Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание студентов в процессе изучения истории Великой Отечественной войны'

Гражданско-патриотическое воспитание студентов в процессе изучения истории Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЯ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткалич С.В., Горбузова Н.В.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что ушло в прошлое отрицание такой цели исторического образования, как воспитание патриотизма и любви к Родине. Создать эту любовь к общему Отечеству путём изучения его, научить объединять в чувстве общей любви все народы России посредством изучения их - эта задача лежит в большей мере на преподавателе истории. Педагог должен заинтересовать обучающихся изучением истории народа, среди которого они живут, знать его трудовые, национальные, культурные традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание студентов в процессе изучения истории Великой Отечественной войны»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

10. Токарева Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2001. - 21 с.

11. Шарафеева А.Ф. Соуправление и самоуправление: две неразделимые грани реализации студенческой инициативы в вузе // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. Казань: Издательство «Таглимат», 2005. 204с.

© Н.Б.Стрекалова, 2015

УДК 377.5

С.В. Ткалич Н.В. Горбузова

Преподаватели

Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),

г. Челябинск, Российская федерация

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

Сегодня можно с уверенностью сказать, что ушло в прошлое отрицание такой цели исторического образования, как воспитание патриотизма и любви к Родине. Создать эту любовь к общему Отечеству путём изучения его, научить объединять в чувстве общей любви все народы России посредством изучения их - эта задача лежит в большей мере на преподавателе истории. Педагог должен заинтересовать обучающихся изучением истории народа, среди которого они живут, знать его трудовые, национальные, культурные традиции.

Ключевые слова

Патриотизм, Великая Отечественная война, история, гражданско-патриотическое воспитание.

70-летний юбилей Великой победы советского народа, широко отмечавшийся в нашей стране, показал непреходящую значимость истории Великой Отечественной войны для гражданско-патриотического воспитания молодежи. Все более очевидным становится понимание в обществе, что укрепление государства и дальнейшее развитие суверенной России во многом зависят от гражданской позиции, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей современного человека. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные,

нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Исследователи в содержании гражданско-патриотического воспитания выделяют следующие духовнонравственные ценности:

— гражданственность;

— приоритет общественно-государственных интересов;

— патриотизм;

— преданность своему Отечеству;

— преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа;

— гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

— социальная активность;

— нетерпимость к нарушениям норм морали и права;

— сохранение лучших национальных качеств и изучение исторического прошлого не только своей Родины, но и своего района, города, села.

175

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Проблема гражданско-патриотического воспитания в процессе изучения истории всегда занимала важное место в теоретических исследованиях и практической работе отечественных педагогов. В советский период этой теме было посвящено множество публикаций, авторами которых являются П.С. Лейбенгруб, Л.Н. Боголюбов, М.А. Терентий, Н.Н. Лысенко, Н. И. Болдырев, П. Л. Уховская и многие другие.

В книге П.С. Лейбенгруба «Идейно-нравственное воспитание учащихся в обучении истории», даны конкретные методические рекомендации, направленные на усиление гражданско-патриотического аспекта изучаемого материала, выработанные на основе специально организованной экспериментальной работы и обобщения передового школьного опыта [5].

Важные методические рекомендации о путях формирования патриотических чувств в процессе обучения истории содержатся в книге Л.Н. Боголюбова «Идейное воспитание на уроках истории», одна из глав которой посвящена вопросам гражданско-патриотического воспитания в курсе истории. Все рекомендации автора основаны на идее единства в обучении трех его функций: формирования знаний, патриотического воспитания, развития мышления и навыков самостоятельной работы учащихся [1].

М.А. Терентий в своей работе «Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения» сформулировал ряд методических условий повышения эффективности такой работы: умелый подбор яркого, убедительного учебного материала, эмоциональный характер преподавания, вовлечение учащихся в соответствующую целям воспитания практическую деятельность [6].

Среди современных работ, на наш взгляд, стоит выделить практические пособия по методике преподавания истории Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой. Авторы отмечают особое воспитательное значение отечественной истории в наши дни, воздействующей на нравственные устои учащихся, подробно рассматривают проблемы воспитания патриотизма и интернационализма, гуманности, верности долгу и других моральных качеств, предлагают практические рекомендации и разработки занятий, прошедшие апробацию в образовательных учреждениях страны [2,3].

Организация работы, направленной на формирование патриотических чувств требует постоянного обновления форм и методов. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами обучающиеся (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия.

Изучение истории связано не только с работой сознания (сознание, мышление является интегральным компонентом всего процесса обучения), но и его эмоциональной сферой. Сочетание сознания и чувства вызывают сопереживание и усиливают воспитательное воздействие. В Федеральных государственных образовательных стандартах поставлена задача практического использования приобретенных знаний в повседневной жизни для осознания себя как представителя исторически сложившегося сообщества, гражданина многонационального государства. Созданию положительного эмоционального настроя способствуют определенные виды деятельности на занятии.

Развитие духовно-нравственной сферы связано с развитием эмоциональной сферы обучающегося, который не просто должен быть информирован или же понимать значение нравственных ценностей и принципов гражданственности, но и переживать их эмоционально. Именно тогда эти ценности станут его личностными ценностями.

Гражданское сознание проявляется не только в уважении своих и чужих прав, закона и законности, но и небезразличном отношением к массовым несчастьям и страданиям. Преподавателю необходимо учить видеть их и соответственно реагировать. Истинный гражданин не может оставаться равнодушным при общественных бедствиях, хладнокровно взирать на эксплуатацию одних другими, на антиобщественные преступления, на злоупотребление властью, положением, богатством.

Исследователи отмечают что, впечатления должны стать реальной основой для исторического образования обучающихся. Действия преподавателя с привлечением впечатлений стимулируют творческую работу воображения. Обмен впечатлениями в процессе живого общения скрепляет связь времен, воспитывает чуткое отношение к слову. Задача преподавателя найти нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. Обучающиеся «впитывают» знания, включаются в

176

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

умственную работу с элементами культуры и историческими фактами, сравнивают, предлагают свою интерпретацию. Открывается возможность в условиях курса истории увязать свою судьбу с судьбой своих близких и своего Отечества. Только таким подходом и можно сформировать ясность сознания. А она - залог того, что подрастающее поколение будет осмысленно относиться к своей истории.

В Технологическом колледже Челябинска курс истории изучается в рамках цикла общеобразовательных дисциплин.

При составлении плана изучения истории Великой Отечественной войны в этот юбилейный год, было принято решение взять за основу работу с эмоциональной сферой, впечатлениями обучающихся. Основанием послужили наблюдения в процессе преподавания истории. Студенты, к сожалению, не проявляют должного интереса к постепенно исчезающей памяти о ветеранах, воевавших и погибших в годы войны: в семьях теряются фотографии, на сохранившихся никого не узнают, со временем забываются и утрачиваются факты биографии участников войны. Поэтому выбор форм работы определялся степенью их воздействия на эмоции и впечатления обучающихся, возможностью открыть свою правду о войне.

Подготовка к 70-летию Победы началась с создания фотогалереи «Мы помним, мы гордимся». Студенты приносили фотографии и рассказы о родственниках, участвовавших в войне. Многие из них впервые узнали подробности страшных страниц войны так близко коснувшейся их семьи. А некоторые искренне сожалели о том, что подробности уже не восстановить, не у кого узнать. Например, Элина А. говорит о своем дедушке: «Мой дедушка воевал танкистом на Первом Украинском фронте с 1943 года. Был демобилизован в 1951г. в звании гвардии младший сержант. Награжден орденом Великой Отечественной войны 2 степени, «Ветеран труда», медалью Г.К. Жукова, медалью «За боевые заслуги», юбилейными медалями. К сожалению, подробностей о его боевом пути рассказать уже некому».

Поиск материалов и подготовка к оформлению фотогалереи, прикосновение к прошлому, вдохновили на создание стихов. Так, Лиза Л. написала такие строчки:

.. ..И ложились на полях сражений Наши славные деды,

И теперь только их отраженье Мы находим в слове Победа.

Наиболее приемлемой, традиционной и в тоже время эмоциональной формой стало посещение Челябинского краеведческого музея. Сотрудники музея подготовили экспозиции, содержащие факты, новые подробности, детали о далекой для подростков войне, вызвавшие эмоциональный отклик. Студенты первого курса колледжа посетили экспозиции музея «Музы Победы», «Челябинск в годы войны». После экскурсии в музей на вопрос: «Что произвело на вас самое большое впечатление?» студенты называли: условия жизни в военном Челябинске, жесткая дисциплина на предприятиях города, поддержка и взаимопомощь эвакуированных и жителей Челябинска, в суровых буднях было время для театра, музыки и кино.

Изучение истории Великой Отечественной войны не возможно без использования художественных и документальных фильмов, т.к. современному поколению подростков присуще преимущественно визуальное восприятие информации. Однако из бесед со студентами можно сделать вывод, что единицы смотрели художественные фильмы о войне дома, а документальные не смотрел практически ни кто. Поэтому на уроках истории были использованы фрагменты и таких известных художественных фильмов как «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Сталинград» и фрагменты документальных фильмов о блокаде Ленинграда, о Прохоровском сражении, о немецких концентрационных лагерях, о Холокосте и др. с последующим обсуждением.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание студентов в процессе изучения истории Великой Отечественной войны, опирающееся на эмоциональную сферу позволяет сформировать такую систему ценностей, которая поможет в дальнейшем сделать молодым людям правильный нравственный выбор.

Список использованной литературы:

1. Боголюбов, Л. Н. Идейное воспитание на уроках истории: Пособие для учителей [Текст] / Л. Н. Боголюбов. - М.: Просвещение. - 1981. - 208 с.

177

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя [Текст] / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М., «Просвещение». - 1997

3. Вяземский Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории [Текст] / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. -. М.:: Владос. - 2003

4. Гурьянова, И.Н. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через развитие эмоциональной культуры в процессе изучения истории Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]

5. Лейбенгруб, П.С. Идейно - нравственное воспитание в обучении истории СССР: Пособие для учителя [Текст] / П.С. Лейбенгруб. - М.: «Просвещение». - 1983

6. Терентий, М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения [Текст] / М.А. Терентий. - Кишинев: Стипница. - 1978

©С.В. Ткалич, Н.В. Горбузова, 2015

УДК 377.5

Г.П. Уварова

Преподаватель

Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),

г. Челябинск, Российская федерация

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Аннотация

Владение иностранным языком выступает сегодня одной из базовых задач профессиональной подготовки в современном учебном заведении. Наличие у студентов иноязычной коммуникативной компетентности обеспечивает возможность их участия в международной общекультурной и профессиональной коммуникации для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации личных и деловых контактов, а также дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования.

Ключевые слова

Кейс-метод, изучение иностранного языка, студенты, компетентностно-ориентированный подход.

Исходя из особенностей, которые заключаются в специфике лексических единиц и речевых оборотов, преподавание иностранного языка на специальности «Правоохранительная деятельность» можно считать динамичным и результативным именно при использовании компетентностного подхода и выполнении практических заданий, разработанных в соответствии с задачами кейс-метода.

Эффективность кейс-метода в преподавании иностранного языка на специальности «Правоохранительная деятельность» явно прослеживается на трех этапах изучения иностранного языка: формирование иноязычной коммуникативной компетенции, ее развитие и совершенствование, что соответствует содержанию примерной программы по иностранному языку.

На этапе формирования знаний и умений студентов выявляется структура иноязычной коммуникативной компетентности, определяются организационно-педагогические условия, разрабатываются критерии и показатели оценивания исследуемой компетентности, проектируется модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности посредством кейс-метода.

Для данного этапа характерны задания на формирование и развитие фонетической и лексикограмматической грамотности при употреблении профессиональных лексических единиц. Для закрепления сформированности речевых оборотов было рекомендовано учить наизусть скороговорки, что позволило выправить фонослуховые недостатки некоторых студентов.

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.