Научная статья на тему 'Группы интересов гражданского общества в современной России'

Группы интересов гражданского общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
883
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ракшина Елена Николаевна

В статье рассматривается связь между гражданским обществом и самыми разнообразными группами интересов, представленными в современной России, показывается, кто, как и каким образом лоббирует свои интересы в органах власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Группы интересов гражданского общества в современной России»

УДК 316.354 (470+571;

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Е.Н. Ракшина

Саратовский государственный университет, кафедра социологии коммуникаций E-mail: el66@inbox.ru

В статье рассматривается связь между гражданским обществом и самыми разнообразными группами интересов, представленными в современной России, показывается кто. как и каким образом лоббирует свои интересы в органах власти.

Interest Groups of Civil Society in Modern Russia

E.N. Rakshina

This article considers the link between civil society and various interest groups which exist in modem Russia. It shows who and how lobbies their interests In the organs of government.

Современное российское общество являет собой сложный спектр существования и взаимодействия различных групп интересов. В органах власти складываются свои интересы, в «гражданском обществе» - свои. Политические партии, не получившие мест в законодательных органах власти и поэтому не участвующие в ней, выражают особые группы политических интересов гражданского общества. Определенные группы интересов представляют бизнесмены и иные слои населения современной России.

Группы интересов, по нашемх мнению, это организации и объединения индивидов, в которых они участвуют добровольно для достижения тех или иных целей. В демократическом обществе группы интересов представляют собой независимые от государства структу ры, которые выражают коллективные требования и ищут пути их продвижения, в первую очередь посредством воздействия на социально-политический процесс. В.И. Да-хин дает такое определение группам интересов: «Группы интересов - организации (ассоциации) различного типа (от профессиональных до семейных), члены которых, не претендуя на политическую власть, пытаются влиять на нее в целях обеспечения специфических. групповых интересов»'.

В современной России складывается множество групп интересов, различных по целям, функциям и уровню организации. Они включают и политизированные группировки

элиты; и дооровольческие организации; и региональные элиты и репродуцируемые ими интересы; и крупные корпорации и фирмы. Группы интересов, действующие в странах разного уровня политического развития и в ус, ювиях разных социально-политических систем, можно классифицировать по разным принципам: целям, характеру поддержки или функциям, общественному политическому статусу, социальному составу и т.п.

Современная социально-политическая ситуация в России такова, что общественные структуры со своими группами интересов вынуждены присоединяться к крупным политическим партиям для достижения своих целей. Когда же приходит время отстаивать какие-то более специфические интересы и цели, для того чтобы эффективно участвовать в формировании общественных отношений, то ИУ1 приходится полагаться ты одобрение, санкционирование и финансовую поддержку со стороны государства.

Общим моментом, присущим всем группам интересов, является «выход» на власть с целью реализации своих групповых интересов. Такой вид деятельности по оказанию влияния на органы власти различных уровней можно считать лоббистским.

Лоббизм есть социальный механизм продвижения группами своих интересов -феномен, характерный в той или иной степени для любых обществ. Естественно, что характер системы и каналов взаимодействия общества и государства определяют удельный вес лоббизма в механизмах этою взаимодействия. Россия, переживающая сегодня процесс социально-политической переструк-туризации общества, представляет собой особенно благоприятные возможности для деятельности с преобладанием неформальных взаимодействий как наиболее доступных и эффективных способов достижения целей. В современной России появились сотни и

© Е.Н. Ракшина, 2007

тысячи самодеятельных общественных групп и движении: следует констатировать, что возможности их влияния на процесс выработки и принятия решений в центре и на местах после спада волны массового демократического движения конца 80-х - начата 90-х гг. XX в. оказались крайне незначительными. Лоббизм со временем из «дикого» превратился в кланово-элитарный. Решающую роль стали играть большие деньги и «большие люди» в мире того же большого бизнеса.

Естественно, что накануне парламентских и президентских выборов появляются все новые каналы лоббирования самых разнообразных групп интересов.

Лоббизм в современной России со своими организационными и технологическими характеристиками является важным социальным механизмом осуществления политики различных групп интересов гражданского общества.

Примечание

Лахин В.Н. I'руины шперееов • Политическая шциклопедия: В 2 т. М.. 2000. Т. I. С'.302.

УДК 316.334.2(470+571

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Д.А.Котельников

Саратовский государственный университет, кафедра социологии регионов E-mail. DylnovGV@info.sgu.ru

В статье рассматриваются основные виды и модели рынка труда в современной России, специфика их функционирования, проблемы использования рабочей силы в рыночных условиях.

The Features of Labor Market Functioning in Modern Russia

D.A. Kotelnikov

Tne alicie ccnsicers the mam types and models of labor market ir modern Russia, it a^so analyses the specific features of their functlon-ng and p'oblems o* us'ng labor force in market economy

В современной России идет интенсивный процесс становления цивилизованных рыночных отношений. В данном процессе особое место занимают вопросы формирования рынка труда и эффективного использования рабочей силы. Вот почему все эти проблемы приобретают не только теоретическое, но и огромное практическое значение.

.Прежде чем рассматривать сущность и структуру рынка, необходимо выяснить, что продается и покупается на рынке труда: «рабочая сила» или «труд». Сторонники марксистской теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая сила, то ecu. способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель. Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработ ная плата есть плата

за труд (и называется это оплатой труда). Сторонники третьей точки зрения считаюг рынок тр\да ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи выступают работодатель - покупатель груда, а также юридически свободный и юридически защищенный собственник - продавец ресурса груда. Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, то есть всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. ~)то особый ресурс, специфика которого в физической неотделимости его от собственника, что отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса груда определенною качества при определенных условиях в определенный отрезок времени.

Цена труда на рынке труда выступает в форме ставки - заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключаемом между работодателем и нанимающимся на работу. На этой основе рыночная цена единицы ресурса труда данного качества сложится в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке груда. В результате фактическая цена труда отразит равновесную ставку заработной платы.

© Д.А. Котельников, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.