Научная статья на тему 'Гражданское образование: проект ЮНЕСКО'

Гражданское образование: проект ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сартания В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское образование: проект ЮНЕСКО»

В.САРТАНИЯ, профессор Тбилисский государственный педагогический университет им. С.С. Орбелиани

Коренной перелом в политическом и экономическом развитии в конце ХХ века привел посткоммунистические страны к серьезным изменениям во всей системе образования. Возникла острая необходимость в создании такой системы обучения, которая формировала бы гражданина нового общества. Задача превращения посткоммунистических стран в демократические может и должна решаться учителем. Именно школа является широчайшей базой демократических перемен. Новое общество нельзя построить на фундаменте старой авторитарной школы.

Поэтому очевидно, что педагогические университеты должны готовить будущих учителей к выполнению этой важной миссии в школе и обществе. Иначе невозможно научить подрастающее поколение жить в условиях идеологического плюрализма, выработать собственную гражданскую позицию, уважать культуру других народов, жить бесконфликтно, осознать тот факт, что никто не имеет права на истину в последней инстанции.

Именно грамотно организованная и эффективная система гражданского образования в педагогических вузах будет способствовать развитию и укреплению демократии. Общеизвестны слова Уинстона Черчилля о том, что школьные педагоги имеют больше вла-

Гражданское образование: проект ЮНЕСКО1

сти, чем все премьер-министры. Эти слова и сегодня не утратили своей актуальности. От гражданской позиции учителя во многом зависит успех демократических преобразований и построение бесконфликтного общества.

Не случайно на Всемирном форуме по образованию, состоявшемся 26-28 апреля 2000 года в Дакаре (Сенегал), было особо подчеркнуто, что образование должно развивать необходимые для жизни навыки, а также содействовать культуре уважения к закону, приверженности демократии и миру, правовым и моральным ценностям, бережному отношению к окружающей среде и т.д.

Создание и развитие системы гражданского образования будущих специалистов - это серьезная политическая задача. Успешное решение поможет поднять политическую культуру общества на новую ступень, воспитать активных граждан демократического общества, способных принимать осознанные политические решения на выборах и защищать свои права, не ущемляя прав других.

Гражданское образование должно быть демократическим, т.е. давать такие знания, прививать такие ценности и умения, которые необходимы для воспроизводства и развития демократии. Оно направлено на повышение социальной активности молодежи, развитие

1 Понятие «гражданское образование» давно используется в международном образовательном лексиконе в качестве альтернативного по отношению к специальному и близкого к нашему «гуманитарному образованию» (воспитание «гражданина»).

148

Высшее образование в России • № 5, 2001

желания своими силами улучшать экономические, социальные, политические, культурные условия жизни. Оно помогает человеку адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, принять общечеловеческие ценности, которые, со своей стороны, способствуют формированию высокой ответственности молодежи в обществе.

Важной социальной задачей является развитие у студентов творческого мышления, личной инициативы, способности и стремления к самообразованию, т.е. таких умений и навыков, которые помогут им достойно выполнять свою социальную роль и находить способы самореализации в постоянно изменяющихся условиях.

Необходимо особо отметить зависимость эффективности гражданского образования как от личности преподавателя, так и от выбора технологии обучения. Очень важен и внеучебный подход, т.е. освоение демократических ценностей и подходов непосредственно через активную общественную деятельность, участие в принятии решений, касающихся жизни учебного заведения и процесса обучения.

Таким образом, гражданское образование - это система образовательной деятельности, направленная на политическую социализацию, формирование демократической культуры и общественной активности в интересах как самой личности, ее самореализации, так и становления и развития гражданского общества и правового государства.

Последние годы Кавказ потрясали межэтнические и межнациональные конфликты, многие из которых не решены и по сей день. Эти процессы наложили отпечаток на общественное сознание, на психику людей, особенно молодежи, которая вообще от природы склонна к радикализму. Одновременно сквозь боль и горе повсеместно проби-

вается здоровое стремление человека к миру, взаимопониманию, к достойной созидательной жизни. Оберегать и взращивать эти нежные побеги толерантного сознания, которые станут эмблемой нового тысячелетия, - деликатная и ответственная задача педагогов, преподавателей, ученых - всех, кто так или иначе сопричастен формированию цивилизованного общества.

В течение нескольких десятилетий советская система образования настойчиво пропагандировала принципы интернационализма, дружбы и братства народов. Не было курса лекций, учебной дисциплины, не проводилось семинара, собрания, любого другого мероприятия, где бы понятие интернационализма не фигурировало в качестве основополагающего. Между тем, если вдуматься глубоко, то становится очевидно, что между интернационализмом и толерантностью существует принципиальное различие. Интернационализм изначально был детищем тоталитарной идеологии, которая несла его как догму, и, проповедуя дружбу и братство народов, он в самой своей сути отвергал любое инакомыслие, терпимость к другому мировоззрению, к отличным взглядам.

Толерантность - понятие неизмеримо более широкое, включающее прежде всего способность и умение увидеть в человеке человека, независимо от его национальной принадлежности, языка, политических взглядов, религиозной ориентации, эстетических склонностей и культурных приоритетов.

Система гражданского образования в наших странах делает первые шаги. И потому столь важны поддержка и помощь, оказываемые такой авторитетной международной организацией, как ЮНЕСКО, накопившей богатейший и ценнейший опыт в этой области. Именно по инициативе и при поддержке

«ЮНЕСКО-КАВКАЗ» была создана ныне успешно функционирующая сеть педагогических университетов Кавказского региона «Прометей». Следует отметить значение этого проекта в продвижении общечеловеческих ценностей, культуры мира, стабильности, сбалансированного и устойчивого развития общества и государств Южного Кавказа, их интеграции в общемировые процессы. Представляется целесообразным развитие сотрудничества высших учебных заведений стран Кавказа в рамках этого проекта с целью подготовки учителей по гражданскому образованию, правам человека, толерантности и демократии, а также создание учебных программ и учебников по гражданскому образованию, разработка и вне-

дрение инновационных методов обучения с учетом многообразия культур. Включение кавказской сети университетов в европейскую сеть высшего образования поможет развитию конструктивистского похода к учебе и обучению, который, в отличие от традиционного подхода, сосредоточен на личности учащегося, его собственных интеллектуальных усилиях как центральном звене учебного процесса.

Реформа сферы образования должна стать необходимым атрибутом становления здорового образа жизни, рационального интегрирования в мировую экономику, использования преимуществ ее глобализации, в строительстве демократического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.