Научная статья на тему 'Гражданская авиация в Западной Сибири в ХХ веке'

Гражданская авиация в Западной Сибири в ХХ веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1177
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шиловский М. В., Шиловский Д. М.

В статье рассмотрены основные этапы становления региональной структуры гражданской авиации и основные компоненты её деятельности в 1920-2000 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIAL AVIATION OF THE WESTERN SIBERIA DURING THE 20TH CENTURY

The article is aimed at considering what were the main stages undergone by the The authors consider the main stages Main stages of the commercial aviation regional structure formation are considered by the authors as well as principal features of the aviation activity during 1920-2000.

Текст научной работы на тему «Гражданская авиация в Западной Сибири в ХХ веке»

УДК 94(470)

М.В. Шиловский НГУ, Новосибирск Д.М. Шиловский НГУЭУ, Новосибирск

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ХХ ВЕКЕ

В статье рассмотрены основные этапы становления региональной структуры гражданской авиации и основные компоненты её деятельности в 1920-2000 гг.

M.V. Shilovsky Novosibirsk State University

2, Pirogova Ul., Novosibirsk, 630090, Russian Federation D.M. Shilovsky

Novosibirsk State University of Economics and Management 56, Kamenskaya, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

COMMERCIAL AVIATION OF THE WESTERN SIBERIA DURING THE 20TH CENTURY

The article is aimed at considering what were the main stages undergone by the The authors consider the main stages Main stages of the commercial aviation regional structure formation are considered by the authors as well as principal features of the aviation activity during 1920-2000.

Практические опыты по созданию воздухоплательных аппаратов тяжелее воздуха начались во второй половине XIX в. Своеобразным итогом теоретических наработок в этой области стала монография «О сопротивлении жидкостей и воздухоплавании» (1880) Д.И. Менделеева, в которой утверждалось, что будущее в авиации принадлежит «аэродинамам» -летающим аппаратам тяжелее воздуха. Первый удачный полет на самолете с поршневым двигателем осуществили братья Райт 17 декабря 1903 г. Первые демонстрационные полеты на французских бипланах «Фарман» в Сибири (Томск, Новониколаевск, Омск) прошли в 1911 г. В 1914 г. с целью поиска экспедиции Г. Я. Седова в Арктику снаряжается экспедиция на пароходе «Печора», в состав которой вошел экипаж «Фармана» (мощность двигателя 70 л.с., грузоподьемность 240 кг, скорость 90 км/час) во главе с пилотом поручиком Я. Нагурским. 8 августа он совершил первый полет за Полярным кругом, вдоль западного берега острова Новая Земля.

Первая мировая, а затем гражданская войны затормозили развитие авиации за Уралом. Победившие в ходе социального катаклизма коммунисты обратили внимание на гражданскую авиацию в 1921 г. Основу самолетного парка в 1920-е гг. составили немецкие «Юнкерсы» Ю-13, имевшие двигатель в 185 л.с., позволявший развивать скорость 150 км/час и дальность полета 800 км. В рамках «Недели воздушного флота» (1923) летчик П. И. Лозовский совершил первый перелет по маршруту Москва-Казань-Свердловск-Курган-Омск-Новониколаевск, преодолев расстояние в 3800 км за 30 летных часов. С

начала 1928 г. начинаются подготовительные работы для открытия дальней почтовой авиатрассы Москва-Иркутск, протяженностью 4 700 км.

Оборудуется 106 основных и запасных посадочных площадок. Ночью 19 сентября 1928 г. из Москвы в Иркутск вылетел самолет со 100 кг почты и через 50 часов совершил посадку в столице Восточной Сибири. Официальное открытие трассы состоялось 15 мая 1929 г., когда одновременно из Иркутска и Москвы взлетели двухместные «Фоккеры» С-^ с двигателями в 400 л.с.

Уже в 1930 г. Сибирское управление воздушных линий перевезло 115 пассажиров, 7 700 кг почты и 770 кг грузов. На смену импортной технике пришел отечественный девятиместный ПС-9 (АНТ-9). Из Новосибирска начинают совершать рейсы до Сталинска (Новокузнецка) и Колпашево. С апреля 1931 г. летчики организовали доставку в столицу Сибири матриц центральной газеты «Правда»1. В апреле 1934 г. в Тюмени создается авиагруппа полярной авиации Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), осуществлявшая полеты в Тобольск, Самарово (Ханты-Мансийск), Березово, Салехард, а также проводку судов в Карском море. В 1938 г. авиапредприятие передается в систему ГВФ и реорганизуется в отдельный Обской авиаотряд во главе с Э.М. Лухтом2.

Накануне Великой Отечественной войны происходит обновление самолетного парка гражданской авиации. В 1935 г. она получила 32-местный ПС-35 с автопилотом и радиостанцией, крейсерской скоростью 350 км/час. Тогда же на местные линии вышел самолет «Сталь-3», а позднее ПС-84 (Ли-2). Для перевозки почты использовали бомбардировщик СБ (ПС-40), на котором личный состав ГВФ получал навыки управления боевыми машинами. Авиация постепенно входила в быт сибиряков. Авиабилет от Новосибирска до Москвы стоил 305 руб., что равнялось зарплате квалифицированного рабочего. Рейс длился больше суток.

С началом войны значительная группа летно-подьемного состава ГВФ отправилась на фронт в подразделения ВВС. Оставшиеся после мобилизации в авиаотрядах Западно-Сибирского управления (ЗСУ) ГВФ летчики, инженеры и техники на изношенной технике наращивали объемы перевозок. Одним из наиболее ярких эпизодов военной истории гражданской авиации Западной Сибири стало участие ее летчиков и наземного персонала в перегонке американских боевых самолетов, полученных по ленд-лизу. Доставленные в Красноярск, они перегонялись дальше пилотами ЗСУ с промежуточными посадками в Новосибирске, Барабинске, Омске. Для ускорения переброски боевой техники в июле 1943 г. ГКО принимает постановление о строительстве бетонной взлетно-посадочной полосы на аэродроме Новосибирского аэропорта ГВФ («Северный») и в Барабинске. Осуществление проекта возлагается на Главное управление аэродромного строительства НКВД СССР, обязав его развернуть на месте строительства лагерный пункт на 1800 заключенных. Стройка оказалась в катастрофическом положении с точки зрения обеспечения техникой. Так, из 41 необходимых по

1 Гражданская авиация. - 1931. -№ 5. - С. 33.

2 Петрова В.П. Авиагруппа полярной авиации ГУСМП // Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа. Салехард-Тюмень. - 2004. - Т. 1. - С. 69; Бабицкий А.И. Эдуард Лухт // Тюменская старина. Тюмень. - 2006. - Т. 1. - С. 80.

технологическому графику автомобилей имелось 30, из которых 14 находились в ремонте. Налицо были все 8 тракторов, но исправных насчитывалось всего три. Две тысячи рабочих-заключенных были фактически разуты и раздеты3.

Тем не менее, 19 октября 1944 г. начальник УНКВД по Новосибирской области комиссар госбезопасности 3-го ранга Ф.П. Петровский по телефону «ВЧ» информировал Л.П. Берия: «Докладываю, что Ваш приказ о строительстве аэродромов с жестким покрытием в Новосибирской области по постановлению ГКО... выполнен: по объекту Новосибирск досрочно на 20 дней с оценкой качества работ на отлично и по объекту Барабинск досрочно на 4 дня с оценкой качества работы на хорошо4.

После завершения войны гражданская авиация получила за счет демобилизованных большое количество квалифицированных специалистов, прежде всего пилотов. Восстанавливается нормальная деятельность аэропортов, увеличиваются объемы перевозок. Так, в целом по ЗСУ в 1945 г. отправили 3 778 пассажиров, в 1950-м - 345015. В мае 1948 г. возобновилась доставка матриц центральных газет в Новосибирск воздушным путем. До начала 1960-х гг. Западно-Сибирское управление ГВФ по территории обслуживания являлось самым большим в СССР. Помимо Западной Сибири (Алтайский край, Курганская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области) в него входили аэропорты Свердловской, Челябинской и Молотовской (Оренбургской) областей. Перевозки осуществлялись силами 15-ти авиаотрядов. В 1955 г. в аэропорту Новосибирск («Северный) базировались 114-й и 115-й авиаотряды, 6-й авиотряд воздушных съемок (аэрофотосъемка) и 1 -й учебно-тренировочный отряд, сведенные в Новосибирскую авиагруппу. Ежедневно совершались 10 рейсов по центральному (союзному) расписанию (Новосибирск-Москва, Новосибирск-Свердловск, Новосибирск-Якутск и т.д.) и 6 транзитных. В это же время в Новосибирской области действовали аэропорты в Красноозерске, Купино, Здвинске, Маслянино, Довольное, Сузуне, Кочках, Карасуке, Кыштовке, Северном, Татарске, Барабинске, Усть-Тарке, Чумаково, Крещенке, Колывани, Пихтовке, Веселовском, Каме, Чанах, Черепаново, Тогучине, Багане, Венгерово, Чистоозерке, Ордынском и Легостаево. На них в основном эксплуатировались неприхотливые и безотказаные Ан-2.

Большое значение для перехода гражданской авиации на качественно новую материальную часть имело появление реактивного бомбардировщика Ил-28. Осенью 1954 г. на них начались почтовые перевозки по маршруту Москва-Свердловск-Новосибирск. Революцией стало использование реактивного пассажирского лайнера Ту-104, созданного на базе бомбардировщика Ту-16 (1956). 15 сентября 1956 началась его эксплуатация на авиалинии Москва-Омск-Иркутск. Первый рейс из Новосибирска (а/п Толмачево) Ту-104 совершил 12 июля 1957 г. Использование реактивных и турбовинтовых воздушных судов потребовало переоснащения инфраструктуры аэродромов и строительства взлетно-посадочных полос из предварительно напряженного железобетона. В начале 1960-х гг. создаются

3 ГАНО. - Ф. Р-1348. - Оп. 1. - Д. 76. - Л. 1-2.

4 Там же. - Д. 87. - Л. 12.

5 Мехед В. В. От Авро до Ту. Новосибирск, 1981. - С. 96.

Толмачевский, Новосибирский, Барнаульский, Омский, Томский, Кемеровский, Тюменский объединенные авиаотряды. Вслед за Ту-104 авиаперевозки стали обслуживать Ил-18, Ан-10, Ан-24, Як-40, Ту-154. В 1977 г. Министерство гражданской авиации СССР перестало быть плановоубыточным и начало работать без государственных дотаций.

В связи с созданием Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в середине 1960-х гг. из состава ЗСУ гражданской авиации выделилось Тюменское. Сдаются в эксплуатацию аэродромные комплексы, имевшие взлетно-посадочные полосы (ВПП) с твердым покрытием, в Кемерово (сентябрь 1962 г.), Новокузнецке (апрель 1967 г.), Барнауле (май 1967 г.) и Томске (ноябрь 1967 г.). В течение 1960-1980-х гг. происходил постоянный рост объемов перевозок, и существенно менялась их структура в плане соотношения количества пассажиров, почты и грузов. В 1973 г. ЗападноСибирское управление гражданской авиации выполнило 62 189 рейсов по центральному расписанию. На долю Толмачевского аэропорта пришлось 27 309 рейсов, или 42,9 %, Омского - 18 376, Новосибирского («Северный») - 5 181, Кемеровского - 3 610, Томского - 3 006, Новокузнецкого - 2 583, Барнаульского - 2 124 рейса. Из Толмачево в 1978 г. можно было улететь в 175 городов Советского Союза.

В 1992 г. началось обвальное падение объемов перевозок из-за неконтролируемого роста цен на топливо (доля авиационного ГСМ в цене билета поднялась с 23 до 60 %) и тарифов на авиабилеты. В результате к 2000 г. объемы перевозок уменьшились в несколько раз. В 2000 г. в Российской Федерации перевезли 53,4 млн. чел., в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке 6,6 млн. чел.6 Практические прекратились внутриобластные авиаперевозки и закрылись аэропорты в южных районах Западной Сибири. Перестали совершаться рейсы между областными центрами и крупными городами региона. В 1990 г. ЗСУ гражданской авиации преобразуется в концерн «Сибирские авиалинии» («СибАВИА»), а затем с 1991 г. начинается разделение объединенных авиаотрядов на авиакомпании и аэропорты с последующим акционированием. Одновременно наиболее крупные аэропорты региона (Тюмень, Новосибирск (Толмачево), Омск) получают статус международных, а авиакомпании организуют международные, прежде всего чартерные (по частным заказам), рейсы.

В процессе становления рыночных отношений и конкурентной борьбы многие местные авиакомпании обанкротились. Прекратилось строительство важных объектов гражданской авиации (аэропорт Федоровка в Омске, ВПП-2 в Толмачево). Среди наиболее крупных региональных авиаперевозчиков в начале XXI в. значатся «Сибирь» ^7) и «Тюменьавиатранс». В 2004 г. авиакомпания «Сибирь» располагала следующим парком воздушных судов: А-310 - 2, Ту-204 - 2, Ту-154 - 36, Ил-86 - 12 единиц. Узкими местами отечественной гражданской авиации в начале XXI в. являются моральное и физическое старение парка самолетов и их неконкурентность по сравнению с западными аналогами.

6 Шиловский М. В. Авиационный транспорт // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009, т. 1, с. 16.

© М.В. Шиловский, Д.М. Шиловский, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.