Научная статья на тему 'Государство и общественные организации как субъекты патриотического воспитания граждан в современной России'

Государство и общественные организации как субъекты патриотического воспитания граждан в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1481
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесников Константин Юрьевич

В статье рассмотрены основные направления взаимодействия государства и институтов гражданского общества в реализации политики патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России. На примере отдельных мероприятий, проведенных в Саратовской области в последние годы, дана оценка эффективности данного взаимодействия и обосновано авторское предложение по координации усилий школы и общественных организаций в этой области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STATE AND PUBLIC ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF PATRIOTIC UPBRINGING OF CITIZENS IN MODERN RUSSIA

The author gives careful consideration to the main aspects of interaction between the state and civil society institutions within implementation of politics of the younger generation patriotic upbringing in contemporary Russia. Using certain campaigns launched in Saratov region for the last years as an example, the author estimates efficiency of such interaction and substantiates his own project on coordination of school and public organizations' efforts in this field.

Текст научной работы на тему «Государство и общественные организации как субъекты патриотического воспитания граждан в современной России»

К. Ю. Колесников. Государство и общественные организации как субъекты воспитания

слово молодым ПОЛИТОЛОГАМ

удк 323. 21

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

К.Ю. Колесников

Саратовский государственный университет E-mail: kolesnikov-69@inbox.ru

в статье рассмотрены основные направления взаимодействия государства и институтов гражданского общества в реализации политики патриотического воспитания подрастающего поколения в современной россии. на примере отдельных мероприятий, проведенных в Саратовской области в последние годы, дана оценка эффективности данного взаимодействия и обосновано авторское предложение по координации усилий школы и общественных организаций в этой области. Ключевые слова: государственная политика патриотического воспитания, общественные организации как субъекты патриотического воспитания, политическая социализация молодежи.

A state and Public organizations as subjects of Patriotic Upbringing of Citizens in Modern Russia

K. Y. Kolesnikov

The author gives careful consideration to the main aspects of interaction between the state and civil society institutions within implementation of politics of the younger generation patriotic upbringing in contemporary Russia. Using certain campaigns launched in Saratov region for the last years as an example, the author estimates efficiency of such interaction and substantiates his own project on coordination of school and public organizations' efforts in this field. Key words: state politics of patriotic upbringing, public organizations as subjects of patriotic upbringing, political socialization of the younger generation.

Проблема патриотического воспитания в современной России является одной из самых злободневных и политически значимых. Обусловлено это тем, что стабильное политическое и социально-экономическое развитие страны невозможно без чувства идентификационной общности граждан на основе гордости за свою страну, ее историческое прошлое и настоящее, на основе надежды на ее достойное будущее. Несмотря на глубокий кризис, который пережила Россия в 1990-е гг. в отношении патриотического воспитания, ситуация в 2000-е гг. стала постепенно выправляться. Уже в марте 1998 г. была утверждена концепция «Военно-патриотическое воспитание молодежи», а в 2000 г. принята первая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», которая получила свое подкрепление в дальнейших очередных программах1.

Масштабные социологические исследования, проведенные Институтом социологии РАН с межрегиональными институтами общественных наук в 2006-2007 гг. в различных регионах России, показали существенное повышение значимости ценности патриотизма в политической культуре российских граждан. Представления о том, что «важно быть российским патриотом, любить Россию», по данным исследования, разделяли свыше 90% опрошенных в Воронежской, Калининградской, Саратовской, Свердловской областях и более 80% в Приморье и Томской области (во всех регионах свыше 60% считали, что это очень важно)2. Обусловлена данная положительная динамика не только позитивным поворотом государственной политики в деле патриотического воспитания, но и изменением отношения многих общественных институтов к данному вопросу. Речь идет не только о политических партиях, многие из которых никогда не упускали из виду ценность патриотизма, делая ее разменной монетой в своей предвыборной борьбе за избирателей, но и о различных общественных организациях. На наш взгляд, очень важно, чтобы государство и институты гражданского общества сумели найти общий язык в решении важнейшей задачи патриотического воспитания, прежде всего молодежи.

Обусловлено это тем, что существующие политические организации молодежи (действующие чаще всего как структуры при политических партиях) не пользуются авторитетом и широкой поддержкой среди молодежи. Например, по материалам социологического опроса Института социологии РАН, проведенного в 2007 г., молодые респонденты отметили такие организации, как «Единая Россия», «Молодая гвардия» (по 11,9%); движение «Наши» (6,3%); «Соколы Жириновского» (12,8%); «СПС» (2,5%); национально-патриотические организации (1,9%); Молодежный союз «Победа» (1,7%); «Яблоко» (1,2%); «Идущие без Путина» (0,9%); Союз коммунистической молодежи (молодежная организация КПРФ) (0,8%); Европейский союз молодежи «Атака» (0,2%)3. Около трети опрошенных ответили, что не знают никаких молодежных организаций и движений. На наш взгляд, одна

© Колесников К. Ю., 2014

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2

из причин невозможности формирования и функционирования какой-либо крупной молодежной общественной организации (идентичной ВЛКСМ) заключается не только в том, что имеет место плюрализм идеологий и конкуренция политических партий, но и в том, что существующие пропартийные молодежные организации ориентированы, прежде всего, на выполнение электоральных задач своих партийных товарищей, а не на реализацию существующих потребностей молодежи.

Поэтому не случайно в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» прямо подчеркивается, что «проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций»4.

Рассмотрим, каким образом и по каким направлениям осуществляется данное сотрудничество. В рамках организационно-методических мер совершенствования системы патриотического воспитания граждан были запланированы подготовка и внесение в Государственную думу ряда законопроектов. Важнейшее место среди них планировалось отвести законопроекту 2012 г. «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». Среди его исполнителей в программе были обозначены Минспорттуризм России, Минобороны России, Минкультуры России, Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр), МВД России, Минюст России, Минфин России, ФСБ России, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Российская академия наук, Российская академия образования5. Несмотря на то что обсуждение законопроекта несколько затянулось и он был внесен на рассмотрение лишь осенью 2013 г., через два с лишним десятилетия после разрушения СССР была осуществлена попытка создать законодательную базу патриотического воспитания российских граждан.

В качестве субъектов патриотического воспитания в данном законопроекте выступают:

«- федеральные органы государственной власти;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления;

- трудовые и воинские коллективы;

- учебные заведения всех уровней;

- учреждения культуры;

- общественные объединения и некоммерческие организации; религиозные конфессии;

- средства массовой информации; семья;

- граждане Российской Федерации»6.

Фактически законопроект предлагает в той или иной степени восстановить советскую систему политической социализации, в которой государственные и общественные институты объединяют усилия по патриотическому воспитанию, используя свои специфические ресурсы, возможности и средства воздействия на определенные группы населения и граждан страны в целом.

В обобщенном докладе «О выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» от 3 апреля 2013 г. было отмечено успешное выполнение программных мероприятий не только соответствующими министерствами России и отдельными субъектами РФ, но и такими общественными организациями, как ДОСААФ России, Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - «Инвалиды войны»7.

В рамках данной программы в Саратовской области была принята областная целевая программа «Молодежь Саратовской области» на 2009-2011 гг. и соответствующая подпрограмма «Патриотическое воспитание детей и молодежи». В качестве продолжения в 2012 г. была принята соответствующая долгосрочная областная программа. Ответственными за ее реализацию обозначены министерство образования и министерство информации и печати области, комитет по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области, комитет по охране культурного наследия области, министерство социального развития и министерство по делам территориальных образований области, комитет общественных связей и национальной политики области, государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Областной центр патриотического воспитания» (по согласованию), Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования для детей "Поиск"» (по согласованию), военный комиссариат области (по согласованию), Саратовская областная организация Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию), региональное отделение ДОСААФ России по Саратовской области (по согласованию), Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (по согласованию), Государственное

К. Ю. Колесников. Государство и общественные организации как субъекты воспитания

учреждение «Областной центр патриотического воспитания» (по согласованию)8.

В рамках данной программы было реализовано много инициатив по патриотическому воспитанию различными государственными учреждениями и общественными организациями.

В декабре 2012 г. был проведен областной конкурс художественного творчества «Душа России», в котором приняли участие более 1300 учащихся в составе самодеятельных коллективов различных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования области9. Кроме того, это мероприятие позволило привлечь внимание и приобщить к истории России и ее героическому прошлому не только участников конкурса, но и большую часть обучающихся в данных учебных заведениях.

В феврале 2013 г. Областным центром патриотического воспитания был проведен конкурс творческих работ среди школьников Саратовской области, нацеленный на их приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой работе, связанной с героическими страницами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., на противодействие попыткам фальсификации истории нашей страны10. Важнейшей целью данного конкурса стала не только активизация интереса школьников к изучению вклада саратовцев в героическую защиту Сталинграда, но и интереса к истории России в целом. Этим же задачам было посвящено еще одно мероприятие - интернет-олимпиада, в ходе которой школьники должны были написать исследовательскую творческую работу по истории участия своего района, города, поселка в Сталинградской битве11.

8 мая 2014 г. (по инициативе Общественного совета при Министерстве образования Саратовской области и комитета по образованию Администрации МО «Город Саратов») в актовом зале гимназии № 1 прошла патриотическая акция «Известные люди Саратова - детям». В гости к учащимся 4-7-х классов разных школ Саратова пришли ветераны и участники Великой Отечественной войны, а также ветераны труда, Вооруженных сил и органов внутренних дел Российской Федерации. Прошла акция в рамках творческого вечера поэта-песенника, ветерана Вооруженных сил РФ Алексея Иванникова, прочитавшего собравшимся свои патриотические стихи. Кроме того, ветеранам был дан праздничный концерт, подготовленный силами солистов и творческих коллективов дошкольных и общеобразовательных учреждений города12. Такие встречи, которые характеризуются творческим подходом, неформальным отношением к мероприятию всех участников, позволяют сделать их результативными, прежде всего, в силу отсутствия назидательности и менторства со стороны старшего поколения

16 апреля 2014 г. в конференц-зале саратовской школы № 95 состоялся молодежный «кру-

глый стол» на тему: «Памятники и памятные даты в истории России». Мероприятие проводилось при организационном участии молодежной комиссии Общественного совета при региональном министерстве образования и комитета по образованию городской администрации13. Примечательно, что в этом мероприятии приняли участие не только школьники, но и студенты саратовских вузов, представители родительских комитетов и журналисты. Тем самым на одной площадке удалось реализовать несколько уровней патриотической воспитательной работы, увязать воедино проблематику героического прошлого российской истории и современности и вывести ее на уровень практического участия школьников в решении обсуждаемых проблем. Например, было обосновано предложение о необходимости закрепления за учебными учреждениями местных исторических памятников с целью их сохранения и благоустройства. Участие журналистов позволило придать мероприятию широкий общественный резонанс среди всего населения области.

Подобных мероприятий (уроки мужества «Нити памяти», сетевая олимпиада школьников «Москва за нами!», акция «Солдатский платок»), посвященных Великой Отечественной войне, было достаточно много. Однако особый интерес представляет инициатива проведения торжественной церемонии награждения кавалеров общественного почетного знака детского признания «Орден Ладошки». В номинации «Подвиг» «Орден Ладошки» был передан на вечное хранение вдове подполковника Вячеслава Горбунова, пожертвовавшего жизнью ради детей. В номинации «Педагогика и образование» была награждена Элина Полякова - ветеран Великой Отечественной войны, посвятившая всю свою жизнь военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В номинации «Культура» «Орден Ладошки» получила известная российская певица Эдита Пьеха, от имени которой было зачитано теплое приветственное письмо участникам конкурса и его ор-ганизаторам14.

Подводя итог анализу некоторых направлений совместной деятельности государственных учреждений и общественности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, можно сформулировать некоторые выводы.

Особая социальная значимость и актуальность задач патриотического воспитания молодежи и всего российского населения объективно ломают традиционные представления о сфере гражданского общества как независимой от государства (а нередко и противостоящей ему в стремлении защитить интересы граждан от излишнего государственного вмешательства). Последовательное и результативное патриотическое воспитание не только предполагает возможность сотрудничества государства и государ-

Политология

101

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2

ственных структур с институтами гражданского общества, но и обусловливает необходимость и обязательность объединения усилий в решении этой важнейшей общественной задачи.

Опыт некоторых общественных организаций, специально созданных в свое время для решения задач военно-патриотического воспитания (например ДОСААФ), показал, что в условиях рыночных отношений в постсоветский период без прямой поддержки государства они не могут выполнять изначально возложенных на них функций.

Наиболее активную роль в политической социализации и, соответственно, в патриотическом воспитании подрастающего поколения продолжает играть школа. Обусловлено это целым рядом факторов организационного и социально-психологического свойства, связанных с возрастными особенностями школьников. Как представляется, для того, чтобы работа школы и общественных организаций в этом направлении была наиболее эффективна, целесообразно обратиться к положительному опыту функционирования Всесоюзной пионерской организации и инициировать процедуру объединения существующих скаутских организаций в единую деиделогизированную ассоциацию. Функциональным ядром ее могли бы стать как раз задачи патриотического воспитания, реализовывать которые каждая школа могла бы самостоятельно.

Примечания

1 См.: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» утверждена : утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения: 18.05.2014).

2 См.: ДробижеваЛ.М. Гражданская интеграция в полиэтническом российском обществе // Современное российское студенчество : историческая память о Великой Отечественной войне и формирование патриотизма и гражданственности / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург, 2011. С. 145.

3 См.: Молодежь новой России : образ жизни и ценностные приоритеты : аналит. докл. М., 2007. С. 87.

4 Государственная программа «Патриотическое воспи-

тание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»...

5 См.: Гражданско-патриотическое воспитание детей, подростков и молодежи. Нормативные документы Правительства Российской Федерации, Правительства города Москвы. Материалы публикаций из опыта работы учреждений сферы образования. М., 2010. С. 7-8.

6 О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации : федер. закон. Проект. URL: http://fpvestnik. ru/zakonodatelstvo/fz-o-patrioticheskom-vospitanii-grazhdan-rossijjskojj-federacii-proekt/ (дата обращения: 09.05.2014).

7 См.: О выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» в 2012 году : обобщенный доклад Росвоенцентра от 3 апреля 2013 г. № 114-15454. URL: files_docs_doklad_Rosvoencentra_o_ vypolnenii_v_2012g._programmy_patrioticheskogo_ vospitaniia (дата обращения: 17.03.2014).

8 См.: Долгосрочная областная целевая программа «Патриотическое воспитание молодежи Саратовской области» на 2012-2015 годы. URL: http://minobr. Saratov. gov.ru/projects/docp/programms.php (дата обращения: 18.05.2014).

9 См.: Прошел областной конкурс художественного творчества «Душа России». URL: http://minobr.saratov. gov.ru/news/1167/?sphrase_id=38001 (дата обращения: 02.05.2014).

10 См.: Проходит конкурс творческих работ «Саратовцы - участники Сталинградской битвы». URL: http:// minobr.saratov.gov.ru/news/3690/?sphrase_id=38001 (дата обращения: 02.05.2014).

11 См.: Пройдет интернет-олимпиада «Сталинградская битва, особая история войны». URL: http://minobr. saratov.gov.ru/news/3692/?sphrase_id=38023 (дата обращения: 02.05.2014).

12 См.: Прошла патриотическая акция «Известные люди Саратова - детям». URL: http://minobr.saratov.gov. ru/news/5990/?sphrase_id=38001 (дата обращения: 18.05.2014).

13 См.: Состоялось заседание молодежного «круглого стола» на тему: «Памятники и памятные даты в истории России». URL: http://minobr.saratov.gov.ru/news/5910/7sphrase_ id=38023 (дата обращения 03.05.2014).

14 См.: В Энгельсе прошла II церемония награждения «Орденом Ладошки». URL: http://minobr.saratov.gov. ru/news/5420/?sphrase_id=38023 (дата обращения: 18.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.