Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся колледжа через систему волонтерской деятельности'

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся колледжа через систему волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3374
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСКОРЫСТНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО (ВОЛОНТЕРЫ) / ПАТРИОТИЗМ / DISINTERESTEDNESS / VOLUNTEERS / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железовская Ирина Александровна, Тарасова Татьяна Леонидовна

Формирование гражданско-патриотического сознания у подрастающего поколения в условиях рыночной экономики диктует педагогам поиск и внедрение новых форм и методов работы с обучающимися. Педагогический коллектив Строительного колледжа № 26 вместе с обучающимися в течение нескольких лет ведет волонтерскую деятельность, направленную, с одной стороны, на формирование в подростках духовно-нравственных качеств, а с другой стороны на практическую помощь и моральную поддержку нуждающимся слоям населения (ветеранам, инвалидам, детям-сиротам).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of civil and patriotic consciousness at rising generation in the conditions of market economy dictates to teachers search and introduction of new forms and methods of work with the trained. The pedagogical collective of The Сollege № 26 together with trained within several years conducts voluntary the activity directed, on the one hand, on formation in teenagers of spiritually-moral qualities, and on the other hand on the practical help and encouragement to needing levels of population (to veterans, invalids, children-orphans).

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся колледжа через систему волонтерской деятельности»

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВОЛОНТЕРСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЖЕЛЕЗОВСКАЯ И.А., ТАРАСОВА Т.Л.

Формирование гражданско-

патриотического сознания у подрастающего поколения в условиях рыночной экономики диктует педагогам поиск и внедрение новых форм и методов работы с обучающимися. Педагогический коллектив Строительного колледжа № 26 вместе с обучающимися в течение нескольких лет ведет волонтерскую деятельность, направленную, с одной стороны, на формирование в подростках духовнонравственных качеств, а с другой стороны -на практическую помощь и моральную поддержку нуждающимся слоям населения (ветеранам, инвалидам, детям-сиротам).

Formation of civil and patriotic consciousness at rising generation in the conditions of market economy dictates to teachers search and introduction of new forms and methods of work with the trained. The pedagogical collective of The College № 26 together with trained within several years conducts voluntary the activity directed, on the one hand, on formation in teenagers of spiritually-moral qualities, and on the other hand - on the practical help and encouragement to needing levels of population (to veterans, invalids, child-ren-orphans).

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является составной частью педагогической системы образования. Предметом особого внимания для данного направления является практическая реализация одного из важнейших принципов государственной политики, направленной на формирование в юных российских гражданах гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству. Это требует создания необходимых условий и координации усилий различных социальных и государственных институтов для повышения ее действенности и эффективности [1].

В своей работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся коллектив Строительного колледжа № 26 использует как традиционные методы работы, так и внедряет новые методические формы.

Такой новой формой работы явилось участие коллектива колледжа в волонтерском движении.

Целью данной работы было создание комплексной модели, сочетающей патриотическое воспитание и профессиональное образование обучающихся в их волонтерской деятельности. Приоритетные задачи работы:

— формирование и укрепление гражданско-патриотического сознания (работа и общение с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, осознание живой связи поколений, осознание ответственности за свою Родину);

— воспитание морально-нравственных качеств путем волонтерской деятельности (бескорыстной помощи нуждающимся: инвалидам, ветеранам, детям-сиротам);

— социальная адаптация выпускников детских домов - обучающихся колледжа;

— организация занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни;

— систематизация, формирование и совершенствование у обучающихся необходимых им навыков профессиональных навыков, общественно-полезного и самообслуживающего труда.

Важность и значимость современного воспитательного процесса заключается в том, что общество в настоящее время только приступило, а вернее, возвращается к настоящим духовнонравственным ориентирам, оттесненным приоритетами рыночной экономики. И возрождение

волонтерского движения - важный шаг в направлении к воспитанию здорового духовнонравственного поколения.

Особое место среди нравственных и духовных качеств человека занимает любовь к Родине

- патриотизм. Какой смысл мы вкладываем в это понятие, что под ним подразумеваем? Любовь к Родине у каждого человека возникает по-разному и в разное время.

В детские годы это происходит неосознанно: ребенок тянется к своей матери, как источнику жизни, ищет защиты у отца, поддержки в своей семье. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, своему двору, родному городу. С годами, становясь взрослее, набираясь жизненных впечатлений, знаний и опыта, он постепенно приходит к осознанию своей принадлежности к матери-Родине, начинает осознавать свою ответственность за ее судьбу. Так рождается гражданин-патриот. Помочь молодому человеку в формировании этого великого качества

- задача педагогического коллектива нашего колледжа [2].

Задача эта непростая. Коллективу педагогов приходится иметь дело с трудными подростками, направленными к нам на обучение из комиссий по делам несовершеннолетних, ребятами из неблагополучных семей, детьми-сиротами, а зачастую и с теми, кто уже преступил закон и имеет условный срок за совершение того или иного преступления.

В настоящее время основной контингент обучающихся составляют дети, родившиеся после 1991 года. Это были трудные для страны и для народа годы, когда происходили большие изменения и в политической, и в экономической жизни. Многие семьи старались просто выжить, где уж тут было до воспитания.

Любые революционные преобразования несут в себе разрушительные тенденции в надежде на то, что «мы новый мир построим». И 90-е годы не стали исключением. Отказ от традиционных форм работы во всех сферах жизнедеятельности российского общества привел к негативным последствиям. Особенно это сказалось на слабозащищенных слоях населения, в том числе и на детях. В те годы были расформированы все детские и молодежные организации, прекратили свое существование всевозможные кружки и секции, т. е. все, что соответствовало «старому» образу жизни. А ведь было много полезного и разумного, и гражданско-патриотическое воспитание молодежи в Советском Союзе было весьма эффективно. Являясь преемником Российской империи, Советский Союз после первых революционных лет смог вернуться в воспитании подрастающего поколения к многовековым традиционным формам на иной идеологической базе: скауты стали пионерами, юнкера - комсомольцами и т.д. Используя эти формы, проверенные веками, советская система смогла подготовить к выполнению своего патриотического долга миллионы граждан, которые с началом Великой Отечественной войны отправились защищать свою Родину.

И опять все разрушили... А взамен предоставили весь арсенал научно-технического прогресса, основанный на идеологической базе, провозглашающей смыслом всего и вся деньги. Было решено воспитывать молодежь с помощью средств коммуникации - газет, радио, новомодных молодежных журналов, Интернета, телевидения и т.д. «Героем дня» был провозглашен деловой человек. Здесь надо отметить, что для российского народа никогда деньги не были целью жизни, а героями народных сказок были отнюдь не купцы, а богатыри - защитники родной земли. Происходила перестройка не только в жизни - пытались перестроить сознание всего народа. И начали, естественно с молодежи. Казалось, дадим доступ к мировым достижениям, и все само собой разрешится - повысится интеллектуальный, нравственный потенциал, а вместе с ним и повысится гражданско-патриотический уровень молодого поколения. Не получилось. Безусловно, деловые люди нужны нашей стране, но в спешке мы забыли о том, что не все могут быть коммерсантами, кто-то хочет стать физиком, кто-то работать на станке, кто-то учить и воспитывать детей. А чтобы сформировать здоровое жизнеспособное общество, все силы и устремления надо подчинять одной высокой цели - служению Отечеству!

Нравственность и гражданско-патриотические качества гражданина можно сравнить со знанием грамматики. Можно знать все правила правописания, но не уметь применять их на практике. И что мы получили сегодня? Совершенно бесполезно и даже пагубно твердить детям традиционные наставления: будь воспитан и культурен, не ругайся матом, уважай старших, будь великодушен, люби свою страну, уважай людей другой национальности и вероисповедания. Этот перечень очень длинный и его можно продолжать сколь угодно долго. Но все эти качества не преподаются, они формируются в процессе человеческой жизни, особенно в молодом возрасте. Хотим мы этого или не хотим, но сегодня нужно создавать такую среду, где молодой человек привыкнет поступать как человек и гражданин.

Одним из направлений формирования такой среды является волонтерское движение. У нас в колледже этот термин начал приживаться совсем недавно, хотя ребята занимались добровольной и бескорыстной деятельностью всегда.

На сегодняшний день мы развиваем у себя волонтерскую деятельность по нескольким направлениям.

Во-первых, это ставшая уже традиционной для нашего учебного заведения, помощь ветеранам войны и труда. На протяжении нескольких десятилетий обучающиеся вместе с мастерами производственного обучения делают ремонты в квартирах ветеранов, оказывают им помощь в уборке квартир, покупают продукты.

Вот уже много лет поздравляем ветеранов Нижегородского района с праздниками: Новым годом и Днем Победы. На собранные деньги мастера производственного обучения вместе с обучающимися покупают им подарки. Как правило, это продуктовые наборы, и развозят их по домам. Ветераны очень рады таким посещениям, особенно возможности пообщаться, часто такие встречи заканчиваются совместным чаепитием. Такое непосредственное общение помогает нашим во многом неблагополучным, а зачастую и никому не нужным детям, ощутить свою полезность, необходимость. Это помогает им адаптироваться в окружающем мире, формирует другую шкалу ценностей, которая предполагает самоценность человека как личности. Те молодые люди, которые соприкоснулись с ветеранами в теплой домашней обстановке, уже не нагрубят пожилому человеку в транспорте, не обидят его ни словом, ни действием [3].

Другое направление нашей волонтерской деятельности - уход за памятниками погибшим воинам. На протяжении последнего десятилетия обучающиеся нашего колледжа ухаживали за могилами погибших воинов на Рогожском кладбище и за памятниками погибшим в ВОВ на улицах 2-я Карачаровская и Нижегородская. В текущем учебном году обучающиеся стали ухаживать и за могилами на Преображенском кладбище. Уход за памятниками теперь осуществляется профессионально - в нашем колледже несколько лет назад появилась профессия «цветовод». Ребята-цветоводы со всей ответственностью подходят к своей работе. На уроках ребята разрабатывают проект клумбы, рассчитывают, какое количество растений того или иного вида необходимо. Затем в мастерской цветоводства выращивают рассаду этих цветов и с наступлением теплых дней начинают свою работу по озеленению закрепленной за ними территории. Ежегодно они проводят посадку цветов у памятников павшим воинам на Преображенском кладбище, на улицах 2-я Карачаровская и Нижегородская. Кроме этого, волонтерская деятельность осуществляется ими на других городских площадках. Так, осенью прошлого года под руководством преподавателей цветоводства обучающиеся провели озеленение территории специальной (коррекционной) школы-интерната № 65, где обучаются ребята с проблемами со здоровьем. Пусть в масштабах всего городского хозяйства их вклад и невелик, но воспитательный эффект от такого дела переоценить трудно. Молодой человек, узнавший, сколько труда вложено в каждое растение, не позволит ни себе, ни другим сорвать с клумбы цветок или бросить мусор на тротуар. В комплексе это формирует в сознании обучающихся уважительное отношение к своему и чужому труду, воспитывает чувство любви к

своему городу и к своей стране [1].

Следующее направление волонтерского движения появилось у нас не так давно. Как ни печально сознавать, но не всех ребят удается воспитать законопослушными гражданами. Бывает, что по молодости и неопытности ребята преступают закон и попадают в места лишения свободы. В основном такие случаи происходят с детьми-сиротами, обучающимися колледжа, и бросить их в трудной жизненной ситуации мы не можем. Педагогический коллектив вместе с обучающимися собирают посылки и отправляют их в места лишения свободы. Письма, написанные нашими бывшими учениками из колоний, тюрем зачитываются в тех группах, где есть обучающиеся, склонные к антиобщественным поступкам. Письма заключенных весьма поучительны и не могут оставить равнодушными никого. Возможно, многих обучающихся они предостерегли от преступления закона, заставили пересмотреть свою линию поведения и свое отношение к правоохранительным и законодательным органам. Дмитрий К. и Александр К. - наши бывшие ученики, которым недавно была оказана помощь (послана посылка и отвезена передача), возможно, смогли осознать и оценить, что есть люди, которым не безразличны ни они сами, ни их судьбы. Надеемся, что наша помощь, заинтересованность и бескорыстность помогут им повзрослеть, исправиться и встать на правильный путь; заставит задуматься и пересмотреть свою систему ценностей.

Очень актуальным для нас является такое направление волонтерского движения, как формирование социальной активности обучающихся колледжа посредством пропаганды здорового образа жизни. Дети, рожденные в неблагополучных семьях, и дети-сироты не отличаются крепким здоровьем. К тому же, такие качества как вкус и чувство меры зачастую у них просто не воспитываются, а прививаются те вкусы, которые господствуют в их социальном слое (алкоголь, табак, наркотики). Задачей педагогов и мастеров производственного обучения является формирование новых привычек у наших обучающихся, направленных на здоровый образ жизни; создание условий для занятий спортом, музыкой, искусствами, ремеслами с целью профилактики правонарушений, вовлечения подростков в активную познавательную, творческую деятельность и получения дополнительного образования. В дальнейшем навыки дополнительного образования проецируется нашими обучающимися на своих друзей-сверстников, а также используются ими для волонтерской деятельности в детских домах (подготовка и проведение концертов для детей-сирот, помощь и участие в спортивных мероприятиях и т.д.).

Формирование новых здоровых привычек у обучающихся колледжа является также профилактикой наркомании и алкоголизма. В результате пропаганды здорового образа жизни несколько обучающихся отказались от курения, многие снизили потребление алкоголя и ограничили себя в курении табака.

Осознание и переоценка отношения к наркомании, алкоголизму и табакокурению происходит у подростков через участие в ежегодных акциях «Скажи «нет» наркотикам!». Акция разбита на несколько этапов. Первый этап - разработка и проведение тематических классных часов с привлечением обучающихся из других групп. Второй этап - конкурс стенгазет «Я против наркомании». Третий этап - лекции сотрудников наркодиспансеров о вреде алкоголя, табака и наркотиков. Четвертый этап - лекции психолога в группах. Такой комплексный подход помогает формировать у обучающихся стрессоустойчивость, умение преодолевать жизненные трудности, не прибегая к наркотикам и алкоголю. Полученная ими информация усваивается и становится позитивным жизненным опытом, они начинают транслировать ее на своих друзей и знакомых.

Отдельным направлением волонтерской деятельности коллектива нашего колледжа является деятельность обучающихся в детских домах. С целью социальной адаптации, к волонтерской работе данного направления привлекаются группы детей-сирот (обучающихся колледжа) и группы обучающихся, среди которых есть дети-сироты. Сами в недавнем прошлом воспитанни-

ки детских домов, приютов и интернатов, такие обучающиеся охотно посещают детские дома, проводят там концертные программы, помогают в уборке территории детского дома, готовят подарки и поздравляют с праздниками не только детей-сирот, но и работающий там персонал.

Используя волонтерское движение как один из методов гражданско-патриотического воспитания молодежи, мы вносим особый смысл в любое проводимое в колледже мероприятие. Причастность к волонтерскому движению помогает понять, что патриот любит свой народ и свое Отечество не за то, что оно дает ему что-то, какие-то привилегии и блага, а просто потому, что это - его Родина, и он в ответе и за нее, и за ее граждан. Внося свой посильный вклад в улучшение жизни пожилого человека-ветерана войны и труда, отдавая дань памяти погибшим, протягивая руку помощи оступившемуся, предостерегая молодого человека от опрометчивого шага, который может поломать всю жизнь, помогая детям-сиротам, внося в их жизнь частицу добра и участия - всеми этими поступками и действиями наши обучающиеся, иногда не сознавая этого, служат интересам своей страны, выполняют свой гражданский и патриотический долг. Возможно, в масштабах всей страны вклад этот невелик, но он важен для них самих, он дает им ощущение причастности к большому и важному делу; воспитывает деятельных, неравнодушных людей; способствует формированию гражданственности и патриотизма

- важнейших духовно-нравственных качеств человека.

Библиографический список:

1. Быковская Г.А., Иноземцев И.В., Злобин А.Н. Гражданско-патриотическое воспитание студентов как инструмент социального развития// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3. С. 15-24.

2. Слоневская Е.Р. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательном воспитании студентов//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 103-106.

3. Смирнов С.М. Патриотизм - основа социального творчества// Человек и образование. 2010. № 3. С. 32-34.

Ключевые слова: бескорыстность, волонтерство (волонтеры), патриотизм.

Keywords: disinterestedness, volunteers, patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.