Научная статья на тему 'Графикапромежуточное звено между академическим и проектным рисунком дизайнера'

Графикапромежуточное звено между академическим и проектным рисунком дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графикапромежуточное звено между академическим и проектным рисунком дизайнера»

ГРАФИКА - ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗВЕНО МЕЖДУ АКАДЕМИЧЕСКИМ И ПРОЕКТНЫМ РИСУНКОМ ДИЗАЙНЕРА

В статье рассматривается связь между академическим и специальным рисунками дизайнера, на примере выполнения графических работ по теме каждого семестра.

В процессе проектирования у студентов кафедры дизайна большую часть времени занимает работа над созданием проектного рисунка. Универсальным решением художественно-проектных задач является графическая модель, благодаря оперативности ее исполнения и широким выразительным возможностям. Ле Корбюзье говорил: «Рисовать - это значит наблюдать, открывать, изобретать, создавать». Точность рисунка во многом исходит из правильности внутреннего зрения, которое позволяет рисующему как бы видеть заранее все то, что он будет рисовать. По словам К. Брюллова, у художника должна быть такая координация между мозгом и рукой, чтобы карандаш бегал по воле мысли: мысль перевернется, и карандаш должен перевернуться, и тот не художник, для кого исполнение составляет труд.

Чтобы изобразительные навыки были развиты в должной степени, на кафедре дизайна ГОУ ОГУ, начиная с первого семестра и заканчивая восьмым при обучении академическому рисунку, вводятся задания по выполнению графического листа на основе формальной композиции с натуралистического изображения объекта. На первом курсе

- по теме «натюрморт», на втором - по теме «интерьер», на третьем - по теме «портрет», на четвертом - по теме «фигура человека». Инновации заключаются в решении важных задач специальной графической подготовки дизайнера, не включенных в программу общего академического курса по рисунку. Этими задачами являются:

- освоение метода изобразительного отбора и обобщения;

- освоение объемно-пространственного комбинаторного метода в рисовании по воображению, применение этого метода в проектной работе;

- развитие навыков перехода от объемно-пространственного рисунка с натуры к

тонально-живописному и линеарно-плоскостному графическому изображению;

- освоение технических приемов рисовальной и компьютерной графики, имеющих аналоги в дизайне.

Все задания курса направлены на изучение графических приемов, необходимых в профессиональной подготовке дизайнера-проектировщика и способствующих наиболее точному отражению проектного замысла. В процессе практического обучения основам академического рисунка студентам в завершении каждого семестра предлагается выполнить графическую работу по заданной тематике. С одной стороны, это логическое продолжение подготовки специалистов по дизайн-проектированию в русле единой концепции, существующей на архитектурностроительном факультете ОГУ. С другой стороны, это уже иной уровень графической работы, когда студенты обращаются к особым задачам образного, содержательного, информативного рисунка. Так они переходят от решения общехудожественных задач к усвоению знаний, непосредственно связанных с их будущей профессией. Практическое ознакомление с визуально-графическими средствами, накопленными искусством прошлого, овладение графическими приемами отражения и разработки проектного замысла дизайнера являются насущными проблемами студентов. Осваивая опыт изобразительного искусства, будущий специалист адаптируется к приемам графического выражения формы и организации плоскости листа формальными средствами. Принципы графики, графическая организация пронизывают всю сферу деятельности дизайнера.

Данные навыжи крайне необходимы в проектной работе, с которой дизайнер сталкивается в процессе профессиональной деятельности. Поэтому будущий специалист должен хо-

рошо знать средства художественного выражения в графике, технику и приемы, чтобы его творческая мысль при составлении композиций не была скована понятием о графике.

Особого внимания заслуживает культура исполнения графического изображения, которая подразумевает осознанность усилий, приводящих к определенным требуемым результатам. Для дизайнера работа над изображением протекает почти бессознательно, интуитивно, ибо цель такой работы давно осознана, практические навыки давно отшлифованы и совершенны. В этом процессе у дизайнера важную роль играет подсознание. Для студентов такая работа требует больших усилий, поэтому должна направляться педагогами, подчиняться определенным правилам. Студент осознает, что графическое изображение является языком, выражающим проектные замыслы дизайнера. Полнота и информативность этого языка зависят от графических приемов выражения проектного замысла. Выбирая необходимые графические приемы, дизайнер учитывает специфические свойства языка - стиль, условность, лаконизм изображения. При выполнении графического листа педагог обращает внимание на то, чтобы студент в предлагаемых эскизах, прежде всего, изображал образ постановки, по словам В.Фа-ворского «.. .где рассказ преодолен и стал пластическим событием». И именно пластические идеи, которые выражают ритмически и музыкально современность, по его словам, называются стилем эпохи.

Образность и пластичность графического произведения невозможна без знания свойств и средств выразительности, таких как условность и лаконизм.

Условность - свойство изображения, выявляющее самые существенные черты объекта, идею его содержания. Стремление к условности - преднамеренное обобщение изобразительной информации. Условность подразумевает отображение самого главного, существенного и одновременно вызывает необходимость соответствующей отработки второстепенных, несущественных черт объекта. Чем больше обобщено изображение по степени передаваемой информации, тем в большей степени оно условно. По

этим причинам качество профессиональной графики находится в прямом соответствии с ее условностью.

Емкость передаваемой в условной графике информации должна соответствовать целям изображения. Любая словесная информация, любой содержательности текст не скажут профессионалу так точно и в таком необходимом объеме то, что можно передать в условном изображении. Эта направленная способность к отображению самых характерных свойств объекта в максимально простой изобразительной форме носит название осознанной условности. В противоположность ей неосознанная условность - интуитивное стремление любого человека к изображению предмета наипростейшим способом. На любых этапах обучения, требующих графической расшифровки, необходимо развивать способность к осознанной условности. Особой концентрации это качество достигается при требовательном отношении к исполнению любых видов графики. Перегрузка любого графического произведения лишними, несущественными деталями приводит к изобразительному многословию, лишает изображение информативной четкости. Развитие способностей осознанной условности зависит от грамотной педагогической ориентации любого графического действия, от строгой оценки любого эскиза, рисунка с позиций их условности.

Лаконизм - особенность изображения, определяемая простотой изобразительных приемов. Стремление к лаконизму - преднамеренная простота графического языка, экономное использование средств и приемов изображения. Условность графики обязательно предполагает лаконизм ее изобразительной реализации. Если условность является качественной характеристикой изображения, то лаконизм отображает его количественную сущность, рациональность его конструирования.

Взаимоотношение смыслового содержания и художественного образа в работе проявляется согласно стилистике исполнения, его графического языка.

Замысел может остаться нереализованным, если дизайнер не найдет для него выразительную художественную форму. И наобо-

рот, интересные творческие находки в области художественной формы могут быть бессмысленными, если они не выражают адекватного содержания [2, с. 25].

Оценка качественных особенностей содержания проекта зависит от того, какие графические приемы отражения и разработки проектного замысла используются автором для выражения тех или иных профессиональных задач. Эти задачи успешно решаются в экспериментальной группе 04-Д1 (подтверждение тому итоговые просмотры в течение 3 лет) в творческих работах на практических занятиях по рисунку:

- при выполнении графических листов в конце каждого семестра;

- при изображении фантастических образов, с переводом их из двумерного в трехмерное пространство;

- при использовании графических элементов в различных техниках исполнения;

- при использовании комбинации графических элементов в различных техниках исполнения;

- при использовании мягкого материала (уголь, сепия, сангина, пастель), как быстрого и эффективного средства отражения проектного замысла;

- при использовании компьютерных технологий, обеспечивающих ускоренный процесс композиционного поиска выразительности изображения.

«Чем больше знаешь, тем больше видишь», - любил повторять художник и теоретик искусства П.П. Чистяков. Каждому творческому заданию предшествует работа с натуры. При работе с натуры студенты руководствуются двумя подходами к рисунку

- объемным, связанным с изучением предмета, и «живописным», связанным с непосредственным впечатлением от него. «Являясь нераздельными, как мысль и чувство, оба эти способа должны на практике дополнять друг друга, без чего невозможно достичь цельности художественного изображения» [4, с. 24-26].

В учебном рисунке решаются задачи связанные с цельностью изображения, выявлением характера постановки или модели. В процессе работы студенты вырабаты-

вают профессиональное объемное восприятие и развивают аналитическое мышление.

Большое значение в образном графическом изображении имеет контурная линия. Необходимо учитывать глубокие различия между условной контурной и не условной линией, чтобы у студентов не получилось смешения этих двух различных понятий.

Борьба за объемность и пространствен-ность изображения должна начинаться с первого же прикосновения карандаша к листу. В работе над рисунком наиболее опасным моментом является фиксация внимания на линии контура. Прежде всего, необходимо внушить учащимся, что лист, на котором он сейчас начнет рисовать, является как бы не листом, а окном в пространство, и что не на поверхности, а в глубине листа должно строиться изображение. Приступая к построению объема, необходимо, прежде всего, разъяснить учащимся, что представляет собой линия контура, обычно приковывающая внимание неопытных рисовальщиков. Необходимо довести до их сознания, что контур не имеет самостоятельного значения, что он принадлежит объему и как часть объема зависит от целого. То, что называют контуром, или, что вернее, надо считать краем формы, - явление изменчивое и непостоянное. При том или ином повороте любая поверхность, образующая объем человеческого тела или другого предмета, может оказаться контуром. Для этого необходимо, чтобы данная поверхность, попав в параллельное положение по отношению к лучу зрения, сократилась до линии и имела при проекции на плоскость только одно измерение.

Таким образом, контур является ни чем иным, как суммой сократившихся до линий поверхностей, а потому при построении объема на рисунке ориентироваться с самого начала на него в процессе работы нельзя... В рисовании с натуры играет роль не условная, не существующая в природе контурная линия, а отграничение объема от пространства. «Линия же, о которой мы говорим, -теряющая один свой край, исчезающая и вновь появляющаяся, то толстая, то тонкая, то резкая, то мягкая,- есть уже не мертвая линия, а штрих, живой и выразительный, являющийся прекрасным средством для

изображения любой объемной формы в окружающем его пространстве» [4, с. 15-33].

Вместе с тем условная контурная линия также применяется при работе над графическими листами. Линейный рисунок имеет свои отличительные качества. Линия может быть тончайшей, при проведении ее пером, рапи-дографом или жестким карандашом; мягкие карандаши (8В, 3М), фломастер дают толстую линию, широкий контур. Известный художник А. Дейнека отмечал, что «... контурный рисунок требует мастерства, чтобы дать убедительное условное обозначение изображаемому. Линейному изображению доступна передача ритма, пропорций, пластика движения, характер формы» [3, с. 149-151].

При изучении линейного рисунка необходимо познакомить студентов с линейной графикой, выполненной различными мягкими материалами, такими как - уголь, сепия, сангина, пастель. Студенты выполняют задания на выявление выразительных возможностей линии, точки, пятна, штриха и их комбинаций различными материалами.

В процессе формообразования огромную роль играет умение художника рисовать, мыслить образами. По словам Стендаля «.дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить». Для теории и экспериментов в дизайне нет более практичной задачи, чем формирование нового дизайнерского мышления. Рисунок является наиболее быстрым, простым и подвижным средством фиксирования идей, соответствующим темпу дизайнерского мышления. Опираясь на зрительное восприятие проектного рисунка, читая его, автор, заказчик, исполнитель, критик-оппонент имеют возможность оценить данную идею, сравнивая ее с другими вариантами, уточняя, развивая и совершенствуя. Архитектор Виктор Веснин отмечал, что «.в архитектурной среде существует вредное заблуждение, что знание рисунка архитектору необходимо только для того, чтобы «красиво оформить» проект. Между тем для архитектора, так же, как и для художника, рисунок - это, прежде всего, средство точно выразить свою мысль... Много идей остается невоплощенными из-за неспособности выразить их на бумаге». Это высказывание применимо и к творчеству ди-

зайнера. Характер проектного рисунка может быть различен: быстрый набросок, эскиз, детально разработанный рисунок.

Набросок в проектном рисунке имеет самое широкое распространение при выполнении первоначальных графических работ. По своей природе набросок - это начальная стадия всякого рисунка. Но в некоторых случаях он может быть законченным и самостоятельным произведением графики. В нем отражаются важнейшие моменты творчества, и ценность его заключается в возможности быстрой фиксации замысла дизайнера. Этим в большей степени определяются и материалы - мягкий карандаш, уголь, кисть и др., позволяющие быстро, свободно и широко реализовать свой замысел на бумаге, не упуская времени, как самого ценного фактора творческого процесса. Важно умело пользоваться материалами, опасно техническое мастерство сводить к внешне изящной, но пустой, безразличной к объектам природы, обработке поверхности. Другая крайность - претенциозная неряшливость наброска, пренебрежительное отношение к свойствам материала, беспорядочное применение его. Наброски в курсе рисунка выполняются методом линейно-объемного конструктивного рисования. Для успешного выполнения графических листов автор предлагает в процесс обучения рисунку вводить графические наброски. Выполняются они тушью с применением кисти или пера, фломастера и рапидог-рафа. Приемы работы сугубо графические: однотоновая линия или штрих, пятновые удары или заливки кистью и т.п.

Графические наброски можно считать натурной графикой с коротким сроком исполнения (от 3 до 15 минут) без предварительного рисунка. Бумага, на которую наносится набросок, применяется такая же, как и для эскизов: белая или черная. Это позволяет уже в наброске, как и в эскизной работе, закреплять в сознании студента принципы графического взаимодействия пространства и предмета. В графических набросках человека и животных, в отличие от эскизов, модель не разрабатывается в предметном окружении. Внимание сосредоточено на объекте и его взаимосвязи с пространством листа. Наброски интерьеров, пейзажей или натюрмортов выполняются с целью

Чистякова И. Зверева В.

Атаманова А.

Антипин И.

Подтихова Е. Галектинов А.

Харитонов В.

Егорова С.

определения лучших приемов быстрого графического изображения, позволяющих делать эффективные обобщения пространственных планов. Найденные приемы могут быть использованы при работе над эскизами и законченными графическими листами.

Начиная с 3 курса, студенты осуществляют композиционный поиск графического листа с натурной постановки, используя компьютерные технологии. В частности, после того как найден окончательный вариант образного звучания композиции, работа над тональным решением форэскиза осуществляется на компьютере. Тем самым появляется возможность исполнения курсового задания в кратчайшие сроки и освобождается время для творческого поиска своего графического языка.

Опыт, полученный на занятиях по выполнению графического листа в завершении каждого семестра, развивает у студента профессиональную интуицию, как важнейшую составляющую проектной культуры дизайнера. Хорошее владение графическими законами, приемами и техниками позволяет умело решать проблемы, встающие перед производством, неспособным обеспечить безупречный технологический уровень.

Успешное участие экспериментальной группы студентов кафедры дизайна во Всероссийских олимпиадах по дисциплине «рисунок» (г. Самара 2006 г., 2007 г.) подтвердило правильность выбранного инновационного направления в творческом подходе по изучению дисциплины.

В номинации «конструктивный рисунок гипсовой головы» Гринев А. занял 1 место. Рисунок головы Зевса быш выполнен в несвойственной для этого метода изображения технике: на темном тонированном картоне светлой пастелью. Поскольку графические приемы обусловлены изначальным содержанием и смыслом коммуникативного сообщения, Александр работу построил на выявлении конструк-

ции объекта с помощью технического приема: боковой стороны (плашки) пастели.

В 2007 г. в номинации «рисунок гипсовой головы в системе архитектурной графики» Вакорин А. занял 1 место. Чтобы выявить плановость, «организовать смотрение» изображаемой головы, Андрей построил композицию за счет ракурса и движения в глубину листа (верхний левый угол), лист картона при этом быш специально небрежно разорван, тем самым усилив композиционный центр.

В номинации «портрет» Бунина А. заняла призовое 3 место. Поскольку модель навела на образ А.С. Пушкина, то портрет был выполнен контурной, рельефной черной краской из тюбика (в стиле рисунков пером самого поэта) с введением в композицию персонажей его произведений.

Практика участия в конкурсах показала, что студенты экспериментальной группы в кратчайшие сроки выразительными средствами, лаконично и в некоторой степени условно решили задачи передачи объемно-живописного изображения и выявили характерные особенности моделей, что отвечает требованиям современного подхода к дизайн-проектированию. Таким образом, благодаря правильному выбору графических приемов отражения и разработки проектного замысла, результатом творческого процесса явился определенный характер графического языка, своеобразный стиль профессионального изобразительного выражения.

Одним из признаков профессионала высокого класса является творческая индивидуальность, неповторимость личной точки зрения на аспекты профессионального творчества. В связи с этим инновационный подход к процессу подготовки будущего специалиста направлен на раскрытие его творческой индивидуальности, чему способствуют графические задания по дисциплине рисунок.

Список использованной литературы:

1. Барщ, А.О. Наброски и зарисовки, издательство / А.О. Барщ. - М.: «Искусство»,1970.

2. Стор, И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов / И.Н. Стор. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, группа «Совъяж Бево», 2003.

3. Дейнека, А. Учитесь рисовать / А. Дейнека.- М.: 1961.

4. Соловьев, А.М. Учебный рисунок / А.М. Соловьев. - М.: 1953.

5. Соловьева, Б.А. Искусство рисунка / Б.А. Соловьева. - Л.: «Искусство», Ленинградское отделение, 1989.

6. Королев, В.А. Материалы и техники рисунка / В.А. Королев. - М.: Изобразительное искусство, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.