Научная статья на тему 'Гуманистические ценности как основа и цель образования личности'

Гуманистические ценности как основа и цель образования личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8848
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗМ / ЦЕННОСТИ / ПРИРОДА / КУЛЬТУРА / СОЗИДАНИЕ / РАЗРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дерюга В. Е.

В статье анализируется роль гуманистических ценностей в развитии личности. Автор раскрывает сложную, противоречивую природу ценностей в сфере образования, их антиномичность и возможные искажения. Представлены иерархия и основные критерии формирования гуманистических ценностей в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистические ценности как основа и цель образования личности»

► ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА И ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

HUMANISTIC VALUES AS A BASIS AND PURPOSE OF AN INDIVIDUAL’S EDUCATION

Дерюга B.E.

Доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, кандидат педагогических наук E-mail: vardmob@yandex.ru

Deryuga V.E.

Associate Professor of the Department o Pedagogics ofthe M.E. Evseyev Mordovian State Pedagogical Institute, Candidate of science (Education).

E-mail: vardmob@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется роль гуманистических ценностей в развитии личности. Автор раскрывает сложную, противоречивую природу ценностей в сфере образования, их антиномичность и возможные искажения. Представлены иерархия и основные критерии формирования гуманистических ценностей в педагогической деятельности.

Annotation. The article analyses the role of humanistic values in an individual’s development. The author reveals the complex, contradictory nature of educational values, their antinomy and possible distortions. The hierarchy and the main formation criteria of humanistic values in education are presented in the article.

Ключевые слова: человек, воспитание, образование, гуманизм, ценности, природа, культура, созидание, разрушение.

Keywords: the human being, upbringing, education, humanism, values, nature, culture, creation, destruction.

Постановка проблемы

Современная цивилизация стремительно меняет весь мир вокруг и нас самих в этом мире. Супермаркеты с обилием недорогих товаров, новые средства передвижения, доступная техника (компьютеры, мобильные телефоны и смартфоны, ЗБ телевизоры и ноутбуки, другая цифровая техника), Интернет с его необычайными возможностями виртуального мира, роботы, новые системы услуг (банков, интернет-магазинов, туристических агентств

и т. п.) - все это каждый день из далекого будущего переносится в настоящее и даже уходит в прошлое (дискеты, ЭЛТ-мониторы и телевизоры, СБ-приводы и т. д.). Казалось бы, человек должен только радоваться достигнутому уровню жизни.

Однако сама жизнь показывает, что Человек зачастую становится заложником того, что создано за всю историю окружающего его мира, он просто не знает, как распорядиться всем «богатством», доставшимся ему от прежних поколений. Мы видим, что современная цивилизация предоставляет необычайно широкие возможности, но взамен требует от нас грамотного управления и целенаправленного использования ее плодов.

Созданные Человеком объекты мира Культуры нуждаются в уходе. В противном случае блага современного мира становятся непосильной ношей, которая давит на Человека, расщепляет личность на части. Неуправляемая культура становится технократической клеткой, в которой Человек чувствует себя несчастным, одиноким, покинутым, потерянным, утратившим самое главное - самого себя.

Внешнее проявление такой утраты не заставляет себя долго ждать. Жизнь становится гонкой по замкнутому кругу: Человек может заниматься множеством дел, но ни одно не приносит ему радости, у него много знакомых, но нет настоящих друзей, он окружен вещами, созданными для активной жизни, но часто они не используются по назначению Человеком, ведущим пассивный образ жизни. Он стремится к Свободе, но чувствует себя ограниченным, безучастным, заточенным в «камере необходимости».

Тогда жизнь как поток творчества и самореализации превращается в непонятное долженствование и зависимость. Как следствие, возникают чувства обреченности, бессмысленного делания, стояния на месте, бега по кругу, никчемного времяпрепровождения, которые так знакомы всем нам, особенно тем, кто живет в крупных городах.

Может ли образование помочь человеку найти путь решения обозначенных проблем? Какова задача образования в современном цивилизационно и технократически развивающемся мире? И выполняет ли система образования эту задачу? Как образование связано с ценностями, которыми «дышит» человек? Как в процессе образования формируются ценности? Как они изменяются и разрушаются при отсутствии должного образования? Что представляют собой гуманистические ценности, и почему они являются основой развития человека и общества?

Взаимосвязь ценностей и образования

Для нас очевидно, что материальные и духовные ценности играют существенную роль в жизни людей. Однако не все задумываются о том, что воздействие ценностей на человека может приводить к совершенно - непредсказуемым и даже противоположным по отношению к ожидаемым результатам. Человек может сделать лучшее, на что только способен, а может погрузиться в пучину разрушения и нигилизма. На первый взгляд кажется, что плохой человек просто лишен каких-либо ценностей. На самом деле это не так: «великими» ценностями для его внутреннего мира становятся ненависть и деструктивность, обман и выгода, которые есть результат слабости созидания любви и свободы, прав-

ды и доброты. Другими словами, у такого человека перевернутая (вывернутая наизнанку), хотя порой удобная, иерархия ценностей.

Существенным образом на рост ценностей, их актуализацию и гармоническое согласование влияет образование как процесс окультуривания человека. Образование формирует систему ценностей - это бесспорно. Однако какова взаимосвязь между образованием и ценностями культуры? И каким образом ценности растут, крепнут, изменяются и разрушаются в человеке?

Образование - это процесс передачи культурных ценностей, смыслов и отношений. Сложность заключается в том, что ценности не могут просто транслироваться от одного человека к другому, от старшего поколения к младшему. Ценности культуры накладываются на внутренний субъективный мир человека и в результате этого взаимодействия образуются сложные сочетания смыслов и отношений. Культура динамична, и с усложнением мира человек становится все более противоречив в своих поступках. Кроме того, ценности невозможно просто передать: они формируются только при активном участии двух сторон образования.

Можно сделать вывод: чем сложнее и неопределеннее (необъятнее) ценность, тем существеннее должно быть образование как процесс формирования этой ценности.

Культурные ценности и образование

Очевидно, что образование является частью воспитания и представляет собой процесс окультуривания человека. Это своего рода ценностная надстройка природной основы. Образованного человека отличает, в первую очередь, уровень его культуры: хозяйственной, правовой, художественной, научной, нравственной, религиозной. Эта проблема блестяще раскрыта русским педагогом-эмигрантом С. И. Гессеном. В «Основах педагогики» он почеркивал: «Всесторонне развитый человек - это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но, прежде всего, тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, т. е. владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности» [1].

Перечисленные направления образования имеют свои «маяки» (цели), определяющие направления «культурного плавания».

Представим цели образования с помощью схемы на стр. 34 (читайте снизу вверх).

Таким образом, образование и культура неразрывно связаны друг с другом. Разностороннее и целостное образование означает приобщение ко всем направлениям культуры, ее интериоризацию (перевод из внешнего во внутренний духовный мир) и последующее развитие, что выражается в творческой деятельности в широком смысле этого слова. По выражению С. И. Гессена, «приобщить к творческому потоку - не больше - и составляет задачу подлинного образования. <...> Поэтому наше нравственное и правовое образование имело целью не навязать определенные нравственные и правовые убеждения, но наставить на путь, которым таковые только и могут быть выработаны. Поэтому наше научное образование имело своей целью не передать учащимся определенную систему знания, но приобщить их к методу научного мышления, порождающего и низвергающего научные системы. И точно так же художественное образование должно не прививать

Схема

Направления (виды) образования в соответствии с уровнями культуры Цели и задачи

Религиозное Развитие внутреннего религиозного чувства, отношения к смерти и жизни

Нравственное Укрепление Свободы, Творчества, Любви как основных ценностей, способствующих сохранению и развитию внутреннего культурного мира Человека

Художественное Формирование вкуса к искусству в широком смысле этого слова (искусству жить, отдыхать, работать, творить, учиться, слушать и т. д.)

Научное Формирование научной картины мира и места человека в нем

Правовое Развитие правового сознания, понимание общественных отношений и государственного мировоззрения

Хозяйственное Овладение хозяйственно-технической деятельностью, умение управлять материальным миром природы и культуры

образовываемым нашего художественного вкуса и определенного художественного стиля, но вовлечь их в поток художественного творчества, причастность к которому только и может повести к созданию нового искусства, подлинного искусства будущего. Поэтому наше образование и не имеет своей задачей воспроизведения в новом поколении предыдущего во всей ограниченности уготованной ему судьбы. Если у нас нет права создавать других людей по нашему образу и подобию, то у нас есть право уничтожить себя в идущем нам на смену поколении» [1].

Почему же среди всех ценностей культуры ведущая роль отводится или должна отводиться ценностям нематериального порядка? Чем опасно замедление духовного роста Человека, утрата им высших смыслов («культурных маяков») собственной жизни? Почему гуманистические ценности так необходимы человеку, и какую роль они играют?

Гуманистические ценности

Казалось бы, мы все прекрасно понимаем, что гуманизм есть человеколюбие, постановка человека и его жизни главной целью, значением, смыслом сущего. Если все так просто, то почему воплощение идеи Человека как меры всех вещей называют романтизмом, игрой воображения, фантазией, которую нельзя воплотить в окружающем нас мире? Почему, несмотря на бурное цивилизационное развитие, наш XXI в. нельзя назвать гу-

манным? В чем проявляется гуманность воспитания и образования? И почему, несмотря на кажущуюся слабость высших гуманистических ценностей, человек глубоко в себе чувствует и верит в их необходимость?

▲ Ценности личностные: научные, художественные, нравственные, религиозные

1 Ценности социальные: правовые, государственные

Ценности материальные: хозяйственные, технические

Иерархия ценностей, или почему во главе всего - духовные ценности

Система ценностей культуры иерархична по своему устройству. Материальные ценности (хозяйственные, технические), а также ценности социальные (правовые и государственные) лежат в основе (являются фундаментом) всего «здания» Культуры. Однако было бы ошибкой считать, что фундаментальность определяет высшее назначение и является целью. Это не так. На основе внешних материальных и социальных ценностей формируются и получают развитие ценности внутреннего культурного мира Человека, которые оформляются в его отношение к миру внешнему. Это означает, что низший уровень ценностей является основой для высшего, а высший должен определять направление развития низшего.

Почему же высшие (духовные) ценности значимее, чем материальные и социальные?

Во-первых, высшие ценности сложны и противоречивы в своем восприятии, а это значит, что для их формирования требуется более интенсивная работа.

Во-вторых, ценности нематериального плана легко утрачиваются человеком. Подвергается коррозии отношение к этим ценностям. Например, как использовать вилку по назначению, ясно будет и без особого духовного образования. А вот сохранить на протяжении жизни представление о чести и совести, понять смысл любви, доброты, справедливости - все это требует интенсивной духовной работы над собой.

В-третьих, высшие, непреходящие ценности пронзают «светом правды» внутренний мир Человека, делая его стойким к внешним вызовам культуры. Такой внутренний мир получает своего рода иммунитет от культурной коррозии личности.

Поэтому (в-четвертых) при утрате высших ценностей внутренний культурный мир становится слабым, не способным на защиту звания «Человек». Это в конечном счете всегда приводит к нигилистическому отношению и к предательству идеи Человека и всего живого, а значит, ведет к гибели всего мира.

Вот почему на высшей ступени иерархии всегда должны стоять высшие гуманистические ценности.

Что представляют собой гуманистические ценности?

Понятие и критерии (принципы) гуманизма

Итак, гуманистические ценности относятся к ценностям нематериального порядка и находятся в высших пластах человеческой культуры. Выло бы слишком неоправданным

пытаться формулировать определение гуманизма или гуманистических ценностей, поскольку таким широким и абстрактным понятиям трудно дать целостное и многогранное толкование.

Даже перечисление гуманистических ценностей на самом деле мало что дает. Представьте, к ним относятся: любовь, доброта, забота, сочувствие, альтруизм, совесть, честность, справедливость и др. Однако дело не в том, что они представляют собой «оплот» гуманности, а в том, что трудно понять, где заканчивается любовь и начинается разврат, когда забота переходит в навязчивое разрушение, а доброта - в требование следовать ее путем, когда сочувствие и альтруизм приводят к потере своего «Я», а требование справедливости - к уравнительной одинаковости и т. д.

Кроме того, как подчеркивал известный мыслитель XX в. Э. Фромм, человек может рационализировать свои действия гуманистическими установками, а объективной причиной (внутренним мотивом) может быть как раз направленность личности на разрушение другого (садизм) или самого себя (мазохизм).

Нет, не перечисление гуманистических ценностей необходимо нам. У нас другая задача: понять, что именно в ценностях гуманно, а что антигуманно. Для этого выделим основные принципы (критерии) гуманизма.

Гуманизм всегда персоналистичен, то есть направлен на отдельно взятого человека. Другими словами, поступать гуманно (в данном случае - справедливо) -значит вслушиваться во внутренний культурный мир (душу), принимать участие в его (духовном) развитии.

Развитие личности невозможно в отрыве от общества. Человек является социальным существом, и только через познание других и взаимодействие с внешним миром он может понять и развить себя. «Только не думая о своей индивидуальности, а работая над сверхиндивидуальными заданиями, становимся мы индивидуальностями», - отмечал С.И. Гессен [1]. Далее он добавлял, что «индивидуальное отличается от экземплярного не своей единичностью и неповторимостью (экземплярное тоже неповторимо и единично), но своей незаменимостью, тем, что оно обладает не меновой, а безусловной ценностью, сообщающей ему печать единственности в своем роде. <.. .> Индивидуальным может быть не только человек (Микель-Анджело, Петр Великий), но и событие (открытие Ньютоном и Лейбницем дифференциального исчисления, основание III Интернационала), и географическое положение (соседство Киевской Руси со степью), средний тип человека (средний религиозный человек Запада XIII века), класс (рабочие эпохи Французской революции) и партия (коммунистическая партия). С другой стороны, не всякий человек непременно индивидуальность, но только ставший незаменимым на своем месте человек» [1]. Как видим, понятие индивидуальности здесь неразрывно связано с творчеством, с незаменимым результатом продуктивной деятельности.

Таким образом, принцип персонализма не означает отрыва от социального, но и не означает растворения индивидуального в общем (объективном, материальном, социальном). Любые состояния общества (социократия, демократия, автократия, технократия)

1. Направленность на конкретного человека, или принцип персонализма.

убийственны потому и тогда, когда отвергают идею Личности. Персонализм означает преодоление природной и социальной необходимости Личности перед природой и обществом и выход на уровень свободных и созидательных культурных отношений с окружающим материальным и социальным миром.

Возможно ли такое общественное устройство? Вопрос риторический. Даже если оно идеально и невоплотимо, это не означает, что к нему не нужно стремиться. Это лишний раз ставит перед системой образования сложную и важнейшую задачу - развитие Личности как неповторимой и незаменимой части материального, социального и духовного мира.

В наш стремительно век идея оптимального функционирования уступила место идее максимального развития. Конечно, в мире существует конкуренция между людьми, организациями и государствами, но ориентация на максимум (прибыли, развития, потребления, образования и т. п.) приводит к утрате Человека, к потере смысла собственного развития и смысла жизни. Как не вспомнить «Великую дидактику» Я. А. Коменского, в которой речь идет о том, что в природе все происходит постепенно, неторопливо, и обучение нужно организовать таким же образом. Если мы взглянем на современную школу, то увидим, что принцип оптимальности давно уступил свое место принципу максимальности.

Почему же принцип оптимальности является критерием гуманизма? Ответ на этот вопрос прост. Каждый человек, как и любая система, будет функционировать наилучшим образом, если будут подобраны оптимальные условия для постепенного развития. Согласно этому критерию одной из значимых целей системы образования является раскрытие потенциала личности при сохранении ее целостности.

Настоящее образование - это не гонка и не конкуренция. Это процесс культурного становления и самореализации. Соответственно, оно должно быть не максимально требующим или дающим, а оптимально организованным и варьироваться в зависимости от возможностей личности. Задача оптимального образования - помочь человеку полноценно (а не на износ) функционировать как целостной и иерархичной системе. Если же учеба и работа становятся гонкой, а отдых - перерывом в ней, то сама жизнь перестает быть целостным процессом восхождения к себе.

Одним из критериев оптимального движения является рефлексия как способность человека впитывать и отражать происходящее вокруг и внутри себя. При максимальной загрузке у людей не остается времени и сил осознавать, что происходит с ними, с близкими, с людьми, с обществом и страной, они просто функционируют как часть целого механизма, забывая свое «Я». Образование как раз призвано помочь человеку найти свое место в культурной жизни сообразно возможностям и потенциальным способностям, развить их, сосредоточив на главной цели жизни - созидательной и творческой реализации Личности. Выполняет ли образование поставленную задачу? Каждый может самостоятельно ответить на данный вопрос.

2. Направленность на поступательное развитие, или принцип оптимальности

Образование будет положительным для развития только при условии активности самого субъекта и результативности процесса. Активность означает включенность человека в процесс собственного развития и использование культурных средств для оптимальной реализации. Результат культурной жизни выражается в создании продуктов деятельности. По словам Э. Фромма, «слово «продуктивная» в том смысле, в котором оно здесь употребляется, относится не к способности создавать что-то новое или оригинальное, то есть не к творческой способности, какой может обладать, например, художник или ученый. Оно относится также и не к результату моей активности, а к ее качеству. Картина или научный трактат могут быть совершенно непродуктивными, бесплодными; напротив, тот процесс, который происходит в людях с глубоким самосознанием, или в людях, которые действительно «видят» дерево, а не просто смотрят на него, или в тех, кто, читая стихи, испытывает те же движения души, что и поэт, выразивший их словами, - этот процесс может быть очень продуктивным, несмотря на то, что в результате его ничего не «производится»» [2].

Продуктивная активность не начинается извне, она представляет собой глубинный творческий акт, который «по существу своему есть творчество из ничего, то есть создание новой силы, а не изменение и перераспределение старой» [3]. Это Жизнетворчество, духовный процесс расширения внутренней Вселенной, направленный на созидание и обновление Жизни.

Продуктивная активность предполагает отношение к своей жизни как к проекту культурной реализации, к проекту, который наполнит человека планами, интересной и значимой для него деятельностью, развивающей и укрепляющей внутренний мир. В противном случае он столкнется с известным феноменом ослабления личности, описанным К. Г. Юнгом [4].

Творческая самореализация - это лучшая «прививка» от ослабления и распада личности. Такую «прививку» нужно делать еще в детстве посредством правильно организованного воспитания и образования.

Целью образования всегда должна быть свобода, которая выражается в устойчивом, самобытном, творческом движении человека к поставленным задачам, в их достижении, ответственности за действия и результаты деятельности. Пути развития свободы, которая является целью нравственного образования, проанализированы С. И. Гессеном [1].

Свобода выступает не только как средство, но и как цель образования. Противоречие между свободой и принуждением наиболее ярко проявляется в образовании. Оно заключается в том, что человек может стать свободным только тогда, когда научится преодолевать принуждение. Правильно разрешить данную антиномию, использовать принуждение для развития свободы - сложная и необходимая задача, которая стоит перед каждым педагогом.

4. Направленность на самостоятельное «культурное плавание», или принцип духовной свободы

3. Направленность на творческую реализацию, или принцип продуктивной активности

Гуманизм ориентирован на Жизнь и «воспевает оду» Жизни. По-настоящему гуманный человек всегда наполнен жизненной энергией и готов ей делиться. Такая открытость не просто свойство личности - она есть результат стремления к обмену (жизнью, знаниями, информацией, чувствами и мыслями, состояниями души). Гуманного человека всегда легко заметить, потому что он полон жизненной энергией и делится ею с вами. И если вы поступаете гуманно, то результат не заставит себя долго ждать - вы будете чувствовать прилив сил, то есть Жизни.

Быть гуманным означает развивать жизнь, то есть поступать в соответствии с благом для себя и окружающих, преодолевая разрушительные силы и укрепляя созидательные связи. Благо как центральный критерий гуманности объединяет все перечисленные выше принципы. Благо направлено на оптимальное и созидательное развитие Личности, ее свободы и творческой активности, что в конечном счете оправдывает само существование человека.

Гуманистические ценности на примерах

На основе вышеизложенных критериев рассмотрим некоторые гуманистические ценности.

Свобода является одной из самых важных ценностей для человека. Внутренний культурный мир Личности не может развиваться, изменяться по принуждению - только свободно. Любить, быть добрым, честным, поступать согласно голосу совести, стремиться к красоте можно по свободной воле. И хотя развитие свободы представляет собой сложный и противоречивый процесс нравственного образования, его результатом будет самостоятельная, активная и творческая Личность, укрепляющая в себе высшие духовные ценности и спасающая тем самым собственное «Я».

Любовь всегда персоналистична, то есть направлена на конкретный образ, в противном случае она, как подчеркивал H.A. Бердяев, превращается в разврат. Ведь в разврате не существует индивидуального образа человека. Любовь всегда направлена на конструктивное и поступательное развитие себя и другого, иначе она погибает. Любовь всегда свободна и творчески наполнена, у нее есть результат, например любимые дети, или состояния души, или новые открытия другого человека. В конечном счете, настоящая любовь продолжает жизнь, преодолевая смерть.

Добро. Легко быть добрым вообще и очень трудно по отношению к конкретному человеку в конкретной ситуации. Добро не разрушает, а создает связи. Добрым можно быть только по свободной воле, а не по приказу. Результатом добра всегда становится укрепление творчества и силы жизни в человеке и окружающих его людях.

Красота не только привлекает и манит своей необычностью в обыденном мире, но и возвышает образ человека. Стремление к красоте всегда исходит из свободного желания, поневоле невозможно приобщиться к ней. Красивое наполняет энергией жизни и позволяет делиться ею с другими. Красота формирует индивидуальный вкус, а через него - индивидуальность, она является «прививкой» от безвкусия.

Совесть представляет собой внутренний голос нашего «Я». Пока совесть говорит в человеке и с человеком, он таковым является. Совесть призывает к творческому росту

5. Направленность на развитие Жизни в человеке, или принцип блага

и созидательному укреплению личности, к следованию высоким духовным ценностям. Совесть не готова размениваться ценностями и требует прислушиваться к ее голосу. Умение следовать голосу совести называется честностью.

Таким образом, очевидным является факт, что высшие гуманистические ценности как никогда нуждаются в защите и укреплении в условиях современного технократического мира. Их сохранение возможно только в обращенности к Личности, к оптимальному поступательному и созидательному росту Человека, направленному к свету творчества и свободы.

Список литературы:

1. Гессен, С. И. Основы педагогики / С. И. Гессен // Николай Иванович Козлов: персональный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nkozlov.ru/ library/ pd/d4447/?full=l.

2. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм // Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe. txt_with-big-pictures.html.

3. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев // philosophy.ru : философский портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/ library/ berd /creation, html.

4. Юнг, К. Г. О перерождении / К. Г. Юнг // Юнгланд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jungland.ru/node/1591.

Spisok literatury:

1. Gessen, S. I. Osnovy pedagogiki / S. I. Gessen // Nikolai Ivanovich Kozlov: perso-nal'nyi salt [Elektronnyi resurs], - Rezhim dostupa: http://nkozlov.ru/library/pd/ d4447/?full=l.

2. Fromm, E. Imet' ili byt'? / E. Fromm I I Lib.ru: Biblioteka Maksima Moshkova [Elektronnyi resurs], - Rezhim dostupa: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe.txt_with-big-pictures.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Berdiaev, N. A. Smysl tvorchestva / N. A. Berdiaev I I philosophy.ru : filosofskii portal [Elektronnyi resurs], - Rezhim dostupa: http://www.philosophy.ru/library/berd/ creation.html.

4. lung, K. G. O pererozhdenii / K. G. lung I I Iungland [Elektronnyi resurs], - Rezhim dostupa: http://www.jungland.ru/node/1591.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.