Научная статья на тему 'Гравюры по рисункам К. -П. Марилье в книжных коллекциях Екатеринбурга'

Гравюры по рисункам К. -П. Марилье в книжных коллекциях Екатеринбурга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
449
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Клеман-Пьер Марилье / книжная гравюра / книжная иллюстрация / искусство XVIII в. / экспертиза объектов книжного искусства / Clément-Pierre Marillier / book engraving / book illustration / art of 18 century / examination of objects of book art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борщ Елена Викторовна

Статья посвящена творчеству французского художника-иллюстратора второй половины XVIII в.Клемана-Пьера Марилье (1740–1808). Источниками исследования являются гравюры по рисункам худож-ника, принадлежащие французским изданиям XVIII в. из собраний г. Екатеринбурга: Свердловской област-ной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского, Свердловского областного краеведческогомузея, зональной научной библиотеки Уральского федерального университета им. первого ПрезидентаРоссии Б. Н. Ельцина. Актуальность обращения к теме творчества иллюстратора обусловлена необходи-мостью введения в научный оборот новых источников – уральских коллекций редкой книги с гравюрамиXVIII в., которые мало изучены в художественном аспекте. Целью работы является публикация резуль-татов поиска и изучения гравюр по рисункам К.-П. Марилье из книжных собраний г. Екатеринбурга.Сделан краткий обзор историографии, приведены основные вехи биографии и творчества художника.Поясняется методика работы с материалами: поиск, сквозной просмотр, идентификация, атрибуция,описание и анализ. Сообщаются результаты изучения коллекций французских изданий с гравюрами по ри-сункам художника, а также результаты идентификации книг и атрибуции гравюр. В целом в ходе иссле-дования были найдены более ста тридцати гравюр из восьми серий иллюстраций, которые принадлежатдевяти изданиям. Наконец, гравюры анализируются с точки зрения темы, жанра, композиции и стиля.На основании описания и анализа изображений сделан вывод о преобладании одной стилевой линии в твор-честве художника. В итоге подтверждается художественная ценность книг с гравюрами по рисункамиллюстратора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGRAVINGS ON DRAWINGS OF C.-P. MARILLIER IN THE BOOK COLLECTIONS OF EKATERINBURG

The article is devoted to creative work of the French artist-illustrator of second half 18 century, Clément-Pierre Marillier (1740–1808). The sources of research are engravings on drawings of the artist, belonging to the French editions of 18 century from the collections of Ekaterinburg. There are Sverdlovsk regional universal scientific library named after V. Belinskii, Sverdlovsk regional museum of local lore, zone scientific library of the Ural federal university named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. The urgency of the reference to a theme of creativity of the illustrator is defined by necessity of introduction the new sources to science: the Ural collections of the rare book with engravings of 18 century. Last are not studied in art aspect. The purpose of this work is the publication of results of search and studying of engravings on drawings of Marillier from books collections of Ekaterinburg. First of all, the short review of a historiography is made. The basic marks of the biography and creativity of the artist are resulted. Then the technique of work with materials is explained: a search, a through viewing, an identification, an attribution, a description and an analysis. After that results of studying of collections of the French editions with engravings on drawings of the artist and results of identification of books and attribution of engravings are informed. On the whole, more than hundred thirty engravings from eight series of illustrations have been found during research. It’s belong for nine editions. At last, engravings are analyzed from the point of view of a theme, a genre, a composition and a style. The conclusion about prevalence of one style line of creativity of the artist is drawn on the basis of the description and the analysis of images. As a result, art value of books with engravings on drawings of the illustrator proves to be true.

Текст научной работы на тему «Гравюры по рисункам К. -П. Марилье в книжных коллекциях Екатеринбурга»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 769.2+76.034

Е. В. Борщ

канд. искусствоведения, доцент, Уральская государственная архитектурно-художественная академия

E-mail: ev_borshch@lenta.ru

ГРАВЮРЫ ПО РИСУНКАМ К.-П. МАРИЛЬЕ В КНИЖНЫХ КОЛЛЕКЦИЯХ ЕКАТЕРИНБУРГА1

Статья посвящена творчеству французского художника-иллюстратора второй половины XVIII в. Клемана-Пьера Марилье (1740-1808). Источниками исследования являются гравюры по рисункам художника, принадлежащие французским изданиям XVIII в. из собраний г. Екатеринбурга: Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского, Свердловского областного краеведческого музея, зональной научной библиотеки Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. Актуальность обращения к теме творчества иллюстратора обусловлена необходимостью введения в научный оборот новых источников - уральских коллекций редкой книги с гравюрами XVIII в., которые мало изучены в художественном аспекте. Целью работы является публикация результатов поиска и изучения гравюр по рисункам К.-П. Марилье из книжных собраний г. Екатеринбурга.

Сделан краткий обзор историографии, приведены основные вехи биографии и творчества художника. Поясняется методика работы с материалами: поиск, сквозной просмотр, идентификация, атрибуция, описание и анализ. Сообщаются результаты изучения коллекций французских изданий с гравюрами по рисункам художника, а также результаты идентификации книг и атрибуции гравюр. В целом в ходе исследования были найдены более ста тридцати гравюр из восьми серий иллюстраций, которые принадлежат девяти изданиям. Наконец, гравюры анализируются с точки зрения темы, жанра, композиции и стиля. На основании описания и анализа изображений сделан вывод о преобладании одной стилевой линии в творчестве художника. В итоге подтверждается художественная ценность книг с гравюрами по рисункам иллюстратора.

Ключевые слова: Клеман-Пьер Марилье, книжная гравюра, книжная иллюстрация, искусство XVIII в., экспертиза объектов книжного искусства

Для цитирования: Борщ, Е. В. Гравюры по рисункам К.-П. Марилье в книжных коллекциях Екатеринбурга / Е. В. Борщ // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 4 (44). - С. 92-99.

Французские книги XVIII в. почти без исключения принадлежат к числу артефактов из-за ремесленного изготовления и участия художников в их оформлении. Книги с гравюрами становились предметами коллекционирования уже в момент выпуска. Ныне листы иллюстраций и увражи обычно принадлежат музейным собраниям, а оригинальные издания с гравюрами - собраниям библиотек. Книги с гравюрами, как и листы гравюр, нуждаются в атрибуции и экспертизе. Они потенциально являются объектами художественного наследия, хотя не всегда имеют соответствующий статус.

Уральские книжные коллекции, возможно, обладают ценными артефактами XVIII в., что

необходимо установить. В Екатеринбурге находятся крупные массивы французских книг XVIII в., которые хранятся в собраниях Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского (СОУНБ), Свердловского областного краеведческого музея (СОКМ) и зональной научной библиотеки Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (ЗНБ УрФУ). В процессе работы с ними были най-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Свердловской области в рамках научного проекта № 15-14-66601 «Французские книги с гравюрами 18 века в коллекциях Екатеринбурга». Автор благодарит за организацию доступа к коллекциям О. М. Кадо-чигову, зав. отделом редких книг ЗНБ УрФУ, В. Н. Оносову, ст. науч. сотрудника, хранителя редкой книги СОКМ, О. А. Токареву, зав. отделом редких книг СОУНБ им. В. Г. Белинского.

92

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

Е. В. Борщ

Гравюры по рисункам К.-П. Марилье...

дены иллюстрации художника Клемана-Пьера Марилье (1740-1808), получившего известность во второй половине XVIII в.

Прежде чем мы обратимся к описанию найденных изданий, обозначим роль художника в истории французского книжного искусства, дадим краткие сведения о нем, представим его ключевые произведения. Впервые сведения о К.-П. Марилье появились в справочниках XVIII в., посвященных искусству гравирования, например, в «Словаре граверов» Ф. Базана [2, II, с. 18]. В XIX в., когда искусство «галантной эпохи» вошло в моду, биографические сведения об иллюстраторе были опубликованы в сохранивших по сей день актуальность справочниках Р. Порталиса и А. Беральди [11; 12].

К.-П. Марилье был родом из Дижона, где обучался у местного живописца. После переезда в Париж в 1760 г. он продолжал брать уроки живописи. Однако дебютировал Марилье в роли гравера [11, с. 365]. Известно, что он владел техникой офорта [12, с. 18]. Что касается живописи, то он оставил ее ради «более доходного жанра виньетки, который в то время подпитывали заказы книгопродавцев» [11, с. 365]. Как книжный график Марилье заявил о себе благодаря оформлению поэмы «Поцелуи» Дора (1772 г.) в тандеме со знаменитым Шарлем Эй-зеном [11, с. 365]. Восторги поэта, адресовавшего иллюстратору стихи, и публики вызвали виньетки художника для «Басен» Дора (1772 г.). Именно эту работу принято считать шедевром рисовальщика [11, с. 365, 367].

В 1770-1790-х гг. художник подготовил серии эскизов иллюстраций и декора для множества изданий. Вот далеко не полный перечень авторов: д’Арно, А. Берквин, Вольтер, С. Гесс-нер, Гомер, Грекур, К.-Ж. Дора, С. Мерсье, Ж. Казотт, П.-Ж. Кребийон, Лагарп, А.-М. Ле-саж, Монтескье, Пезе, А. Поуп, А.-Ф. Прево, Ж.-Т.-Ф. Рейналь, Ричардсон, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-Ф.-П. Сен-Фуа, Трессан, Фенелон. Марилье «достиг триумфа в малых жанрах», был «мастером титульной страницы и концовки» и оказался «одной из наиболее привлекательных личностей искусства XVIII столетия» [11, с. 367, 374]. О заключительном периоде жизни

художника известно, что «удалившись... в поместье, которое он приобрел в окрестностях Мелена, он жил там как мудрец, разделяя свое время между искусством и административными хлопотами округа, когда, вслед за серией атак паралича, он умер 11 августа 1808 г.» [11, с. 374]. Действительно, Марилье был мэром Буассиз (Boissise-la-Bertrand), а также одним из основателей публичной библиотеки и Сельскохозяйственного общества в Мелене [12, с. 19].

Знаток французской книжной гравюры XVIII в., А. Н. Бенуа причислил К.-П. Марилье ко второму поколению графиков, искусство которых было «значительно строже искусства их предшественников», что проявилось в резкой уверенности штриха «...в чрезмерной “чистоте работ”, в рассеянности света и, наконец, в некоторой схематичности фигур» [1, с. 416].

В XX в. графическое наследие К.-П. Марилье заинтересовало О. Холловея, называвшего «Новые басни» Дора (1773 г.) «четвертым шедевром иллюстрированной книги рококо» [6, с. 60]. Анализируя заставки, автор обращает внимание на характерный композиционный прием: фигуры персонажей выступают за пределы рамы, которая становится участником действия [6, с. 61]. В наше время работы иллюстратора стали актуальны благодаря исследованиям французских и канадских филологов под руководством О. Зигель-Бассо в области взаимодействия текста и образа. В рамках «проекта Марилье» разрабатывается тема иллюстрирования сказок и приключенческих романов [8].

В екатеринбургских собраниях нами были найдены девять изданий с гравюрами по рисункам К.-П. Марилье. Пять из них хранятся в собрании ЗНБ УрФУ (С. Гесснер, А.-Р. Лесаж, А.-Ф. Прево, Ж.-Ф.-П. Сен-Фуа и сборник «Воображаемые путешествия»), три - в собрании СОКМ (Библия, А.-Ф. Прево, Ж.-Ж. Руссо), одно - в собрании СОУНБ (Гомер). Следует отметить трудности работы с книжными собраниями, обусловленные отсутствием как сведений о гравюрах в каталогах, так и самих каталогов. Поясним методику отбора и идентификации материалов. Поиск гравюр по рисун-

93

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

Е. В. Борщ

Гравюры по рисункам К.-П. Марилье...

кам К.-П. Марилье осуществлялся путем сквозного просмотра французских изданий XVIII в. Далее отобраны экземпляры с гравюрами, распознаны имена граверов (как правило, неразборчивые). В результате работы со справочниками проведена идентификация книжных изданий, авторов и времени создания гравюр.

Сделаем обзор произведений иллюстратора по собраниям и по хронологии. Приведем описание и определение книг с гравюрами, охарактеризуем серии гравюр с точки зрения полноты, проанализируем изображения в аспекте жанрово-тематических, композиционных и стилевых особенностей.

Собрание ЗНБ УрФУ обладает двумя изданиями раннего периода (1770-е гг.) и тремя -периода расцвета творчества иллюстратора (1780-е гг.). Из числа ранних работ наибольший интерес представляют иллюстрации для «Полного собрания сочинений» С. Гесснера [4]. В наличии - 2 тома без выходных данных, форматом в шестнадцатую долю листа, которые происходят из собрания императорского Александровского лицея. Их дополняет в общей сложности 7 полностраничных гравюр, исполненных Р. Дельво в 1779 г. Очевидно это повторение трехтомного издания 1778 г., имевшего 3 гравированных титула, фронтиспис и 14 сюжетных иллюстраций [3, с. 432-433]. Р. Порталис называл эту работу «тонкой и грациозной» [11, с. 369].

Каждый из томов открывает гравированный титул с аллегорическими изображениями. Задуманные индивидуально, листы различаются в деталях, но имеют сходное композиционное решение. Они составлены из растительных мотивов в виде асимметричного картуша, обрамляющего заголовок и атрибуты пасторали (источник, лира, корзина с цветами). Текст дополнен сюжетными иллюстрациями с «легендами». Изображения миниатюрного размера различны по жанру: пастораль, галантная сцена, аллегория, бытовая сцена и пейзаж. Их объединяют пейзажные мотивы и участие мифологических героев. Пейзажное «обрамление» сцен выполнено в традициях рококо, однако композиции включают характерные ор-

наментальные мотивы неоклассицизма: цветочные гирлянды и корзины с цветами. Более того, галантные сцены приобретают жанровый оттенок, а в жанровой иллюстрации проскальзывает сентиментальность. Эклектичность серии указывает на ее принадлежность к стилю Транзисьон.

Более скромное участие художник принял в иллюстрировании «Полного собрания сочинений» Ж.-Ф.-П. Сен-Фуа (1778 г.), еще одной работе раннего периода [16]. Шеститомное издание форматом в восьмую долю листа, происходящее из собрания императорского Александровского лицея, к сожалению, лишено первого тома с фронтисписом [3, с. 924]. Единственная полностраничная иллюстрация по рисунку К.-П. Марилье, гравированная Лебо, сохранилась во втором томе издания. Это сюжетный фронтиспис, описывающий пьесу «Грации», который имеет «легенду» и указание на имена авторов и местоположение. Иллюстрация представляет галантную сцену в традициях живописи рококо: две грации протягивают герою руки так, что они образуют треугольник. К стилистике рококо восходят не только жанр, но и композиция иллюстрации с асимметричным, виньеточным очертанием.

Перечень крупных серий иллюстраций, относящихся к периоду расцвета творчества художника, открывают гравюры для «Избранных сочинений» А.-М. Лесажа, выпущенных в 15 томах в 1783 г. Издание оформлено портретным фронтисписом и 32 иллюстрациями [3, с. 636-637]. В наличии - 8 томов форматом в восьмую долю листа, происходящих из собрания императорского Александровского лицея [9]. Каждый том, за исключением одного, включает по две полностраничные гравюры (всего 16). Гравюры, исполненные Л.-М. Альбу, Ж.-Ф. Борнье, Ж.-Л. Делиньоном, Р. Дело-не-мл., В. Ланглуа, Лебо, Ж. де Лонгеем, М. Понс, Ш.-Э. Пата (в других источниках -Ж.-Б. Пата), имеют подписи, «легенды», название текста, номер тома и страницы. Серия оставляет целостное впечатление благодаря единому оформлению в виде простых широких рам с табличками для «легенды». Это удачно, так

94

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

Е. В. Борщ

Гравюры по рисункам К.-П. Марилье...

как они различны по жанрам (бытовой, батальный, пасторальный, галантный) и тематике (экзотическая, средневековая, театральная). В трактовке фигур заметно влияние А. Ватто и Ж.-О. Фрагонара.

По тому же принципу иллюстрированы «Избранные сочинения» Прево 1783-1785 гг. [13]. Издание в 39 томах форматом в восьмую долю листа дополняли портретный фронтиспис и 78 полностраничных иллюстраций, по две в каждом томе [3, с. 825]. В наличии - почти полный комплект (кроме 30, 36 т.), происходящий из библиотеки императорского Александровского лицея. За исключением нескольких, книги имеют по две гравюры (всего 66). Каждая - подписи, «легенду», указание на текст, том и страницу. Гравюры серии исполнили: Л.-М. Альбу,

Ж.-Ф. Борнье, Ж.-Л. Бьосс, Ф. Годфруа, Ш.-Э. Гоше, Ж. Дамбрен, Ж.-Л. Делиньон, Р. Де-лоне-мл., Р.-А.-Ж. Дельво, А.-П. Жонксис,

В. Ланглуа, Лебо, Ж.-Ж. Лево, Ж. де Лонгей, Ж. Мальбест, Ж.-Б. Пата, Л. Поке, М. Понс, М. Ретор, Ж. Тексье, К.-Ж.-Б. Шатлен, Ж.-Ж. Юбер.

Как правило, иллюстрации - это жанровые многофигурные сцены в интерьере, оформленном по моде 1770-1780-х гг., реже - с историческим или восточным колоритом. Художник детализирует интерьер и костюмы персонажей. Иногда встречаются галантные сцены с участием «вуайериста» и сцены насилия (казни). Повторяются такие сюжетные ситуации, как коленопреклонение, поцелуй, объятия, обморок. Пространство изображения обычно замкнуто. Гравюры обрамлены гладкой рамой с табличкой в основании.

Аналогично выглядит серия иллюстраций для сборника «Воображаемые путешествия» 1787-1789 гг. Издание в 39 томах форматом в восьмую долю листа включало 70 иллюстраций (по две в каждом томе), которые исполнили 16 граверов [3, с. 1050]. В эту антологию приключенческой беллетристики вошли тексты Апулея, Д. Боккаччо, Д. Дефо, Д. Свифта и др. [5, с. 236-240].

В собрании хранятся 35 томов, происходящих из библиотеки императорского Александровского лицея [18]. В пяти томах есть

5 полностраничных сюжетных иллюстраций, исполненных Л. Грутелем, Р. Дельво, В. Ланг-луа. Гравюры имеют необходимые сведения (подписи, «легенды», названия, номера), их «серийные» бордюры отличаются от уже известных: табличка фланкирована фестонами и шляпками «гвоздиков».

Три композиции из пяти напоминают пейзажи рококо: фигуры окружены декоративной растительностью. Замкнутое пространство интерьерных сцен содержит характерные для неоклассицизма правильные формы и прямые линии. Иллюстрации различаются по тематике, жанрам и стилю, что типично для обширных серий К.-П. Марилье, сопровождающих разного рода тексты.

Очевидно, иллюстрации для вышеупомянутых многотомных изданий беллетристики были выполнены по заказу одного издателя, оставшегося неизвестным. Скорее всего, именно издатель был автором концепции их иллюстрирования и оформления. Порталис назвал эти работы «важными сюитами». Известно, что эскизы для них выполнялись сепией и тушью [11, с. 370]. В ряду крупных серий иллюстратора следовало бы назвать еще одну, подготовленную для издания «Кабинет фей» (1785-1786 гг.) [3, с. 198]. Экземпляр, которым располагает собрание, к сожалению, без гравюр.

Собрание СОУНБ имеет работу периода расцвета творчества иллюстратора - серию иллюстраций для «Полного собрания сочинений» Гомера (1786-1788 гг.). Посвященное королю четырехтомное издание Гомера, включающее «Илиаду», выпустили в разных форматах. Его дополняли фронтиспис и 24 иллюстрации К.-П. Марилье. Гравюры издания форматом в четверть листа имели бордюры без «легенд» [3, с. 496]. Сохранились три из четырех томов форматом в четверть листа, происходящие из коллекции В. С. Логинова [7]. Комплект гравюр полный, за исключением фронтисписа. Каждый из томов содержит 6 иллюстраций, не считая карты (всего 18). Гравюры исполнили

Э. де Гендт, Ж. Дамбрен, Ж.-Л. Делиньон,

Р. Делоне-мл., Л. Линже, Ж. Пелисье, Н. Понс, Ф. Триер. Они подписаны, имеют бордюр, «ле-

95

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

Е. В. Борщ

Гравюры по рисункам К.-П. Марилье...

генды», заглавие текста, изредка - датировку и аббревиатуры «A.P.D.R.» («с одобрения короля»). Возможно, серия иллюстраций была выпущена в виде сюиты эстампов.

Иллюстрации для «Илиады», по словам Р. Порталиса, «указывают на попытку обращения к серьезному жанру» [11, с. 370]. Действительно, преобладают батальные сцены, редко -интерьерные жанровые и пастораль. Динамику событий передает диагональная композиция. Фигуры помещены на двух ярусах, что вполне уместно, так как в события вмешиваются «небесные покровители». Иллюстрации пространственно глубокие за счет планов и световоздушной перспективы. Извилистые линии предметов напоминают рокайли. Мягкие драпировки дробят крупные фигуры героев. Иллюстратор допускает цитаты из «галантной» живописи. Персонажи в декоративных исторических одеждах завораживают зрителя: они энергично жестикулируют и выражают эмоции с помощью мимики. Данные приемы снижают героический пафос текста. Иллюстратор почти не выделяет элементы неоклассицизма - прямые линии, ордерную архитектуру и плоскости стены. Все свидетельствует о «переходном» стиле серии. Широкий профилированный бордюр тоже эклектичен: он дополнен рельефным королевским гербом с ветвями лавра.

Собрание СОКМ содержит фрагменты трех значительных изданий с иллюстрациями К.-П. Марилье, два из них относятся к позднему периоду творчества художника. Прежде всего назовем повторную серию гравированных иллюстраций для переиздания сочинений Прево (1823 г.) [14]. Оно имеет те же объем, формат и иллюстрации, как и оригинальное издание 1783-1785 гг. [3, с. 825]. Сохранились 2 тома, владельческое происхождение которых не удалось установить. В каждом - по две гравюры (всего 4), исполненные А.-П. Жонксисом, Ж. де Лонгеем, Л. Поке, М. Понс. Судя по именам граверов, листы печатали с оригинальных досок. Действительно, при сопоставлении с гравюрами первого издания оказывается, что они идентичны и имеют тождественное обрамление.

Поздний период творчества художника представляет «Полное собрание сочинений» Ж.-Ж. Руссо в 37 т., выпущенное в 1788-1793 гг. без указания места издания. Аналогичное издание (40 фронтисписов и 43 иллюстрации) выходило одновременно, причем число гравюр варьировалось от 83 до 90 [3, с. 910-911]. Над иллюстрациями работали несколько художников, в частности, Ж.-М. Моро-мл. Одобрительно отзываясь о «маленьких рисунках» К.-П. Марилье для этого издания, Р. Порталис замечал, что им «немного вредило» соседство крупных иллюстраций Моро-мл. [11, с. 370]. В наличии - 10 томов форматом в восьмую долю листа, которые, предположительно, происходят из собрания В. В. Голубцова [15]. Гравюры по К.-П. Марилье украшают 3 тома: это титульные листы, исполненные A.-Б. Дюаме-лем, Ж.-Ф. Борнье, А.-К. Жиро-мл.

Композиции гравированных титулов для «Эмиля» и «Театра и поэзии» более живописные и дробные. Они выполнены в стиле Тран-зисьон: центральное поле напоминает картуш рококо, однако гирлянды, медальоны и симметричное расположение элементов указывают на неоклассицизм. Строгий, характерный для последнего облик имеет титул «Политики», украшенный правильной профилированной рамой, в поле которой помещено раскрытое Евангелие. Общей композиционной особенностью титульных листов является рамочная организация, состав и расположение элементов. Повторяются медальоны с лентами и гирляндами, облака, мифологические атрибуты и растительные мотивы. Иллюстративный характер - еще одна общая черта титулов. На каждом листе есть мини-иллюстрации в клеймах с «легендами», а также аллегорические композиции. Титульные листы, таким образом, играют роль фронтисписов, кратко сообщающих содержание текста.

Оценить позднее творчество художника позволяет Библия на французском языке в 12 томах (1789-1804 гг.). Она включала 300 иллюстраций К.-П. Марилье и Н.-А. Монсьо, гравированных под руководством Н. Понса. Издание выпустили в разных форматах, при

96

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

Е. В. Борщ

Гравюры по рисункам К.-П. Марилье...

этом формат в четверть листа не имел «легенд» [3, с. 935-936]. Р. Порталис писал о «Библии Марилье», что «эта важная сюита... была исполнена с осознанием и талантом, но. с прохладцей» [11, с. 373]. По мнению А. Н. Бенуа, поздние работы Марилье, в том числе иллюстрации к Библии, «носят явный оттенок усталости» [1, с. 424]. В наличии - один том (т. 11) форматом в четверть листа, происходящий из библиотеки Нижнетагильских заводов [17]. Книга имеет полный комплект гравюр - 12 листов повествовательных иллюстраций к Апокалипсису, исполненных Д. Армоном, Бос-ком, Э. де Гендтом, Ж. Дамбреном, Ж.-Л. Де-линьоном, А. Дельво, Ж.-Б.-М. Дюпреелем, А.-К. Жиро-мл. (офорт), Н. Понсом, Хальком. Гравюры подписаны, но не имеют «легенды», указаний на источник и местоположение, оформлены в строгие широкие рамы.

Иллюстрации к Апокалипсису на первый взгляд нетипичны для художника. Однако, несмотря на то что иллюстратор пытается работать в «большом жанре», его композиции не монументальные, а камерные. В целом их отличает глубина пространства, построение на нескольких планах. Многофигурные сцены динамичны, фигуры героев парят в воздухе или опираются на облака. Персонажи живо, несколько утрировано выражают эмоции жестами и мимикой. Иллюстрации не устрашают, но вызывают любопытство как эпизоды волшебной сказки. В плане стилевой принадлежности асимметрия в построении, волнистые линии, декоративный характер природных мотивов и эмоции героев выказывают влияние рококо; прямые линии, цитаты классической архитектуры - воздействие неоклассицизма. Несколько эклектичные иллюстрации близки стилю Транзисьон.

Итак, в результате работы с материалами трех екатеринбургских коллекций французской книги XVIII в. выявлены и описаны 8 серий иллюстраций К.-П. Марилье из 9 изданий, включающие более 130 листов гравюр. Несмотря на неразборчивость имен 34 граверов, их удалось идентифицировать. С точки зрения полноты выделяются серии иллюстраций для сочинений С. Гесснера (1779 г.), аббата Прево (1783-1785 гг.) и Гомера (1786-1788 гг.). Практически все установленные работы иллюстратора относятся к числу произведений «первого круга». Наиболее полно они представлены во французской коллекции ЗНБ УрФУ, происходящей из библиотеки императорского Александровского лицея.

В итоге установлено, что книги с гравюрами по рисункам К.-П. Марилье из коллекций г. Екатеринбурга представляют значительный интерес и обладают художественной ценностью. Найденные гравюры помогают проследить творческую эволюцию художника в 17701790-х гг. Описание и анализ целых серий и отдельных гравюр позволили сделать выводы о преобладании единой стилевой линии в творчестве художника, которая, по нашему мнению, соответствует понятию стиль Транзисьон (переходный стиль).

Поскольку в екатеринбургских книжных собраниях оказалось возможным обнаружить произведения французских художников-графиков XVIII в., следует продолжить работу по идентификации авторов гравюр из книжных изданий. Результатом может стать подготовка научного каталога коллекций, который предоставит сведения об иллюстраторах, декораторах и владельцах, оценит состояние экспонатов, что позволит обеспечить сохранность и сделает их доступными для различных исследований.

1. Бенуа, А. Н. История живописи [всех времен и народов] / А. Н. Бенуа - Санкт-Петербург: Шиповник, 1912. - Т. 4: Общая часть.

2. Basan P.-F. 1789. Dictionnaire des graveurs anciens et modernes depuis l'origine de la gravure. Paris: L'auteur. Vol. II. (M-Z). 306 p.

3. Cohen H. 1912. Guide de l'amateur de livres a gravures du XVIIIe siecle. Portalis R., preface par. Paris: A. Rouquette.

4. Gessner S. 1778-1779. Oeuvres completes: en 3 vol. Vol. 2-3.

97

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

Е. В. Борщ

Гравюры по рисункам К.-П. Марилье...

5. Histoire de l'edition frangaise. 1984. Sous la direction de H.-J. Martin et R. Chartier. Vol. 2: Le livre triomphant (1660-1830). Paris: Promodis.

6. Holloway O. E. 1969. French Rococo book illustration. New York: Transatlantic arts. 115 p.

7. Homere. 1786-1788. Oeuvres completes: en 4 vol. Paris: Didot l'aine. Vol. 1, 3-4.

8. Imager la Romancie: dessins de Clement-Pierre Marillier pour “Le Cabinet des fees” et “Les Voyages imagi-naires”, 1785-1789. 2013. Gladu K., Hoogenboezem D. M. et A. Zygel-Basso. Paris: Hermann. 561 p.

9. Lesage A.-R. 1783. Oeuvres choisies: en 15 vol. Amsterdam; Paris: Hotel Serpente. Vol. 4, 7-10, 12-13, 15.

10. Lojkine S. 2013. Marillier, l'appel du mievre. Imager la romancie: dessins de Clement-Pierre Marillier pour “Le Cabinet des fees” et “Les Voyages imaginaires”, 1785-1789. P. 427-449.

11. Portalis R. 1877. Les dessinateurs d'illustrations au dix-huitieme siecle. Paris: D. Morgand et C. Fatout. 788 p.

12. Portalis R. 1880-1882. Les Graveurs du XVIIIe siecle: par le baron R. Portalis et H. Beraldi: en 6 vol. Paris. Vol. 3.

13. Prevost A. F. 1783-1785. Oeuvres choisies: en 39 vol. Amsterdam; Paris: Hotel Serpente. Vol. 1-29, 31-35, 37-39.

14. Prevost A. F. 1823. Oeuvres. Paris: Boulland-Tardieu: en 39 vol. Vol. 6 (3), 14. 15. Rousseau J.-J. 1788-1793. Oeuvres completes: en 37 vol. Nouvelle edition. Vol. 9(3), 13(4), 18.

15. Rousseau J.-J. 1788-1793. Oeuvres completes: en 37 vol. Nouvelle edition. Vol. 9 (3), 13 (4), 18.

16. Saint-Foix G.-F. 1778. Poullain de. Oeuvres completes: 6 vol. Paris: V-ve Duchesne. Vol. 2-6.

17. La Sainte Bible contenant l'Ancien et le Nouveau Testament: en 12 vol. 1789-an XII [1804]. Nouvelle edition. Paris: Defer de Maisonneuve; Gay; Ponce; Belin. Vol. 11.

18. Voyages imaginaires, songes, visions et romans cabalistiques: en 39 vol. 1787-1789. C.-G. Thomas Garnier, ed. par. Amsterdam; Paris: [s. n.].

Получено 28.08.2015

E. Borshch

Candidate of Art Criticism, Docent, Ural State Academy of Architecture and Arts E-mail: ev_borshch@lenta.ru

ENGRAVINGS ON DRAWINGS OF C.-P. MARILLIER IN THE BOOK COLLECTIONS OF EKATERINBURG

Abstract. The article is devoted to creative work of the French artist-illustrator of second half 18 century, Clement-Pierre Marillier (1740-1808). The sources of research are engravings on drawings of the artist, belonging to the French editions of 18 century from the collections of Ekaterinburg. There are Sverdlovsk regional universal scientific library named after V. Belinskii, Sverdlovsk regional museum of local lore, zone scientific library of the Ural federal university named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. The urgency of the reference to a theme of creativity of the illustrator is defined by necessity of introduction the new sources to science: the Ural collections of the rare book with engravings of 18 century. Last are not studied in art aspect. The purpose of this work is the publication of results of search and studying of engravings on drawings of Marillier from books collections of Ekaterinburg. First of all, the short review of a historiography is made. The basic marks of the biography and creativity of the artist are resulted. Then the technique of work with materials is explained: a search, a through viewing, an identification, an attribution, a description and an analysis. After that results of studying of collections of the French editions with engravings on drawings of the artist and results of identification of books and attribution of engravings are informed. On the whole, more than hundred thirty engravings from eight series of illustrations have been found during research. It’s belong for nine editions. At last, engravings are analyzed from the point of view of a theme, a genre, a composition and a style. The conclusion about prevalence of one style line of creativity of the artist is drawn on the basis of the description and the analysis of images. As a result, art value of books with engravings on drawings of the illustrator proves to be true.

98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

Е. В. Борщ

Гравюры по рисункам К.-П. Марилье...

Keywords: Clement-Pierre Marillier, book engraving, book illustration, art of 18 century, examination of objects of book art

For citing: Borshch E. 2015. Engravings on drawings of C.-P. Marillier in the book collections of Ekaterinburg. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (44): 92-99.

References

1. Benua A. N. 1912. Istoriya zhivopisi [vsekh vremen i narodov] [History of painting]. A. N. Benua. Saint Petersburg: Shipovnik. Vol. 4: The General part. (In Russ.).

2. Basan P.-F. 1789. Dictionary of the modern and ancient engravers since the origin of the engraving. Paris: L'au-teur [The author]. Vol. II. (M-Z). 306 p. (In French).

3. Cohen H. 1912. Guide of the amateur of books with engravings of the 18th century. Portalis R., preface. Paris: A. Rouquette. (In French).

4. Gessner S. 1778-1779. Full collected works: in 3 vol. Vol. 2, 3. (In French).

5. History of French edition. 1984. Conducted by Martin H.-J. and Chartier R. Vol. 2: The triumphant book (1660-1830). Paris: Promodis. (In French).

6. Holloway O. E. 1969. French Rococo book illustration. New York: Transatlantic arts. 115 p.

7. Homer. 1786-1788. Full collected works: in 4 vol. Paris: Didot l'aine [Didot the elder]. Vol. 1, 3-4. (In French).

8. Imager Romance: drawings of Clement-Pierre Marillier for “The Cabinet of fees” and “Imaginary Trips”, 17851789. 2013. Gladu K., Hoogenboezem D. M. and Zygel-Basso A. Paris: Hermann. 561 p. (In French).

9. Lesage A.-R. 1783. Chosen works: in 15 vol. Amsterdam; Paris: Hotel Serpente [Snake hotel]. Vol. 4, 7-10, 1213, 15. (In French).

10. Lojkine S. 2013. Marillier, the call of the vapid. Imager the romance: drawings of Clement-Pierre Marillier for “The Cabinet of fees” and “Imaginary Trips”, 1785-1789. P. 427-449. (In French).

11. Portalis R. 1877. The designers of illustrations in the eighteenth century. Paris: D. Morgand and C. Fatout. 788 p. (In French).

12. Portalis R. 1880-1882. The engravers of 18th century: by the baron R. Portalis and H. Beraldi: in 6 vol. Paris. Vol. 3. (In French).

13. Prevost A. F. 1783-1785. Chosen works: in 39 vol. Amsterdam; Paris: Hotel Serpente [Snake hotel]. Vol. 1-29, 3135, 37-39. (In French).

14. Prevost A. F. 1823. Works. Paris: Boulland-Tardieu: in 39 vol. Vol. 6 (3), 14.

15. Rousseau J.-J. 1788-1793. Completes works: in 37 flight. New edition. Flight. 9 (3), 13 (4), 18. (In French).

16. Saint-Foix G.-F. 1778. Completes works: 6 vol. Paris: The widow Duchesne. Vol. 2-6. (In French).

17. The Holy Bible containing the Ancient and the New Testament: in 12 vol. 1789 - year XII [1804]. New edition. Paris: Defer de Maisonneuve; Gay; Ponce; Belin. Vol. 11. (In French).

18. Imaginary trips, dreams, visions and cabalistic novels: in 39 vol. 1787-1789. C.-G. Thomas Garnier, ed. Amsterdam; Paris. (In French).

Received 28.08.2015

99

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.