Научная статья на тему 'Границы полезности финансовой грамотности населения'

Границы полезности финансовой грамотности населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCE MARKET / ОБЪЕКТИВНЫЕ ГРАНИЦЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / OBJECTIVE LIMITS OF FINANCE LITERACY / РАЗВИТИЕ РЫНКА / MARKET DEVELOPMENT / ИНВЕСТОР / INVESTOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УЧАСТНИК РЫНКА / PROFESSIONAL MARKET PARTICIPANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диго Святослав Николаевич

В статье рассмотрен вопрос о границах необходимой населению финансовой грамотности в условиях рынка. Нижняя граница уровня финансовой грамотности определяется задачами защиты рядовых участников рынка от агрессивных форм современной рекламы, от необоснованных финансовых потерь личных доходов в условиях финансовых и экономических кризисов. Само по себе повышение финансовой грамотности не является инструментом роста доверия к финансовым институтам, но может способствовать тому, чтобы последние работали более ответственно со своими клиентами. Асимметричность информации на финансовых рынках и профессионализм их торговых посредников выступают в качестве своего рода верхней границы полезности финансовой грамотности, никакое повышение которой не позволит изменить место рядового клиента на современном финансовом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author was the first to discuss the issue about the limits of necessary for the population finance literacy in market conditions. The lower limit of finance literacy is determined by the tasks of protecting ordinary market participants against aggressive forms of present day advertising, against groundless finance losses of private profit in conditions of finance and economic crises. Enhancing finance literacy is not a tool of raising confidence to finance institutions but it can promote their responsible work with clients. Asymmetric information on finance markets and professionalism of their trade dealers act as a higher limit of finance literacy usefulness. No changes in it would allow to alter the place of ordinary client on today's finance market.

Текст научной работы на тему «Границы полезности финансовой грамотности населения»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

ГРАНИЦЫ ПОЛЕЗНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Диго Святослав Николаевич

кандидат технических наук, профессор кафедры биржевого дела и ценных бумаг РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: bdcbrea@gmail.com

В статье рассмотрен вопрос о границах необходимой населению финансовой грамотности в условиях рынка. Нижняя граница уровня финансовой грамотности определяется задачами защиты рядовых участников рынка от агрессивных форм современной рекламы, от необоснованных финансовых потерь личных доходов в условиях финансовых и экономических кризисов. Само по себе повышение финансовой грамотности не является инструментом роста доверия к финансовым институтам, но может способствовать тому, чтобы последние работали более ответственно со своими клиентами. Асимметричность информации на финансовых рынках и профессионализм их торговых посредников выступают в качестве своего рода верхней границы полезности финансовой грамотности, никакое повышение которой не позволит изменить место рядового клиента на современном финансовом рынке.

Ключевые слова: население, финансовый рынок, объективные границы финансовой грамотности, развитие рынка, инвестор, профессиональный участник рынка.

LIMITS OF POPULATION FINANCE LITERACY

USEFULNESS

Digo, Svyatoslav N.

PhD, Professor of the Department for Exchange and Securities of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,

Russian Federation.

E-mail: larissazdn@gmail.com

The author was the first to discuss the issue about the limits of necessary for the population finance literacy in market conditions. The lower limit of finance literacy is determined by the tasks of protecting ordinary market participants against aggressive forms of present day advertising, against groundless finance losses of private profit in conditions of finance and economic crises. Enhancing finance literacy is not a tool of raising confidence to finance institutions but it can promote their responsible work with clients. Asymmetric information on finance markets and professionalism of their trade dealers act as a higher limit of finance literacy usefulness. No changes in it would allow to alter the place of ordinary client on today's finance market.

Keywords: population, finance market, objective limits of finance literacy, market development, investor, professional market participant.

В последнее десятилетие во многих развитых и развивающихся странах мира все большее внимание уделяется повышению финансовой грамотности населения. Данный процесс, который начался в различных странах в форме отдельных инициатив общественных и частных организаций, направленных на оказание помощи гражданам в управлении личными финансами и информировании о тех или иных финансовых продуктах и услугах, постепенно развился до уровня национальных программ и стратегий, а также наднациональных инициатив Евросоюза, Всемирного банка и других международных организаций.

Актуальность проблемы недостаточности финансовой грамотности населения кардинально выросла в условиях развернувшегося глобального финансового кризиса, когда проблемы непосильной долговой нагрузки, отсутствия сбережений на «черный день», неспособности предпринять рациональные действия, направленные на защиту своих сбережений, многократно обострились и усилились.

Современный рынок по отношению к широким слоям населения, имеющим денежные сбережения, - это прежде всего финансовый рынок, т. е. отношения по поводу распределения и перераспределения денежных доходов от труда и капитала посредством общеизвестных или популярных среди граждан разнообразных инструментов ссудного капитала, таких, как кредиты и займы, ценные бумаги, страховые полисы, валюты.

Доходы и расходы населения неразрывно связаны с финансовым рынком.

С одной стороны, сбережения граждан представляют собой основу ссудных ресурсов в экономике.

С другой стороны, использование этих сбережений в качестве разнообразных инвестиций или финансового капитала по-

зволяет получать процентные и иные доходы от капитала как своего рода дополнение к трудовым доходам граждан.

Разнообразие финансовых (инвестиционных) инструментов и операций с ними требует от граждан определенной финансовой грамотности, под которой мы будем понимать уровень знаний, необходимых непрофессиональному участнику финансового рынка для купли-продажи финансовых инструментов.

Непрофессиональный участник рынка - это работник, основным денежным доходом которого является оплата его наемного труда. Для краткости непрофессиональных участников рынка будем называть «население» (граждане, клиенты).

Под профессиональными участниками (профучастниками) рынка будем понимать торговцев, которые выступают в качестве посредников между рынком и своими клиентами, а также собственников крупных капиталов, использующих финансовый рынок в качестве источника ссудного капитала и для роста своего капитала в целом.

Финансовый рынок, как и товарный, развивается по своим собственным законам, и это его развитие неизбежно выступает фактором, способствующим общему росту финансовой грамотности населения страны. С одной стороны, на рынке возникают все более сложные финансовые инструменты, требующие большего объема финансовых знаний для его участников, а с другой - в своем развитии финансовый рынок становится рынком все большего числа участников.

Рост финансовой грамотности населения является результатом развития прежде всего банковских вкладов (депозитов), потребительского кредита, или кредитов для населения в его разнообразных формах (ипотечный кредит, кредит для покупки товаров и услуг, микрокредитование или

современное «ростовщичество»), электронных систем расчетов населения с любыми иными участниками рынка. В этом ключе можно сказать, что самый главный инструмент повышения финансовой грамотности населения - развитие самого рынка, всевозможные направления технического прогресса на нем. Но затем в силу существования обратных связей уже само повышение финансовой грамотности населения превращается в необходимое условие для дальнейшего развития финансового рынка. То есть, выражаясь философски, следствие превращается в причину.

Таким образом, развитие финансовой грамотности населения диктуется законами развития рынка (капитала), но в результате наличия очевидных обратных связей повышение этой грамотности само по себе становится одним из важных факторов, способствующих дальнейшему росту рынка и капитала.

Отсутствие прямой связи между развитием финансового рынка и финансовой грамотностью населения доказывает имеющаяся ситуация даже в самых высокоразвитых странах мира. Так, по данным социологических исследований, в США, Великобритании, Австралии и других странах уровень финансовой грамотности признан недостаточным со стороны специалистов рынка. И это с учетом того, что в указанных странах проблема повышения финансовой грамотности населения решается и на государственном уровне.

Во многих странах приняты и действуют национальные стратегии и программы повышения финансовой грамотности населения, на эти цели выделяются существенные средства из государственного бюджета. К реализации программ финансового просвещения активно привлекаются частные и общественные организации. Вопросы финансовой грамотности включаются в обязательные и факультативные образовательные программы образовательных организаций.

Проблема финансовой грамотности населения прямо не связана не только с уровнем развития финансовых рынков, но даже и со способами личного обогащения в условиях рынка. Достаточно вспомнить российский опыт 1990-х гг., когда без всякой финансовой грамотности в ее современном понимании отдельные граждане становились миллионерами и миллиардерами. Для того чтобы стать богатым, вовсе не обязательно быть финансово грамотным членом общества, хотя наличие богатства уже в силу того, что оно в своей большей части всегда есть финансовое богатство, например, в виде ценных бумаг, далее требует от его владельца существенных финансовых знаний, необходимых для его сохранения и приумножения.

Мировой опыт показывает, что не следует оставлять без регулирующего внимания со стороны государства и общества процесс повышения финансовой грамотности населения, доверяя его, как говорится, только «стихии» финансового рынка. В управлении процессами роста финансовой грамотности населения заинтересовано не только государство, но и сами рынки в лице их профучастников. Однако нельзя не отметить, что у государства и у профучастников рынка цели использования роста финансовой грамотности все-таки разнятся.

Интерес государства заключается, с одной стороны, в общем росте экономики страны, который тесно связан с успехами развития финансовых рынков, а с другой -в защите рядового инвестора как непрофессионального участника рынка от недобросовестных действий со стороны профучастников рынка.

Интерес профучастника рынка специфичен. Он включает заинтересованность в такого рода финансовой грамотности, которая способствует росту его клиентской базы, т. е. он желает использовать финансовое знание как своего рода рекламу для максимизации привлечения к себе клиентов. Вместе с тем профучастник вовсе не заинтересован в том, чтобы его клиент с

позиций знаний рынка был конкурентом ему на рынке.

Под нижней границей необходимости повышения финансовой грамотности населения будем понимать ее рост как результат развития финансового рынка, который теоретически можно отождествить с целями государства в деле обеспечения финансовой грамотности населения. Эти цели следует разделить на две группы:

- защита интересов населения в отношении «клиент - профучастник»;

- помощь в повышении финансовой образованности в отношении «клиент -рынок».

Первая группа включает меры по защите интересов рядовых (мелких, некрупных) инвесторов. К ним относятся разработка и постоянное совершенствование нормативной базы функционирования финансового рынка с учетом интересов населения, а также наличие адекватной системы ответственности за нарушения на финансовом рынке, включая и уголовную ответственность.

Более конкретно к данной группе мер относится защита населения от последствий экономических и финансовых кризисов, от недобросовестных участников рынка, от агрессивной рекламы финансовых услуг и инструментов. Наличие такого рода защиты рядовых инвесторов со стороны государства есть одновременно и важный фактор, способствующий росту доверия населения к профучастникам финансового рынка.

Специфика России заключается не только в том или ином сравнительном уровне финансовой грамотности населения, который, на наш взгляд, существенно не отличается от уровня, имеющегося в развитых странах. Она заключается в более высоком уровне недоверия населения к институтам финансовых рынков.

Далеко не последней по значимости проблемой в области финансовой грамотности является отношение населения к рекламе финансовых услуг. Эта реклама, как и всякая современная реклама на то-

варных рынках, носит еще и явно «агрессивный» характер, т. е. имеет своей целью заставить потребителя купить товар или услугу либо на невыгодных для него условиях, либо даже тогда, когда они на самом деле ему не нужны. В данном случае финансовая грамотность есть не что иное, как финансовая воспитанность населения. Государство с помощью средств массовой информации может на конкретных примерах показывать и доказывать нерациональность финансовых решений, принимаемых человеком под влиянием подобного рода рекламы или ее скрытых форм в виде финансовых прогнозов и советов, которые распространяются соответствующими подразделениями профучастников рынка.

Вторая группа мер связана с образовательными процессами, способствующими росту финансовой грамотности населения. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Детям оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через финансовое планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Финансовая грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения «сбережения - потребление», оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения.

Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Финансовая грамотность населения способствует притоку средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности.

Вместе с тем образовательный аспект финансовой грамотности не следует переоценивать. Важно помнить, что первично для финансовой грамотности - финансовое образование или финансовый рынок.

Можно возвеличивать значимость финансового образования для населения и под этим предлогом «осваивать» за счет государственного бюджета (или иных общественных фондов) все больше денег на массовое финансовое обучение. Но финансовая грамотность от этого нисколько не возрастет. Финансовому рынку требуется уже имеющийся (сформировавшийся) уровень финансовой грамотности. Аналогией этому является вопрос, сколько денег надо на уборку города в зависимости от того, каковы его жители: «чистюли» или «грязнули». На самом деле, если город не убирают, то все его жители попадают в разряд «грязнуль», а если город убирают хорошо, то его жители предстают как «чистюли».

В условиях современного общества рынок (капитал) всегда первичен по отношению к членам общества и участникам рынка и уже тем более первичен по отношению к любого рода образованию и грамотности.

Наличие защиты инвесторов на финансовых рынках - необходимое условие формирования крупного внутреннего спроса, все большего числа внутренних инвесторов, а в целом - той внутренней базы, которая формирует крупный отечественный финансовый рынок посредством участия в нем большого числа мелких инвесторов.

Под верхней границей финансовой грамотности населения будем понимать тот ее предел, который следует как из имеющегося среднего уровня образованности и культуры российского общества, так и из соблюдения (ненарушения) экономических интересов профучастников рынка (профессиональных торговцев и собственников крупных капиталов), задача которых состоит в обеспечении такого оборота (использования) сбережений на-

селения, который в наибольшей степени способствует росту реального и финансового капитала в стране.

Остановимся подробнее на второй стороне данной границы, так как первое ее ограничение очевидно.

Объективная потребность соблюдения экономических интересов профучастников финансового рынка основывается на невозможности преодолеть через любого рода меры повышения финансовой грамотности населения профессионализм «коренных» участников рынка и информационную асимметричность на данном рынке, а также те преимущества, которыми обладает крупный капитал по сравнению с некрупными капиталами частных лиц. К этому следует добавить тот факт, что, например, использование средств клиента профучастником финансового рынка (т. е. в его собственных интересах), очевидно, не есть какой-то обман клиента или мошенничество. В противном случае финансово грамотные брокеры были бы самыми главными преступниками на современных финансовых рынках.

Как свидетельствуют данные ряда исследований, посвященных оценкам финансовой грамотности населения, уровень информационной асимметрии между потребителями финансовых продуктов и услуг и их поставщиками является очень высоким. Даже сравнительно простые финансовые продукты могут оказаться сложными для граждан, у которых отсутствуют элементарные основы финансовой грамотности.

Характерной особенностью, выявленной в ходе исследований, является наличие двух крайностей в восприятии гражданами уровня своей финансовой грамотности. Существует категория граждан, представители которой полагают финансовые понятия весьма сложными для понимания и считают уровень своей финансовой подготовки недостаточным, в то время как граждане другой категории зачастую переоценивают свое понимание финансовых вопросов, не осознают сте-

пень своей неосведомленности. В результате лица и той и другой категории зачастую принимают необоснованные финансовые решения, становятся жертвой финансовых злоупотреблений и мошеннических схем.

Непрофессионализм рядовых инвесторов проявляется в том, что они подвержены ситуации, которая заключается в формировании для них своего рода «финансовой ловушки». В средствах массовой информации через рекламу люди много слышат о кредитах, ипотеке, депозитах, акциях и других финансовых инструментах. Они видят, что потребительскими кредитами, ипотекой пользуются соседи, знакомые. Жизнь в кредит превращается в обычную практику. Все это создает ощущение компетентности, снижает психологический порог входа на финансовый рынок для миллионов домохозяйств, создает видимую легкость принятия решений и условия для массовых финансовых ошибок.

Социологические опросы показывают, что в условиях финансового кризиса возрастает субъективная оценка россиянами уровня собственной финансовой грамотности, хотя никаких объективных оснований для этого нет. Так, несмотря на фиксируемый социологическими опросами низкий уровень доверия граждан к финансовым институтам (последствия 1998 г., опыта МММ и т. д.), люди по-прежнему становятся жертвами все новых и новых финансовых пирамид под разными привлекательными названиями или условиями. И дело здесь не столько в уровне финансовой грамотности отдельного инвестора, сколько в том, что является очевидным признаком (признаками) такого рыночного явления, как финансовая пирамида. Сам рынок (а потому и его государственные и негосударственные регуляторы) в ряде ситуаций не может заранее распознать ее признаки.

Примером асимметричности информации, свойственной населению по сравне-

нию с профучастниками рынка, является тот факт, что, как показывают социологические исследования фонда «Общественное мнение», даже среди тех граждан, которые пользуются потребительским кредитом, уровень финансовой грамотности не выше, чем у остальных категорий населения. Большинство граждан информацию о таком кредите получали прямо на месте покупки товара и принимали решение ситуативно, не сравнивая условия получения кредита с другими кредитными продуктами, не вдумываясь в последствия принятия дополнительных долговых обязательств для семейного бюджета на случай экономического кризиса и т. п.

Отсюда - как своего рода защитное следует рассматривать такое явление свойственного гражданам непрофессионализма и отсутствия в равенстве информационных потоков как право на невыполнение долговых обязательств и использование всяческих возможностей для обмана финансовых институтов. Например, более 15% взявших кредит заемщиков - физических лиц считают, что невозврат банковского кредита не является преступлением. А в отношении страховых компаний обман не считают преступлением более 30% респондентов, так как у всех на слуху ситуации, когда эти последние сами всячески избегают полагающихся им страховых выплат.

Таким образом, обращаясь к проблеме роли финансовой грамотности населения для развития современного финансового рынка, следует исходить из двух основополагающих моментов:

а) первичность развития финансового рынка и вторичность тенденции к росту финансовой грамотности населения;

б) наличие объективных границ процесса развития финансовой грамотности населения, которые определяются требованиями, с одной стороны, обеспечения функционирования самого рынка, а с другой - соблюдения экономических интересов его профессиональных участников.

Список литературы

1. Ващекина И. В. Характерные черты и особенности современного потребительского кредитования в России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 8 (74). - С. 38-43.

2. Галанов В. А. Международные тенденции превращения капитала в социальный капитал // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : материалы Международной научно-практической конференции 18-19 февраля 2011 г. : в 2 т. - Т. 1. - М. : ГОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011.

3. Галанов В. А. Развитие классовой структуры капиталистического общества и его противоречий // Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 3 (11). - С. 60-70.

4. Галанов В. А., Галанова А. В. Фондовый рынок и распределение материального богатства // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2012. - № 1 (43). - С. 15-20.

5. Звонова Е. А. Суверенные системы страхования вкладов в контексте санации банков // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. -№ 7 (73). - С. 10-18.

6. Зеленцова А., Блискавка Е., Демидов Д. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. - М. : ЦИПСиР, 2012.

References

1. Vashchekina I. V. Kharakternye cherty i osobennosti sovremennogo potrebitel'skogo kreditovaniya v Rossii [Characteristic and Specific Features of Present Day Customer Crediting in Russia], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 8 (74), pp. 38-43. (In Russ.).

2. Galanov V. A. Mezhdunarodnye tendentsii prevrashcheniya kapitala v sotsial'nyy capital [International Trends of Transforming Capital into Social Capital], Sovremennaya ekonomika: kontseptsii i modeli innovatsionnogo razvitiya : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 18-19 fevralya 2011 g. [Modern Economics: Concepts and Models of Innovation Development, materials of the International Conference 18-19 February 2011], in 2 Vol, Vol. 1. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, 2011. (In Russ.).

3. Galanov V. A. Razvitie klassovoy struktury kapitalisticheskogo obshchestva i ego protivorechiy [The Development of Class Structure in Capitalism Society and its Contradictions], Nauchno-analiticheskiy zhurnal «Nauka i praktika» Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Scientific and Analytical Magazine 'Science and Practice' of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 3 (11), pp. 60-70. (In Russ.).

4. Galanov V. A., Galanova A. V. Fondovyy rynok i raspredelenie material'nogo bogatstva [Stock Market and Distribution of Material Wealth], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2012, No. 1 (43), pp. 15-20. (In Russ.).

5. Zvonova E. A. Suverennye sistemy strakhovaniya vkladov v kontekste sanatsii bankov [Sovereign Systems of Insuring Deposits in the Context of Bank Sanitation], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 7 (73), pp. 10-18. (In Russ.).

6. Zelentsova A., Bliskavka E., Demidov D. Povyshenie finansovoy gramotnosti naseleniya: mezhdunarodnyy opyt i rossiyskaya praktika [Raising Finance Literacy of the Population: International Experience and Russian Practice]. Moscow, CIPSR, 2012. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.