященных наследию крупнейшего музыканта и христианского мыслителя ХХ столетия Марии Вениаминовны Юдиной16.

В переписке М. Юдиной отразились драматические события ее жизни и ее ближайшего окружения, связанные с крушением надежд на обретение страной большей свободы слова в первые послевоенные годы, кампания по борьбе с «формализмом» в искусстве и «космополитизмом» в общественной жизни, травля лучших отечественных композиторов. Письма М.В. Юдиной, интеллектуально богатые, страстные - блестящие документы эпохи. Ее воспоминания, написанные в свободном эссеистическом стиле, пронизаны глубоким состраданием к судьбам современников.

Эти тома воссоздают эволюцию гениальной личности М.В. Юдиной; образ великой женщины нашей эпохи предстает в

16 Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. Литературное наследие. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 815 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Высокий стойкий дух. Переписка 1918-1945 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - 656 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Обреченная абстракции, символике и бесплотности музыки. Переписка 19461955 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 592 с. -(Серия «Российские Пропилеи»); Жизнь полна Смысла. Переписка 1956-1959 гг. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 600 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); В искусстве радостно быть вместе. Переписка 19591961 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 815 с. -(Серия «Российские Пропилеи»); Дух дышит, где хочет. Переписка 1961-1963 гг. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 855 с. - (Серия «Российские Пропилеи»); Нереальность зла. Переписка 1964-1966 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 677 с. - (Серия «Российские Пропилеи»).

197

разных ипостасях: мудрого художника и педагога, филантропа-христианина, стойкого борца за справедливость, страстно любящей натуры, мыслителя, останавливающего свое внимание на онтологических вопросах культуры.

Если бы не «культовое отношение» к М.В. Юдиной Анатолия Михайловича Кузнецова - составителя и комментатора этих книг -могла бы «прерваться тонкая нить людской памяти» (Г. Гамазкова (3)). Вслед за рецензентом В. Курбатовым хочется сказать: «Земной поклон за составление, вступление и текстологию книги, за циклопический справочный аппарат, за усилие десятилетий А.М. Кузнецову, сделавшему свою работу с юдинской самоотдачей, высоким терпением и христианской любовью» (16, с. 195). При подготовке последнего тома М. Юдиной «Пред лицом вечности. Переписка 1967-1970 гг.» эту эстафету служения подхватили Т.И. Янкевич, Л.Л. Тумаринсон, М.А. Дроздова, подготовившие этот том к изданию на самом высоком уровне.

Объемистый том «К портретам русских мыслителей» - это книга-итог, собравшая труды десятилетий. Сочетание «дара веры» с даром «интеллектуальной пытливости» «делает интересным путешествие по лабиринтам русской философской мысли с такими проводниками, как Ирина Роднянская и Рената Гальцева» (17, с. 190).

В 1960-е годы часть интеллигенции, отталкиваясь от господствующей фальши, в поисках ответа на вопрос о смысле человеческого существования обратилась к великому наследию русской религиозной философии. Среди тех немногих, кто не только открывал труды блистательных русских философов для себя, но и адекватно писал о них, расширяя горизонты дозволенного, были, как отмечает в своей рецензии А. Латынина, эти замечательные авторы, включившие в свой том не только работы последних десятилетий, но и более ранние исследования. Сегодняшнему читателю, вероятно, трудно будет понять, сколь велика была их роль, как много было ими сделано для того, чтобы мы сегодня могли свободно размышлять о Бердяеве, Шестове, Франке, о. Павле Флоренском и других выдающихся русских философах.

Одной из первых в серии «Российские Пропилеи» вышла книга С. Великовского «Умозрение и словесность. Очерки французской культуры». В его исследованиях ощущается внутренняя свобода, блестящая эрудиция, сильный аналитический ум. Работы Ве-198

ликовского не только не устарели, но, более того, в них сформулированы проблемы, с которыми мы столкнулись вновь в XXI в. Эта итоговая книга С. Великовского вышла в свет только в 1999 г. (через девять лет после его смерти). Как отмечал в своей рецензии А. Зверев, к моменту выхода этой книги подошел к концу период скоропалительного дезавуирования недавних корифеев, угомонились «отечественные деконструктивисты с кистенем» (13, с. 343), которые, вышвыривая стремительно устаревшие и невостребованные литературоведческие работы, несущие на себе более отчетливую печать времени, чем вся другая литература, попутно вытаптывали живые ростки.

Личность С. Великовского была сформирована советской эпохой, но он никогда ей не принадлежал: был независим в оценках и суждениях, никогда не допускал реверансы в сторону официозной методологии.

Его работы не устарели, потому что актуальное в них осмыслено под знаком если не вечных, то по крайней мере «длительных и пока еще не вполне исчерпавшихся культурфилософских коллизий» (13, с. 346). Кроме того, «преобразования» в сфере культуры, науки и образования, предпринятые в настоящее время, осуществляются разрушительными методами, механизмы которых стремился осмыслить С. Великовский. Его неизменно интересовали стимулы, логика, социальная психология подобных преобразователей, деятельность которых напоминает ритуалы племен, время от времени предававших огню все накопленное достояние и на пепелище начинающих новое обустройство.

В центр своих исследований С. Великовский помещает культуру. Основная культурфилософская коллизия - постижение «культуры как полагание смысла» или, помимо этого, еще и как фактора непосредственного воздействия на общественное сознание, как силы, способной определять преобладающую систему ценностей, моральных установок и жизненных ориентиров.

Анализ С. Великовским текстов французских мыслителей и поэтов перерастает границы интерпретации, становясь формой философского размышления, анализа самосознания отечественной культуры, творческий потенциал которой может реализоваться только на путях свободы.

Как отмечает Зверев, авангард притягивал Великовского не только и не столько своим новаторским художественным языком,

199

но прежде всего настойчивыми попытками доказать или даже «засвидетельствовать торжество раскрепощенного человеческого духа над косной материальностью вещей», а значит, - «возможность "возобладать над судьбой", быть на земле хозяином»17. История авангарда от романтиков до идеологов парижского мая 1968 г. привлекала его страстью обновления ценностей, самоопределением широкого круга интеллигентов, покончивших с «гражданским неучастием», с «затворнической созерцательностью» ради «действенно-преобразующего вмешательства в ход истории» .

Он всегда шел от анализа произведения, от особенностей художественного видения и поэтического языка, от проблематики, организующей тот эстетический мир, который им исследовался. Но красноречив был сам выбор предмета исследования - бунтари, новаторы, пролагатели новых путей. Особенно внимателен С. Великовский был к тем моментам литературной биографии своих героев, «когда за литературой ясно обозначались... не только художественные, но и иные контексты: непримиримость с существованием по инерции, попытка преодолеть заведенный порядок вещей, вызов, судьба. Почти неизменно - тягостная, жестокая судьба» (13, с. 347). Повторяющиеся сюжеты бунтов с драматическим итогом, характерным для истории авангарда, и в еще большей степени «слишком очевидная неосуществимость прорывов через "косную материальность" во времена, когда косность во всем стала будничным состоянием нашего общества, - вот та внутренняя логика, которая привела С. Великовского к идее "трагического гуманизма", наиболее аутентично характеризующего его духовную позицию» (13, с. 347).

С. Великовский находил иллюзорным все то, что казалось выходом другим - будь то либеральные упования шестидесятников, более простодушных и энтузиастически настроенных, чем был он сам, или поспешно обретенная религиозность вчерашних разоблачителей «поповщины». Он считал абсолютно беспочвенными «ве-рооткровенные упования», перенесенные «на вполне мирские, посюсторонние ценности», и полагал, что «гуманизм моралистиче-

17 Великовский С. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - С. 668.

18 Там же. - С. 624.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

200

" "19

ский» должен перестроиться в гуманизм революционный»19, приносящий зримые плоды.

Огромное значение имела для него культура авангарда с ее «посюсторонностью», с вечной ее зачарованностью доктриной прямого воздействия на жизнь, подвергаемую резким преобразованиям. Он и у Камю акцентировал мысль о невозможности просто «претерпевать историю», сохраняя трагическое достоинство перед тотальной бессмыслицей мира, и подчеркивал необходимость не только «морального противодействия», не способного что-либо изменить в абсурдно устроенном порядке бытия, но и активного противодействия жестокой нелепице мироустройства. Именно радикальное неприятие абсурдности бытия и «смыслоут-раты» предопределяет сущность «трагического гуманизма», представленного в работах С. Великовского, анализирующих творчество близких ему по мироощущению художников. Анализ творчества Камю, Мальро и т.д. позволяет выразить мысли, существенные для самосознания целой генерации российских интеллигентов, к которой он принадлежал (13, с. 349), интеллигентов, которые осознали необходимость покончить с «гражданским неучастием» и понять невозможность «держаться в стороне от текущей истории»20. Эти идеи Великовского по прошествии десятилетий вызывают активный отклик у истончившегося слоя интеллигенции, опять стоящей перед необходимостью защищать право на интеллектуальную деятельность, работу по профессии, человеческое достоинство. Вспоминаются слова Е. Евтушенко:

Достойно, главное достойно Любые встретить времена, Когда эпоха то застойна, То взбаламучена до дна. Достойно, главное достойно, Чтобраздаватели щедрот Не довели тебя до стойла И не заткнули сеном рот ,.21

19 Великовский С. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - С. 95.

20 Там же. С. 611.

21 Евтушенко Е. Стихотворения, поэмы. - М.: Аст: Олимп: Астрель, 2000. -

С. 579.

201

В действительности речь идет не только о сохранении достойных форм жизни человека в эпоху перемен, но и о будущем нашего общества, если, исходя из рыночной прагматики, будет сведено до минимума гуманитарное образование.

В июне (19-21) 2013 г. в Будапеште проходила международная конференция «Новые направления в гуманитарных науках». Во многих странах растет понимание необходимости усилить гуманитарное образование в школах и университетах, чтобы растить граждан, ясно осознающих свое место в современном мире и в истории человечества и способных умножать духовное богатство общества. На практике это означает рост программ, направленных на поддержку и развитие гуманитарного знания. В этой ситуации особенно странно выглядят губительные тенденции, которые возобладали в последние годы в России и идут вразрез с реальными процессами обновления и развития гуманитарного знания.

Достижения гуманитарных наук сконцентрированы во всех сериях «Программы научно-информационного обеспечения фундаментальных исследований культуры». В серии «Нишаш1а8» они обращены непосредственно к студенческой аудитории университетов. Эта серия была основана в 1999 г. Она ориентирована преимущественно на обеспечение преподавателей и студентов высших учебных заведений монографиями по культурологии, истории культуры, философии, социологии, социальной психологии, философской антропологии - наукам о человеке, обществе, культуре. В серии вышли в свет монографии Н.С. Автономовой, П.П. Гай-денко, В.В. Глебкина, В.Д. Губина, Е.Д. Некрасовой, П.С. Гуреви-ча, Л.А. Микешиной22 и др.

22АвтономоваН.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 704 с.; Великов-ский С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 271 с.; Гай-денко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 319 с.; Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. - М.; СПб.: ПЕР СЭ; Университетская книга, 2000. - 456 с.; Глебкин В.В. Лексическая семантика: Культурно-исторический подход. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 272 с.; Гордон А.В. Историческая традиция Франции. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 384 с.; Губин В.Д., Некрасова Е.Д. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. - М.; СПб.: ПЕР СЭ; Университетская 202

Многие книги этой серии носят характер экспериментальный: они не столько предлагают готовые окончательные знания, сколько стимулируют размышления, привлекают внимание исследователей к анализу проблем и их решений в сфере информационной культуры, философии, антропологии, когнитологии, выявлению специфики гуманитарного знания - второго полушария сферы научного знания, наряду с первым - естественно-научным . Совокупное знание, которое содержит в себе эта серия, несет заряд обновления общества, выработки на основе глубинного исследования человека гуманистического миросозерцания.

В 2004 г. была основана серия «Письмена времени». В этой серии представлены исследования по истории мировой культуры, истории искусства, истории музыкальной культуры, истории художественного мышления, синтетической истории искусств. Книги этой серии стимулируют исследования в области гуманитарных наук. В ней изданы избранные труды А.Я. Гуревича, А.В. Михайлова, И.И. Иоффе, М.Н. Лобановой, В.И. Сафонова и др.

Труды А.Я. Гуревича, А.В. Михайлова сыграли неоценимую роль в драматичной трансформации гуманитарной мысли второй половины ХХ в., в обновлении гуманитарной науки в нашей стране. Их книги дают возможность проникнуть в исследовательскую лабораторию ученых, присутствовать при акте творения гуманитарного знания. И хотя «новый Ренессанс» в сфере гуманитарного

книга, 2000. - 240 с.; Губман Б.Л. Современная философия культуры. - М.: РОССПЭН, 2005. - 536 с.; Гуревич П.С. Философское толкование человека. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 464 с.; ЛебедевА.А. Три лика нравственной истины. Чаадаев; Грибоедов, Якушкин. - СПб.: Летний сад, 2009. -720 с.; Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории социальной эпистемологии и философии науки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 575 с.; Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира.-4-е изд., испр. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 256 с.; Ро-зин В. Семиотические исследования. - М.; СПб.: ПЕР СЭ; Университетская книга, 2001. - 256 с; Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. - М.: ООО «Изд-во МБА», 2011. - 440 с; Семенова С.Г. Метафизика русской литературы. - М.: Издательский дом «ПоРог», 2004. - Т. 1. - 512 с.; Т. 2. - 512 с.; Эволюционная эпистемология: Антология / Сост. Е.Н. Князева. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив 2012. - 704 с. и др.

23 Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. - М.: ООО «Изд-во МБА», 2011. - 440 с. - (Серия «Нишап^»).

203

знания так же может захлебнуться, как захлебнулась «оттепель», все достижения выдающихся ученых будут служить новым поколениям исследователей.

В подготовке этих серий необходимо отметить работу таких высококвалифицированных редакторов, как Г.Э. Великовская, Б.П. Гинзбург, П.М. Аркадьев, А.В. Матешук, И.И. Ремезова, Е.В. Якимова.

В рецензиях П.С. Гуревича на книги многих серий этой программы отмечается, что они неизмеримо расширяют наше представление о философии и истории культуры, дают возможность вести теоретические исследования о специфике культуры, о куль-турогенезе, о современной ситуации в информационной культуре, функциях информации и культуры, проблеме идентичности в современной культуре, о иерархии культурных феноменов, о функциях когнитологии как науки, ее связи с метафизикой и философской антропологией, о когнитивных процессах, сопутствующих ментальным особенностям разных культур (3; 4; 5; 6; 7).

Особое место в «Программе научно-информационного обеспечения фундаментальных исследований культуры» занимает серия «Summa culturologiae» (основана в 1999 г.). В этой серии издан «Словарь средневековой культуры»24, подготовленный выдающимся ученым А.Я. Гуревичем, который видел назначение этого издания в том, чтобы переориентировать направление исследований в отечественной исторической науке. В словаре обобщаются достижения мировой науки в области изучения истории западноевропейского Средневековья. Это беспрецедентное в отечественной и зарубежной историографии издание претендует на то, чтобы подвести итоги изучения истории средневековой культуры в свете современных достижений в области исследования ментальностей и исторической антропологии. Издание имеет междисциплинарный характер и охватывает проблематику и методы исследования различных областей гуманитарного знания. Словарь представляет новую концепцию развития средневекового общества, соединяющую проблемы социальной и культурной истории, и способствует обновлению проблематики истории культуры Средних веков.

24 Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 632 с. - (Серия «Summa culturologiae).

204

В условиях обновления исторической науки и происходящих в ней глубоких перемен первостепенное значение имело издание словаря «Портреты историков: Время и судьбы»25. В этом уникальном издании содержатся очерки-портреты выдающихся ученых, оставивших заметный след в становлении и развитии русской исторической науки. Это издание содействует расширению и углублению наших представлений о тернистом пути исследовательской мысли и исторической науки, ее корифеях, посвятивших свою жизнь служению науке. Без их неоценимого научного, эпистолярного и литературного наследия невозможно представить себе и в полной мере осознать развитие национального самосознания и образования. Книги о судьбах исторической науки в России в лице ее лучших представителей интересны всем, кому дороги знания о путях и перепутьях отечественной культуры, деятели которой, несмотря на все трудности, неблагоприятную, а порой и трагическую ситуацию, смогли сберечь ее высокий уровень и достоинство.

В серии «Summa culturologiae» вышел в свет «Лексикон нон-классики. Художественно-эстетическая культура ХХ века»26, представляющий собой уникальный справочно-исследовательский проект, в статьях которого охвачены все основные явления, процессы, теории и концепции художественной культуры ХХ в. как в сфере конкретной практики (направления, персоналии, профессиональные термины в искусстве, литературе, театре, кино), так и художественно-эстетической теории (от Ницше до Деррида и постмодернистских теорий). Феномены современного искусства и арт-деятельности рассматриваются как в историко-искусствоведческом, так и в более общем культурно-эстетическом аспектах. Основное внимание уделено именно новаторским, неклассическим, постклассическим феноменам и личностям, характеризующим более чем столетний процесс движения в культурном пространстве:

25 Портреты историков: Время и судьбы: В 2 т. / Отв. ред. Г.Н. Севастьянов, Л.Т. Мильская. - М.; Иерусалим: Университетская книга; Ge-sharim, 2000. - Т. 1. - 432 с.; Т. 2. - 464 с.

26 Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / Под ред. В.В. Бычкова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 607 с. - (Серия «Summa culturologiae»).

205

авангард, модернизм, постмодернизм - в сферах эстетического сознания и визуальных искусств, а также в литературе и музыке от символизма и импрессионизма до арт-проектов конца ХХ в. При этом выявляется гибкая корреляция между сферой художественной деятельности и уровнями широкого культурно-мировоззренческого контекста.

Событием стало издание «Культурология: Энциклопедия: В 2 т.»27. Предполагалось издать энциклопедию в 5 томах, но издательство придало ей ныне существующую форму. Эта энциклопедия стала лауреатом 2008 г. в номинации «Лучшее словарно-энциклопедическое издание». В ней продолжилась работа, начатая в не имевшей аналогов энциклопедии «Культурология. ХХ век»28.

В новую энциклопедию включены все культурные эпохи, стили, культурные миры - исторически возникшие типы культуры, особенности которых обусловлены специфическими представлениями о мироздании, человеке, условиях его бытия, формами общественной жизни. Диалог культур, их взаимодействие и взаимопроникновение представляют сквозную тему энциклопедии. Она содержит статьи об основных школах и направлениях, о наиболее крупных мыслителях, культурологах, антропологах, а также концепциях и теориях культуры с древнейших времен до наших дней, что создает предпосылки для размышлений о человеке, его культуре, о преемственности прошлого и настоящего. Эта энциклопедия обозначает основные идеи культурологии, все многообразие методов исследования и познания мира человека, его символической вселенной, язык культурологии как принципиально новой науки, устремленной в пока еще непроницаемые слои человеческого существования. Она перебрасывает мостик в XXI век, в котором по праву культурология займет ведущее положение среди гуманитарных наук.

В рецензии А. Али-Заде говорится о том, что данная энциклопедия поднимается до уровня своей сверхзадачи - дать не просто словарь культурологической науки с учетом всей междисципли-

27 Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -Т. 1. - 1392 с.; Т. 2. - 1184 с.

28 Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, 1998. - Т. 1. - 447 с.; Т. 2. - 447 с. 206

нарной сложности предмета, но именно методологию формирования (и чтения) этого словаря, что и означает расшифровку смысловой картины человеческой культуры как единого общечеловеческого феномена. Именно в этом «воссоздании информационного поля единой человеческой культуры не только на эмпирическом (картины междисциплинарной сложности предмета), но и на методологическом уровне смыслов и состоит уникальность данного энциклопедического проекта» (1, с. 157). Эта энциклопедия, как отмечает рецензент, больше чем «справочная» литература, что следует из самой логики словаря энциклопедии. Энциклопедия открывается статьей, посвященной понятию «абсолют», что сразу вызывает в памяти методологию Гегеля, который видел мировой исторический процесс целостным и единым. Категория «абсолют» начинает диктовать свою логику выстраивания содержания. Энциклопедия под этим углом зрения приобретает именно «гегелевский» методологический вектор, который оправдывает в целом структуру издания, все статьи которого существуют в координатах некоего единого знания. «В этих координатах, заданных статьей "Абсолют", все термины и персоны словаря энциклопедии воспринимаются лишенными своей этнокультурной принадлежности, поскольку на первый план выдвигается их принадлежность к подлинному и единому творцу человеческой культуры - умственной рефлексии человека, производящей весь комплекс знаний, который и реализуется в культуре человечества» (1, с. 158).

В энциклопедии собрана информация о достижениях человеческой духовности по всему миру, и тем самым осуществляется «полезный для общества просветительский проект».

В этом издании сделана попытка «продемонстрировать грандиозность, сложность, тотальность и величие феномена человеческой культуры - продемонстрировать именно в воссоздании когнитивной, теоретической, смысловой модели этого феномена. Практически каждая статья энциклопедии не столько описывает данное культурологическое явление, сколько раскрывает его смысл, т.е. переводит в категорию знания, теоретического понятия и тем самым относит к своему творцу - умственной рефлексии человека» (1, с. 159).

Инновационный подход в составлении энциклопедии, отмечает Али-Заде, побуждает читателя не просто к усвоению некоторой новой информации, а к эвристическому прочтению текстов энцик-

207

лопедии - самостоятельному достижению более широкого знания, чем то, которое непосредственно содержит статья. Предметное многообразие словаря энциклопедии, «состыковывающее» знания, категории, персоналии из разных областей человеческой культуры, делает «данный энциклопедический проект уникальным» (1, с. 157).

А.Л. Доброхотов отмечал, что появление этой культурологической энциклопедии позволяет надеяться на то, что предыстория культурологии подходит к концу и просматриваются контуры той территории, которую эта наука сможет назвать своим доменом. Он положительно оценивал редакционные принципы энциклопедии, обусловившие ее непохожесть на традиционные справочники:

• сохранение исследовательского модуса в подаче информации: статьи - не безличное резюме итогов науки, а окрашенное авторской индивидуальностью разыскание, предполагающее и дискуссионность, и ангажированность;

• бифокальность, наличие двух статей по одной теме, что позволяет увидеть тему с разных исследовательских позиций, сохранить авторскую «оптику», которая нередко дает больше для прояснения сути культурного феномена, чем сведения и рассуждения. Благодаря этому энциклопедия позволяет ощутить, «как смена горизонта рассмотрения меняет картину и открывает новые горизонты: это и есть урок культурологии» (9, с. 187);

• включение ресурса смежных наук в обсуждение культурологических тем, междисциплинарный подход. «Избранный издателями методологический каркас вмещает в себя подходы, достаточно разные для того, чтобы читатель почувствовал вариативность знания о культуре» (9, с. 188), системно-структурные построения не отменяют использование многообразия других подходов;

• включение прямых авторских новаций, которые еще не прошли фильтры суждений научной общественности;

• концептуализация явлений, вчуже выглядящих «ненаучно»: «Шутливые отношения», «Хандра», «Кукла», «Сон», «Еда» и т. п.

Культурология как научная дисциплина формируется на стыке различных областей гуманитарного знания. Не отменяя результаты, достигнутые в философии культуры, антропологии, лингвистике, социологии, искусствознании, исторической науке, она позволяет по-новому взглянуть на изучаемые явления и в то же вре-208

мя, по образному выражению К.А. Свасьяна, выступает в качестве своеобразного интеграла всех дифференциалов творческой активности.

Н.А. Хренов, М.В. Гришин в своей рецензии акцентируют внимание на диалогичности этого труда, формирующего своеобразное смысловое поле, в котором возможен диалог различных гуманитарных дисциплин, исследовательских подходов, самих исследователей, а основным принципом подачи материала является «принцип дополнительности». Отмечая плодотворность такого подхода, Н.А. Хренов и М.В. Гришин полагают, что эта форма открывает перед читателями возможность получить более объемное знание, включает его в работу, позволяя на основе изложенных концепций выработать свой взгляд на изучаемую тему и связанную с ней проблематику. Диалогический характер энциклопедии и «полифонизм» особенно проявляются в ситуации описания таких категорий, концептов, понятий, содержательное наполнение которых в процессе исторической эволюции и смены культурно-исторических типов претерпевало значительные изменения.

«Энциклопедические статьи осуществляют по отношению к основным категориям и терминам своеобразную "археологию знания", представляя каждый термин не в статике, а в динамике, создавая многомерное пространство смыслов на основе развернутой гаммы концепций, трактовок и интерпретаций» (25, с. 188).

А.Л. Доброхотов, П.С. Гуревич, Н.А. Хренов, М.В. Гришин в своих рецензиях высказали пожелания о переиздании этого труда, представляющего собой некую Summa culturologiae, чья архитектоника отражает различные модусы развертывания наук о культуре.

Осмысление накопленного классикой философской и культурологической мысли материала, представленного в изданиях всех серий, в том числе и в мемуарной - «Зерно вечности», - и в серии малых форм «Лики культуры-2», стимулирует дальнейшие исследования в области философии, культурологии и других гуманитарных наук. В серии «Лики культуры-2» опубликованы книги известного исследователя В.И. Мильдона, работы которого печатаются в элитарных научных журналах. Его трудам свойственны оригинальность замысла, глубина и необычность воплощения. В.И. Мильдон делает весьма значительный шаг на пути к выработке эстетики экранизации: частного случая и общей теории кино и общей эстетики - рассматривает соотношение биографии худож-

209

ника и его творчества как символического аналога человеческого существования. Свои исследования он осуществляет с использованием данных кино, литературы, лингвистики, биологии, аналитической психологии. В книге исследователя И.А. Осиновской, опубликованной в этой серии, дается новая интерпретация иронии и эроса через посредство методологии образного поля. И.А. Осиновская применяет идею интеллектуального образа для раскрытия содержания категорий гуманитарного знания. Опираясь на достигнутые результаты гуманитарного знания, она получает качественно новый результат - интеллектуальный образ категории как единства различных ее характеристик. В итоге удается обнаружить специфический способ функционирования таких явлений, как ирония и эрос, проявляющих свой аисторизм и интертекстуальность, а иными словами, свое универсальное содержание.

С позиций концепции образного поля И.А. Осиновская определяет свое отношение к сложившейся методологии исторической поэтики, с одной стороны, и к методу аисторизма, характерному для структурализма, - с другой. Она выбирает «средний путь», позволяющий избежать методологических крайностей. Свой метод автор определяет как саплиментарный, дополняющий исторический подход. Методология образного поля, находящаяся в теоретическом пространстве эпистемологии гуманитарного знания, позволяет преодолеть абстрактность определений иронии и эроса. Книги, изданные в этих сериях, входят в список обязательной литературы по философии, культурологии, социологии. Они активно используются и студентами, и преподавателями, и исследователями.

Реализация обширной программы изданий зарубежных и отечественных мыслителей стала возможна при взаимодействии сотрудников институтов Российской академии наук: ИНИОН, Института философии, Института всеобщей истории, Института российской истории, Института мировой литературы, а также совместной деятельности ученых Российской академии наук и преподавателей МГУ, РГГУ и других университетов России. Плодотворность такого сотрудничества особенно дала о себе знать при подготовке таких изданий, как «Культурология. ХХ век: Энциклопе-

210

дия» в двух томах и «Культурология: Энциклопедия: В 2 т.», в которых участвовало более 300 авторов29.

Осуществление этой программы было бы невозможно без всесторонней поддержки и помощи В.А. Виноградова, Ю.С. Пивова-рова, Л.В. Скворцова, А.И. Осиновского, И. Л. Галинской.

Невозможное стало возможным благодаря профессионализму и энтузиазму замечательных издателей этих книг - П.В. Соснова и А.К. Сорокина.

Список литературы

1. Али-Заде A. Что такое «человеческая культура»? [Рец. на кн. Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - Т. 1. - 1392 с.; Т. 2. - 1184 с. -(Summa culturologiae)] // Высшее образование в России. - М., 2008. - № 10. -С. 154-159.

2. Баранов А. Культурология на пороге XXI века: цельность и многообразие [Рец. на кн.: Культурология. ХХ век: Словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с. - (Серия «Культурология. ХХ век»)] // Литературное обозрение. -М., 1998. - № 4. - С. 97.

3. Гамазкова Т. И Музыкой, и Словом. [Рец. на кн.: Юдина М. Лучи Божественной любви. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 815 с. - (Российские Пропилеи)] // Независимая газета. Приложение «Религия». - М., 2000. - № 10, 31. V. - С. 7.

4. Гуревич П.С. Философские просторы теории познания: (Тематический обзор). [Рец. на кн.: Микешина Л. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 575 с. - (Серия «Humanitas»); Зинченко В., Пружинин Б., Щедрина Т. Истоки культурно-исторической психологии: Философско-гуманитарный контекст. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 415 с. - (Серия «Humanitas»); Пружинин Б.И. «Ratio ser-vens»? Контуры культурно-исторической эпистемологии. - М.: РОССПЭН, 2009. - 423 с. - (Серия «Humanitas»); Шпет Г.Г. Философия и наука: Лекци-

29 Культурология. ХХ век: Энциклопедия. - СПб.: Университетская книга, 1998. - Т. 1. - 447 с.; Т. 2. - 447 с.; Культурология: Энциклопедия: В 2 т. - М.: Российская политическая энциклолпедия (РОССПЭН), 2007. - Т. 1. - 1392 с.; Т. 2. - 1184 с. - (Серия «Summa culturologiae»).

211

онные курсы. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 496 с. - (Российские Пропилеи); Философия познания: К юбилею Л. А. Микешиной. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 663 с. - (Серия «Humanitas»)] // Философия и культура. - М., 2011. -№ 6(42). - С. 170-179.

5. Гуревич П.С. Эон как время цивилизации [Рец. на кн.: Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. - М.: ООО «Изд-во МБА», 2011. -440 с. - (Серия «Humanitas»)] // Философия и культура. - М., 2011. - № 9(45). -С. 194-199.

6. Гуревич П.С. Феномен художественной идентичности (тематический обзор книг: Великовский С.И. В поисках утраченного смысла: Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 271 с. - (Серия «Humanitas»); Перельштейн Р.М. Конфликт «внутреннего» и «внешнего» человека в киноискусстве. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 255 с. - (Серия «Humanitas»); Прозорова Н.И. Философия театра. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 223 с. - (Серия «Лики культуры»); Каравашкин А.В. Литературный обычай Древней Руси, (XI-XVI вв.). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 544 с. - (Серия «Humanitas»); Габричевский А. Г. Биография и культура: Документы, письма, воспоминания: В 2 кн. / Сост. О.С. Северцева. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 775 с. - (Серия «Российские Пропилеи») // Психология и психотехника. - М., 2012. - № 5(44). - С. 98-106.

7. Гуревич П.С. Сумма культурологии. [Рец. на кн.: Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - Т. 1. - 1392 с.; Т. 2. - 1184 с. -(Summa culturologiae)] // Эдип. - М., 2008. - № 1. - С. 180.

8. Дмитриева О. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 542 с. - (Российские Пропилеи) // Космополис. - М., 2008. - № 1(20). - С. 199-201.

9. Доброхотов А.Л. Алфавит культуры. [Рец. на кн.: Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - Т. 1. - 1392 с.; Т. 2. - 1184 с. -(Summa culturologiae)] // Новый мир. - М., 2008. - № 7. - С. 185-188.

10. Доброхотов А.Л. Достоевский - европеец. [Рец. на кн.: Кантор В.К. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 422 с. - (Российские Пропилеи)] // Новый мир. - М., 2010. - № 8. - С. 186-188.

212

11. Доброхотов А.Л. Морфология хаоса, или Услышанные пророчества Достоевского. [Рец. на кн.: Кантор В.К. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. - М.: РОССПЭН, 2010. - 422 с. - (Российские Пропилеи)] // Вторая навигация: Альманах. - Харьков, 2010. - Вып. 10. - С. 203214.

12. Доброхотов А.Л. Вигилии в дремлющем Третьем Риме. [Рец. на кн.: Гальце-ва Р.А., Роднянская И.Б. К портретам русских мыслителей. - М.: Петроглиф; Патриаршее подворье храма - домового мц. Татианы при МГУ, 2012. - 748 с. - (Российские Пропилеи)] // Новый мир. - М., 2012. - № 1. - С. 197-199.

13. Зверев А. «Школа упорства и ясности» [Рец. на кн.: Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 711 с. - (Серия «Российские Пропилеи»)] // Вопросы литературы. - М., 2000. - № 6. - С. 342-350.

14. Калмыкова В.В. [Рец. на кн.: Кантор В.К. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 422 с. - (Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. - М., 2010. - № 10. - С. 174-177.

15. Кондаков И.В. Россия, понятая умом. [Рец. на кн.: Кантор В.К. Русская классика, или Бытие России. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 768 с. - (Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. -М., 2006. - № 11. - С. 177-182.

16. Курбатов В. Земная и небесная. [Рец. на кн.: Мария Юдина. Лучи Божественной Любви. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 815 с. - (Российские Пропилеи)] // Москва. - М., 2000. - № 7. - С. 190-195.

17. Латынина А. Дар веры и дар философского вопрошания. [Рец. на кн.: Гальце-ва Р.А., Роднянская И.Б. К портретам русских мыслителей. - М.: Петроглиф; Патриаршее подворье храма - домового мц. Татианы при МГУ, 2012. - (Российские Пропилеи)] // Знамя. - М., 2012. - № 10. - С. 184-190.

18. Ознобкина Е. Заметки по поводу серии «Лики культуры» // Новое литературное обозрение. - М., 1996. - № 20. - С. 361-366.

19. Померанц Г. Развертывание альтернатив. [Рец. на серию «Лики культуры»] // Октябрь. - М., 1998. - № 2. - С. 182-185.

20. ПорусВ.Н. Имперское сознание... после империи? [Размышления над книгой В.К. Кантора «Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России». - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 542 с. - (Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. - М., 2008. - № 9. - С. 125-134.

21. Прокофьев А.В. О новой книге В.К. Кантора «Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в Рос-

213

сии». - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. -542 с. - (Российские Пропилеи) // Вопросы философии. - М., 2008. - № 9. -С. 140-146.

22. СендеровВ.А. [Рец. на кн.: Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 542 с. -(Российские Пропилеи)] // Знамя. - М., 2009. - № 11. - С. 217-222.

23. СендеровВ.А. Русская империя против русского национализма. [Рец. на кн.: Кантор В. К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 542 с. - (Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. - М., 2008. - № 9. - С. 135-140.

24. СоколовМ.Н. Выход из транса. [Рец. на кн.: Померанц Г. Выход из транса. -М.: Юристъ, 1995. - 575 с. - (Лики культуры)] // Октябрь. - М., 1997. - № 1. -С. 182-185.

25. ХреновН.А., ГришинМ.В. [Рец. на кн.: Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - Т. 1. - 1392 с.; Т. 2. - 1184 с. - (Summa culturologiae)] // Вопросы философии. - М., 2008. - № 3. - С. 186-189.

26. Черномырдин М.В. [Рец. на кн.: Щукин В.Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 608 с. - (Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. - М., 2007. - № 12. - С. 175-182.

27. Щукин В.Г. [Рец. на кн.: Кантор В. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 422 с. - (Российские Пропилеи)] // Вопросы философии. -М., 2010. - № 10. - С. 177-182.

214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.