Научная статья на тему 'Графическое образование Б. И. Урманче в КАСГХУМАСе (1919-1920) и ВХУТЕМАСе (1921-1926)'

Графическое образование Б. И. Урманче в КАСГХУМАСе (1919-1920) и ВХУТЕМАСе (1921-1926) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
295
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАНСКИЕ СВОБОДНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ (КАСГХУМ) / МОСКОВСКИЕ ВЫСШИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ (ВХУТЕМАС) / ОФОРТНАЯ МАСТЕРСКАЯ / ЛИНОГРАВЮРА / ОФОРТ / РИСУНОК / АВТОПОРТРЕТ / ШУРАЛЕ / KAZAN STATE FREE ART WORKSHOPS (KASGHUM) / MOSCOW HIGHER ARTISTIC-TECHNICAL WORKSHOPS (VHUTEMAS) / ETCHING WORKSHOP / LINOCUT / ETCHING / DRAWING / SELF PORTRAIT / SHURALE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мингалеев Марат Искандарович

В статье рассматривается период обучения Б.И.Урманче в КАСГХУМАСе (1919-1920) и ВХУТЕМАСе (1921-1926). Отмечается, что в графических работах 1920-х гг. Урманче стремился соединить национальное искусство, воплощающее в себе вековые традиции исламской культуры, с достижениями русской реалистической школы и европейского авангарда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

B.I.Urmanche's graphic EDUCATION dURING HIS Kazan period (1926-1929)

The article deals with B.I.Urmanche’s period of study at KASKHUMAS (1919-1920) and VHUTEMAS (1921-1926). B.I.Urmanche’s graphics in 1920s is characterized by a desire to create the national art that would combine age-old traditions of Islamic art, the achievements of Russian realistic school, and European avant-garde.

Текст научной работы на тему «Графическое образование Б. И. Урманче в КАСГХУМАСе (1919-1920) и ВХУТЕМАСе (1921-1926)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №3(29)

УДК 75/76(470.41)

ГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Б.И.УРМАНЧЕ В КАСГХУМАСЕ (1919-1920) И ВХУТЕМАСЕ (1921-1926)

© М.И.Мингалеев

В статье рассматривается период обучения Б.И.Урманче в КАСГХУМАСе (1919-1920) и ВХУТЕМАСе (1921-1926). Отмечается, что в графических работах 1920-х гг. Урманче стремился соединить национальное искусство, воплощающее в себе вековые традиции исламской культуры, с достижениями русской реалистической школы и европейского авангарда.

Ключевые слова: Казанские свободные государственные художественные мастерские

(КАСГХУМ), Московские высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), офортная мастерская, линогравюра, офорт, рисунок, автопортрет, Шурале.

Профессиональное художественное образование в самых передовых учебных заведениях России: Казанских свободных государственных художественных мастерских (КАСГХУМАС) (1919-1920) и Московских высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) (1921-1926), предопределило формирование творческой манеры великого татарского художника Б.И.Урманче. В его самобытных графических работах 1920-х гг. органично соединились вековые традиции исламского искусства, достижения русской реалистической школы и европейского авангарда.

Б.И.Урманче обучался в КАСГХУМАСе (позже Архитектурно-художественные мастерские (АРХУМАС)) с января 1919 г. по октябрь 1920 г. Его первыми учителями на элементарных подготовительных мастерских (Рабочем факультете) были Г.П.Козлов, Н.С.Шикалов, В.К.Ти-мофеев, В. С.Щербаков. Занятия по архитектуре, скульптуре, живописи и рисунку заложили базу в постижении существа и техники изобразительных искусств. В течение первого года обучения учащиеся должны были «испытать свои способности» и «определить направление и род своего творчества» [1]. В учебном плане были предусмотрены утренние занятия по живописи (3 часа) и вечерние по рисунку (2 часа), задания по композиции на свободные темы и еженедельные домашние работы на заданные темы [2].

Главная задача преподавания заключалась в развитии у учащихся способностей к поиску и восприятию гармоничных, конструктивных и простых форм. Рисование с натуры допускалось как способ «точного» ознакомления с природой вещей и считалось возможным только для обмеров и монтажных схем. Композиционное расположение исключало случайность в восприятии натуры, подразумевалась осмысленность процесса каждым учащимся, «характеристика объема

должна была восприниматься учащимися в их «творческом» изображении, законы перспектив не должны были быть «навязаны» [3]. Основной принцип обучения в мастерских отражался в формулировке: «меньше гипсов - больше живого, меньше натурализма - больше отвлеченных задач» [4]. А.И.Новицкий отмечает большое количество учебных заданий по графике и живописи, в которых Урманче внимательно изучает натуру, стремится не только к внешнему сходству, но и ставит перед собой более сложные задачи: пытается передать определенное настроение, характер цветового взаимодействия в зависимости от времени суток, освещения, состояния атмосферы [5: 27].

Урманче приобщался к новаторским традициям московской школы гравюры в мастерской откомандированного из столицы Н.С.Шикалова. Интересы ученика В.Д.Фалилеева были в основном сосредоточены в области цветной линогравюры, выполненной в жанре городского пейзажа. Под его руководством Урманче создает свой первый эстамп в технике линогравюры «Зимняя дорога» (1919). Реалистическая изобразительная основа графики построена на линейной перспективе и нюансах светотеневых соотношений.

В мастерских В.К.Тимофеева, В.С.Щерба-кова студент Урманче стал свидетелем глубокого и заинтересованного подхода признанных мастеров к изображению человека. Методика обучения, основанная на последовательном развитии принципов реализма, стала важнейшим звеном в преемственности лучших традиций академической школы; отличалась четкостью, последовательностью, что сыграло определенную роль в быстрых успехах молодого художника в искусстве рисунка и живописи.

Занимаясь графикой, уже на раннем этапе творчества Урманче проявляет интерес к портретному жанру. По просьбе воспитанника медре-

се «Мухаммадия» Габдуллы Ахмади в 1920 г. он выполняет итальянским карандашом портрет актера Г.Кариева [6: 395-399].

Студенту Урманче не довелось обучаться у известного академика живописи Н.И.Фешина (1881-1955), так как мастер преподавал на старших курсах КАСГХУМАСа. Однако авторитетная творческая и педагогическая деятельность художника, его повышенное внимание к натурному портрету, творческий подход к передаче модели, свободная и решительная манера рисования оказали существенное влияние на формирование взглядов Урманче-портретиста.

Сравнительный анализ двух автопортретов Фешина (1921) и Урманче (1922) выявляет стилистическую схожесть, проявившуюся в соединении академических основ рисунка и импрессионистического видения натуры; композиционном построении (фронтальном ракурсе, боковом освещении). В автопортретах также имеется типическое сходство, характерное для эпохи радикальных перемен, которое по определению

В.Турчина, есть «форма вглядывания в себя и потому они предельно глубоко человечны и трагичны» [7: 177]. Суровость характера сопряжена с чувством ответственности за труд художника. Осознание этого прослеживается не только в образе жизни, но и в понимании целей и особых задач искусства.

Национальное своеобразие автопортрету Ур-манче придает традиционный прием исламского искусства - совмещение арабской графики и изображения. Арабографический текст привносит оттенок легкой самоиронии в образный строй автопортрета, а в переводе с персидского означает «Мир - это маковка во Вселенной. Высчитай, какая ты часть этой маковки, и прячь улыбку под усами» [8: 3]

В учебной программе КАСГХУМАСа общий пропедевтический курс сочетался с производственным. В мастерских были сосредоточены почти все виды художественных работ, в которых нуждался город: праздничное оформление улиц и площадей, проекты по установке памятников и перепланировке парков, художественные и печатные работы для госучреждений, другие виды агитационно-массового искусства. Урманче принимал участие в праздничном украшении Казани (1920). Под руководством политического и общественного деятеля Ш.Х.Усманова художник разработал проект оформления колонны демонстрации трудящихся, основой которого стал первый герб Республики Татарстан, просуществовавший в качестве официальной эмблемы до

1922 г. Сохранившийся графический эскиз герба с изображением рабочего и крестьянина, симво-

лов революционной эпохи, предназначался для объемно-пространственной композиции.

В начале 1920 г. Урманче был мобилизован в Красную Армию и направлен в Центральную мусульманскую военную коллегию, остро нуждавшуюся в художниках. После расформирования коллегии он был переведен на должность заведующего художественной секцией восточного отдела Политического Управления Реввоенсовета. У художника появляется возможность для самореализации: пользуясь полученными в

КАСГХУМАСе знаниями, он оформляет в технике литографии обложку журнала «Кызыл Армия», агитирующую татарскую молодежь поступать на курсы командиров Красной Армии, а также обложку и шмуцтитул настольного календаря на татарском языке [9: 34].

Осенью 1920 г. Урманче командируют на учебу в ВХУТЕМАС. После собеседования с деканом живописного факультета Ф.Ф.Федоровс-ким и просмотра учебных и творческих работ его зачисляют на Подготовительно-испытательное отделение. В 1921 г. Урманче переводится на Основное отделение живописного факультета, где под влиянием преподавателей А.Д.Древина, Г.Ф.Федорова, А.В.Шевченко началось формирование творческих принципов будущего художника. Глубокие преобразования, происходившие в стране в 1920-е гг., преломились в творческих исканиях художника и его единомышленников предчувствиями предстоящих больших перемен в жизни, надеждами на светлое будущее. Они определили весь внутренний пафос искусства Урманче, одного из тех мастеров, которые прокладывали новые пути национального искусства в первой трети ХХ века.

Искусству рисунка Урманче обучался у одного из лучших русских рисовальщиков начала ХХ века Д.А.Щербиновского. По воспоминаниям А.А.Дейнеки, студенты восхищались виртуозными анатомическими рисунками педагога, которые он делал легко, точной, подвижной линией, отмечающей малейшие нюансы поз и характеров. Д.А.Щербиновский требовал четкого и строгого рисунка и, вместе с тем желал видеть эмоциональную выразительность в работах своих воспитанников [10: 17].

Следует отметить, что в ВХУТЕМАСе отношение к академическому рисунку как самостоятельному виду учебной работы было крайне негативным; он терял свое значение, и им уже не занимались с прежней серьезностью [11: 219]. С. О.Хан-Магомедов отмечал, что «на общем для всех факультетов пропедевтическом курсе преобладала методика обучения, по которой студентов приучали видеть в светотени не важный фак-

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

тор выявления формы и пространства, а некий осложняющий элемент, которого надо всячески избегать. Пренебрежение к перспективе (или ее сознательное игнорирование) и к анатомии придавало многим работам вхутемасовцев черты примитивизма» [12: 263].

Ощутимое влияние на Урманче-рисоваль-щика оказала творческая манера С.В.Герасимова, который не рассматривал рисунок в качестве подсобного материала в живописи, а ратовал за его самостоятельность. Специфика его метода преподавания заключалась в обобщении композиционной мысли и пластическом решении воплощаемого содержания. Знания, полученные в этой мастерской, помогли Урманче добиться пластической завершенности «Автопортрета» (1924). В рисунке главная роль отводится энергичному и широкому штриху, которым художник строил объем и лепил форму, а мягкой растушевкой создавал свободный фон.

Урманче продолжил изучение искусства гравюры на факультативных занятиях в офортной мастерской под руководством опытного художника и педагога Н.А.Шевердяева. В сохранившихся эстампах Урманче «На Волге», «Стирка» (1928) качество исполнения, сочность тона и бархатистость фактуры свидетельствуют о мастерстве владения приемов техники офорта.

Значительное влияние на формирование Урманче оказал А.В.Шевченко - идеолог «азиатской» ориентации творчества, автор манифеста «Неопримитивизм, его теории, его возможности, его достижения» (1913), организатор группы «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (1919). Шевченко не принадлежал к числу открывателей и изобретателей новых путей, но он аккумулировал целый ряд важнейших тенденций, индивидуально и неповторимо преломляя их в своем искусстве. Обостренная художественная интуиция мастера способствовала чуткому восприятию основных проблем времени, постоянному поиску новых средств выражения, технических приемов, увлечению экспериментами.

Свидетельством глубокого восприятия уроков мастера являются произведения, выполненные татарским художником в период учебы. В

1923 г., работая над иллюстрацией к поэме-сказке Г.Тукая «Шурале» (Казань, «Восток»), как справедливо указывает О.Л.Улемнова, «Урманче впервые осуществляет профессиональную попытку решения книги как целостного художественного произведения» [13: 107]. В литографических иллюстрациях молодой художник творчески переосмысливает содержание поэмы, выражает острее и глубже ее национальное своеобразие. Урманче органично соединил традиции

оформления татарской рукописной книги и неопримитивизма, которые характеризуются поэтичностью взгляда на мир и стремлением видеть изобразительный ряд книги как некий ассоциативный компонент по отношению к тексту.

Графика и живопись Урманче последующих лет отличаются тонким и трепетным воплощением обыденного, через призму которого художник постигает неизменное и вечное. В его творениях обнаруживается внутренняя близость с искусством творческого объединения «Маковца», давшего в лице С.В.Герасимова, А.В.Шевченко,

Н.М.Чернышева и других наиболее глубокие по философскому осмыслению произведения о жизни крестьянства своего времени [14: 16].

Посещая библиотеку ВХУТЕМАСа, через периодические издания по изобразительному искусству Урманче знакомится с новейшими тенденциями интернациональной парижской школы 1920-х гг. [15]. Благодаря репродукциям в журналах «Кларте», «Монд» художник мог ощутить своеобразие репродукций произведений художников, принадлежащих к различным стилям, по достоинству оценить экспрессионизм Г.Гросса, Ф.Мазереля, Ж.Бара-Левро, реализм А.Дюнуайе де Сегонзака, неоклассицизм П.Пикассо, стремящиеся к гармоничности и интеллектуализму образы Жан Люрса. Наделенное высокой эстетической культурой искусство европейских графиков способствовало глубокому образному осмыслению современности Урманче.

В период обучения в Москве татарский художник посещал музеи и выставки. Значительное влияние на Урманче оказывает французское искусство импрессионистов и постимпрессионистов, представленное в собрании Государственного Музея Нового Западного искусства, созданного на основе коллекций И.А.Морозова и С.И.Щукина; а также русское и европейское классическое искусство в Эрмитаже (во время летних каникул Урманче бывал в Петербурге) [16: 29]. В дальнейшем ориентация художника на классическое наследие позволяет ему острее чувствовать новое, активнее развивать идеи своего времени, решительнее отстаивать позиции искусства большого стиля, гармоничнее сочетать лиризм с классической ясностью пластического мышления.

Таким образом, творчество Б. И. Урманче сформировалось под влиянием новаторских методик преподавания художников и педагогов КАСГХУМАСа и ВХУТЕМАСа. Он обучался графике в условиях перехода от традиционных принципов реалистического искусства (В.К.Тимофеев, Д.А.Щербиновский) к новейшим системам художественного мышления - импрессио-

низм, постимпрессионизм, неопримитивизм

(С.В.Герасимов, А.В.Шевченко). На формирование графической культуры художника в области гравюры оказали влияние представители московской школы (Н.С.Шикалов, Н.А.Шевердяев). Графика Урманче 1920-х гг. свидетельствует о стремлении к созданию нового направления в искусстве, базирующегося на синтезе национальных традиций с новыми художественными принципами западноевропейской культуры.

1. НА РТ, Ф.Р-1431, оп.1, е.х. 25, л. 28

2. Там же, е.х.17, л.48-48.

3. Там же, е.х.13, л.4.

4. Там же, е.х.13, л.3.

5. Новицкий А.И. Баки Урманче. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1994. - 192 с.

6. Баки Урманче и татарская культура / Ф.В.Ахме-това-Урманче (и др.) / отв. ред. М.Х.Хасанов. -Казань: Изд-во «ФЭН» Академии Наук РТ, 2005.-

С. 395 - 399.

7. Турчин В. С. Графический раздел на выставке «Автопортрет в русском и советском искусстве» // Советская графика - 77. - М.: Советский художник, 1979. - С. 165 - 178.

8. Ахметова-Урманче Ф.В. Б.Урманче. Графические портреты. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1997 - 63 с.

9. Микульская Е. Каталог персональной выставки Б.И.Урманче / Е.Микульская, Л.Г.Плахотная. -Алма-Ата, Казахское государственное литературное издательство, 1959. - 74 с.

10. Ненарокова И.С. «Люблю большие планы...». Художник Александр Дейнека. - М.: Советский художник, 1987. - 208 с.

11. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: учебное пособие. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 288 с.

12' Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС (Высшие Государственные художественно-технические мастерские): в 2-х кн. - М.: Ладья, 2000. - Кн.2: 19201930. - 488 с.

13. Улемнова О.Л. Искусство графики Татарстана 1920-30-х годов: дис. ... канд. искусствоведения.

- М., 2005. - 242 с.

14. Розенберг Н.А. Прорубить окно в Азию: учебное пособие. - СПб.: Изд. РГПУ им.А.Н.Герцена, Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. - 194 с.

15. Полевой В.М. Графика журнала «Кларте» и творчество Д.И.Митрохина // Советская графика - 74.

- М.: Советский художник, 1976. - С. 191 - 209.

16. Толстой А.В. Пути развития и творческие связи советского и французского искусства 1920-1930-х годов // Советское искусствознание. Вып. 26. Сб. статей / под ред. В.М.Полевого и др. - М.: Советский художник, 1990. - С. 245 - 271.

B.I.URMANCHE’S GRAPHIC EDUCATION DURING HIS KAZAN PERIOD (1926-1929)

M.I.Mingaleyev

The article deals with B.I.Urmanche’s period of study at KASKHUMAS (1919-1920) and VHUTEMAS (1921-1926). B.I.Urmanche’s graphics in 1920s is characterized by a desire to create the national art that would combine age-old traditions of Islamic art, the achievements of Russian realistic school, and European avant-garde.

Key words: Kazan State Free Art Workshops (KASGHUM), Moscow Higher Artistic-Technical Workshops (VHUTEMAS), etching workshop, linocut, etching, drawing, self portrait, Shurale.

Мингалеев Марат Искандарович - заместитель директора по научной работе Муниципального бюджетного учреждения «Набережночелнинская картинная галерея», старший преподаватель кафедры дизайна и искусства интерьера Камской государственной инженерно-экономической академии.

E-mail: marat.mingaleev@mail.ru

Поступила в редакцию i5.03.20i2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.