Научная статья на тему 'Гуманистические образы современного педагога'

Гуманистические образы современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ / ОБРАЗ / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беловолова Светлана Павловна

В статье рассматривается содержание гуманистического подхода в образовании. Авторы пишут о педагогах гуманистах. Исходят из позиции, что ключевой характеристикой образования становятся не только передача знаний, а формирование творческих компетент-ностей. Образ учителя современной школы внимательные, творческие, восприимчивые к интересам учащихся, открытые к инновациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистические образы современного педагога»

УДК 37

Беловолова Светлана Павловна

Доктор педагогических наук, профессор, НГПУ, НВИ В В МВД России, journal. nspu@ mail.ru, Новосибирск

Ричи София Леонидовна

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Belovolova Svetlana Pavlovna

Doctor of Pedagogic, proffesor NSPU, NMI of IT MIA, journal. nspu@mail, Novosibirsk

Richi Sophi Leonidovna

HUMANISTIC PERSONALITIES IN MODERN EDUCATION

В июне 2011 года - годовщина памяти великого педагога, учителя, академика и просто замечательного Человека - Гуманиста Виталия Александровича Сластенина.

В далекие предвоенные годы двое молодых людей, еще совсем мальчишки, по имени Павел Тадыев и Виталий Сластенин были одержимы в учебе, мечтали о фантастическом в те годы обучении в столице - Москве, о получении блестящего образования по своим способностям, но не по материальным возможностям. Но чудо совершилось. И оба друга Павел и Виталий поступили в московский вуз. А далее молодых людей с необычайными способностями и высочайшими интеллектуальными возможностями нельзя было не заметить и после блестящего завершения обучения в вузе, они были приглашены в аспирантуру: Павел - по истории, Виталий

- по педагогике.

И с самых юных молодых лет оба друга с наукой больше не расставались. Правда, у П. Е. Тадыева была к тому времени еще и высокопоставленная партийная работа.

Как сказал В. А. Сластенин, Павел Тадыев показал путь в науку, так как был немного старше по возрасту и раньше закончил вуз.

В. А. Сластенин, одаренный с рождения великолепными способностями (поэт, журналист) и получивший блестящее образование в сочетании с невероятным трудолюбием - стал выдающимся ученым в отечественном образовании во второй половине XX - начале XXI вв.

Непревзойденный гуманист Виталий Александрович с огромной симпатией относился к человеку. Однажды к нему пришла коллега в уважаемом возрасте (свыше 80 лет) с желанием защитить кандидатскую диссертацию. Сластенин был очень внимателен к ней, говорил о возможных трудностях

- сдаче кандидатских экзаменов, в том числе иностранного языка. Коллега ушла от Сластенина воодушевленная от доброжелательного приема, от надежды на перспективу, а значит и на продолжение жизни. Это эпизод из воспоминаний о великом Сластенине - непревзойденном Гуманисте и Человеке, для которого главное - понимание и поддержка человека в его позитивных целях и стремлениях.

И еще одно воспоминание: одна из кафедр педагогики отмечала свой юбилей. Организатором и создателем данной кафедры выступил В. А. Сла-стенин. Кафедра в своей работе воплотила все идеи, мысли В. А. Сластенина. Но, так бывает в жизни, на юбилее кафедры говорили обо всем хорошем, но забыли сказать о решающей роли Виталия Александровича в создании этой кафедры. Некоторые присутствующие на юбилее решили внести корректив и обозначить решающую роль Сластенина в создании данной кафедры, но Виталий Александрович просил не обозначать данный вопрос и не вносить коррективы в сценарий мероприятия.

В этом - природная скромность и деликатность Виталия Александровича.

Сластенин делал только добрые дела и никогда не напоминал об этом, а зачастую даже и адресовывал свои заслуги другому человеку, тем самым предавая ему уверенность в работе и в жизни.

О Сластенине можно много говорить и писать, особенно сейчас, вспоминая Виталия Александровича. Сам же Виталий Александрович всегда вспоминал ушедших из жизни друзей и коллег. В одном из своих воспоминаний («Рыцарь этнической социологии и психологии») Сластенин писал о Павле Егоровиче Тадыеве. Эти теплые слова Сластенина о Павле Егоровиче сегодня адресуем и самому автору - Виталию Александровичу: «Все более и более уходят в прошлое годы земного бытия П. Е. Тадыева (а теперь уже и В. А. Сластенина - от автора). Но вживе сохраняются часы и минуты общения с ним. В его доверительной интонации и спокойной неторопливости всегда угадывались значительность, внутренняя свобода, рожденная в убежденности собственной гражданской позиции. В определенном смысле он был единственным среди многих, как всякий человек, сумевший в каждом своем слове оставаться самим собой. Он всегда виделся мне не только как ученный, но и как индивидуальность, как личность» [3, с. 66].

Сластенин и Тадыев не могли быть другими. Доброта, сочувствие, соучастие, максимальная самоотдача, поддержка, понимание человека - самое характерное для Виталия Александровича и Павла Егоровича. Забота о человеке, гуманное отношение к человеку - квинтэссенция всей жизни Сластенина и Тадыева.

В годовщину памяти о Великом Сластенине еще раз отметим его заботу об учителе - отечественном учителе и предлагаем нашему читателю некоторые выдержки из доклада В. А. Сластенина. «Педагогическое образование: вызовы XXI века».

«Школа оказывает на общество огромное воздействие, либо воспроизводя сложившиеся в нем стереотипы, либо работая на его перспективу. Но

школа такова, каков учитель, который выполняет свои профессиональные обязанности, но и выступает субъектом общественного прогресса. Потому что не существует чудодейственных систем, существует учитель, вооруженный прогрессивной системой, сформированный, как творческая, социально активная личность, которая свободно ориентируется в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действует в образовательном процессе. «Учительства особенный талант» всегда решительно заявлял о себе. Сегодня это золотой фонд нации, душа и мозг школы.

Педагог только тогда оправдывает социальные ожидания, если его личность, общая и профессиональная культура развиваются опережающими темпами по отношению к подрастающему поколению и основной массе населения.

Вполне очевидно, что в массовую и альтернативную школу сегодня должен придти учитель, сформированный как конкурентоспособная личность, умеющий не только обслуживать традиционные педагогические и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.

Профессиональная работоспособность и творческое самочувствие учителя во многом зависят от корпоративной культуры, которая позволяет обеспечить более высокий уровень общения и взаимодействия с коллегами; решать и новые, более сложные задачи, которые по своей масштабности были учителю поначалу заведомо недоступны.

Функционирующая в нашей школе сложная система разделения педагогического труда с необходимостью порождает процесс интеграции его различных видов в целостную (кооперированную) педагогическую деятельность. Это необходимость, подобно другим общественным закономерностям, действует по типу закону - тенденции, которая усиливается или ослабляется в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов. К их числу следует отнести и уровень готовности учителей к профессиональному сотрудничеству.

Общественное назначение совместной деятельности учителей не сводимо к официально заданной цели - обучению, воспитанию и развитию учащихся. Для общества важно и то, что, выполняя коллективообразующую функцию, эта деятельность призвана обеспечить всестороннее личностное развитие каждого учителя, его продуктивное профессиональное долголетие.

Существенной является также функция расширенного воспроизводства педагогического коллектива, реализуемая в заботе об адаптации выпускников педвуза. В частности, речь идет о том, чтобы формируемый у студентов образ их будущей деятельности отвечал принципу «функциональной полноты» (В. С. Леднев), чтобы сотрудничество с коллегами выступало для них как профессиональная ценность, а коллективообразование - как важная сфера «приложения» (проявления) их социальной активности.

Коллективная педагогическая деятельность предъявляет особые требования к личности учителя, отдавая приоритет тем ее качествам, которые

К. А. Абульханова удачно назвала «общественными способностями» человека. Это - сознание гражданского долга, ответственность, общая инициатива, исполнительская дисциплина, сопричастность к управлению школой. В системе коллективистских отношений учитель выступает как субъект, решающий общую задачу не потому, что е решение контролируется из вне, а потому, что это становится его профессиональным долгом. «Общественный реализм» учителя проявляется здесь как адекватное представление о способе решения педагогической задачи не только на основе учета собственных возможностей, но и деятельного потенциала его коллег на работе. Обладая общественной волей«, учитель оказывает способным принять на себя ответственность за общее дело, как бы ни сложились обстоятельства, вопреки неблагоприятным условиям, сопротивлению отдельных людей, необеспеченности отдельных звеньев решения задачи.

«Если в школе, - учил А. С. Макаренко, - есть такой коллектив педагогов, для которого успех всей школы стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором месте и затем уже на третьем месте его личностный успех как педагога, то в таком коллективе будет настоящая работа».

Жизнь в педагогической профессии - это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по признанию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, терзаний и поисков, - это вечное испытание, испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность». [1, с. 24; 26; 28-30].

Библиографический список

1. Сластенин, В. А. Педагогическое образование: вызовы XXI века [Текст] / В. А. Сластенин // Доклад на международной научно - практической конференции «Педагогическое образование: вызовы XXI века», Москва, 16-17 сентября 2010 г. -М., 2010.-48 с.

2. Сластенин, В. А. Педагогическое образование: вызовы XXI века [Текст] / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 23-28.

3. Сластенин, В. А. Рыцарь этнической социологии и психологии [Текст] / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 65-66.

4. Сластенин, В. А. Личностно ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста [Текст] / В. А. Сластенин, В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 11.-С. 117-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.