Научная статья на тему 'Гуманистические идеалы Пьера де Кубертена и современное паралимпийское движение'

Гуманистические идеалы Пьера де Кубертена и современное паралимпийское движение Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1077
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ / ПЬЕР ДЕ КУБЕРТЕН / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ПАРАЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГАРМОНИЧНОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ / МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ / HUMANISTIC IDEALS / PIERRE DE COUBERTIN / ENCULTURATION / SOCIALIZATION / MODERN PARALYMPIC MOVEMENT / HARMONIOUS AND SPIRITUAL DEVELOPMENT / ART PRACTICES / MODES OF INTRODUCTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Белозерова Галина Михайловна

В статье отображается процесс инкультурации и социализации участников Паралимпийского и Специального Олимпийского движений, гуманистические идеи Пьера де Кубертена, как источник гармоничного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pierre de Coubertin’s humanistic ideals and modern paralympics movement

The article shows the process of enculturation and socialization of participants of the Paralympic and Special Olympic movements. The author considers the humanistic ideas of Pierre de Coubertin as a source of the harmonious and spiritual development of a personality.

Текст научной работы на тему «Гуманистические идеалы Пьера де Кубертена и современное паралимпийское движение»

УДК 37.036 Белозерова Галина Михайловна

соискатель кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств dom-hors@mail.ru

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА И СОВРЕМЕННОЕ ПАРАЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Belozerova Galina Mikhaylovna

PhD applicant of the Theory and History of Culture Department, St.-Petersburg State University of Culture and Arts

dom-hors@mail.ru

PIERRE DE COUBERTIN’S HUMANISTIC IDEALS AND MODERN PARALYMPICS MOVEMENT

Аннотация:

В статье отображается процесс инкультурации и социализации участников Паралимпийского и Специального Олимпийского движений, гуманистические идеи Пьера де Кубертена, как источник гармоничного развития личности.

Ключевые слова:

гуманистические идеалы, Пьер де Кубертен, инкультурация, социализация, современное паралимпийское движение, гармоничное и духовное развитие личности, художественные практики, механизмы внедрения.

Summary:

The article shows the process of enculturation and socialization of participants of the Paralympic and Special Olympic movements. The author considers the humanistic ideas of Pierre de Coubertin as a source of the harmonious and spiritual development of a personality.

Keywords:

humanistic ideals, Pierre de Coubertin, enculturation, socialization, modern Paralympic movement, harmonious and spiritual development, art practices, modes of introduction.

Специальное Олимпийское и Паралимпийское движения представляют собой противоречивый процесс формирования, становления, развития и оформления в отдельную субкультуру и ценностную систему. Их предпосылками выступают разнообразные явления развития жизни современного общества.

Сильный импульс развития Специального Олимпийского движения и его настоящего облика принесли возрожденные в Х1Х столетии Олимпийские игры, пробудившие новое течение духовного образа жизни и гуманистической направленности физической культуры и спорта, выдвинутые Пьером де Кубертеном. Он не только возродил их, но и генерировал, зафиксировав свои идеи в Олимпийской хартии.

В понимании Пьера де Кубертена - Олимпийское движение, это «движение, порожденное извечным стремлением человека к миру и братству», являясь «школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как и физической выносливости и силы» [1].

Величайшие идеалы и ценности общечеловеческой и мировой культуры, к которым относятся свобода, совершенство, творчество, гармоническое развитие личности, мирные отношения, дружба, взаимопонимание, уважение (пиетет) и общение на личностном уровне, получили свое институциональное и законное оформление в Олимпийской хартии. Важным средством «облагораживания спорта» Кубертен считал его интеграцию с искусством и возрождение «спортивной религии», которая, по его мнению, характерна для спорта античности [2].

Несмотря на позитивную направленность основных идей Олимпийского движения, существует и обратная сторона медали. Превалирование профессиональных и групповых норм над цивилизованными (общекультурными), которые оформились в отдельную субкультуру с собственной идеологией, системой норм и ценностей. Олимпийские идеалы, символика, ритуалы, идеология спорта как необходимого культурного фактора прочно вошли в современную жизнь.

Все процессы и ценностное восприятие современного мира в настоящее время находят отражение в общественном сознании, в том числе спортивном. Их главным воплощением в спорте становится развитие ценностно-целевых установок и ориентаций. Превалирует технократизм и культ рекордов в противовес гуманистическим идеалам олимпизма Пьера де Кубер-тена. Спорт начинает смешиваться с реальностью практической жизни со своими проблемами, становясь сферой удовлетворения практических, политических и неспортивных интересов.

Гуманистический культурный потенциал спорта используется в настоящее время недостаточно полно и эффективно. Наблюдается девальвация нравственных и духовных ценностей, осо-

бенно в спорте высших достижений. На первый план выходят ценности, связанные с достижением материальных благ, славы, превосходства одного человека над другим, одной нации (страны) над другой и т.п. Кризис современного спорта видится в коммерциализации этой сферы деятельности в обществе, а также в подчинении ее утилитарным и прагматичным целям и ценностям.

Иногда решение проблемы гуманизации современного спорта связывают с формированием и развитием не просто более гуманной соревновательной модели спорта, а вообще с отказом от его соревновательного характера, в котором отсутствует разделение участников на победителей и побежденных.

В отличие от обычных спортивных соревнований, как правило, совместно и на равных участвуют люди разного возраста, пола, физического состояния и т.д., а кроме того любой зритель может стать игроком, и каждый игрок по собственной инициативе может задавать тон игре, изменять ее характер, то есть выступать в функции ее руководителя. Здесь всемерно поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор. Все это ориентирует участников «новых игр» на сотрудничество, а не на конкуренцию; на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессивности и насилия [3].

К таковым состязаниям можно отнести Специальные Олимпийские и Паралимпийские игры. Историография или происхождение движения людей с проблемами здоровья зародилась в конце ХХ столетия в связи с наличием большого количества людей, для которых такое направление социализации и инкультурации в обществе явилось шансом для вхождения в порой жестокий и несправедливый окружающий их мир.

С 1963 г. существует движение поддержки и помощи инвалидов - Special Olimpics International (далее - СОИ), основанное Юнис Кеннеди-Шрайвер в 1968 г. в США. Основной целью движения становится изменение отношения общества к людям с проблемами здоровья и социальной интеграции инвалидов с помощью спорта и творчества, гармонического и духовного развития личности.

В поддержку СОИ на XV зимних Олимпийских играх (1968) в Калгари президент Международного Олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч подписал с Юнис Кеннеди-Шрайвер соглашение, согласно которому Специальная Олимпиада получила право использовать в своем названии слово «Олимпиада»: «Принимая во внимание усилия Special Olympics International, способствующие распространению занятий спортом среди лиц с умственной отсталостью, Международный Олимпийский комитет в официальном порядке признает Специальную Олимпиаду, которая настоящим получает разрешение на использование наименования “Олимпиада”».

Специальная Олимпиада предоставляет возможности для участия в спортивных и творческих мероприятиях лиц с проблемами здоровья всех уровней и способностей, используя для этого метод деления на дивизионы. Паралимпиада организует соревнования для наиболее подготовленных участников с ограниченными физическими возможностями. Как Специальная Олимпиада, так и Паралимпийское движение ставят основной целью социализацию и инкуль-турацию личности инвалидов средствами физической культуры и спорта, творческого раскрытия и самореализации в жизненном пространстве, важнейшим условием которого становится доброжелательное, толерантное отношение к ним в социуме.

Как правило, это весьма сложный процесс. Проблема заключается в том, что благотворительные фонды, общественные организации, оказывающие посильную помощь инвалидам, несмотря на все проблемы и кризисы, существовали и продолжают существовать в нашей стране. И хотя большинство из них занимается в основном материальной поддержкой людей с ограниченными возможностями, есть и такие, которые понимают, что нетрудоспособные граждане нуждаются, прежде всего, в действенной физической, психологической, организационной помощи.

Одной из форм такой поддержки Паралимпийского и Специального Олимпийского движений, является социализации и инкультурации инвалидов, включающие в себя механизмы развития гармоничной личности с помощью художественных практик.

Первые Международные Паралимпийские соревнования людей с проблемами здоровья были проведены в 1960 г. в Риме. Наиболее полно в этом движении воплотился олимпийский принцип Пьера де Кубертена: «главное - не победа, а участие». Именно поэтому клятва паралимпийцев и Специального Олимпийского движения звучит так: «Позвольте мне победить, но если я не смогу, то пусть я буду сильным в этой попытке».

Наша страна присоединилась к международному Специальному Олимпийскому движению в 1988 г. на Паралимпийских играх в Сеуле. Возможность участвовать в спортивных и творческих состязаниях становится реальной возможностью социализации и инкультурации личности инвалидов.

В России идею международного паралимпийского движения с 11 апреля 1991 г. воплощает Специальный Олимпийский Комитет Санкт-Петербурга, региональная общероссийская

общественная благотворительная организация инвалидов «Искусство, культура и спорт», - для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью движения становится изменение отношения общества к инвалидам, помощь в социализации и инкультурации средствами физической культуры и спорта, творчества и искусства, самореализации и активизации в жизненном пространстве при условии доброжелательного, гуманного отношения и создания условий для раскрытия и развития их способностей и талантов.

В настоящее время Специальный Олимпийский Комитет представляет собой мощное объединение более 1Q тыс. детей и подростков, который проводит более 2QQ мероприятий ежегодно. Это признанный лидер в сфере адаптивной физической культуры и творчества в России, автор и воплотитель научных программ, признанных лучшими в Европе по социализации и ин-культурации людей с проблемами здоровья.

Движение охватывает в своей деятельности следующие направления:

1. Организация и проведение массовых спортивно-творческих мероприятий городского, всероссийского и международного уровней. Участие в Специальных Олимпийских и Паралимпийских играх.

2. Подготовка и участие сборных команд Санкт-Петербурга по З6 видам спорта в чемпионатах России, Европы, мира и Всемирных летних и зимних Специальных Олимпийских играх; подготовка и проведение Всероссийских универсиад студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура».

3. Разработка и исполнение долговременных творческих проектов (конкурсов, праздников, выставок, фестивалей).

4. Создание и модернизация рабочих мест для инвалидов.

б. Организация и реализация научно-методических и реабилитационных программ по адаптивной физической культуре и творчеству совместно с Правительством России и Администрацией Санкт-Петербурга.

6. Разработка, систематизация и воплощение в Российской Федерации комплексных программ по физической культуре и творчеству, таких как Всероссийские фестивали, выставки, презентации, концертные программы «Спорт и Творчество», «Ветер Надежды», включающих в себя механизмы внедрения художественных практик в жизненное пространство паралимпийцев.

Несмотря на положительные аспекты Специального Олимпийского и Паралимпийского движений, выявляются важные направления организации и использования художественных практик в процессе инкультурации и социализации лиц с проблемами здоровья. Специфика Паралимпийского движения и ее влияние на формирование личности рассматриваются как современное состояние Специального Олимпийского движения, этическая реальность современного спорта, гуманистические аспекты и корпоративная мораль, преобладание технократического стиля мышления над гуманистическим, где самоцелью является достижение спортивного результата любой ценой.

В сравнении с настоящим положением вещей противопоставляются олимпийские идеи и принципы Пьера де Кубертена, основоположника современного Олимпийского движения, где подлинная цель Паралимпийского движения заключается в том, чтобы способствовать построению лучшего мира путем гуманизации, гармонизации-калокагатийности, духовного и физического развития спортсмена-инвалида. Он считал, что идеи Олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы и мирного и физического соревнования» и будут способствовать культурному сотрудничеству народов. Барон Пьер де Кубертен говорил так: «Спорт может вызвать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями демократических государств, как республиканских, так и монархических» [4]. Современное развитие олимпизма должно идти по пути возрождения философии античного мира, пропагандируя гуманистическую направленность, благородные принципы этико-эстетических ритуалов, гармонизацию личности паралимпийца через художественные практики в процессе инкультурации и социализации личности.

Ссылки:

1. Де Кубертен П. Олимпийские мемуары II Серия Библиотека «РМОУ» I пер. с фр. М., 2Q11. С. З2.

2. Де Кубертен П. Спорт и искусство II Спорт, духовные ценности, культура: сб. I сост. и ред. В.В. Кузин,

В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. М., 1998. Вып. б. С. З-8; Де Кубертен П. Олимпийские мемуары. С. 17Q.

3. Суходольский Б. Спорт и защита мира II Межд. спорт. движение: экспресс-информация. Вып. 1Q. М., 1987. С. З-6.

4. Де Кубертен П. Олимпийские мемуары ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.