Научная статья на тему 'Градостроительная доктрина России стратегия устойчивого развития'

Градостроительная доктрина России стратегия устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1052
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ДОКУМЕНТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ / ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПАТОГЕННЫЕ ЗОНЫ / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / РЕСУРСЫ / ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутаева Елена Михайловна

В статье автор предпринимает попытку обосновать необходимость принятия Градостроительной доктрины РФ как комплексного акта, определяющего начала государственной политики в сфере рассматриваемых отношений, а также спроектировать возможный вариант ее содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бутаева Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градостроительная доктрина России стратегия устойчивого развития»

2.5. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКТРИНА РОССИИ -СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Бутаева Елена Михайловна, аспирант. Место учебы: кафедра Государственно-правовых дисциплин, Дальневосточный Юридический Институт, Тихоокеанский Государственный Университет. E-mail: butaeva99@mail.ru.

Аннотация: В статье автор предпринимает попытку обосновать необходимость принятия Градостроительной доктрины РФ - как комплексного акта, определяющего начала государственной политики в сфере рассматриваемых отношений, а также спроектировать возможный вариант ее содержания.

Ключевые слова: концепция; документы территориального планирования; стратегия; гра-дорегулирование; градостроительная политика; информационное обеспечение градостроительной деятельности; патогенные зоны; система расселения; ресурсы; типология регионов

Градостроительство было прерогативой «технологов», им занимались исключительно профессионалы. Градорегулирование - прерогатива не только профессионалов, но и лиц, которые не могут перечислить себя к таковым, но действуют с ними на равных в силу выраженной заинтересованности - наличия имущественных прав, защищаемых законом. В градорегулиро-вании участвуют все, кого оно касается, а касается оно всех - прямо или косвенно.1

Необходимость принятия Градостроительной доктрины как концептуальной основы для развития градостроительной политики РФ давно обсуждается в научной литературе. На данном этапе актуализируют вопросы разработки Градостроительной доктрины проблемы практики территориального планирования, выраженные в столкновении земельноимущественных интересов в отношениях различных органов и уровней власти, участвующих в разработке и согласовании документов пространственного развития. Кроме того, отсутствие законодательно признанных основ градостроительной политики РФ тормозит развитие градостроительной политики в целом, сдерживает проявление гражданских инициатив.

Цель градостроительной политики РФ состоит в создании благоприятной среды для жизни и деятельности человека. Данная цель достижима, если обеспечить оптимальное соотношение частных и публичных интересов в системе градорегулирования.

Приходится признать, что комплексная административно-правовая концепция управления градостроительной деятельностью до настоящего времени не принята на официальном уровне, а динамично меняющийся рынок недвижимости актуализирует вопросы разработки такой концепции.

На наш взгляд, необходимо принять Градостроительную доктрину (концепцию) РФ в увязке с программой долгосрочного социально-экономического планирования РФ, разрабатываемыми схемами территори-

1 Из книги: Градорегулирование : Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2007.

ального планирования РФ и концепцией региональной политики. Градостроительная доктрина как организационная основа государственной политики в сфере территориального планирования и инвестиционностроительной деятельности должна представить собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях градорегулирования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов градостроительной деятельности и финансово-экономических механизмах.

Учитывая, что по состоянию на сентябрь 2009 года схемы территориального планирования РФ не утверждены, документы территориального планирования приняты в 25 субъектах РФ и количество утвержденных схем планирования муниципальных образований составляет 4092 документа, Градостроительная доктрина должна стать вектором в принятии управленческих решений в сфере устойчивого пространственного развития. Несоответствие заявляемых целей и задач градостроительной политики тем результатам, которые достигаются в процессе ее реализации, в значительной степени является следствием того, что каждый из активно действующих в системе градорегули-рования субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При отсутствии Градостроительной доктрины, которая может стать одним из основных инструментов единой государственной политики в сфере градостроительства, все указанные противоречия не будут устранены, а стоящие перед страной задачи социально-экономического развития РФ, не найдут своего решения.

Структура и содержание Градостроительной доктрины должны опосредовать важнейшие направления градостроительной и национальной политики России:

1) определять типологию регионов - субъектов РФ

по уровню существующего и прогнозируемого социально-экономического развития для определения приоритетов федеральных программ по развитию территорий регионов как в целях реализации полномочий федерального центра в области строительства объектов энергетики, обороны и т.п., так и в целях реализации иных проектов, планируемых к внедрению в субъектах РФ при поддержке бюджета РФ, основной направленностью которых будет являться устранение различий между субъектами РФ по уровню оснащения инфраструктурой, транспортными магистралями, жилищной обеспеченности населения. В отличие от схем территориального планирования РФ и стратегии социально-экономического развития РФ, которые представляют собой разные документы, Градостроительная доктрина должна закреплять показатели и критерии социально-экономической эффективности

реализованных федеральных целевых программ по развитию территорий, а также методику оценки влияния созданных территориально-имущественных комплексов на пространственное развитие региона, округа, страны в целом. В случае реализации указанных мер методика, закрепленная в Градостроительной доктрине, может стать основой для анализа результатов градостроительной политики, средством корректировки принятых и моделирования будущих градостроительных решений по реализации федеральных целевых программ в области строительства объектов энергетики, обороны, а также программ, реализуемых субъектами РФ и федерацией на условиях софинан-сирования;

2) давать представление о перспективах и прогнозах стратегического территориального планирования федерального округа на основе анализа распределения

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКТРИНА РОССИИ

Бутаева Е.М.

ресурсной базы, межрегионального разделения труда с учетом содержания схем территориального планирования смежных субъектов РФ в рамках округа с целью определения перспективных экономических специализаций регионов - точек роста и тенденций межрегиональной экономической интеграции;

3) отражать концептуальные основы государственной политики в области расселения городского и сельского населения в условиях реформирования экономики и социальной сферы. Существовавшие во времена СССР схема расселения и планы создания градообразующих предприятий не приемлемы в современных социально-правовых условиях. Проблемы расселения не могут быть решены административными методами, как это было раннее, например, посредством практики распределения. Данные методы могут быть применимы только в сочетании с экономическими, т.е. неопределенному кругу лиц должны быть предоставлены определенные преференции в социальноэкономическом плане, в виде льготного права получить жилье, гарантий в трудоустройстве на работу и т.п. Миграционные процессы и неравномерное распределение городского и сельского населения по типам населенных пунктов, ярко свидетельствуют о необходимости формирования комплексного подхода к проблеме расселения россиян и реализации специальных жилищных проектов для территорий с высокой и низкой плотностью населения. Представляется, что в Градостроительной доктрине, на основе прогнозов Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, программы социально-экономического развития РФ, с учетом концепции региональной политики и схем территориального планирования РФ и субъектов РФ должны быть определены: системы расселения, а также схемы и программные мероприятия по расселению. Причем сама система расселения, на наш взгляд, должна реализовываться посредством федеральных и региональных целевых программ в сфере трудовой миграции (например, программ по привлечению молодых специалистов в сельскую местность); программ переселения из аварийного и ветхого жилья; проектов, предусматривающих строительство и предоставление на льготных условиях жилья гражданам, проживающим на северных территориях страны. Так, например, в рамках ДФО достойным для реализации представляется предложение по введению Государственного жилищного сертификата дальневосточника (данная программа была рассмотрена в январе - апреле 2008 года в рамках работы Межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по вопросам переселения и миграции);

4) сформировать стратегию создания и функционирования единого информационного обеспечения градостроительной деятельности на территории РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Практика территориального планирования настоятельно диктует необходимость создания ИСОГД на федеральном и региональном уровнях. Отсутствие указание на это в ГрК РФ должно быть исправлено федеральным законодателем, так как реальной проблемой территориального планирования является отсутствие баз взаимного информационного обмена между органами государственной и муниципальной власти, отвечающими за территориальное планирование. Создание федеральной ИСОГД как информационной базы для реализации территориального (пространственного) развития территории Российской Федерации с интеграцией данных регионального и

муниципального уровня способствовало бы взаимодействию организующих субъектов, ответственных за территориальное планирование и принятию скоординированных управленческих решений в сфере развития территории.

Также должны быть предусмотрены финансовоорганизационные возможности создания автоматизированных ИСОГД повсеместно.

В целях скорости обработки данных необходимо разработать нормативно-правовые основы взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также участников инвестиционно-строительной деятельности при принятии градостроительной документации и решений на основе электронных административных регламентов (в электронных ИСОГД).

Показатель ценности информации в гражданском обороте - способность приносить прибыль. Созданные ИСОГД в ближайшем будущем будут самоокупаемыми. Между тем, в положении о функционировании ИСОГД, утвержденном Правительством РФ,2 необходимо предусмотреть, что сведения, передаваемые в ИСОГД бесплатно, должны на бесплатной основе предоставляться всем ее пользователям.

Внедрение ИСОГД потребует организовать на федеральном и региональном уровне постоянно действующую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров работников органов местного самоуправления, в чьи должностные обязанности входят функции по ведению ИСОГД.

ИСОГД - хорошая основа для взаимодействия органов власти и заинтересованных в градостроительстве граждан и юридических лиц. С привлечением всех заинтересованных субъектов - органов федеральной, региональной и муниципальной власти, инвесторов, проектировщиков необходимо разработать и принять типовые соглашения по порядку обмена актуализированными данными между ИСОГД и государственными информационными системами.

Представляется, что в качестве специального раздела в ИСОГД должна быть система мониторинга за состоянием территориально-градостроительной инфраструктуры (в масштабе страны - в федеральной ИСОГД, региона - в ИСОГД субъекта РФ, муниципального образования - в ИСОГД, функция ведения которой принадлежит органам местного самоуправления). Данные сведения должны быть периодически обновляемыми, предоставляться на бесплатной основе, включать в себя сведения о патогенных зонах, демографическую статистику смертности и рождаемости, описывать экологическую обстановку. Это позволит сформировать комплексное представление о социально-экономической и экологической обстановке конкретной территории и по РФ в целом.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1992г.//Российская газета. - 1992. - 25 дек.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-Фз //Российская газета. -2004. - 30 дек.

3. Положение «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» (утв. постановлением Правительства РФ № 363 от 9 июня 2006 г)// СЗ РФ. 2006 г. № 25. Ст. 2725.

4. Градорегулирование : Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления

2 Положение «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» (утв. постановлением Правительства РФ № 363 от 9 июня 2006 г)// СЗ РФ. 2006 г. № 25. Ст. 2725

рынка недвижимости. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.