Научная статья на тему 'Готовность бакалавров социальной работы к работе с подростками, проявляющими девиантное поведение'

Готовность бакалавров социальной работы к работе с подростками, проявляющими девиантное поведение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / DEVIANT BEHAVIOR / BACHELOR OF A SOCIAL WORK / PROFESSIONAL READINESS / HIGH SCHOOL / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умархаджиева Седа Руслановна

В данной статье рассмотрен вопрос о профессиональной подготовке бакалавров по направлению подготовки «Социальная работа» к работе с подростками, склонными к девиантному поведению. На основе анализа уровня готовности будущих бакалавров социальной работы к работе с данной категорией детей выявлена и обоснована необходимость внедрения дисциплины специализации, способствующей формированию профессиональной готовности бакалавров социальной работы к работе с подростками девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умархаджиева Седа Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE READINESS OF SOCIAL WORK BACHELORS TO WORK WITH ADOLESCENTS EXHIBITING DEVIANT BEHAVIOR

The article examines the question of professional training of bachelors of “Social work”, to work with adolescents who are prone to deviant behavior. Based on the analysis of the level of readiness of future social work bachelors to work with this category of teenagers is identified. The necessity of introduction of the specialty discipline, contributing to the formation of professional readiness of social work bachelors to work with teenagers of deviant behavior, is substantiated.

Текст научной работы на тему «Готовность бакалавров социальной работы к работе с подростками, проявляющими девиантное поведение»

Умархаджиева Седа Руслановна

ГОТОВНОСТЬ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В данной статье рассмотрен вопрос о профессиональной подготовке бакалавров по направлению подготовки "Социальная работа" к работе с подростками, склонными к девиантному поведению. На основе анализа уровня готовности будущих бакалавров социальной работы к работе с данной категорией детей выявлена и обоснована необходимость внедрения дисциплины специализации, способствующей формированию профессиональной готовности бакалавров социальной работы к работе с подростками девиантного поведения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/12-3758.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 3. C. 209-212. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2016/12-З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Защита проектов в рамках промежуточного контроля и повторное анкетирование показали, что использование предложенной методики с опорой на интернет-платформы способствует развитию монологической речи студентов, совершенствованию их произносительных навыков, позволяет тренировать фонематический слух, а также значительно повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

Список литературы

1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2007. 336 с.

2. Пашковская С. С. Значение фонетических способностей на начальном этапе обучения иностранному языку // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 146-155.

3. Пашковская С. С. Тест фонетических способностей в дифференцирующей модели обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. № 4. С. 102-106.

4. Поляков О. Г., Тормышова Т. Ю. Беглость говорения на иностранном языке как лингвометодическая проблема // Язык и культура. 2014. № 4 (28). С. 166-174.

5. Померанцева Н. Г. Использование ИКТ при организации самостоятельной работы студентов // Вопросы иноязычного профессионального образования. М.: МГОУ, 2013. С. 61-77.

6. Рослякова В. Н. К вопросу о формировании коммуникативных навыков монологической и диалогической речи на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Наука и практика. 2015. № 2 (63). С. 203-205.

7. Сумцова О. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2012. № 2. С. 297-298.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 02.11.2016).

THE INTERNET PLATFORMS AS A WAY TO INTENSIFY THE TEACHING OF FOREIGN-LANGUAGE MONOLOGUE

Pomerantseva Nadezhda Gennadievna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Syrina Tat'yana Aleksandrovna

Moscow Region State University pomerantseva.n@yandex.ru; tatianasyrina@gmail.com

The article discusses an important linguo-didactic problem of improving the training of monologue of students studying a foreign language in higher school based on the integration of Internet platforms in the educational process. Special attention is paid to such aspect of speaking as phonetic skills and the role of preparatory exercises. The paper stresses the importance of using Internet resources to improve the ability to speak a foreign language.

Key words and phrases: foreign language; intensification of training; speaking; Internet platforms; monologue; phonetic abilities; phonemic hearing.

УДК 37.378

В данной статье рассмотрен вопрос о профессиональной подготовке бакалавров по направлению подготовки «Социальная работа» к работе с подростками, склонными к девиантному поведению. На основе анализа уровня готовности будущих бакалавров социальной работы к работе с данной категорией детей выявлена и обоснована необходимость внедрения дисциплины специализации, способствующей формированию профессиональной готовности бакалавров социальной работы к работе с подростками девиантного поведения.

Ключевые слова и фразы: девиантное поведение; бакалавр социальной работы; профессиональная готовность; высшая школа; профессиональная компетенция.

Умархаджиева Седа Руслановна

Чеченский государственный университет, г. Грозный seda. umarkhadzhieva@mail. ru

ГОТОВНОСТЬ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Нестабильное состояние современного социума увеличивает трудности взросления подростков, подобная ситуация неопределенности оказывает противоречивое влияние на социализацию подростков. Подростковый возраст относится к группе повышенного риска и, соответственно, является наиболее уязвимым для возникновения девиантного поведения, а осознанная возможность противостоять негативным влияниям

210

^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 3

окружающей среды формируется в более позднем возрасте. Данная ситуация в обществе способствует увеличению числа подростков с девиантным поведением. «Нельзя забывать, что девиации и их различные проявления отнесены в социальной работе к наиболее уязвимым объектам помощи, так как они обладают специфическим характером, требуют особого отношения к себе» [4, с. 106].

«Современный вуз является сегодня одним из важных социальных институтов, в которых происходит становление толерантной культуры субъекта учебно-воспитательного процесса» [7, с. 31]. В связи с этим важнейшим направлением высшей школы по подготовке бакалавров социальной работы должно стать формирование у них готовности к работе с детьми девиантного поведения. Сегодня социальная работа с подростками выступает одним из наиболее эффективных средств решения проблем подрастающего поколения, так как содействует созданию благоприятных условий развития и становления личности молодых людей, включая их тем самым в процесс полноценного участия в жизни общества, а также полному обретению всех прав и свобод, не противоречащих нормам общественного устройства.

Существует немало работ, обращенных к проблеме девиантного поведения подростков, - М. Н. Добруно-вой, Е. А. Потоловой, С. П. Татаровой, З. Ф. Мухамадеевой и др., - но, к сожалению, не все аспекты этой разносторонней проблемы в полной степени решены, в частности вопросы, касающиеся формирования готовности молодого специалиста к работе с подростками, склонными к девиантному поведению.

Данное обстоятельство обуславливает важность научного обращения к проблеме профессиональной подготовки бакалавров по направлению подготовки «Социальная работа» к работе с подростками, склонными к девиантному поведению, формирования у них готовности к решению различного уровня проблем данной категории детей, что, в свою очередь, приводит к необходимости педагогического анализа понятия «профессиональная готовность».

Итак, С. В. Акулин определяет профессиональную готовность как «устойчивое субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к преодолению трудностей в достижении профессиональных задач, на основе применения приобретенных знаний, навыков, умений и качеств личности» [1, с. 17].

Другие авторы профессиональную готовность характеризуют как «психолого-педагогическое состояние, выражающееся осознанием человека своих профессиональных целей, способностью решать задачи в сфере профессиональной деятельности» [2, с. 25].

Исходя из вышесказанного, профессиональную готовность мы можем рассматривать в двух подходах: с одной стороны, как качество личности, обозначающее общую готовность специалиста к выполнению трудовых заданий; с другой стороны, как наличие способностей выполнять определенную деятельность на достаточно высоком уровне. Применительно к бакалаврам социальной работы готовность будем определять как согласие осуществлять профессиональную деятельность и желание решать проблемы клиентов, в данном случае проблемы подростков с девиантным поведением.

Однако готовность к профессиональной деятельности как система интегративных свойств и качеств личности формируется в процессе деятельности и является результатом профессионального обучения. Практика профессиональной подготовки специалистов любой сферы деятельности предъявляет к личности определенные требования для формирования такого профессионального качества личности, как готовность.

Так, согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социальная работа» будущий бакалавр социальной работы должен овладеть определенными общекультурными и профессиональными компетенциями [6]. В результате подготовки у студентов формируется готовность к конкретным видам профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, что определяется высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Одним из видов профессиональной деятельности будущего бакалавра социальной работы является педагогическая работа с подростками с девиантным поведением, которая направлена на повышение уровня социальной адаптации и реабилитации, обеспечения здорового образа жизни данной категории детей.

Обратимся к анализу понятия «подростки с девиантным поведением». П. Д. Павленок, М. Я. Руднева де-виантное (отклоняющееся) (от позднелат. deviatio - отклонение) поведение в своих исследованиях интерпретируют как «образ действий, поведение индивида, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам)» [4, с. 7].

В результате неспособности или нежелания молодых людей следовать новым стандартам, ценностям социума проявляются девиации, что свидетельствует о деформации социально значимых и личностных ценностей, о неуспешной или неполной социализации. Таким образом, в контексте нашего исследования девиант-ное поведение подростков нами рассматривается как неодобрительное поведение, выходящее за рамки социальных норм (морали, обычаев, корпоративные, религиозные) вызванное внутриличностными изменениями, нарушением социально-личностных ценностей.

Так, бакалавр социальной работы должен обладать опытом привития ценностно-нормативной системы, ориентации на социальные, нравственные и учебные ценности подростков. Цель социального работника -адаптировать их к социуму, установить гармоничные отношения с окружающей действительностью.

Для выполнения профессиональных обязанностей на должном уровне будущий бакалавр социальной работы должен обладать профессиональными знаниями, умениями, навыками и компетенциями определенного уровня. Целостное формирование этих умений у будущих бакалавров социальной работы должно осуществляться на теоретическом и практическом этапах подготовки в вузе.

В период профессиональной подготовки студентов в вузе под влиянием преподаваемых дисциплин (гуманитарных и социально-экономических (ГСЭ), математических и естественно-научных (ЕН), общепрофессиональных (ОПД), специальных (СД), дисциплин специализации (ДС)) развиваются и формируются профессионально значимые и социально-личностные качества, такие как целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность и сострадание, а также повышается общий уровень культуры студентов, являющийся необходимой составляющей требуемых компетенций выпускника.

Однако результативность профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы к работе с подростками, проявляющими девиантное поведение, зависит также от внутренней настроенности студента на выполнение учебных и профессиональных задач, осознания ответственности, желания добиться успеха в работе с подростками с девиантным поведением. В зависимости от того, насколько студент испытывает потребность и необходимость в этом, настолько и будет увлечен предметом деятельности, поглощен деятельностью и, конечно, системой ценностных ориентаций. Последнее зависит от педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава вуза, который должен ориентировать будущих специалистов социальной сферы на профессиональные ценности, что задают цель и смысл деятельности.

Ценностное отношение к профессиональной деятельности - это некая форма проявления определенного отношения между субъектом и объектом, в данном случае между социальным работником и подростком с отклоняющимся поведением, выступающим в роли клиента. «Объектами усвоения студентами в процессе образования должны стать не только знания, умения, навыки и способы деятельности будущего специалиста, что, несомненно, необходимо, но и ценностно-смысловые установки, техники рефлексии, нравственные понятия, способности саморазвития и самореализации» [2, с. 48].

Как нам известно, высокий уровень готовности к профессиональной деятельности является одной из главных предпосылок успешности будущих бакалавров социальной работы в работе с подростками девиантного поведения. С целью определения уровня готовности студентов к профессиональной деятельности с данной категорией детей нами было проведено исследование на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», в котором приняли участие студенты третьего курса юридического факультета специальности «социальная работа». Исследование проводилось с сентября по ноябрь 2016 года. Для эффективности диагностики была использована авторская анкета «Определение уровня готовности студентов к работе с подростками, склонными к девиантному поведению». Результаты проведенного анкетирования показали, что 70% студентов испытывают затруднения в правильном использовании технологий социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением; 64% - не умеют анализировать социальные ситуации формирования девиантного поведения личности, группы. Низкий уровень готовности к работе с данной категорией детей имеют 54,3% студентов; 14,1% - средний уровень готовности, и всего 6,4% - высокий уровень профессиональной готовности к работе с подростками, склонными к девиантному поведению.

Таким образом, результаты исследования показали, что студенты не обладают навыками организации социально-технологической деятельности по выявлению и оценке потребностей отдельных граждан, в данном случае детей и подростков, проявляющих различные формы девиантного поведения; студенты не готовы решать исследовательские задачи по организации и проведению исследований в области социальной работы, необходимые для изучения проблем девиантного поведения. Полученные результаты свидетельствуют, что традиционная система профессиональной подготовки бакалавров социальной работы в данном вузе не обеспечивает их готовность к работе с подростками с девиантным поведением.

В связи с этим существует острая необходимость во внедрении специально организованной социальной деятельности, направленной на обеспечение результативности поставленной задачи по формированию высокого уровня готовности бакалавров к работе с детьми и подростками, склонными к девиантному поведению.

Нами предложено решение рассматриваемой проблемы путем введения дисциплины специализации «Социальная работа с детьми и подростками с девиантным поведением», способствующей в соответствии с ФГОС формированию профессиональных компетенций (ПК-15; ПК-16).

В результате освоения дисциплины студент будет знать: основные факторы, способствующие формированию различных форм девиантного поведения; специфику системы социальной работы с детьми и подростками, склонными к девиантному поведению; основные направления деятельности социальной политики по профилактике девиантного поведения детей и подростков. Уметь грамотно применять технологии социальной работы с лицами с девиантным поведением; разрабатывать программы по профилактике девиантного поведения в молодежной среде. Владеть навыками организации и планирования социальной работы с данной категорией детей и подростков. Основным методом освоения содержания дисциплины является самостоятельная работа студентов.

Выполненное исследование позволяет сделать вывод о слабой разработанности темы исследования в теории и практике высшего профессионального образования. Профессиональная готовность к работе с подростками, склонными к девиантному поведению, представляет собой способность специалиста эффективно использовать личные знания, умения, навыки для решения проблем данной категории детей. Готовность как профессиональное качество формируется в стенах высшей школы путем совершенствования методов и форм организации педагогической деятельности, внедрения дополнительных педагогических условий. Исходя из актуальности проблемы исследования, формирование профессиональной готовности бакалавров социальной работы к работе с детьми и подростками, склонными к девиантному поведению, должно стать важнейшим элементом процесса обучения в высших учебных заведениях.

212

ISSN 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 3

Список литературы

1. Акулин С. В. Формирование профессиональной готовности обучающихся в вузах силовых ведомств к оперативно-боевой деятельности: дисс. ... к. пед. н. Нижний Новгород, 2014. 191 с.

2. Бондаренко С. А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф.: в 2-х частях. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. Ч. 1. С. 24-35.

3. Исмаилова Л. М. Формирование основ профессиональной деятельности в высшей школе // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург: ИП Соколова Марина Владимировна, 2016. № 4 (46). С. 48-50.

4. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 272 с.

5. Умархаджиева С. Р. Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения // Педагогика высшей школы. Казань: Издательство «Молодой ученый», 2016. № 1. С. 105-107.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление 39.03.02 «Социальная работа». Степень (квалификация) - бакалавр социальной работы / Минобрнауки РФ. М., 2016. 11 с.

7. Ярычев Н. У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента // Педагогика высшей школы. Казань: Издательство «Молодой ученый», 2016. № 1. С. 30-33.

THE READINESS OF SOCIAL WORK BACHELORS TO WORK WITH ADOLESCENTS EXHIBITING DEVIANT BEHAVIOR

Umarkhadzhieva Seda Ruslanovna

Chechen State University, Grozny seda. umarkhadzhieva@mail. ru

The article examines the question of professional training of bachelors of "Social work", to work with adolescents who are prone

to deviant behavior. Based on the analysis of the level of readiness of future social work bachelors to work with this category

of teenagers is identified. The necessity of introduction of the specialty discipline, contributing to the formation of professional

readiness of social work bachelors to work with teenagers of deviant behavior, is substantiated.

Key words and phrases: deviant behavior; bachelor of a social work; professional readiness; high school; professional competence.

УДК 372.881.161.1

Статья посвящена вопросам изучения грамматики в методическом наследии Лии Закировны Шакировой, известного ученого в области преподавания русского языка как неродного. Исходя из внимательного изучения научных работ лингвометодиста, считаем, что методические выводы и предложенные положения ученого не потеряли своей актуальности в настоящее время, когда обучение русскому языку в школе ведется в свете внедрения Федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова и фразы: русский язык в школе; грамматика; лингвометодическое наследие; учебники русского языка.

Фазлиахметов Илнур Сальманович

Казанский (Приволжский) федеральный университет Ппш_f39@mail.ru

О СПЕЦИФИКЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЕТОДИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л. З. ШАКИРОВОЙ

О роли грамматики в обучении русскому языку, в овладении русской речью писали многие ученые: В. А. Богородицкий «Обучение русской грамматике в татарской школе» [3], А. М. Пешковский «Школьная и научная грамматика: опыт применения научно-грамматических принципов в школьной грамматике» [5], Л. В. Щерба «Преподавание иностранных языков в средней школе: общие вопросы методики» [21], А. В. Текучев «Методика русского языка в средней школе» [7], Н. М. Шанский «Русское языкознание и лингводидактика» [20] и др.

Применительно к преподаванию русского языка как неродного данный вопрос получил свое решение в исследованиях ученых-лингвометодистов: Г. А. Анисимова (для чувашской аудитории) [1], К. З. Закирьянова (для башкирской аудитории) [4], Р. Б. Сабаткоева (для осетинской аудитории) [6], Н. З. Бакеевой, Л. З. Шакировой (для тюркоязычной (татарской и башкирской) аудитории) [2; 8], З. Ф. Юсуповой [22; 23] и др. Действительно, грамматика начинается там, где говорящий поставлен перед необходимостью построить предложение хотя бы из двух слов. Кроме того, грамматика является неотъемлемой частью каждого слова, так как, кроме лексического значения, у слова еще есть грамматическое значение. Изменение лексического значения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.