Научная статья на тему 'Графический дизайн обложек музыкальных альбомов: индивидуальность и общая стилистическая тенденция в единстве и противоположности'

Графический дизайн обложек музыкальных альбомов: индивидуальность и общая стилистическая тенденция в единстве и противоположности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6398
625
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графический дизайн обложек музыкальных альбомов: индивидуальность и общая стилистическая тенденция в единстве и противоположности»

Ашбель Е.В.

Уральская государственная архитектурно-художественная академия

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ОБЛОЖЕК МУЗЫКАЛЬНЫХ АЛЬБОМОВ: ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ОБЩАЯ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В ЕДИНСТВЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Обложка музыкального диска - это его лицо. Впечатление, которое производит обложка на слушателя, может повлиять как на выбор при покупке, так и на восприятие самой музыки в процессе прослушивания. Обложки формируют визуальное восприятие целых музыкальных стилей, равно как музыкальных групп и исполнителей в отдельности. Именно об этой особенности нам и хотелось бы поговорить в данной статье: как обложка может выделить музыканта или группу из ряда похожих и, вместе с тем, показать его принадлежность к этому ряду, то есть к определенному музыкальному стилю.

Поиск индивидуальности - одна из самых актуальных проблем для музыкантов, художников, артистов, дизайнеров современности. Как выделиться, как сделать так, чтобы твое творение заметили? От того, насколько непохожим на окружение оно будет, зависит и степень внимания к самой работе. Но, если говорить о дизайне музыкальных альбомов, нельзя не отметить и обратную сторону - если обложка будет слишком нетрадиционной для того или иного музыкального стиля, она может быть не идентифицирована слушателем данной музыки, и, как следствие, не «продаст» товар.

Если говорить о стереотипах массового визуального восприятия музыкальных стилей, то практически для всех, возникших в XX веке, они уже сформированы, то есть узнаваемость этим стилям гарантирована как в музыкальном, так и в визуальном плане. Разговор о формировании графических тенденций в рамках различных музыкальных течений в прошлом столетии заслуживает отдельного внимания. Оно начиналось с индивидуального оформления для той или иной группы, положившей начало стилю, но рассматривать этот процесс невозможно в отрыве от непременного сопровождения музыки - молодежной субкультуры. Влияние суб-

культур на дизайн сложно переоценить. Именно в них зарождались системы ценностей, формировавшие и музыку, и визуальные образы для нее. Поэтому применительно практически ко всем музыкальным стилям можно сказать, что их порождала не одна группа, а несколько, и практически одновременно. При этом музыканты делили одну и ту же аудиторию, принадлежавшую к единому, практически замкнутому субкультурному ценностному полю.

Современная ситуация ставит новые вопросы перед исследователем и, что важнее, перед дизайнером. Изменились позиции и характер субкультурных явлений в обществе. Замкнутых в себе молодежных субкультур осталось не так много по сравнению с XX веком, и они уже не столь массовы сами по себе. Более того - они не объединены территориально столь жестко, как это было на стадии их появления и распространения. Например, субкультура хип-хоп или металлисты представлены в разной степени во многих странах мира, причем наряду с общими ценностями присутствуют и локальные особенности. При этом сами границы первоначальных субкультурных ценностей чаще размыты, поскольку они интерпретируются новым поколением и новой средой по-новому. Иначе говоря, современный панк может носить одежду в стиле хип-хоп и слушать не только The Sex Pistols, но и джазмена Майлза Дэвиса, и идет это оттого, что его восприятие музыки и музыкальной графики также отличается от уже сформированного предыдущими поколениями. Но означает ли это то, что границы субкультур стерты окончательно? Может ли современный дизайнер в процессе создания обложки для того или иного исполнителя ориентироваться на графические стереотипы, сформированные ранее для данного музыкального стиля? И один из главных вопросов данной статьи: где сейчас в дизайне проходит граница меж-

ду общим стилистическим направлением и воплощением индивидуальности музыканта, музыки, дизайнера?

Ответы на эти вопросы предполагают более пристальный взгляд на слушателя и на саму музыку и вместе с тем ставят новые вопросы. Что стало более важным для слушателя: быть частью единого целого или быть единственным и неповторимым? Как создается новая музыка и какова роль в этом процессе музыкальных стилей? В ответах на эти два вопроса кроется природа двойственности той ситуации, в которой существует современный графический дизайн для музыки.

Отвечая на первый вопрос, необходимо отметить, что среди современных слушателей есть как представители замкнутых субкультурных явлений, так и те, кто не идентифицирует себя с локальными сообществами.

Для первой группы слушателей существует ряд ценностей, постоянных внутри субкультуры; в них попадает и музыка и ди-

Рисунок 1.1.

зайн для нее. Это не самая массовая часть аудитории слушателей - возраст колеблется в границах от 13 до 20 лет (в некоторых случаях до 25-27 лет) и 45-55 лет (в случае с субкультурой байкеров). Можно перечислить некоторые из таких субкультур: металлисты, эмо-рокеры (или просто эмо), готы, байкеры, хип-хоповый андеграунд. Для создания дизайна обложек, адекватного их субкультурным ценностям, дизайнеру необходимо как минимум в них ориентироваться либо самому быть носителем субкультуры. Дизайн обложки должен, прежде всего, стать частью субкультуры, иначе он может быть просто не принят слушателем. Необходимо отметить, что для продвижения музыкантов, чья музыка ориентирована на относительно малую аудиторию, никакие массовые средства рекламы (например, телевидение) не привлекаются. В такой ситуации дизайн альбома играет особую идентификационную и маркетинговую роль (Рис. 1).

Рисунок 1.2.

Рисунок 1.1.

Рисунок 1.2.

Рисунок 1.

Другая аудитория слушателей значительно более массовая; в нее попадает не только молодежь, но люди среднего возраста, и более старшее поколение - те его представители, что способны воспринимать и принимать новую музыку. В современных условиях можно обозначить эту публику как представителей массовой (или поп-) культуры. Это люди, не принадлежащие к закрытым субкультурным образованиям, они потребляют продукты массового производства, к которым, начиная с 60-х годов, относится и музыка: рок, диско, многие направления электроники, хип-хоп, R,n,B, различные направления эстрадной музыки. Говоря о массовом производстве, мы имеем в виду миллионные тиражи альбомов и мировые концертные турне. В данной ситуации, которая в наши дни является доминирующей в мире поп-культуры, артисту важно выделиться как с помощью музыки, так и с помощью своего образа, своей индивидуальности. Образ му-

Рисунок 2.3.

зыканта формируется различными средствами, в числе которых графический дизайн занимает не последнее место. Безусловно, массовая культура неоднородна, в ней есть место как однодневным музыкальным продуктам, так и ставшим классическими, как более массовым, так и менее успешным. Выход на рынок самых коммерческих из них чаще всего сопровождается массированной рекламой на телевидении или в интернете. Роль обложки в этом случае сводится к представлению самого артиста. Его изображение - это основная часть дизайна таких альбомов. От того, насколько эффектным будет изображение, зависит привлекательность обложки для слушателя. Нельзя однозначно говорить, что в этой категории музыкальных продуктов нет тех, которые ориентированы на саму музыку и творчество, и что в этой категории нет других графических решений. Но, тем не менее, основываясь на анализе сотен обло-

Рисунок 2.4.

2.

жек, мы можем говорить о выше обозначенной тенденции в дизайне (Рис. 2).

Если говорить о границе между основной графической тенденцией музыкального стиля (его визуальная узнаваемость) и того, что мы обозначаю как индивидуальность, то можно с уверенностью сказать, что в большинстве случаев они существуют в дизайнерском решении средним соотношением 70% (доля личности артиста) на 30% (доля музыкального стиля).

Например, обложка 2.1 на рисунке 2. альбома хип-хопового артиста. Выполнена в стилистических тенденциях субкультуры, но эти тенденции выстроены вокруг личности музыканта. Глядя на эту обложку, мы однозначно можем определить, что это агрессивный хип-хоп - по освещению, композиции, по выражению лица, обилию черного в обложке, расположению логотипа и шрифту. Все перечисленное во многом характерно для оформления обложек ганста-рэпа. Но на первом плане восприятия все-таки не стиль музыки, а артист и примененный визуальный эффект пулевого отверстия.

Изображение 2.2 интересно тем, что глядя на него до прослушивания музыки, возможно понять то, какая она только отчасти. Можно охарактеризовать ее, но сказать какой именно стиль сложно - это может быть и эстрадная поп-музыка, и рок, и легкая электроника. Но при этом лицо артиста мы запомним или узнаем, если оно нам знакомо.

Обложки 2.3 и 2.4 являются яркими примерами того направления, в котором музыкальная составляющая на дальнем плане. Иначе говоря, не важно, какая музыка, главное - кто ее исполняет! Лица артистов известны миллионам и узнаваемы ими. В примере 2.3 - имя артиста. Именно лица и имена выделяют продукт из ряда похожих и, соответственно, продают его.

Для не столь массовых музыкальных продуктов, изначально ориентированных, в большей степени, не на массовые продажи, а на творческое начало, более актуальным становится продвижение индивидуальности не самого артиста, а его музыки. В данном случае графический дизайн будет зависеть от того, какая именно музыка на альбоме записана - от ее

стиля или синтеза стилей. Именно тогда в графическом дизайне могут быть применены средства, сформированные в рамках устоявшихся музыкальных стилей XX века. К настоящему моменту аудитория слушателей практически любой музыки в самых общих чертах знакома со стереотипами визуального оформления тех или иных музыкальных стилей, и по этим стереотипам она ориентируется в них. Другими словами, если слушателю нравится диско, он, придя, например, в магазин, считывает визуальные знаки, которые характерны именно для диско и может по обложке найти новую, любимую музыку. Дизайнер должен свободно ориентироваться в общемировом музыкальном наследии, для того чтобы адекватно донести до слушателя визуальными средствами содержание альбома того или иного исполнителя. Изображение 4.2 на рисунке 4 интересно в данной категории тем, что артист присутствует на нем только как логотип. Графический прием основан на эмоциональном воздействии на слушателя и его ассоциациях и стереотипах.

В этой категории музыкальных продуктов и их обложек соотношение узнаваемости стиля музыки и индивидуальностью артиста находится в соотношении близком к 30 на 70. Но самое интересное то, что даже эти 30 процентов, имеющие в дизайне в качестве доминанты узнаваемость артиста, чаще всего построены не на его внешности, а на узнаваемости индивидуального стиля группы или исполнителя. И этот стиль проявляется как в музыке, так и в графике, он не всегда относится к общеизвестным музыкальным стилям и графическим тенденциям. Ярким примером такого дизайнерского решения являются обложки группы «Yes». Музыкальный стиль арт-рок, с психоделическими, фантастическими изображениями узнаваем в них не меньше, чем рука Роджера Дина. Можно сказать, что созданный им стиль группы «Yes» является столь же индивидуальным и неповторимым, сколь и находится в контексте общей графической стилистики для психоделик-рока в целом (Рис. 3).

Еще одна интересная особенность музыки, для которой творческая индивидуальность на первом плане. Обложки с рисунка 4 примеры дизайна, в котором невозможно увидеть ни ис-

Рисунок 3.1.

Рисунок 3.2.

Рисунок 3.3. Рисунок 3.4.

Рисунок 3.

Рисунок 4.1.

Рисунок 4.2.

Рисунок 4.3. Рисунок 4.4.

Рисунок 4

полнителя, ни музыкальный стиль. Но на первом плане некая идея, философская составляющая, смыслу которой подчинена и музыка, и дизайн для нее. Такой подход, тем не менее, характерен только для некоторых музыкальных стилей. Узнав, музыка какого стиля записана на альбоме, можно понять, а иногда только почувствовать, и смысл изображения на обложке. По нему, в свою очередь, мы можем получить предварительное визуальное впечатление от самого музыкального продукта еще до прослушивания. Также можно точно определить то, для каких стилей такой подход не характерен.

В данной статье нами рассмотрены наиболее распрастраненные направления развития современного графического дизайна для музыки. Раскрыты характерные варианты сочетания общей стилистической тенденции и индивидуальной визуальной стилистики артиста и его музыкального продукта в графическом дизайне.

Основным методологическим выводом из проведенного анализа для дизайнера становится последовательность действий: 1 -определить то, к какой аудитории относится оформляемый им музыкальный продукт; 2 -музыка каких стилей тем или иным образом задействована в новом продукте; 3 - в зависимости от этого изучать графическое наследие, стереотипы визуального восприятия, контекст существования этих музыкальных стилей; 4 - грамотно использовать, интерпретировать стереотипные элементы графики.

Правильно определять место новой музыки в сформированном музыкальном наследии цивилизации - также одна из задач дизайнера. Именно от выполнения вышеприведенных действий зависит и «попадание» (позитивное восприятие) дизайна в аудиторию и возможность выделиться из ряда похожих продуктов, сформировав неповторимую запоминающуюся индивидуальность.

Список использованной литературы:

1. Brake, M. The sociology of youth culture and subculture: sex a’ drugs a’ rock’n’roll / Brake, Mike; - London ets.: Routledge&Kegan Paul, 1980. - VIII, 204C.: 22 cm

2. Grushkin, P., King, D. Art of Modern Rock / Grushkin&King; - Chronicle books LLC, 2004

3. Dawson, B. Street Graphics New York / Barry Dawson; - Thams&Hudson Ltd., 2003

4. Emery, A. Book of Hip Hop Cover Art / Andrew Emery; - Edition Olms, Zurich, 2004

5. Klanten, R., Hellige, H., Hulan, T. Sonic - Visuals for Music / Robert Klanten, Hendrik Hellige, Tom Hulan; - Die Gestalten Verlag GmbH & Co.kG, Berlin, 2004

6. Rivers, C. CD-Art, Innovation in CD Packaging Design / Charlotte Rivers; -RotoVision SA, Switzerland, 2004

7. Shaughnessy, A., House, J. Radical Album Cover Art / Intro, Adrian Shaughnessy, Julian House; - Laurence King Publishing Ltd., London, 2003

8. Каталог «Оформление Музыкальной Продукции 2003». Выпуск 1. / Index Design & Publishing, 2003

9. Левикова С.И. Динамическая модель молодежной субкультуры, 2002 // http://history.machaon.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.