Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников в условиях гуманизации школьного образования'

Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников в условиях гуманизации школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1384
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ГУМАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION OF SCHOOL EDUCATION / СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И МУЗЕЯ / COOPERATION BETWEEN SCHOOL AND MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склярова Татьяна Васильевна

Создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в школе позволит преодолеть проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и духовности детей и молодёжи. В условиях гуманизации школьного образования нужно развивать сотрудничество школы и музея. Освоение исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни способствует формированию гражданской позиции учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION OF SENIOR PUPILS IN THE CONDITIONS OF HUMANIZATION OF SCHOOL EDUCATION

Nowadays there are a lot of problems connected with sense of patriotism, self-consciousness of youngsters. The formation of entire system of patriotic education at school gives the opportunity of solve them successfully. One of the ways to encourage the humanization at schools is cooperation between schools and museums. The adopting of social values, laws and models of morality contribute to the process of the enrichment and elevation of the human spirit.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников в условиях гуманизации школьного образования»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Склярова Т.В.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наше общество столкнулось с серьёзнейшими проблемами в области духовно-нравственного развития личности: растущая популярность националистических и шовинистических идей и идеологий в молодежной среде; преступность, алкоголизм и наркомания. Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных, изменилась мотивация деятельности, отношение к труду, к своей роли в обществе, в истории своей страны. Становится ясным: необходимо усилить воспитательную функцию образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, природе. Её основу должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции, представленные в такой форме, которая бы не подавляла, а наоборот оттеняла богатство собственной культуры каждого народа.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является важным фактором развития страны. Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и в частности школы. Поэтому гражданско-патриотическому воспитанию должна отводиться ведущая роль в учебно-воспитательном процессе школы, особенно в подростковом возрасте, так как эти годы, как писал Л.С.Выготский, «годы формирования подростка, в первую очередь его общественно-политического миросозерцания...» [1: 62]. Это годы, когда «решение проблем, которые выдвигает перед подростком сама жизнь, и решительное вступление его в качестве активного участника в эту жизнь, требует для своего разрешения развития высших форм мышления ... содержание мышления становится внутренним убеждением говорящего, направленностью его мыслей, его интересом, нормой его поведения, его желанием и намерением.» [1: 62]. Действительно, юношеский возраст - это период крайностей и противоречий, когда юноша уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Он носит в себе черты того и другого, и эти черты переплетаются весьма своеобразно. Юношескому возрасту присуще незнание надлежащей меры. Подростку кажется, что он понимает всё и обо всём судит с полной уверенностью. В силу своеобразного переплетения в поведении учащихся старших классов черт вполне взрослого человека и ребёнка они выступают весьма противоречивым и сложным объектом

в процессе воспитания.

Работа по созданию целостной системы гражданско-патриотического воспитания в МБОУ СОШ № 6 была начата с диагностики по методике М.Рокича «Ценностные ориентации» [4] и тестирования на определение нравственной культуры и гражданской позиции учащихся [3].

Диагностика, в которой участвовало 206 респондентов 9-11 классов, показала, что значительное число старшеклассников ведёт активную деятельную жизнь, имеет хорошее физическое и психическое здоровье, не испытывает материальных затруднений, им свойственна уверенность в своих силах. Но при этом занимаются интересным делом только 36 % учащихся, 64% старшеклассников предпочитают развлечения, т.е. приятное, необременительное времяпрепровождение. Счастье других людей, народа в целом не является главным в их жизни. В человеке ценят чувство юмора, хорошие манеры, чистоплотность, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, широту взглядов, честность, чуткость. А вот самоконтроль, терпимость, самостоятельность -качества, которые не столь важны для учащихся старших классов.

Исследуя сформированность патриотизма и отношение к военной службе у молодежи призывного возраста, выявили, что наиболее ярко патриотизм проявляется у молодого человека в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях, проводимых в школе и вне её - 68%, только 11 % видят проявление патриотизма в выполнении воинского долга в рядах Вооружённых сил. Основу понимания патриотизма составляют сведения, получаемые из средств массовой информации - 52%, из чтения художественной литературы - 4%, из личного участия в деятельности, направленной на укрепление основ нашего общества - 12%, из сведений, полученных от родителей и близких - 12%, знания, полученные от учителей - 20%.

В среднем уровень понимания большинством учащихся старших классов роли и значения патриотизма в современных условиях низкий. Так на вопрос: «Как Вы относитесь к службе в рядах Вооруженных Сил?» - 50% учащихся ответили, что служба в армии необходима обществу, и рассматривают её как выполнение гражданского долга, хотя и не испытывают личной заинтересованности в изучении военного дела, 50% опрошенных отрицательно относятся к службе и постараются найти способ избежать её. 70% старшеклассников считают, необходимо создание системы патриотического воспитания для развития патриотизма у каждого гражданина России с детских лет.

Мнение учащихся по вопросу: «Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?» распределилось следующим образом:

- повернуть лицом к этой работе деятельность школы - 10%,

- оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности - 12%,

- усилить патриотическую работу с молодежью со стороны Вооруженных Сил, МВД, Пограничных войск - 35%,

- добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации - 32%,

- коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотиче-

ского воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты - 11%.

С тревогой и обеспокоенностью относятся к ослаблению России как мировой державы, к падению ее престижа 70% опрошенных, и, к сожалению, 10% относятся к этому спокойно, а 20% учащихся это безразлично.

Данные проведённых исследований дают неутешительные результаты, у учащихся неоднозначное отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию. Акценты в социально-нравственных ориентирах значительной части старшеклассников смещаются в сторону прагматизма с ярко выраженными проявлениями эгоистического, антисоциального и антигуманного характера. На практике это проявляется в том, что многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, демонстрируют социальную незрелость и бездуховность, вступая даже в противоречие с законом, уклоняются от службы в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Диагностика показала, что значительное число учащихся не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся. Осознание собственного «я» у детей преобладает над понятием «мы». Анкетирование показало, что учащимся важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, Отечества. Всё это и послужило условием коренных изменений приоритетов в воспитательной и профори-ентационной работе. Важнейшая задача школы - развивать личность школьника, способствовать проявлению его собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Однако необходимо учитывать, что формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга - это систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, реализующаяся с учетом возрастных особенностей учащихся и совместная с семьей школьника.

Гражданско-патриотическое воспитание должно иметь четко обозначенную линию: родной дом - родная школа - родной город - родная страна. Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении, применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволит обеспечить повышение эффективности гражданско-патриоти-ческого воспитания в школе.

Слаженная деятельность педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленная на социализацию ребенка, позволит преодолеть проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и высокой духовности детей и молодежи. Особое место в воспитании детей следует уделить работе по сохранению и развитию культурно-исторического наследия, отечественных традиций. Понимание этого особенно важно сегодня, в условиях гуманизации школьного образования, возвращения к глубинным историко-культурным корням.

Гуманитарное обновление образования должно ориентироваться на сотрудничество музея и школы, что и составит основу новой образовательной парадигмы XXI века.

Ведущая роль в этом процессе отводится школьным музеям, а музейная педагогика становится составляющей частью гражданско-патриотического воспитания. Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью, осуществляя связь прошлого с настоящим и будущим.

Кроме того, школьный музей - это интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой и коллективной творческой деятельностью. В своём письме от 12 марта 2003 года Министерство образования «рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образования всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» [2]. Действительно, школьный музей может помочь ребёнку осмыслить серьёзные вопросы, проблемы города, края, истории, культуры, страны в целом после простой созерцательной экскурсии. Краеведческая работа в музее привлекает ребят. В ходе реализации какого-нибудь проекта учащиеся учатся работать в команде, формируются навыки научно-исследовательской работы, умение высказывать и отстаивать своё мнение. Деятельность музея несёт в себе огромную образовательную составляющую - изучение родного города, края, школы, знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей города, изучение народного быта, культуры, народных традиций. Всё это формирует гражданскую позицию, патриотическое мировоззрение школьника.

Формируя основополагающие ценности культуры, воспитание следует проводить на основе исторических и культурных традиций родного города и края; создать единый комплекс гражданского, патриотического обучения и воспитания, реализуемый в ходе проведения внеклассной и внеурочной работы; соблюдать демократический уклад школьной жизни и правовое пространство; активно вовлекать учащихся в разработку социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.

Целенаправленная организация процесса гражданско-патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни, формировании собственной гражданской позиции. Опора на инновационные технологии социально-культурной деятельности, обеспечение неразрывного единства процессов воспитания и самовоспитания старшеклассников, предоставление возможностей для самоактуализации и самореализации личности в процессе социально-культурной деятельности является средством воспитания патриотизма, гражданственности, социальной активности личности.

Гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности. Наиболее существенные из них те мировоззренческие убеждения и граждан-

ско-патриотические качества, которые предопределяют отношение учащихся к своим гражданским обязанностям. Процесс формирования интеллектуальных, эстетических, правовых, нравственных, физических, трудовых качеств составляет основу граждан-ско-патриотического воспитания. Большое значение в этом процессе нужно уделять и личному опыту учащихся, полученному в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности. Поэтому содержание граждан-ско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе. Кроме того, необходимо обогатить содержание данной работы национальной культурой, которая предусматривает духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.

Литература

1.Выготский Л. С. Педология подростка. Т.4// Собрание сочинений в 6 т. М., 1984.

412 с.

2.Письмо Министерства образования Российской Федерации «О деятельности образовательных учреждений» от 12 марта 2003г. № 28-51-181/16.

3.Понятовская Е.В., Осипова Н.В. Портфель куратора: учебно-методическое пособие для работников образовательных учреждений - Иркутск, 2007. 24 с.

4.Рокич М., А.Гоштаус, М.А.Семенов, В.А. Ядов. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: «Петроком», 1992. .23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.