Научная статья на тему 'Гражданская инициатива как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления в Российской Федерации'

Гражданская инициатива как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2313
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / GOVERNMENT / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SOCIAL ORGANIZATION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / POLITICAL MODERNIZATION / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА / CIVIC INITIATIVE / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CIVIC POSITION / ДИАЛОГ / DIALOGUE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ягодка Николай Николаевич

В статье рассматриваются особенности взаимодействия органов власти и общественных организаций в Российской Федерации. Анализируется роль и место гражданских инициатив в современной системе общественно-политических отношений, а также влияние гражданских инициатив на повышение эффективности государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic Initiative As a Factor Of The Improvement Of The State And Municipal Management In The Russian Federation

The article is devoted to the characteristics of the interaction between the authorities and civil society’s organizations in the Russian Federation. The role and the place of civic initiatives in the modern system of social and political relations are analyzed as well as the impact of the civic initiatives to the improvement of state and municipal management’s efficiency.

Текст научной работы на тему «Гражданская инициатива как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления в Российской Федерации»

ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.Н. Ягодка

Кафедра сравнительной политологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются особенности взаимодействия органов власти и общественных организаций в Российской Федерации. Анализируется роль и место гражданских инициатив в современной системе общественно-политических отношений, а также влияние гражданских инициатив на повышение эффективности государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: государственная власть, общественная организация, политическая модернизация, гражданское общество, гражданская инициатива, гражданская позиция, диалог, государственное и муниципальное управление.

Современная российская политическая система находится в состоянии перманентной трансформации и модернизации. Экономические и социальные реформы обуславливают изменения и в политическом процессе.

Политический процесс в Российской Федерации имеет несколько характерных направлений. Первое направление характеризуется укреплением вертикали власти и налаживанием контроля за деятельностью региональных руководителей и администраций посредством централизованной системы управления. Второе направление заключается в активных поисках как властью, так и разнообразными общественными институтами путей эффективного и взаимовыгодного сотрудничества. Второе направление, а именно взаимодействие и сотрудничество между общественными и государственными институтами, представляет особый интерес в условиях сегодняшних дней.

Особенность дальнейшего развития российской социально-политической системы заключается в разрешении следующего противоречия: противоречия между сохранением стабильной моноцентричной системы государственного управления и потребностью широкомасштабного внедрения демократических институтов, механизмов и процессов в политическую систему РФ.

Вектор развития политической системы в Российской Федерации должен быть направлен в первую очередь на формирование открытой и эффективной политической системы. Такая система должна быть динамичной и гибкой, уметь своевременно реагировать как на внутренние, так и на внешние сигналы, используя многочисленные каналы обратной связи. Эффективная политическая система должна уметь слушать и слышать мнения широких общественных групп и слоев населения, а не только мнения политической и экономической элит государства.

Именно общество является основным элементом, на который опираются важнейшие государственные институты: политические партии, органы исполнительной, законодательной и судебной власти. Очевидно, что политические партии РФ в их современном виде не являются надежными каналами связи между властными и общественными институтами. Наблюдается своеобразный отрыв депутатов от своих избирателей: партии отстаивают личностные и партийные интересы, а общество не всегда может оказывать влияние на законотворческий процесс. Данную проблему верно обозначил Дорожкин Ю.Н.: «Стало очевидным, что в России нет адекватной партийной системы, которая была бы способна полнокровно отражать интересы всех социальных групп в обществе и институтах власти. Политические события последнего года (выборы в Государственную Думу РФ в декабре 2011 г., выборы Президента РФ в марте 2012 г. — Н.Я.) впервые столь остро затронули проблему политических партий как института гражданского общества. Выяснилось, что в стране нет партий, способных выполнять свои изначальные политические функции: артикуляцию и канализацию интересов общества и транслирование их во власть, формирование политической элиты и определение лучших во власть, демократический контроль за властью через парламент, работу с гражданским обществом и т.д.» [2. С 13].

В такой ситуации необходим поиск новых путей взаимодействия между властью и обществом. Все большую роль начинают играть формирующиеся и развивающиеся институты российского гражданского общества. Аккумулируя энергию общественно-активного населения и выражая интересы различных слоев и групп населения, институты гражданского общества стремятся играть все более заметную роль в современном социально-политическом процессе в Российской Федерации.

Формирование устойчивого гражданского общества — процесс длительный. В данном процессе активную роль должна играть как государственная власть, так и общественная инициатива, причем главенствующая роль должна быть именно за последней. Гражданское общество — это общество активного участия. Участие в разработке политических, экономических и социальных программ, контроль за деятельностью всех ветвей власти, экспертиза законодательных актов, взаимодействие и сотрудничество с государственными и муниципальными органами власти — это лишь малая часть тех задач, которые призвано решать зрелое гражданское общество в условиях сформировавшейся демократической политической системы и стабильного правового государства.

Стоит подчеркнуть, что в российских условиях демократический процесс имеет ряд характерных отличий от западноевропейских и американских политических систем. Демократические ценности не являются доминирующими в менталитете российского населения. Исторический опыт и современная повестка дня показывают, что российское население тяготеет к сильной централизованной власти, способной эффективно решать актуальные политические проблемы. Однако именно власть сегодня оказывает значительное влияние на формирование

гражданского общества, с целью повышения эффективности государственного управления. Высшие должностные лица государства периодически указывают на ключевую роль гражданского общества в решении актуальных социально-политических проблем, проведении эффективных реформ, повышении эффективности государственного и муниципального управления. 12 декабря 2013 г., в Послании Федеральному Собранию РФ, В.В. Путин еще раз подчеркнул важнейшую роль гражданской активности в развитии российского общества и государства: «Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни... Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое „нулевое", чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества» [10].

А.Ю. Сунгуров в своем научном труде «Гражданское общество и его развитие в России» выделяет три основные модели взаимодействия органов власти и структур гражданского общества:

1) партнерская;

2) отсутствие сотрудничества (игнорирование);

3) конфронтация [12. С. 125—130].

В рамках партнерской модели государство выступает в роли так называемого «садовника», призванного всеми мерами подготовить благодатную почву для произрастания институтов гражданского общества и их последующего культивирования. Государство понимает всю важность существования независимых неправительственных организаций для осуществления эффективного государственного и регионального управления. Путем проведения переговоров и организации дискуссионных клубов органы власти стараются в полной мере учитывать мнение различных социальных групп, участвующих в политическом процессе.

В рамках партнерской модели взаимодействия государства и общественных институтов государство может придерживаться патерналисткой тактики, обеспечивая поддержку лояльных общественных объединений и движений. В таком случае государство располагает определенным набором инструментов, оказывающих влияние на функционирование общественных институтов: предоставление льготных условия аренды помещений, оказание преференции при распределении грантов и др. В такой модели гражданская инициатива находится под контролем государства и напрямую зависит от него. Можно с уверенностью утверждать, что при патерналистской модели взаимодействия государства и общества говорить о зарождении эффективного гражданского общества не приходится.

При отсутствии взаимодействия (игнорирования) между государством и общественными институтами государство не оказывает влияние на развитие НКО и реализацию гражданских инициатив. При таком сценарии взаимодействия институты гражданского общества стремятся найти поддержку (финансовую, кон-

сультационную и иную) у разнообразных бизнес-структур, международных организаций и фондов.

Модель конфронтации государства и общественных институтов выражается в попытках власти препятствовать деятельности НКО, общественных объединений, организаций, гражданских инициатив. В такой деятельности государство видит угрозу собственной власти, а субъектов общественной власти рассматривает в качестве политических конкурентов. Неудивительно, что при такой модели говорить о каком-либо конструктивном диалоге «власть—общество» не приходится. Государство старается всеми возможными способами усложнить деятельность нелояльных к ней общественных объединений. Зачастую возможен и полный запрет деятельности той или иной организации [12. С 125—130].

Партнерская модель взаимодействия власти и общественных институтов является наиболее предпочтительной для России. В большей степени государство тяготеет к патерналистской модели, не забывая о своей важной роли в создании благоприятной почвы для развития многочисленных форм общественных объединений и движений.

Гражданское общество является многогранным феноменом. Оно состоит из многочисленных институтов: гражданские организации, объединения по интересам, гражданские экспертизы, органы гражданского контроля и т.д. Среди компонентов гражданского общества особое место занимают гражданские инициативы, которые являются базисным элементом в формировании прочного каркаса российского гражданского общества.

Гражданская инициатива представляет собой форму коллективного волеизъявления граждан, посредством которой транслируется мнение определенной группы населения в компетентные государственные и муниципальные органы власти с целью получения ответной реакции [4]. Гражданскую инициативу можно рассматривать не только в качестве формы коллективного волеизъявления граждан, призванную лишь донести мнение определенной общественной группы до компетентного органа власти. Гражданская инициатива — это также и форма коллективного действия, целью которой является отстаивание законных прав и свобод человека и гражданина, а также решения актуальных и острых социальных вопросов. Гражданские инициативы могут носить формальный характер и регистрироваться в установленном законом порядке, а могут носить и неформальный (спонтанный) характер, особенно если речь идет о незамедлительном решении определенного актуального вопроса.

Общественная жизнь представляет собой комплекс разнообразных связей и отношений внутри себя. Полностью регламентировать все сферы общественной жизни нереально. Именно поэтому, время от времени, наблюдается противостояние в отношениях между государством и обществом. Из-за отсутствия эффективных каналов связи «государство — гражданское общество» возникают напряженные, а порой и конфликтные ситуации. В этих условиях на первую роль выходят гражданские инициативы. Им не нужно длительного времени на органи-

зацию и разработку определенных стратегий и вариантов действий. Лишенные бюрократических проволочек, гражданские инициативы лишь транслируют мнение населения по тем или иным вопросам.

Для того чтобы описать феномен «гражданской инициативы», необходимо подробнее рассмотреть ее структуру.

Причины возникновения гражданских инициатив (ГРИН).

1. Назревшая необходимость решения социальной, политической, экономической или иной проблемы, которую государственная или муниципальная власть либо игнорирует, либо еще не решила.

2. Стремление определенной общественной группы защитить свои законные права и свободы (или восстановить нарушенные государством права).

3. Желание населения улучшить свои жизненные условия в социальной сфере: ЖКХ, безопасность, культура.

4. Альтруистические мотивы поведения (безвозмездная помощь нуждающимся, защита прав различных групп населения) и др.

По территориальному принципу гражданские инициативы можно условно разделить на:

— местные (на уровне квартала, района, округа);

— городские;

— региональные (на уровне субъекта или нескольких субъектов РФ);

— федеральные (инициативы, представленные в многочисленных субъектах Федерации и направленные на решение общегосударственных вопросов).

О. Мирясова выделяет следующую структуру гражданской инициативы: «ядро» и «периферия» [5]. Ядром гражданской инициативы является лидер и инициатор создания инициативы. Ядро может состоять как из одного, так и из нескольких лидеров, которые регулярно принимают участие в деятельности инициативы, занимаются вопросами организации и мотивации общественных масс. Периферию составляют, как правило, люди, лично заинтересованные в решении проблемы и периодически участвующие в деятельности инициативы. К ним могут относиться как обычные граждане, сочувствующие и сопереживающие общему делу, так и профессионалы (юристы, экономисты, аналитики, консультанты), оказывающие профессиональную поддержку гражданской инициативе. В активное ядро гражданской инициативы обычно входит от 10 до 20% от общего числа участников инициативы. К периферии относятся 80—90% от общего числа участников инициативы. Озвученные цифры не являются универсальными и неприменимы ко всем инициативам. Гражданские инициативы разнообразны по своей природе: от малочисленных (1—10 участников) до крупных и многочисленных (1000 участников и более). Активность каждой инициативы может меняться с течением времени: период подъема может сменяться периодом затишья и спада инициативной деятельности.

ГРИН как форма коллективного действия может преследовать как достижение одной цели, так и достижение целого комплекса целей.

Субъектом гражданской инициативы выступает общественная группа, имеющая сходные интересы и требования (группа экологов, группа пенсионеров, многочисленные молодежные группы и т.д.).

Объектом гражданской инициативы является достижение определенной (заранее задекларированной цели), например защита лесного массива от вырубки, защита экологии района, защита интересов собственников жилья, пенсионеров, малообеспеченных групп населения и т.д.

ГРИН сама по себе не является институтом, в отличие от общественного движения, политической партии, фонда. Гражданская инициатива возникает спонтанно и так же спонтанно способна прекратить свое существование. Однако гражданские инициативы могут стать важным импульсом к созданию определенного института гражданского общества либо же гражданская инициатива может сама институционализироваться (например, превратиться в общественное движение «одного требования»).

Гражданские инициативы оказывают значительное влияние на эффективность государственного и муниципального управления. Так, гражданская инициатива помогает своевременно обнаруживать проблемную зону (социальная, экономическая и иные сферы общественной жизнедеятельности) и привлекать внимание компетентных властных структур к ее решению.

Действительно, бюрократизированная система государственного и муниципального управления не способна в полной мере охватить все сферы социально-политической жизни общества и адекватно и своевременно реагировать на сигналы, поступающие извне. В данном контексте гражданская инициатива призвана помогать государству решать актуальные управленческие вопросы. Лишенная бюрократических барьеров, в определенных ситуациях гражданская инициатива действует намного эффективнее органов власти при анализе проблем и поисках ее решения.

Рассмотрим подробнее конкретные виды гражданских инициатив, причины их возникновения, период активности, характер участников и достигнутые цели.

Одной из крупнейших гражданских инициатив последнего времени была ГРИН по защите от вырубки для строительства автотрассы Москва — Санкт-Петербург значительной части Химкинского леса. Данная инициатива была оформлена в формате общественного «Движения в защиту Химкинского леса». Периоды активности данной гражданской инициативы — с 2007 по 2012 г.

Причиной возникновения данной инициативы послужило намерение властей вырубить часть лесного массива в г. Химки с целью соединить строящуюся платную автомагистраль Москва — Санкт-Петербург по кратчайшему пути. Ядром данной инициативы первоначально выступал главный редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов и ряд его сторонников. Именно Бекетов стал активно освещать действия властных структур в отношении леса и их планы по вырубки лесного массива. В 2008 г. на Бекетова было совершено нападение неизвестными лицами, и он стал инвалидом. Именно активная гражданская позиция Бекетова и его сторонников позволила привлечь внимание общественности и неравнодуш-

ных граждан к проблеме в районе. Позднее было создано движение в защиту Химкинского леса, инициатором которого, а позднее и лидером стала Евгения Чирикова.

«Движение в защиту Химкинского леса» проводило регулярные митинги и акции протеста, его члены направляли запросы и жалобы в многочисленные государственные органы. Благодаря действиям активистов, а также освещению проблемы многими СМИ данная инициатива достигла определенных положительных результатов: в планы по строительству были внесены значительные коррективы, предусматривающие менее масштабную вырубку лесного массива.

Гражданская инициатива «Движение в защиту Химкинского леса» является в большей степени протестной и защитной инициативой. Граждански активные жители Химок выступили в защиту природных ресурсов и выразили свой протест властным структурам. Стоит отметить, что в период активности данной гражданской инициативы к ней присоединялись наряду с неравнодушными гражданами также формальные институты гражданского общества: Гринпис России, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Союз охраны птиц России, Центр охраны дикой природы, Международный Социально-экологический союз. Также к движению присоединялись некоторые представители так называемой российской несистемной оппозиции.

Гражданская инициатива по защите просуществовала и продолжает существовать в видоизмененной форме и в наши дни. Результатом ее активности стало как решение конкретной цели (защита Химкинского леса от вырубки), так и привлечение общественного внимания, а также внимания чиновников и представителей власти и бизнеса к проблемам защиты окружающей среды. Некоторые активисты данной инициативы продолжили заниматься вопросами защиты окружающей среды, другие, например, Е. Чирикова, занялись политической карьерой [3].

Гражданская инициатива в защиту Химкинского леса способствовала созданию новых районных и городских инициатив, таких как «Инициативная группа в защиту Шереметьевского леса», инициативная группа микрорайона «Сходня», инициативная группа микрорайона «Левобережный» и др.

Эти и многие другие экологические инициативы координируются в рамках неформального общественного экологического движения «Экологическая оборона Москвы и области». Основной задачей движения является: «защита от уничтожения подмосковных лесов, парков, зеленых зон во дворах, рек, озер... мы не являемся политической партией, мы не рвемся к власти — наша задача предельно четкая: защитить природу. Ради этого мы готовы сотрудничать с любыми политическими силами, общественными и религиозными объединениями и, прежде всего — с гражданами, имеющими разные политические взгляды, но разделяющими нашу цель» [8]. Помимо вопросов экологии данное общество реализует гражданские инициативы в следующих сферах: ЖКХ, выборы, точечная застройка, медицина, образование, транспорт, дороги и ряд других сфер общественной жизни.

Следующим примером гражданской инициативы может служить общественная организации «Лига избирателей», созданная представителями общественности

в ходе массовых акций протеста против результатов выборов в Государственную Думу РФ в декабре 2012 г.

Декларация «Лиги избирателей» гласит: «Мы не ставим политических целей и не собираемся оказывать поддержку отдельным партиям или кандидатам в президенты. Мы хотим жить в честной стране. Мы за честные суды, за честные СМИ, за честную полицию, за честные отношения между государством и гражданином. Мы за честные выборы — от местных до президентских. Мы будем бороться за это всеми доступными законными методами. Мы призываем всех, кто разделяет наши взгляды, присоединяться к Лиге и активно участвовать в борьбе за честные выборы» [7].

Важно подчеркнуть, что учредители Лиги не причисляют свою организацию к формальному институту или политическому направлению. Они объявляют свою подчеркнутую политическую нейтральность. Таким образом, данное движение можно в полной мере отнести к гражданской инициативе.

Ядром и учредителями «Лиги избирателей» стали многие известные и медийные личности: Рустем Адагамов (блогер), Дмитрий Быков (журналист, поэт), Татьяна Лазарева (телеведущая), Леонид Парфенов (журналист, телеведущий), Сергей Пархоменко (журналист, издатель) и другие [7]. Благодаря присутствию в ядре организации известных и авторитетных личностей инициатива привлекла на свою сторону большое количество активных граждан. В рамках движения был реализован комплекс проектов по подготовке волонтеров к проведению наблюдения за ходом голосований, подсчетом голосов и обнародованием итоговых результатов. В периоды выборов (выборы Президента РФ 12 марта 2012 г., Единый день голосования — 8 сентября 2013 г. и других выборов) Лига организовывала работу оперативного штаба, который обеспечивал полную интерактивную поддержку и координацию волонтерской деятельность в день выборов. На сайте «Лиги избирателей» зарегистрировано более девяти тысячи волонтеров и создано более 300 рабочих групп волонтеров [7].

Результатом деятельности гражданской инициативы стало проведение достаточно открытых и демократичных выборов в Российской Федерации. Инициатива привлекла значительное число волонтеров, которые являлись наблюдателями на выборах. Инициатива также реализовала просветительские функции, обучив волонтеров и граждан законодательству в области избирательного права, познакомила их с процедурами подсчета, обработки бюллетеней, составления отчетов и иной документации, связанной с подготовкой и проведением выборов.

После решения поставленных задач (повышение прозрачности выборного процесса, уменьшение злоупотреблений властными структурами в период избирательной кампании) инициатива существенно понизила темпы своей активности. Однако в случае повторения ситуации, схожей с проведением выборов в декабре 2012 г., не исключена возможность активизации данной инициативы или ее модифицированного аналога.

В апреле 2008 г. в московском районе Ясенево была сформирована ГРИН по защите района и прилегающих территорий от строительства мусоросжига-

тельного завода (МСЗ). Согласно первоначальной версии генерального плана развития г. Москвы до 2025 г. именно на территории района Ясенево планировалось построить новый МСЗ. Общественными активистами был создан ряд движений: «За чистый воздух в Ясенево», «Движение против строительства МСЗ в Ясенево», призванных пресечь попытки местных властей начать строительство МСЗ и пересмотреть план строительства. Активисты проводили сбор подписей против строительства МСЗ (было собрано более 100 тыс. подписей жителей района), направлялись запросы в органы государственного и местного самоуправления, проводились митинги и акции протеста. Ядром данной инициативы являлись как представители молодого поколения, так и авторитетные жители района, неравнодушные к судьбе своего дома и его экологии.

Один из активистов «Движения против строительства МСЗ в Ясенево» Сергей Куприянов так характеризует свое участие в гражданской инициативе по защите района: «Прежде всего, хочу, чтобы моя семья была в безопасности. Фактически мы (инициативная группа из 22-х жителей Ясенево) отстаиваем свой дом, боремся за его экологию. Это самозащита, оборона. Но оборона не голословная, а основанная на конструктивных контрпредложениях» [9].

Действительно, инициативная группа предложила государственным органам свое видение альтернатив строительству МСЗ, среди которых перенос МСЗ за черту города, строительство мусороперерабатывающего завода, так как результаты его деятельности наносят меньший вред экологии, разработка и внедрение политики раздельного сбора мусора гражданами Москвы и ряд других инициатив.

Результатом деятельности гражданской инициативы по защите района Ясенево от строительства МСЗ стал отказ властей г. Москвы от планов строительства завода на территории района. Компетентные органы г. Москвы согласились на пересмотр генерального плана застройки г. Москвы и внесение в него существенных коррективов. Данная гражданская инициатива также сфокусировала внимание чиновников на важном и актуальном в наши дни вопросе — раздельном сборе и утилизации отходов.

В самом деле, необходимо разрабатывать и внедрять в повседневную жизнь горожан принципы раздельного сбора мусора, что существенно облегчит его утилизацию и будет способствовать увеличению количества перерабатываемого мусора и снижению уровня загрязнения экологии города и прилегающих территорий.

Достигнув своей цели (отмена строительства МСЗ на территории района Ясенево), ГРИН продолжила свое существование в видоизмененной форме. Наработанные контакты и социальные связи продолжают способствовать улучшению диалога между жителями района и городскими и муниципальными органами власти. Общественная инициатива продолжает решать актуальные вопросы местного значения и отстаивать свои законные права.

Перечисленные выше гражданские инициативы («Движение в защиту Химкинского леса», «Лига избирателей», «Движение против строительства МСЗ в Ясенево») являются лишь краткими примерами выражения гражданской пози-

ции общественных групп с целью оказания влияния на эффективность государственного и муниципального управления. Конечно, примеров деятельности гражданских инициатив намного больше: они функционируют на уровне дома, двора, района, округа, города, региона, страны. Наиболее многочисленными являются инициативы, состоящие из небольшого круга лиц лично знакомых друг с другом. Такие инициативы возникают, как правило, для решения коммунальных и иных проблем и повышения эффективности осуществления управления местными властями.

Представляется необходимым отметить роль современных информационных технологий в повышении уровня вовлеченности населения в различные гражданские инициативы, общественные движения и государственные проекты. Благодаря развитию и широкому внедрению сети Интернет, социальным сетям, блогам и иным ресурсам информационной среды гражданам стало легче налаживать коммуникацию, проводить обсуждение актуальных вопросов, вырабатывать стратегию совместных действий.

Интернет служит связующим звеном в деятельности гражданских инициатив. Органы государственной власти и местного самоуправления также стремятся путем использования информационных технологий направлять гражданскую инициативу на повышение эффективности управленческого процесса.

На региональном и федеральном уровнях функционирует государственная программа «Открытого правительства», главной целью которого является налаживание конструктивного информационного взаимодействия между государственными органами и общественными институтами. Действительно, в современных условиях развития общественных и политических институтов информация и доступ к ней являются важнейшими условиями осуществления эффективной общественно-политической деятельности.

Целью системы «Открытое правительство» является улучшение качества взаимодействия экспертного сообщества, гражданских инициатив, институтов гражданского общества и органов власти всех уровней. Активное вовлечение в процесс поиска, сбора, анализа, обработки информации, экспертизы и выработки управленческих решений большего количества граждан, представляющих различные общественные группы и институты и имеющих разные взгляды, интересы и предпочтения, — залог принятия взвешенного, компромиссного и эффективного управленческого решения: «Открытое правительство — это не новая властная структура, а система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Результатом такого взаимодействия станет не только повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, а значит повышение качества жизни граждан, но и формирование новой для России культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных решений» [11].

Шаги в сторону сближения власти и общества предпринимаются и в городе Москве. Так, в рамках работы проекта «Открытое Правительство города Москвы» функционирует интерактивный геоинформационный портал «Наш город».

Портал был создан по инициативе мэра Москвы С.С. Собянина в целях выстраивания конструктивного диалога между жителями и органами исполнительной власти города Москвы по конкретным вопросам городского хозяйства. Портал

предоставляет жителям столицы следующие опции: получать информацию о деятельности органов власти, контролировать своевременность и качество проводимых работ на объектах городского хозяйства, сообщать о выявленных нарушениях, оценивать работу государственных учреждений и др. [1].

Портал «Наш город» призван повысить роль гражданского участия в решении актуальных вопросов развития города. Исполнительная власть открыто призывает москвичей не оставаться равнодушными к проблемам города, а также взять на себя часть ответственности за выработку и принятие ключевых управленческих решений.

Действительно, распределение ответственности между властными структурами и гражданами способствуют повышению уровня солидарности в обществе, а также улучшению взаимопонимания между властью и обществом. Свобода — это не только возможность реализовывать свое право на что-то, но это и способность субъекта или субъектов нести ответственность за принимаемые решения. Стоит добавить, что Портал сотрудничает с такими общественными проектами, как: «Сердитый гражданин» (решение проблем взаимодействия государства и общества), «РосЯма» (улучшение состояния дорог, контроль работы дорожных служб), «Муниципальный контроль» (контроль за деятельностью муниципальных властей), «РосДвор» (улучшение состояния дворовых территорий города).

Данным проектам портал «Наш город» оказывает информационную, консультационную и иные виды поддержки, что способствует повышению уровня гражданского участия в решении социально-значимых проблем.

Итак, проанализировав характер и модели взаимодействия власти и общества, можно сделать вывод, что качество такого взаимодействия зависит как от готовности властных органов слушать и слышать мнение общественных структур, так и от способности общественных объединений идти на контакт с властью и отстаивать свои позиции законными и мирными способами. Гражданские инициативы представляются важнейшим фактором мобилизации общества для транслирования своих интересов во властные структуры, а также для защиты своих законных прав и гарантированных свобод.

Участие людей в гражданских инициативах способствует их просвещению, повышению способности к самоорганизации, формирует навыки сотрудничества и социально ответственного поведения.

Гражданские инициативы способствуют улучшению системы социального, экономического и культурного обеспечения населения, а также повышению качества принимаемых чиновниками управленческих решений. Формируется общество активного гражданского участия, главной задачей которого является не противопоставление себя власти, а налаживание партнерских отношений с ней. Гражданские инициативы создают благоприятные условия для деятельности массовых общественных и политических движений и организаций. Успешное и поступательное развитие Российской Федерации, формирование стабильного правового государства, а также эффективного гражданского общества во многом зависит от развития гражданских инициатив и повышения уровня их участия в дальнейшем решении социальных, экономических, политических и иных актуальных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Геоинформационный портал «Наш город». URL: http://gorod.mos.ru/?show=about.

[2] Дорожкин Ю.Н. Актуальные проблемы модернизации политической системы России // Власть. 2012. № 10.

[3] Избирательная комиссия Московской области. URL: http://www.moscow_reg.vybory. izbirkom.ru/region/region/moscow_reg?action=show&root=1&tvd=4504057170823&vrn=4504 057170819&region=50&global=&sub_region=50&prver=0&pronetvd=null&vibid=4504057170 823&type=222.

[4] Конституционное право. Энциклопедический словарь. М.: Норма, 2001.

[5] Мирясова О. Что такое гражданские инициативы? URL: http://www.rpk.len.ru/theory/ CivInit.html.

[6] Никовская Л.И. Гражданские инициативы и модернизация России. М.: Ключ-С, 2011.

[7] Общественное движение «Лига избирателей». URL: http://www.ligaizbirateley.ru.

[8] Общественное движение «Экологическая оборона Москвы и области». URL: http ://www.ecmo.ru/documents/o-nas.

[9] Объединение городских экспертов «Соседи». URL: http://www.my-sosedi.ru/hot/sergej-kupriyanov.

[10] Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/19825.

[11] Система «Открытое правительство». URL: http://большоеправительство.рф/opengov.

[12] Сунгуров А.Ю. Гражданское общество и его развитие в России: Учебное пособие. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_gr_ob.pdf

REFERENCES

[1] Geo-informacionnyi portal "Nash gorod". URL: http://gorod.mos.ru/?show=about.

[2] DorozhkinY.N. Actualniye problemy modernizacii politicheskoi sistemy v Rossii // Vlast', 2012, № 10.

[3] Izbiratel'naya komissiya Moskovskoy Oblasti. URL: http://www.moscow_reg.vybory. izbirkom.ru/region/region/moscow_reg?action=show&root= 1 &tvd=4504057170823&vrn=450 4057170819&region=50&global=&sub_region=5 0&prver=0&pronetvd=null&vibid=4504057 170823&type=222.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Constitucionnoe pravo. Encyclopedicheskiy Slovar'. Moskva: Norma. Avakyan S.A. 2001.

[5] Miryasova O. Chto takoe grazhdanskaya iniciativa? URL: http://www.rpk.len.ru/theory/ CivInit.html.

[6] Nikovskaya L.I. Grazhdanskie initiativy I modernizaciya Rossii [sbornik statey] / Nikovskaya L.I., Iakimets V.N., Molokov M.A. Moskva, 2011.

[7] Obshestvennoe dvizhenie "Liga Izbirateley". URL: http://www.ligaizbirateley.ru.

[8] Obshestvennoe dvizhenie "Ekologicheskaya oborona Moskvy i oblasti". URL: http ://www.ecmo.ru/documents/o-nas.

[9] Obedinenie gorodskikh ekspertov "Sosedi". URL: http://www.my-sosedi.ru/hot/sergej-kupriyanov.

[10] Poslanie Prezidenta Federalnomy Sobraniyu 12 dekabrya 2013. URL: http://www.kremlin.ru/ news/19825.

[11] Sistema "Otkrytoe Pravitel'stvo". URL: http://большоеправительство.рф/opengov.

[12] Sungurov A.Y. Grazhdanskoe obshestvo I ego razvitie v Rossii. URL: http://www.civisbook.ru/ files/File/Sungurov_gr_ob.pdf.

CIVIC INITIATIVE AS A FACTOR OF THE IMPROVEMENT OF THE STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

N.N. Yagodka

The Department of Comparative Politics Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the characteristics of the interaction between the authorities and civil society's organizations in the Russian Federation. The role and the place of civic initiatives in the modern system of social and political relations are analyzed as well as the impact of the civic initiatives to the improvement of state and municipal management's efficiency.

Key words: government, social organization, political modernization, civil society, civic initiative, civic position, dialogue, state and municipal management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.