Научная статья на тему 'Государственный заказ в России: проблемы построения систем электронных государственных закупок в современных условиях'

Государственный заказ в России: проблемы построения систем электронных государственных закупок в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
320
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНКУРС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рябцун Владимир Васильевич

Рассматриваются проблемы функционирования и реализации системы государственного заказа в России. Дается оценка существующей системе проведения конкурсных торгов для нужд госзаказа и приводится алгоритм работы электронной системы государственных закупок посредством сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Order in Russia: problems of building up electronic systems of the state purchases in modern conditions

The article analyzes the problems of functioning and implementing the state order in Russia. The author evaluates the existing system of tender for State order needs, it also presents the algorthm of state purchases via Internet.

Текст научной работы на тему «Государственный заказ в России: проблемы построения систем электронных государственных закупок в современных условиях»

держанию полученных заявок. Одновременно с этим на головном сервере публикуется в Интернете или высылается всем участникам конкурса информация обо всех поступивших на конкурс заявках в объеме, предусмотренном действующим законодательством.

Далее к работе приступает конкурсная комиссия. В результате ее работы выявляется победитель конкурса. В соответствии с действующим законодательством информация о победителе в соответствующем конкурсе публикуется в одном из разделов головного сервера. Выявив победителя конкурса, государственный заказчик заключает с ним контракт и затем контролирует выполнение заключенного контракта.

Необходимо отметить, что рассмотренный нами существующий в большинстве российских регионов алгоритм проведения электронных торгов в значительной степени зависит от эффективности применения инструментов защиты информации, а именно аппарата электронной подписи и шифрования. Согласно действующему законодательству, основное содержание конкурсных заявок не подлежит оглашению. Поэтому нельзя требовать от участника конкурса, чтобы он пересылал свою заявку в открытом виде через Интернет.

Электронная цифровая подпись — очень важный атрибут электронных торгов. Без нее электронный документооборот не имеет юридической силы. Если какой-либо из циркулирующих в Интернете документов не подписан, каждый из участников торгов вправе оспорить его в суде или арбитраже, и суд, скорее всего, примет его сторону.

В 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 10.02.02. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Закон предполагает развертывание в стране сети удостоверяющих центров, выдающих сертификаты подписей, без которых аппарат электронной подписи практически не работает. Однако пока процесс создания таких центров идет слишком вяло.

Названные обстоятельства, к сожалению, не оказывают положительного влияния на эффективное развитие систем электронных государственных закупок в России, анализ работы которых будет проведен нами далее в последующих публикациях.

Поступила в редакцию 10.01.05

V. V. Ryabtsun

The State Order in Russia: problems of building up electronic systems of the state purchases in modern conditions

The article analyzes the problems of functioning and implementing the state order in Russia. The author evaluates the existing system of tender for State order needs, it also presents the algorthm of state purchases via Internet.

Рябцун Владимир Васильевич Филиал ГОУВПО «УдГУ» в г. Нижняя Тура Свердл. обл.

Тел. (34342) 20304, +7 902 875 54 75 E-mail: vlad_svc@mail. ru

Государственный заказ в России.

173

основных параметров объявляемого конкурса. Шаблон не даст упустить из виду какой-либо из важных параметров. Кроме того, применение единого шаблона позволяет выдержать извещения о различных конкурсах в одном и том же стиле, что заметно облегчает восприятие этих данных поставщиками. Наконец, электронный шаблон создает предпосылки для автоматического обслуживания конкурса головным сервером торгов.

Тексты остальных компонентов конкурсной документации в настоящее время варьируются достаточно широко, поэтому говорить здесь о внедрении электронных шаблонов несколько преждевременно. Единственным требованием, которое предъявляет к формату прочих конкурсных документов головной сервер торгов, является подготовка этих документов в формате документов Word.

Согласно рекомендациям Министерства экономики РФ сервер предлагает определенный стартовый состав документации. Однако государственному заказчику разрешается заявить свой состав, возможно, полностью расходящийся с данным приказом.

Наряду с документами, регламентирующими процедуру конкурса, в комплект подготавливаемой документации входит форма конкурсной заявки, которую в свою очередь имеет смысл представить в виде электронного шаблона, предназначенного для заполнения поставщиком. Все преимущества шаблона, перечисленные выше применительно к извещению о конкурсе, в равной мере относятся и к шаблону заявки. Помимо этого, применение электронного шаблона заявки открывает возможность автоматической систематизации всего пакета полученных заявок, что впоследствии заметно облегчит деятельность конкурсной комиссии по отбору победителя.

Подготовленная конкурсная документация переправляется на сервер по Интернету. Проверив корректность и полноту переданных данных, государственный заказчик выполняет операцию "Публиковать". В результате информация о новом конкурсе закупок становится видна поставщикам - посетителям сервера.

Вслед за публикацией конкурсной документации сервер открывает процесс получения заявок на участие в объявленном конкурсе.

Поставщик находит на головном сервере торгов извещение о конкурсе, знакомится с конкурсной документацией, заполняет шаблон конкурсной заявки и передает сформированную заявку на головной сервер. Головной сервер проверяет, не истек ли срок подачи заявок, и высылает поставщику либо сообщение, объясняющее причину отклонения заявки, либо квитанцию, подтверждающую принятие заявки для участия в конкурсе. В последнем случае с головного сервера, кроме того, высылается заказчику уведомление о поступлении очередной заявки.

Наряду с обработкой поступающих новых заявок на головном сервере обслуживаются запросы по разъяснению положений конкурсной документации и, возможно, организуется коррекция этой документации.

Наконец, объявленный в конкурсной документации срок подачи заявок истекает. В этот момент на головном сервере прекращается прием новых заявок и в строгом соответствии с регламентом конкурсной документации в заданный день и час открывается государственному заказчику доступ к со-

заявок. Вскрытие конвертов проводится публично, на этой процедуре имеют право присутствовать представители всех участников конкурса.

Вскрыв конверты, государственный заказчик анализирует поступившие заявки и определяет победителя конкурса. С победителем заключается государственный контракт на поставку продукции. Информация о результатах конкурса высылается всем его участникам.

Существующее законодательство предполагает, что все перечисленные выше действия по проведению конкурса опираются исключительно на "бумажный" документооборот. Сложившаяся практика также в основном ориентирована на бумажные потоки документов, циркулирующих между государственным заказчиком и поставщиками.

Очевидно, что отказ от бумажного документооборота и перевод всех процедур открытого конкурса в электронную сферу может обеспечить значительный выигрыш как в плане экономии трудозатрат государственного заказчика и поставщиков, так и в плане привлечения к конкурсу более широкого круга участников.

Важнейшее условие торгов, в особенности для государственных нужд, это открытость. Поэтому интерактивная среда глобальной сети Интернет является оптимальной по своим коммуникационным характеристикам для проведения электронных государственных закупок.

Рассмотрим алгоритм работы электронной системы государственных закупок. Центральным звеном системы является головной сервер торгов, расположенный в Интернете по определенному адресу.

Головной сервер, прежде всего, должен служить главным источником поиска информации о проводимых в отдельно взятом регионе конкурсах государственных закупок. Он аккумулирует сведения об объявляемых конкурсах от государственных заказчиков. Вся информация находится в систематизированном виде, что позволяет поставщику использовать разнообразные механизмы поиска: классификаторы, ключевые слова или контекстный поиск.

Одновременно с этим головной сервер электронных торгов должен отображать в реальном времени всю информацию о проводимых в данный момент конкурсах-мониторингах и их состоянии.

Потенциальный поставщик может подписаться на тематическую рассылку извещений об объявляемых на головном сервере конкурсах интересующей его категории и тем самым регулярно получать всю нужную ему информацию по электронной почте.

Кроме того, на сервере ведется база данных поставщиков, где отражены их интересы. Благодаря такой базе государственный заказчик, публикуя на сервере извещение о конкурсе, может дополнительно разослать адресные приглашения наиболее перспективным поставщикам. Очевидно, что рано или поздно потребуется законодательное решение, утверждающее статус Интернет-извещения на головном сервере как необходимого, первичного документа.

Проведение конкурса начинается с составления конкурсной документации и извещения о конкурсе. Извещение о конкурсе имеет относительно устоявшуюся структуру, что позволило разработать для него электронный шаблон. Заполняя шаблон извещения, заказчик конкретизирует около сорока

ЭКОНОМИКА 2005. №3

УДК 658.74:681.142(045)

В.В. Рябцун

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассматриваются проблемы функционирования и реализации системы государственного заказа в России. Дается оценка существующей системе проведения конкурсных торгов для нужд госзаказа и приводится алгоритм работы электронной системы государственных закупок посредством сети Интернет.

Ключевые слова: Интернет, государственный заказ, государственные закупки, конкурс.

Сложившаяся в настоящее время в России система государственных закупок в известной мере отвечает требованиям рыночной экономики. Крупные закупки производятся, как правило, посредством объявления открытого конкурса поставщиков.

Простейшая схема проведения открытого конкурса выглядит следующим образом. Прежде всего, государственный заказчик разрабатывает конкурсную документацию и публикует в бюллетене "Конкурсные торги" и других изданиях краткое извещение о проводимом конкурсе. Согласно существующему законодательству, от момента публикации объявления до окончания представления конкурсных предложений должно пройти не менее 45 дней. В течение всего этого срока государственный заказчик раздает (точнее, как правило, продает) поставщикам конкурсную документацию и принимает от них конкурсные заявки.

Для поставщика участие в конкурсе начинается с того, что он читает извещение и, если оно его заинтересовало, приобретает у государственного заказчика конкурсную документацию, где условия конкурса освещаются более детально. Далее он вправе направить ему запрос на уточнение неясных для него позиций конкурсной документации. Государственный заказчик обязан в фиксированные сроки отвечать на подобные запросы. Более того, ответ рассылается не только поставщику, задавшему вопрос, но и всем остальным участникам конкурса.

Приняв решение об участии в конкурсе, поставщик составляет конкурсную заявку по форме, предложенной в конкурсной документации. Заявка подается в запечатанном конверте, который не может быть вскрыт до истечения срока конкурса. Таким образом, ни поставщики, ни государственный заказчик до последнего момента, другими словами до публичного вскрытия конвертов, не знают не только содержания конкурсных предложений, но и состава участников конкурса.

Государственный заказчик обязан оповестить всех участников конкурса, где и когда будет происходить вскрытие конвертов. Обычно конверты вскрываются в тот момент, когда оканчивается время приема конкурсных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.