Научная статья на тему 'Гражданское общество как субъект формулирования и достижения национального интереса'

Гражданское общество как субъект формулирования и достижения национального интереса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
776
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНОЛОГИЯ / СУБЪЕКТ / ФУНКЦИИ / РОЛИ / ЗАКОНЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ЗАКОНЫ ГРАЖДАНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глущенко В.В.

Описаны субъекты формулирования и достижения национального интереса, определены функции и роли гражданского общества, законы гражданского общества, исследовано участие гражданского общества в формулировании и достижении национального интереса в условиях глобального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество как субъект формулирования и достижения национального интереса»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

гражданское общество как субъект формулирования и достижения национального интереса

в. в. глущенко,

доктор технических наук, доцент, профессор кафедры производственного менеджмента и маркетинга E-mail: dtnvvglu@mail.ru московский авиационный институт

Описаны субъекты формулирования и достижения национального интереса, определены функции и роли гражданского общества, законы гражданского общества, исследовано участие гражданского общества в формулировании и достижении национального интереса в условиях глобального мира.

Ключевые слова: глобальный мир, национальный интерес, гражданское общество, гражданология (граж-данология - наука о гражданском обществе), субъект, функции, роли, законы гражданского общества, законы гражданологии.

Гражданское общество (общество) как форма существования населения на определенной территории относится к числу древнейших, тесно связанных и вытекающих из специфики воспроизводственного процесса и технологий жизнедеятельности.

Общество — самоорганизованная, саморегулируемая общность людей, взаимодействия и отношения между которыми основываются на сложившейся организационной культуре как системе осознанных и воспринятых стереотипов поведения в типовых ситуациях жизнедеятельности [6, с. 17-18].

В рамках системно-управленческого подхода выдвигается и обосновывается гипотеза о том, что гражданское общество и его развитие в условиях глобализации необходимы для политического процесса формулирования и регулирования процессов взаимодействия предпринимательства и труда, а также для гармонизации отношений по поводу купли-продажи таких элементов воспроизводственного процесса, как труд, капитал, технологии, средства труда, предметы труда [5, с. 95].

Исследования показывают, что глобализация — сложный многогранный процесс, охватывающий все стороны жизни населения как отдельных стран, так и глобального мира в целом [1, с. 19, 91]. В условиях начавшегося осенью 2008 г. финансового кризиса гражданское общество может рассматриваться как один из субъектов антикризисного управления [2, с. 70].

Актуальность настоящей статьи определяется тем, что в условиях выхода из глобальной рецессии необходимо рассмотреть субъектный характер участие гражданского общества в формулировании и достижении национального интереса. Целью исследования стала специфика участия гражданского общества в формулировании и достижении национального интереса в условиях выхода из глобальной рецессии, для чего:

• были описаны субъекты формулирования и достижения национального интереса;

• проведены исследования понятия «гражданское общество»;

• проведен анализ сущности гражданского общества;

• проведен анализ особенностей участия гражданского общества в формулировании и достижении национального интереса.

Под национальным интересом предлагается понимать заинтересованность гражданского общества в определенном способе и результате развития производительных сил общества и его самого.

В управлении известно, что субъект — это активный элемент системы управления, вырабатывающий корректирующие воздействия.

Субъектами формулирования и достижения национального интереса можно назвать органы

государственной власти (государство), крупный бизнес (владельцев и топ-менеджмент транснациональных корпораций), гражданское общество.

Можно говорить, что в процессах формулирования и достижения национального интереса между субъектами этих процессов возможны (по аналогии с политикой [5, с. 30—31]) два подхода к этим процессам и взаимодействию субъектов: консенсусный и конфронтационный.

Консенсусное понимание характера участия субъектов процесса формулирования национального интереса (государство, бизнес и гражданское общество) состоит в том, что их взаимодействие имеет характер сотрудничества и предполагает постепенное достижение согласия между участниками дискуссии в ходе публичного обсуждения, достижения взаимного понимания относительно того, что есть национальный интерес как высшее общественное благо и цель совместной деятельности государства, бизнеса и общества.

Конфронтационное понимание характера и процесса участия субъектов (государства, бизнеса, общества) в формулировании национального интереса может состоять в том, что формулировка национального интереса возникает в результате достижения определенной интенсивности взаимодействия противоположных интересов и целей в отношениях между этими субъектами. При таком подходе национальный интерес формулируется как итог, результат борьбы, конфронтационного взаимодействия этих субъектов. При доминировании одного из субъектов возможна ситуация, когда гражданское общество становится инструментом достижения национального интереса, т. е. теряет свойство субъектности.

Различия в подходе к формулированию и достижению национального интереса таких субъектов, как государство, бизнес, общество связаны с их сущностью и могут заключаться в следующем.

Для государства национальный интерес может заключаться на определенном этапе в усилении глобального политического, финансового, энергетического влияния, расширении географических сфер влияния, в участии в определенных региональных или глобальных организациях, повышении геополитического имиджа, создании резервов и др.

Бизнес может понимать национальный интерес как выгодное для него с точки зрения максимизации прибыли в данный момент и в будущем участие в распределении и специализации труда, повышение доли глобального рынка, повышение доступности для бизнеса определенных (в том числе зарубежных) источников сырья или техно-

логий, достижение определенного положения на рынке капиталов и кредитов, обеспечение притока зарубежной рабочей силы и др.

Гражданское общество может понимать национальный интерес как создание комфортных для жизни населений условий на основе возможности более полной реализации трудового потенциала, обеспечения более безопасных и экологически приемлемых условий жизни и др.

Исследуем специфику гражданского общества как субъекта формулирования и достижения национального интереса. При этом происхождение и сущность гражданского общества должны рассматриваться в контексте и в связи с другими социальными институтами, созданными людьми для обеспечения удовлетворения определенных потребностей индивида и общества.

Известно мнение, что исторически гражданское общество как форма существования народа относится к числу древнейших понятий. Мыслители древности не отделяли догосударственные и государственно организованные формы жизни народа. Первыми, кто заговорил о свободном гражданском обществе, были древнегреческие мыслители Аристотель и Платон. И только с развитием капитализма произошло осознание разделения гражданского общества и государства. Так Томас Гоббс (1588—1679 гг.) в работе «О гражданине» развивал учение об обществе, государстве, гражданских правах человека. Заметим, что Т. Гоббс противопоставлял государство естественному состоянию людей [9, с. 84-85].

Рассматривая гражданское общество в его историческом развитии можно предположить, что объективная потребность в развитии гражданского общества связана с развитием и усложнением труда и рынка труда, необходимостью создания условий для демографического воспроизводства. Под развитием условимся понимать улучшение любого одного или нескольких из названных свойств, количественных или качественных характеристик гражданского общества.

В рамках системно-управленческого подхода, суммируя сказанное по поводу источников возникновения и развития гражданского общества, представляется возможным утверждать, что:

во-первых, отделение гражданского общества от государства и бизнеса связано с усложнением воспроизводственного процесса и, в частности, повышением роли труда в воспроизводственном процессе;

во-вторых, основными целями (подцелями) функционирования гражданского общества в

- 3

рамках системы политического и социально-экономического управления следует признать адекватное формулирование объемов гражданских прав и обеспечение их выполнения, реализации в конкретном государстве;

в-третьих, мерилом адекватности формулирования объемов гражданских прав и обеспечения их выполнения является возможность развития труда, реализации трудового потенциала и демографического воспроизводства населения;

в-четвертых, гражданское общество рассматривается как составляющая институциональных отношений в треугольнике «бизнес — гражданское общество — государство», направленных в частности на гармонизацию естественного (вытекающего из технологий жизнедеятельности и народных обычаев) права и позитивного (создаваемого государством) права.

В структурном плане гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от органов государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей [8, с. 125]. Но можно называть гражданским общество, состоящее из индивидов, добровольно и свободно в результате демократических политических и законодательных процедур определившее оптимальный с точки зрения эффективности и рисков воспроизводственного процесса объем гражданских прав и обязанностей члена общества, и обеспечивающее исполнение и соблюдение гражданских прав и обязанностей своих членов [5, с. 100].

Развитие глобализации позволяет считать государство организационной формой защиты гражданского общества от рисков. Предложенная «рисковая» теория государства и права может базироваться на утверждении, что государство является организационным средством защиты от нерегла-ментированного законом внешнего и внутреннего насилия. При этом подходе государство может рассматриваться как организационное средство, а право — как инструмент общества, предназначенный для снижения рисков до уровней, необходимых для обеспечения возможности экономической и общественной деятельности или для снижения рисков до оптимальных значений, обеспечивающих наивысшие темпы социально-экономического развития. Поэтому, в настоящей работе на основе анализа сущности риска в условиях глобализации предлагается выделить «рисковую» теорию государства и права, которая может рассматриваться

4 -

как частный случай «технологической» теории государства и права условий [5, с. 96].

Национальной особенностью возникновения и развития гражданского общества можно считать тесную связь развития гражданского общества России в связи с коллективными формами принятия решений (соборность) и труда (русская артель, сельскохозяйственная община) в сложных природно-климатических и геополитических условиях бытия. Исторический анализ политической традиции в России показывает, что политическая соборность как способ принятия решений и как способ контроля народом власти в процессе политического управления, а также как инструмент отстаивания гражданских прав в своих истоках, имеет артельный характер крестьянского труда в нашей стране [5, с. 96].

Гражданское общество характеризуется внешней и внутренней средой.

Структурные элементы гражданского общества — это относительно самостоятельные его части, входящие в состав гражданского общества, имеющие свои специфические задачи, цели и инструменты их достижения.

К внутренней среде (структурным элементам) гражданского общества относят: религиозные организации, национальные диаспоры, политические партии, социальные группы, общественные организации, благотворительные фонды и др.

Гражданское общество влияет на инновационный климат: во-первых, в силу степени зависимости индивидов, обладающих творческим потенциалом, от определенных стереотипов поведения и мышления, связанных с уровнем их гражданских свобод; во-вторых, путем создания благоприятной атмосферы, способствующей реализации творческих инновационных проектов в экономике.

Гражданское общество влияет на инвестиционный климат в силу степени ограничений на возможность выбора объекта инвестирования (например, в одну отрасль инвестировать можно, а в другую на инвестиции наложен негласный геополитический запрет) и инструментов инвестирования, а также низкой оценки возможной ликвидности инвестиций и др.

Вероятно, механизм влияния гражданского общества на инновационный и инвестиционный климаты состоит в том, что наличие гражданского общества и общественного мнения не позволяет акторам рынка нарушать принципы свободного ценообразования, свободного непринужденного заключения сделок, справедливого вознаграждения за труд и т. п., а также своевременно обращать вни-

мание власти на необходимость корректировки тех или иных норм и строгого их выполнения.

В условиях современной глобализации гражданское общество может влиять на геополитический риск распада или снижения суверенитета государства путем недопущения действий властей и предпринимателей, способствующих снижению целостности и суверенитета государства.

Гражданское общество взаимодействует с внешними по отношению к нему, но подобными по целям и задачам деятельности гражданскими обществами других стран и международным сообществом гражданских обществ. Такое взаимодействие характеризуется определенной степенью открытости взаимодействующих структур. Степень открытости гражданского общества при взаимодействии с подобными структурами характеризуется режимом взаимодействия внутренней и внешней структур гражданского общества. Внешними по отношению к гражданскому обществу России структурами являются гражданские общества других стран и международные организации, занимающиеся проблематикой нарушения гражданских прав человека в условиях открытого глобального мира.

В процессе взаимодействия гражданского общества одной страны с аналогичными институтами других стран возможны согласование и гармонизация национальных интересов.

Степень открытости гражданского общества определяет и силу связей между внутренней и внешней средой гражданского общества.

Эффективность гражданского общества определяется его способностью достигать поставленных целей в геополитической, политической, социальной, экономической сферах при расходе ограниченного количества ресурсов и за располагаемый для этого период времени.

Гражданское общество влияет на уровень политических рисков в обоих их проявлениях. Во-первых, гражданское общество способно снизить риск принятия неправильных и вредных для социально-экономических субъектов решений органов власти и/или бизнес-структур. Во-вторых, гражданское общество может рассматриваться как барьер на пути возможного манипулирования членами общества. Гражданское общество может рассматриваться и как механизм предупреждения и снижения рисков, а также как гарант справедливой компенсации ущерба, если он наступил.

Сущность гражданского общества отражают его социально-экономические функции и роли. Функции (от слова «исполняю») гражданского

общества - это совокупность действий, которую реализует гражданское общество при достижении своих целей или выполнении ролей.

Роль гражданского общества заключается в том полезном эффекте, который приносит обществу и/или государству функционирование гражданского общества.

Инструменты гражданского общества - это способы, методы, приемы, искусственные объекты, финансовые инструменты, с помощью которых гражданское общество достигает своих целей.

Гражданское общество может рассматриваться человеком как инструмент передачи политических, социальных, экономических «сигналов» государственным структурам и, в частности, представительным органам власти для формулировки законов и корректировки уже существующих законодательных актов.

Можно назвать следующие функции гражданского общества:

• функция оптимизации объема гражданских прав, методов и форм их регулирования в рамках политической системы, исходя из того, что завышенный объем гражданских прав приводит к хаосу и порождает повышенные риски, а заниженный объем гражданских прав приводит к торможению социально-экономического и, в частности, развития предпринимательства, демографического развития;

• функция интеграции (агрегирования) общественного мнения страны - особенно важна для понимания общего направления развития и перспективного состояния страны, влияния на понимание национального интереса, влияния на государство и бизнес;

• функция морально-нравственного воспитания населения и на этой основе предупреждения правонарушений и, в частности, нарушений гражданских прав - обеспечивает снижение преступности и прежде всего скрытой (латентной);

• функция защиты гражданских прав граждан страны обеспечивает выполнение конституционных правовых норм в государстве — препятствует их фальсификации, манипулированию гражданскими правами;

• функция воздействия на органы власти и бизнес — обеспечивает развитие страны в направлении, выгодном обществу;

• функция развития гражданского общества, противодействия влиянию тайных и криминальных сообществ в обществе, выступающих как антипод гражданского общества с точки

- 5

зрения соблюдения гражданских прав, целей и методов работы;

• функция обеспечения политической, социальной, экономической и технологической реабилитации граждан, чьи права были нарушены;

• функция обеспечения и отстаивания необходимости социально-экономической компенсации за нарушение прав граждан.

Роли гражданского общества — это то, что получает государство, бизнес и общество в результате существования в стране и функционирования в ней гражданского общества. Можно выделить несколько ролей гражданского общества:

• роль повышения защищенности гражданских прав, состоящая в том, что в странах, где развитое гражданское общество существует законодательно, установленные гражданские права фальсифицируются в меньшей мере. Это в свою очередь позволяет повысить экономическую независимость индивида, поднять уровень предпринимательской инициативы, обеспечить свободу сделок по рыночным ценам (например, с недвижимостью и др.);

• роль по сближению содержания моральных и правовых норм, т. е. по сближению естественного и позитивного права во всех сферах, отсутствию их кардинального расхождения;

• роль по минимизации «пробелов» (ситуаций правовой неопределенности) и «разрывов» (отсутствия целевой логической связи отдельных правовых норм с конституцией) права в государстве. В противном случае названные «пробелы» и «разрывы» могут порождать снижение эффективности системы права, уменьшать бюджетно-финансовые источники законопослушного населения, материальные стимулы для честного труда;

• роль по снижению геополитических и политических рисков экономической, инвестиционной деятельности в странах, в которых существует развитое и эффективное гражданское общество. В рамках государства, бизнес-среды это улучшает инвестиционный климат в государстве.

Развитие гражданского общества породило необходимость создания научной теории гражданского общества — гражданологии [5, с. 7, 8, 95—135].

В рамках разработки основ гражданологии были сформулированы законы гражданологии.

Законы гражданологии можно определить как универсальные логические связи, во-первых, определяющие возникновение, функционирование и развитие гражданского общества, во-вторых, выра-

6 -

жающие существенные повторяющиеся необходимые отношения и взаимосвязи между социальными субъектами, явлениями и процессами.

Были сформулированы следующие законы и понятия гражданологии:

1) гражданское общество как объединение людей имеет своим назначением создание благоприятных условий для воспроизводства человека, в том числе как одного из элементов воспроизводственного процесса;

2) основными связующими отношениями в гражданском обществе можно назвать: признание равноправия всех форм собственности (в том числе частной), публичность деятельности, солидарность, доверие, сопричастность, отсутствие двойных стандартов, полнота информации и др.;

3) публичность деятельности, солидарность, доверие, сопричастность, отсутствие двойных стандартов, полнота информации средств массовой информации могут снижаться в условиях финансового, административного, политического давления на субъекты этих процессов, в том числе под воздействием потоков трудовой миграции, трансграничной мобильности управленческих кадров, т. е. действия разного рода «глобализационных мультипликаторов» (политического, финансового, культурного и т. д.);

4) солидарность гражданского общества находит выражение в том, чтобы разделить тяготы бытия и оказать поддержку нуждающимся в этом на условии доверия, в том, что если возникнет потребность в оказании аналогичной поддержки, она будет оказана другим членам общества;

5) публичность в функционировании гражданского общества находит выражение в общедоступности информации, а также в равенстве возможностей при ее практическом использовании;

6) публичность рассматривается одновременно членами общества как необходимое условие обоснованности принимаемых решений и как гарантия от применения «двойных стандартов» в жизнедеятельности;

7) солидарность участников гражданского общества может снижаться или, наоборот, возрастать вследствие отрыва людей от отечественной социально-экономической и культурной среды, внешнего экономического, социального, административного и политического давления;

8) сопричастность участников гражданского общества зарождается в единой ценностной

среде и находит выражение в понимании другими членами общества настроений, оценок и выводов данного члена общества;

9) сопричастность порождает в человеке уверенность, что он не одинок, что в случае необходимости ему будет оказана помощь;

10) сопричастность членов гражданского общества в условиях глобализации может снижаться из-за нарушения ценностных ориентиров в процессе трудовой миграции, действия «глоба-лизационного ценностного мультипликатора», т. е. трансформации традиционных для данной местности ценностей под воздействием глобализации;

11) доверие — это уверенность человека в искренности и благорасположении других членов общества, это отношение между членами общества, обеспечивающее эффективность социальных коммуникаций и расширяющее социальные возможности членов общества;

12) доверие возникает в гражданском обществе в процессе опытного подтверждения (верификации) истинности информации, поступающей от членов общества, подтверждения практической ценности полученной информации, партнерских отношений;

13) справедливость — это отношения между членами общества, позволяющие надеяться на то, что труд или другая услуга конкретного члена общества другому человеку или обществу в целом получат адекватное выражение в материальном вознаграждении или другой положительной реакции членов общества на социальные заслуги, а антисоциальное поведение человека или враждебное поведение к другому члену общества — получит осуждение или другую реакцию общества;

14) закон объективной информации — отражает необходимость такой информации для адекватной и своевременной оценки ситуации принятия решений, корректировки философии, идеологии, политики гражданского общества, в том числе как упреждающей антикризисной меры;

15) частная собственность — рассматривается гражданским обществом как материальная основа реализации человеком своих прав и свобод, в том числе материальное обеспечение права на жизнь и свободу;

16) процесс создания частной собственности одним человеком не должен нарушать аналогичные права другого человека или общества в целом, а сама частная собственность и процесс ее формирования должны осуществляться в

соответствии с принципами гражданского общества;

17) принципом гражданского общества признается то, что любая частная собственность должна рассматриваться и иметь эквивалент полезности деятельности человека для общества, т. е. частная собственность должна стать мерой полезности деятельности человека для общества и составлять некоторую долю той пользы, которую человек своей деятельностью принес обществу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18) гражданское общество признает одинаково неприкосновенными все виды собственности: частную, семейную, коллективную (кооперативную и государственную), акционерную; материальные и нематериальные активы;

19) гражданское общество выступает против дискриминации отдельных видов собственности или политики двойных стандартов в этой сфере как противоречащих принципам гражданского общества;

20) гражданское общество признает необходимым условием практической реализации прав и свобод гражданина эффективную работу органов государственного управления и, в частности, правоохранительной системы государства, исходя из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как известно из теории государства и права, — обязанность государства (ст. 2 Конституции России).

Этот перечень законов и понятий гражданского общества был составлен исходя из того, что в совокупности законы и принципы гражданского общества в процессе их практической реализации одновременно повышают шансы на повышение эффективности жизнедеятельности и снижают риски жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом [4, с. 105—107].

Под национальным интересом предлагается понимать заинтересованность гражданского общества в определенном способе и результате развития производительных сил общества и его самого. Структурно национальный интерес должен отражать такие компоненты, как выгоду (доход), затраты (расход ресурсов), риски жизнедеятельности.

Важнейшими факторами, определяющими жизненность и эффективность национального интереса как мотивирующего фактора посткризисного развития, можно признать: • во-первых, соответствие официальной формулировки национального интереса объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества;

- 7

• во-вторых, правильные отражение и учет реальных экономических возможностей государства, его национально-этнических особенностей, условий политического и географического положения;

• в-третьих, восприятие внешней средой — глобальным миром сформулированного национального интереса.

Исходя из этого, формулировка национального интереса может способствовать или тормозить поступательное движение общества, влиять на возможность модернизации государства и общества.

Для определения места гражданского общества в процессах формулирования и достижения национального интереса важен и вопрос о том, каков же механизм взаимодействия человека с гражданским обществом и государством, т. е. каковы институциональные отношения в цепочке «человек — гражданское общество — государство — бизнес».

Естественно предположить, что в процессах формулирования и достижения национального интереса гражданское общество как объединение граждан данной страны заинтересовано в создании более благоприятных и безопасных условий жизни, развития и более эффективного использования трудового потенциала страны.

Известно, что основными компонентами трудового потенциала являются: здоровье, нравственность, творческий потенциал, образование, профессионализм. Эти характеристики обычно относятся к отдельному человеку, но представляется возможным отнести их и к предприятию, региону, стране в целом в несколько измененном смысловом содержании, например, можно говорить о здоровье страны, региона.

Мотивирующими для гражданского общества могут быть признаны такие формулировки национального интереса, которые будут направлены на создание более благоприятных условий для раскрытия или улучшающие компоненты трудового потенциала и приносящие более высокое вознаграждение за труд и т. п.

Здоровье характеризуется рядом параметров, требующих в общем случае специального медицинского и социально-экономического анализа. По определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие — это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и возможностями, которые предъявляет, предоставляет окружающая среда».

8 -

Творческий потенциал как способность человека создавать новые знания, технологии, продукты, социально-экономические блага становится все более значительным фактором экономического развития в условиях современной глобализации. Это связано с тем, что в современной (так называемой «новой») экономике роль производственно-технологического капитала снижается, а возрастает роль финансового и интеллектуального капитала.

Положительный творческий потенциал (интеллектуальная собственность) нации, ее инновационного сообщества наиболее полно реализуется при инновационной модели развития государства. Для реализации инновационной модели развития требуется соответствующее идеологическое обеспечение, промышленная и финансово-бюджетная политика, законодательное обеспечение, налоговые льготы, государственные целевые программы и др.

Образование давно признается одним из важнейших факторов раскрытия творческого потенциала, роста эффективности труда и богатства [7, с. 106—112].

Профессионализм работников (специфический труд), уровень их квалификации относятся к важнейшим компонентам качества рабочей силы. Во всех развитых странах существенно выросла доля квалифицированных рабочих, и резко снизилась доля занятых ручным неквалифицированным трудом.

Помимо общего характера, направленности воздействия гражданского общества, на формулирование и достижение национального интереса влияет и эффективность гражданского общества как субъекта управления этими процессами. При этом эффективность гражданского общества как субъекта формулирования и достижения национального интереса — это его способность достигать поставленных целей, например, воздействовать на власть с целью достижения требуемого результата за располагаемое время. Способность влиять на власть в силу своего авторитета—важнейшая характеристика гражданского общества, которая требует определенного структурного соответствия, обеспечивающего достижение желаемого результата, принятия нужных обществу, а не группам влияния решений.

Инструментом обеспечения такой способности выступает общественное мнение. Общественное мнение представляется возможным определить как оценочную и прогностическую, морально-психологическую социальную среду функционирования политической системы государства, влияющую на право власти, авторитет власти, политическую и

социально-экономическую эффективность политики и деятельности социально-экономических и политических субъектов.

Как уже отмечалось, структурно национальный интерес должен отражать такие компоненты как выгоду (доход), затраты (расход ресурсов), риски жизнедеятельности. Понятно, что для обеспечения безопасности населения государственные органы должны оказывать комплексное влияние на всю совокупность рисков, присущих данному государству и его конкретному региону.

Безопасность населения может быть обеспечена только тогда, когда все перечисленные риски контролируются и могут быть снижены усилиями государственных органов до уровня, приемлемого для населения, объединенного в гражданское общество данной страны.

Гражданское общество, исходя из потребности в защитных услугах, может (или должно) сформулировать национальный интерес в сфере безопасности, рисков. При таком подходе весьма вероятно, что именно гражданское общество, как потребитель услуг этих государственных структур, должно сформулировать общие требования к доктрине безопасности в государстве как части национального интереса и др.

Информационные риски играют важную роль в формулировании и достижении национального интереса, принятии и реализации решений. Поэтому гражданское общество должно быть в достаточной мере информировано, а также иметь механизм контроля за достаточной полнотой и объективностью представляемой гражданскому обществу информации.

В процессе достижения национального интереса могут возрастать контрольная функции и роль гражданского общества.

В целом можно сказать, что гражданское общество — это социальная форма объединения людей, обладающих гражданскими правами, но отличная от государства. Гражданское общество выполняет ряд важных функций и ролей в системе социально-экономического управления.

Гражданское общество одновременно является и субъектом управления и объектом политического, социально-экономического и технологического управления. Испытывая одновременно многоплановые и разнохарактерные воздействия, оно их агрегирует и вырабатывает некую общественную

оценку и прогноз развития ситуации. Гражданское общество может участвовать в формулировании и достижении национального интереса.

Национальный интерес проявляется как заинтересованность гражданского общества в определенном способе и результате развития производительных сил общества и его самого. Структурно национальный интерес должен отражать такие компоненты, как выгоду (доход), затраты (расход ресурсов), риски жизнедеятельности.

Мотивирующим гражданское общество национальным интересом можно назвать такой интерес, который ориентирован на наиболее полное раскрытие и развитие трудового потенциала населения и одновременно обеспечивал бы его защиту от различного рода рисков, в том числе рисков, порожденных глобальным кризисом.

Список литературы

1. Глущенко В. В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. Железнодорожный: ООО НПЦ «Крылья», 2006.

2. Глущенко В. В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление. М.: ИП Глущенко В. В., 2008.

3. Глущенко В. В. Гражданология: введение в теорию гражданского общества. М.: ИП Глущенко В. В., 2009.

4. Глущенко В. В. Основы гражданологии: теоретические основы, законы гражданологии, антикризисный анализ, законы кризисологии, парадигма интеллектуального антикризисного управления. М.: ИП Глущенко В. В., 2009.

5. Глущенко В. В. Политология: системно-управленческий подход. М.: ИП Глущенко В. В., 2008.

6. Глущенко В. В. Теория государства и права: системно-управленческий подход. Железнодорожный: ООО НПЦ «Крылья», 2000.

7. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Совершенствование философии и методологии науки, управления, прогностики: парадигма интеллектуального управления. М.: ИП Глущенко В. В., 2009.

8. Политология: учеб. / С. В. Решетников, Н. П. Денисюк, М. Ф. Чудаков и др. Мн.: Тет-раСистемс, 2000.

9. Шилобод М. И. Основы политологии: учебн. пособ. М.: Владос, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.