Научная статья на тему 'Готовность к партнерским отношениям как качественный показатель профессиональной компетентности социального педагога'

Готовность к партнерским отношениям как качественный показатель профессиональной компетентности социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ПАРТНЕРСКИМ ОТНОШЕНИЯМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PARTNERSHIP / READINESS TO PARTNERSHIP / SOCIAL EDUCATOR / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Е. Л., Деревцова Е. Н.

На основе содержательного анализа категорий «профессиональная компетентность», «готовность к профессиональной деятельности», «партнерские отношения», анализа личностных характеристик и специфики деятельности социального педагога определен компонентный состав готовности специалиста к партнерским отношениям, представлено авторское понимание основных понятий проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS TO PARTNERSHIP AS A QUALITATIVE INDICATOR OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE SOCIAL PEDAGOGUE

Based on in-depth analysis of the categories of “professional competence”, “readiness for professional activity”, ”partnerships”, analysis of the personal characteristics and the specific activity of a social pedagogue, the authors defined the component of the readiness of the expert to the partnership; the authors present understanding of the key concepts of the problem.

Текст научной работы на тему «Готовность к партнерским отношениям как качественный показатель профессиональной компетентности социального педагога»

УДК 371.1

Е. Л. Федотова, Е. Н. Деревцова

ГОТОВНОСТЬ К ПАРТНЕРСКИМ ОТНОШЕНИЯМ КАК КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

На основе содержательного анализа категорий «профессиональная компетентность», «готовность к профессиональной деятельности», «партнерские отношения», анализа личностных характеристик и специфики деятельности социального педагога определен компонентный состав готовности специалиста к партнерским отношениям, представлено авторское понимание основных понятий проблемы.

Ключевые слова: партнерские отношения, готовность к партнерским отношениям, социальный педагог, профессиональная компетентность.

Введение в профессиональное образование компетентностей и компетенций научно обосновано зарубежными (Р. Бадер, Д. Мертенс, Б. Оскар-сон, Саймон Шо, А. Шелтен и др.) и российскими (И. А. Зимняя [1], И. В. Коняхина [2], А. И. Субет-то [3], А. В. Хуторской [4] и др.) исследователями. Проведенный анализ работ свидетельствует об отсутствии единого подхода в определении данных терминов, их структуры, содержания, механизмов формирования и развития. В связи с этим возникает необходимость обозначения основных исследовательских позиций, являющихся теоретической базой для разработки важнейших положений нашей работы:

- профессиональная компетентность - это интегративное свойство личности специалиста (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Ю. Г. Татур и др.), отражающее единство теоретической и практической готовности (В. А. Сластёнин и др.) к осуществлению эффективной трудовой деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях (А. М. Аронов, В. А. Сластёнин, Ю. Г. Татур, Е. В. Чуб и др.);

- профессиональные компетентности многоаспектны, сложны по структуре (системны, над- и межпредметны, интегративны) (А. А. Вербицкий,

О. Г. Ларионова), они включают все то, что может быть мобилизовано для эффективного действия: когнитивные и некогнитивные компоненты (двигательные и умственные навыки, знания, мотивацию, ценностные и этические ориентации, установки, социальные и поведенческие компоненты) (Н. Н. Абакумова, И. Ю. Малкова), опыт, обобщенные способы деятельности, профессионально значимые качества личности и другое (И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов, А. В. Хуторской и др.);

- компетентность, формируясь в образовательном процессе, становится его обобщающим интегративным результатом (И. А. Зимняя) и развивается в дальнейшем за пределами учебного заведения по мере накопления опыта в соответствующей профессиональной деятельности («движется» от на-

чального уровня, заложенного в системе профессионального образования, к мастерству как высшей форме компетентности, т. е. увеличивает свой потенциал - свои «готовности») (А. И. Субетто).

Подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля требует формирования особой группы компетентностей в сфере социальных отношений, обеспечивающих адекватность взаимодействия человека с обществом, группой, коллективом в различных диапазонах жизни и работы (Л. В. Будяк, И. А. Зимняя и др.). Исследователями она чаще всего бывает включена в состав общих, базовых, ключевых или академических компетентностей/компетенций специалиста и представлена как социальная (социально-профессиональная) компетентность/компетенция (В. И. Байденко, М. В. Гуковская, Т. Н. Лобанова, Р. Марр и др.), коммуникативная компетенция (Г. Селевко, А. В. Хуторской и др.), компетентность в сотрудничестве и партнерстве (А. В. Баранников и др.), компетенция социального взаимодействия (О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, Е. В. Пискунова, И. А. Зимняя и др.).

Так, компетентность в сотрудничестве и партнерстве определяется умениями: проявлять настойчивость в достижении цели, независимость и ответственность; работать в условиях ограниченности ресурсов; справляться с рисками и другое [5]; устанавливать и поддерживать контакты, вести переговоры, сотрудничать и работать в междисциплинарной команде и другое (А. В. Баранников); улаживать разногласия и конфликты, договариваться и другое (Совет Европы).

Особую значимость данная компетентность приобретает в ряде профессий социального типа, каковой и является профессия социального педагога. Специфика профессиональной деятельности социального педагога обусловливает необходимость построения успешных взаимодействий, поскольку специалист не только включается в совместную работу с коллегами, но и сотрудничает с самыми различными группами населения, государственными и коммерческими учреждениями, общественными организациями, играя активную роль в

структурировании, программировании и координации их действий (М. А. Галагузова, М. П. Гурьянова, В. А. Никитин, Е. И. Холосто-ва и др.).

В современных исследованиях подчеркивается, что все профессиональные черты и качества личности социального педагога, его установки, ценностные ориентации, умения и навыки должны быть естественным основанием его потребности обеспечить социальное взаимодействие и общение людей. Так, по мнению отечественных и зарубежных ученых, востребованы такие качества специалиста: этичность, кооперативность, настроенность на других, понимание других, тактичность, дружественность и другие (Дж. Холанд); социабель-ность, дипломатичность, социальная активность, эмоциональная устойчивость и другие (Е. С. Яхонтова); доброжелательность, общительность, открытость контакту, привлекательность, способность к сотрудничеству, ответственность и другие (Р. В. Овчарова). Социальный педагог должен уметь: создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности; выявлять и использовать возможности социальных институтов в укреплении семьи и оказании корректной педагогической помощи в воспитании подопечных; организовывать процесс коммуникации, управлять им; конструктивно вести беседу, деловой разговор, диалог, дискуссию, переговоры; анализировать конфликты, кризисные ситуации и разрешать их; наблюдать и анализировать вербальное и невербальное поведение партнеров; создавать атмосферу доверительности и непринужденности и другое (Ю. В. Василькова, М. А. Галагузо-ва, Л. В. Мардахаев, Ф. А. Мустаева, Л. С. Нагавки-на, Т. А. Шишковец и др.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психо-лого-педагогическое образование» также указывается, что выпускник, получивший степень бакалавра в области социально-педагогической деятельности должен обладать следующими профессиональными компетенциями: организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10); выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7) [6].

Анализ представленных материалов актуализирует вопрос рассмотрения готовности социального педагога к построению эффективных партнерских отношений с различными субъектами профессиональной деятельности, позволяющих ему:

- быстро и качественно решать поставленные задачи посредством объединения возможностей, знаний, идей, связей партнеров по совместной деятельности;

- устанавливать (усиливать) необходимые профессиональные связи и контакты со специалистами различных социальных структур, оптимизировать совместные действия по решению социальных проблем подопечных;

- направлять население, представителей местных организаций и добровольцев на активное оказание помощи нуждающимся;

- устранять разобщенность в деятельности социальных институтов и служб, содействовать организации слаженной совместной работы их специалистов.

Предпосылками исследования обозначенной проблемы готовности социальных педагогов к партнерским отношениям являются:

- накопленный практический опыт взаимодействия специалистов социальной сферы с субъектами совместной деятельности, требующий осмысления, обобщения и систематизации;

- наличие фундаментальных психолого-педаго-гических исследований, посвященных изучению таких категорий, как «профессиональная готовность» (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. К. Маркова, Т. А. Руднева, Е. Г. Скворцова и др.), «профессиональная готовность социального педагога» (Ж. Джемсоу, В. Ш. Масленникова, И. С. Пилипец, Р. Рамзей, Б. Рибо, В. А. Сластёнин, Е. И. Соколова и др.), «отношение», «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие» (В. М. Бехтерев, И. Я. Зимняя, И. Б. Кторов, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев,

Н. Н. Обозов, Е. Л. Федотова и др.);

- усиливающееся внимание исследователей из разных областей научного знания к изучению феномена «партнерских отношений», его структуры и содержания, способов оценки, условий формирования: Е. В. Новоженина, Н. Г. Саттарова, Е. С. Федосеева (педагогические науки), М. Е. Балакшин, Л. Е. Елшина (психологические науки), О. Н. Алмазова, Е. П. Гаврилова, В. В. Масленников, О. А. Пертая, С. С. Стаурский, А. С. Столяров (экономические науки), А. В. Калашникова (социологические науки), В. В. Сошников (юридические науки).

В справочной, научной литературе партнерские отношения рассматриваются как разновидность цивилизованных отношений (взаимовыгодные, конструктивные взаимоотношения; особый тип взаимодействия), возникающих в процессе совместной деятельности, направленной на достижение общих целей на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополняемости его участников (В. В. Масленников, Е. В. Новоженина, Н. Г. Сат-тарова, А. С. Столяров, Е. С. Федосеева и др.).

При этом исследователи сходятся во мнении, что партнерство сторон возможно: при наличии общих социально значимых целей и задач; учете интересов каждой из сторон партнерства; добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников взаимоотношений; взаимной зависимости, возникающей вследствие разделения рисков, ответственности, ресурсов, компетенций, полномочий и доходов; обоюдной ответственности за общее дело; равноправии участников при выборе средств для достижения общей цели; согласованных действиях партнеров на всех уровнях и этапах совместной работы; выработке четких правил действий и норм взаимодействия, принимаемых участниками отношений безусловно; использовании диалога сторон как основного способа общения между партнерами (Л. С. Богданова, Ф. И. Гайнуллина, Л. Г. Гуслякова, А. К. Зайцев, В. И. Митрохин, Л. М. Потолова, А. В. Соловьёв и др.).

Обзор научной литературы, освещающей вопросы партнерской компетентности специалистов, готовности к партнерским отношениям, показал, что такой человек должен иметь определенный духовно-идеологический комплекс, включающий: представления и идеалы, ценности и ценностные ориентации, установки, направленные на поиск согласия и сотрудничества; активную жизненную позицию, толерантный характер (Л.А. Иванова); способность влиять на людей (М. Вудкок и Д. Френсис). Потенциал социальных партнеров, по мнению Ю. А. Самсонова и Т. У Тучковой, складывается из мотивации к сохранению социального мира, гражданского согласия, адекватного восприятия друг друга, а также из соответствующих знаний, умений, навыков и опыта, социальной направленности личности и др.

Достижение высокого уровня партнерских отношений возможно при доверии, когда партнеры по совместной деятельности не просто взаимовыгодно сотрудничают, но на первое место ставят коллективный экономический интерес, моральную поддержку друг друга (О. С. Евдокимов), действуют с позиций взаимной открытости, единого подхода к работе, уверенности в партнере (М. Е. Балакшин). Становление партнерской позиции педагога, по мнению А. П. Чернявской, также требует развития автономности, критического мышления, эмоциональной устойчивости, компетенций (гносеологической, конструктивно-проектировочной, организаторской, принятия решений, коммуникативной, перцептивно-рефлексивной, мотивационно-эмоциональной).

В результате проведенной нами исследовательской работы была раскрыта сущность понятий «партнерские отношения социального педагога», «готовность социального педагога к партнерским

отношениям», сформирован ее структурно-содержательный состав. Так, под партнерскими отношениями в профессиональной деятельности социального педагога понимаются конструктивные отношения специалиста с различными группами социальных субъектов, достигнутые в процессе решения общих задач на основе согласования интересов, организации совместных активных действий, построения конструктивного диалога, соблюдения равных прав и разделения ответственности между его соучастниками.

При формулировании понятия «готовность к партнерским отношениям» мы исходили из следующих теоретических положений: профессиональная готовность - это сложное многоуровневое личностное образование, которое определяется требованиями профессиональной деятельности к психическим процессам, опыту, состоянию, свойствам и качествам личности, предопределяющим выполнение целесообразных профессиональных действий, обеспечивающих реализацию механизма профессиональной (в нашем случае социопедаго-гической) деятельности; совокупность взаимосвязанных структурных личностных и процессуальных компонентов; результат специальной подготовки, интегрированный показатель профессиональной квалификации (компетентности), решающее условие быстрой адаптации специалиста, эффективного выполнения им своих функций, дальнейшего профессионального самосовершенствования (А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, С. Б. Елканов, Л. А. Кандыбович, А. К. Маркова, В. Ш. Масленникова, В. А. Сластёнин и др.).

Придерживаясь данных позиций, а также учитывая специфику профессиональной деятельности специалиста, готовность социального педагога к партнерским отношениям мы определили как структурно-уровневое образование, представляющее собой единство компонентов (личностного, когнитивного и операционного), обеспечивающих успешность построения специалистом совместной деятельности с различными группами субъектов по решению социальных проблем подопечных и других профессиональных задач.

Личностный компонент готовности мы рассматриваем как центральное звено в сложном синтезе компонентов, образующих профессиональную готовность социального педагога. Он характеризуется личной устремленностью специалиста применять свои знания, опыт, способности в избранной профессиональной сфере, обеспечивает устойчивость профессиональных взглядов и убеждений, глубину знаний, результативность практических действий.

В контексте изучаемой проблемы мы заостряем внимание на следующих его составляющих: на-

правленности личности и личностных качествах профессионала. Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности, прежде всего в профессиональной, где она рассматривается как система эмоциональноценностных отношений, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в деятельности и общении [7]. Отражая сущность рассматриваемого отношения, в качестве мотивационного ядра исследуемой готовности выделяем направленность личности на дело, на активный поиск согласия и сотрудничества с партнерами в решении поставленных задач, удовлетворяющих интересы всех сторон (увлеченность процессом работы; заинтересованность в решении проблем; стремление к коллегиальности, установлению и поддержанию благоприятных взаимоотношений с другими людьми, созданию атмосферы доверия; интерес к совместной деятельности).

Поскольку профессией социального педагога можно овладеть лишь в индивидуально-личностном контексте (В. А. Сластёнин) [8], постольку важным элементом его профессиональной готовности является сформированность качеств личности, рассматриваемых в контексте предмета нашего исследования как партнерские. Под качествами личности традиционно понимается совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде [9, с. 117]. Основываясь на теоретических положениях, изложенных выше, мы определили их следующий состав: гибкость (согласование собственных интересов, позиций с интересами других); активность (активное взаимодействие в совместной деятельности, инициативность в достижении целей группы); эмоциональная устойчивость (управление своим эмоциональным состоянием в ситуациях социально-профессиональной напряженности); компромиссность (стремление быть в согласии с мнением окружающих, решать задачи посредством взаимных уступок); автономность (личная независимость, проявление уверенности; отстаивание в интересах дела собственного мнения, которое полезно для достижения общей цели); этичность (следование условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми); толерантность (терпимость к мнениям и позициям других); доброжелательность (проявление теплоты и дружелюбия, открытости в отношениях).

Обращение к когнитивному компоненту готовности социального педагога к партнерским отношениям связано с необходимостью овладения специалистом определенной системой знаний, его по-

нимание, осмысление, присвоение и применение в процессе решения педагогических задач. Данный компонент является основой практической деятельности специалиста, обеспечивает возможность осознанного выбора целей и ценностей совместной конструктивной деятельности. Так, социальный педагог - партнер должен знать и понимать место и роль партнерских отношений в профессиональной деятельности социального педагога, их целевые, содержательные, технологические, личностные характеристики (систему партнерства в деятельности профессионала с позиций уровней, связей, секторов; методические подходы к организации партнерской деятельности на основе механизма партнерских отношений; специфику (алгоритм) работы с разными группами субъектов с учетом интересов, позиций, ресурсной обеспеченности каждого; формы и средства партнерских отношений; критерии оценки результата успешности партнерской деятельности специалиста; осознание истинных источников и природы барьеров, препятствующих партнерскому взаимодействию, и способов их преодоления).

Важнейшим и необходимым компонентом готовности к партнерским отношениям является операционно-деятельностный. Его основу составляют умения, навыки, способности, необходимые для эффективного выполнения специалистом профессиональных задач, его опыт участия в профессиональной деятельности. Социальный педагог, вступающий в партнерские отношения, должен: уметь стратегически и тактически грамотно организовывать деловую беседу, партнерские переговоры и другие формы партнерских отношений; эффективно влиять на партнеров с помощью вербальных и невербальных средств коммуникаций - управлять процессом говорения, приемами активного слушания, способами убеждения, техникой и тактикой аргументирования; преодолевать трудности в партнерских контактах и так далее (партнерские умения и навыки); владеть механизмом партнерских отношений (способами согласования интересов, действий, направленных на достижение поставленных целей; технологией проектирования, организации совместных активных действий; способностью к построению конструктивного диалога, основанного на уважении партнера, стремлении к взаимному доверию сторон, достижению взаимопонимания между ними, соблюдению равных прав и разделению ответственности), применять его в совместной деятельности с разными группами субъектов профессиональной деятельности; иметь опыт участия в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов, деятельности различных профессиональных объединений.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что целостное единство всех компонентов профессиональной готовности к партнерским отношениям - необходимый качественный показатель профессиональной компетентности социального педагога. Дальнейшее исследование пробле-

мы связано с вопросами разработки уровней оценки партнерских отношений, выделением и обоснованием психолого-педагогических условий, обеспечивающих высокий уровень их развития у специалиста социальной сферы.

Список литературы

1. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // ИЯШ. 2012. № 6. С. 2-10.

2. Коняхина И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 11 (126). С. 68-71.

3. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб.; М.: Исследо-ват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

4. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

5. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 100 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки

050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm

7. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. 400 с.

8. Сластёнин В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности. М., 1997.

9. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994.

Федотова Е. Л., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой. Восточно-Сибирская государственная академия образования.

Ул. Нижняя Набережная, 6, Иркутск, Россия, 664011. е-mail: elf.irk@mail.ru

Деревцова Е. Н., ст. преподаватель.

Восточно-Сибирская государственная академия образования.

Ул. Нижняя Набережная, 6, Иркутск, Россия, 664011.

E-mail: ele-derevcova@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 30.07.2013.

E. L. Fedotova, E. N. Derevtsova

READINESS TO PARTNERSHIP AS A QUALITATIVE INDICATOR OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE SOCIAL

PEDAGOGUE

Based on in-depth analysis of the categories of “professional competence”, “readiness for professional activity”, ’’partnerships”, analysis of the personal characteristics and the specific activity of a social pedagogue, the authors defined the component of the readiness of the expert to the partnership; the authors present understanding of the key concepts of the problem.

Key words: partnership, readiness to partnership, social educator, professional competence.

References

1. Zimnjaja I. A. Competence and expertise in the context of competence-based approach in education. Foreign Languages at School, 2012, no. 6, pp. 2-10 (in Russian).

2. Konyakhina I. V. Competence approach in higher professional education (theoretical-methodological aspect). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 11 (126), pp. 68-71 (in Russian).

3. Subetto A. I. Othology and epistemology of the competence-based approach, classification and qualimetry of competences. St. Petersburg, Moscow, Research center for problems of quality of specialists' training Publ., 2006. 72 p. (in Russian).

4. Khutorskoj A. V. Didactic heuristics. Theory and technology of creative teaching. Moscow, MSU Publ., 2003. 416 p. (in Russian).

5. Designing of state educational standards of new generation higher professional education. Methodic recommendations for the heads of training and methodology unions of RF higher education institutions. Project. Moscow, Research center for problems of quality of specialists' training Publ., 2005. 100 p. (in Russian).

6. Federal state educational standard of higher professional education training direction 050400 Psychological and pedagogical education (qualification (degree) “bachelor”). URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm (in Russian).

7. Mitina L. M. Psychology of development of a competitive personality. Moscow, MPSI Publ., Voronezh, NPO MODEK Publ., 2003. 400 p. (in Russian).

8. Slastenin V. A. Social educator: readiness for professional activity. Moscow, 1997. (in Russian).

9. Levitan K. M. Pedagogical deontology basis. Moscow, Nauka Publ., 1994. (in Russian).

Fedotova E. L.

East Siberian State Academy of Education (ESSAE).

Ul. Nizhnyaya Naberezhnaya, 6, Irkutsk, Russia, 664011.

E-mail: elf.irk@mail.ru

Derevtsova E. N.

East Siberian State Academy of Education (ESSAE).

Ul. Nizhnyaya Naberezhnaya, 6, Irkutsk, Russia, 664011.

E-mail: ele-derevcova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.