Научная статья на тему 'Гуманистические аспекты теории развивающего обучения'

Гуманистические аспекты теории развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / HUMANIZATION / EDUCATION / DEVELOPMENTAL EDUCATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьина М.Ю., Кузнецова А.Я.

Гуманизм, как система ценностных ориентаций и установок, приобретает значение общественного идеала. Гуманистическая педагогика представляет собой систему научных теорий и рассматривает воспитуемого в качестве активного, сознательного, равноправного участника педагогического процесса, который развивается в соответствии с его потенциальными способностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистические аспекты теории развивающего обучения»

УДК 165.24 + 37.01

Ананьина Маргарита Юрьевна

Студентка 3 курса Института детства,

Новосибирский государственный педагогический университет, Кузнецова Альвина Яковлевна

Доктор филос. наук, профессор НГПУ,

Новосибирский государственный педагогический университет,

г. Новосибирск Россия

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ РАЗВИВАЮЩЕГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Гуманизм, как система ценностных ориентаций и установок, приобретает значение общественного идеала. Гуманистическая педагогика представляет собой систему научных теорий и рассматривает воспитуемого в качестве активного, сознательного, равноправного участника педагогического процесса, который развивается в соответствии с его потенциальными способностями.

Ключевые слова: гуманизация, образование, развивающее обучение, развитие

Keywords: humanization, education, developmental education,

development

На сегодняшний день развитие системы образования напрямую зависит от процесса гуманизации обучения, что связано с быстроизменяющимися социально-экономическими отношениями в обществе [4]. Мы понимаем, что

образование это взаимодействие таких процессов как обучение и воспитание. Собственно прослеживается такая закономерность, как: воспитание

осуществляется через обучение, а само обучение - воспитывает.

Гуманизация образования предусматривает: признание ценности

каждого человека, уважение его прав и свобод; обращение к потребностям, интересам, склонностям, ценностям отдельной личности, к их

удовлетворению и развитию в системе образования; создание условий для творческого самосовершенствования личности; усвоение общечеловеческих нравственных норм поведения и формирование на их основе

гуманистических ценностей; обеспечение социальной защищенности каждой личности. Идеи гуманизации ориентируют современную систему образования на закономерности развития. В этой связи вполне обоснованным является интерес теоретиков и практиков современной педагогики к проблемам развивающего обучения [5].

Развивающее обучение развивалось в сторону гуманизации в соответствии с изменяющимися общественными отношениями.

Г уманистические теории развития личности предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию. В педагогической мысли усиленно разрабатываются проблемы познания и обучения, ведь главное является нравственное совершенствование личности, иначе говоря, признание за человеком индивидуальной ценности, его личностных качеств и необходимости соединения образования с жизненными интересами человека

[3].

В основу теории развивающего обучения легли мысли и идеи Яна Амоса Коменского о принципе природосообразности, такие как: создание благоприятных условий для выявления природных способностей ученика; направленность обучения на всестороннее развитие ребёнка. Благополучие и духовное оздоровление современного общества зависит как от гуманизации всего общества и образования, так и от самоосознания индивидом

собственного духовного развития. Гуманизация образования предполагает погружение индивидуального знания в общекультурный контекст жизни личности и затем в мировоззрение эпохи. Разрабатывая общую концепцию гуманистического воспитывающего обучения, направленного на формирование полноценной активной личности особое внимание обращают на формирование у ребенка отношения к правам и обязанностям, принятым в обществе, осознание, понимание которых «поднимает» самоуважение ребенка.

Не стоит забывать и о том, что развитие теории развивающего обучения связано с демократической мыслью, у истоков которой стоял М.В. Ломоносов и его единомышленники, не сумма знаний, а «правильный образ мышления» и нравственное воспитание - такова цель обучения, по словам Ломоносова. Несомненно, именно эти идеи стали основой для большинства современных педагогических концепций.

Несмотря на это, подлинным основоположником развивающего обучения принято считать К.Д.Ушинского, который исходил в первую очередь из особенностей человека, его жизни, стремлений, характера и национальной культуры. Ушинскому удалось сформулировать необходимые условия преподавания: «своевременность его начала, постепенность, ограниченность, постоянство, воздействия на учеников, твёрдость усвоения, ясность, отсутствие чрезмерной напряжённости и чрезмерной лёгкости, положительное нравственное влияние, жизненная полезность усваиваемых знаний, самодеятельность учащихся».

В исследовании проблем развивающего обучения, важное положение отводится осмыслению опыта народной школы, на базе которой зарождается особе направление в педагогике, основанное на принципах народности, природосообразности и гуманизма. Характерные черты народной школы: школа для ребёнка, а не ребёнок для школы. На первый план выдвигается личность ученика; общедоступность школы и обучения; построение

обучающего процесса на основе учёта интересов и потребностей обучаемого; подвижное расписание учебных занятий. В практики народной школы воплотились принципы свободного воспитания, являющиеся необходимым условием актуализации личностного потенциала и творческого развития ученика. Идеи свободного воспитания ориентировали педагогическую мысль на ценности общечеловеческого характера и обуславливали формирование гуманистических концепций, которые ориентировались на интересы и потребности обучающегося.

Вопросом взаимодействия обучения и развития занимался Л.С. Выготский, который утверждал то, что ребёнок может делать самостоятельно - зона актуального развития, а то, что он делает в сотрудничестве со взрослыми - зона ближайшего развития. На основании этого он делает вывод: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой... Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»[1, с. 234].

Проблемы развивающего обучения разрабатывались экспериментально и опирались на следующие взаимосвязанные принципы: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; изучение материала быстрым темпом; осознанное отношение к процессу учения; возбуждение у детей самостоятельности, связанное с волевой сферой и живыми эмоциями. Развивающийся эффект данных систем свидетельствует о том, что традиционное образование не создавало в работе с детьми необходимых зон ближайшего развития, а тренировало и закрепляло те психические функции, которые начали развиваться ещё в дошкольном возрасте.

По словам В.В. Давыдова, « овладение законами развивающего обучения позволит выявить всё новые и новые резервные мощности

мышления, а выявление и формирование последних будет, в свою очередь, служить базой для большего усовершенствования учебного процесса» [2, с. 440].

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти т. Москва, 1982. - С. 226 - 238.

2. Давыдов В.В. Связь теорий обобщения с программированием обучения // Исследования мышления в советской психологии. Москва, 1966. - С. 437 -444.

3. Кузнецова А.Я. Гуманизация образования и интеллект.

Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2006. - 202 С.

4. Кузнецова А.Я. Инновационный потенциал когнитивной теории личности в философии образования // Фундаментальные исследования .- 2009. - № 2. -С. 77-78.

5. Кузнецова А.Я. Образование современного человека: теория, философия, методология. Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2010.- 88 С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.