ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПРОТИВ ГЛОБАЛЬНОСТИ:
ПРОБЛЕМЫ И ДИЛЕММЫ ГРАЖДАНСКОГО И МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Сегень-Матыевич
Процесс глобализации резко меняет облик мира, вызывая как положительные, так и отрицательные последствия. Для формирования личности, которая сумеет ответственно функционировать в современном, глобализированном мире, надо сделать акцент на межкультурное и гражданское образование.
The process of globalization has changed our world profoundly. It's consequences can be seen both as positive and negative. But they're are fact and this is why pedagogy should be more concentrated on intercultural and civic education, in order to raise responsible individuals.
Ключевые слова: межкультурное образование, гражданское образование, глобализация, педагогика.
Key words: intercultural education, civic education, globalization, pedagogy.
Сегодня участие индивида в окружающей его психосоциальной действительности намного активнее, чем в прошлые эпохи. Мир превратился в глобальную деревню. Человек взаимосвязан с другими индивидами, группами, общественностями, нациями через СМИ (пресса, радио, телевидение, Интернет), инновационные технологии, миграцию, обмен идеями, мнением и информацией, обычаями и даже блюдами. Увеличился поток людей, товаров, услуг, капиталов, повысилась конкурентоспособность и демократия. Люди стали заботиться о природной среде. У них появилась также возможность создания совместных предприятий, международных мер противодействия угрозам и обеспечения мира. Человек может изучать другие культуры и расширять свои знания о них. Глобализация способствует созданию новых культур, которые возникают путем перемешивания культур. Благодаря глобальной культуре возникло явление трибализма, т. е. чувства идентичности индивидов или групп, вытекающее из общих интересов, убеждений, идеалов, пристрастий и стилей жизни. Это чувство идентичности часто выступает между индивидами или группами, отдаленными в пространстве. Глобализация способствует также связям и дружбе многих индивидов, групп и сообществ. Государства и нации с похожей культурой сближаются, а с разными культурами отдаляются друг от друга. Этот процесс ведет, с одной стороны, к возникновению союзов и определения общей идентичности в рамках цивилизационных границ, с другой - к созданию новых границ.
Однако глобализация вызывает также негативные последствия. Углубляется безработица. Усиливается экономический разрыв между состоятельными индивидами и бедными, между богатыми и бедными странами, растет дистанция между высокопродвинутыми и развивающимися странами. Бедные государства становятся все более зависимыми от богатых. Массовые миграции (как легальные, так нелегальные) из бедных стран в богатые нарушают чувство идентичности, вызывают ксенофобию. Эти процессы приводят к
228
вспышке эгоистических позиций и маленьких национализмов, в результате которых небольшие общественности стараются создавать собственные национальные государства. Уменьшается роль государства как в организации экономической деятельности, так и роли суверенного субъекта политической жизни в пользу международных политических и экономических корпораций и учреждений. С одной стороны, увеличивается количество территорий, охваченных демократией, с другой - все заметнее становится ее кризис. В странах со стабильной демократической системой все чаще наблюдается отсутствие вовлечения индивидов в публичную жизнь. Заметным становится упадок авторитетов и учреждений. Глобализация является угрозой для натуральной среды, поскольку она приводит к неравномерному использованию природных ресурсов. Глобализация ведет к унификации потребительских образцов, стилей жизни и культуры. Она разрушает культурные и национальные нормы, уничтожает локальные идентичности, ослабляет общественные связи, маргинализирует артистическое и ремесленное творчество. Как результат глобализации возникает тенденция к новому, космополитическому стилю жизни, который состоится в отрицании роли религии, родной культуры и народа, родного языка, собственной традиции, обычаев и обрядов, которые раньше были факторами, определяющими поведение людей.
Большой проблемой глобализации является также вопрос гражданства (юридической связи между государством и индивидом, на основе которой государство имеет определенные законом обязанности и прерогативы в отношении индивида, а индивид имеет определенные права и обязанности в отношении государства1). У некоторых индивидов возникает чувство общности с другими индивидами, проявляющее себя в сочувствии другим, например, по поводу катаклизмов или воин. Некоторые индивиды чувствуют себя также ответственными за состояние окружающей их ныне психосоциальной действительности и, кроме выгоды и привилегий, вытекающих из глобализации, начинают замечать также моральные обязанность и долг. Другие индивиды, в свою очередь, отрицают то, что внешнее и сосредоточены лишь на своих частных интересах. Правильный путь этим индивидам должно указать гражданское и межкультурное образование потому, что именно благодаря этим дисциплинам формируются как элементы личного развития индивида, так и его идентичность. Именно гражданское и межкультурное образование готовят к практическому пониманию прав человека и создают условия для сотрудничества представителей разных культур2, формируют открытую интеллектуальную позицию, толерантность, одобрение различия и уважение в отношении других культур. Гражданское и межкультурное образование адресованы к молодым людям, т. е. потенциально активным и ответственным гражданам, умеющим поддержать развитие и благосостояние общества, членами которого они являются.
Целью гражданского образования является: (а) повышение уровня политического сознания индивида (в том числе обучение социальным, политическим и гражданским правам человека; изучение социальных вопросов и
1 Zob. szerzej J. Raciborski, Obywatelstwo wperspektywie socjologicznej, Warszawa, 2011.
2 Zob. szerzej C. Banach, Edukacja przysziosci, „Res Humana” 2000, nr 2, s. 14-17.
229
текущих проблем, а также анализ условий, в которых индивиды могут жить вместе; преподавание о национальных конституциях с целью подготовить индивид к взыскиванию своих прав и выполнению обязанностей; пропаганда и признание культурного и исторического наследия, ориентировка в культурной и языковой дифференциации разных сообществ); (б) обучение критическому мышлению и развитие специфической собственной позиции и понимание нравственных и гражданских ценностей (в это могут входить: приобретение индивидом умений, нужных для активного участия в публичной жизни; приобретение индивидом умений, необходимых для действий ради безопасной среды; познание индивидом самого себя, развитие уважение к себе и к другим индивидам, группам, так, чтобы достичь взаимопонимания; укрепление чувства солидарности; конструкции ценностей с учётом разных общественных перспектив и мнений; познание и решение конфликтов мирным путем; развитие эффективных стратегий борьбы с ксенофобией и расизмом); (в) стимуляция активного участия в жизни своего государства1.
Межкультурное образование ставит перед собой следующие цели: (а) развитие у индивида умения общения с людьми разной расы, языка, религии, традиции, стиля жизни; (б) развитие у индивида умения смотреть на окружающую психосоциальную действительность в разных культурных контекстах и способность справиться в условиях общественных, культурных и религиозных различий; (в) развитие у индивида культурной восприимчивости (т. е. понимание значения влияния культуры на поведение людей, групп людей); (г) побуждение индивида к активности ради мира, толерантности, открытости, равенства, справедливости и безопасности в своей стране и в целом мире; (д) отрицание индивидом предубеждений и стереотипов; (е) побуждение индивида к сопротивлению всяким формам ксенофобии, дискриминации, расизма, враждебности в отношении представителей другой расы, национальных, этнических и религиозных меньшинств и т. п.
Если человек получит полноценное гражданское и межкультурное образование, то у него зародится осознанность того, как важны не только локальные потребности, забота о благосостоянии близких людей, социальный порядок и безопасность своей страны, но также чувство ответственности, забота о природе и благополучии всех живущих в мире людей. Такой человек будет обладать умением взаимного выслушания, чтобы понимать позицию разных сторон, будет открыт и готов к совместному действию с представителями разных социальных, профессиональных, национальных и религиозных групп и т. п. Таким образом, образованный гражданин мира поймет и оценит разнообразность и возможность одновременно реализовать разные культурные практики представителями разных наций, происходящих из разных стран. Он приобретёт знание о функционировании мира и будет знать, какую роль он сам играет в этой системе. Он будет проявлять активность на разных уровнях своей деятельности - от локального до глобального, и будет нести ответственность за свои поступки. Он не будет абсолютизировать традицион-
1 J Torowska, Edukacja obywatelska w Polsce na tle tendencji w szkotach europejskich w swietle pedagogiki kultury, w: Edukacja. Moralnosc. Sfera publiczna, J. Rutkowiak, D. Kubinowski, M. Nowak (red.), Lublin 2007, s. 668-669.
230
но установленных границ и наций потому, что будет обладать умением видеть общественную жизнь вне этих разделов. Гражданская активность такого челоека на глобальном уровне будет состоять в чувствии соответственности за редуцирование социальной и экономической несправедливости, а также в заботе о природной среде.
Вот почему необходимо предпринять все актуальные меры, чтобы укрепить гражданское и межкультурное образование в начальных школах, гимназиях, средних и высших школах. Это предотвратит атрофию политической системы и закрепит гражданскую идентичность индивида.
Список литературы
1. Banach C. Edukacja przyszlosci, „Res Humana” 2000, nr 2.
2. Raciborski J. Obywatelstwo w perspektywie socjologicznej, Warszawa 2011.
3. Torowska J. Edukacja obywatelska w Polsce na tle tendencji w szkotach europejskich w swietle pedagogiki kultury, w: Edukacja. Moralnosc. Sfera publiczna, J. Rutkowiak, D. Kubinow-ski, M. Nowak (red.), Lublin 2007.
231