Научная статья на тему 'Гражданско-правовая ответственность перевозчика в перевозочном процессе'

Гражданско-правовая ответственность перевозчика в перевозочном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1278
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ / CIVIL-LEGAL LIABILITY / CONTRACT OF TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гараев Эльдар Магнавиевич

Цель: определение специфики гражданско-правовой ответственности перевозчика как субъекта торгового оборота. Методы: сравнительно-правовой и системного толкования. Результаты: Раскрыты причины установления ограниченного характера ответственности перевозчика в перевозочном процессе. Показано соотношение гражданско-правовой ответственности перевозчика с иными субъектами перевозочного процесса. Научная новизна: Выявлено, что отличительной чертой применения гражданско-правовой ответственности в транспортных отношениях является ограничение ответственности перевозчика, т.е. установления условий применения ответственности – установление ответственности на началах вины, не свойственных традиционному торговому обороту, ограничение размера взыскиваемых сумм реальным ущербом. Это объясняется особыми условиями осуществления перевозочного процесса и факторами, за которые перевозчик не может нести ответственность (погодные условия, состояние путей сообщения, возможные аварии и т.д.). Практическая значимость: Выявленные причины ограниченной гражданско-правовой ответственности перевозчика позволяют распространить эти положения на другие отрасли торгового оборота, имеющие схожий рисковый характер деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-LEGAL LIABILITY OF A CARRIER IN TRANSPORTATION PROCESS

Objective: determining the features of civil-legal liability of a carrier as a subject of trading turnover. Methods: comparative-legal methods and systemic interpretation method. Results: The work reveals the causes of establishing the limited liability of a carrier in transportation process. The correlation of the carrier’s civil-legal liability with that of other subjects of transportation process is shown. Scientific novelty: It is revealed that the distinctive feature of civil-legal liability application in transportation relations is the limitation of carrier’s liability, i.e. establishing the conditions of liability application – establishing liability basing on the guilt not kin to the traditional trading turnover, limiting the size of the levied sums to the actual harm. It is explained by the special conditions of transportation process and the factors which cannot be under carrier’s control (weather conditions, road conditions, accidents, etc.). Practical value: The revealed causes of the carrier’s limited civil-legal liability allow to broaden these provisions to other sectors of trading turnover having the complex risk character.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовая ответственность перевозчика в перевозочном процессе»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

2(26)

2013

федеральный научный рецензируемый журнал

issn 1993-047х

включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и издании, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук

лауреат v международного конкурса «университетская книга-2010» в номинации «лучшее вузовское периодическое издание» лауреат vi всероссийского конкурса «университетская книга-2012» в номинации «лучшее периодическое издание»

Главный редактор:

| Тимирясов В.Г. | , ректор Института экономики, управления

и права (г Казань), профессор Заместитель главного редактора:

Бикеев И.И., первый проректор, проректор Института экономики,

управления и права (г Казань) по научной работе, профессор Редакционная коллегия:

Крамин Т.В., доктор экономических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента, директор НИИ Института экономики, управления и права (г Казань), куратор направления экономических наук Кабанов П.А., доктор юридических наук, профессор, директор НИИ противодействия коррупции Института экономики, управления и права (г Казань), куратор направления юридических наук Безверхов А.Г., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Самарского государственного университета (г. Самара) Гилинский Я.И., доктор юридических наук, профессор Санкт-Петербургского юридического института (г Санкт-Петербург), Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г Санкт-Петербург) Гумерова Г.И., доктор экономических наук, профессор кафедры управления инновационными проектами Академии народного хозяйства (г Москва) Демченко С.Г., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и маркетинга Института экономики, управления и права (г. Казань) Епихин А.Ю., доктор юридических наук, профессор Казанского

(Приволжского) федерального университета (г. Казань) Клемин А.В., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Института экономики, управления и права (г. Казань) Коростелев А.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономическая и управленческая подготовка» Тольяттинского государственного университета (г. Тольятти) Кругликов Л.Л., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, действительный член МАН ВШ и РАЕН РФ, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (г Ярославль) Кураков Л.П., доктор экономических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии образования (г. Москва) Лазарев В.В., доктор юридических наук, профессор,

начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Академии МВД РФ (г. Москва) Лазарева В.А., доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета (г. Самара) Латов Ю.В., доктор социологических наук, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Академии управления МВД РФ (г. Москва) Лунеев В.В., доктор юридических наук, профессор Института государства и права РАН (г Москва) Малков В.П., доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ и РТ, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Института экономики, управления и права (г. Казань)

Мальгин В.А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань) Ольков С.Г., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Института экономики, управления и права (г. Казань) Орлов С.Л., доктор экономических наук, профессор кафедры торговой политики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва) Рабинович Л.М., доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и РТ, профессор кафедры финансового менеджмента Института экономики, управления и права (г. Казань) Сафиуллин Л.Н., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической истории и методологии Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань) Сульдина Г.А., доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и права Московского государственного института международных отношений (У) МИД России (г Москва) Шабанова Л.Б., доктор экономических наук, профессор кафедры гостиничного и туристического бизнеса Института экономики, управления и права (г. Казань) Шаймиева Э.Ш., доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента Института экономики, управления и права (г. Казань) Шейфер С.А., доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета (г. Самара) Шестаков Д.А., доктор юридических наук, профессор и заведующий криминологической лабораторией юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессор Санкт-Петербургского университета МВД РФ (г. Санкт-Петербург) Юнусов А.А., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Института экономики, управления и права (г. Казань) Зарубежные члены редколлегии:

Гондолф В.Эдвард, доктор психологии Университета Индиана

в Пенсильвании (США, Индиана) Дрёмин В.Н., доктор юридических наук, профессор,

член-корреспондент Национальной академии правовых наук Украины, проректор Национального университета «Одесская юридическая академия» (г Одесса, Украина) Кури Х., доктор психологических наук, профессор

Фрайбургского университета (г. Фрайбург, Германия) Серрано-Майло А., профессор, заведующий кафедрой

уголовного права и криминологии Национального университета дистанционного образования (г. Мадрид, Испания) Поклад В.И., кандидат философских наук, доцент,

заведующий кафедрой криминологии, конфликтологии и социологии Луганского государственного университета внутренних дел им. Э.А. Дидоренко (г. Луганск, Украина) Меско Г., профессор, декан факультета уголовного правосудия и безопасности Университета в Мариборе (Словения)

Ответственный секретарь: Дарчинова Г.Я.

Учредитель -частное

образовательное

учреждение

высшего

профессионального образования «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»

Адрес редакции:

420111,

Республика Татарстан, г. Казань,

ул. Московская, 42, Институт экономики, управления и права

Тел.: (843) 231-92-90,

Факс: 292-61-59

E-mail: apel@ieml.ru

Сайт: apel.ieml.ru

Журнал «Актуальные проблемы экономики и права» включен в Ulrich's Periodicals Directory

Подписка на журнал

по Объединенному каталогу «Пресса России»

Наш индекс - 86303

Редактор:

Фатхуллина Э.Г.

Компьютерная верстка:

Каримова С.А.

Переводчик:

канд. пед. наук, член Гильдии переводчиков РТ Беляева Е.Н.

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Регистрационное свидетельство: ПИ № ФС77-45445 от 16 июня 2011 г. Территория распространения: Российская Федерация

Формат 60x84/8. Усл. печ. л. 39,25. Тираж 1000 экз. Подписано в печать 25.05.13. Заказ № 15/13 Цена свободная

© Издательство «Познание», 2013

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ООО «Вестфалика»: 420111, г. Казань, ул. Московская, 22

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

Ответственность за изложенные в статьях факты несут авторы. Высказанные в статьях мнения могут не совпадать с точкой зрения редакции и не налагают на нее никаких обязательств.

ACTUAL PROBLEMS OF ECONOMICS AND LAW 2(26)

federal peer-reviewed journal

2013

issn 1993-047x

THE JOURNAL IS INCLUDED INTO THE LIST OF REVIEWED SCIENTIFIC JOURNALS

AND EDITIONS, IN WHICH THE MAIN SCIENTIFIC RESULTS OF CANDIDATE> AND DOCTORAL

DISSERTATIONS MUST BE PUBLISHED

PRIZE-WINNER OF THE 5TH INTERNATIONAL COMPETITION «UNIVERSITY BOOK-2010» FOR «THE BEST PERIODICAL OF A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT» PRIZE-WINNER OF THE 6TH ALL-RUSSIAN CONTEST «UNIVERSITY BOOK-2012» IN THE NOMINATION «THE BEST PERIODICAL EDITION»

Chief editor:

I Timiryasov V.G. | , Editor-in-Chief, Rector of Institute

of Economics, Management and Law (Kazan), Professor Vice chief editor:

Bikeyev I.I., Vice Editor-in-Chief, First Vice Rector, Vice-Rector of Institute of Economics, Management and Law (Kazan) on Scientific work, Professor

Editorial board:

Kramin T.V., Doctor of Economics, Associate Professor, Professor, Head of the Chair of Financial Management, Director of Scientific-Research Institute of Institute of Economics, Management and Law (Kazan), supervisor of Economics section (Kazan) Kabanov P.A., Doctor of Law, Professor, Director

of Scientific-Research Institute for Corruption Counteraction of Institute of Economics, Management and Law (Kazan), supervisor of Law section (Kazan) Bezverkhov A.G., Doctor of Law, Professor of the Chair of Criminal

Law and Criminology of Samara State University (Samara) Gilinskiy Ya.I., Doctor of Law, Professor, of Saint Petersburg Juridical Institute (Saint Petersburg), of Russian State Pedagogical University named after A.I. Gertsen (Saint Petersburg) Gumerova G.I., Doctor of Economics, Professor of the Chair of Innovative Projects Management of Academy of People's Economy (Moscow)

Demchenko S.G., Doctor of Economics, Professor,

Head of the Chair of Economics and Marketing of Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Yepikhin A.Yu., Doctor of Law, Professor of Kazan (Volga)

Federal University (Kazan) Klemin A.V., Doctor of Law, Professor, Head of the Chair of International Law of Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Korostelev A.A., Doctor of Pedagogy, Professor,

Head of the Chair «Economic and managerial training» of Tolyatti State University (Tolyatti) Kruglikov L.L., Doctor of Law, Professor, Honored Researcher of the Russian Federation, full member of International Academy of Sciences and Russian Academy of Natural Sciences, Head of the Chair of Criminal Law and Procedure of Yaroslavl State University named after P.G. Demidov (Yaroslavl) Kurakov L.P., Doctor of Economics, Professor, full member

of the Russian Academy of Education (Moscow) Lazarev V.V., Doctor of Law, Professor, Head of the Chair of State-Law Disciplines of Academy of Ministry of Domestic Affairs of the Russian Federation (Moscow) Lazareva V.A., Doctor of Law, Professor, Head of the Chair of Criminal Procedure and Criminalistics of Samara State University (Samara) Latov Yu.V., Doctor of Sociology, PhD (Economics),

Senior Researcher of Academy of Management of Ministry of Domestic Affairs of the Russian Federation (Moscow) Luneyev V.V., Doctor of Law, Professor of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (Moscow)

Malkov V.P., Doctor of Law, Professor, Honored Researcher of the Russian Federation and Tatarstan Republic, Head of the Chair of Criminal Law and Procedure of Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Mal'gin V.A., Doctor of Economics, Professor of the Chair

of Economic Theory of Kazan (Volga) Federal University (Kazan) Ol'kov S.G., Doctor of Law, Professor of the Chair of Criminal Law and

Procedure of Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Orlov S.L., Doctor of Economics, Professor of Russian Economics

University named after G.V. Plekhanov (Moscow) Rabinovich L.M., Doctor of Economics, Professor, Honored Researcher of the Russian Federation and Tatarstan Republic, Professor of the Chair of Financial Management (Kazan) Safiullin L.N., Doctor of Economics, Professor, Head of the Chair of Economic History and Methodolgy of Kazan (Volga) Federal University (Kazan) Sul'dina G.A., Doctor of Economics, Professor of the Chair of State Management and Law of Moscow State Institute of Foreign Relations of the Russian Ministry of Foreign Affairs (Moscow) Shabanova L.B., Doctor of Economics, Professor of the Chair of Hotel and Tourism Business of Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Shaimiyeva E.Sh., Doctor of Economics, Associate Professor, Head of Management Chair of Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Sheifer S.A., Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer

of the Russian Federation, Head of the Chair of Criminal Procedure and Criminalistics of Samara State University (Samara) Shestakov D.A., Doctor of Law, Professor, Professor and Head of Criminological Laboratory of Law Faculty of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Gertsen, of Saint Petersburg University of the Ministry of Domestic Affairs of the Russian Federation (Saint Petersburg) Yunusov A.A., Doctor of Law, Professor of the Chair of Criminal Law and Procedure of Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Foreign members of the Editorial Board: Gondolf V. Edward, Doctor of Psychology of Indiana University

of Pennsylvania (USA, Indiana) Dryomin V.N., Doctor of Law, Professor, correspondent member of National Academy of Juridical Sciences of Ukraine, Vice-Rector of National University «Odessa Juridical Academy» (Odessa, Ukraine) Kuri H., Doctor of Psychology, Professor, Universität Frieburg

(Frieburg, Germany) Serrano-Maillo A., Professor, Chair of the Department of Criminal Law and Criminology Universidad Nacional de Educación a Distancia (UNED) (Madrid, Spain) Poklad V.I., PhD (Philosophy), Associate Professor, Head of the Chair of Criminology, Conflictology and Sociology of Lugansk State University for Domestic Affairs named after E.A. Didorenko (Lugansk, Ukraine) Mesko G., Professor, Dean of the Faculty of Criminal Justice

and Security of Maribor University (Slovenia) Executive secretary: Darchinova G.Ya.

Founder -Private educational establishment of higher professional education

«Institute of economics, management and law (Kazan)»

Editors Office's address:

420111,

Tatarstan Republic, Kazan, 42 Moskovskaya st., Institute of economics, management and law (Kazan)

Tel.: (843) 231-92-90, Fax: 292-61-59 E-mail: apel@ieml.ru Site: apel.ieml.ru

The Journal «Actual problems of economics and law» was included into Ulrich's Periodicals Directory

Subscription for journal

through the United Catalogue «Press of Russia»

Our index - 86303

Editor:

Fatkhullina E.G.

Computer lead out:

Karimova S.A.

Translator:

PhD (Pedagogics), member of the Republic of Tatarstan Translators' Guild Belyaeva E.N.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Journal is registered by the Federal Supervising Service on observance of Laws in the sphere of mass communi-cations and protection of cultural heritage. Registration certificate: nM № OC77-45445 of June 16, 2011. Distribution area: Russian Federation

Format 60x84/8. Circulation 1000 copies Signed for printing 25.05.13. Order № 15/13

© Publishing House «Poznanie», 2013

Printed at printing house «Vestfalika» LLC 420111, Kazan, 22 Moskovskaya st.

No part of this publication may be reprinted without the reference to this Journal.

The authors are fully responsible for the facts mentioned in the articles. The opinions of the authors may not always coincide with the editorial board>s point of view and impose no obligations on it.

Содержание

Экономическая теория

Ш.И. Еникеев. Закономерности потребления в условиях

социально-экономической трансформации.........................................5

Экономика и управление народным хозяйством

О.Н. Артеменко. Региональный туризм как инструмент

развития территории............................................................................11

И.А. Божков, В.А. Дюк, И.М. Пойгина, М.А. Севастьянов. Экономический мониторинг финансово-экономической деятельности федеральных государственных протезно-ортопедических предприятий и меры

по повышению ее эффективности......................................................18

Р.А. Бурганов. Процессы создания институционального поля

рынка услуг...........................................................................................26

Л.В. Воронцова. Формирование модели оценки эффективности управления трансакционными издержками образовательной

отрасли...................................................................................................33

Р.Б. Габдуллин. Модель индустриально-инновационного развития: методология, объективные условия и предпосылки

(на примере Республики Казахстан)...................................................41

А.М. Галиахметова. Национальные приоритеты и проблемы

продовольственного обеспечения населения.....................................49

О.В. Григорьева, Н.С. Григорьева. Связь качества жилья

с социально-экономическими особенностями проживающего

в нем населения ...................................................................................56

С.И. Грудина, А.И. Подгорная. Антикризисный потенциал

инновационных предприятий..............................................................64

Д. Н. Гусаров. К вопросам повышения эффективности

муниципальных образований: опыт Альметьевска...........................70

И.И. Мингалеев, А.И. Мухамадеев. Отечественная историография о значении предпринимательства в торгово-промышленном

развитии Казани пореформенного периода (продолжение).............75

С.В. Полторыхина. Особенности финансовой политики на современном этапе в контексте модернизации

российской экономики.........................................................................81

М. А. Рудакова. Концептуальное представление понятия «управление рисками в области обеспечения качества

продукции» для промышленного предприятия.................................87

Р.Ш. Садыкова, Л.А. Абдуллина, Л.И. Газизуллина. Инновационные технологии в нефтяной промышленности: интеллектуальное

оснащение скважин..............................................................................94

А.В. Тимирясова. Разработка рекомендаций по совершенствованию институционального окружения образовательной системы

Российской Федерации.......................................................................101

О.С. Токмачева. Методологические особенности управления

эффективностью торговых центров.................................................108

Г.Р. Хамидуллина. Актуальные проблемы менеджмента качества

в здравоохранении..............................................................................113

Н. А. Шакина. Оценка адекватности направлений финансирования отраслей науки заявленным государством национальным приоритетам научно-технического развития...................................120

Финансы, денежное обращение и кредит

И.П. Данилов, С.Ю. Михайлова,В.В. Никитин, Е.А. Матвеев.

Методологическая платформа исследования взаимообусловленной

системы «конкурентоспособность - безопасность».......................128

С. В. Мурзаев. Кредитование взаимосвязанных заемщиков

как фактор концентрации риска кредитного портфеля...................134

Ж.В. Писаренко. Особенности банкострахования в России: защита

интересов потребителей сложных финансовых услуг....................140

С.В. Черепанов. Страхование как инструмент социальной

защиты работников в системе корпоративной социальной ответственности..................................................................................147

Бухгалтерский учет и статистика

Э.А. Закиров. Обоснование управленческих решений на основе

методики учета затрат по потокам создания ценности...................152

Мировая экономика

М. Н. Атчаде. Африка: экономический рост вопреки

политической нестабильности..........................................................159

Теория и история права и государства

К.В. Каргин. Участники юридической аргументации............................164

В.В. Оганесян. Судебная ошибка как основание для отмены судебного акта и ее правовое воздействие в вопросе определения нарушений права на справедливое судебное разбирательство..........................170

B.А. Толстик. Проблемы классификации юридической терминологии......................................................................................176

Конституционное право

А.Г. Галимов. Концепция законности нормативных правовых актов

и ее отражение в региональном законодательстве..........................183

Гражданское право; предпринимательское право; международное частное право

C.А. Алексеев. Договор с участием предпринимателей:

понятие и правовая природа..............................................................189

Ю.О. Алмаева, К.Г. Токарева. Особенности народного предприятия

как одного из типов акционерного общества...................................195

Э.М. Гараев. Гражданско-правовая ответственность перевозчика

в перевозочном процессе...................................................................201

Д.А. Тоточенко. Компенсация морального вреда

при ненадлежащем оказании медицинской помощи

в России и за рубежом........................................................................206

Л.М. Файзрахманова. О совершенствовании законодательства

о несостоятельности (банкротстве) гражданина ............................212

Уголовное право и криминология

Г.В. Антонов-Романовский, Д.К. Чирков, А.А. Литвинов. Преступность

мигрантов-иностранцев и ее особенности.......................................219

Г.Н. Горшенков. Концептуальная власть и антикоррупционное

движение в стране..............................................................................225

Л. В. Денисова. Отграничение состава приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, от состава легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным

путем (ст. 174 УК РФ)........................................................................233

Х. Кури, О.Ю. Ильченко. Эффективность наказания: результаты

международных исследований.......................................................... 240

И.С. Нафиков. Проблема совершенствования уголовно-правовой конструкции тяжкого преступления (в контексте международно-правовых обязательств России по борьбе

с организованной преступностью) ....................................................257

О. А. Олькова. Установление криминологических закономерностей преступности в Украине с использованием корреляционного

и регрессионного анализа .................................................................. 265

Уголовный процесс, криминалистика Т.Н. Баширов. Доказательственное значение допроса,

проводимого в суде с участием присяжных заседателей................ 272

Д.Н. Рогожкин. Проблемы полноты предмета доказывания

в теории и практике уголовного процесса ....................................... 278

А.А. Хайдаров. Следственно-судебные действия: проблемы

регламентации..................................................................................... 282

Административное право; финансовое право; информационное право

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.П. Бортников. Механизм ответственности налогоплательщика

в реализации доктрины деловой цели .............................................. 289

А.Е. Скачкова. Защита прокуратурой Российской Федерации социальных прав граждан в сфере бюджетного

финансирования.................................................................................. 296

С.В. Соловых. Субъективные процессуальные права в механизме

арбитражного процессуального регулирования ............................. 303

Правила для авторов журнала «Актуальные проблемы

экономики и права»...........................................................................311

Требования к оформлению рукописей....................................................312

Условия подписки на журнал «Актуальные проблемы

экономики и права»...........................................................................312

Правила для авторов журнала «Актуальные проблемы

экономики и права» (на англ. яз.)....................................................313

Требования к оформлению рукописей (на англ. яз.).............................314

Условия подписки на журнал «Актуальные проблемы

экономики и права» (на англ. яз.) ....................................................314

УДК 347.763

Э.М. ГАРАЕВ, аспирант

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА В ПЕРЕВОЗОЧНОМ ПРОЦЕССЕ1

Цель: определение специфики гражданско-правовой ответственности перевозчика как субъекта торгового оборота.

Методы: сравнительно-правовой и системного толкования.

Результаты: Раскрыты причины установления ограниченного характера ответственности перевозчика в перевозочном процессе. Показано соотношение гражданско-правовой ответственности перевозчика с иными субъектами перевозочного процесса.

Научная новизна: Выявлено, что отличительной чертой применения гражданско-правовой ответственности в транспортных отношениях является ограничение ответственности перевозчика, т.е. установления условий применения ответственности - установление ответственности на началах вины, не свойственных традиционному торговому обороту, ограничение размера взыскиваемых сумм реальным ущербом. Это объясняется особыми условиями осуществления перевозочного процесса и факторами, за которые перевозчик не может нести ответственность (погодные условия, состояние путей сообщения, возможные аварии и т.д.).

Практическая значимость: Выявленные причины ограниченной гражданско-правовой ответственности перевозчика позволяют распространить эти положения на другие отрасли торгового оборота, имеющие схожий рисковый характер деятельности.

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность; договор перевозки.

Введение и результаты исследования

Перевозочный процесс представляет собой осуществление специального рода хозяйственной деятельности по перемещению товаров, пассажиров и багажа. Эта сфера экономической деятельности обладает рядом специфических черт, в том числе и специфическим нормативно-правовым регулированием, что отражается и на применении гражданско-правовых средств, применяемых в данной сфере.

В качестве специального обязательственно-правового средства, применяемого в перевозочном процессе, можно выделить гражданско-правовую ответственность. Она может применяться ко всем субъектам, задействованным в процессе перевозки, даже к публично-правовым образованиям, проводящим государственную политику в области транспортной инфраструктуры. В последнем случае гражданско-правовая ответственность возможна с учетом специфики, установленной гражданским законодательством.

Гражданско-правовую ответственность некоторые ученые определяют как имущественную санкцию за правонарушение, вызывающую неблагоприятные последствия для правонарушителя в виде лишения субъективных гражданских прав или возложения дополнительных гражданско-правовых обязанностей [1, с. 640]. Ответственность в гражданско-правовых отношениях обладает специфическими чертами, отличающими ее от других видов правовой ответственности (административно-правовой, ответственности в трудовых отношениях, уголовной ответственности и т.п.) [2, с. 607]. Можно выделить следующие черты гражданско-правовой ответственности:

Вина субъекта, нарушившего обязательство, предполагается. Во многих гражданско-правовых отношениях возможна и ответственность без вины, а также ответственность может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В рамках цивилистического аспекта транспортного процесса уместно говорить лишь

1 В статье рассматривается только гражданско-правовая ответственность перевозчика.

о гражданско-правовой ответственности как составляющей института ответственности комплексного нормативно-правового регулирования общественных отношений в сфере перевозок. Эта ответственность носит, как правило, имущественный характер, так как всегда предполагает некоторое возмещение или компенсацию нарушенных субъективных гражданских прав, которая производится в денежной форме. Гражданско-правовая ответственность с точки зрения теории гражданско-правовых средств без сомнения относится к гражданско-правовым средствам. Социально-экономическим эффектом реализации гражданско-правовой ответственности является восстановление имущественной сферы кредитора.

В транспортном процессе также возможно применение гражданско-правовой ответственности как гражданско-правового средства. Целевым назначением этого гражданско-правового средства также выступает восстановление или компенсация нарушенного субъективного права субъекта перевозочного процесса. Однако применение гражданско-правовой ответственности в транспортном процессе имеет специфику в зависимости от субъекта, к которому применяется этот вид ответственности.

Применение гражданско-правовой ответственности ко всем субъектам перевозочного процесса, кроме самого перевозчика, принципиально не отличается от применения этого гражданско-правового средства в других сферах гражданского оборота.

Применение мер гражданско-правовой ответственности физическими лицами-потребителями по отношению к перевозчику в перевозочном процессе обладает некоторой спецификой. Вообще можно говорить о специфичности взаимодействия транспортного законодательства и законодательства о защите прав потребителей именно по вопросу гражданско-правовой ответственности участников перевозочного процесса. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. .№2300-1 «О защите прав потребителей»2 не содержит специальных

2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

от 9 апреля 1992 г. - № 15. - Ст. 766.

норм, регулирующих вопросы привлечения перевозчика к гражданско-правовой ответственности.

Потребитель - экономически более слабая сторона договора, но в то же время юридический состав гражданско-правовой ответственности потребителя во многом соответствует юридическому составу гражданско-правовой ответственности перевозчика. Специфика гражданско-правовой ответственности у обоих субъектов заключается в том, что она базируется на началах вины, что не характерно для предпринимательского оборота. В то же время вопросы гражданско-правовой ответственности потребителя недостаточно разработаны в науке и практике. На сегодняшний день только предпринимаются некоторые попытки в сфере потребительского кредитования установить механизм привлечения потребителя к гражданско-правовой ответственности через установление неустойки в отношении потребителя за нарушение обязательства [3, с. 141].

По мнению ВАС РФ, это является правомерным (см. п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 146 от 13 сентября 2011 г. «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров»3). В данном примере позиция органов Роспотребнадзора как раз и сводилась к невозможности установления в отношении потребителя неустойки за нарушение кредитного договора. Тем не менее Высшим Арбитражным Судом РФ эта позиция не была поддержана. Поэтому изучение вопросов гражданско-правовой ответственности перевозчика может оказаться весьма полезным и при разработке концепции гражданско-правовой ответственности потребителя в транспортных отношениях.

На уровне высшей судебной инстанции судов общей юрисдикции - Верховного Суда РФ - было разъяснено, что законодательство о защите прав потребителей применяется, в том числе и к обязательствам, вытекающим из перевозки граждан, их багажа и грузов (см. абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами

3 Вестник ВАС РФ. - 2011. - № 11.

дел о защите прав потребителей»4). Причем законодательство о защите прав потребителей применяется к общественным отношениям, ко -торые нормативно регулируются специальным законодательством, лишь в части, не урегулированной этим самым законодательством (см. п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»). Таким образом, даже на уроне правоприменительной практики был закреплен приоритет нормативно-правового регулирования перевозочного процесса с участием потребителя специальным транспортным законодательством, а не законодательством о защите прав потребителей. Это, в свою очередь, ставит перевозчиков в более выгодное правовое положение, чем других хозяйствующих субъектов, вступающих в правоотношения с потребителями. Других же субъектов перевозочного процесса подобный законодательный подход также уравнивает в возможностях защиты своих субъективных прав. Это несколько отличается от нормативно-правового регулирования других сфер гражданского оборота, где те же самые потребители имеют несколько больше возможностей для защиты субъективных прав, нежели хозяйствующие субъекты.

Применение гражданско-правовой ответственности в отношении перевозчика поставлено в зависимость от соблюдения ряда условий и формальностей - прежде всего, перевозчику необходимо направить претензию, причем в установленный законом срок, и лишь потом возможно обращение в юрисдикционные органы. Согласно положениям ст. 797 Гражданского кодекса РФ5, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Здесь имеется ввиду, что в различных сферах перевозки устанавливаются различные правила соблюдения претензионного порядка.

Например, согласно положениям ст. 162 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ6, право на предъявление претензий и исков к перевозчику или буксировщику имеют:

1) в случае утраты груза или буксируемого объекта - грузоотправитель, грузополучатель или отправитель буксируемого объекта, получатель буксируемого объекта при условии представления ими квитанции о приеме груза для перевозки или буксируемого объекта для буксировки с отметкой перевозчика или буксировщика о неприбытии груза или буксируемого объекта;

2) в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или повреждения буксируемого объекта - грузополучатель или получатель буксируемого объекта при условии представления ими транспортной накладной, коммерческого акта или перевозочного документа при перевозке груза наливом, а при отсутствии коммерческого акта -документа об обжаловании отказа в составлении коммерческого акта;

3) в случае уплаты провозной платы и иных платежей в размере выше установленного - грузоотправитель, грузополучатель или отправитель буксируемого объекта, получатель буксируемого объекта при условии представления ими транспортной накладной;

4) при утрате багажа - пассажир при предъявлении багажной квитанции;

5) в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа - предъявитель выданного перевозчиком коммерческого акта о недостаче или повреждении (порче) багажа;

6) в случае задержки отправления или прибытия пассажирского судна с опозданием - пассажир при предъявлении билета;

7) в случае несоблюдения сроков доставки груза или буксируемого объекта - грузополучатель или получатель буксируемого объекта при условии представления транспортной накладной.

Аналогичные положения содержатся и в Кодексе торгового мореплавания РФ (ст. ст. 402-407)7. Так, согласно положениям ст. 405 КТМ РФ, претензия

4 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1995. - № 1.

5 Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. - № 5. - Ст. 410.

6 Собрание законодательства Российской Федерации от 12 марта 2001 г. - № 11. - Ст. 1001.

7 Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. - № 18. - Ст. 2207.

к перевозчику предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате или о повреждении груза кроме перевозочных документов должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза.

Перевозочные документы предъявляются в подлиннике. Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены документы, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи. В случае, если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю ненадлежаще оформленную претензию, она считается принятой к рассмотрению.

Подобные правила претензионной процедуры характерны для всего транспортного законодательства. Можно отметить, что именно такая форма претензии позволяет реализовать защитный потенциал претензии и создает необходимые предпосылки для ее использования в качестве доказательства в судебном процессе.

Кроме этого, гражданско-правовая ответственность перевозчика базируется на началах вины, что вовсе не характерно для сферы предпринимательских отношений и осуществления экономической деятельности с целью извлечения прибыли. В то же время грузоотправитель (грузополучатель) не обязан доказывать вину перевозчика в несохранности груза. Перевозчик, чтобы освободиться от ответственности за несохранность груза, должен доказать, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»)8.

По общему же правилу размер гражданско-правовой ответственности перевозчика существенно ограничивается на законодательном уровне. Например, норма ст. 119 Воздушного кодекса РФ9 устанавливает, что за утрату, недостачу

8 Вестник ВАС РФ. - 2006. - № 1.

9 Собрание законодательства Российской Федерации

или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза;

3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что отличительной чертой применения гражданско-правовой ответственности в транспортных отношениях является ограничение ответственности перевозчика. Это касается установления условий применения ответственности - установление ответственности на началах вины, не свойственных традиционному торговому обороту, ограничение размера взыскиваемых сумм реальным ущербом. В то же время гражданско-правовая ответственность иных субъектов транспортного процесса базируется на общих началах гражданского законодательства, и исключений из этого транспортное законодательство не устанавливает. Специфический характер гражданско-правовой ответственности перевозчика можно объяснить особым характером хозяйственной деятельности: при перевозке не все обстоятельства зависят от перевозчика (погода, состояние путей сообщения, их загруженность), поэтому и устанавливать ответственность перевозчика за эти обстоятельства и их действие было бы неразумным.

от 24 марта 1997 г. - № 12. - Ст. 1383.

Для транспортного процесса актуальна класси- Список .штерагуры

фикация гражданско-правовой ответственности 1. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1 / отв. ред.

по субъекту, по объекту защиты. В последнем слу- АП. Сергеев, ЮК Толстой. - М.: ТК «Велби», Проспект,

г 2004. - 665 с. чае в зависимости от объекта защиты определя- -л^тт^ „ПП11

г 2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право.

ется и мера ответственности перевозчика, кроме Кн. 1: общие положения. - М.: Статут, 2002. - 633 с. этого, характеристики объекта (стоимость и вес) 3. Баранов С.Ю. Гражданско-правовые средства охраны определяют отдельные правовые элементы за- прав потребителей: дис. ... канд. юрид. наук. - Казань,

2011. - 205 с.

В редакцию материал поступил 15.11.12 © Гараев Э.М., 2013

щиты субъективного права (размер возмещения).

Информация об авторе

Гараев Эльдар Магнавиевич, аспирант кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Адрес: 420008, г Казань, ул. Кремлевская, 18, тел.: (843) 233-71-09 E-mail: garaev_eldar@mail.ru

Л

Как цитировать статью: Гараев Э.М. Гражданско-правовая ответственность перевозчика в пер-возчном процессе // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 2(26). - С. 201-205.

E.M. GARAYEV,

post-graduate student

Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia

CIVIL-LEGAL LIABILITY OF A CARRIER IN TRANSPORTATION PROCESS1

Objective: determining the features of civil-legal liability of a carrier as a subject of trading turnover.

Methods: Comparative-legal methods and systemic interpretation method.

Results: The work reveals the causes of establishing the limited liability of a carrier in transportation process. The correlation of the carrier's civil-legal liability with that of other subjects of transportation process is shown.

Scientific novelty: It is revealed that the distinctive feature of civil-legal liability application in transportation relations is the limitation of carrier's liability, i.e. establishing the conditions of liability application - establishing liability basing on the guilt not kin to the traditional trading turnover, limiting the size of the levied sums to the actual harm. It is explained by the special conditions of transportation process and the factors which can not be under carrier's control (weather conditions, road conditions, accidents, etc.).

Practical value: The revealed causes of the carrier's limited civil-legal liability allow to broaden these provisions to other sectors of trading turnover having the complex risk character.

Key words: civil-legal liability; contract of transportation.

References

1. Sergeev A.P., Tolstoi Yu.K. Grazhdanskoepravo, (Civil law, executive editors A.P. Sergeyev, Yu.K. Tolstoy), Moscow: TK "Velbi", Prospekt, 2004, 665 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Braginskii M.I., Vitryanskii V.V. Dogovornoe pravo. Kn. 1: obshchie polozheniya (Contract law. Book 1: general provisions), Moscow: Statut, 2002, 633 p.

3. Baranov S.Yu. Grazhdansko-pravovye sredstva okhrany prav potrebitelei (Civil-legal means of consumer rights protection), Kazan, 2011, 205 p.

Information about the author

Garayev Eldar Magnaviyevich, post-graduate student of the chair of ecological, labor law and procedure, Kazan (Volga) federal university Address: 18 Kremlyovskaya Str., 420008, Kazan, tel.: (843) 233-71-09 E-mail: garaev_eldar@mail.ru

How to cite the article: Garayev E.M. Civil-legal liability of a carrier in transportation process, Aktual'nyeproblemy ekonomiki i prava, 2013, No. 2(26), pp. 201-205.

__© Garayev E.M., 2013

The article views the carrier's civil-legal liability only.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.