Научная статья на тему 'Гражданственность в отечественном политическом дискурсе, или к проблеме о том, есть ли демократический потенциал у «Русской идеи»?'

Гражданственность в отечественном политическом дискурсе, или к проблеме о том, есть ли демократический потенциал у «Русской идеи»? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3691
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фан Ирина Борисовна

The author shows ways of designing "program idea" for development of Russia by various political actors. The special attention is given to position of the present party in power "United Russia".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civilship in Native Political Discourse or To a Problem of Availability of Democratic Potential in "Russian Idea"?

The author shows ways of designing "program idea" for development of Russia by various political actors. The special attention is given to position of the present party in power "United Russia".

Текст научной работы на тему «Гражданственность в отечественном политическом дискурсе, или к проблеме о том, есть ли демократический потенциал у «Русской идеи»?»

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

И. Б. Фан

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ, ИЛИ К ПРОБЛЕМЕ О ТОМ, ЕСТЬ ЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ У «РУССКОЙ ИДЕИ»?

Недавняя публикация нескольких статей о национальной идентичности в последнем выпуске альманаха «Дискурс-Пи» побудила меня выразить собственные размышления на данную тему в более полемическом ключе, нежели предполагалось ранее. Надеюсь, что данная статья станет и продолжением уже давней дискуссии, и приглашением к дальнейшей. Начать я хотела бы с поддержки тезиса Ю. Г. Ершова о том, что «решение проблемы модернизационного прорыва — тем самым сохранение макросо-циального лица России, вне национально-цивилизационного самоопределения невозможно» (Ершов, 2005, с. 11). С последним можно согласиться, даже если не разделять оптимизма относительно «прорыва» и парадигмы модернизации.

Л. Г. Фишман русскую идею определяет как «одновременно идею национальной идентичности и идею исторической миссии русского народа» (Фишман, 2005, с. 11). Основную проблему он видит в «двойственности облика русской идеи», в одновременности «идентичности» и «миссии» и обостряет проблему до вопроса об их совместимости (Там же, с. 12). Историческая эффективность французской и американской идеи, по мнению исследователя, была достигнута за счет преобладания мессианизма над идентичностью. Отсюда вывод автора: в современной России отсутствует полноценная русская идея; чтобы она сформировалась, недостаточно представления о национальной идентичности, последнее должно быть дополнено мессианским компонентом, подразумевающим «принесение блага не только своей нации, но и всему человечеству» (Там же, с. 14).

Разделяя многие положения данного автора, позволю себе несколько суждений по поводу такого «простого» состава любой национальной идеи. Противоречие «миссии» и «идентичности» — не есть нечто уникальное, присущее лишь русской идее. Необходимо уточнить тезис автора: уникальной чертой русской идеи является «застревание» на этой двойственности, неспособность выйти из нее. Это обусловлено инверсионным характером русской культуры. Двойственность, выражаемая противоречием «миссии» и «идентичности», присуща любой национальной идее. Это противоречие может быть выражено рядом бинарных оппозиций: устойчивое - изменчивое, состояние - процесс (движение); в этом ряду еще и оппозиции универсальное - локальное и т. д.

Способ решения любых бинарных оппозиций каждой национальной культурой может быть медиационным или инверсионным. От него зависит характер соотношения полюсов каждой культурной оппозиции. В эволюции русской идеи наблюдается определенный циклизм в преобладании полюсов — «миссии» (пути, изменения) либо «иден-

© И. Б. Фан, 2006

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

тичности» (состояния, сохранения, самотождественности). Возможно, в настоящее время для русской культуры наступил период необходимости самосохранения.

Но обречена ли Россия и в дальнейшем на инверсионность в культуре? Закрыт ли для нее путь к «современности»? И пессимистический ответ на этот вопрос, и абсолютизация «почвеннического» оптимизма — равно легковесны. Мысль Л. Г. Фишмана об отсутствии мессианизма (универсальной устремленности нации к благу человечества) в русской идее (культуре) нуждается в конкретизации, поскольку все дело в том, какой исторический ее вариант рассматривается. Даже положение о православии как основе русской идеи нуждается в детализации. Православие исторически (содержательно, организационно и т. п.) неоднородно — нельзя забывать об исихастской традиции. Русскую идею в этом варианте нельзя упрекнуть в отсутствии мессианизма, трансцендентности, космизма. Другое дело, какая версия русской идеи — религиозная, светская, будет в наибольшей степени востребована большинством нации в настоящее время, какая — избрана политической элитой и ляжет в основу государственной идеологии. Что считать современной версией русской идеи — идеологию преобладающей или оппозиционной партии, социальную концепцию Русской православной церкви? Необходим детальный анализ различных ее вариантов и содержащихся в них образов идентичности и представлений о «миссии»; излишняя торопливость с выводами опасна.

Вызывает сомнения и суждение Л. Г. Фишмана о том, что во французской и американской национальных идеях мессианизм преобладает над принципом идентичности. Дело в историческом характере соотношения данных идей, нет выбора «или-или». Национальная идентичность — сложный комплекс компонентов, каждый из которых есть результат взаимоопределения полюсов названных и других бинарных оппозиций. Американская идентичность поначалу представляла собой сумму разных образований, в том числе заимствованных, не обладающую свойством целостности, с трудно выявляемым соотношением всеобщего и уникального в содержании национального характера, архетипов и т. п. Г. Гачев даже современную американскую культуру характеризует как беспочвенную (Гачев, 1995, с. 161).

Во французской и американской культурах осуществлена медиация двух полюсов «идеи» — самотождественности и изменчивости, результатом стал синтез национальной идентичности и универсальной устремленности, причем не одномоментный, а длительный, имевший ряд логических ступеней, причем разной направленности. К тому же «миссия» по отношению к человечеству появилась у этих наций лишь в качестве продолжения того, что они «обустроились» внутри собственной нации-государства. Изначальная «миссия» каждой из них состояла в осуществлении «проекта Просвещения» или установления демократического правления в рамках национальной общности. Но и впоследствии распространение французской и особенно американской идеи на мировое сообщество сохраняло акцент на национально-государственных интересах французов или американцев, на утверждении приоритета этих наций среди других. Да, звучали и звучат универсалистские лозунги по установлению демократии и прав человека в мире, однако и они служили и служат продвижению экономических и политических интересов

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

каждой из этих наций. Отсюда неизбежность «двойных стандартов» во внешней политике национальных государств. Странны упреки по отношению к России, если она следует тем же правилам игры, по которым играют другие. Эти правила коренятся в изначальной заданности культуры каждой из наций (как суверенной единицы мирового сообщества) оппозицией универсального и локального. Все дело в том, какие приоритеты ставит себе каждая нация, какую меру сочетания полюсов избирает ее элита в реальной политике. Вопрос — в определении всей совокупности социокультурных факторов, влияющих на этот выбор.

Каким образом во французской и американской национальных культурах был осуществлен синтез полюсов оппозиции идентичность — миссия (или устойчивость — движение)? Идентичность нации предполагает осознание устойчивости собственной специфики на данном пространстве, в обозримом прошлом и будущем времени и включает множество социокультурных — архетипических, психологических, дескриптивных, нормативных, метафизических и других компонентов1. Ядром идентичности выступает представление о «своих» в их отличии от «чужих», этническое по истокам, но трансформирующееся в конкретно-историческом контексте напластований мифологических, религиозных, моральных, правовых и политических ментальных структур. Метафизическая (трансцендентная) составляющая идентичности, заданная религиозно, в значительной степени определяет миссию нации, в том числе светскую ее версию, но на ее конкретное воплощение оказывают влияние все другие компоненты идентичности. Динамику самой идентичности определяет противоречие между дескриптивным (устойчивым) и трансцендентным (нацеливающим на движение) ее содержанием, а конкретно-историческое состояние ценностного противостояния фиксируется на нормативном уровне, поскольку здесь интерпретируются основы национальной культуры и национальная идея предстает в виде государственной идеологии. «Миссия» подразумевает и само движение, и его смысл, цель (трансцендентный компонент любой национальной идеи) и таким образом определяет цель существования данной общности.

Ю. Г. Ершов прав в том, что в России процесс национально-государственной самоидентификации не завершен. Выявление причин этого — одна из сложнейших исследовательских задач. Возможно, в России недостаточно осмыслен именно локальный компонент русской идеи. В российской дореволюционной истории отсутствовал этап религиозной реформации православной идентичности, а этап формирования секуляризированного варианта идентичности, в качестве которого можно рассматривать народничество, оказался неудовлетворительным. Нерешенные проблемы национального самоопределения «достались в наследство» поколениям начала XX в., составили вызов для «коммунистической идеи» и большевистско-советской политической практики. Большевизм, представивший внешне секулярный вариант национально-государственной идеи, совершил несколько подмен: коммунизм из политической идеологии трансформировал

1 В структуре национальной идеи Ю. Г. Ершов выделяет дескриптивный, нормативный и метафизический (трансцендентный) аспекты (см.: Ершов, 2005, с. 10).

147

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

в «квазирелигиозную веру», идеократию, интернациональный мессианизм — социализмом «в отдельно взятой стране». Эти же проблемы актуализированы и сейчас в виде ряда попыток создания национальной идеологии.

Широкий спектр предлагаемых идеологических версий национальной идеи показывает стремление к разбросу по полюсам — абсолютизации либо локального1, либо универсального, под которым понимается «Запад» (СПС, «Яблоко»). Шараханье, «устойчивая неустойчивость» («двойственность») проявляются и в том, как решается оппозиция миссия - идентичность, с временным разрывом в преобладании либо консервативной, либо мессианско-революционной идеологии и политического курса. Между идентичностью и миссией в России есть противоречия, осложняемые двойственностью в самой идентичности — русскость или российскость (как наследница советскости). Тезисы Ю. Г. Ершова и Л. Г. Фишмана не противоречат друг другу, возможно, второе и является объяснением первого. Незавершенность самоидентификации России является следствием того, что идентичность и миссия не синтезированы в культуре, между ними не произошло медиации.

Наиболее общими предпосылками формирования национальной идентичности являются: 1) становление религиозной идентичности, которая предполагает медиацию между идеями «двух градов», в Западной Европе это было последовательно осуществлено католицизмом и протестантизмом; 2) возникновение секуляризованного варианта идентичности — философского и политического проекта светского демократического национального государства. Американская и французская нации совершили ряд актов социокультурной медиации между идентичностью и миссией в виде «проекта Просвещения», реализованного в ходе буржуазных революций, гражданских и национальных войн ХУ!!!-Х!Х вв. В России Гражданская война разразилась по иным историческим и идеологическим причинам, буржуазная революция не достигла целей, аналогичных европейским или американским. Участие России в мировых войнах, которые, казалось бы, должны были привести к национально-государственному самоопределению, по своему исходу показывает несходство с результатами, характерными для США и европейских стран.

Возникает еще одна проблема — возможна ли в будущем в российской культуре медиация между идентичностью и миссией? От ее решения зависит и ответ на вопрос: может ли «русская идея» трансформироваться в демократическую идею, развить демократический потенциал — потенциал гражданской политической культуры, или гражданственности? Есть и еще более глобальный вопрос: а надо ли России, и почему, идти по западному — демократическому пути? А. С. Панарин, например, считает демократию в космической перспективе тупиковым путем развития (см.: Панарин, 2002, с. 167).

Гражданственность (демократическая идея, ставшая качеством граждан) — это национальная идея, связанная с демократическим проектом нового времени, предстаю-

1 Можно говорить о закрытости, самодостаточности, самобытности России. РНЕ здесь показывает самые крайние позиции, чуть мягче — у остальных национал-патриотических партий и движений.

148

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2

щим всегда в специфическом виде — в американской, французской, немецкой и т. п. идее. Это каждый раз иная демократия, особое национальное государство, уникальная гражданственность, в которой есть и инвариантные (универсальные) черты, роднящие ее с гражданственностью других обществ и государств со сходными социокультурными факторами истории. Двойственность национальной идеи, в том числе русской, — инвариантное свойство. Важны конкретно-историческое соотношение двух полюсов, которое может включать, и их соподчинение, важен баланс идентичности и миссии, патриотизма и космополитизма, национальных и общечеловеческих ценностей.

В настоящее время фиксируется фрагментарность «идентичности» и «миссии» в том состоянии ментальности, какое присуще разным слоям российского населения и в идеологии партии, претендующей на выражение мнения большинства. Это зависание между полюсами рано или поздно закончится. Сохранить национальную идентичность можно, лишь изменяя ее в соответствии с историческими условиями. Нужно динамическое единство сохранения и изменения национальной идентичности, а в «миссии» — выработка уникально-универсального согласования и соподчинения блага политической нации и блага человечества с учетом устремленности настоящего в будущее.

Необходимо сопоставить два понятия, на мой взгляд, служащие основой выявления возможности трансформации русской идеи в идею демократическую и, соответственно, определения потенциала российской гражданственности. Эти понятия — «миссия» и «участие». Миссия составляет трансцендентное измерение традиционной национальной идеи, в том числе и русской (православной). Миссия в ее религиозном выражении всегда выводит социальную общность (народ) за пределы имманентного в сферу «града небесного», это всегда духовная миссия. Участие как определяющая характеристика лояльности является результатом секуляризации религиозной миссии народа, фиксирует этап обращения его к земному обустройству, к профанным целям, к национально-государственному строительству на данном территориальном куске «земного града». Поэтому в отношении к демократическому проекту о «миссии» (эмансипаторской и т.п.) той или иной нации можно говорить лишь условно, это путь не к надмирным целям, а отстаивания интересов данного национального государства. «Миссия» и «участие» являются генетически родственными образованиями, различающимися по времени возникновения, по направленности, по смысловым духовным и социально-психологическим установкам людей, по их способности и готовности к определенного вида социально-культурным (в том числе политическим) практикам, за которыми стоят определенные ментальные представления, оценки, стереотипы, установки и т. п.

Внутренний динамизм «участия» как вектора демократически ориентированных цивилизаций составляет соотношение индивидуальных интересов и «общего блага», действия, мотивированного конкретным выбором компромисса частного и общего (публичного) интереса в настоящем, в данных условиях. В русской идее эта оппозиция не была определяющей, поскольку традиционно индивидуальное было подчинено общему. В настоящее время многое меняется, «частное» становится важнейшей ценностью, возможно, даже вытесняет ценность «общего» и «публичного». В русской идее (культу-

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2

ре и истории) полюса частного и публичного соотносились до недавнего времени по типу «либо-либо». Возможно, такой тип соотношения полюсов характерен и для других бинарных оппозиций, составляющих смысловое поле русской идеи. Одной из важнейших в ней, по моему мнению, является динамическая оппозиция недеяние (созерцание, пассивность, склонность к экстенсивным, внешним формам действия, например странничеству) — действие, которая подчинена традиционному для русской культуры циклическому ритму. Архетипом русской культуры является то, что время активного действия (героизма) наступает в случае чрезвычайных обстоятельств - угрозы безопасности этноса, семьи, отдельного человека. Незаконченность культурной медиации полюсов выражается в несклонности населения к умеренным повседневным действиям по рациональному обустройству наличного ограниченного пространства, в том числе социально-политического. Свою роль здесь играет комплекс географических, климатических, экономических и совокупность связанных с ними социокультурных условий бытия российского населения.

Основными характеристиками «миссии» в русской идее являются: устремленность к вселенскому (всечеловеческому, универсальному, или интернациональному) осуществлению православной версии «царства Божия на земле», что показывает, кстати, изначально индифферентное отношение русской идеи к этничности; нацеленность на временную бесконечность, вечность; на монашеско-аскетический внутренний духовный подвиг (не конкретизированное, не определенное внешним образом действие); на уход из дольнего мира (странничество), — это связано с неопределенностью и неограниченностью пространственного осуществления русской идеи. Соответствующей характеристикой «участия» в демократическом проекте является: устремленность к национально-государственному определению, в котором этническое, исходное снято в политическом значении нации; нацелено на осуществление проекта в настоящем времени, на конкретизированное действие в земном мире, в наличных социально-политических обстоятельствах; на разумное устройство («эмансипацию») в границах конкретного пространства. Этими чертами не исчерпывается характеристика ни религиозной «миссии», ни национальной идеи. Необходимо учитывать и трансформацию каждого проекта, инвариантные и изменчивые черты их исторических вариантов.

Актуальной теоретической задачей являются анализ инвариантных и изменчивых параметров постсоветской национальной идентичности, ее отличия и преемственность по отношению к дореволюционным1 и советской версиям. Вопрос в том, насколько россияне идентифицируют себя в качестве граждан собственного государства, а государство — как демократическое? Перед интеллектуальной элитой встает задача взвешенного подхода, умение обойти оба пессимистических сценария («граждане не готовы к демократии» и «демократия — не наш путь»), учесть роль политической элиты в фор-

1 Языческие основы национальной идентичности, православные версии — «Москва — Третий Рим», исихазм Нила Сорского, имперская, народническая, либеральная, версии славянофилов, коммунистическая и др.

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2

мировании национальной идеи. В настоящее время актуальным становится анализ современных российских версий русской идеи, наличия приоритетов, расстановки акцентов на тех или иных компонентах русской идеи. Каковы предложения на «идеологическом рынке» национальной идеи?

В качестве системы координат можно взять формулу гражданской идентичности С. Хантингтона, гражданственность определяется им через политико-правовые, идеологические, культурные и социально-психологические признаки американской нации, основу которых составляет англо-американо-протестантская культура, а ее формула — «лояльность, патриотизм, идентичность» (Хантингтон, 2004, с. 344). Лояльность включает пассивные и активные моменты — гражданское участие. Если посмотреть программы основных политических партий, то складывается следующая картина выраженности национальной идентичности, «миссии» или «участия». В наибольшей степени демократическое звучание русской идеи присуще российским либеральным и демократическим партиям (СПС, «Яблоко» и др.).

В программах этих партий комплекс «участия» выражен ярко — в виде четкого и конкретного описания возможных механизмов реализации гражданских и политических прав и свобод1. Комплекс «участия» имеет недостаточную социальную опору в силу слабости демократических традиций и сохраняющейся патерналистской ментальности населения, предполагающей пассивное сопротивление, но несклонность к легальному востребованию собственных гражданских и политических прав.

Однако определенные сдвиги в этом отношении — в сторону отстаивания гражданских прав (потребителя, собственника и т. д.) — есть. В целом программы либералов показывают: а) тождественное западному классическому (ХУ!!!-Х!Х вв.) понимание гражданственности (национальной идентичности) как «гражданского участия», «активистской политической культуры». Преобладание комплекса «участия», т. е. собственно либеральных ценностей, целей и средств над остальными компонентами предлагаемой идентичности — патриотизмом и лояльностью власти; б) довольно слабую связь с ком-

1 Механизмы защиты гражданских прав граждан включают комплекс политических, экономических и правовых мер по защите частной собственности, предпринимательства, охраны жизни, свободы и неприкосновенности личности и т. д. «Яблоко» формулирует подробный проект достижения социальных целей, излагает собственную политическую позицию, законодательные инициативы и проекты, экономическую программу. Механизмы реализации политических прав граждан в либеральной идеологии предусматривают действительное установление демократической политической системы (как системы представительной демократии) и режима, включая государственное устройство (реальное разделение трех ветвей власти и т. д.), судебную и избирательную системы, включая меры осуществления демократического представительства и общественного контроля над функционированием избирательной системы (избирательных комиссий в особенности), «децентрализации государственной власти, распределения ее между Федерацией и ее субъектами», отделение местного самоуправления от государственной власти, ликвидацию препятствий на пути реального установления свободы слова, «гражданское управление вооруженными силами» и т. д. (Реформы для большинства, 1995, с. 14, 39-52, 185).

151

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2 плексом «русская идея», с ее трансцендентными установками1, с одной стороны, и недостаточный учет национального характера и менталитета россиян — с другой. О патриотизме в программах и действиях либералов необходимо поговорить особо. Возможно, это ключевой момент их неудач в отношениях с избирателями. О патриотизме «Яблоко» говорит в одном абзаце2. В программе представлено размежевание партии с крайностями этнонационализма, великодержавости, ксенофобии, с претензиями этно-кратических элит, убедительно и взвешенно утверждаются принципы национальной политики (Реформы для большинства, 1995, с. 53-54). Но реакцией населения на умолчание по поводу 80% населения и преимущественное отрицание традиций прошлого (в том числе советского) со стороны либералов (во всяком случае, в образе демократов и либералов в официальных СМИ и массовом восприятии) оказывается слабая их поддержка на выборах. Безусловно, здесь надо еще отделять реальную поддержку населением либерально-демократических сил и степень применения административных ресурсов и манипулятивных средств в ходе избирательных кампаний; в) нет умеренной лояльности по отношению к власти. Критика Президента, экономического курса Правительства, большинства Федерального Собрания и деятельности Госдумы, прямая оппозиционность уместны и обоснованны. Однако и здесь необходимы компромиссы.

Таким образом, российский либеральный проект будущего России должен быть скорректирован, чтобы иметь шансы на реализацию. Определенной недостаточностью отличается в нем комплекс национальной (в смысле политической общности) идентичности, и в первую очередь одна из его базовых основ - патриотизм. Комплекс «участия» выражен отчетливо, однако сам характер действия не вписан в контекст национальных традиций и ментальности. Призванный «снять» традиционную «миссию», прогляды-

1 В этом смысле слабость позиций либералов, на мой взгляд, связана с тем, что в их программах нет эмоционально вдохновляющей «эмансипаторской» идеи, «миссии» для «народного духа». Есть рациональный расчет, есть нормативный идеальный образ будущего государственного устройства, идеал человека, правовой идеал, но в России этого, видимо, мало. К тому же этот нормативный образ будущего не столько выстрадан, сколько перенят. А ко всему в отношении Запада в России традиционно циклически повторяются два типа отношения: то желание заимствовать, то завистливое отторжение после того, как убедились, что заимствовать быстро не получается. Либералам необходимо учитывать этот циклизм. Задача номер один — выработать российский вариант либеральной демократии, учитывающий, хотя бы в основных чертах, цивилизационную специфику и «особость» России, уважающий достоинство населения со всеми его достоинствами и недостатками.

2 Один из подзаголовков Декларации партии выражает основную мысль: «Патриоты, но не национал-популисты». Далее: «... настоящие патриоты не могут быть крикливыми»; «... мы считаем неприличным кричать и политически спекулировать очень личным чувством — своей любовью к Родине. Наша цель — процветание России. Но (вот это построение фразы "да, но." снижает высказываемую мысль и вызывает упрек в антипатриотизме. — И. Ф.) мы против того, чтобы величие Российского государства строилось на крови и костях его граждан. Для нас Великая Россия — это прежде всего благополучие и безопасность граждан. Это ... мощная армия ... современное ... образование, медицина, безопасность, эффективная экономика и реальная федерация. Таково наше понимание патриотизма, которое резко отличает нас от агрессивных национал-популистов, разжигающих этническую рознь в нашей многонациональной стране» (Реформы для большинства, 1995, с. 9-10).

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2 вающую сквозь исторические воплощения «русской идеи», этот комплекс не включает ее метафизический аспект («о смысле бытия народа». — Ю. Г. Ершов), а без этого он лишен внутренней динамики и способности мобилизовать массы. Отрицание этого аспекта (как «несовременного») фактически приводит к отрицанию достоинства общности носителей любых национальных традиций, любой национальной идеи, что подхватывается этнонационалистами, использующими «этическую карту» в гипертрофированном виде, и что вызывает все большую озабоченность1. Необходимо в каком-то смысле перехватить инициативу, выработав возможности нахождения «золотой середины» между этнонационализмом и антипатриотизмом, для этого патриотизм необходимо обратить не на изоляционизм, а на позитивное устремление в будущее, лишив его комплекса ущемленности-превосходства и акцентировав национальное (публично-политическое) достоинство российского общества.

У патриотических сил, наоборот, при доминировании патриотических установок2 комплекс «участия» либо представлен в декларативной форме3, либо вовсе отсутствует. Причем об участии всегда говорится весьма абстрактно, без пояснения механизмов его реализации. Патриотизм трактуется настолько расширительно, что вмещает установки коммунистической, социалистической и менее — либеральной и демократической идеологии, тем не менее доминирует ориентация на великодержавность и «особый путь развития», подробное перечисление «врагов»4, что фактически выдает стремление к изоляционизму. «Лояльность» выражена непоследовательно и различается у разных партий и движений. С одной стороны, КПРФ (и другие национал-патриоты) провозглашают оппозиционность политическому курсу государства, с другой — программные установки показывают принятие этими партиями самой системы «властной вертикали»

1 Сошлюсь на две статьи, в которых развернуто представлены как сам националистический дискурс, так и критика русского национализма (см.: Зверева, 2005, с. 6-24; Гудков, Дубин, 2005, с. 25-40).

2 Патриотизм рассматривается ими в качестве объединяющей идеологии, способной консолидировать общество, излагаются основные принципы патриотизма: «социальная справедливость; благополучие народа, каждого россиянина, каждой семьи; подлинное народовластие; правовое государство; общественное согласие» (Программная платформа, 2004, с. 1, 5-6).

3 Комплекс «участия» раскрывается следующим образом: «Мы видим развитие России в области государственного строительства в направлении построения подлинно демократического правового государства, в котором власть подотчетна и подконтрольна народу, являющемуся единственным источником и носителем государственной власти, где каждый гражданин имеет равные возможности для участия в управлении страной через волеизъявление в форме референдумов или всенародных обсуждений, активное развитие различных форм самоуправления, а также через избранных посредством свободных, равных, состязательных выборов представителей в органы государственной власти» (Там же, с. 1, 18).

4 Помимо носителей «ненависти к стране, народу, его истории и традициям» (намек на либералов?), а также фашизма, расизма, политического и религиозного фанатизма и экстремизма, терроризма, противозаконных и антиобщественных проявлений, являющихся следствием дефицита нравственных и духовных ценностей», несовместимых с патриотизмом, в качестве «потенциальных противников» перечисляются «глобальный гегемонизм США», «экспансивная политика блока НАТО», «антироссийские позиции и политика Европейского Союза», «любое государство, которое имеет к России территориальные претензии» (читай — Китай, Япония) (Там же, с. 12, 29).

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2

(или централизации власти), что фактически сводит на нет их оппозиционные лозунги. В целом патриотически ориентированные политические силы предлагают реставрационную, консервативную идеологию, нацеленную на возрождение советской версии национальной идентичности, чуть подкрашенную лозунгами «правового» и «социального» (вместо социалистического) государства.

В целом гражданственность в программе политической коалиции «Патриоты России» отождествляется с патриотизмом и верностью традициям, в том числе «традициям гражданственности», которые, как мы знаем, состояли в полном подчинении личности государству, т. е. в фактическом подданстве; это можно интерпретировать как консервативную идеологию возвращения к статусу СССР, нацеленную на движение вспять, а не на изменение и «эмансипацию». Тем самым и национальная идентичность здесь совпадает с патриотизмом. По степени нарастания консерватизма, радикализма, этнонацио-нализма, шовинизма и расизма можно выстроить следующую шкалу партий, безусловно, имеющих идеологические отличия (в определении «врагов», в лояльности действующей власти и других параметрах), но показывающих некоторое базовое единство, связанное с идентичностью, понимаемой как «патриотизм»: КПРФ (патриотизм дополнен интернационализмом) — НБП (нелояльность, радикализм, акцент на русской этнич-ности) — ЛДПР (декларативная оппозиционность при полной лояльности власти, этно-националистическая трактовка патриотизма, великодержавность, консерватизм за вычетом коммунистических установок, декларативность «демократического участия») — «Родина» (условная в лозунгах, но фактически полная лояльность, «спрятанный» этно-национализм, декларативное «участие», антилиберальные установки) — РНЕ (радикальный этнонационализм, доходящий до шовинизма, расизма, отсутствие лояльности, этически окрашенное «участие» — «национально-пропорциональное представительство» в органах власти1.

«Гражданственность» в дискурсе этих сил принимает всякий раз разные обличья, но общий консервативный дух, склонность к абсолютизации крайних полюсов бинарных оппозиций, составляющих любую национальную идентичность (идею, политическую культуру, гражданственность), налицо. Гражданственность, особенно в смысле, «участия» редуцирована к этнически понимаемому патриотизму. Так, объединяет все эти силы абсолютизация противоположности полюсов и подчинение одного другому: уникальное доминирует над универсальным, целое (огосударствленное общество) — над частным (индивидуальным), господство (власть) над «чужими» отдается «своим». Отличия возникают в содержании каждого понятия. Более подробный анализ программы каждой партии, к сожалению, придется оставить за рамками данной статьи.

Отдельный интерес представляет программа «Единой России» (Программа, http://www.er_duma.ru). Анализируемые нами параметры представлены в ней следующим образом: доминанта лояльности (номенклатурная партия не может быть нелояль-

1 Программы партий представлены на официальных сайтах этих организаций.

154

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2

ной себе и Президенту РФ), ярко выраженный патриотизм1, декларативно-имитационное «демократическое участие»2. В целом выраженная в данной программе идеология представляется некой схемой, искусственно сконструированным продуктом, в основе которого лежит определенная модель совмещения полюсов многих оппозиций. Это механически осуществленный синтез элементов нескольких идеологий, в котором в качестве основания синтеза используется сохранение власти.

Однако многое — «великодержавность», «дух нации» и т. д. — роднит ее с патриотическими силами, разнообразие и «оборотничество» которых как бы специально призвано оттенить центристские позиции главной партии. Такой конструкт не может вызвать действительной мобилизации масс, метафизическое (динамика, миссия) в его образе национальной идентичности также отсутствует.

Насущной задачей момента является складывание такой политической силы — социального слоя, партии, лидера, которая, с одной стороны, была бы близка ожиданиям и настроениям большинства или хотя бы относительно активной его части, а с другой — была способна сформулировать отвечающую таковым идеологию, трансформированную версию русской идеи. Нужен действительный культурный синтез инвариантных и динамических компонентов русской идеи с учетом современных вызовов и задач. Национальную идею как политическую идеологию не стоит формулировать ни на основе религиозного, ни на основе этнического признаков.

Какой вариант имеющихся идеологических проектов получит статус государственной идеологии, зависит в том числе и от взвешенной позиции интеллектуалов, идеи которых, к сожалению, чаще составляют подсказку для политических радикалов, чем вос-требуются властью.

Несмотря на наличие противоречивых идеологических течений, фрагментарность массовой политической культуры, всплеск консервативных настроений и внешнее преобладание национал-патриотических или «пустых» идеологий, потенциал демократической гражданственности в «русской идее» и ментальности некоторых слоев населения

1 В данной программе излагается понимание патриотизма как сохранения преемственности, т. е. «трансформации традиции в новацию», и формулируется национальная идея — это «солидарная устремленность к успеху своей страны, и значит, и ее граждан, качественное обновление России в сочетании с необходимостью сохранить ее как уникальное явление мировой цивилизации» (Программа, http://www.er_duma.ru).

2 Есть здесь и попытка трансформации «миссии» в «участие»: наряду с опорой на ценности свободы, равенства, справедливости, патриотизма и т. п. формулируется «миссия» как основа новой идеологии «российского единства» — «идеологии гражданской консолидации и солидарности». Основа идеологии — «базовые ценности: вера, нравственность, семья, собственность, государство, порядок, ответственность, защита человеческого достоинства», а стержень — «стремление к национальному успеху, готовность обеспечить его солидарными усилиями большинства членов общества». Большинство, которое «и есть Россия», — это «здравомыслящее, ответственное, трудолюбивое, патриотичное, законопослушное» большинство населения. Его «активная часть» составляет партию «Единая Россия», а социальную опору — «те, кто нашел себя в современных непростых условиях» (Там же).

155

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2

есть1. Эти тенденции опираются на традиционное содержание русской идеи — ценности свободомыслия, равенства, духовной свободы человека, правды как единства истины и справедливости и т. д., воплощенные как в православно-христианской, так и в светских версиях русской идеи2. Окрепнут и политические движения, способные со временем умножить число носителей демократической гражданственности.

Литература

Анатомия русской души: Десятилетие отечественных реформ в расшифровке социологов // Известия. 2002. 16 апр.

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.

Гудков Л., Дубин Б. Своеобразие русского национализма // Pro et Contra. 2005. Т. 9. № 2 (29). С. 25-40.

Емельянов Б. В. Россия: мир ценностей и святынь // Вопросы философии и истории философии: Сб. науч. трудов / Отв. ред. О. В. Никулина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.

Ершов Ю. Г. Государство без идеи — просто населенная территория // Дискурс-Пи. Вып. 5. Дискурс идентичности. Екатеринбург: ИФиП УрО РАН, 2005.

Зверева Г. Националистический дискурс и сетевая культура // Pro et Contra. 2005. Т. 9. № 2 (29). С. 6-24.

Панарин А. С. Православная цивилизация. М., 2002.

Политология в вопросах и ответах / Под ред. Ю. Г. Волкова. М., 1999.

Программа «Единой России» // http://www.er_duma.ru

Программная платформа политической коалиции «Патриоты России». М., 2004.

Реформы для большинства. Объединение «Яблоко». М., 1995.

Фишман Л. Г. Национальная идентичность и русская идея // Дискурс-Пи. Вып. 5. Дискурс идентичности. Екатеринбург: ИФиП УрО РАН, 2005.

Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / Пер. с англ. А. Башки-рова. М., 2004.

1 Наличие либерально-демократических тенденций в массовом политическом сознании — ценности жизни, свободы и собственности, равенства всех перед законом, необходимости соблюдения прав и свобод человека и др., — отмечают, в частности, авторы сборника (см.: Политология, 1999, с. 113). Конкретные социологические данные см.: Анатомия русской души, 2002.

2 О двух мировоззренческих ориентациях в развитии российской ментальности см.: Емельянов, 1999, с. 125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.