ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА
А.Н.Гриценко,
старший преподаватель кафедры экономики и финансового права Российского государственного социального университета (филиал в г Наро-Фоминск)
В статье рассматривается проблема внешнего государственного долга и его влияние на финансовое положение страны. Исследуется взаимосвязь между государственным внешним долгом и макроэкономической нестабильностью. Определены положительные и отрицательные моменты влияния внешнего долга на национальную экономику.
Ключевые слова: государственный внешний долг, бюджетный дефицит, проблема задолженности, международная задолженность, макроэкономическая нестабильность.
ББК 65.5
Одной из основных тенденций развития мировой экономики последних лет является процесс глобализации, который постоянно набирает силу. Глобализация мировой экономики — это возможности ускорения экономического развития. Она же может стать еще и источником угрозы экономической безопасности страны. Последовательная интеграция России в современное мировое хозяйство предполагает необходимость учета влияния процессов глобализации мировой экономики на национальную экономику.
В последние годы проблема внешней задолженности обрела глобальный характер. Состоятельность обслуживания государственного внешнего долга — один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к росту внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Между концепцией государственного долга и концепцией государственного бюджета существует неразрывная связь. Первая использует ряд бюджетных понятий, которые являются основополагающими инструментариями при анализе государственного долга. Бюджетный дефицит означает превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств развитых и развивающихся стран не могут покрывать расходы доходами и, в конечном счете, сводят государственный бюджет с дефицитом. Следовательно, уже при формировании государственного бюджета правительство должно предусмотреть приемлемую для страны величину государственного долга. Обязателен учет воздействия дефицита бюджета на отечественную экономику в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также о способов финансирования дефицита бюджета.
Проблемы, связанные с постоянным возрастанием государственной внешней задолженности для многих стран в современных условиях — это причина бюджетного дефицита и обращения к внутренним и внешним источникам финансирования для его покрытия. Недостаточность продуманной экономической политики этими странами приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. В американском и российском законодательствах понятие «дефицит бюджета» не включается в определение государственного долга. Государственный долг начинает возрастать в том случае, когда правительство страны прибегает к внутренним и внешним источникам финансирования дефицита бюджета. Проблема заключается в том, что страны одновременно с оплатой ранее взятых обязательств осуществляют еще и новые заимствования. В большинстве случаев у страны нет других возможностей оплачивать взятые на себя обязательства как прибегать к дополнительным займам. Долговой кризис тесно связан с состоянием экономики страны-должника и порождается низкими темпами экономического роста и напряженным состоянием государственного бюджета.
В настоящее время сложилось теоретическое направление, посвященное проблеме «долгового навеса». Его суть: опасение кредиторов в неспособности государства-заемщика полностью выплатить долг в будущем. При этом существует определенный конфликт между индивидуальными и коллективными интересами кредиторов, который может в дальнейшем воспрепятствовать получению заемщиком новых кредитовії].
У любой страны при осуществлении внешнеэкономической деятельности образуется внешнеэкономическая задолженность, которая представляет собой накопленную задолженность государства перед нерезидентами страны. Внешнеэкономическая задолженность может включать:
1) внешнеэкономическую задолженность страны перед международными финансовыми организациями;
2) внешнеэкономическую задолженность страны перед другими финансовыми институтами;
3) внешнеэкономическая задолженность перед частными кредиторами.
Очень непросто определять эффект воздействия государственного внешнего долга на ВВП страны с неустойчивой экономической системой. К таким странам можно отнести большинство стран СНГ. Сложность в определении эффекта воздействия заключена в частых экономических спадах и кризисах, являющихся следствием проблем, не зависящих от долговых. Внешняя задолженность рассматривается в качестве основной причины подобных экономических коллизий в этих странах.
Да, государственные внешние заимствования, в какой-то мере, увеличивают ресурсы экономического развития, но одновременно они предполагают и их обслуживание (выплату основной суммы долга и уплату процентов). Определяя валютно-финансовые условия международного кредита, кредитор исходит из кредитоспособности (способности заемщика получить кредит) и платежеспособности (способности заемщика своевременно и полностью рассчитаться по своим обязательствам). Признаком наступающего кризиса платежеспособности, является нарушение графика платежей по обслуживанию государственного внешнего долга.
Кризис международной задолженности — это тот момент, когда страна объявила о невозможности расплачиваться по своим внешним обязательствам или об аннулировании суммы своего государственного внешнего долга.
Чтобы определить реальную экономическую ситуацию страны, используют относительные величины, в частности, отношение государственного внешнего долга к объему ВВП. Величина государственного долга по отношению к ВВП — важный показатель экономики страны. Финансовые отношения по формированию и обслуживанию государственного долга могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние государственных финансов, инвестиционного климата страны, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Государственный долг играет многогранную роль в дальнейшем развитии страны. Он оказывает позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы, протекающие внутри страны.
Чем больше сумма государственного внешнего долга, тем обременительнее его воздействие на национальную экономику,
финансовую сферу и на дальнейшее экономическое развитие страны. Рассматривая влияние государственного внешнего долга на экономику страны, необходимо учитывать, что чрезмерный рост государственного внешнего долга является опасным для государственного бюджета, международной кредитоспособности страны.
Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации и дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствует укреплению ее международного авторитета и обеспечивает дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляя тем самым внешнеторговые связи. Однако кризис внешней задолженности может стать и серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического характера. На обслуживание государственного долга направляются большие средства федерального бюджета, вследствие чего возникает необходимость сокращения расходов на развитие национального производства, а также на социальные нужды, что, в конечном счете, негативно отразится на жизненном уровне населения.
Государственный долг — это составная часть экономической системы, которая оказывает прямое и косвенное влияние на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции[2].
Резким изменением направления политики обслуживания государственного внешнего долга можно вызвать рост задолженности, увеличить уровень инфляции, способствовать снижению конвертируемости национальной валюты и, в конечном итоге, подорвать авторитет страны в лице собственного населения.
Рассмотрим отрицательные последствия государственного долга на национальную экономику страны:
1. При чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство вынуждено ограничивать инвестиционные капиталовложения в национальное хозяйство. Это имеет место при привлечении государством заемных средств путем снятия с рынка части финансовых ресурсов, которые можно было бы направить в реальный сектор экономики. Негативное воздействие государственного долга на экономику будет возрастать также при чрезмерно высокой доходности государственных ценных бумаг.
2. Увлечение государства заемными операциями способствует отвлечению солидных бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития страны.
3. Увлечение государства внешними заимствованиями приводит к чрезмерной зависимости отечественных финансов от финансов международных и к потере своей политической независимости.
4. Мобилизуемые с помощью государственных заимствований средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами, а долги необходимо погашать вместе с процентами.
Рассмотрим положительные аспекты влияния государственного долга на национальную экономику страны.
1. Главная выгода для страны — это возможность привлекать в бюджет страны заемные денежные ресурсы и сохранять относительный размер долга.
2. Размер сальдо бюджета и объем реального ВВП являются важнейшими факторами, определяющими динамику государственного долга. Дефицит бюджета ведет к увеличению объема государственного долга, а профицит дает возможность погашать долг. При постоянном экономическом росте пополняется доходная часть бюджета, способствующая уплате процентов по государственному долгу.
3. При долговременном выпуске долговые обязательства, покупающиеся физическими и юридическими лицами, воздействует на процесс организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов.
В вопросе влияние государственного долга на экономику страны и на перспективы экономического роста взгляды отечественных экономистов расходятся.
Государственный внешний долг ложится на национальную экономику страны большим бременем, т.к. выплачивая сумму основного долга и процентов по нему, стране необходимо отдавать ценные товары и оказывать определенные услуги иностранным государствам. Говоря иначе, страна переводит известную часть реального национального продукта за рубеж, что приводит к сокращению текущего потребления населения и сужению совокупного спроса. В свою очередь, это замедляет экономический рост и может произойти спад национального производства.
Мировая практика показывает, что допустимо краткосрочное в течение одного года или двух лет превышение темпов роста государственного долга над темпами экономического роста страны. Финансирование государственных расходов за счет увеличения государственного долга с точки зрения эквивалентности Барро-Риккардо — это альтернативный рост налогов, а увеличение государственного долга рассматривается в качестве той меры, которая позволяет стимулировать рост национальной экономики. Такое временное превышение роста долга над экономическим ростом должно компенсироваться в дальнейшем снижением темпов роста государственного долга относительно темпов экономического роста.
Постоянный рост внешнего долга ведет к снижению авторитета страны-должника на международной арене и вызывает психологический эффект, который способствует усилению неуверенность населения страны-должника в завтрашнем дне.
Следовательно, можно отметить, что страна переносит экономическое бремя своего долга на будущее поколение, оставляя ему уменьшенные основные производственные фонды.
В условиях обременительного размера государственной внешней задолженности существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции. Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований.
Ограничителем размеров внешних заимствований служит установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в т.ч. на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом.
В странах с развивающейся или переходной экономикой, куда относится и Россия, процентные ставки по государственному внешнему долгу значительно превышают темпы национального экономического роста. Следствием исчерпания возможностей для новых заимствований и рефинансирования внешней государственной задолженности страны прибегают к повышению налогообложения, а в этом случае долг негативно сказывается на объеме и структуре распределения национального дохода. В зависимости от структуры внешней задолженности перераспределение национального дохода сопровождается или полностью замещается его снижением.
На сегодняшний день управление государственными финансами осуществляется в условиях глобальных рынков капитала, предлагающих до недавнего времени ряд выгод и преимуществ. Но как показал негативный опыт, имеющийся у некоторых стран-должников, направление потоков иностранного капитала и общая экономическая ситуация в зависимости от конкретных условий могут резко измениться. Высокая доля внешней задолженности, т.е. задолженности, номинированной в иностранной валюте, делает страну чувствительной к изменениям настроений инвесторов, а резкие и неожиданные колебания потоков капитала в дальнейшем приводят к серьезным проблемам.
Даже имея преимущества привлечения иностранных ресурсов в страну в условиях использования благоприятной конъюнктуры, с увеличением внешней задолженности, могут возрастать кредитные, валютные, процентные риски, а также могут возникнуть риски ухудшения структуры капитала отдельных компаний.
Проведение взвешенной политики в области государственных и частных заимствований, своевременное принятие мер, необходимых для укрепления позиции государства в управлении образовавшейся задолженностью государственного сектора экономики и регулирования внешней задолженности частного сектора — важный фактор, обеспечивающий макроэкономическую стабильность страны. Чрезмерный внешний долг негативно отражается на кредитоспособности страны в целом.
В международной практике были случаи, в т.ч. и в России, когда правительства стран-должников в кризисных ситуациях принимали на себя обязательства по задолженности банков, частных корпораций или направляли им финансовые ресурсы для погашения задолженности. (Так поступило Правительство РФ, осуществляя антикризисные меры в 2008 г.)
При разработке стратегий управления государственным долгом должны просчитываться все возможные пессимистические сценарии, то есть события, при реальном наступлении которых необоснованные и слабые стратегии привели бы к крушению фискальных позиций правительства. Экономические основы и финансовое состояние активов и пассивов экономики оказывают влияние на фискальное положение правительства и его способность обслуживать внешнюю государственную задолженность. Поэтому план управления внешним долгом должен составляться с учетом возможных общих экономических потрясений и долговых обязательств государственного сектора.
Высокий уровень внешнего государственного долга может быть вызван следующими рисками:
1) риск рефинансирования, если долг невозможно пролонгировать по приемлемой для страны-должника цене, что может привести к финансовому кризису или к серьезным экономическим убыткам;
2) риск ликвидности — это более широкое определение риска рефинансирования, который включает проблемы несовпадения структуры активов и пассивов;
3) рыночные риски, т.е. валютные, процентные и др., порождающие изменение процентных ставок и обменного курса валют;
4) кредитный риск—это потери, связанные с неисполнением своих обязательств перед заемщиком.
Для мониторинга, анализа и контроля состояния совокупного национального внешнего долга, минимизации связанных с ним рисков, целесообразно разработать соответствующую систему показателей и их пороговых значений, которая могла бы своевременно сигнализировать о нарастании кризисных явлений в указанной сфере и необходимости принятия соот-
ветствующих мер, направленных на устранение негативных тенденций.
В мировой практике существует методика определения унифицированных нормативных показателей экономически приемлемых уровней внешней задолженности. Эти нормативные показатели страна-должник может принимать за основу при управлении внешним государственным долгом. Для России данные нормативы необходимо адаптировать к условиям экономической ситуации и институциональных возможностей. При создании системы критериев оценки критических значений совокупного внешнего долга страны можно использовать показатели уровня динамики и темпов роста совокупного внешнего долга России по отношению к ВВП, объему золотовалютных резервов, объемам экспорта.
С.В. Степашин в своей монографии «Экономическая безопасность Российской Федерации» разработал систему индикаторов внешних угроз экономической безопасности России. В качестве одной из угроз он выделил — высокий уровень внешнего долга, усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политических решений. Данные угрозы могут быть выражены системой следующих индикаторов [3]:
• состояние кредитно-финансовой сферы;
• состояние механизмов формирования экономической политики, нарушение финансовой сбалансированности;
• состояние инвестиционной сферы, иностранное инвестирование;
• встроенность в мировую экономику, свободные экономические зоны;
• искусственное влияние на конкурентоспособность отечественных производителей;
• развитие рыночных структур;
• социальная активность населения;
• состояние институтов государственной власти;
• внутренний долг государства;
• состояние промышленной инфраструктуры;
• уровень и качество жизни населения;
• динамика занятости.
Литература
1. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. 2-е изд., перераб.и доп. — М.: ООО Городец-из-дат., 2003. — С.100.
2. Иностранные инвестиции в России: учеб. пособие / Е.Р. Орлова, О.М. Зарянкина. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. — С.113.
3. Степашин С.В. Монография. Экономическая безопасность Российской Федерации. — Т.1. — М., 2001. — С.78-79.
ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ ВНУТРИ ОДНОРОДНОГО ТОВАРА
М.В. Петрищев,
доцент кафедры экономической теории Тверского государственного университета,
кандидат экономических наук [email protected]
Теоретически раскрыт процесс конкуренции продавцов как сведение их индивидуальных цен предложения к средним по рынку ценам одного рода товаров одинакового качества. Предложены три графические модели этого процесса при равновесном и неравновесном состоянии рынка.
Ключевые слова: издержки производства, индивидуальные цены предложения, различие объемов спроса, усреднение цен предложения, «единая» цена.
УДК 339.137.23 ББК 65.011.3+65.42
Конкуренция в большинстве существующих определений трактуется как борьба, состязание, противоборство, соперничество [1, С.300]. Такое определение конкуренции — это её непосредственный образ как явления, а не как экономической категории.
Допустим, что рыночная конкуренция — это борьба. В таком случае в ней должны быть противоположности. В зависимости от их типа возможны два рода борьбы. Первый тип противоположности — это их единство, они противоположные стороны целого.