Научная статья на тему 'Готовность студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности'

Готовность студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1599
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ / READINESS / READINESS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY / STRUCTURE OF READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белослудцева Наталья Викторовна, Петунин Олег Викторович

В статье предлагается краткий анализ понятия «готовность»; представлены различные подходы к исследованию готовности субъектов к профессиональной деятельности, выделены компоненты структуры готовности студентов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белослудцева Наталья Викторовна, Петунин Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENT’S READINESS OF VOCATIONAL SCHOOL FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY

The article gives a short analysis of the term «readiness»; there are different ways to the notion «readiness» of the students to the professional activity.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности»

Problems of youth employment

УДК/uDC 377-057.87

Н. В. Белослудцева, О. В. Петунин Natalya Belosludseva, Oleg Petunin

готовность студентов учреждений спо к профессиональной деятельности

the student's readiness of vocational school

FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY

В статье предлагается краткий анализ понятия «готовность»; представлены различные подходы к исследованию готовности субъектов к профессиональной деятельности, выделены компоненты структуры готовности студентов к профессиональной деятельности.

The article gives a short analysis of the term «readiness»; there are different ways to the notion «readiness» of the students to the professional activity.

Ключевые слова: готовность, готовность к профессиональной деятельности, структура готовности.

Keywords: readiness, readiness to the professional activity, the structure of readiness.

Необходимость изучения формирования готовности к профессиональной деятельности студентов учреждений СПО как целостного явления, характеризующего цель профессиональной подготовки, обусловлена изменениями социально-экономических условий, демографической ситуации и научно-техническим прогрессом в российском обществе.

Начало изучения проблемы готовности к труду приходится в связи с необходимостью профессиональной подготовки людей к различным сферам деятельности на 50-60-е гг. XX в. (В. С. Ильин, Б. Ф. Райский, В. В. Сериков и др.). В педагогике понятие и сущность «профессиональной готовности» исследуется с 1970-х гг.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема готовности к различным видам деятельности, определение путей ее формирования является предметом рассмотрения многих исследователей в различных направлениях современной науки.

Формированию готовности в различных сферах (к школе, профессиональному самоопределению, профессиональной самореализации, выбору профессии, к педагогическому сопровождению, к самореализации в условиях семейного воспитания и т. д.) посвящены труды

таких ученых, как М. И. Губановой, О. М. Крас-норядцевой, Р. Д. Санжаевой, Н. Г Съединой и др. Подробно проанализирована проблема готовности студентов к деятельности в работах К. М. Дурай-Новаковой, К. К. Платонова, В. В. Серикова и др.

Необходимость исследования проблемы готовности к деятельности одними из первых осознали военные (М. И. Дьяченко, А. М. Сто-ляренко и др.) и спортивные психологи (Ф. Генов, А. Ц. Пуни, О. А. Черникова и др.), а также ученые, занимающиеся изучением проблем взаимодействия человека и сложных технических систем в рамках инженерной психологии и психологии труда (В. Л. Марищук, Д. А. Ошанин и др.). Первые исследования феномена готовности рассматривали ее как кратковременное состояние. В их понимании готовность к деятельности определяется через понятия «боеготовность» (М. И. Дьяченко), «бдительность» (Л. С. Нарсесян, В. Н. Пушкин), «мобилизационная готовность» (Ф. Генов), «оперативный покой» (А. А. Ухтомский), «предстартовое состояние» (Н. Д. Левитов, А. Ц. Пуни), «работоспособность» (Н. Д. Левитов) и др. Педагогические и социальные психологи (А. А. Деркач, Л. А. Кандыбович, К. А. Маркова, В. А. Сласте-нин и др.) рассматривали готовность как длительное состояние, которое является предпосылкой успешной деятельности. Она включает в себя систему устойчивых компонентов, психических образований — знаний, умений и навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, ценностей личности, предпочтений и т. п.

Анализ научно-педагогической литературы показывает многообразие подходов при исследовании готовности субъекта к профессиональной деятельности. Наиболее широко распространены следующие подходы к раскрытию понятия «готовность»:

—личностный подход рассматривает готовность как единство личностно значимых

профессиональных свойств, обеспечивающих эффективность и высокую результативность профессиональной деятельности (Б. Г Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— функциональный подход изучает готовность как временное ситуативное состояние человека, актуализацию и направление собственных личностных качеств, свойств и возможностей для успешных действий в определенных условиях, как умение качественно мобилизовать и настроить необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности (Ф. Генов, Н. Д. Левитов, Л. С. Нер-сесян, А. Ц. Пуни, В. Н. Пушкин и др.);

— системный подход рассматривает профессиональную готовность через познание человеком своих внутренних возможностей и реализацию их для достижения желаемого результата в профессиональной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, В. Д. Шадриков и др.);

— личностно-деятельностный подход определяет готовность как целостное проявление всех сторон личности, как систему мотивов, установок, профессионально важных качеств, дающую возможность эффективно выполнять профессиональные функции (А. А. Деркач, М. Н. Дьяченко, Л. А. Кандибович, Е. А. Климов, В. А. Крутецкий, К. К. Платонов и др.).

М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович определяют готовность как прогнозируемую активность личности на пути ее подготовки к деятельности. По их мнению, готовность начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов, затем идет разработка установок, моделей, схем предстоящих действий, а завершающей стадией является претворение появившейся готовности, применение определенных средств и способов деятельности, сопоставление полученных результатов с поставленными целями деятельности. Они определили структуру готовности личности к профессиональной деятельности, в которую входят: 1) положительное отношение к деятельности, профессии; 2) черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требования к деятельности, профессии; 3) необходимые знания, умения, навыки; 4) устойчивые профессионально важные способности восприятия, мышления, внимания, эмоциональные и волевые процессы [3].

К. К. Платонов отмечает, что профессиональная готовность специалиста — это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению

соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. Также им в концепции о подструктурах личности выделены в структуре готовности три взаимосвязанных стороны: моральная готовность, психологическая и профессиональная. Качества, определяющие моральную готовность, К. К. Платонов относит к социально обусловленной стороне личности, психологическую — к стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов, профессиональную — к опыту личности [4].

Проведенный анализ представленных точек зрения на проблему готовности показал, что большинство исследователей соотносят ее с деятельностью.

В структуре человеческой деятельности А. Н. Леонтьев выделил шесть компонентов, которые образуют две триады: 1) потребности — мотивы — цели; 2) действия — операции — условия. Б. Ф. Ломов определил следующие компоненты системы деятельности: мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий. Перечисленные компоненты не являются изолированными, а выступают как взаимосвязанные, выполняющие различные регулирующие функции психического в подготовке, организации и выполнении деятельности, в ходе которой осуществляется преобразование ее предмета в продукт.

В структуре длительной готовности к деятельности многие авторы (Ю. А. Веденякин, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.) выделяют следующие компоненты: положительное отношение к осуществляемой деятельности; знания, умения и навыки, необходимые для осуществления соответствующей деятельности; достаточный уровень когнитивных и эмоционально-волевых процессов для ее успешной реализации и способности для выполнения.

А. А. Деркач, исследуя проблему готовности к профессиональной деятельности, определяет ее как целостное проявление всех сторон личности специалиста, выделяя познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты. Им выделяются условия формирования готовности к творческому труду: самостоятельность и критическое усвоение культуры; активное участие в решении общественно значимых задач; специальное развитие творческого потенциала личности — ее психических процессов [6].

Problems of youth employment

М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович определили, что готовность как целостное профессионально важное качество личности включает в себя следующие компоненты: мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие устойчивые профессиональные мотивы); ориентировочный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требования к личности); операционный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п.); волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых состоит выполнение трудовых обязанностей); оценочный (самооценка своей профессио-

Охарактеризуем каждый из этих компонентов.

1. Мотивационно-ценностный компонент готовности студентов к профессиональной деятельности включает в себя положительное отношение к учебно-познавательной деятельности, потребности, мотивы, интересы и ценностные ориентации, которые существуют в своей взаимосвязи и ориентируют на саморазвитие личности, овладение профессией. Данный компонент отражает наличие стойкого познавательного интереса к решению профессиональных задач, осознание личностной и профессиональной значимости приобретаемых знаний, умений

нальной подготовленности и соответствие процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам) [8].

К. К. Платонов выделяет моральную, психологическую и профессиональную готовность и относит качества, определяющие моральную готовность к социально обусловленной стороне личности; психологическую — к стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов; профессиональную — к опыту личности [20].

Исходя из анализа структурных компонентов деятельности и готовности к ней, мы выделяем в структуре готовности к профессиональной деятельности следующие основные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический, оценочно-рефлексивный.

и практических навыков, сформированность ценностей, отвечающих требованиям профессии. «Основным содержанием профессиональных ценностных ориентаций являются система отношений к ценностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями, значимыми для общества и личности» [1].

2. Когнитивный компонент характеризуется знанием теоретических основ, методов и способов профессиональной деятельности, сфор-мированностью понятийно-терминологического аппарата, представленного в виде результата познавательного процесса и являющегося необ-

Структура готовности студентов к профессиональной деятельности

Компоненты деятельности Компоненты готовности Критерии готовности

Мотив Цель Мотивационно-ценностный Положительное отношение к учебно-познавательной деятельности и будущей профессии, наличие стойкого познавательного интереса к решению профессиональных задач, осознание личностной и профессиональной значимости приобретаемых знаний, умений и практических навыков

Содержание Когнитивный Знания, представления об особенностях условий профессиональной деятельности, умение обобщать, систематизировать и применять их при выполнении профессиональных функций

Способы действий Деятельностно-практический Профессиональные способности и профессиональное мышление, умения, индивидуальный стиль деятельности при решении профессиональных задач и практическая подготовка

Результат Анализ и оценка результатов Оценочно-рефлексивный Рефлексия и оценки деятельности, самооценка своей профессиональной подготовленности

ходимым для осуществления профессиональной деятельности. Овладение содержанием данного компонента предполагает осознание профессиональных знаний, представлений об особенностях условий профессиональной деятельности и осуществляется в процессе профессионального образования и самообразования студентов, включает в себя умения обобщать, систематизировать и применять их при выполнении профессиональных задач.

3. Деятельностно-практический компонент включает профессиональные способности и профессиональное мышление, умения, индивидуальный стиль деятельности при решении профессиональных задач и практическую подготовку. В системе формирования общих и профессиональных компетенций у студентов важная роль принадлежит производственной практике, которая обеспечивает соединение теоретической подготовки с их практической деятельностью.

4. Оценочно-рефлексивный компонент выражен в умении анализировать и оценивать результаты своей деятельности и подготовленности к профессиональной деятельности. Данный компонент составляет самооценка себя как субъекта профессионального взаимодействия.

Таким образом, готовность к профессиональной деятельности рассматривается нами как формируемая в процессе профессиональной подготовки система свойств и качеств личности, определенных способностей к выполнению профессиональных функций и включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический, оценочно-рефлексивный компоненты.

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 338 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 340 с.

3. Бодалев А. А. Психология личности. — М.: МГУ, 1988. — 188с.

4. Васильева Т. В., Касаткина Н. Э. Профессиональные ценностные ориентации студентов сельскохозяйственного вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 1. — С. 91-96.

5. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 244 с.

6. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. — 752 с.

7. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. — М., 1983. — 32 с.

8. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 175 с.

9. Иванова О. В., Доминанта А. А. Ухтомского и субдоминанта М. И. Виноградова // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика [Электронный ресурс]: электрон. науч. журн. — 2014. — № 1 (3). — URL: http://medpsy.ru/climp.

10. Ильин В. С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. — Волгоград, 1981. — С. 5-21.

11. Краснорядцева О. М. Готовность к инициативному поведению студенческой молодежи // Сибирский психологический журнал. — 2012. — № 46. — С. 76-83.

12. Климов Е. А. Пути в профессионализм (психологический взгляд): учебное пособие для вузов. — М.: Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. — 320 с.

13. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972. — 255 с.

14. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964. — 281с.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.

16. Марищук В. Л. Об адекватных и неадекватных реакциях при стрессе // Психический стресс в спорте: материалы Всесоюзного симпозиума. — Пермь : ПГПИ, 1973. — С. 47-48.

17. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.

18. Нерсесян Л. С. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию // Вопросы психологии. — 1969. — № 5. — С. 60-69.

19. Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ: избр. психол. тр. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. — 512 с.

20. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 255 с.

21. Пуни А. Ц. Состояние психической готовности и психологическая подготовка к соревнованиям в спорте // Вопросы психологии спорта. — Л.: ГДОИФК, 1975. — С. 3-15.

22. Райский Б. Ф. Выявление и учет сдвигов в формировании у учащихся готовности к самообразованию / Сб. статей. — Волгоград : ВГПИ, 1977. С. 26-31.

23. Сериков В. В. Лично-ориентированное образование // Педагогика. — 1994. — №5. — С. 16-21.

24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. — М.: Педагогика, 1989.

25. Санжаева Р. Д. Психологическая подготовка студентов к педагогической деятельности // Личность в системе деятельности: тезисы докладов регион. науч.-практ. конф. — Новосибирск : НГПУ, 1993. — С. 90-114.

26. Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя в воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. — М.: Изд-во Моск. пед. ин-та, 1982. — С. 14-28.

27. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластени-на. — М.: Академия, 2002. — 576 с.

28. Съедина Н. В. Актуализация готовности студентов к самоконтролю в воспитательно-образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Кемерово, 2013. — 188 с.

29. Черникова O. A. Роль эмоций в волевых действиях спортсмена // Проблемы психологии спорта. Вып. 2. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — С. 49-65.

30. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М.: Логос, 1994. — 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.