Научная статья на тему 'Гражданские свободы в трансформации институтов социального взаимодействия'

Гражданские свободы в трансформации институтов социального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
124
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное взаимодей- ствие / свобода / протестная динамика / social interaction / freedom / protest dynamics

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марусидзе Нестер Фирузиевич

В статье автором рассмотрены пер-спективы социального протеста в диапазонегражданских свобод, для уверенной стратегиирегионального развития показаны возможностисвободной конкуренция власти, как основы раз-вития региональных элит. Выделены концептуаль-ные положения, раскрывающие проблемы разви-тия и трансформации для разнонаправленныхцелевых установок социального взаимодействия.В социологической трактовке правовая культуравоплощена в деятельности государственных слу-жащих, поэтому реформирование института гос-ударственной гражданской службы является важ-нейшей составляющей административной ре-формы, в значительной мере обуславливающейэффективность деятельности региональных ад-министраций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL LIBERTIES IN THE TRANSFORMATION OF SOCIAL INTERACTION INSTITUTIONS

In the article the author considers the prospects of social protest in the range of civil liberties. For certain strategy of regional development the possibilities of free competition of authorities as the bases of regional elites development are prescribed. Conceptual provisions revealing the problems of development and transformation for multi-directional targets settings of social interaction are highlighted. In sociological treatment the legal culture is embodied in activity of public servants therefore reforming of institute of the public civil service is the most important component of the administrative reform considerably causing efficiency of activity of regional administrations.

Текст научной работы на тему «Гражданские свободы в трансформации институтов социального взаимодействия»

УДК 32

Марусидзе Нестер Фирузиевич

преподаватель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права. г. Ессентуки. Milena.555@mail.ru

Гражданские свободы в

ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТОВ

СОЦИАЛЬНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Nester F. Marusidze

lecturer. Department of general humanitarian and natural science disciplines, Essentuki Institute of Management,

Business and Law Milena.555@mail.ru

Civil liberties in

THE TRANSFORMATION OF SOCIAL INTERACTION INSTITUTIONS

Аннотация. В статье автором рассмотрены перспективы социального протеста в диапазоне гражданских свобод, для уверенной стратегии регионального развития показаны возможности свободной конкуренция власти, как основы развития региональных элит. Выделены концептуальные положения, раскрывающие проблемы развития и трансформации для разнонаправленных целевых установок социального взаимодействия. В социологической трактовке правовая культура воплощена в деятельности государственных служащих, поэтому реформирование института государственной гражданской службы является важнейшей составляющей административной реформы, в значительной мере обуславливающей эффективность деятельности региональных администраций.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, свобода, протестная динамика.

Annotation. In the article the author considers the prospects of social protest in the range of civil liberties. For certain strategy of regional development the possibilities of free competition of authorities as the bases of regional elites development are prescribed. Conceptual provisions revealing the problems of development and transformation for multi-directional targets settings of social interaction are highlighted. In sociological treatment the legal culture is embodied in activity of public servants therefore reforming of institute of the public civil service is the most important component of the administrative reform considerably causing efficiency of activity of regional administrations.

Keywords: social interaction, freedom, protest dynamics

Как отмечают современные авторы, для успешной работы менеджер должен обладать тремя видами умений: техническими (умение использовать методику, технические приемы и оборудование, необходимое для выполнения работы); концептуальными (умение видеть свою организацию как систему взаимодействующих и взаимосвязанных подсистем); психологическими (умение использовать людей наилучшим образом путем мобилизации в них собственных внутренних резервов, что является основой деятельности менеджера) [1].

Социальные границы управления социокультурными протестными динамиками, в первоочередном порядке, корректируются в сочетании следующих факторов: - экономической, финансовой целесообразности трансформации институтов административно-политической деятельности; - политической рациональности, в осязаемых пределах осуществимости власти; - оптимального сочетания современного запроса и культуры, традиций, установок веры, морали, нравственности.

В современных условиях управление культурой организации предполагает обращение к принци-

пам всеобщего права равного доступа к информации, свободы подачи обращений, равноправия и равной ответственности гражданина и государства, гласности разбирательства, объективности, подведомственности коммуникаций, комплексном подходе к перспективам трансформации институтов власти.

Принцип объективности означает, что сведения, сообщенные гражданином в устном или письменном обращении, должны быть подвергнуты объективному, непредвзятому анализу, который, в свою очередь, должен быть положен в основу принимаемого по содержанию обращения решения.

Принцип законности означает прямое, гарантированное следование порядку, установленному Конституцией и сопутствующим комплексом законодательства для государства и его территорий.

Необходимость демократизации в прогнозировании и в управлении социокультурным протестом обусловлена особым порядком принятия решений, исходя из следующих приоритетов социологии социокультурного протеста: - ориентация на духовный рост личности; - развитие

128

индивида в образовании и в профессии; - потребность в обеспечении благосостояния; - общественный контроль и юридические санкции.

Интеграл трансформационных характеристик социального взаимодействия раскрывается через такую взаимосвязь различных средств оценки и переоценки, которая будет придавать правовой аргументации социокультурного процесса дополнительные преимущества. В ситуациях, когда совокупность интегральных характеристик организации призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, социальный менеджмент способствует организации и учёту конкретной обстановки, в зависимости от социальнокультурной ориентации. В том числе и в условиях протестной динамики.

В общем случае, пропорциональное сочетание разных социокультурных подходов в однотипных сферах придает правовой культуре рациональность и универсальность, минимизирует сбои и непропорциональные эволюционные перемещения. Недооценка, необоснованное корректирование средств и приемов, заложенных в социокультурном обосновании интегральных характеристик культуры организации, приводят к снижению эффекта взаимодействия. Здесь актуально предположение, что интересы и ценности организации составляют основу развития и совершенствования правовой культуры индивида. В условиях трансформации научных представлений о правовом сопровождении социального взаимодействия, на практике возрастает роль институтов гражданского общества.

К комплексным задачам культурного менеджмента относятся следующие: - охрана архитектурного и художественного наследия; - ужесточение контроля над вывозом произведений искусства за пределы исторических территорий; - повышение художественного уровня актуальных для социума символических акций; - воспитание зрительской и массовой читательской аудитории.

Практика управления культурой организации настоятельно требует развития социологического инструментария, который позволил бы с достаточной степенью достоверности оценивать эффективность социального взаимодействия, прежде всего, взятого в ракурсе его воздействия на уровень правовой культуры в обществе в целом. По нашему мнению, основу такого модельного анализа правовой культуры организации составляют социально-культурные функции, которые являются обобщением традиционного аппарата функций коммуникации, применительно к макро-уровню.

В большинстве схем развития правовой культуры законно ориентированная конкуренция власти в современных условиях подменяется передачей властных полномочий по итогам противостояния профессиональных, региональных и иных элит. Наиболее опасным для общества последствием развития событий в таких схемах смены власти является, во-первых, отсутствие свободной конкуренции элит в сфере демокра-

тических ожиданий общества, а во-вторых, отсутствие действенного механизма преемственности власти.

По мнению большинства респондентов, ожидаемые предпочтения в развитии современных региональных элит формируются следующим образом: - обеспечение ценностей социальной, правовой, культурной стабильности; - ориентация на потенциальные запросы и возможности реализации ожидаемых предпочтений населения; - наиболее эффективное использование социокультурного потенциала территорий и сообществ; - стимулирование организованности, ответственности, создание условий для новых «социальных лифтов».

В этих условиях действенным механизмом дифференцирования и рекрутирования региональных элит в России выступает клиентелизм. Клиентские отношения власти и гражданина вполне соответствуют особенностям формирования и развития современных институтов административно-политической деятельности. По сути своих предельных характеристик, на определённых, чаще - кризисных этапах развития общества, рассмотренные по составу участников, клиентские отношения оказываются масштабнее патриотизма, убеждений, традиций и ранее принятых систем ценностей, в том числе, клиентелизм - это специфическая форма временного «перемирия» между обществом и неэффективной властью. Потенциал клиентелизма во взаимоотношениях власти и общества возрастает и как основа выбора свободной конкуренции для власти, не стремящейся «связать» себя гарантиями легитимности, гражданскими обязательствами и т.п.

Слабость и неустойчивость власти - это её новая реальность, проявляющаяся и как глобальная, и как региональная характеристика. Современные государства дошли до пределов или даже исчерпали потенциал доверия граждан. Повседневностью трансформируемых институтов административно-политической деятельности становится потребность учитывать потенциал и динамику гражданского протеста.

Ресурс правовой культуры целесообразно рассматривать как специфическую реализацию власти, связанную с осуществлением управления социальными трансформациями в регионах, с учетом национальных приоритетов, которые сегодня связываются с устойчивостью развития всех сфер общественной жизни.

В российской реальности перспективы трансформации институтов социального взаимодействия находят объяснение по следующим объективным обстоятельствам: - поиск путей рационального преобразования территориальной структуры; -изменение границ территорий внутри страны; -потребность в передаче, или в перераспределении полномочий власти новым территориальным образованиям внутри государства; - поиск и выбор вариантов территориальной структуры управления, в зависимости от масштабов конкретной проблемы размещения и использования общехозяйственных, природных ресурсов; - наделение территорий до-

129

полнительными правами и обязанностями по отношению к центральной власти.

Для системы интегральных характеристик социального государства востребованы следующие критериальные уровни личностного восприятия реальности: - дихотомия представлений об уровне заработной платы, в концепции соответствия ожидаемым запросам по обеспечению и превышению прожиточного минимума для условий конкретного региона, территории расселения; - представления о достигнутых уровнях и перспективах самореализации в труде, удовлетворённость предложениями «социального пакета»; - социологическое обоснование критериальных установок при определении свойств лояльности граждан, представителей конкретных предприятий; - возрастающие требования к дисциплине на рабочем месте, во взаимодействиях между различными участками на предприятии и во внешних коммуникациях с партнерами и клиентами; - гарантии открытости в получении актуальной профессиональной, правовой, общесоциальной информации; - полноценная реализация новых и перспективных программ профессионального развития, программ обучения персонала, повышения квалификации и предоставления дополнительных навыков и компетенций (повышение компьютерной грамотности, изучение иностранного языка); - восприятие социальной культуры в свете справедливой компенсации затраченных собственных усилий на профессиональное и общее развитие, убеждение в равновесии формальных требований для представителей различных социальных групп; - общекультурная аналитика основных параметров устойчивости развития и преемственности профессиональных и социальных традиций; - ожидаемый и реальный уровни самоорганизации сотрудников.

Литература:

1. Walton C.C. The Moral Manager. N.Y. Harper Business, 1988. P. 45.

2. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1999.

Стабильность правовой культуры в трансформации институтов социального взаимодействия определяется не только позитивной динамикой основных показателей гражданских свобод, но и наличием эффективной институциональной среды, предполагающей коммуникацию формальных институтов права и не входящих с ними в противоречие традиционными неформальными носителями культурных норм и ценностей. По устойчивому мнению большинства респондентов, социологический запрос к личности в ориентациях к гражданским свободам, предполагает наличие следующих характеристик:

- ориентация в сфере науки, научных знаний по роду избранной деятельности;

- возможность экспертных оценок на основе соответствующего уровня полученного образования;

- повышение профессиональной квалификации, уровня культурных знаний;

- общественно одобряемая практическая деятельность.

Таким образом, региональные институты власти и управления подвергаются трансформации на всём этапе построения федеративного государства в России. В социологической трактовке правовая культура воплощена в деятельности государственных служащих, поэтому реформирование института государственной гражданской службы является важнейшей составляющей административной реформы, в значительной мере обуславливающей эффективность деятельности региональных администраций.

Literature:

1. Walton C.C. The Moral Manager. N.Y. Harper Business, 1988. P. 45.

2. Postovoi N. V. Local government: history, theory, practice. M., 1999.

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.