Научная статья на тему 'Границы роста налогового потенциала территорий'

Границы роста налогового потенциала территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / РЕГИОН / АНАЛИЗ / ПОТЕНЦИАЛ / ФАКТОРЫ / TAX / REGION / ANALYSIS / CAPACITY / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Г.Л.

Предмет. Предметом исследования является налоговый потенциал территорий. Этой теме посвящено немало трудов отечественных и зарубежных ученых. Столь пристальный интерес к этой категории объясняется ее большой ролью в формировании доходных источников бюджетов различных уровней. Традиционно считается, что со временем должен наблюдаться рост налогового потенциала. Возникает вопрос о наличии предельных границ его роста и факторах, его сдерживающих. Цели. Целью является определение границ роста налогового потенциала. В рамках поставленной задачи уточняются определения и проводится анализ факторов, оказывающих влияние на формирование рассматриваемой категории. В ходе исследования анализируются ограничения, сдерживающие их развитие. Методология. В ходе исследования используется системный подход, применяются методы анализа и синтеза. Выводы иллюстрируются таблицами и графиками. Результаты. В работе выделяются ключевые факторы, оказывающие влияние на возникновение налогового потенциала. Они разделяются на две группы: с позиций формирования налоговой нагрузки и с позиций формирования налогооблагаемых баз. Исследуются факторы, связанные с созданием налогооблагаемых баз. Это финансово-экономический, социально-демографический и природно-экологический потенциалы. В работе проводится исследование ограничений, сдерживающих их развитие. Выводы. Границы роста налогового потенциала определяются группой факторов: величиной максимально допустимой совокупной налоговой ставки и ограничениями роста финансово-экономического, социально-демографического и природно-экологического потенциалов. При их системном использовании формируется синергетический эффект, определяющий рост налогового потенциала. Границы роста его составляющих и будут определять границы роста налогового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The limits of territories’ taxable capacity growth

Subject The study addresses the tax capacity of territories. This category plays an important role in revenue formation of budgets at different levels. It is traditionally accepted that taxable capacity should grow over time. Therefore, the question now arises of whether there are limits of the growth and the factors constraining it. Objectives The study aims to define the limits of taxable capacity growth. Furthermore, the paper analyzes the factors constraining the taxable capacity building. Methods The study draws on a systems approach and methods of analysis and synthesis. Tables and graphs illustrate the conclusions. Results The article describes the key factors influencing the taxable capacity building. I classify these factors into two groups: from the perspective of tax burden formation, and from the perspective of tax base formation. I also examine factors associated with taxable base formation. They include financial-economic, socio-demographic, and ecological potentials. The study focuses on the constraints that hinder the development of the potentials. Conclusions and Relevance The limits of taxable capacity growth depend on a group of factors, i.e. the maximum allowable combined tax rate and constraints on the growth of financial-economic, social-demographic and ecological potentials. Their systemic use results in the synergistic effect, which determines the growth of tax potential. The limits of the growth of the synergistic effect’s components will determine the limits of taxable capacity growth.

Текст научной работы на тему «Границы роста налогового потенциала территорий»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

ГРАНИЦЫ РОСТА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ Галина Львовна ПОПОВА

Бюджетно-налоговая система

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация galina2011.popova@yandex.ru

История статьи:

Принята 19.05.2015 Одобрена 26.05.2015

УДК 336.221:332.1

Ключевые слова: налоги, регион, анализ, потенциал, факторы

Аннотация

Предмет. Предметом исследования является налоговый потенциал территорий. Этой теме посвящено немало трудов отечественных и зарубежных ученых. Столь пристальный интерес к этой категории объясняется ее большой ролью в формировании доходных источников бюджетов различных уровней. Традиционно считается, что со временем должен наблюдаться рост налогового потенциала. Возникает вопрос о наличии предельных границ его роста и факторах, его сдерживающих.

Цели. Целью является определение границ роста налогового потенциала. В рамках поставленной задачи уточняются определения и проводится анализ факторов, оказывающих влияние на формирование рассматриваемой категории. В ходе исследования анализируются ограничения, сдерживающие их развитие.

Методология. В ходе исследования используется системный подход, применяются методы анализа и синтеза. Выводы иллюстрируются таблицами и графиками. Результаты. В работе выделяются ключевые факторы, оказывающие влияние на возникновение налогового потенциала. Они разделяются на две группы: с позиций формирования налоговой нагрузки и с позиций формирования налогооблагаемых баз. Исследуются факторы, связанные с созданием налогооблагаемых баз. Это финансово-экономический, социально-демографический и природно-экологический потенциалы. В работе проводится исследование ограничений, сдерживающих их развитие. Выводы. Границы роста налогового потенциала определяются группой факторов: величиной максимально допустимой совокупной налоговой ставки и ограничениями роста финансово-экономического, социально-демографического и природно-экологического потенциалов. При их системном использовании формируется синергетический эффект, определяющий рост налогового потенциала. Границы роста его составляющих и будут определять границы роста налогового потенциала.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Изучению налогового потенциала посвящено немало научных трудов российских и зарубежных исследователей. Столь пристальное внимание к этой категории объясняется ее важной ролью в формировании доходной составляющей бюджетов различных уровней. Определение величины налогового потенциала территорий и факторов, оказывающих влияние на его формирование, позволит не только проводить оценку сложившегося налогового потенциала, но и регулировать его рост.

Налоговый потенциал обладает двойственной природой и является:

- ресурсной категорией;

- фискальной категорией.

В современной научной литературе налоговый потенциал наиболее часто трактуется как финансовая

категория, характеризующая способность конкретной территории через систему налоговых изъятий пополнить бюджет региона, района, муниципального образования. В научных трудах отечественных авторов (Р.Г. Абсолямов, Л.М. Архипцева, И.В. Горского, Е.В. Власова, И.Н. Долгих, Е.Н. Лавренчук, С.Л. Осипов, Е.С. Осипов, А.Е. Суглобов, А.В. Харитонов, Ю.И. Черкасова и др.). встречается формула либо ее вариации. Согласно этой формуле налоговый потенциал территории - это сумма фактических налоговых поступлений, налоговой задолженности (или ее прироста), налоговых льгот, дополнительно доначисленных налогов (по результатам контрольной работы налоговых органов) и налогов, скрытых в теневой экономике.

Традиционно считается, что положительной тенденцией является рост налогового потенциала,

Рисунок 1

Факторы формирования и реализации налогового потенциала

Факторы влияния

Реализация налогового потенциала

С \

С позиций формирования налогооблагаемых баз

С \

С позиций формирования налоговой нагрузки

Поступления налогов, сборов

Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям

Налоговые льготы

Дополнительно начисленные налоги по результатам контрольной работы налоговых органов

Налоги и сборы, скрытые в теневой экономике

но на этот процесс действует ряд ограничивающих факторов.

Формирование налогового потенциала связано с регулирующим влиянием двух групп факторов (рис. 1):

- величины налогового изъятия (налоговой нагрузки);

- эколого-социально-экономического развития территории.

К факторам влияния относятся величина налогооблагаемой базы и налоговая ставка, поэтому налоговый потенциал можно рассчитать по формуле:

НП = Х НБДС,

г

где НБ. - налоговая база /-го налога, которая «представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения»1;

НС. - налоговая ставка /-го налога, которая «представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы»2.

1 Статья 53 Налогового кодекса РФ.

2 Там же.

Аналогичную формулу для расчета налогового потенциала предлагают Е.Б. Дьякова и Л.В. Перекрестова [1].

Порядок исчисления налоговой базы и величина налоговой ставки регулируются Налоговым кодексом РФ. В области ограничений налоговой ставки существует множество разработок российских и зарубежных учетных (Е.В. Балацкого, М.О. Какаулиной, А. Лафера, О.А. Цепелева, T. Minh Le, B. Moreno-Dodson, N. Bayraktar и др.).

Если рассматривать особенности определения налогового потенциала с позиций формирования налогооблагаемых баз, то в этом случае его рост зависит от уровня развития эколого-социально-экономической системы территорий. Ученые А.Д. Липенков и А.Ю. Даванков под этой категорий подразумевают ограниченную «определенной территорией часть ноосферы, в которой природные, социальные и производственные структуры и процессы связаны взаимно поддерживающими потоками вещества, энергии и информации»3 [2].

Таким образом, формирование налогового

3 Современные методологические подходы к междисциплинарным исследованиям территориальных социоэколого-экономических систем. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. 133 с.

потенциала зависит от развития трех укрупненных групп потенциалов, характеризующих с различных позиций уровень развития территорий. В этом случае исследуемая категория может быть определена по формуле:

НП = НПФЭП + НПСДП + нппэп где НПфЭП - часть налогового потенциала, связанная с увеличением налогооблагаемой базы, формируемой за счет финансово-экономического потенциала;

НПсдп - часть налогового потенциала, связанная с увеличением налогооблагаемой базы, формируемой за счет социально-демографического потенциала;

НППЭП - часть налогового потенциала, связанная с увеличением налогооблагаемой базы, формируемой за счет природно-экологического потенциала.

Реализация финансово-экономического, социально-демографического и природно-экологического потенциалов в направлении развития налогового потенциала территорий реализуется через систему потенциалов, представленную на рис. 2.

Для более полной характеристики рассмотрим каждый из перечисленных потенциалов более детально.

Финансово-экономический потенциал формируется под влиянием следующих потенциалов: производственного, финансового, экспортного, инвестиционного, бюджетного, доходного, воспроизводственного, а также потенциалов в зависимости от видов экономической деятельности. Наиболее обобщающими из перечисленного являются финансовый и экономический потенциалы. Существует множество авторских определений этих категорий4 [1, 3-6], обобщая которые, можно дать следующую характеристику.

Под экономическим потенциалом территории нередко подразумевают состояние ее материально-

технической базы5, уровень сбалансированного развития производства или видов экономической деятельности6 в целях удовлетворения потребности нынешнего и будущего поколений с учетом интересов государства [6]. Экономический потенциал выражается через комплексную оценку способности региона к расширенному воспроизводству с учетом основных факторов развития.

Под финансовым потенциалом территории исследователи указывали совокупность собственных имеющихся финансовых ресурсов территории7 [1, 4, 5], включающих государственные, региональные средства, доходы домохозяйств8 [5], используемых для достижения определенных финансовых результатов, обеспечения расширенного воспроизводства и социального развития9 [3].

Таким образом, по результатам обобщения приведенных тезисов можно сформулировать следующее определение. Финансово-экономический потенциал территории как источник формирования налогового потенциала - это сочетание состояния материально-технической базы и собственных финансовых ресурсов территории, накопленного национального богатства, способности привлекать инвестиции, расширенного воспроизводства и создания условий для устойчивого функционирования финансово-экономической системы территории.

Следующей составляющей, оказывающей влияние на рост налогового потенциала, является социально-демографический потенциал, который реализуется через систему потенциалов: интеллектуального, социального, демографического, кадрового, трудового, научного, человеческого, культурного,

4 Зенченко С.В., ПащенкоМ.П. Финансовый потенциал региона и его экономическое содержание // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2008. № 3. С. 134-142; ЛюбимоваМ.В., Нестеров В.П., Дмитриева В.С. Проблемы оценки социально-экономического потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4. С. 13-14; Немирова Г.И., Красильникова Е.Л. Теоретические подходы к определению внешнеэкономического потенциала региона // Вестник ОГУ 2012. № 9. С. 75-79; Сазонов С.П., Гапонеко Ю.П., Вайсбейн К.Д. Финансовый потенциал региона как составляющая экономического потенциала // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 10. Инновационная деятельность. 2014. № 2. С. 15-21; ЯруллинаД.Х. Экономический потенциал региона: содержание и особенности структурного строения // Вестник ТГУ. 2009. № 3. С. 380-385.

5 Яруллина ДХ. Экономический потенциал региона: содержание и особенности структурного строения // Вестник ТГУ 2009. № 3. С. 380-385.

6 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: Инфра-М, 1999. 479 е.; Немирова Г.И., Красильникова Е.Л. Теоретические подходы к определению внешнеэкономического потенциала региона // Вестник ОГУ 2012. № 9. С. 75-79.

7 Зенченко С.В., Пащенко М.П. Финансовый потенциал региона и его экономическое содержание // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2008. № 3. С. 134-142.

8 Зенченко С.В., Пащенко М.П. Финансовый потенциал региона и его экономическое содержание // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2008. № 3. С. 134-142.

9 Сазонов С.П., Гапонеко Ю.П., Вайсбейн К.Д. Финансовый

потенциал региона как составляющая экономического потенциала // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 10. Инновационная деятельность. 2014. № 2. С. 15-21.

Рисунок 2

Составляющие налогового потенциала территорий с позиций формирования налогооблагаемых баз

Налоговый потенциал

Налогооблагаемые базы

5

Финансово-экономический потенциал = Социально-демографический ^ потенциал Природно-экологический т^ потенциал

А.

Составляющие 2-го уровня

-О-

Потенциал:

- экономический;

- производственный;

- финансовый;

- экспортный;

- инвестиционный;

- бюджетный;

- доходный;

- по видам экономической деятельности;

- воспроизводственный

Потенциал: интеллектуальный;

- социальный;

- демографический;

- кадровый;

- трудовой;

- научный;

- человеческий;

- культурный;

- инновационный;

- воспроизводственный

Потенциал: климатический;

- ресурсный;

- сырьевой;

- биоэнергетический;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- почвенный;

- рентный;

- лесной;

- водный;

- природный;

- экологический;

- воспроизводственный

Регулирование деятельности в рамках реализации стратегии устойчивого развития территорий

инновационного, воспроизводственного. Наиболее укрупненными из них являются социальный и демографический потенциалы.

В исследованиях категории «демографический потенциал» нет однозначности определений10 [710]. В трудах Ж.А. Мингалевой, М.В. Игошева под демографическим потенциалом подразумеваются не только демографические процессы, но и профессионально-квалификационная структура

10 ГабдрахмановН.К., РубцовВ.А. Демографический потенциал Республики Татарстан: анализ, оценка, территориальные различия // Вестник Удмуртского университета. 2012. Вып 1. С. 145-155.

населения, уровень социальной мобильности, специфика менталитета в конкретной исторической обусловленности [9]. Как показали исследования, чаще встречается взгляд на анализируемое понятие с позиций количественного измерения совокупности человеческих ресурсов11 за счет естественного и миграционного процессов движения населения [8, 10] и развития человека [7].

11 ГабдрахмановН.К., РубцовВ.А. Демографический потенциал

Республики Татарстан: анализ, оценка, территориальные

различия // Вестник Удмуртского университета. 2012. Вып 1.

С. 145-155.

Следует согласиться с мнением И.В. Барановой об отсутствии устоявшейся в науке трактовки категории «социальный потенциал» [11]. Существует множество определений социального потенциала12 [11-15]. Например, И. Маслова определяет социальный потенциал как носитель демографического, трудового, образовательного, интеллектуального потенциалов и потенциала культуры [15].

В результате обобщения определений этой категории социальный потенциал можно охарактеризовать как систему отношений13 или систему элементов, непосредственно определяющих социальную активность личности [12], групп и общества [13] и создающих возможности для формирования новых стимулов и мотивов экономического развития, инноваций14, реализации и использования обществом способностей, талантов, навыков и умений его членов15. Социальный потенциал представляет собой синергетический эффект от суммы ее составляющих16 [14].

В изученных определениях социального и демографического потенциалов не наблюдается четкого различия между представленными понятиями. В авторских определениях социального потенциала могут быть включены составные элементы демографического потенциала, и наоборот. Предлагается следующая характеристика социально-демографического потенциала территории как источника формирования налогового потенциала. Он рассматривается как синергетический эффект, формируемый в результате взаимодействия системы элементов, включающих процессы естественного и миграционного движения населения, создающих

12 Штырбул С.А. Уровни накопления «социального капитала» // Омский научный вестник. 2010. № 3. Сер. Общество. История. Современность. С. 66-69; НугаевМ.А. Социальный потенциал и социальный капитал региона как проблема социологической науки: о понятиях основных сфер общественной жизни // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2013. № 5. С. 393-404.

13 Штырбул С.А. Уровни накопления «социального капитала» // Омский научный вестник. 2010. № 3. Сер. Общество. История. Современность. С. 66-69.

14 Штырбул С.А. Уровни накопления «социального капитала» // Омский научный вестник. 2010. № 3. Сер. Общество. История. Современность. С. 66-69.

15 Нугаев М.А. Социальный потенциал и социальный капитал региона как проблема социологической науки: о понятиях основных сфер общественной жизни // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2013. № 5. С. 393-404.

16 Штырбул С.А. Уровни накопления «социального капитала» // Омский научный вестник. 2010. № 3. Сер. Общество. История. Современность. С. 66-69.

предпосылки и возможности для комплексного развития личности и использования обществом его способностей, талантов, навыков и умений.

Последним из перечисленных факторов, влияющих на формирование налогового потенциала, является природно-экологический потенциал. Он реализуется через систему потенциалов, включающих климатический, ресурсный, рентный (сырьевой), биоэнергетический, природный, экологический, воспроизводственный. Из них наиболее укрупненными являются природный и экологический потенциалы17 [16-20].

В ходе исследования был сделан вывод о том, что ученые нередко проводят параллели между природным и природно-ресурсным потенциалами. Обобщая рассмотренные определения этой категории, можно сформулировать следующее: природный потенциал территории играет значительную роль в ее социально-экономическом развитии18 и является частью совокупности природных ресурсов [17], способных давать хозяйственную продукцию19 при условии обеспечения собственного воспроизводства

[18] и с учетом экономической целесообразности и

" 20 возможностей научно-технического прогресса .

При изучении взглядов ученых на категорию «экологический потенциал» автор столкнулась с проблемой ограниченного количества определений. Чаще всего встречались частные дефиниции составляющих этой категории: эколого-экономический, эколого-туристический, эколого-ресурсный потенциалы и экологический потенциал ландшафтов. В ходе анализа представленных определений экологического потенциала или его производных можно сформулировать следующее: экологический потенциал территории рассматривается с позиций комфортности проживания населения21 и включает все многообразие живой и неживой природы на данной территории

17 Суркова С.А. Экономическая оценка природного потенциала как условие достижения устойчивого природопользования территорий муниципального уровня // Вестник УрФУ. Сер. Экономика и управление. 2007. № 4. С. 49-58; Ушакова О.А. Природно-ресурсный потенциал и стратегия развития региона // Вестник ОГУ. 2012. № 8. С. 163-168.

18 Ушакова О.А. Природно-ресурсный потенциал и стратегия развития региона // Вестник ОГУ 2012. № 8. С. 163-168.

19 Суркова С.А. Экономическая оценка природного потенциала как условие достижения устойчивого природопользования территорий муниципального уровня // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2007. № 4. С. 49-58.

20 География. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2006. 624 с.

21 Клочко А., Романовская М. Национальный атлас России. Т. 2. Природа и экология. Москва ГОСГИСЦЕНТР, 2004. С. 495. URL: М1р://национальныйатлас.рф/с(12/417/417.Ь1т1.

Рисунок 3

Хронология возникновения потенциалов, формирующих налоговый потенциал

Природно-экологический потенциал

Социально-демографический потенциал

Финансово-экономический потенциал

Налоговый потенциал

[16] с оценочными показателями, не превышающими ПДК22 загрязнений, либо в наименьшей степени подвергшихся антропогенному воздействию [19]; он является составной частью национального богатства [16]. Его величину целесообразно оценивать исходя из расчета величины экономии затрат на возмещение ущерба, причиненного деятельностью человека окружающей среде [21].

Следовательно, под природно-экологическим потенциалом территории как источником формирования налогового потенциала подразумевается совокупность природных ресурсов, используемых для удовлетворения человеческих потребностей в соответствии с современными достижениями науки и техники при условии минимизации нанесения вреда природной системе.

После того как охарактеризован финансово-экономический, природно-экологический и социально-демографический потенциалы, можно определить границы их роста, поскольку именно они определяют границы роста налогового потенциала. Как отмечают исследователи С.П. Сазонов, Ю.П. Гапонеко, и К.Д. Вайсбейн, потенциал роста заложен в любой системе, но это не всегда реализуется в силу нерационального использования имеющихся ресурсов, из-за отсутствия механизмов

23

и инструментов23.

Если расположить в хронологическом порядке возникновение каждой из категорий, формирующих налоговый потенциал, то последовательность их возникновения можно представить в виде схемы (рис 3).

При рассмотрении налогового потенциала с точки зрения финансово-экономической категории

22 Предельно допустимая концентрация.

23 Сазонов С.П., Гапонеко Ю.П., Вайсбейн К.Д. Финансовый потенциал региона как составляющая экономического потенциала // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 10. Инновационная деятельность. 2014. № 2. С. 15-21.

возникает вопрос о его роли в развитии человеческого общества. Фактический налоговый потенциал представляет собой объективное отражение сформированных налоговых поступлений. Следовательно, эта категория является продуктом общества и необходимой составляющей, связанной с его развитием. Таким образом, движущей силой налогового потенциала территорий является человеческое общество.

Но на налоговый потенциал можно взглянуть и как на системную категорию, если рассматривать его с позиций факторов, оказывающих влияние на его формирование. Рост налогового потенциала в этом случае связан с ростом финансово-экономических, социально-демографических и природно-экологических факторов, сложившихся на конкретной территории. Эти факторы реализуются через систему взаимосвязанных потенциалов (см. таблицу).

Рост налогового потенциала связан с ростом потенциалов, формирующих его налогооблагаемые базы, а именно: с природно-экологическим, социально-демографическим и финансово-экономическим потенциалами.

В качестве границы роста природно-экологического потенциала можно принять максимальное приближение природы к состоянию минимального воздействия антропогенного фактора или к состоянию, позволяющему самостоятельно восстанавливаться от негативных воздействий человеческой деятельности.

Границами роста социально-демографического потенциала является воспроизводство населения (будущих трудовых ресурсов) в условиях благоприятного социально-психологического климата в семье и обществе, создания благоприятных условий для его физического, психического, интеллектуального и творческого развития.

Границы роста финансово-экономического

Направления реализация потенциалов, влияющих на рост налогового потенциала

Потенциал Факторы роста Примеры шокового воздействия

Финансово-экономический Применение современных достижений науки и техники во всех направлениях финансово-экономического развития государства. Наличие платежеспособного спроса. Емкий рынок сбыта. Оптимальная налоговая нагрузка для сложившихся условий хозяйствования. Стабильность денежно-кредитной системы государства. Сбалансированная отраслевая структура экономики. Благоприятный инвестиционный климат. Умеренная инфляция (ее уровень составляет 3-5% в год) Мировой финансовый кризис. Санкции. Кризис перепроизводства

Социально-демографический Положительное сальдо естественного и миграционного движения населения. Уровень здоровья нации. Уровень культуры (в том числе и налоговой). Уровень образования, его соответствие потребностям рынка рабочей силы. Рынок труда. Уровень безработицы. Уровень инновационного потенциала Реформы в социальной сфере (образовании, здравоохранении и прочее). Демографические «ямы». Миграционные процессы

Природно-экологический Наличие возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Климатические особенности, в том числе с позиций комфортности проживания человека. Уровень загрязненности окружающей среды. Проведение природоохранных мероприятий. Проведение мероприятий по восстановлению экологии природы Загрязнение экологии. Истощение природных ресурсов

потенциала - это способность применения высокопроизводительных, эффективных, экологически чистых технологий при условии наличия достаточного размера оплаты труда, позволяющего создавать благоприятные условия для жизни и развития работника и членов его семьи (качество жизни).

Каждый из рассмотренных потенциалов является взаимосвязанным и зависимым от уровня, достигнутого остальными. Поэтому развиться до высокого уровня они смогут только при сбалансированном росте каждого из них. Таким образом, поднимается вопрос о сбалансированном развитии регионов. Это является последней составляющей, регулирующей рост налогового потенциала (рис. 4).

Если опираться на мезоэкономический подход, рассмотренный Т.А. Колодовой [22], оценить границы роста налогового потенциала региона возможно через состояние его налоговой среды, которая формирует и систему взаимосвязей

различной природы, и их синтез. Таким образом, предметом исследования роста налогового потенциал должны быть не только объекты, но и система их взаимосвязей, сложившаяся на определенной территории.

Следовательно, рост налогового потенциала территорий является результатом синергетического взаимовлияния названных категорий, а границы роста - эффективностью взаимосвязей (рис. 4). Синтез финансово-экономического, социально-демографического и природно-экологического потенциалов создает синергетический эффект -формирование налогооблагаемых баз.

Движущей силой роста налогового потенциала территорий является дифференциация территорий по уровню природно-экологического, социально-демографического и финансово-экономического потенциалов. Процессы дифференциации наблюдаются на различных уровнях управления (микро-, мезо-, макро- и мега-) при проведении классификаций с помощью различных методов и

Рисунок 4

Система взаимосвязей потенциалов, формирующих налогооблагаемые базы

S

со «

m о о S s

ев

со

Я

s

со «

M

о о S S ев со

Я

по разнообразным критериям (доходы населения, плотность населения, инвестиционный потенциал, налоговый потенциал, экологический потенциал, климатический потенциал и пр.). Это явление подтверждено многочисленными исследованиями24 [23], что позволяет сделать вывод об объективности оценок. Наличие процессов дифференциации

24 Желток Н.С., Плаксина Г.Н. Преодоление проблем региональной дифференциации как условие устойчивого развития Республики Беларусь // Вестник Российско-Белорусского университета. 2010. № 1. С. 182-189; Колесниченко Е.А. Дифференциация регионального развития: концепция финансовой самодостаточности // Вестник ТГУ. 2009. № 3. С. 376-380; Кузнецов Ю.А., Перова В.И. Использование нейросетевого моделирования в анализе деятельности крупнейших компаний Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 31. С. 3242; Кузнецов Ю.А., Перова В.И., Эйвазова Э.Н. Нейросетевое моделирование динамики инновационного развития регионов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 4. С. 18-28; Попова Г.Л. Налоговый потенциал регионов: финансово-экономический анализ и классификация // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 16. С. 25-32; Попова Г.Л. Финансово-экономический анализ дифференциации налогового потенциала регионов Центрального федерального округа // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012 № 1. С. 7-17; Третьякова С.Н. Территориальные диспропорции банковской системы и денежный потенциал российских регионов // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. № Ш-2. С. 83-89.

Формирование налогооблагаемых баз

говорит о необходимости их существования, поскльку они являются одной из составляющих развития человеческого общества. Как показали исследования, в кризисные периоды наблюдалось снижение уровня дифференциации регионов ЦФО по объемам налоговых поступлений (2009 г.), а в периоды подъема (2007 г.) - увеличение25.

Прирост налогового потенциала на территории в течение времени t осуществляется за счет изменения совокупной величины прироста налогооблагаемых баз, оказывающих влияние на его формирование. Он вычисляется по формуле:

ДНП = ДЖфэп + ЛЖСДП + МПпэп где ДНПфЭП - прирост налогового потенциала за счет налогооблагаемой базы, связанной с увеличением финансово-экономического потенциала;

ДНПСдп - прирост налогового потенциала за счет налогооблагаемой базы, связанной с увеличением социально-демографического потенциала;

ЛНППЭП - прирост налогового потенциала за счет налогооблагаемой базы, связанной с увеличением природно-экологического потенциала.

25 Попова Г.Л. Анализ дифференциации поступления налогов и сборов в бюджет регионов Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 33. С. 28-37.

Изменение налогового потенциала во времени будет происходить при условии различий в финансово-экономическом, социально-демографическом и природно-экологическом потенциалах между территориями (суммарно или по отдельным группам потенциалов) в течение времени Следовательно, если произойдет выравнивание потенциалов, связанных с увеличением налогооблагаемых баз, то рост налогового потенциала прекратится. На практике сложившаяся разность фактических налоговых потенциалов территорий РФ выравнивается в результате деятельности Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) [24], который формируется за счет средств Федерального бюджета. Частичное выравнивание потенциалов между регионами происходит путем перераспределения между ними финансовых потоков в виде субсидий, дотаций, субвенций, бюджетного кредита или бюджетной ссуды. Так создаются дополнительные условия для роста финансово-экономического, социально-демографического и природно-экологического потенциалов в регионе. Реализация потенциала роста осуществляется через систему воспроизводства, которая бывает простой и расширенной.

Список литературы

Простое воспроизводство потенциалов предполагает неизменность налогового потенциала во времени. Этот вид воспроизводства приведет к усилению дифференциации между регионами за счет более активного роста территорий с более высоким потенциалом. Таким образом, для выравнивания налогового потенциала необходимо создать условия для его расширенного воспроизводства. Процесс будет проходить за счет роста собственных источников формирования налогооблагаемых баз территорий.

В ходе исследования был сделан вывод о том, что границы роста налогового потенциала определяются группой факторов: величиной максимально допустимой совокупной налоговой ставки и ограничениями роста финансово-экономического, социально-демографического и природно-экологического потенциалов. При их системном использовании формируется синергетический эффект, определяющий рост налогового потенциала. Границы роста его составляющих и будут определять границы роста налогового потенциала.

1. ДьяковаЕ.Б., ПерекрестоваЛ.В. Финансовый потенциал регионов юга России в условиях глобализации // Региональная экономика. Юг России. 2013. № 2. С. 185-194.

2. Липенков А.Д., Даванков А.Ю. Естественные основы управления эколого-экономическими системами. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. 26 с.

3. Голодова Ж.Г. Финансовый потенциал и экономический рост региона. Монография. Воронеж: ИПК АНО «Институт ИТОУР», 2010. 327 с.

4. Коломиец А.Л., Мельник А.Д. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона // Налоговый вестник. 2000. № 1. С. 3-5.

5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 368 с.

6. Растворцева С.Н. Сущность социально-экономической эффективности развития региона // Регионология. 2008. № 4. URL: http://regionsar.ru/node/216.

7. Бадмаева Н.В., Иджаева Б.В. Демографический и трудовой потенциал Республики Калмыкия // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 1. С. 138-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Бедретдинова Е.О., Семененко В.В. Человеческий потенциал России: демографический аспект // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2012. № 7. С. 43-52.

9. Мингалева Ж.А., Игошев М.В. Формирование современного демографического потенциала как основа структурной модернизации экономики // Российское предпринимательство. 2011. № 2. Вып. 1. С. 24-30. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/11342.

10. Фаузер В.В. Оценка демографического и трудового потенциалов Республики Коми // Известия Коминаучного центра УрО РАН. 2010. № 1. С. 105-111.

11. Баранова И. В. Системный подход к управлению социальным потенциалом региональной экономики // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 2. С. 162-164.

12. Галиев Л.М. Исследование понятия «потенциал» и «социальный потенциал» в социологии // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. 2006. № 8. URL: http://tnu.podelise.ru/docs/index-273657.html.

13. Докторович А.Б. Социальный потенциал как предмет системного исследования // Россия и современный мир. 2007. № 3. С. 179-189.

14. Зайцева Т.В. Рейтинговый метод оценки социального потенциала устойчивого развития региона // Инновационное развитие: Материалы I Молодежного экономического форума, 13-14 ноября 2008 г. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2009. 168 с. URL: http://economy-ru.com/ innovatsionnaya-ekonomika-rf/reytingovyiy-metod-otsenki-sotsialnogo-16743.html.

15. Маслова И. Социальный потенциал развития экономики // Вестник Института экономики РАН. 2008. № 2. С. 37-53.

16. Дикань В.Л., Дейнека А.Г., Позднякова Л.А., Михайлов И.Д., Каграманян А.А. Основы экологии и природопользования. Харьков: Олант, 2002. 384 с.

17. Дудина У.В. Обзор научных подходов к определению понятий «природные ресурсы», «природный потенциал региона», «природно-ресурсный потенциал региона» // Власть и управление на Востоке России. 2014. № 4. С. 50-54.

18. НевскаяМ.А., Трушевский В.Л. Современные научные подходы к исследованию природно-ресурсного потенциала // Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты. СПб.: Институт бизнеса и права, 2010. С. 438443. URL: http://www.ibl.ru/konf/021210/94.html.

19. Ромащенко В.В. Анализ экологического потенциала районов Крыма для целей стратегического планирования // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2009. Т. 5. Вып. 1. С. 87-92 URL: http:// dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/6644/ 11-Romashchenko.pdf?sequence=1.

20. ЩуковВ.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования. Иваново: ИГТА, 2002. 58 с.

21. Аблова Н.О. Оценка экономического потенциала малых и средних городов России при разработке стратегий устойчивого развития регионов // Управление экономическими системами. 2015. № 3. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/3401-2015-03-14-07-34-04.

22. Колодова Т.А. Потенциал пространственного развития: предмет и метод исследования // Управление экономическими системами. 2014. № 7. URL: http://www.uecs.ru/uecs67-672014/item/2991-2014-07-23-06-30-13?pop=1&print=1&tmpl=component.

23. Гранберг А., МасаковаИ., ЗайцеваЮ. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов // Вопросы статистики. 1998. № 9. С. 3-11.

24. Сугарова И.В. Федеральный фонд финансовой поддержки регионов в системе межбюджетного регулирования // Налоги и налогообложение. 2014. № 12. С. 1123-1129.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Fiscal System

THE LIMITS OF TERRITORIES' TAXABLE CAPACITY GROWTH Galina L. POPOVA

Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation galina2011.popova@yandex.ru

Article history: Abstract

Received 19 May 2015 Subject The study addresses the tax capacity of territories. This category plays an important

Accepted 26 May 2015 role in revenue formation of budgets at different levels. It is traditionally accepted that taxable

capacity should grow over time. Therefore, the question now arises of whether there are limits of the growth and the factors constraining it.

Objectives The study aims to define the limits of taxable capacity growth. Furthermore, the paper analyzes the factors constraining the taxable capacity building.

Methods The study draws on a systems approach and methods of analysis and synthesis. Tables and graphs illustrate the conclusions.

Results The article describes the key factors influencing the taxable capacity building. I classify these factors into two groups: from the perspective of tax burden formation, and from the perspective Keywords: ta^ regwn, analysis^ of tax base formation. I also examine factors associated with taxable base formation. They include rapac^ factors financial-economic, socio-demographic, and ecological potentials. The study focuses on the

constraints that hinder the development of the potentials.

Conclusions and Relevance The limits of taxable capacity growth depend on a group of factors, i.e. the maximum allowable combined tax rate and constraints on the growth of financial-economic, social-demographic and ecological potentials. Their systemic use results in the synergistic effect, which determines the growth of tax potential. The limits of the growth of the synergistic effect's components will determine the limits of taxable capacity growth.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. D'yakova E.B., Perekrestova L.V. Finansovyi potentsial regionov yuga Rossii v usloviyakh globalizatsii [The financial capacity of the south regions of Russia in the context of globalization]. Regional'naya ekonomika. Yug Rossii = Regional Economy. South of Russia, 2013, no. 2, pp. 185-194.

2. Lipenkov A.D., Davankov A.Yu. Estestvennye osnovy upravleniya ekologo-ekonomicheskimi sistemami [Natural bases to manage ecological and economic systems]. Yekaterinburg, Ural Branch of RAS Publ., 2005, 26 p.

3. Golodova Zh. G. Finansovyi potentsial i ekonomicheskii rost regiona. Monografiya [Financial potential and economic growth of the region. A monograph]. Voronezh, Institute of Innovation Technologies in Education, Management and Advertising Publ., 2010, 327 p.

4. Kolomiets A.L., Mel'nik A.D. O ponyatiyakh nalogovogo i finansovogo potentsialov regiona [On the concepts of taxable and financial capacities of the region]. Nalogovyi vestnik = Tax Bulletin, 2000, no. 1, pp. 3-5.

5. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Gosudarstvo i regiony. Teoriyaipraktikagosudarstvennogo regulirovaniyaterritorial'nogo razvitiya [The State and regions. Theory and practice of State regulation of territorial development]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2003, 368 p.

6. Rastvortseva S.N. Sushchnost' sotsial'no-ekonomicheskoi effektivnosti razvitiya regiona [The essence of socioeconomic efficiency of region's development]. Regionologiya = Regionology, 2008, no. 4. Available at: http:// regionsar.ru/node/216. (In Russ.)

7. Badmaeva N.V., Idzhaeva B.V. Demograficheskii i trudovoi potentsial Respubliki Kalmykiya [The demographic and labor capacity of the Republic of Kalmykia]. VestnikKalmytskogo institutagumanitarnykh issledovaniiRAN = Bulletin of Kalmyk Institute for Humanities of RAS, 2013, no. 1, pp. 138-144.

8. Bedretdinova E.O., Semenenko V.V. Chelovecheskii potentsial Rossii: demograficheskii aspekt [Russia's human potential: a demographic aspect]. Ekonomika i upravlenie v XXI veke: tendentsii razvitiya = Economics and Management in 21st Century: Development Trends, 2012, no. 7, pp. 43-52.

9. Mingaleva Zh.A., Igoshev M.V. Formirovanie sovremennogo demograficheskogo potentsiala kak osnova strukturnoi modernizatsii ekonomiki [Building the modern demographic capacity as a basis of structural modernization of the

economy]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, vol. 1, no. 2, pp. 24-30. Available at: http://www.creativeconomy.ru/articles/11342. (In Russ.)

10. Fauzer V.V. Otsenka demograficheskogo i trudovogo potentsialov Respubliki Komi [Assessing the demographic and labor capacity of the Komi Republic]. Izvestiya Komi nauchnogo tsentra UrO RAN = Proceedings of Komi Science Centre of Ural Branch of Russian Academy of Sciences, 2010, no. 1, pp. 105-111.

11. Baranova I.V. Sistemnyi podkhod k upravleniyu sotsial'nym potentsialom regional'noi ekonomiki [A systems approach to managing the social capacity of the regional economy]. Zhurnalpravovykh i ekonomicheskikh issledovanii = Journal of Legal and Economic Studies, 2011, no. 2, pp. 162-164.

12. Galiev L.M. Issledovanie ponyatiya "potentsial" i "sotsial'nyi potentsial" v sotsiologii [Studying the concepts of capacity and social capacity in sociology]. Socio-Economic and Engineering Systems: Research, Design and Optimization, 2006, no. 8. (In Russ.) Available at: http://tnu.podelise.ru/docs/index-273657.html.

13. Doktorovich A.B. Sotsial'nyi potentsial kak predmet sistemnogo issledovaniya [Social potential as a subject of system research]. Rossiya i sovremennyi mir = Russia and the Contemporary World, 2007, no. 3, pp. 179-189.

14. Zaitseva T.V. [The rating method to assess the social capacity of sustainable development of regions]. Innovatsionnoe razvitie:MaterialyI Molodezhnogo ekonomicheskogo foruma, 13-14 noyabrya 2008g. Petrozavodsk [Proc. Sci. Conf. 1st Youth Economic Forum, 13-14 November, 2008, Petrozavodsk]. Karelian Research Centre of RAS Publ., 2009, 168 p. Available at: http://economy-ru.com/innovatsionnaya-ekonomika-rf/reytingovyiy-metod-otsenki-sotsialnogo-16743.html. (In Russ.)

15. Maslova I. Sotsial'nyi potentsial razvitiya ekonomiki [Social potential of economic development]. VestnikInstituta ekonomiki RAN = Bulletin of Institute of Economics of RAS, 2008, no. 2, pp. 37-53.

16. Nugaev M.A. Sotsial'nyi potentsial i sotsial'nyi kapital regiona kak problema sotsiologicheskoi nauki: o ponyatiyakh osnovnykh sfer obshchestvennoi zhizni [Social capacity and social capital of the region as a problem of sociology: on the concepts of major spheres of social life]. Nauchnye trudy Tsentraperspektivnykh ekonomicheskikh issledovanii = Proceedings of Center for Advanced Economic Studies, 2013, no. 5, pp. 393-404.

17. Dudina U.V. Obzor nauchnykh podkhodov k opredeleniyu ponyatii "prirodnye resursy", "prirodnyi potentsial regiona", "prirodno-resursnyi potentsial regiona" [Reviewing the scientific approaches to the definition of natural resources, natural potential of the region, natural-resources potential of the region concepts]. Vlast'i upravlenie na Vostoke Rossii = Power and Administration in the East of Russia, 2014, no. 4, pp. 50-54.

18. Nevskaya M.A., Trushevskii V.L. Sovremennye nauchnyepodkhody kissledovaniyuprirodno-resursnogopotentsiala. V kn.: Problemy sistemnoi modernizatsii ekonomiki Rossii: sotsial 'no-politicheskii, finansovo-ekonomicheskii i ekologicheskii aspekty [Modern scientific approaches to the study of natural-resource potential. In: Problems of system modernization of the Russian economy: socio-political, economic, financial and environmental aspects]. St. Petersburg, Institute of Business and Law Publ., 2010, pp. 438-443. Available at: http://www.ibl.ru/konf/021210/94. html. (In Russ.)

19. Romashchenko V.V. Analiz ekologicheskogo potentsiala raionov Kryma dlya tselei strategicheskogo planirovaniya [An analysis of the ecological potential of Crimean regions for strategic planning purposes]. Geopolitika i ekogeodinamika regionov = Geopolitics andEcogeodynamics of Regions, 2009, vol. 5, no. 1, pp. 87-92. Available at: http://dspace. nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/6644/11-Romashchenko.pdf?sequence=1. (In Russ.)

20. Shchukov V.N. Ekonomicheskii potentsial regionov Rossii i effektivnost' ego ispol'zovaniya [The economic capacity of Russian regions and the efficiency of its use]. Ivanovo, ISTA Publ., 2002, 58 p.

21. Ablova N.O. Otsenka ekonomicheskogo potentsiala malykh i srednikh gorodov Rossii pri razrabotke strategii ustoichivogo razvitiya regionov [Valuation of the economic potential of small and medium-sized towns of Russia in strategies for sustainable development of regions]. Upravlenie Ekonomicheskimi Sistemami, 2015, no. 3. (In Russ.) Available at: http://www.uecs.ru/marketing/item/3401-2015-03-14-07-34-04.

22. Kolodova T.A. Potentsial prostranstvennogo razvitiya: predmet i metod issledovaniya [The capacity for spatial development: subject and methods of research]. Upravlenie Ekonomicheskimi Sistemami, 2014, no. 7. (In Russ.) Available at: http://www.uecs.ru/uecs67-672014/item/2991-2014-07-23-06-30-13?pop=1&print=1&tmpl=component.

23. Granberg A., Masakova I., Zaitseva Yu. Valovoi regional'nyi produkt kak indikator differentsiatsii ekonomicheskogo razvitiya regionov [Gross Regional Product as an indicator of differentiation of regions' economic development]. Voprosy Statistiki, 1998, no. 9, pp. 3-11.

24. Sugarova I.V. Federal'nyi fond finansovoi podderzhki regionov v sisteme mezhbyudzhetnogo regulirovaniya [Federal Fund for Financial Support of Regions in the system of inter-budgetary regulation]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2014, no. 12, pp. 1123-1129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.