Научная статья на тему 'Грозненская школа нефтяников и ее роль в восстановлении и развитии Грозненского нефтеносного района (1920 - начало 1940-х гг. ): социалистическое строительство, «Коренизация кадров» и репрессии'

Грозненская школа нефтяников и ее роль в восстановлении и развитии Грозненского нефтеносного района (1920 - начало 1940-х гг. ): социалистическое строительство, «Коренизация кадров» и репрессии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захираева Зулпа Алиевна

В работе раскрываются проблемы подготовки специалистов нефтяного дела в России в начале 1920-х начале 1940-х гг., когда особенно остро сказьшался кадровый кризис в нефтяной промышленности грозненского региона. Подтверждается особая роль Грозненского нефтяного института в решении проблемы подготовки инженерно-технических кадров. Акцентируется внимание на росте национальных кадров как важной стороне социального прогресса, что выражалось в увеличении численности рабочих-нефтяников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Грозненская школа нефтяников и ее роль в восстановлении и развитии Грозненского нефтеносного района (1920 - начало 1940-х гг. ): социалистическое строительство, «Коренизация кадров» и репрессии»

ГРОЗНЕНСКАЯ ШКОЛА НЕФТЯНИКОВ И ЕЕ РОЛЬ В ВОССТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ГРОЗНЕНСКОГО НЕФТЕНОСНОГО РАЙОНА

(1920-НАЧАЛО 1940-хгг.): СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, «КОРЕНИЗАЦИЯ КАДРОВ» И РЕПРЕССИИ

З.А. ЗАХИРАЕВА

Кафедра истории и культурологии Грозненский государственный нефтяной институт им. акад. М.Д. Миллионщикова

100, т. Орджоникидзе, Грозный, 364051, Россия

В работе раскрываются проблемы подготовки специалистов нефтяного дела в России в начале 1920-х - начале 1940-х гг., когда особенно остро сказывался кадровый кризис в нефтяной промышленности грозненского региона. Подтверждается особая роль Грозненского нефтяного института в решении проблемы подготовки инженерно-технических кадров. Акцентируется внимание на росте национальных кадров как важной стороне социального прогресса, что выражалось в увеличении численности рабочих-нефтяников.

Освоение и развитие Грозненского нефтяного региона после окончания Гражданской войны 1918-1920 гг., да и других нефтяных регионов страны было невозможно без соответствующих квалифицированных кадров. В начале 1920-х гт. встал вопрос о подготовке специалистов нефтяного дела в Советской России. Из-за оттока иностранных специалистов численность профессиональных нефтяников в этот период существенно сократилась, что не могло не сказаться на развитии всего производства. Идеи организации школы нефтяников высказывались как практиками, так и научными работниками отрасли еще в связи с промышленным подъемом 1909-1913 гг. и ростом значения нефтяной промышленности в народном и мировом хозяйстве. Особенно остро сказывался кадровый кризис в нефтяной промышленности Грозненского региона. Если в 1917 г. на промыслах и заводах Грозного работало 250 инженеров и техников, к началу 1920 г. осталось только несколько десятков. Из 29 управляющих промыслами остался только один. Это был И.Н. Стрижов1.

С целью решить проблему восстановления региона в январе 1921 г. был созван первый всероссийский съезд нефтеработников. Председателем оргкомитета по созыву съезда был заместитель начальника управления нефтяной промышленности РСФСР И.Н. Стрижов. Большинство делегатов съезда (М.А. Капелюшников, A.A. Шибинский, И.Н. Губкин, И.Н. Тихонович, Н.Т. Смирнов, В.А. Обручев,

А.Н. Розанов, И.С. Маевский, В.А. Ломов и др.) были специалистами именно по Грозненскому региону. Резолюция съезда предусматривала проведение практических мероприятий по борьбе с обводнением нефтяных месторождений, переход к вращательному бурению, более современным способам добычи, электрификацию нефтепромысловых районов, выработку правил по охране нефтяных месторождений от обводнения2. Съезд также высказался за восстановление нефтяной промышленности в этих районах исключительно собственными силами. Как видно из резолюций, вопросы восстановления и модернизации шли одновременно. Для осуществления поставленных задач необходимы были инженерно-технические кадры.

Школа нефтяного дела в Грозном была создана в 1920 г. 1 августа начал свою работу нефтяной техникум. Преподавание шло на 8 средних отделениях по подготовке техников и 2 высших - по подготовке дипломированных инженеров по горно-нефтяной и нефтехимической специальностям. 19 апреля 1922 г. Грозненский нефтяной техникум был преобразован в Грозненский нефтяной практический институт3. В институте в это время обучалось 228 человек4.

К подготовке кадров привлекались люди, имеющие опыт деятельности в нефтяной отрасли. Директором техникума был назначен один из его основателей приват-доцент Л.В. Курской. С 1916 г. он был управляющим Юготопа, в 1920-1921 гг. -управляющим нефтетранспортным отделом в Грозном5. Первым деканом горнонефтяного факультета стал начальник промыслового отдела Центрального нефтяного управления Р.Л. Зомбе, а нефтехимического факультета - начальник отдела грозненских нефтеперегонных заводов Н.Ф. Раабен6.

8-16 марта 1921 г. проходил X съезд РКП(б), на котором были приняты резолюции по национальному вопросу, где говорилось о постановке и развитии широкой сети курсов и школ профессионально-технического характера на родном языке для ускоренной подготовки квалифицированных рабочих7. 30 ноября 1922 г. была создана Чеченская автономная область8.

Руководство вуза понимало, что дальнейшее развитие нефтепромышленности в Чеченской автономной области в значительной мере зависит от успеха подготовки кад-ров-нефтяников из числа местного населения. 1 марта 1922 г. был открыт Грозненский рабочий факультет (рабфак)9. К началу 1922/1923 учебного года на нем обучалось 78 чел.10 Далеко не все они закончили рабфак: в ходе обучения происходил естественный отсев и к началу 1923 г. число учащихся сократилось до 69 чел.11

О том, что Грозный не являлся для центра заштатным, провинциальным регионом, говорит тот факт, что среди экзаменаторов первых выпускных экзаменов нулевого семестра на рабочем факультете 15 октября 1922 г. был ректор Московской горной академии профессор И.М. Губкин. К экзаменам было допущено всего 14 чел.12

Связь нефтяного техникума с производством достигалась путем привлечения к участию в педагогической работе лучших специалистов-практиков «Грознефти». К 1923 г. таких специалистов в институте насчитывалось 22 чел. Они принимали непосредственное участие в разработке учебных планов, программ, осуществляли контроль за практическими занятиями студентов13. Тесная связь института с производством устанавливалась также через слушателей-третьекурсников, которые в подавляющем большинстве днем были заняты на работе в различных подразделениях «Грознефти» (лабораториях, геологическом бюро, статистическом отделе и т.п.). Такой подход к делу позволил Нефтяному практическому институту уже за три года существования дать «Грознефти» подготовленную, технически квалифицированную рабочую силу14. Близость института к промыслам и заводам давала возможность слушателям не только проходить теоретическую подготовку, но и получать серьезные практические навыки, участвуя в борьбе с обводнением скважин, наблюдая фонтанирование нефти и т.д.15

Первый выпуск состоялся в 1925 г. Среди 23 выпускников-инженеров этого года был Михаил Федорович Двали, получивший свидетельство № 1. В последующем М.В. Двали стал профессором и работал во Всесоюзном научно-исследовательском геолого-разведочном институте16.

В 1923-1924 гг. на основании положения о вузах РСФСР была проведена реорганизация Практического института17, и институт снова стал называться Высшим нефтяным техникумом, в дальнейшем - Нефтяным техникумом. Но, несмотря на это, за техникумом было сохранено право выдавать своим выпускникам дипломы инженеров. За период с 1920 по 1929 гг. институт окончило около 400 чел.18 3 июля 1929 г. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР Грозненский нефтяной техникум уже окончательно реорганизовался в вуз союзного значения - Грозненский нефтяной институт с двумя факультетами: горно-промысловым и нефтехимическим19. Тогда же изменилась форма обучения - она становится вечерней и очной. Например, на первом курсе 3 дня студенты занимались в институте и 3 - работали на предприятиях. Изучение профилирующих дисциплин происходило непосредственно в производственных условиях, там, где работали студенты, что позволяло увеличить объем часов на изучение теоретических и инженерных дисциплин. Преподавание ьелось по v чеиным планам и программам Московской горной академии и на достаточно высоком уровне.

В начале 1920-х гг. при Нефтяном практическом институте были созданы профессионально-технические курсы. Они включали два специальных отделения: электро-механическое и строительное. На курсах обучались три года, а в течение одного года слушатели проходили практику под руководством преподавателей20. Лучшие из окончивших могли поступить на второй курс рабфака, а через два года -на первый курс специальных нефтяных отделений института

В 1921 г. в Грозном функционировала профессионально-техническая школа по слесарно-механической специальности22, которая в 1923 г. была преобразована в Грозненский техникум.23 Средства на его содержание предоставляло Грозненское нефтеуправ-ление24. К началу 1921/1922 учебного года там обучалось 120 чел.25 В 1920-е гг. были открыты школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ): металлистов, «Стройуч», «Нефтеуч», «Горпромуч». Подготовка квалифицированных рабочих в школах ФЗУ решала и другую важную в те годы проблему - ликвидацию беспризорничества детей, прибывших из центральных районов страны на юг - в Грозный, где было теплее и легче с пищей. Детей включали в артели строителей, приезжавших в Грозный на заработки. Их устраивали на предприятия, прикрепляли к кадровым рабочим, обучали грамоте, в общем, приобщали к производству. Рабочие, техники и инженеры занимались с детьми на общественных началах. Из таких ребят в 1924 г. и была создана первая школа ФЗУ - «Стройуч» - для подготовки строительных рабочих: каменщиков, штукатуров, маляров, плотников. Вначале их было 25, а позже обучалось уже 400 мальчиков и девочек. В отдельных случаях выпускники «Стройуча» - молодые строители первого выпуска школы в 1927 г. - превосходили своим мастерством кадровых рабочих26.

В этот же период в нефтяном институте действовали различные курсы, например, по подготовке директоров предприятий, строителей и др., существовал также институт повышения квалификации хозяйственников27.

В 1931 г, 19 молодых инженеров, выпускников Грозненского нефтяного института по специальности бурения скважин, проходили трехмесячные курсы электроразведки и каротажа скважин под руководством французского общества электрической разведки «Pros» (в конце 20-х - начале 30-х гт. на Новогрозненском месторождении осваивались методы элекгрокаротажа, которые проводила фирма «Pros» («Шлюмберже») по договору с правительством СССР). Именно грозненцы создали свои простые приборы для проведения электрокаротажа скважин, с помощью которых можно было предсказать возможность фонтанирования скважин и суточной добычи нефти28.

Если в 1929 г. было выпущено 23 инженера и 34 техника, то после реорганизации техникума в 1930 г. выпуск института составил 84 инженера и 17 техников, в 1931 г. - 164 инженера и 72 техника. По итогам конкурса на лучший вуз Северо-Кавказского края из 31 вуза Грозненский нефтяной институт занял 1-е место и был объявлен лучшим техническим учебным заведением края. К 1926 г. деятельность рабфака охватывала почти весь край. Среди 269 его слушателей были представители всех кавказских народов29. В связи с передачей в 1930 г. города Грозного Чечено-Ингушетии рабфак ГНИ был переименован в Чеченский рабфак имени Асланбека Шерипова. В нем обучалось 234 чел., в том числе 24 девушки. На первых курсах преподавание шло на чеченском языке30.

Надо отметить рост национальных кадров среди рабочего класса Грозного. Так, если в 1924 г. на предприятиях Грозного работало до 500 чеченцев, то в 1929 г. число чеченцев, работающих на предприятиях города, достигло 3 098, из них в системе «Грознефти» бьшо занято 652 чел. В 1932 г. только на нефтепромыслах Октябрьского района Грозного работало 122 квалифицированых рабочих-чеченцев. Кроме того, 60 чеченцев учились на специальных курсах, где готовили рабочих для нефтяной промышленности. Всего на предприятиях грозненской нефтяной промышленности в 1932 г. работало 4 000 чеченцев. К концу второй пятилетки число рабочих промышленности в Чечено-Ингушетии достигало 28 244 чел., в их числе 14,6% - чеченцы и ингуши31.

Уже в 1935 г., в соответствии с планом приема в рабфаки НКТП СССР, утвержденным Госпланом СССР, был установлен контингент осеннего набора учащихся на Грозненский рабочий факультет в количестве 240 чел.32 В начале 1931 г. в ГНИ обучалось 1 869 чел. Распределение численности студентов по факультетам бьшо следующее: промысловый - 475, заводской - 372, рабочий - 1022, в том числе женщин - 390; по социальному положению: рабочих - 1250 (из них на рабочем факультете - 774), крестьян - 254 (из них на рабочем факультете - 196), дети специалистов - 75; по национальности: русских - 1447 (из них на рабочем факультете -764), чеченцев - 191 (из них на рабочем факультете - 179), армян - 66, евреев -4133. Таким образом, процент чеченцев на рабочем факультете к начале 30-х гг. существенно увеличился, т.е. происходила коренизация кадров рабочего класса. Им предстояло осваивать город и новые формы образования.

Грозненский нефтяной институт в рассматриваемый период был кузницей профессионально-технических кадров, которые позже становились выдающимися деятелями науки и техники страны. Так, в 1930-е гг. институт закончили:

В.И. Муравленко - впоследствии возглавлял крупнейший в СССР «ГлавкТюмень-нефтегаз», B.C. Федоров - будущий министр геологии РСФСР, A.A. Дородницын -ставший академиком АН СССР. В 1932 г. ГНИ с отличием окончил М.Д. Миллионщиков, впоследствии вице-президент Академии наук СССР.

В 1940 г. был открыт геологоразведочный факультет, на который было принято 50 чел. Первым деканом этого факультета стал В.Н. Вентцель, специалист в области каротажа скважин нефтепромысловой геологии. Совершенное владение французским языком позволило ему лично общаться с представителями фирмы Шлюм-берже, работавшими в Грозном34.

В результате политики коренизации кадров целый ряд чеченцев заняли руководящие посты. Так, выпускник Грозненского нефтяного техникума 1925 г. изобретатель А. Ма-циев впоследствии стал управляющим треста «Грознефтеразведка», выпускник Грозненского нефтяного института 1937 г. - С.М. Кагерманов позже стал заведующим кафедрой

нефтезаводской механики в ГНИ. Выпускники рабочего факультета 1920-х - 1930-х гг.: Б.И. Магомаев и А.Э. Устарханов занимали важные посты в промышленности.

Завершение реорганизации Грозненского нефтяного института пришлось на кон. 1920-х гг., когда в стране была принята первая пятилетка.

Все усилия, направленные на осуществление индустриализации, в этот период предпринимались в рамках двух взаимосвязанных тенденций. С одной стороны, осуществлялась нейтрализация и ликвидация старых кадров и специалистов, скептически настроенных к «великому перелому», с другой стороны - предпринимались усилия по выдвижению «новой технической интеллигенции», поддерживавшей радикальные перемены, вызванные индустриализацией. Именно «новая интеллигенция» получала от этих перемен наибольшую выгоду. Отчасти к ним присоединялись и рабочие, разделявшие их взгляды.

Заявления апрельского (1928 г.) пленума ЦК о раскрьггаи на шахтах Донбасса организованного «буржуазными специалистами» саботажа знаменовало собой конец начавшегося в 1921 г. периода привлечения на сторону советской власти опытных специалистов -выходцев из старой интеллигенции. Развернувшаяся в 1928-1933 гг. компания против «буржуазных специалистов» коснулась и научно-технических кадров Грозненской нефтяной промышленности, включая и преподавателей Грозненского нефтяного инстшута.

Уже в конце 1920-х - начале 30-х гг. некоторые работники грозненской нефтяной промышленности были арестованы по «Шахтинскому делу» и процессу «Промпартии». В результате подобных действий властей управление «Грознефти» лишилось опытных руководящих кадров. Новая волна репрессий конца 1930-х гг. «изъяла» опытные инженерно-технические кадры. К числу вредителей были причислены преподаватели Грозненского нефтяного института: P.J1 Зомбе, B.C. Тверцын, Н.Т. Ливдгроп и некоторые др.35 Значительное количество из специалистов-нефтяников выбыло из-за сталинских репрессий. Это усложняло модернизацию нефтяной промышленности. В свою очередь, невозможность выполнить максимальные показатели пятилетнего плана рассматривалась как саботаж и вредительство и становилась поводом для новых репрессий против инженеров.

В первые месяцы Великой Отечественной войны основная масса студентов ГНИ была мобилизована в действующую армию. Однако институт продолжал работать. В начале 1942 г. все три учебных заведения были эвакуированы - ГНИ и техникум в Коканд, рабфак -в Тбилиси. В Коканде институт пополнился студентами из числа местной и эвакуированной молодежи. В начале 1943 г. институт и техникум вернулись в Грозный, а рабфак был закрыт. В 1943 г. в институте был создан нефтемеханический факультет. Первым деканом его был К.Г. Оркин. В 1943/1944 г. был проведен первый прием в аспирантуру.

На 1 января 1944 г. на промышленных предприятиях, подведомственных Совнархозу Северного Кавказа, работало 1 077 чеченцев и ингушей36. За успешную работу по подготовке кадров нефтяной промышленности и в связи с 25-летием Указом Президиума Верховного Совета СССР 27 ноября 1945 г. институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Правительственных наград были удостоены 23 преподавателя и сотрудника инстшута.

Планомерный процесс подготовки национальных кадров рабочего класса был нарушен депортацией в 1944 г. коренного населения Чечено-Ингушетии. Волевым актом сталинской диктатуры Чечено-Ингушская автономная республика была ликвидирована, коренные жители - чеченцы и ингуши - были высланы в восточные регионы страны. На территорию образованной в границах бывшей Чечено-Ингушской АССР Грозненской области были переселены десятки тысяч русских, украинцев, аварцев, даргинцев, осетин и представителей других национальностей.

Таким образом, более чем на двенадцать лет был прерван процесс социальнокультурного развития чечено-ингушского народа на своей территории. В местах ссылки для чеченских и ингушских детей закон об обязательном семилетнем образовании зачастую не выполнялся. Каждого переселенца по достижении шестнадцати лет ставили на учет в спецкомендатуре без права выезда или переезда. Из-за этого молодежь чеченской и ингушской национальностей с 1944 по 1956 гг. практически была лишена возможности продолжать образование и получать специальность.

Таким образом, разоренную в годы Гражданской войны Грозненскую нефтяную промышленность удалось восстановить в результате национализации, централизации финансирования и политики обеспечения кадрами специалистов. В 1920-е гг. началось внедрение новой техники и новых технологий, в результате Грозненская нефтяная промышленность заняла достойное место в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности СССР. Центральную роль в этом сыграли кадры, В восстановительный период, в годы НЭПа и реконструкции промышленности велась целенаправленная подготовка специалистов среднего, высшего звена и рабочего класса. Осуществлялась коренизация кадров. Использовался опыт и знания иностранных фирм. Особую роль в подготовке кадров сыграл коллектив Грозненского нефтяного инстшута. До 1945 г. через систему профессионально-технического образования Чечено-Ингушетии было подготовлено и направлено в народное хозяйство 13,4 тыс. чел.37 Однако репрессии против инженерно-технической интеллигенции и депортация чеченцев и ингушей в 1944 г. Но, тем не менее, данная задача, поставленная в начале 20-х гг. XX в., была решена.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Архив РГУ. Автобиография И.Н. Стрижова.

2 Нефтяное и сланцевое хозяйство. -1921. - № 9-12. - С. 210.

3 ГА РФ - Ф. А-1565. - Оп. 1. - Д. 52. - Л. 166, 166об.

4 Там же. - Оп. 2. - Д. 208. - JI. 39.

3 Там же. - Оп. 4. - Д. 237. - Л. 92(1), 92(2).

6 Там же. - Оп. 3. - Д. 188.

7 X съезд РКП(б) / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М, 1983. - Т. 2 (1917-1922).

8 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1922 г. -М, 1950.-Ст. 1816.

9 ГА РФ - Ф. 7695. - Оп. 2. - Д. 147. - Л. 7.

10 Там же. - Ф. А-1565. - Оп. 2. - Д. 208. - Л. 39.

11 Там же. - Оп. 4. - Д. 237. - Л. 168(1), 168(2).

12 Дьяченко JI.H. Исторический опыт подготовки национальных кадров рабочего класса в Северной Осетии и Чечено-Ингушетии // Проблемы Отечественной истории. - М., 1991. — Вып. 1.-С. 138.

" ГА РФ - Ф. А-1565. - Оп. 4. - Д. 237. - Л. 112об.

14 Там же. - Л. 1-3.

15 Там же.-Л. 115.

16Там же.-Оп. З.-Д. 188.

17 Инструкция по реорганизации бывших практических институтов в техникумы // Еженедельник народного комиссариата просвещения. -1923. -16 июня. - № 1(30). - С. 26-29.

18 ГА РФ - Ф. А-1565. - Оп. 10. - Д. 162. - Л. 36.

19 Там же. - Оп. 1. - Д. 305. - Л. 11-15.

20 Там же. - Оп. 10. - Д.162. - Л. 22-23об.

21 Там же. - Л. 26-28.

22 Там же. - Оп. 2. - Д. 208. - Л. 38.

23 Там же. - Л. 39.

24 Там же.-Л. 40.

25 Там же. - Л. 39.

26 РГ АЭ - Ф. 7297. - Оп. 7. - Д. 98. - С. 3.

27 Там же.-Д. 77.-Л. 48-50.

28 Джафаров К.И., Джафаров А.К. Электрические методы разведки полезных ископаемых в СССР // Нефтяное хозяйство. - 2001. - № 2.

29 Грозненский государственный нефтяной институт имени акад. М.Д. Миллионщикова. -Грозный, 2005. - С. 14—15.

30 ГА РФ, - Ф, 7695, - Оп. 2. - Д. 147. - Л, 7,

31 Дьяченко Л.Н. Исторический опыт подготовки национальных кадров рабочего класса в Северной Осетии и Чечено-Ингушетии // Проблемы Отечественной истории. - М., 1991. — Вып. 1.-С. 138.

32 РГ АЭ - Ф. 7297. - Оп. 7. - Д. 77. - Л. 203.

33 Джафаров К.И., Истратов ИВ. Грозненскому нефтяному институту 75 лет. - М., 2004.

34 Лотиев Б.К., Смирнова М.Н. Первый декан // Сборник трудов, посвященный 70-летию со дня рождения профессора Стерленко Ю.А. - Ставрополь, 2000. - С. 46.

35 Нефть и газ Чечни и Ингушетии. К 100-летию Грозненской нефтяной промышленности.-М., 1993.-С. 127-129.

36 Дьяченко Л.Н. Исторический опыт подготовки национальных кадров рабочего класса в Северной Осетии и Чечено-Ингушетии - С. 138.

3 Чечено-Ингушская АССР за 50 лет. Статистический сборник. - Грозный, 1967. - С. 118.

CONTRIBUTION OF GROZNIY INSTITUTE OF PETROLEUM IN PROCESS OF RECOVERY OF GROZNIY OIL-FIELD IN 1920 - BEGINNING OF 1940s: SOCIALIST CONSTRUCTION, PURGES AND “ROOTING OF CADRES”

Z.A. ZAKHIRAEVA

Department of History and Culturology Grozniy State Pedagogical Institute named after M.D. Millionshikov 100, Orzhonikidze Sq., Grozniy, 364051, Russia

The author discovered the problems of training of oil-industry specialists in Russia in early 1920 - beginning of 1940s, when the Grozniy region was sharply exposed to the influence of the personnel crisis in oil industry. An essential role of Grozniy Institute of Petroleum is acknowledged in addressing this problem, i.e. educating technicians-and-engineers cadres. The growth of the number of national skilled workers is emphasized as an important aspect of social progress which manifested itself as an increase in the number of oil specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.