Научная статья на тему 'Грифы" народов Кавказа'

Грифы" народов Кавказа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ УЗЕЛ / "КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ" ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ / ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ КАВКАЗА / ГРУЗИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / АРМЕНИЯ / ЮЖНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН / АРЦАХ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трофимчук Григорий

В статье рассматривается комплекс мифов, связанных с цивилизационными, идеологическими, религиозными и финансовыми угрозами народам Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Грифы" народов Кавказа»

Григорий ТРОФИМЧУК

Первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, участник Экспертной азербайджано-российской группы МГУ

им. М.В. Ломоносова,

эксперт Центра национальной политики МГУ им. М.В. Ломоносова,

эксперт ИА REX (Москва, Российская Федерация).

«ГРИФЫ» НАРОДОВ КАВКАЗА

Резюме

В статье рассматривается комплекс «мифов», связанных с циви-лизационными, идеологическими, религиозными и финансовыми угрозами народам Кавказа. Одним из наиболее

опасных мифов такого рода является миф о «европейской идентичности» и о «евро-атлантической ориентации» как о магистральном направлении развития.

В в е д е н и е

Кавказ — уникальный геополитический узел, который должен сам, исходя из интересов своих народов, найти собственную модель выживания в формирующемся новом мире. Вокруг Кавказа масса угроз — своего рода «грифов», которые слетелись к нему, готовясь к утилизации очередной жертвы. Наиболее сложной практической частью является согласованность действий трех закавказских единиц: Азербайджана, Грузии, Армении. Утрата идеологических ориентиров, копирование чужих моделей ускорит разложение региона. Самостоятельность — главное условие кавказского выживания и долголетия.

I

Кавказ — главный евразийский узел, сплетенная национальная площадка между Европой и Азией, которая, как это ни странно, еще сама не отдает себе в этом отчет и, соответственно, не получает от этого никакой практической пользы.

Проблема состоит в том, что все страны Кавказа, без исключения, считают себя исключительно европейскими единицами, хотя по всем географическим нормам и характеристикам могут считаться в лучшем случае Западной Азией. «Континентальная» дезориентация доходит до абсурда: Европой себя желают считать уже и некоторые страны Центральной Азии, вплоть до границ с Китаем. В таком случае Африка — это Америка, Антарктида — это Австралия.

Странное стремление в «лучшую» по сравнению со своей собственной менталь-ность, тем более на фоне очевидного смещения центра мировой политики и торговли с Запада на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион, говорит только об одном: Кавказ в целом, как и каждая страна региона в отдельности, не считают Азию цивилизованной и перспективной частью мира, не имеют четкого представления о ближайшем мировом раскладе и автоматически теряют себя в завтрашнем мире.

Дезориентация Кавказа, вина за которую лежит только на нем самом, — прямое следствие ухода из зоны российской гравитации, настойчивого желания оторваться от нее в надежде обрести иной, прекрасный мир. Поэтому в текущем разговоре о стратегии Кавказа целесообразно вообще оставить Россию за скобками, чтобы уже со старта снять привычные стереотипы по данному вопросу и рассмотреть проблемы региона в чистом, лабораторном виде. При этом Кавказу следует учесть объективный физический закон: со странами этого региона Запад ведет вежливый диалог только до тех пор, пока здесь имеется противовес в виде России.

II

Пока что в имеющемся режиме географической и политической прострации, мы можем условно определить Кавказ, точнее его закавказскую часть, как некий благодатный природный перешеек между Каспийским и Черным морями. Место, где расположены Грузия, Азербайджан, Армения, многие по привычке сегодня считают «Южным Кавказом», хотя по западной политологической терминологии оно все чаще квалифицируется как «Центральный Кавказ» с автоматическим переносом сюда одного из цент-

ров геополитической тяжести, всех грузов ответственности и роли эпицентра возможной катастрофы.

В мировой истории, как и в жизни отдельных государств, все находится в жестком, цикличном балансе: если вчера был мир, значит, завтра будет война, и наоборот. Что касается Кавказа, никто не будет спорить с тем, что длительный, практически столетний, мирный период здесь только что был и по инерции еще продолжается, хотя целый ряд признаков говорит, что данная историческая фаза практически завершена.

Говоря о Кавказе как о едином субъекте, следует иметь в виду не только насыщенность этой небольшой территории суверенными странами, но и чрезвычайный коэффициент уплотненности проживающих здесь народов, а также не меньшую насыщенность конфликтными зонами. Но именно сами народы Кавказа и должны понять для себя главное: они должны сделать все, чтобы Кавказ остался не только единым, но и элементарно живым. Пока что они готовы стать только тривиальным «мостом», транзитной площадкой — другими словами, завтрашним полем боя между Западом и Востоком, между США и Китаем. Несколько столетий назад Кавказ кроили с юга на север, теперь готовы раскроить с запада на восток.

Чтобы не вступить в новую многовековую цепь потрясений, Кавказ уже сейчас, безо всяких советчиков с севера, юга, востока и запада, должен ответить на очень тяжелые вопросы, и от точности ответов напрямую зависит жизнь или смерть населяющих его народов. К примеру:

— Станет ли Кавказ следующей глобальной жертвой после решения иранской проблемы?

— Способно ли появление «нового Ирана» разгерметизировать все конфликты внутри Кавказа с одновременным предъявлением встречных претензий по всем, без исключения, кавказским геноцидам (азербайджанскому, армянскому, юго-осетинскому и др.)?

— Насколько непредсказуемым может быть поведение нового фигуранта, который возникнет на Каспии вместо Ирана?

— Появятся ли новые суверенные страны: Южный Азербайджан, Арцах и другие, которые изменят всю кавказскую геометрию?

И это вопросы только по одному, иранскому, направлению, не говоря уже обо всех остальных, включая нарастающее китайское влияние, включая религиозный фактор, который гарантированно взрывается там и тогда, где и когда это необходимо. Поэтому уже сейчас кавказские страны должны сделать свой собственный выбор в пользу той или иной тактики хотя бы по отношению к Тегерану: лимита времени для раздумий и излюбленной многовекторности уже нет. К примеру, Азербайджан задержал на своей территории иранских шпионов: тем самым одна из пяти каспийских стран сделала первый шаг к тому, чтобы в обозримом будущем на юге Каспия возник и укрепился новый, внерегиональный фигурант, которому потом предъявлять претензии будет слишком сложно.

Практика двух последних десятилетий показывает, что ни один международный союз, на который всерьез рассчитывали кавказские страны: ГУАМ, Восточное партнерство, Кавказская платформа, Конфедерация Грузия — Азербайджан и т.д. — так и не смог продемонстрировать свою эффективность. Это не значит, что все перечисленные образования были злокачественными, вредными, чужими и что кавказские государственные единицы не готовы к самостоятельности. Это говорит о том, что их нигде не ждут и не готовы всерьез поддержать, что это типичная, в отличие от прежних времен, рыночная ситуация, где надо за все платить самому. Но если эффекта от такого ассортимента блоков так и не возникло, то вряд ли он проявится и в тех союзах, которые будут предложены Кавказу завтра, тем более на фоне давления на Иран.

Все предлагаемые на данный момент административные модели кавказской консолидации пока что не кажутся оптимальными, гармоничными и естественными для этого региона — ни «Соединенные штаты Кавказа», ни «Кавказская Федерация», ни, как бы заранее осажденная, «Крепость Кавказ». Все эти «штаты», «союзы», «федерации», «кантоны» будут всегда кому-то о чем-то напоминать. Объединяет все эти модели только одно: любая из них легко разрушается путем временного и незначительного финансового вливания извне, хотя бы в одну из трех основных южнокавказских единиц: Грузию, Азербайджан, Армению. Что и происходит сегодня. Поэтому если они не могут договориться между собой, то это и есть их главная, жизненно важная проблема.

С другой стороны, у Кавказа имеется серьезная льгота, так как перед кавказскими глазами стоит наглядный опыт Европейского союза: эффектные виды падающей Греции, Румынии, Венгрии, Словакии, где главные страны «старой Европы» не готовы делиться благополучием со своими новыми друзьями даже после утилизации сырьевого Ирака и сырьевой Ливии. Лет пятнадцать назад Кавказ, возможно, и сдвинулся бы резко в Европу, став очередной, в тысячу раз более сложной «Грецией» со своими внутренними потрясениями. Но сейчас он отчетливо понимает, что эта задержка, возможно, его и спасла: своя бурка и папаха, пусть даже далеко не европейского стиля, к телу ближе.

Кавказ, со своим особым менталитетом, готов к разложению не только по причине континентальной дезориентации, но и в силу идеологических причин. Стандартная модель демократии к кавказским странам неприменима в принципе, но именно к ней они и идут, стремясь «соответствовать высоким требованиям». К примеру, уже сейчас ясно, что политические элиты в той или иной кавказской стране всегда будут продлевать в том или ином виде свою власть — и все чаще в открыто неевропейских, «нецивилизованных» формах, в виде негласного утверждения правящих династий, групп, семей, кланов.

Также Кавказ не готов к тому, чтобы принять весь, без изъятий, пакет европейских социальных и общественных ценностей, в который входит и безоговорочное признание всех прав за гомосексуалистами. Представить себе геев, идущих парадом по Тбилиси или Баку, практически невозможно.

Эти и другие базовые детали как раз и формируют особый кавказский менталитет, который пока лишь слегка диссонирует с Западом, так как у стран Кавказа не было необходимости жестко фиксировать перед ним свое мнение. Но при дальнейшем усилении ев-роинтеграции этот пакет ценностей автоматически превратится во взрывпакет. И это еще одно доказательство того, что Кавказ — скорее Восток, но никак не Запад. Это больше Азия, чем Европа. От понимания этого основополагающего тезиса зависит и вся остальная конструкция: или ее ложность и противоестественность, или обоснованность, основательность и потенциал.

III

Так что главной целью любой кавказской экспертизы должен стать поиск приемлемой модели совместного регионального выживания, которой не было еще нигде и которую по этой причине невозможно у кого-то скопировать, взять, украсть, как какой-нибудь телевизионный формат. Основой этой модели должна стать самостоятельность, которая не имеет ничего общего с продвигаемым многими, размытым «кавказским нейтралитетом» и которая лучше всего соответствует духу и историческому опыту (политическому инстинкту) местных народов. Пословица «Лучше там, где нас нет» должна смениться формулой «Лучше там, где проверено».

3 а к л ю ч е н и е

Сегодня Кавказ, к сожалению, никак не может настроиться на то, что он не объект, а субъект, что он может быть центром, а не периферией. Не мостом, не трубой, не краном. Что позволило бы превратить его не в «штат» и не в «кантон», а в единый Восточный рынок (Eastern Market), где есть все.

В отличие от старых, привычных и добрых «мифов народов Кавказа», сегодня его со всех сторон окружили, образно говоря, четыре черных «грифа»: цивилизационный, идеологический, религиозный, финансовый. Любой из этих клювов гарантированно пробивает Кавказ насквозь, не говоря уже об одновременном ударе, с последующей утратой им всех богатств и преимуществ: культуры, выгодного положения стратегического плацдарма, природы и ресурсов. Но самое главное — людей. Уникальных, но чересчур доверчивых кавказских народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.