ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ АДЫГОВ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ АДЫГОВ' по специальности 'Народное образование. Педагогика' Читать статью
Pdf 050593a462b40ee0e4d188c2020d7507a02ddcf6fa334815022e8cd6798305da скачать pdf Quote ad07ebeb265cda944545117e3cbfa229b3f01820d872e4ad4e4e15ea9035b2fd цитировать I author 56bac83f3e6eff18e0766ac560eb625c4270120563464c87fe23c01b35a101e9 я - автор! Review 588c83381d5cf379905a07fe3c97ab24f838e6636a73eaddff6d9f1851244fd1 рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
  • Указанные автором: ББК: 74.65(2Рос.Ады) УДК: 37.013.42(470.621)

Статистика по статье
  • 5
    страницы
  • 3
    просмотры
  • 28
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 4.00 (1)
    оценка

Ключевые слова
  • ОСНОВЫ ГУМАНИЗМА
  • ГУМАНИЗАЦИЯ
  • ГУММАННОСТЬ
  • НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ
  • ЭТИКА ЭТНОСА
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация
научной статьи
по народному образованию и педагогике, автор научной работы — КУБАШИЧЕВА ЛЮБОВЬ НАНУОВНА

На смену парадигме формирования личности с заданными свойствами приходит гуманистическая парадигма, в рамках которой образование рассматривается как личностно-ориентированный, культуросообразный процесс, направленный на формирование базиса личностноой культуры. Современный этап развития педагогической науки характеризуется недостаточным вниманием к проблеме соотношения развития этнической культуры и общей культуры личности в рамках раскрытия ее целостности. Необходимыми условиями формирования целостной личности является богатство его внутренней культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, толерантность в межличностном и межнациональном общении.

Новости науки

Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Вестник Адыгейского государственного университета", КУБАШИЧЕВА ЛЮБОВЬ НАНУОВНА

 
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по народному образованию и педагогике , автор научной работы — КУБАШИЧЕВА ЛЮБОВЬ НАНУОВНА

Текст
научной работы
на тему "ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ АДЫГОВ". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

УДК 37.013.42(470.621)
ББК 74.65(2Рос. Ады)
К 88
Л.Н. Кубашичева
Гуманистические основы народной педагогики адыгов
Аннотация:
На смену парадигме формирования личности с заданными свойствами приходит гуманистическая парадигма, в рамках которой образование рассматривается как личностно-ориентированный, культуросообразный процесс, направленный на формирование базиса личностноой культуры. Современный этап развития педагогической науки характеризуется недостаточным вниманием к проблеме соотношения развития этнической культуры и общей культуры личности в рамках раскрытия ее целостности.
Необходимыми условиями формирования целостной личности является богатство его внутренней , , ,
.
:
, , , , , -, .
Гуманистическое качество человеческих отношений в этносе, соответствует воспитательной системе этноса. Гуманизация воспитательных систем в негуманном обществе - это необходимость очеловечивания человека и означает нравственное и духовное возрождение общества.
При внимательном рассмотрении социального заказа: заказ на педагогический процесс, на личность и востребованность определённых качеств в современном со, , -ципов гуманизма требуют осмысления. Здесь мы согласимся с И. А. Колесниковой «Одним из необходимых условий реализации идей гуманизации и гуманитаризации образования является теоретическое переосмысление сущности и содержания феноменов воспитания и обучения» [2, 154].
Современная российская система воспитания, мягко , -сти ориентиров на гуманизацию и отсутствия опоры на нравственные основы. В начале XX века С Л. Гессен определил состояние социума и дефицит гуманности следующим образом: «Наступает эпоха кризиса, разложения , . внутреннем развитии за быстрым бегом внешней культу, -вых впечатлений.... Наступает господство формы над духом, буквы над содержанием, механизма над свобо-..
устойчивости ее по отношению к соблазнам среды и связанном с этим разложением нравов. За распадом лично, , -чества вообще, те. разложение и самой внешней культу, , в собственных глубинах» [4, 81].
Отсутствие нравственных основ провоцирует в социуме стратегию агрессивного или подчиненного пове-« - , - ». -лен как в условия успеха, так и в условия выживания, при этом он должен ориентироваться в постоянно меняющем, -
, .
потерять ощущение времени, что предполагает связь с
« ».
Такой процесс невозможен без связи с прошлым, которое присутствует в культурной, исторической и нацио-
,
к существующим условиям в настоящем, но и устремиться в будущее.
В современном мире обнажилась внутренняя суть , -. -кой ситуации из-за резкой смены образа жизни.
На процессуальном уровне есть определенные цен, -ка на протяжении жизни: родители - среда - детский сад
- школа - микрогруппы по увлечениям и интересам (музыка, спорт, живопись) - коллеги.
В народной педагогике процесс педагогического влияния узкий: родитель - воспитатель (аталык) - жизнь в , -ка направлено на формирование устойчивых форм поведения в этносе.
И в первом и во втором случае каждая воспитательная система направляет свои действия на формирование желаемых качеств и привитие желаемых свойств. Но они отличаются как на содержательном уровне, так и на про.
В педагогической науке существует гуманистические по смыслу подходы. Так, М.С. Каган гуманизм ви-
« »,
. . , « -
, ».
идеале воспитанного человека представляет целостно « 1 » - « ( ), « 1 » - « ».
В процессе воспитания, в совместном проживании в ,
глубинных межродовых и межчеловеческих отношений, это кропотливый труд по созиданию человека Воспита-
ние с такой позиции обращено на ориентацию человека « », , . . спросить себя: адыг, россиянин, гражданин Мира,
».
Целостность человека в философском понимании предполагает содержание внутреннего мира Я - часть
, - , - ,
- .
человека ИЛ. Колесникова отмечает: « Жизнь в русле народной или религиозной традиции с ее обрядностью, ритуальностью дает человеку возможность приобретения непосредственного опыта целостности бытия, гармонизированного в соответствии с законами Вселенского масштаба» [2, 203]. Соглашаясь с ее позицией, отметим: А какая часть в этой целостности отводится на национальное? В идеале настоящий горец может быть и гражданином страны и мира, претендовать на высокую духовность. И каждая позиция может быть принята и прожита достойно в разных индивидуальных формах, но, на наш , - , -ится все остальное, в том числе и ощущение себя малой частью единого целого, называемого человечеством. Для этого смысл жизни должен заключаться в следующих ценностях: этнос, язык, традиции, род, семья, отечество как основание жизненного бытия; любовь и миролюбие как основа отношений; добро и красота как критерий жизни; основной критерий деяний - совесть (в поисках смысла бытия человек опирается на совесть, и она открывает возможности поиска новых смыслов и расширяет ).
,
составляющей семьи, рода, этноса, природы. Это может проявляться в развитии на социо-^льтурном уровне как подчинение обычаям и народным традициям. В смысле сказанного воспитание в русле народной педагогики, этнической традиции целостно, так как воспитание вне традиций от целого грозило бы гибелью для индивида.
В данном случае целостность личности и её роль мы рассматривали как аспект традиционного и современного , -ти природы, человечества, космоса и т.д.
Исходя из позиций гуманности народной педагоги, , история цивилизации, прогресса - это единство и борьба . , место в общечеловеческой культуре, история поиска человеком самого себя, своего места в собственной культуре и в поликультуре.
Кризис в области теории и практики воспитании и его проявление в современной отечественной образовательной системе в историко-^льтурном отношении бес. -
ствить воспитание ребенка с опорой на гуманистические основы народной педагогики и современной науки педа-, -
зываются невостребованными в поликультурном пространстве в условиях выживания. Смею здесь полагать, что социум далеко не до конца ещё избавился от про-
- .
В современном мире есть противоречие между всечеловеческой и гуманной потребностью в типе людей,
способных соответствовать нравственно-этической позиции (идеал народной педагогики), и материальными потребностями и благами, обеспечивающими высокий уровень жизни и диктующими иной раз стратегию агрессии и умножения собственного капитала. Подрастающее поколение в этих условиях выбирает ориентиры, не отвечаю-
- . весьма важно молодому поколению не потерять своей , ,
, , самопознанию и самосовершенствованию. Важным становится аспект связи истории и культуры, на что указывал С .И. Гессен: «История есть только там, где есть куль. , жизнью, те. чем больше накопил он того непреходящего , ,
» [4, 31].
Сохранение ощущения времени предполагает связь с прошлым (ствол и корни должны быть соединены), те. необходимо наличие национальной культурной памяти и, , .
Смена образа жизни и смещение гуманистической парадигмы к редуктивной позиции, новые формы социального поведения ломают традиции, к которым привык, , , -рошей традиционной воспитанности в современном социуме становится невостребованной, как и стремление образовательной системы создать идеальную модель .
В рамках традиций воспитание есть «механизм удержания» в системе этических, родовых отношений, как способ связи, требований и правил жизни с законами ( . . ).
Воспитательное пространство может иметь: идеи воспитания, институты воспитания, мифы, легенды, тра-, ,
иные мысли, опыт. Они могут привноситься извне, зарождаться внутри, вступая в функциональные связи, достигая критического состояния, меняющего педагогическое пространство, т.е. оно то расширяется, то свертывается и перемещается из одной реальности в другую. Например: коммунистическое воспитание было идеологично, а вот народное и религиозное воспитание открыты и развернуты вовне, те. их средствами формировалось культурное . -стве негативный образец поведения имеет массовый характер, а вот круг источников нравственно-положительной информации очень мал, и нужно констатировать отсутствие воспитательных идей, несущих в себе содержание социального заказа современного российского об. -минант из объективного пространства, в субъективное где даже в самых тяжёлых внешних условиях может идти глубокая внутренняя работа человека над собой.
По АЛ. Леонтьеву [5], момент оживления информации несет в себе определенные знания. В условиях обучения в вузе можно утверждать, что студент приобщаясь к , -пектов народной педагогики, может их интериоризовать в :
- -
(надичие ценности и смысла);
- -видуального усвоения знаний;
- освоение студентами умений накопления, хранения и использования знаний для передачи другим.
В данном случае речь идёт о процессе интериориза-ции знаний студентами предлагаемого учебного материа-( ) -несение с ценностными ориентациями обучающихся.
Задача преподавателя вуза развить способности обучающихся, формировать умение «слушать себя» и переводить «вну^енние» знания из связанной структурной формы в оперативную, которую можно использовать в процессе саморазвития и самовоспитания.
Народная педагогика диктует построение воспитательной системы в логике ценностных смыслов существования и сохранения этноса, формирования пространства бытия внутри традиций, ведущего человека к согласованию со своей сущностью. Неосознанность смыслов повлекла бы стихийность, что было недопустимо в этносе.
Гуманистические ценности присутствуют в народной педагогике не только на уровне целей, содержания ,
деятельности взрослых и детей и системы их отношений.
Адыги принципиально не включали любовь в круг чувств, необходимых для воспитания, они ограничивались провозглашением уважения к достоинству и требовательности к воспитаннику, те. на уровне социально. -20-
столетия. А.С. Макаренко в своих теоретических работах не включает любовь в круг чувств, обязательных для пе-, -стью к ребенку.
, -
правлены на то, чтобы этнос получил ценную для него «человеческую индивидуальность» в условиях суровой , -ходимостью
Категории любви и свободы в воспитательной системе адыгов отражены особенно: человек не всегда мог проявлять чувство любви и быть свободным, соблюдая .
Гуманизм в народной педагогике адыгов можно определить как способ бытия, выживания этноса, как способ мироощущения и миропонимания, обращенных к человеку как к абсолютной ценности. Исторически это движение этноса к воплощению идей гуманизма, это вера в человека, в возможность его преображения, веру в его свет.
Одну из важнейших причин критического перелома гуманизма в конце XX столетия В А. Кутырев обозначил « ». -, -ства и времени, когда человек действует как целостное .
оказать первую помощь в деле воспитания и обучения .
. . , -
ди, заметил: «Оправдать, осмыслить и обосновать веру в
».
адыгов это самоутверждение человека, его достоинства, его отношения к жизни и смерти. В иные времена народ и его мозг (старейшины) отходили от проблематики отдельного человека или рода, так как приходилось решать задачи выживания нации. Достаточно вспомнить набеги Суворова на аулы, когда уничтожались целые аулы «огнем и мечом» в полном смысле этих слов. Не следствие ли этих бед, что у адыгского народа нет веселых песен о любви, вплоть до начала XX века? Есть только танцы, где мужчины могли показать свои лучшие качества (бережное отношение к женщине, почитание ее, забота о ней и свое мужество), - именно эти качества выражают в определенной мере гуманные идеи культуры адыгов.
Гуманные идеи любого народа можно выразить одним словом - человечность, что дано человеку изначаль-, -ственно-этические позиции человека во взаимоотношениях в семье, между мужчиной и женщиной и т.д. ..
гуманным качествам мира культуры: это «система коор-, -ных умений, опыта, знаний, которым дана человеческая , , -го» [6, 341].
Исторические преобразования в этносе и изменение социокультурных его составляющих не могут происходить без развития гуманистических основ, сопровождающихся педагогическими целями, содержанием и способами подготовки человека к своему существованию. Гуманность дана человечеству изначально и поэтому именно она определяет его нравственно - этические позиции в целостной системе бытия. Гуманизм адыгской народной педагогики основан на нравственности, на попытке сохранения культурных ценностей нации на основе деятельности. Это выражение человеческой позиции, основной ценностью и смыслом которой является соответствие своего субъективного существования с существованием других людей, то есть ответственность каждого за качество собственного бытия. Осознание высшего начала этноса « - адыг» давало силу противостояния тяготам , -чаями и традициями своего народа. Смысл гуманизации видится в обеспечении человеческой целостности при соотнесении человеком своего блага с благом своего наро-.
на развитие человеческих качеств с целью выживания и сохранения собственного этноса.
Гуманизация воспитательной системы адыгов осуществлялась в нескольких направлениях:
- ;
- ;
- -
;
- -
несении их с общей идеей развития этноса;
- -
.
Процесс реализации основ гуманизма в деле воспитания будущего поколения народная педагогика рассматривает с точки зрения следующих принципов:
- - , меры целесообразности в процессе воспитания, которое ведет к раскрытию его человеческой сущности;
- -личных поколений (нисколько не умаляя значение ува-);
- , в себе природное, социальное, культурное, духовное и
;
-
одном из уровней: физиологическом, психическом, социальном, нравственном, ментальном;
- ;
-
собственного народа и выработка умений оценивания и коррекции своих действий и поведения в рамках культуры и этикета
Гуманизм в человеческих отношениях подтверждается адыгскими пословицами, указывающими на христианскую заповедь: «Не делай другому человеку , », « , » и т.д. Вспомним слова М. Горького, который сказал, что адыгские сказки пронизаны жизненным оптимизмом, и что они свидетельствуют о здоровье народа, ибо в его сказках добро побеждает зло.
Целевое назначение народной педагогики - гармонизация высшего порядка в человеческих отношениях. Об этом пишет И.А. Шоров, который верно отметил, что , -ность таких качеств, как любовь к человечеству, к людям, готовность помочь им, т.е. то, что определяет человеческие отношения в этносе (7).
, -обходимость преобразования внутреннего мира человека, воспитания его души. В индийских упанишадах сказано: « , », природы и человека, связь которой отражена в буддизме, имеет аналогию в адыгской народной педагогике. Это отмечено И.А. Шоровым: <Адыги не рекомендовали рубить деревья весной, в пору их цветения. В песне плач Фатимат, выданной за старика, есть такие слова:
, ,
Не срубают в зеленых садах деревья...» [7, 72].
, , где смысл гуманности видится в движении блага человека с благом своего народа - это то, что в народной педагогике осмысливается и осознается как гуманизм.
Народная педагогика обладает огромной позитивной , , регламентирующей человеческие отношения внутри этноса, сообразно обычаям, культуре, традициям. Такая характеристика народной педагогики возможна в процессе соблюдения педагогической этики, содержащей в себе границы дозволенности в требованиях наставника
Решение проблем гуманизма в воспитании может быть осуществлено по отношению к каждому ребенку, а не по сословным, имущественным или иным признакам. Бережное отношение к достоинству не только ребенка, но , , -новной установкой аталыков и наставников. 3. Азашико-, ,
пишет: «Эги институты, которые корнями уходят вглубь
,
социально-экономических условий. Именно в условиях феодальных отношений они достигли своего наивысшего , -ресы феодалов - князей и дворян» [1, 52]. Значит ли это, что в народной педагогике отсутствуют гуманные основы? ,
этническом пространстве в воспитании присутствовало особое формирование достоинства и чести. В крестьянской семье мог быть хорошо воспитан юноша, которого хотели бы приблизить к себе князья. Самое главное в народной педагогике адыгов, как отмечает ИА. Шоров, -
« 1 » - . -лись в особом сочетании поступков и поведенческих актов, которые проявлялись в соблюдении адыгского этикета (7).
, , , -ловеке самого человека, он являлся регулятором отноше-, , , представителем любого сословия.
С точки зрения гуманности в воспитании целостной личности народная педагогика адыгов целостность в воспитании понимала в рамках социализации ребенка в собственной культуре, опровергая, конечно, исключительность собственного народа и культивируя уважение к другим культурам (это выражалось, прежде всего, в гостеприимстве, куначестве и.т.д.).
Нужно отдать должное, в народной педагогике ады-
- -ка выражались в зависимости от обычаев, традиций, норм воспитания и разворачивались к свободе личности, к подлинной ее субъектности. Человек, соответствовавший этим требованиям воспитания жил со спокойной сове, « », по предписанию и оставлял потомкам своё доброе имя, а потомки умели хранить эту память (слагались песни, ле, ).
По утверждению ИА. Колесниковой, в гуманистической системе образования такой идеей «может стать »,
ответила на это исчерпывающе: «Человек - созидатель ». -вить и сохранить нацию является формирование гумани-, , являются ресурсы внутреннего мира человека.
Принцип приоритетности гуманизма изначально присутствует в этнопедагогической культуре адыгов, для которой становление внутреннего мира человека, его ду, -, . из этих позиций, гуманизация отражалась в целях и со, -, .
,
изначально подразумевает процесс равенства, то в гуманистической позиции народной педагогики адыгов есть определенная субординация между старшим и младшим, женщиной и мужчиной, гостем и хозяином и т.д., в этом неравенстве заложено формирование личности адыга способного утвердить себя, свое имя, свой род, соблюдая традиции этого неравенства (даваясь при этом гуманным).
Гуманному мышлению свойственно особое видение . , которой формировалась народная педагогика, обеспечила целостность традиционного адыгского воспитания и сохранила свой ценностно^мысловой аспект. Оставаясь , ,
гуманистические позиции в культуре, в воспитании, мы лишь попытались осмыслить е моменты гуманизации в воспитательной системе народной педагогики адыгов.
Примечания:
1. Азашикова 33. Этнопедагогическая культура адыгов / 33. Азашикова. - Майкоп, 2004.
2. Колесникова ИА. Педагогическая реальность: опыт межпара-дигмальной рефлексии / И А. Колесникова. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - С. 154, 203.
3. Кутырев ВА Естественное и искусственное: борьба миров / В А. Кутырев. - Н.Новгород, 1994. - С. 88.
4.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 31, 81.
5. Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность // АЛ. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1975.
6. Мамардашвили М.К Как я понимаю философию / М.К Ма-мардашвили. - М.: Просвещение, 1990. - С. 341.
7. Шоров ИА. Адыгская (черкесская) народная педагогика / И А. Шоров. - Майкоп, 1999. - С.72.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх