УДК 347
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Масленникова Людмила Владимировна к.ю.н., доцент
UDC 347
THE STATE TECHNOLOGICAL ACCOUNTING OF ACCOMMODATIONS: HISTORY AND CONTEMPORARY LEGISLATION
Maslennikova Ludmila Vladimirovna Cand.Leg.Sci., associate professor
Саросек Анастасия Петровна студентка юридического факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Sarosek Anastasia Petrovna law department student Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Авторами анализируются изменения законодательства в области государственного технического учета жилых помещений. Рассматривается значение сведений бюро технической инвентаризации для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Исследуются недостатки планируемых к опубликованию отдельных нормативно-правовых актов
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ, КАДАСТРОВЫЙ ПАСПОРТ
The authors analyze the changes of legislation in the sphere of state technological accounting of accommodations. They consider the information meaning of technological inventory office for state registration of the estate in land and bargains with it. They investigate the drawbacks of separate normative legal act planed for publishing
Keywords: STATE TECHNOLOGICAL ACCOUNTING OF ACCOMMODATIONS, TECHNOLOGICAL INVENTORY OFFICE, TECHNOLOGICAL PASSPORT, CADASTRAL PASSPORT
В последнее время происходят изменения законодательства в области государственного технического учета жилых помещений, и они ещё не завершены.
Сведения об объектах учета, полученные от органа по государственному техническому учету, например, бюро технической инвентаризации (далее, БТИ), представляют собой, наряду с договором или решением суда, основу для осуществления таких существенных действий, как государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; ведение, в последующем, государственного статистического учета; определение размера налога на имущество; учет объектов в реестре федерального имущества.
Актуальность правоотношений, касающихся технического учета объектов недвижимого имущества определяется, в частности, необходимостью осуществления правомерных действий по такому виду
учета, когда речь идет о жилых помещениях, их строительстве, их реконструкции, переустройстве и перепланировке.
Подобные исследования являлись актуальными всегда. Если коснуться вопросов исторически сложившихся отношений по осуществлению правового регулирования правоотношений в сфере технического учета недвижимого имущества, то можно выделить несколько периодов его развития.
1. Сохранившиеся материалы отделов городских управ городов и незначительные кадастровые реестры в Дореволюционной России дают некоторую информацию, позволяющую говорить о становлении института государственного технического учета объектов недвижимого имущества во второй половине XIX века.
2. По мнению Киселева С.В. с принятием 21.05.1927 г. Постановления Экономического Совещания (далее, ЭКОСО) при Совете Народных Комиссаров (СНК) РСФСР «Об инвентаризации имущества местных Советов» возникли бюро технической инвентаризации, а в 1930 г. ЭКОСО РСФСР было принято очередное Постановление «Об инвентаризации имущества местных Советов», согласно которому инвентаризация распространялась на домовой фонд государственных бюджетных учреждений, кооперативных организаций и частных лиц[1].
При инвентаризации фондов жилищно-коммунального хозяйства ставились следующие задачи:
• получение данных для составления балансов народного хозяйства;
• обеспечение оценочной базы для правильного воспроизводства основных фондов местных Советов путем амортизационных накоплений;
• обязательное использование оценок и данных инвентаризации земель и строений налоговыми и страховыми органами.
3. Литвинчев С. Д. отмечал, что Экономический совет при Совете народных комиссаров СССР издал Постановление «Об оценке строений
для государственного страховании» от 26.04.1939 г. за № 884, согласно которому на систему наркомхозов союзных республик было возложено проведение генеральной переоценки строений в городах и поселениях городского типа по всему СССР[2].
4. В военный период (1941-1945 г.г.) проводилась техническая инвентаризация строений в освобожденных от немецкой оккупации городах и поселках.
5. В 1944-1950 годах осуществлялась полная инвентаризация строений и регистрация объектов недвижимости в освобожденных городах и поселках; восстанавливалась и расширялась система БТИ.
6. В 1960-1972 годах проводилась обширная работа по переоценке объектов недвижимости и определению износа основных фондов.
7. К 1982 году была полностью осуществлена работа по переоценке домового фонда, коммуникаций и земельных участков для целей государственного страхования[3].
8. В начале 90-х годов с принятием Федерального Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»[4] изменяется функциональное назначение учета. Увеличивается штатный состав сотрудников, появляется новый отдел регистраторов прав.
Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации в настоящее время является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей[5].
В систему государственного учета жилищного фонда РФ, на наш взгляд, могут входить, помимо технического учета, официальный статистический учет, бухгалтерский учет и, так называемый, правовой учет.
Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов, например, технических паспортов на жилые помещения.
В соответствии со ст. 19 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее, ЖК РФ) жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ [6].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» было утверждено «Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (далее, Положение об учете)[7].
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической
инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства»[8] утвердило «Положение об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее, Положение об организации учета).
В соответствии с утвержденным Положением об учете технический учет возлагался на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро технической инвентаризации (далее, БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.
Так, БТИ обязаны были осуществлять:
• техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;
• оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
• информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда[9].
Ранее действующее законодательство в области технического учета (например, Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической
инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», от 30 апреля 2009 г. № 388 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 921 и от 13 октября 1997 г. № 1301»[10], а также от 21 августа 2010 г. № 644 «О внесении изменений в Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства»[11]), которое действовало до 1 января 2013 года, не позволяло получить полную информацию по учету объектов недвижимости, в том числе жилых помещений. Кроме того, допускались случаи неправомерного учета жилья из-за ошибок, имеющих место при приватизации жилищного фонда РФ.
Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вступил в силу 1 марта 2008 года (далее, Закон о кадастре)[12]. До 1 января 2013 года был установлен переходный период применения данного Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Также были подготовлены Письма Министерства экономического развития РФ от 22 февраля 2013 г. № Д23И-449 «О рассмотрении обращения»[13] и от 3 июля 2013 г. № 13551-ПК/Д23и « О рассмотрении обращения» [14], которыми
разъяснялось, как следует действовать в переходный период и в дальнейшем.
С 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В соответствии с Законом о кадастре положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.
Кроме того, не применяются с 1 января 2013 г. Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном
техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», от 10.09.2004 г. № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 05.04.2005 г. № 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства». Аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства не осуществляется[15].
В соответствии с положениями ст. 44 Закона о кадастре
кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 г. осуществляют кадастровые инженеры. Также с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами могли осуществлять организации по государственному техническому учету и
(или) технической инвентаризации, которые до 31 декабря 2012 г. имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.
В настоящее время, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»[16] федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанное Министерство является правопреемником Федерального агентства по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству (Госстроя).
Пока новый порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, продолжает действовать «Положение о государственном учете жилищного фонда», установленный Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301.
Таким образом, следует вывод, что до принятия нормативного акта о порядке осуществления государственного учета жилищного фонда следует признать правомерными действия лиц по учету этого фонда, которые осуществляются на основании и в соответствии с вышеуказанным постановлением, то есть специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.
Следует также учитывать, что при проведении технической инвентаризации объектов жилищного фонда необходимо применять Инструкцию «О проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденную Приказом Министерства РФ по земельной
политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 г. № 37[17].
Изучив материалы судебной практики (например, Решение № 2-1213/2013~М-1096/2013 Алейского городского суда Алтайского края[18]; Решение № 2-2472/2013~ М-2323/2013 Самарского районного суда г. Самары[19]), можно сделать вывод, что зачастую у людей возникают проблемы с оформлением документов при постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет. Нередки случаи допущения технических ошибок, например, в техническом плане. Также, после 1 января 2013 года, между собственниками жилых помещений и кадастровыми органами возникают споры по поводу необходимости предоставления технического паспорта при подготовке технического плана на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства. Поэтому следует рассмотреть и изменения законодательства по вопросу перечня документов на объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, которые необходимо предоставлять для государственной регистрации права.
Применяемый в настоящее время Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные законом сведения об объекте недвижимости[20]. Кадастровый паспорт на объекты недвижимости оформляют территориальные подразделения Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
В соответствии со ст. 41 Закона о кадастре технический план объекта недвижимости представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр
недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенным строительством, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер. Сведения о таком объекте недвижимости, как жилое помещение, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ и разрешения на его ввод в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта.
Технический план жилого помещения может быть оформлен на основании технического паспорта, выданного до 1 января 2013 г. Оформленные после этой даты сведения технического паспорта при подготовке технического плана не учитываются.
На наш взгляд, изменения законодательства в области технического учета объектов недвижимого имущества, в том числе жилых помещений, являются своевременными. На практике БТИ передают необходимые сведения в Кадастровую палату, но там, к сожалению, информация обрабатывается с большой задержкой (из-за несовместимости программ, неукомплектованности кадрами и по другим причинам). В результате, в Государственном кадастре недвижимости нет сведений по многим ранее учтенным объектам. Возникают ситуации, когда заявитель не может получить сведения о запрашиваемом объекте.
Новые правовые акты учета недвижимых объектов способствуют созданию единого кадастра недвижимости, автоматизации обмена информацией между такими государственными учреждениями, как Росреестр, Кадастровая палата, БТИ и лицами, выполняющими кадастровые работы в отношении объекта недвижимости (кадастровыми инженерами).
Однако представляется, что можно выделить также некоторые недостатки, существующие в современном законодательстве, регулирующем технический учет:
1. В Постановлении Правительства РФ № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» не установлены цели осуществления технического учета и технической инвентаризации жилищного фонда (указаны лишь задачи государственного учета жилищного фонда РФ в целом), объем информации, подлежащей учету, механизмы, обеспечивающие накопление и актуализацию учетных сведений [21].
2. В Жилищном Кодексе РФ не определены цели и задачи осуществления государственного учета жилищного фонда, состав сведений об объектах жилищного фонда, подлежащих учету, источники финансирования.
3. Законом о кадастре не предусмотрена передача технических паспортов, оценочной и иной, хранящейся в БТИ, учетно-технической документации об объектах государственного технического учета в орган кадастрового учета, хотя технический учет, осуществленный до дня вступления в силу указанного акта и в переходный период его применения, признается юридически действительным, а сведения о ранее учтенных объектах недвижимости внесены в Единый государственный реестр объектов недвижимости.
Из вышеизложенного можно сделать окончательный вывод, что отношения в сфере государственного учета жилищного фонда и в дальнейшем требуют совершенствования и корректировки.
В Приказе Госстроя РФ от 27.09.2013 г. № 355/ГС «Об утверждении порядка государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации»[22], который еще находится на регистрации в Минюсте РФ, утвержден новый порядок учета жилищного фонда.
Из текста этого акта следует, что в Российской Федерации должен вестись Реестр жилищного фонда, который будет по своей сути дублировать Государственный кадастр недвижимости, а также некоторые информсистемы: Информационная система обеспечения
градостроительной деятельности (ИСОГД), Региональная
геоинформационная система (РГИС), Географическая информационносправочная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и другие.
Указанный акт, однако, на наш взгляд, также имеет определенные недостатки: основные задачи и цели деятельности не обозначены; не названа единица счета; не выделены те показатели учета, которые нужны для жилищной статистики.
Представляется, что в качестве целей и задач учета жилищного фонда можно установить:
• выделение технических параметров жилищного фонда, позволяющих определить объекты жилья, с целью осуществления управленческих функций товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами и другими юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность в жилищной сфере;
• осуществление мониторинга состояния жилищного фонда, в том числе выявление возможного ветхого и аварийного жилья;
• определение точного перечня общего имущества многоквартирных домов для целей его учета и содержания;
• осуществление государственного статистического учета жилищного фонда на основе показателей государственного регистрационного (правового) учета жилищного фонда.
Необходимо также установить полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению хранения и использования учетно-технической документации об объектах
государственного технического учета и технической инвентаризации, а к полномочиям Российской Федерации отнести полномочия по хранению землеустроительной документации государственного земельного кадастра. Также следует передать всю хранящуюся в БТИ учетно-техническую документацию об объектах государственного технического учета в орган кадастрового учета.
Все предложения, изложенные выше, позволят не только иметь необходимую информацию в государственных учреждениях, но и своевременно получать её любым лицам, имеющим на это право.
Литература
1. Киселев С.В. Курс лекций по оценке строений и сооружений. М., 1998.С.15.
2. Литвинчев С.Д. Техническая инвентаризация основных фондов жилищнокоммунального хозяйства. М., 1978. С.205.
3. http://www.bti.ru/pravo/2009/03/26/pravo 14492.html
4. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: Закон
Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 (ред. от 16.10.2012) // Ведомости СНД и ВС РСФСР.1991. № 28. Ст. 959.
5. О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301 (ред. от 30.01.2013) // СЗ РФ.1997. № 42. Ст. 4787.
6. Жилищный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст.14.
7. О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301 (ред. от 30.01.2013) // СЗ РФ.1997. № 42. Ст. 4787.
8. О государственном техническом учете и технической инвентаризации в
Российской Федерации объектов капитального строительства: Постановление
Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. № 921 (ред. от 21.08.2010) // СЗ РФ.2000. № 50. Ст. 4901. (Утратило силу)
9. О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301 (ред. от 30.01.2013) // СЗ РФ.1997. № 42. Ст. 4787.
10. О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 921 и от 13 октября 1997 г. № 1301: Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 г. № 388 (ред. от 27.06.2013) // СЗ РФ. 2009. № 19. Ст.2345
11. О внесении изменений в Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства: Постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 644 // СЗ РФ. 2010. № 35. Ст. 4576.(Утратило силу)
12. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ.2007. № 31. Ст. 4017.
13. О рассмотрении обращения: Письмо Минэкономразвития России от
22.02.2013г. № Д23и-449. Документ не опубликован.
14. О рассмотрении обращения: Письмо Минэкономразвития России от
03.07.2013г. № 13551-ПК/Д23и // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2014. № 1.
15. О рассмотрении обращения: Письмо Минэкономразвития России от
22.02.2013г. № Д23и-449 // Документ не опубликован.
16. О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1038 (ред. от 18.03.2014) // СЗ РФ.2013. № 47. Ст. 6117.
17. Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в
Российской Федерации: Приказ Министерства РФ по земельной политике,
строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 г. № 37 (ред. от 04.09.2000) // Строительная газета.1999. № 28.
18. Решение 2-1213/2013~М-1096/2013 Алейского городского суда Алтайского
края
//http://alevsky.alt.sudrf.ru/modules.php?name=sud delo&srv num=1&name op=doc&numb er=40640970&delo id=1540005&text number=1
19. Решение 2-2472/2013~М-2323/2013 Самарского районного суда г. Самары //http://samarskv.sam.sudrf.ru/modules.php?name=sud delo&srv num=1&name op=doc&nu mber=345229&delo id=1540005&text number=1
20. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ.2007. № 31. Ст. 4017.
21. О рассмотрении обращения: Письмо Минэкономразвития России от
03.07.2013г. № 13551-ПК/Д23и // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2014. № 1.
22. Об утверждении порядка государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации: Приказ Госстроя РФ от 27.09.2013 г. № 355/ГС. Находится на регистрации в Министерстве Юстиции РФ.
References
1. Kiselev S.V. Kurs lekcij po ocenke stroenij i sooruzhenij. M., 1998.S.15.
2. Litvinchev S.D. Tehnicheskaja inventarizacija osnovnyh fondov zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva. M., 1978. S.205.
3. http://www.bti.ru/pravo/2009/03/26/pravo_14492.html
4. O privatizacii zhilishhnogo fonda v Rossijskoj Federacii: Zakon Rossijskoj Federacii ot 4 ijulja 1991 g. № 1541-1 (red. ot 16.10.2012) // Vedomosti SND i VS RSFSR.1991. № 28. St. 959.
5. O gosudarstvennom uchete zhilishhnogo fonda v Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13 oktjabrja 1997 g. № 1301 (red. ot 30.01.2013) // SZ RF.1997. № 42. St. 4787.
6. Zhilishhnyj Kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2004 g. № 188-FZ (red. ot 28.12.2013) // SZ RF. 2005. № 1 (chast' 1). St. 14.
7. O gosudarstvennom uchete zhilishhnogo fonda v Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13 oktjabrja 1997 g. № 1301 (red. ot 30.01.2013) // SZ RF.1997. № 42. St. 4787.
8. O gosudarstvennom tehnicheskom uchete i tehnicheskoj inventarizacii v Rossijskoj Federacii ob#ektov kapital'nogo stroitel'stva: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 04.12.2000 g. № 921 (red. ot 21.08.2010) // SZ RF.2000. № 50. St. 4901. (Utratilo silu)
9. О gosudarstvennom uchete zhilishhnogo fonda V Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva ЯБ ot 13 oktjabrja 1997 g. № 1301 (red. ot 30.01.2013) // Б2 №1997. № 42. Б! 4787.
10. О vnesenii izmenenij v Postanovlenija Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrja 2000 g. № 921 i ot 13 oktjabrja 1997 g. № 1301: Postanovlenie Pravitel'stva ЯБ ot 30.04.2009 g. № 388 0^. ot 27.06.2013) // Б2 ЯБ. 2009. № 19. Б!.2345
11. О vnesenii izmenenij v Polozhenie ob organizacii v Rossijskoj Federacii gosudarstvennogo tehnicheskogo ucheta i tehnicheskoj inventarizacii ob#ektov kapital'nogo stroitel'stva: Postanovlenie Pravitel'stva ЯБ ot 21 avgusta 2010 g. № 644 // Б2 ЯБ. 2010. № 35. Б! 4576.(Utratilo silu)
12. О gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti: Бederal'nyj zakon ot 24 ijulja 2007 g. № 221-Б2 ^. ot 23.07.2013) // Б2 ЯБ.2007. № 31. Б! 4017.
13. О rassmotrenii obrashhenija: Pis'mo Minjekonomrazvitija Rossii ot 22.02.2013g. № Б23ь449. Dokument ne opublikovan.
14. О rassmotrenii obrashhenija: Pis'mo Minjekonomrazvitija Rossii ot 03.07.2013g. № 13551-PK/D23i // Normirovanie v stroitel'stve i ZhKH. 2014. № 1.
15. О rassmotrenii obrashhenija: Pis'mo Minjekonomrazvitija Rossii ot 22.02.2013g. № D23i-449 // Dokument ne opublikovan.
16. О Ministerstve stroitel'stva i zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva Rossijskoj Бederacii: Postanovlenie Pravitel'stva ЯБ ot 18.11.2013 g. № 1038 (red. ot 18.03.2014) // SZ ЯБ.2013. № 47. Б! 6117.
17. ОЬ utverzhdenii Instrukcii o provedenii ucheta zhilishhnogo fonda v Rossijskoj Бederacii: Prikaz Ministerstva ЯБ po zemel'noj politike, stroitel'stvu i zhilishhno-kommunal'nomu hozjajstvu ot 04.08.1998 g. № 37 (red. ot 04.09.2000) // Stroitel'naja gazeta.1999. № 28.
18. Reshenie 2-1213/2013~M-1096/2013 Alejskogo gorodskogo suda Altajskogo kraja //http://aleysky.alt.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&numb er=40640970&delo_id=1540005&text_number=1
19. Reshenie 2-2472/2013~M-2323/2013 Samarskogo rajonnogo suda g. Samary //http://samarsky.sam.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&nu mb er=345229&del o_i d=1540005&text_numb er= 1
20. О gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti: Бederal'nyj zakon ot 24 ijulja 2007 g. № 221-БZ (red. ot 23.07.2013) // SZ ЯБ.2007. № 31. Б! 4017.
21. О rassmotrenii obrashhenija: Pis'mo Minjekonomrazvitija Rossii ot 03.07.2013g. № 13551-PK/D23i // Normirovanie v stroitel'stve i ZhKH. 2014. № 1.
22. ОЬ utverzhdenii porjadka gosudarstvennogo ucheta zhilishhnogo fonda v Rossijskoj Бederacii: Prikaz Gosstroja ЯБ ot 27.09.2013 g. № 355/ОБ. Nahoditsja na registracii v Ministerstve Justicii ЯБ.