Научная статья на тему 'Гражданское образование в педагогическом университете: перспективы развития'

Гражданское образование в педагогическом университете: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сморгунова Валентина Юрьевна

В настоящее время в условиях активного строительства гражданского общества в России особую значимость приобрело педагогическое образование, от качества которого в прямой зависимости находится не только формирование общекультурных ценностей, но и формирование духовно-нравственной и правовой культуры молодежи, ее гражданская активность и способность подчиняться праву. Педагогический университет и школа находятся поэтому в зоне государственного интереса. При этом педуниверситет и школа также становятся зоной государственной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское образование в педагогическом университете: перспективы развития»

В. Ю. Сморгунова,

декан юридического факультета

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В настоящее время в условиях активного строительства гражданского общества в России особую значимость приобрело педагогическое образование, от качества которого в прямой зависимости находится не только формирование общекультурных ценностей, но и формирование духовно-нравственной и

правовой культуры молодежи, ее гражданская активность и способность подчиняться праву. Педагогический университет и школа находятся поэтому в зоне государственного интереса. При этом педуниверситет и школа также становятся зоной государственной ответственности.

14

Остановлюсь, прежде всего, на вызовах, которые гражданское общество и государство предъявляет педагогическому вузу.

Несколько слов о гражданском образовании в педвузе и его перспективах. Хотелось бы отметить, что в отличие от других форм культуры (например, духовно-нравственной) в основе гражданско-правовой культуры лежит целенаправленно выработанная гражданская компетентность. Но специфика здесь заключается в том, что никогда нельзя окончательно сформировать гражданскую и правовую культуру, нельзя и завершить процесс повышения гражданской компетентности. Эти процессы — примеры длящейся актуальности.

Человек, приобретя в процессе гражданской и политической социализации гражданскую позицию, не может ее лишиться; она может измениться, преобразоваться, но она навсегда «прописывается» в правовой, гражданско-правовой культуре человека. Сфера гражданской жизни отличается тем, что сюда есть только вход, но из нее нет никогда выхода. Человек рождается, не имея правовой культуры, не обладая гражданской компетентностью, но приобретает ее в процессе правовой, нравственной и политической социализации. Приобретя правовую культуру, человек не может ее лишиться, поскольку не может отказаться от политического, гражданско-правового мира с его законами, его культурой. Поэтому со своей правовой культурой человек живет всю жизнь. В процессе взрослой жизни возможна только ресоциализация, т. е. трансформация установок и стереотипов гражданско-правовой культуры, что сложнее в плане воспитания, чем в плане технологии первичной социализации.

Поэтому так велика роль университетского образования, особенно педагогического, в целенаправленном формировании гражданской компетентности и высокой правовой культуры студентов в процессе гражданско-правовой социализации, происходящей в стенах вуза. Педагогический университет ответственен за развитие гражданской компетентности своих студентов — будущих учителей, которые вскоре будут формиро-

вать ее у школьников, тем самым университет выполняет роль института правовой и гражданской социализации общества.

При обсуждении перспектив педагогического образования в последнее время в обществе сформировались, как уже указывалось, новые вызовы, адресованные педагогическому вузу. Речь идет о проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», который был предложен президентом России Д. А. Медведевым в его ежегодном послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 г.

Разработанный Минобрнауки РФ совместно с Минсоцздравразвитием, Минэконом-развитием, Минфином проект получил поддержку, выявленную в процессе его обсуждения весной 2009 г. Содержание данного проекта основывается на позиционировании пяти основных задач развития новой школы России. Среди них — обновление образовательных стандартов общего образования, создание современной школьной инфраструктуры, обновление условий для развития здоровья детей, создание системы поддержки талантливых детей, а также развитие учительского потенциала. Последняя задача в национальной образовательной инициативе обусловлена необходимостью изменения требований к выпускникам педагогических вузов. Обозначим эти требования: умение работать в проблемном поле, умение находить компромисс, умение работать в формате диалога, быстро перестраиваться с одного вида деятельности на другой. Предполагается также наличие у выпускника педвуза готовности к переобучению, профессиональной мобильности.

Думается, что получившие развитие программы школьной медиации на уровне бакалавриата и магистратуры, разрабатываемые на юридическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, соответствуют современным требованиям со стороны общества, отвечают его вызовам. Школьная медиация как механизм мягкого и грамотного разрешения конфликтов в школьной среде, так или иначе касающихся детей и молодежи, создает условия для разрешения конфликтов без посторонней помощи, благотворно влияет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

на становление личности учащегося, что создает условия для воспитания поколения людей, не просто умеющих цивилизованно себя вести, знать правовые нормы, но и быть менее подверженными агрессивным формам поведения, таким, например, как ксенофобия, экстремизм.

Школьная медиация — это серьезная педагогическая программа, требующая упорной работы педагогов, администрации образовательных учреждений, самих детей, педагогов-медиаторов и тренеров-медиаторов. Было бы целесообразно, чтобы каждое учебное заведение имело группу медиаторов из числа своих педагогов, а также специально подготовленных профессионалов-медиаторов. В свою очередь, школьные медиаторы могли бы обучить методам медиации учащихся, родителей, администрацию школы, преподавателей вузов и другие категории граждан.

Школьная медиация как программа могла бы стать интегративной междисциплинарной образовательно-профессиональной программой в РГПУ им. А. И. Герцена, объединяющей усилия юристов, психологов, педагогов, социологов, отвечающей концепции проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Школьная медиация является, безусловно, и школой гражданственности, т. е. цивилизованности, толерантности, добропорядочности.

Существует еще один общественный вызов, сформулированный на государственном уровне. Он связан с появлением в российских школах новой образовательной области «Духовно-нравственная культура». Согласно распоряжению Правительства РФ 997-р от 16 июля 2009 г. «О внесении изменений в Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760», предусматривается проект «Гражданин России», сориентированный на систему духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» в возрасте от 14 до 30 лет.

Возникает здесь и тема преподавания основ православной культуры. Безусловно, по-

нять русскую культуру, русскую литературу вне православного контекста практически невозможно. Однако в обсуждениях данного вопроса высказываются опасения, связанные с возможностью клерикализации образования и ущемления прав представителей других (неправославных) конфессий и нерелигиозной части населения. Вопрос это сложный, но он, я полагаю, будет успешно решен нашим университетом. Подготовкой и переподготовкой специалистов в этой области для работы в школе, безусловно, должна заняться кафедра религиоведения. Но в установлении сбалансированных знаний и социальных установок в процессе обучения студентов педвузов свою роль могла бы сыграть такая дисциплина, как «Граждановедение», о которой мы неоднократно говорили на заседаниях УМО по направлениям педагогического образования и которую мы надеемся увидеть в содержании новых государствен-но-образо-вательных стандартов в области образования. К ведению данной дисциплины на всех факультетах университета готова кафедра теории права и гражданско-правового образования, которая занимается ее преподаванием на факультативной основе в течение последних семи лет. Кафедра на протяжении последних лет разрабатывает проблемы гражданского, патриотического воспитания, школьной медиации, формирования толератного сознания, идеологии муль-тикультурализма. Имеет солидные публикации научного и научно-методического содержания. Подтверждает это и победа в июле 2009 г. в конкурсе Федерального агентства по образованию на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных нужд на тему «Школьная медиация как альтернативный метод предотвращения и разрешения национальных и иных социокультурных конфликтов и формирования мультикультурализма и толерантности» (планируется работа коллектива кафедры над этой темой в течение трех лет, научный руководитель — В. Ю. Сморгунова).

Гражданская компетентность не обязательно предполагает интеллектуальные открытия, она связана с явлениями, выражающимися в уважении к закону, доверии к за-

кону, законопослушности, лояльности и толерантности, цивилизованности. Однако ни для кого не секрет, что современный российский педагогический вуз готовит массового учителя для массовой школы через бакалавриат и пока еще специалитет. Предполагается, что подготовка интеллектуальной элиты российского общества осуществляется через реализацию магистерских образовательно-профессиональных программ, через аспирантуру и докторантуру.

Однако думается, что если мы ставим задачу подготовки граждански зрелого и компетентного специалиста, необходимо выше поднимать образовательную планку, особенно бакалавриата и магистратуры. Для этого требуется культивирование духа элитарности высшего педагогического образования. Ведь дух университета — это и есть дух элитарности. Педагогический университет — это академическое учреждение, институт гражданского общества, независимый от политических партий, от сиюминутных требований рутинной жизни. Педагогический университет — это учреждение, где господствуют академические свободы, где есть интеллектуальный досуг как у преподавателей, так и у студентов, где жизнь проходит в атмосфере споров, дебатов, где активны клубы, библиотеки, где проводится публичное обсуждение инновационных проектов, где информация публична, открыта, доступна и многогранна.

Тогда каждый студент станет обладать гражданской компетентностью, а преподаватель в рамках магистратуры будет готовить сверхэлитарных педагогов, людей творческих и добродетельных.

Именно педагогический вуз должен взять на себя гражданскую миссию подготовки молодых граждан России, для которых элитарная гражданская компетентность станет массовой, а добродетельность — всеобщей.

Элитарность образования может достигаться лишь в соответствующих хозяйственно-материальных условиях. В проекте новой инициативы говорится о материальной составляющей новой школы, о новой образовательной среде, о комфорте, о здоровом образе жизни. Учителя для новой школы должны

готовиться в новых условиях. Сам педагогический вуз с этим справиться не сможет и не должен. Идеально, но не реально, чтобы у вуза имелось хорошее футбольное поле, теннисный корт, бассейн, автошкола, кинотеатр, концертный зал. Создавать условия при поддержке федеральных властей можно, видимо, во взаимодействии с органами здравоохранения, учреждениями культуры и т. д. Необходимо в этой связи поставить цель — здоровый образ жизни должен стать правилом для каждого обучающегося и педагога. В нашем университете следует популяризировать занятия физкультурой и спортом не только среди студентов, но и среди преподавателей. Ведь двигательная активность необходима всем, она является основой интеллектуального здоровья и нравственной силы.

Я не могу согласиться с одним из участником обсуждения в мае 2009 г. проекта «Наша новая школа», ректором одного из вузов Сибири, достаточно пессимистично сказавшего, что качество педвуза не может быть выше, чем качество его преподавателей, а последнее — не очень высоко. Я думаю, что не только может, но и должно быть выше. Во-первых, существует такое понятие, как кумулятивный эффект. Во-вторых, в педвузе должно быть что-то, что поднимает, социализирует, взращивает новую педагогическую интеллигенцию, преподавателей новой формации.

Вызовы современного общества обращены, прежде всего, к преподавательскому корпусу. Преподаватель педвуза должен быть элитарным. Он сам должен быть не только знающим и интеллектуально рафинированным, но и добродетельным, относящимся доброжелательно и с доверием к свом коллегам, студентам; должен быть толерантным к инаковости, милосердным, честным. Он должен быть цивилизованным, а значит — вежливым, общительным, дружелюбным. Он должен обладать большей совокупностью компетентностей.

В заключение хотелось бы высказать солидарность со словами министра образования России А. Фурсенко: «Мы двигаемся к ситуации, которая существует в развитых экономиках, образовательных системах — поступить в университет не так трудно, а

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

учиться гораздо труднее». Но хотела бы сделать уточнение: в педагогическом вузе должно быть не только трудно, но тяжело учиться, так как престиж его выпускника должен превосходить престиж других универсантов, поскольку задачи, стоящие перед учителем, воспитателем, организатором образователь-

ного процесса, гораздо важнее и величественнее. Трудно быть и достойным студентом, и достойным новой школы преподавателем педагогического вуза, но высокая гражданская миссия педагогического вуза как института российского гражданского общества обязывает всех нас к этому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.