Научная статья на тему 'Гражданские мотивы в лирике П. Н. Черных-якутского'

Гражданские мотивы в лирике П. Н. Черных-якутского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИКА / ПОЭЗИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРА ЯКУТИИ / LYRICS / POETRY / CIVIC MOTIVES / NATIONAL LITERATURE / LITERATURE OFYAKUTIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Руфова Елена Степановна, Охлопкова Евдокия Егоровна

В данной статье рассмотрены проблемы русскоязычного творчества якутских писателей, отражающих объективные процессы литературного развития. На примере сборника стихотворений П.Н. Черных-Якутского раскрываются особенности гражданской лирики поэта, где совмещаются фольклорное начало якутского народа и влияние русской романтической поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL MOTIVES IN P.N. CHERNYKH-YAKUTSKY LYRICS

The problem of Russian-writing Yakut writers, reflecting the objective processes of literature development is being discussed in the article. In the case of P.N. Chernykh-Yakutsky lyric disclosed civil motives of lyric poety, combined with folklore beginning of the Yakut poetry and the influence of Russian romantic poetry.

Текст научной работы на тему «Гражданские мотивы в лирике П. Н. Черных-якутского»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 6 2014

УДК 82.09 (571.56)

ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ П.Н. ЧЕРНЫХ-ЯКУТСКОГО*

Руфова Елена Степановна

канд. филол. наук Охлопкова Евдокия Егоровна

студент

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Якутск

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы русскоязычного творчества якутских писателей, отражающих объективные процессы литературного развития. На примере сборника стихотворений П.Н. Черных-Якутского раскрываются особенности гражданской лирики поэта, где совмещаются фольклорное начало якутского народа и влияние русской романтической поэзии.

Ключевые слова: лирика; поэзия; гражданские мотивы; национальная литература; литература Якутии.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-34-01253.

CIVIL MOTIVES IN P.N. CHERNYKH-YAKUTSKY LYRICS

Rufova Elena Stepanovna

candidate of philology Okhlopkova Evdokiya Egorovna

student

North-Eastern Federal University, Yakutsk

Abstract. The problem of Russian-writing Yakut writers, reflecting the objective processes of literature development is being discussed in the article. In the case of P.N. Chernykh-Yakutsky lyric disclosed civil motives of lyric poety, combined with folklore beginning of the Yakut poetry and the influence of Russian romantic poetry.

Key words: lyrics; poetry; civic motives; national literature; literature of Yakutia.

Петр Никодимович Черных-Якутский (1882-1933) вошел в литературу Якутии как один из первых якутских поэтов, писавших на русском языке. Первое опубликованное произведение поэта - стихотворение в прозе «Под звуки непогоды» - появилось на страницах газеты «Якутский край» 30 августа 1907 г. под псевдонимом Юрий Фиолетов. К тому же П.Н. Черных известен еще и как один из первых переводчиков поэмы «Красный шаман» основоположника якутской советской литературы П.А. Ойунского, получившего одобрение самого автора произведения. Конструктивное сотрудничество с политическими ссыльными, участие в издании местной печати, личная встреча с М. Горьким - все это харак-

теризует П.Н. Черных-Якутского как активного местного поэта, внесшего существенный вклад в развитие литературного процесса Якутии начала ХХ века.

Критические работы о творчестве писателя появляются на страницах периодических изданий, начиная со статьи редактора журнала «Ленские волны» Н. Усольцева (Н.Е. Олейников) в 1914 г. Значительную работу по анализу творчества Черных-Якутского во всем объеме изданных произведений провела М.Г. Михайлова в фундаментальных трудах «Сибирью плененные» (1969), «Русская литература в Якутии» (1989), а также авторы исследований проблем русско-якутских литературных связей (К. Пасютин, Н. П. Канаев, Л.М. Морозова, Н.Н. Тобуроков, Н.С. Сивцева, М.Г. Михайлова, А.А. Бурцев, З.К. Башарина, Н.В. Покатилова, Л.Н. Романова, И.С. Емельянов и др.).

Ранняя лирика П.Н. Черных-Якутского по своей сути тяготеет к фольклорному началу - естественному творческому явлению в якутской литературе, однако нельзя отрицать явного влияния на ранние стихотворения поэта русской романтической лирики XIX в. Более поздние из его произведений, посвящены пролетарской, гражданской теме и были представлены в поэтическом сборнике 1926 г. Романтично-пейзажная лирика П.Н. Черных-Якутского, к 1920-м гг. обретает высокое гражданское звучание, в творчество поэта входят мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине.

Почти все исследователи, кто занимался изучением творчества поэта (Г.С. Тарский, Н.П. Канаев, М.Г. Михайлова) сходятся во мнении, что после революции 1917 г. скорбные нотки в его поэзии сменяются стихами, в которых вновь зазвучали бодрые революционные мотивы. Описывая жизненный путь поэта до 1917 г. Г.С. Тарский пишет, что П.Н. Черных-Якутский «в дни кровавой колчаковской диктатуры ничего не писал и возобновил свою творческую деятельность лишь после установления советской власти» [3, с. 23]. М.Г. Михайлова подчеркивает, что

П.Н. Черных-Якутский, продолжая традиции своих предшественников в изображении судьбы своей родины после революционных событий, отказывается от прямолинейной плакатной риторики и пишет, пронизанные глубоким драматизмом произведения [1].

Стихотворения П.Н. Черных-Якутского данного периода - это своеобразная ода торжеству пролетариата. В этих строках ясно чувствуется боль автора за судьбу всего человечества и твердая убежденность в верности коммунистических принципов. Время само диктовало «строки песен» и поэт умело переносил в свои стихотворения отклики своего народа.

«Сборник стихотворений», опубликованный в 1926 г., состоит из 49 стихотворений разделенных на пять тематических блоков: «Красные песни», «Война в Якутии», «Женщине-работнице», «Родной молодежи», «Трудовая Якутия». Любовь к родине, оставаясь важной чертой гражданской лирики, характеризует, в общем, весь сборник, который знаменателен тем, что является первым после выхода сборника «Тихие струны» и последним изданием, вышедшим при жизни автора. В этом плане в сборник вошли произведения поэта более зрелого периода.

Первый раздел сборника «Красные песни» состоит из 24 стихотворений. Уже только названия стихотворений - «Красный Октябрь», «Пролетариям всего мира», «Всем, кто спит», «Красный буревестник» - говорят о социалистическом пафосе, преданности идеям большевизма, свойственным тому времени. Значительными в этом отношении можно считать строки:

Но свергли отцы наши иго богатых, Разбили царя окровавленный трон, И в этих дворцах и роскошных палатах Царит наш родной пролетарский закон [4, с. 7].

Также в стихотворениях постреволюционного периода характерно использование цветовой гаммы в эпитетах, передающих зрительные и

чувственные художественные образы. В стихотворениях П. Черных-Якутского цветовые обозначения в основном представлены качественными прилагательными (красный, черный, белый), чаще без других дополнительных определений. Наиболее распространенным примером использования цветовых эпитетов, конечно же, является противопоставление, например контраст красного и черного цвета предстает выражением двух противоборствующих сторон. Однако наиболее интересны в этом плане цветовые оттенки, которыми автор изображает действительность. Такая тонкая игра красками, выделение различных нюансов одного цвета усиливает общее художественное впечатление и носит акцентирующую функцию в произведении: И красное знамя Как бурное пламя, Над вами алело, горя, Кругом и повсюду Рабочему люду

Надежду на счастье даря [4, с. 43].

Те же цветовые оттенки можно заметить и в других строках, где так очевидно идейное и эмоциональное родство с горьковскими произведениями. Образ того самого «буревестника» предстает перед нами как «яркоогненная птица», то «красный вестник» или «яркокрасный буревестник», олицетворяя в себе не только четкую перекличку с горьковскими идеями, но и приобретая более яркое выражение, символичность высказывания.

Таким образом, предпочтение какого-либо одного оттенка, в данном случае в поэзии П.Н. Черных-Якутского использование красного цвета становится одним из отличительных признаков поэтического языка писателя. Так, в зависимости от контекста разнообразна оттеночная гамма эпитета «красный» - это и «яркоогненный», и «пурпурный», «красноог-ненный», «кровавый». При таком разнообразии оттенков одного цвета,

безусловна функциональность цветового эпитета в изображении художественного образа. Причем цветовые определения ставят своей целью не конкретное воспроизведение реальных, существующих в природе цветовых гамм, а изображение наиболее характерных, отличительных, в иных случаях идеализирующих качеств объекта, которые помогают как можно глубже раскрыть идейный замысел автора. Кроме того, выбор для того или иного образа во многом был предопределен культурно-историческим контекстом эпохи.

Наиболее остро переживания поэта передаются в строках стихотворений в разделах «Война в Якутии», «Родной молодежи», «Трудовая Якутия» посвященных теме малой родины поэта, раскрытию самых злободневных проблем. Цикл стихов о военных действиях в Якутии, которые поэт пережил вместе со своими современниками, сфокусированы на конкретных примерах из повседневной жизни, представлены в более близких к реальности ракурсах:

В тайге, где столпились столетние сосны, Где чащи дремотные темные жутки, Где дни пролетают печально-несносные, Мне слышатся песни больные якутки.

И слышится в песне: убиты два сына Пришедшим с востока в наш край генералом, И страшных кошмаров живая картина Встает перед взором печально-усталым [4, с. 54].

В строках стихотворения читаются реальные события того времени - это нападение генерала Пепеляева на Якутию. Однако при общем трагическом характере стихотворений, в композиционно-строфическом плане некоторые из них не совсем удачны:

В тех песнях тоска с беспредельной печалью Слились воедино в аккорде гортанном,

А синее небо сияет эмалью,

Сливаясь с тайгой в очертанье туманном.

И слышатся в песне проклятья стальные Пришельцам жестоким для алчной наживы... И слушают песни якутки больные Тайга и овраги, и горы, и нивы [4, с. 54].

В этих строках поэта прослеживается несогласованность формы и содержания, чувствуется еще неуверенность владения поэтическим словом. Такие стихи носят скорей подражательный характер, когда информативность превосходит образность изображения.

Петр Черных-Якутский, приветствуя новую, советскую жизнь, откликается на все значительные события. По его стихам можно судить о реальных явлениях начала ХХ века, начиная с помощи голодающим Поволжья до прилета первого самолета в Якутию. С самых первых строк поэт изображает действительность, которая окружает его и его современников. Участие - вот цель поэзии П.Н. Черных-Якутского этого периода. По большому счету, идеологические стихотворения поэта ценны не сколько содержанием, ведь оно и так было предопределенно, а своим появлением как откликом со стороны местных поэтов. П.Н. Черных-Якутский, скорей всего сам того не осознавая, становится связующим звеном якутов и русских в это сложное время, он один из первых местных жителей принимает сторону политических ссыльных и становится активным деятелем Якутии, выбрав себе в качестве орудия художественное слово. Главным в поэзии П.Н. Черных-Якутского 1920-х гг. остается выражение его гражданской позиции, которую можно назвать определяющей характеристикой времени.

Поэзия революционного времени чаще всего односторонняя, выбирающая свой узкий путь освещения этой борьбы. Именно к такому типу была близка поэзия П.Н. Черных-Якутского, с призывными интонациями

тогдашней поэзии и откровенно возвышенным тонусом поэтического во-леизлияния ХХ в. Именно с этой стороны знаком широкому кругу читателей П.Н. Черных-Якутский, его изданные сборники стихотворений, вышедшие после первого лирического сборника «Тихие струны», содержат стихи именно революционно-агитационного, гражданско-патриотичного содержания.

У П.Н. Черных-Якутского есть несколько стихотворений выстроенных в форме послания. К ним относятся и стихотворения «Грядущему поколению», «Якутскому студенчеству». Уже с высоты прожитых лет и испытанных переживаний, поэт обращается к подрастающему поколению, подчеркивая их роль в обществе, использует характерные, несколько даже шаблонные сравнения:

Вы - цветы грядущей жизни,

Счастья радостные зори,

Вы сияете отчизне,

Как маяк в туманном море [4, с. 59].

Показательна и интересна позиция автора по отношению к молодежи, выраженная в этих стихотворениях. Обращаясь к младшему поколению, поэт ассоциирует их только как следующую смену «борцов», певцов «новой песни». Система отношений поколений у поэта, так и не познавшего счастья отцовства, а у П.Н. Черных-Якутского не было детей, строится только на уровне идеологической преемственности, и форма общения как «наставник - ученик» становится единственной из допустимых. П.В. Максимова в исследовании русской поэзии начала века убедительно отмечает, что в стихотворениях «Грядущему поколению», «Якутскому студенчеству», «Якутской молодежи» состояние «лирического героя раскрывается в пафосе алгыса. В них автор воспринимается мудрым старцем, проникновенно и торжественно доверяющим красоту жизни и ответственность перед будущим идущей на смену юной поросли» [1].

Интересным является в «Сборнике стихотворений» 1926 г. раздел, посвященный «Женщине-работнице». Всего пять стихотворений этого сборника открывают отдельную тему в творчестве П.Н. Черных-Якутского - тему любви. Однако социалистический пафос и здесь неотделим от представлений женского образа, в этом ракурсе она предстает как «свободная женщина», в своих убеждениях «свободой увенчанная». Такое изображение женского образа подчеркивает идеологические взгляды поэта, здесь она, прежде всего верный соратник и боевой товарищ. Эта позиция раскрыта в каждой строчке, в каждом стихотворении этого раздела. Женский образ, который так воспевали поэты, в этих строчках обезличен, прикрыт маской социалистического реализма: Под красные стяги! Под красные стяги, Друзья - пролетарки! Работницы - женщины! По красной России И здесь в Якутии Вы в буйной отваге Свободой увенчаны.

Под красные стяги! Под красные стяги, Страны огнеликой великой Свободные женщины! [4, с. 49].

И если в описании женского образа у современников поэта, например у А.И. Софронова - это в первую очередь воспевание красоты женщины, где как в народном эпосе олонхо одно сравнение сменяется другим [2, с. 49], то образ женщины у П.Н. Черных-Якутского в цикле «Женщине - работнице» совершенно отличается от традиционного народного описания. Хотя в ранних произведениях поэта встречается романтический образ возлюбленной, то здесь его поэзия ближе к пролетарским писателям, таким как М. Горький, которые воспринимали женщину как своего соратника и верного напарника. Таким образом, идеоло-

гическая направленность поэзии П.Н. Черных-Якутского выражается и в отношении изображения женского образа, и в обращении к молодежи.

Романтично-пейзажная лирика П.Н. Черных-Якутского раннего периода обретает высокое гражданское звучание, а жанровыми признаками поэтической публицистики выступают краткость описательных образных оборотов, контрастность ситуативных сравнений. В творчестве поэта доминируют мотивы гражданственности и любви к Родине. Те же мотивы преобладают в творчестве якутских писателей (П.А. Ойунский) начала века, что, по сути, как отмечает П.В. Максимова, явилось «началом балладного жанра в духе социалистического реализма в истории якутской поэзии и получило дальнейшее развитие в творчестве молодых поэтов как воспевание легендарных подвигов во имя идеи» [1, с. 74].

Таким образом, в постреволюционный период в творчестве П.Н. Черных-Якутского доминирует гражданская лирика публицистического характера, благодаря своей актуальности, выразительности и эмоциональности. Поэт сразу определяет для себя главное: быть вместе с Россией на всех ее путях и перепутьях, становиться голосом народа. Именно таким предстает образ поэта П.Н. Черных-Якутского для общественности, до сегодняшнего дня многие воспринимают его только как идеологически ангажированного поэта.

Однако при всем идеологическом пафосе поэзия П.Н. Черных-Якутского сохраняет свою индивидуальность. На фоне молодой якутской литературы поэт становится основателем нового направления в развитии литературы Якутии - русскоязычной литературы, совмещая в своей поэзии фольклорное начало якутского народа и влияние русской романтической поэзии, первым из местных поэтов откликнувшись на веяния нового времени. В поэзии П.Н. Черных-Якутского, пропитанной сугубо индивидуальными переживаниями поэта, чувствуется особый психологизм, которым можно объяснить в иной раз некоторые неудачи в плане мастерства.

Список использованных источников

1. Максимова П.В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации форм. Новосибирск: Наука, 2002.

2. Семенова В.Г. Поэзия Анемподиста Софронова: Истоки. Проблематика. Вопросы поэтики. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2004.

3. Тарский Г.С. П. Черных-Якутский. Очерк о жизни и творчестве. Якутск, 1964.

4. Черных-Якутский П. Сборник стихотворений. Якутск: Издание кооператива «Ленинец», 1926.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.