Научная статья на тему 'Гуманистический вектор подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях современного социального заказа'

Гуманистический вектор подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях современного социального заказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Ольга Юрьевна

В статье актуализированы вызовы современной социокультурной ситуации в условиях меняющегося социального заказа (общественно-исторические, психолого-педагогические, образовательные, профессиональные), предопределяющие опережающее ее развитие; предпринята попытка определения сущности и содержания понятия «конкурентоспособность будущего специалиста»; выделены необходимые условия его формирования; обоснована необходимость последовательного развития данного качества с опорой на гуманизм как важнейшее методологическое основание, предполагающее единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, руководствуясь которым будущий специалист интегрирует и реализует профессионально и личностно значимые доминанты, качества и способности, преобразует свой внутренний мир, стремясь к творческой самореализации в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистический вектор подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях современного социального заказа»

УДК 37.013

Малахова Ольга Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин Оренбургского института путей сообщения - филиала СамГУПС, olgamal74@mail.ru, Оренбург

гуманистический вектор подготовки конкурентоспособного специалиста

в условиях современного социального заказа

Аннотация. В статье актуализированы вызовы современной социокультурной ситуации в условиях меняющегося социального заказа (общественно-исторические, психолого-педагогические, образовательные, профессиональные), предопределяющие опережающее ее развитие; предпринята попытка определения сущности и содержания понятия «конкурентоспособность будущего специалиста»; выделены необходимые условия его формирования; обоснована необходимость последовательного развития данного качества с опорой на гуманизм как важнейшее методологическое основание, предполагающее единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, руководствуясь которым будущий специалист интегрирует и реализует профессионально и личностно значимые доминанты, качества и способности, преобразует свой внутренний мир, стремясь к творческой самореализации в профессии.

Ключевые слова: гуманизм, конкурентоспособность, современный социальный заказ, профессиональная и личностная самореализация.

Malakhova Olga Yurievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of General Education and Professional Disciplines Orenburg Institute of Railway Transport - branch of Samara State University of Railway Transport, olgamal74@mail.ru, Orenburg

humanistic vector of competitive specialist training in the conditions of modern social order

Abstract. The article attempts to determine the essence of the concept of competitiveness of a future specialist»; allocated the necessary conditions for its formation; the necessity of a consistent development of this quality based on humanism as a major methodological basis.

Keywords: humanism, competitiveness, modern social order, professional and personal self-actualization.

Решение важнейших задач социально-экономического развития страны в условиях сложной переоценки системы духовных ценностей требует коренного изменения профессиональной подготовки специалистов. Квалификация, компетентность, конкурентоспособность кадров имеют сегодня первостепенное значение и во многом определяют масштабы и темпы научно-технического прогресса, а также интенсификацию социокультурных изменений российского общества. В данном контексте одним из центральных ориентиров подготовки специалиста в условиях современного социального заказа является, с одной стороны, формирование конкурентоспособной личности,

а, с другой, - высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Формирование современного специалиста неотъемлемо связано со становлением его как гуманистически ориентированной, всесторонне развитой личности, а также его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе высшего образования. В работах современных исследователей отмечается, что последняя вступает в новую стадию своего функционирования, т.к. происходит переход от «знаниевой» подготовки специалиста к образованию человека и формированию целостной, конкурентоспо-

собной личности. Целью образования, утверждает В.М. Межуев, «было и остается превращение не человека в специалиста, а специалиста в человека, т.е. в духовно развитое существо. И только это отличает университетское образование от того, к которому его часто сводят, - от подобия профессионального универмага, предлагающего на выбор различные специальности» [8]. Т.о, основной тенденцией развития современной высшей школы необходимо является движение от деятельностно-центрированной педагогики к педагогике личностно-ориен-тированной.

Вузовское образование в условиях современного социального заказа, по мнению современных исследователей, приобретает следующие новые черты:

- становится воспитывающим, развивающим личность будущего специалиста, процессом, построенным на творческой активности студента;

- получает прогностическую направленность, нацелено на будущее, хотя критически использует наследие прошлого;

- является исследовательским процессом по своей сущности, т.е. формирующим научное мышление студентов во всех видах занятий;

- предполагает творческий характер совместной деятельности преподавателя и студента;

- ориентирует будущего специалиста на исследование себя, своих возможностей и способностей.

В современных научных разработках проблема конкурентоспособности рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: психологическом (Л. М. Митина, С. А. По-досинников, Е. В. Токарева, Я. А. Чернышев и др.) и педагогическом. Последний связан с формированием личности и управлением ее становления в процессе образования (В. И. Андреев, В. С. Суворов, Л. Б. Соколова и др.).

Рассматривая в рамках личностно-де-ятельностного подхода специфически определенный тип личности - конкурентоспособную личность, мы вслед за Л. М. Ми-тиной выделяем функциональную (деятель-ностную) составляющую такой личности: деятельность, общение, личностные особенности, а также три интегральные характе-

ристики: направленность (система эмоционально-ценностных отношений, задающих доминирующие мотивы (направленность на себя, на других, на предмет деятельности), компетентность (знания, умения, навыки, способы, приемы реализации в деятельности, коммуникативные качества), гибкость (качество интеллекта, поведения, эмоциональных проявлений) [9].

Мы солидарны с точкой зрения Е.В. Токаревой, которая полагает, что конкурентоспособная личность - это личность саморазвивающаяся, которая характеризуется констелляцией психической и психологической активности. Конкурентоспособность личности - комплексная способность, которая обеспечивает непрерывность конструктивных преобразований личности в изменяющихся условиях и в условиях неопределенности, дает возможность личности развиваться, изменяться, преобразовываться, быть социально и профессионально востребованной, успешной и имеет в своей основе гуманистическую направленность [11].

Интерес педагогов-исследователей к феномену конкурентоспособности в стремительно меняющихся социально-экономических условиях свидетельствует о сложности и многоаспектности данной проблемы, ориентирует на поиск теоретических основ и практических индикаторов конкурентоспособности специалиста. В данном контексте интересна позиция В.И. Андреева, который выделяет десять стержневых, приоритетных параметров конкурентоспособности. «Конкурентоспособность личности характеризует синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда» [1]. Заметим, что само понятие «конкуренция» (от лат. сопсиггеге -бежать вместе, в одном направлении, соперничать) носит выраженный социальный характер. Вне социальности, причем любого масштаба, употребление данного слова лишено всякого смысла.

Учитывая приведенные научные позиции, мы характеризуем конкурентоспособ-

ную личность, выделяя несколько составляющих: профессионализм, психологическая готовность к участию в конкуренции и социальные особенности, связанные с национальным менталитетом. Конкурентоспособному специалисту, кроме овладения профессиональной компетентностью, необходимо уметь осуществлять целеполагание, прогнозировать конечный результат, уметь реагировать на быстро меняющиеся условия и ситуации. В данном контексте решающее значение имеют развитое волевое начало (активность, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль); деловые качества (трудолюбие, самодисциплина, умение довести начатое дело до конечного результата).

Центральными составляющими для формирования волевого и делового начал являются не только интеллектуальное развитие, но и нравственные качества личности, умение устанавливать и поддерживать социальные контакты с опорой на доминирующий принцип гуманизма - систему воззрений, признающей ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие; систему, провозглашающую благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, человечности, справедливости - желаемой нормой отношений в обществе [6].

Для формирования конкурентоспособной личности специалиста, на наш взгляд, необходимо проводить системную работу на всех этапах образовательного процесса в вузе. Сочетание коммуникабельности, инициативы, развитие лидерских качеств, толерантности в сочетании с творческими способностями дают положительные результаты в формировании конкурентоспособности личности. В целях повышения уровня конкурентоспособности специалиста важно также уделять внимание и развитию стрессоустойчивости, в данном случае перспективна работа психологов в учебном заведении. Это не только проведение тестирований, но и предоставление профессиональных рекомендации по определенным гипотетическим производственным ситуациям.

Следует отметить, что немаловажная роль в формировании конкурентоспособного специалиста отводится и учебному заведению, которое само по себе должно обладать определенными критериями, способными по-

мочь сформировать необходимые условия для профессионального и личностного становления будущего специалиста. Наряду с материально-технической оснащенностью учебного заведения огромная роль отводится преподавателю, который, в свою очередь, формирует в себе качества конкурентоспособного специалиста. Преподавателю важно самому обладать теми качествами, которые необходимо сформировать у студента: это и волевые, и деловые, и нравственные, и интеллектуальные. А значит, что становление творческой личности, способной к самоактуализации, самоопределению и саморазвитию происходит не только на полюсе студентов, учебное сотворчество столь же важно и для личности преподавателя: изживается центрирование на самом по себе предметном содержании дисциплины, а структурирование дисциплинарных знаний становится средством и посредником продуктивных взаимодействий со студентами, основой сотворчества. В свою очередь, конкурентоспособный выпускник, обладающий фундаментальными знаниями, набором необходимых умений и навыков, умеющий осуществлять целеполагание, находить нужные решения, последовательно добиваясь результата, постоянно обогащать свой профессиональный и социальный опыт, выстраивать индивидуальную траекторию личностного саморазвития на основе принципа гуманизма, приносит учебному заведению конкурентоспособность. Так осуществляется процесс интеграции «учебное заведение - выпускник, выпускник - учебное заведение». Таким образом, одной из целей образования на современном этапе является не сообщение знаний по различным дисциплинам, а развитие у студента заинтересованности и потребности в расширении собственных умений, рост собственной компетентности, воспитание всесторонне развитой личности, постоянная активизация познавательного интереса и, в конечном итоге, формирование конкурентоспособности. Все это направлено на формирование потребности к непрерывному образованию и самообразованию. Важно сформировать у студента умение учиться, что, в свою очередь, формирует личность будущего специалиста, способную самостоятельно формировать в себе конкурентоспособность. Реализация этой цели

во многом зависит от содержания обучения и выбора его методов. В Федеральном государственном образовательном стандарте сделан акцент на самостоятельную работу, что ставит студента перед необходимостью самообразования; преподавателю же необходимо грамотно построить работу по ее организации. Если во время обучения в вузе самообразование носит характер вспомогательной деятельности, дополняя образовательный процесс, то после его завершения важным становится процесс самообразования, как средство постоянного получения новых знаний и умений, необходимых для достижения мастерства.

Таким образом, к некоторым условиям, необходимым для формирования конкурентоспособного специалиста, можно отнести:

1. Формирование образовательной среды в учебном заведении, которая способствовала бы развитию личности будущего специалиста с опорой на культуру и гуманизм как ее основополагающий принцип;

2. Работа психологической службы учебного заведения с целью формирования у студента, как будущего специалиста, стрессоу-стойчивости;

3. Организация самостоятельной работы, способствующей формированию стремления к самообразованию;

4. Формирование волевых, деловых и интеллектуальных способностей, что можно достичь при организации деловых игр, проведении научно-практических конференций и т.д.;

5. Формирование конкурентоспособности учебного заведения через подбор высококвалифицированных педагогов, способных к самообразованию и собственному профессиональному росту.

Личность, характеризующаяся конкурентоспособностью, свободна в выборе смыс-ложизненных и профессиональных ориен-таций, но и в полной мере ответственна за результаты данного выбора; она последовательно реализует эту ответственность, понимая и выстраивая жизнь не только и не столько как непрерывный профессиональный рост, но и, руководствуясь принципом гуманизма, интегрирует и реализует профессионально и личностно значимые доминанты, качества и способности, преобразует свой внутренний мир, стремясь к творческой самореализации в профессии.

Гуманизация высшего образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данное социально-педагогическое и методическое основание требует пересмотра целей, содержания и технологий образования, целью которого должна стать личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и обществом.

Библиографический список

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.

2. Воронцова В. Г. Гуманизация образования: Теория и практика. - СПб.: ГУМП, 1997. - 96 с.

3. Зеер Э. Ф., Кормильцева М. В. Социально-личностные компетенции и профессиональная мобильность как целевая ориентация образования. // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 10. - С. 72- 78.

4. Кобелева Е. П., Матвиенко Е. Н. Отраслевое профессиональное образование: иноязычная подготовка будущих экономистов-международников в транспортном вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3. - С. 137-141.

5. Коровина И. А., Соколова Л. Б. Самообразовательная деятельность как фактор формирования профессиональной направленности // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. -№ 6. - С. 97- 107.

6. Малахова О. Ю. Социокультурное самоопределение студента в рефлексивно-образовательной среде вуза: теория и практика: монография. - Самара-Оренбург, 2013. - 156 с.

7. Масалова О. Ю. Личностное развитие студента как ценность. // Педагогическое образование и наука. - 2009. - 11. - С. 9- 14.

8. Межуев В. М. Культура и образование. -М., Прогресс-Традиция, 2009. - 244 с.

9. Митина Л. М. Психологические основы развития личности в системе «человек - образование - профессия» // Человек - образование - профессия: материалы междунар. науч. конф. -М.: МГППУ, 2009. - С. 10-15.

10. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., Издательство Московского психолого-социального института, 1996. - 253 с.

11. Токарева Е. В. Исследование конкурентоспособности личности как особой формы реализации потенциала человека в профессиональной деятельности // Человек - образование - профессия: материалы междунар. науч. конф. - М.: МГППУ, 2009. - С. 160- 163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.