Научная статья на тему 'Готовность личности к семейной жизни: теоретико-методологические подходы'

Готовность личности к семейной жизни: теоретико-методологические подходы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4612
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / УСТАНОВКА / СЕМЬЯ / БРАК / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / READINESS / AIM / FAMILY / MARRIAGE / FAMILY VALUES / READINESS TO MARRIED LIFE / THE STRUCTURE OF READINESS TO MARRIED LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волченкова Елена Валерьевна

В статье проанализировано понятие «готовность к семейной жизни», представлены подходы исследователей к выделению компонентов данного интегративного образования, на основании чего автором определена структура готовности личности к семейной жизни, включающая социально-нравственную, психологическую, правовую, репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-бытовую, экономическую составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness of a Person to Married Life: Theoretic-Methodological Approaches

The author analyses the notion «readiness to married life», surveys researchers' attitudes to the components of this integrative problem, on the basis of which the author defines the structure of readiness to married life, comprising social-moral, psychological, juridicial, reproductive, pedagogical, domestic and economic elements.

Текст научной работы на тему «Готовность личности к семейной жизни: теоретико-методологические подходы»

ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЯ

УДК 314.5

Е. В. Волченкова

готовность личности

К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В статье проанализировано понятие «готовность к семейной жизни», представлены подходы исследователей к выделению компонентов данного интег-ративного образования, на основании чего автором определена структура готовности личности к семейной жизни, включающая социально-нравственную, психологическую, правовую, репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-бытовую, экономическую составляющие.

The author analyses the notion «readiness to married life», surveys researchers' attitudes to the components of this integrative problem, on the basis of which the author defines the structure of readiness to married life, comprising social-moral, psychological, juridicial, reproductive, pedagogical, domestic and economic elements.

Ключевые слова: готовность, установка, семья, брак, семейные ценности, готовность к семейной жизни, структура готовности к семейной жизни.

Keywords: readiness, aim, family, marriage, family values, readiness to married life, the structure of readiness to married life.

Исследования отечественных и зарубежных ученых в области брачно-семейных отношений свидетельствуют о том, что стабильная, благополучная семья может быть создана лишь при определенной готовности молодых людей к семейной жизни.

Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет понятие «готовность» как согласие сделать что-нибудь; как состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь, проведены все приготовления [1].

Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии, а затем было перенесено в сферу педагогических и социально-психологических исследований. Готовность рассматривается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [2]. При этом выделяются общая и

© Волченкова Е. В., 2010

долговременная готовность и психологический настрой.

Г. Крайг определяет готовность как момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта научения, то есть научиться конкретному поведению [3]. В. Н. Лоскутов указывает следующие характеристики готовности [4]:

- заблаговременность (как подготовленность) и ситуационность (как состояние, то есть внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в конкретный момент времени);

- длительность и временность (как актуализация готовности в ограниченный момент времени).

Феномен готовности к семейной жизни в основном рассматривается в психологических и педагогических исследованиях, причем в последних в контексте подготовки молодежи (подростков, старших школьников, студентов) к семейной жизни. Вместе с тем, на наш взгляд, актуальном является изучение данной проблемы с социологических позиций, что позволит рассмотреть проблему готовности личности к семейной жизни более комплексно.

Следует отметить, что в работах разных авторов речь идет о готовности (процессе подготовки) к браку либо к семейной жизни. Необходимо разграничение данных понятий: семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей [5]. Тем не менее мы будем сохранять терминологию авторов.

По мнению Е. И. Зритневой [6], готовность к семейной жизни - социально-психологическое образование в структуре личности, интегрирующее принятие ценностей семьи как социального института со специальными знаниями и умениями в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения.

Т. А. Федорова [7] исследует готовность к семейной жизни студентов вуза, понимая ее как интегративное качество личности, включающее в

себя совокупность знаний, обеспечивающих адекватный и осознанный выбор спутника жизни, положительное отношение к формированию брач-но-семейных отношений и осознанное принятие ценностей семьи; сформированность коммуникативных и рефлексивных умений, необходимых для создания успешной семьи.

С точки зрения Г. М. Андреевой [8], готовность к браку представляет собой систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества.

Проанализируем указанные определения. В трактовках понятия Е. И. Зритневой и Т. А. Федоровой готовность рассматривается как интегратив-ное качество (образование), включающее совокупность определенных знаний, навыков и ценностей. При этом в определении, данном Е. И. Зритневой, указывается на специальные знания и умения в разных областях семейной жизни (психология семейных отношений, рациональное ведение домашнего хозяйства, семейная педагогика, межличностное общение). Не совсем понятно, по какой причине автором отдельно обозначена область межличностного общения, поскольку, на наш взгляд, она входит в более широкое понятие «психология семейных отношений».

Т. А. Федорова в свое определение включает знания, обеспечивающие адекватный и осознанный выбор спутника жизни, положительное отношение к формированию брачно-семейных отношений и осознанное принятие ценностей семьи. В такой трактовке обращает на себя внимание момент, почему знания обеспечивают выбор спутника жизни (как известно, наличие знаний не обусловливает соответствующие действия), формирование отношения и принятие ценностей (что совсем необязательно), к тому же неясно, о каких конкретно знаниях идет речь. Также Т. А. Федорова считает, что для создания успешной семьи необходимы только (как следует из определения) коммуникативные и рефлексивные умения, которых, по нашему мнению, недостаточно, чтобы говорить о сформированной готовности к браку. Вместе с тем в обоих определениях обращается внимание на принятие ценностей семьи, что немаловажно.

Трактовка понятия «готовность к семейной жизни», данная Г. М. Андреевой, носит, как мы считаем, психологический характер, поскольку речь идет о системе социально-психологических установок личности. Здесь следует упомянуть о концепции Д. Н. Узнадзе, в которой установка рассматривается как предрасположенность субъекта к определенной обусловленной потребностями деятельности, его настройка к восприятию будущих событий и определенной форме

активности, опирающаяся на действенный опыт. Система установок определяет психологическую готовность к деятельности (в нашем случае к семейной жизни).

Общим в проанализированных определениях понятия «готовность к семейной жизни» является то, что во всех них указывается на принятие семейных ценностей, положительное отношение к семейному образу жизни.

С. П. Акутина [9] в контексте системного, аксиологического, личностно-деятельностного, культурологического, антропологического и фа-милистического подходов определяет семейные духовно-нравственные ценности как духовно-нравственные ориентиры, социально одобряемые и разделяемые большинством людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи, его возможность продолжить свой род, фамилию, расширить родственные связи; следовать национальным традициям, обычаям, образу и укладу семейной жизни в соответствии с культурными ценностями; учитывать педагогический опыт человечества возрождения лучших нравственных традиций семейного воспитания, восстановление традиционного уклада жизни.

С. П. Акутина выделила основные показатели сформированности у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей при создании собственной семьи: ориентация на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности; на официальный брак; на рождение и воспитание детей; на выполнение родительской функции (материнства или отцовства); выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т. п.); на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентация на ценности семьи и рода; на создание в семье комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение воспитательных задач. Указанные ценностные ориентации могут служить основой для определения компонентной структуры готовности к семейной жизни.

По данному вопросу также существует ряд подходов. В. С. Торохтий вводит понятие «способность к браку» и включает в него несколько составляющих [10].

1. Способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.

2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и

умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4. Высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Как мы видим, помимо чисто психологических составляющих способности к браку В. С. То-рохтий выделяет также умения и навыки, необходимые для осуществления разных видов труда (скорее всего, имеется в виду хозяйственно-бытовой труд) и организации домашнего потребления и распределения.

Кроме того, В. С. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовленности к браку, указывает на то, что супруги должны быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями. При этом исследователь выделяет ряд факторов, влияющих на уровень зрелости, которые, на наш взгляд, также можно отнести к составляющим готовности к семейной жизни. В частности, это функционально-ролевая согласованность в структуре взаимодействия супругов, включающая рациональное распределение обязанностей, и образовательно-операциональная подготовленность (знания, умения и навыки, необходимые для семейной жизни: общего порядка, правовые, экономические медицинские и др.), культура половых отношений.

Расширяя общее представление В. С. Торох-тия о способности к браку, можно добавить наличие правовых и медицинских знаний, умений и навыков, функционально-ролевую согласованность и сформированную культуру половых отношений.

Л. Б. Шнейдер [11] считает готовность к браку интегральной категорией, включающей в себя ряд аспектов:

1) определенный нравственный комплекс -готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Данный аспект связан с распределением ролей между супругами;

2) подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;

3) способность к самоотверженности по отношению к партнеру, основанная прежде всего на альтруизме любящего человека;

4) качества, связанные с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс;

5) высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;

6) умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Можно заключить, что Л. Б. Шнейдер имеет в виду психологическую готовность к браку, а не готовность вообще. Схожесть подходов В. С. То-рохтия и Л. Б. Шнейдера к определению психологических составляющих готовности очевидна. Единственное, на наш взгляд, принципиальное отличие заключается в выделении Л. Б. Шнейде-ром способности к умению разрешать конструктивным способом конфликты и к саморегуляции собственной психики и поведения.

Некоторые исследователи называют направления подготовки молодежи к семейной жизни, исходя из которых, очевидно, можно определить составляющие готовности.

Б. С. Круглов заключает, что система подготовки молодежи к семейной жизни наряду с половым просвещением и половым воспитанием, наряду с формированием навыков межличностного общения, которое прежде всего заключается в умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступками другого индивида, должна включать и формирование определенного уровня гражданско-правового сознания, соединяющего в себе гражданскую ответственность за свои действия с пониманием значимости каждого своего поступка [12].

И. В. Гребенников выделяет социальный, нравственно-этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, хозяйственно-экономический аспекты подготовки к семейной жизни [13]. Последний подход мы считаем наиболее полным и обоснованным.

Опираясь на проанализированные выше точки зрения разных исследователей, мы можем предварительно определить следующие составляющие готовности к семейной жизни.

1. Социально-нравственная готовность предполагает осознание ценности семьи и на этой основе желание создать собственную; сформи-рованность нравственных качеств личности (ответственности, самостоятельности, терпимости, верности, честности и др.), культуры поведения, ролевой гибкости (умения брать на себя разные роли, согласовывать функционально-ролевые представления с партнером).

2. Психологическая готовность включает наличие зрелой мотивации заключения брака, представлений о психологических основах семейной жизни (факторах семейного благополучия, жизненном цикле семьи, семейных кризисах и т. д.), коммуникативную компетентность, сформированную культуру чувств, умение предупреждать и разрешать конфликты.

3. Правовая готовность предусматривает знание основ законодательства о браке и семье, важнейших положений семейного права, обязанностей супругов по отношению друг к другу, к детям, обществу.

4. Репродуктивная готовность определяется наличием установки на продолжение рода, половой зрелостью организма, знанием физиологических особенностей мужского и женского организмов, особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены.

5. Педагогическая готовность предполагает сформированность представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях родителей, о путях повышения педагогической культуры.

6. Хозяйственно-бытовая готовность включает навыки ведения домашнего хозяйства, выполнения основных работ по дому.

7. Экономическая готовность предусматривает умение рационально планировать и осуществлять расходы, соизмеряя их с доходами, способность самостоятельно обеспечивать себя, нужды семьи.

Следует подчеркнуть, что данная компонентная структура готовности личности к семейной жизни является примерной и требует доработки. Вместе с тем определение такой структуры является важным и необходимым с точки зрения проведения социологических исследований, направленных на выявление уровня готовности современной молодежи к семейной жизни, а также для разработки и дальнейшего совершенствования соответствующих педагогических программ.

Примечания

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н. Ю. Шиловой. М.: Рус. яз., 1989.

2. Ярыгина Н. Ю. Мотивационно-смысловая готовность к семейной жизни: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

4. Ярыгина Н. Ю. Указ. соч.

5. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд. М.: Мысль, 1979.

6. Зритнева Е. И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.

7. Федорова Т. А. Педагогическое содействие формированию готовности студентов вуза к семейной жизни: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009.

8. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.

9. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2010.

10. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

11. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.

12. Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 63-68.

13. Гребенников И. В. Указ. соч.

УДК 748

Э. М. Бокоба

РОЛЬ СИСТЕМЫ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ

В УКРЕПЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

В статье обсуждаются проблемы социальной ответственности российского предпринимательства, опыт системы торгово-промышленных палат в расширении социальной роли бизнеса в современном обществе.

The article discusses social responsibility of Russian business, the experience of the chambers of commerce aimed at enhancing the social role of business in modern society.

Ключевые слова: социальная ответственность, благотворительность, торгово-промышленная палата, российский бизнес.

Keywords: social responsibility, charity, chamber of commerce, Russian business.

Вопрос о социальной ответственности российского предпринимательства является в современных условиях одним из наиболее важных, так как наша страна находится на этапе развития, когда социальные аспекты рыночных преобразований начинают оказывать определяющее воздействие не только на скорость и масштаб экономических реформ, но и на решение стратегических задач - формирование продуктивно-творческого человека как главного ресурса современной экономики. При этом совершенно очевидно, что государство уже не может и не должно брать на себя целиком и полностью бремя социальных обязательств перед обществом и каждым гражданином. В современных условиях логичной и естественной выглядит ситуация, при которой предпринимательский сектор разделяет с государством ответственность за социально-экономическое состояние общества, удовлетворение жизненно важных потребностей населения.

В цивилизованных странах общество формируется на осознании того, что предпринимательство является основой расцвета государства. Одним из наиболее тяжелых последствий финансового кризиса в России стала утрата доверия к предпринимательству в целом как со стороны общественности, так и со стороны работников, занятых в этом бизнесе. Вместе с тем необходимо согласиться, что качество и производительность труда, репутация любой компании во многом зависят от отношения ее сотрудников к работе, руководству.

© Бокова Э. М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.