Научная статья на тему 'Гражданская оборона как институт обеспечения национальной безопасности Российской Федерации'

Гражданская оборона как институт обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гражданская оборона / национальная безопасность / институт / система / защита / безопасность / civil defense / national security / institution / system / protection / security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсен Аветикович Аветисян

В статье рассматривается гражданская оборона как составной элемент национальной безопасности. Анализируются основополагающие положения национальной безопасности и одновременно с этим производится их сопоставление с положениями, связанными с гражданской обороной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil defense as an institution to ensure the national security of the Russian Federation

This article makes the ratio of civil defense as an element of national security. The fundamental provisions of national security are considered and at the same time they are compared and correlated with provisions related to civil defense.

Текст научной работы на тему «Гражданская оборона как институт обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10114

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА КАК ИНСТИТУТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Арсен Аветикович АВЕТИСЯН, аспирант кафедры конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) E-mail: airrow91@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Научный руководитель: М.П. Фомиченко, профессор кафедры конституционного

и международного права Всероссийского государственного университета юстиции, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. В статье рассматривается гражданская оборона как составной элемент национальной безопасности. Анализируются основополагающие положения национальной безопасности и одновременно с этим производится их сопоставление с положениями, связанными с гражданской обороной.

Ключевые слова: гражданская оборона, национальная безопасность, институт, система, защита, безопасность.

Annotation. This article makes the ratio of civil defense as an element of national security. The fundamental provisions of national security are considered and at the same time they are compared and correlated with provisions related to civil defense.

Keywords: civil defense, national security, institution, system, protection, security.

Одной из главных задач государства является обеспечение и защита прав и свобод человека. Необходимой потребностью для человека во все времена было обеспечение состояния защищенности от внешних и внутренних угроз. Можно говорить о том, что это является ключевым критерием для поддержания благополучия и развития любой страны.

Система национальной безопасности позволяет реализовывать права и свободы человека, поддерживает непоколебимость конституционного строя, сохраняет территориальную целостность и суверенитет страны, способствует политическому, экономическому, социальному и культурному развитию.

К сожалению, в современных реалиях обеспечение защищенности населения становится все более трудной задачей. Это связано со множеством разнообразных факторов, начиная от внутренних проблем (политических, социальных, экономических, культурных, техно-

генных и т.д.) и заканчивая внешними угрозами.

Постоянная эскалация текущих вопросов и возникновение новых угроз безопасности свидетельствуют об актуальности проблем в области обеспечения национальной безопасности, где особое место занимает гражданская оборона. Поэтому важной задачей в настоящее время является выработка механизмов для повышения эффективности противодействия угрозам национальной безопасности1. Исходя из этого актуальным является вопрос определения гражданской обороны как института в системе обеспечения национальной безопасности.

В Федеральном законе «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № Э90-ФЗ (далее — Федеральный закон № 390-Ф3) не содержится определения понятия «безопасность», однако в Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее — Стратегия национальной безопасности РФ) под национальной

№ 3/2019

безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойное качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Если говорить о понятии гражданской обороны, то согласно ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ под гражданской обороной понимают систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Проанализировав данные понятия, мы можем соотносить национальную безопасность как общее понятие, а гражданскую оборону — как ее составную часть. Национальная безопасность раскрывает общие объекты, которые могут быть подвержены негативному воздействию, и выделяет два общих вида угроз: внутренние и внешние. Гражданская оборона, в свою очерель, представляет собой систему по воздействию на определенные угрозы и конкретнее раскрывает объекты защиты.

Механизм обеспечения национальной безопасности представляет собой особую систему, в которую входят различные виды безопасности, например: внутренняя, внешняя, политическая, экономическая, социальная и т.д.; в связи с этим можно с уверенностью говорить о том, что безопасность характеризуется комплексностью и в нее входят различные сферы. В эту систему также можно включить и сферу гражданской обо-роны2.

Деятельность по обеспечении безопасности согласно ст. 3 Федерального закона № 390-Ф3 включает целый ряд направлений. К ним могут относиться:

■ прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности;

■ правовое регулирование;

■ определение основных путей государственной политики по обеспечению безопасности;

■ разработка и применение специальных мер

по выявлению, устранению и предупреждению угроз безопасности и др.

Все это может относиться к различным сферам обеспечения национальной безопасности, в том числе и к гражданской обороне. Однако нельзя при этом говорить о том, что механизмы по поддержанию безопасности одинаковы во всех сферах. Для каждой существует своя специфика.

Если же коснуться конкретно гражданской обороны, то согласно Стратегии национальной безопасности РФ в качестве приоритетов можно обозначить достижение превентивных задач. Акцент делается на обеспечение заблаговременной готовности сил и средств для подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В указанном выше документе отмечено, что данные задачи могут быть достигнуты путем постоянной модернизации сил и средств гражданской обороны и постоянного внедрения новых технологий.

Другой важной чертой в мероприятиях по поддержанию гражданской обороны является нацеленность на будущее.

Как было указано ранее, увеличение рисков возникновения серьезных чрезвычайных ситуаций, неспокойная ситуация как внутри страны, так и за ее пределами, являются основаниями для постоянного совершенствования и наращивания сил и средств гражданской обороны, модернизации и внедрения новых тех-нологий3.

Все это находит отражение в Указе Президента РФ 20 декабря 2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

В данном документе системным образом закреплены направления и способы решения задач гражданской обороной, направленные на долгосрочную перспективу.

К числу одной из важных тенденций развития гражданской обороны относится «повышение роли гражданской обороны в системе обеспечения национальной безопасности».

В связи с особой важностью роли обеспечения национальной безопасности в нашей стране уместно говорить о том, что в ней должны быть задействованы не только всевозможные силы и средства, но и как можно более широкий круг субъектов.

№ 3/2019

К субъектам обеспечения национальной безопасности относятся: органы государственной власти и местного самоуправления, организации, граждане. Данные субъекты участвуют и в реализации гражданской обороны. Особое значение имеют государственные органы, где ключевую роль играет Совет Безопасности РФ, который возглавляет Президент РФ.

Среди характерных черт государственной политики в области гражданской обороны можно выделить то, что она осуществляется при помощи координации работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что гражданская оборона — это важный институт обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации. Она имеет превентивный характер, одновременно реагируя на изменения ситуации в настоящем и ориентируясь на будущее.

Одна из важных характеристик гражданской обороны — это постоянное развитие, модернизация и привлечение новых технологий. Все это помогает выработать действенную систему по обеспечению безопасности в Российской Федерации.

1 Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

2 Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

3 Кириллов Г. Об основных направлениях государственной политики в области гражданской обороны / Кириллов Г., Долгин Н. // Гражданская защита. 2004. № 12. С. 29—33.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016.

№ 1 (ч. II). Ст. 212.

4. Указ Президента РФ 20.12.2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс»

5. Воробьев Ю.Л. Национальная безопасность и управление стратегическими рисками в России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. № 2. Т. 3. С. 95—104.

6. Жиганов КВ., Данилов ПВ., Дашевский АР, Костылев Д.Н. Гражданская оборона в современных условиях // Молодой ученый. 2016

№ 20. С. 508—511.

7. Кириллов Г. Об основных направлениях государственной политики в области гражданской обороны / Кириллов Г., Долгин Н. // Гражданская защита. 2004. № 12. С. 29—33.

№ 3/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.