Научная статья на тему 'ГПНТБ со РАН в информационно-образовательном пространстве Новосибирска'

ГПНТБ со РАН в информационно-образовательном пространстве Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подкорытова Наталья Ивановна, Ковецкая Марина Ивановна

Обсуждается участие ГПНТБ СО РАН в современном информационно-образовательном процессе. Сопоставлены и осмыслены характеристики потока учебной литературы и студенческого читательского контингента, пользующегося фондами библиотеки. Делается попытка ответить на вопрос, почему современным студентам недостаточно фондов своих вузовских библиотек, и зачем они обращаются в универсальные научные библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГПНТБ со РАН в информационно-образовательном пространстве Новосибирска»

УДК 025 ББК 78.3

ГПНТБ СО РАН В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НОВОСИБИРСКА

© Н.И. Подкорытова, М.И. Ковецкая, 2005

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Обсуждается участие ГПНТБ СО РАН в современном информационно-образовательном процессе. Сопоставлены и осмыслены характеристики потока учебной литературы и студенческого читательского контингента, пользующегося фондами библиотеки. Делается попытка ответить на вопрос, почему современным студентам недостаточно фондов своих вузовских библиотек, и зачем они обращаются в универсальные научные библиотеки.

Ключевые слова: научная библиотека; высшее образование; учебная литература; информационное обеспечение.

Уровень обеспеченности информационнообразовательной среды любой территории во многом определяет качество фондов библиотек, предоставляющих преподавателям и студентам вузов свои ресурсы. В настоящее время требования к информационным ресурсам со стороны высшей школы заметно повысились. Современное образование предполагает доступ к электронной информации, и обязательным требованием является применение новых информационных технологий (электронный учебник, базы данных, доступ к ресурсам Интернета), но высшая школа ожидает от организаций, формирующих и хранящих информационные ресурсы, не только широкой системы услуг, но и соответствия фондов учебной, учебно-методической и научной литературы возросшим потребностям современного образования. Насколько состояние современных информационных ресурсов, которыми располагает высшая школа, соответствует ожиданиям преподавателей и студентов?

Согласно данным исследования С.И. Плак-сия (табл. 1), состояние обеспеченности информационными ресурсами, в основном, оценивается преподавателями вузов как удовлетворительное - от 35 до 50%, от 20 до 49% опрошенных оценивают его как плохое, а как хорошее - от 12 до 29%. Каждый 4-5-й преподаватель не находит в библиотеке своего вуза нужной научной литературы и периодических изданий.

Сравнительные оценки состояния библиотечных фондов вузов студентами государствен-

ных и негосударственных вузов свидетельствуют об их невысоком качестве: в 3,8 балла (из 5) оценивают состояние фондов вузовской библиотеки студенты государственных вузов и в 3,7 (из 5) -студенты негосударственных вузов /1/.

Причина отсутствия в библиотечных фондах нужной литературы, как считает С.И. Плаксий, кроется в особенностях комплектования этих фондов: их пополнение осуществляется преимущественно за счет бесплатного поступления учебно-методических пособий, выпускаемых самими вузами, в библиотеках отсутствуют средства для приобретения достаточно широкого репертуара научных книг и журналов, в том числе переводных и выпускаемых за рубежом.

В Новосибирске фонды библиотек государственных вузов в 2001 г. составляли 6 801 478 ед., объем новых поступлений в их фонды составил 314 746 ед. (в 1994 г. - 138 600 ед.), общее число читателей - 139 958 человек, в том числе студентов - 121 525 человек /2/. Соотношение количества единиц библиотечных фондов вузов Новосибирска и количества читателей библиотек составляет 48,5 : 1 (по нормативам, предложенным С. И. Плаксием, оно должно составлять 50 : 1).

Учитывая этот показатель и рост числа новых поступлений в фонды, можно сказать, что вузовские библиотеки Новосибирска находятся в состоянии, близком к оптимальному. Тем не менее в ГПНТБ СО РАН в последние годы наблюдается рост нагрузки на её фонд за счет роста числа читателей-студентов (рис. 1).

Т а б л и ц а 1

Оценка преподавателями вузов информационного обеспечения учебной литературой

за 2000-2001 гг. (%) /1/

Информационная обеспеченность Хорошее Удовлетворительное Плохое

2000 2001 2000 2001 2000 2001

Укомплектованность библиотек научной литературой 16,7 20,5 48,5 50,6 34,8 20,9

Наличие в библиотеке научной периодики 15,7 16,7 46,9 53 37,4 30,3

Возможность посещений Интернета 22 27,6 35,8 39,7 42,2 32,7

Доступ к электронным БД научной информации 12,6 17,1 37,7 41,2 49,7 41,7

Возможность посещения абонементов центральных библиотек 29,9 26,5 44,0 45,1 26,1 28,4

Рис. 1. Динамика числа читателей-студентов в ГПНТБ СО РАН за 1987-2002 гг. (% от общего числа читателей)

От общего числа студентов государственных и негосударственных вузов Новосибирска (более 139 тыс. человек) число читателей ГПНТБ СО РАН составляет 9,7% (13 591 человек - 2002 г.).

Рост числа читателей-студентов, обращающихся в крупные научные библиотеки, обладающие универсальными по составу фондами, наблюдается и в других крупных городах России. Причиной этого, на наш взгляд, являются изменения в системе высшего образования. От технической и естественно-научной составляющих, которые преобладали в структуре высшего образования, произошел переход к преимущественно гуманитарным, экономическим, юридическим и управленческим направлениям. Мы полагаем, что это вызвано изменением ценностных основ современного общества, гуманитаризацией социально-культурного пространства и такими глобальными явлениями, как движение всего мирового сообщества от индустриального типа

цивилизации к постиндустриальному, так называемому «информационному обществу». Кризис техногенной цивилизации обусловил поиск ан-тропоцентристского пути развития, на котором возможно преодоление «шока будущего» и адаптация к темпам перемен в современном обществе. Новые информационные и коммуникативные технологии придали новое значение такому фактору, как знание. Образование всё больше становится ключевым ресурсом для экономики XXI в. Чем больше производится новых технологических систем, тем быстрее обесцениваются старые знания. «Период полураспада», когда знания теряют свою ценность, становится все короче. Появляются новые основания для определения главных тенденций современного образования - это непрерывность процесса, его «пожизненность».

В современных условиях высшая школа не только воспроизводит системы науки и образо-

вания, но и должна выработать в процессе обучения умение приобретать новые знания, использовать их в постоянном профессиональном саморазвитии. Российское общество пришло к осознанию того, что качество образования - это вопрос будущего страны. Учебное книгоиздание является приоритетным направлением издательской деятельности в России. Оно наиболее заметно юридически и финансово поддерживается федеральными органами.

Так, число названий учебных изданий с 1992 по 2002 г. увеличилось с 4 209 до 21 815 - более чем в 5 раз (рис. 2) (в целом издание книг и брошюр за эти годы выросло только в 2 раза).

Примерно такая же картина складывается и по тиражам. После резкого падения в 19921998 гг. кривая роста тиража учебных изданий неизменно поднималась вверх и в 2002 г. превысила дореформенный уровень (рис. 3).

В российской издательской среде издание учебной литературы рассматривается как пре-

стижный и прибыльный бизнес. Учебную литературу для школ выпускают около 100 российских издательств, для вузов и техникумов - около 90 (государственных и негосударственных). Несмотря на динамичный рост показателей, учебное книгоиздание в своем развитии не преодолело некоторых проблем. Это прежде всего избыточная вариативность и дублирование учебных изданий. Преподавателям и студентам трудно оценить весь поток учебных изданий, очень сложно соблюсти баланс между свободой выбора и качеством учебных пособий. Участие государственных органов в процессе регулирования издания учебной литературы помогает выработать приоритеты внутри раздела учебной литературы. Так, гриф на издании «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» является показателем качества учебного пособия.

Отдельно следует остановиться на вузовском книгоиздании, которое сейчас развивается опережающими темпами по сравнению с другими

Рис. 2. Выпуск учебной литературы в РФ в 1992-2002 гг. (число названий) /3, 4/

Рис. 3. Выпуск учебных изданий в РФ в 1992-2002 гг. (тираж, млн экз.) /3, 4/

сегментами отечественного книжного рынка. В России зарегистрировано почти 800 вузовских издательств, сейчас они выпускают более 10% от общего числа названий и более 50% учебной литературы в стране. Однако их продукция является малотиражной и с трудом распространяется за пределами своего учебного заведения. Лицензирование издательств и полиграфических предприятий, выпускающих учебную литературу, льготное кредитование издателей учебников, преодоление межведомственной разобщенности, региональной замкнутости в издании учебной литературы для вузовского образования - вот некоторый перечень задач, решаемых сейчас издательским сообществом, чья сфера интересов лежит в области учебного книгоиздания.

ГПНТБ СО РАН получает бесплатный обязательный экземпляр из Российской книжной палаты, значительную долю которого составляет учебная литература. 7-8 тыс. названий литературы, ориентированной на потребности студентов высшей школы, направляется в фонд ГПНТБ СО РАН ежегодно, что составляет 15-17% потока названий.

В 2001 г. в фонд ГПНТБ СО РАН поступило около 7 тыс. экз. литературы, ориентированной на потребности студентов высшей школы. При этом очевидна лидирующая роль литературы гуманитарного направления как в общем потоке поступлений, так и среди учебных изданий (35,7 и 32%, соответственно) (рис. 4, табл. 2).

Около 15% учебников являются переизданиями. Более половины из них - учебники по экономике и юридическим наукам. Гораздо реже переиздается учебная литература, обеспечивающая специальное и техническое образование.

Ассортимент изданий для высшей школы в настоящее время можно оценить неоднозначно: с одной стороны, почти полное обеспечение литературой по экономике, праву, информатике, медицине, с другой - минимальная обеспеченность по отраслевым техническим дисциплинам.

В последнее время издается больше переводных учебников для высшей профессиональной школы: за 2000-2002 гг. выпущено около 300 названий общим тиражом более 1,5 млн экз. Преобладание переводной литературы по таким дисциплинам, как вычислительная техника и программирование, реклама, туристический бизнес, позволяет сделать следующий вывод: учебные курсы, не обеспеченные в достаточной мере отечественными методическими и учебными материалами, пребывают в российской высшей школе в стадии становления.

Необходимо отметить, что существует определенная специализация в производстве учебни-

ков различной тематики. Так, практически вся юридическая литература издается в Москве, в то время как львиную долю литературы по вычислительной технике и программированию выпускает Санкт-Петербург. Это объясняется своеобразным разделением труда между специализированными издательствами.

Тиражи вузовской литературы, выпускаемой крупными специализированными издательствами, лежат в границах от 300 экз. до 10 тыс. экз. Наиболее распространенный объем тиража от 1 тыс. до 5 тыс. экз.

Учебные пособия по новым, еще не сложившимся курсам выпускаются небольшими тиражами. Зарекомендовавшие себя учебники переиздаются тиражами до 5 тыс. экз. Тираж 10 тыс. экз. встречается довольно редко, чаще всего это авторитетный учебник по дисциплинам, которые изучаются в разнопрофильных вузах (философия, математика, история и т.п.).

В общем потоке учебные пособия, выпущенные крупными специализированными издательствами, составляют 39% - 2 750 названий в год, остальные учебные пособия выпущены малыми тиражами вузами России разных профилей -61% (4 152 названия). Именно эти издания и составляют значительную долю учебных пособий, оформляемых в фонде ГПНТБ СО РАН как литература временного хранения. В эту группу входят малотиражные издания вузов, выпущенные, как правило, в обложках.

Из учебных пособий, выпущенных специализированными издательствами, около 70% изданы в Москве, более 15% - в Санкт-Петербурге, более 10% - в Сибирском регионе (в основном, Томск, Омск, Новосибирск). Тенденцию к концентрации предпринимательской активности в центральных регионах трудно преодолеть, вместе с тем доля изданий Сибирского региона в общем потоке литературы неуклонно возрастает.

Стремительный рост образовательного потенциала Новосибирска стимулирует наращивание потребности населения региона в библиотечных ресурсах. Информационную среду для образования составляют: традиционная библиотечно-библиографическая среда, государственная система научно-технической информации, современная электронная среда. В условиях научно-образовательного пространства Новосибирска библиотечные ресурсы включают ресурсы вузовских, муниципальных публичных библиотек, библиотек Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, областной государственной научной библиотеки и - как системообразующее ядро - информационно-библиотечные ресурсы ГПНТБ СО РАН.

Физико-

математическая

10%

Техническая

9%

Гуманитарная

32%

Юридическая

11%

Естественная 18%

Экономическая

20%

Рис. 4. Соотношение изданий, поступивших в ГПНТБ СО РАН по отраслям знания в 2001 г.

Т а б л и ц а 2

Поступление в фонд ГПНТБ СО РАН учебной литературы за 2001 г.

Отрасли знания Среднегодовой объем поступлений в фонд Всего названий учебных пособий В т.ч. пособий постоянного хранения Доля пособий постоянного хранения (%) В т.ч. пособий временного хранения Доля пособий временного хранения (%)

всего названий % к общему объему

Социальные и гуманитарные науки 8 925 35,7 1 816 48 52 880 936

Юридические науки 1 000 4,0 614 49 51 302 312

Естественные науки 3 925 15,7 1 047 47 53 495 552

Физ-мат. науки, ВТ и программирование 2 750 11,0 1 043 26 74 275 768

Экономические науки 2 600 10,4 1 342 41 59 550 792

Технические науки 1 800 7,2 1 039 23 77 247 792

Прочее 4 000 16,0

Итого: 25 000 100 6 902 39 61 2 750 4 152

В последнее время роль научных библиотек в информационном обеспечении студентов особенно усилилась. В сложившейся экономической ситуации ни одна вузовская библиотека, каким бы богатым фондом она ни обладала, не в состоянии удовлетворить всех потребностей студентов (особенно старших курсов) в необходимой им информации.

Анализ статистики подразделений ГПНТБ СО РАН позволяет выявить определенные закономерности в посещении библиотеки студентами. Так, например, распределение чита-телей-студентов в 2001 г. по специальностям следующее: 24,15% составляют студенты технических специальностей, 26% - экономисты,

34,05% - студенты, обучающиеся по другим направлениям общественных наук, 15,8% - читатели, изучающие естественные науки. Таким образом, большинство составляют студенты, изучающие комплекс гуманитарных наук, - «общественники» и экономисты - в сумме они составляют 60% (рис. 5).

Это соотношение отвечает существующей в обществе тенденции к гуманитаризации образования. В последние годы появились новые гуманитарные вузы, новые дисциплины в вузах, специальности, ориентирующие студентов на литературу гуманитарного характера.

Табл. 3, 4 демонстрируют следующую тенденцию: если в читальных залах естественных, эконо-

Т а б л и ц а 3

Структура читателей по категориям в отраслевых читальных залах ГПНТБ СО РАН в 2000-2001 гг.

Категории читателей Всего студентов № 1 (естественные науки) № 2 (экономика и статистика) № 3 (общественные науки) № 4 (технические науки)

2000 2001 2000 2001 2000 2001 2000 2001

2000 2001 Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Дипломники вузов 3 100 4 192 626 11,73 765 16 741 14,40 941 17,57 948 14,56 1 248 17,23 785 10,35 1 238 18,21

Студенты 3-4 курсов 7 551 6 363 1 375 25,77 1 097 22,93 2 071 40,24 1 575 29,42 1 900 29,18 2 066 28,51 2 205 29,07 1 625 23,89

Студенты 1-2 курсов 2 378 2 727 282 5,28 237 4,95 771 14,98 937 17,49 943 14,48 1 209 16,69 382 5,04 344 5,06

Всего студентов 13 029 13 282 2 283 42,80 2 099 43,88 3 583 69,63 3 453 64,48 3 791 58,21 4 523 62,43 3 372 44,47 3 207 47,17

Прочие категории читателей 11 545 10 902 3 050 57,20 2 685 56,12 1 563 30,37 1 902 35,52 2 721 41,78 2 722 37,57 4 211 55,53 3 593 52,83

Всего читателей 24 574 24 184 5 333 100 4 784 100 5 146 100 5 355 100 6 512 100 7 245 100 7 583 100 6 800 100

Н.И. Подкорытова, М.И. Ковецкая, 2005, № 1, с. 15-22

Рис. 5. Распределение читателей-студентов по отраслям знаний в ГПНТБ СО РАН в 2001 г.

Т а б л и ц а 4

Структура профильных категорий читателей-студентов в отраслевых читальных залах

ГПНТБ СО РАН в 2000-2001 гг.

Доля студентов профильной специализации Год № 1 (естественные науки) № 2 (экономика и статистика) № 3 (общественные науки) № 4 (технические науки) Итого студентов по всем специальностям

В общей массе читателей по библиотеке (%) 2000 9,2 14,6 15,5 13,7 53

2001 8,6 14,3 18,7 13,3 54,9

В общебиблиотечном потоке студентов (%) 2000 17,51 27,5 29,1 25,9 100

2001 15,8 26 34,05 24,15 100

Посещаемость залов студентами (кол-во чел.) 2000 21 428 21 043 37 668 12 859 92 998

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2001 19 693 19 101 36 031 12 131 86 956

мических и технических наук количество студентов и прочих категорий читателей хоть и незначительно, но сократилось, читальный зал общественных наук в 2001 г. принял 112% читателей по сравнению с 2000 г. Для того чтобы равномерно распределить нагрузку на сотрудников читальных залов, а также обеспечить комфортные условия работы читателям, часть фонда научного читального зала общественных наук (раздел фонда «Социология») в 2000 г. была выделена в читальный зал социальноэкономических наук /5/. В 2001 г. юридическая литература выделена в фонд самостоятельного научного читального зала.

В табл. 3 отражается доля студентов в общем потоке читателей ГПНТБ СО РАН: в читальных залах общественных и экономических наук количество студентов превышает 50% (62,43 и 64,48% соответственно). Минимальная доля студентов приходится на читальный зал естественных наук - 43,88%.

Рис. 6 отражает также структуру читательской среды: значительную часть читателей-студентов составляют студенты 3-4 курсов.

Студенты

3-4 курсов—

58%

Рис. 6. Соотношение читателей-студентов по категориям в ГПНТБ СО РАН в 2000-2001 гг.

Табл. 4 демонстрирует, что максимальную долю в читательском потоке по библиотеке в целом составляют студенты-«общественники» - 18,7%. Незначительное снижение посещаемости залов студентами в 2001 г., вероятно, является следствием политики библиотеки, касающейся студентов: повышение стоимости платного абонемента, введение ограничений на время использования и количество заказываемой литературы и т. д.

Анализ использования фонда ГПНТБ СО РАН студентами показывает, что роль публичной научной библиотеки в получении образования молодым

специалистом будет возрастать год от года, и тенденция роста числа студентов в структуре её читателей сохранится на ближайший период /6/.

Стратегия формирования фонда ГПНТБ СО РАН включает в себя наряду с традиционным приоритетом комплектования - информационной поддержкой научно-исследовательской деятельности - задачу ресурсного обеспечения образовательного процесса. Пока основным видом информационных ресурсов являются документы, библиотечные фонды останутся органической частью информационной среды образовательного пространства.

Список литературы

1. Плаксий С.И. Качество высшего образования. -М.: Нац. ин-т бизнеса, 2003. - 654 с.

2. Паршукова Г.Б. Информационно-библиотечная сре-

да образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области). - Новосибирск:

ГПНТБ СО РАН, 2004. - 224 с.

3. Ленский Б.В. Российское книгоиздание в XXI веке: год первый // Кн. обозрение. - 2002. - № 12, 11 марта. - С. 12-13.

4. Ленский Б.В. Генеральная репетиция // Кн. обозрение. - 2003. - № 113, 1 сент. - С. 1-15.

5. Васильчик Л.В. Обслуживание студентов в ГПНТБ СО РАН // Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образовательном комплексе территории: Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 2001. -С. 24-28.

6. Павлова Л.П., Михневич Т.Ф. Место студентов вузов в читательской аудитории академической библиотеки // Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образовательном комплексе территории: Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 2001. -С. 28-32.

Материал поступил в редакцию 17.11.2004 г.

Сведения об авторах: Подкорытова Наталья Ивановна - кандидат педагогических наук, зав. отделом комплектования отечественной литературой, тел. (383-2) 66-26-42, e-mail: okol@spsl.nsc.ru Ковецкая Марина Ивановна - главный библиотекарь отдела комплектования отечественной литературой

Семинар СИБИРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (лицензия Г 151791)

Тема: Компьютерные инструменты библиотечной деятельности.

Курс включает обучение по следующим разделам: «Создание научно-методического отчета средствами Word», «Статистика в научноисследовательской работе библиотек средствами Excel», «Подготовка публичного выступления библиотекаря с мультимедийным сопровождением», «Диспетчер научно-методической работы Microsoft Outlook».

Место проведения: ГПНТБ СО РАН, Новосибирск.

Время проведения: май (5 дней) 2005 г.

Преподаватель: канд. пед. наук Г.Б. Паршукова.

Телефон для справок: (383-2) 66-83-76; e-mail: artem@spsl.nsc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.