Научная статья на тему 'Государственный резерв в условиях регулируемой рыночной экономики'

Государственный резерв в условиях регулируемой рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / КОММЕРЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ / РЕЗЕРВЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / EXTERNAL ENVIRONMENT / STRATEGIC CHANGES / AGENCIES / LOGISTIC CENTERS / COMMERCIAL RESERVES OF HOUSEHOLD RESERVES / TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уланин Сергей Евгеньевич

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость совершенствования системы управления государственным резервом, в связи с постоянно изменяющимися внешними и внутренними рисками развития государства, необходимостью своевременного реагирования на угрозы безопасности населения. Обоснована необходимость использования адаптируемого к условиям России зарубежного опыта использования современных инструментов товарных интервенций на внутреннем рынке с целью влияния на снижение рыночных цен и их стабилизации при возникновении особых условий развития. Аргументирована необходимость создания информационной системы государственного резерва, адекватной требованиям времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE RESERVE UNDER CONTROLLED MARKET ECONOMY

We present arguments justifying the need to improve the state reserve management system, due to the constantly changing external and internal risks of development of the state, the need for a response to the security threats of the population. The necessity of using adaptable to the conditions of Russian foreign experience in the use of modern instruments commodity interventions on the domestic market, with the purpose of influencing the decline in market prices and their stabilization in the event of special circumstances. The necessity of creating a state reserve information system adequate to the requirements of time.

Текст научной работы на тему «Государственный резерв в условиях регулируемой рыночной экономики»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ В УСЛОВИЯХ РЕГУЛИРУЕМОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость совершенствования системы управления государственным резервом, в связи с постоянно изменяющимися внешними и внутренними рисками развития государства, необходимостью своевременного реагирования на угрозы безопасности населения. Обоснована необходимость использования адаптируемого к условиям России зарубежного опыта использования современных инструментов товарных интервенций на внутреннем рынке с целью влияния на снижение рыночных цен и их стабилизации при возникновении особых условий развития. Аргументирована необходимость создания информационной системы государственного резерва, адекватной требованиям времени.

Ключевые слова: стратегические перемены, логистические центры, коммерче-скиерезервы, резервы домохозяйств, трансакционные издержки.

Sergey Ulanm STATE RESERVE UNDER CONTROLLED

MARKET ECONOMY

Annotation. We present arguments justifying the need to improve the state reserve management system, due to the constantly changing external and internal risks of development of the state, the need for a response to the security threats of the population. The necessity of using adaptable to the conditions of Russian foreign experience in the use of modern instruments commodity interventions on the domestic market, with the purpose of influencing the decline in market prices and their stabilization in the event of special circumstances. The necessity of creating a state reserve information system adequate to the requirements of time.

Keywords: external environment, strategic changes, agencies, logistic centers, commercial reserves of household reserves, transaction costs.

Все страны, заботящиеся о безопасности и благополучии населения, имеют материальные резервы, возглавляемые соответствующими органами управления, призванными использовать накопленные запасы в случае крайней необходимости. В нашей стране таким специализированным органом управления является Федеральное агентство по государственным резервам. Это орган исполнительной власти, призванный управлять государственным резервом страны. Формируя, сохраняя и обслуживая запасы государственного материального резерва, он отвечает за обеспечение моби-лизационных нужд и работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказание государственной поддержки различным отраслям национальной экономики, в целях стабилизации ситуации при временных нарушениях снабжения важнейшими видами ресурсов и продовольствия. В его компетенцию входит также оказания гуманитарной помощи и регулирующее воздействие на рынок.

Однако в силу постоянно изменяющихся внешних и внутренних условий функционирования государства система управления государственным резервом страны претерпевает изменения, приспосабливаясь к ситуационным и стратегическим переменам. Важную роль при этом играет сохранение гибкости и адаптивности системы на фоне преобразования зарубежных организаций, призванных обеспечивать аналогичные функции в своих странах. Нуждается в совершенствовании и система управления государственными запасами с учетом позитивного опыта зарубежных стран, адаптируемого к российским условиям, позволяющего рационализировать бюджетные расходы на содержание государственного резерва. Немаловажно совершенствование экономических отношений государственного резерва как объекта государственной собственности и участника рыночных отношений. Существенным является и разработка новых механизмов межстрановой интеграции определенных ви-

УДК 378 С.Е. Уланин

© Уланин С.Е., 2016

Вестник университета№ 12, 2016

дов резервов в целях повышения ресурсного потенциала, мобильности его использования и экономии трансакционных издержек.

Стратегические государственные запасы существуют не только в России, но и практически во всех экономически развитых странах, которые используют данный потенциал и обусловленные им связи в решении геополитических проблем. Это мощный ресурс государства, имеющий конкретное целевое назначение в системе обеспечения национальной безопасности страны. Однако несмотря на их примерно одинаковое целевое назначение, в организационном устройстве резервов и их функционировании имеют место и различия. В странах Европейского Союза, например, отсутствует такая функция госрезерва, как товарные интервенции для сохранения ценовой стабильности. Во многом это вызвано иными принципами построения и функционирования госрезерва. Государственный резерв здесь имеет организационно-правовую форму агентства, формирует номенклатурный перечень, объемы и заключает договоры на обновление и обеспечение надлежащего хранения этих запасов. Он также координирует ход и состояние их выполнения. Вопросы логистики, хранения, обновления, отпуска товаров находятся в компетенции частного сектора и соответствующим образом оплачиваются. Резервы стран Евросоюза, значительно меньшие по номенклатуре и объемам, являются исключительно стратегическими, ориентированными на обеспечение нужд государства в особый период, а также на помощь с урегулированием чрезвычайных ситуаций и на оказание некоторой гуманитарной помощи. В странах Европейского Союза не существует как такового мобилизационного резерва, а для хранения обычного резерва привлекаются различные частные компании на основе государственно-частного партнерства. Так, товары медицинского резерва хранятся в логистических центрах известных фармакологических компаний, аналогичным образом используются и крупные продовольственные сети. Запасы, сохраненные в виде резерва идут на неотложные нужды и к ним добавляются деньги, которые расходуются в случае приобретения необходимых, недостающих товаров. Такой подход применяется в европейских странах, которые живут по своим правилам и предпочитают не тратиться на содержание хранилищ, персонала и логистики.

Россия как ресурсная и высококультурная страна, являясь предметом интересов многих государств, должна развиваться устойчиво и стабильно. Поэтому Росрезерв, как один из инструментов обеспечения устойчивости, стабильности и национальной безопасности должен находиться в руках государства. Именно государственные органы власти должны принимать решения о пополнении, обновлении и использовании резерва как внутри страны, так и за ее пределами, в целях предотвращения гуманитарных катастроф и защиты национальных интересов своего народа. Не случайно объекты Росрезерва рассредоточены по всей территории России. Огромная протяженность страны и невысокая плотность населения обусловливают необходимость быстрого преодоления значительных пространств для своевременного реагирования на ситуации, связанные с вмешательством системы Росрезерва, для оперативного их разрешения. Нередко в мирное время, при перебоях снабжения важнейшими видами топлива, сырья, продовольствия в различных секторах экономики, обусловленных нестандартными ситуациями, привлекаются такие запасы Росрезерва, как сырье для стратегических производств ряда отраслей национальной экономики, топливо для котельных, горючесмазочные материалы для аграрного сектора страны.

В странах мирового сообщества накоплены существенные запасы материальных резервов. Запасы России соизмеримы с запасами США. Так, запасы нефти в США составляют порядка 500 -700 млн баррелей, примерно столько же их и в России, а для хранения материальных ценностей государственного резерва нашей страны задействовано 150 комбинатов и 10 тыс. пунктов ответственного хранения [2]. В современном, глобализирующемся мире, и в частности в России, проявляются новые риски геополитического, природно-технологического и финансово-экономического характера, требующие адекватных мер защиты со стороны государств, отвечающих за судьбу и

благополучие народа. В связи с этим на государственном уровне управления требуется стратегическое резервирование запасов в виде материальных ценностей, которое может существенно смягчить различные ресурсные ограничения, в случае наступления рисковых ситуаций.

В мире, значительным количеством различных государств, используется несколько подходов к созданию стратегических запасов, наиболее распространенными из которых являются: государственные резервы (создаваемые непосредственно государством), коммерческие резервы (формируемые частными компаниями на основании полномочий, предоставленных им государством) [1], резервы домохозяйств, учитываемые как некий дополнительный запас, находящийся у населения. Все подходы имеют свои преимущества и не лишены недостатков, но применяются в реальной практике, в зависимости от политической системы страны, ее устройства, сложившихся отношений в реальном секторе экономики и традиций взаимодействия власти, бизнеса и общества в конкретный период развития государства. Существенное влияние на выбор той или иной системы формирования и использования материальных резервов оказывают межгосударственные отношения, развитие интеграционных хозяйственных связей и связи федерального, регионального и муниципального уровней отношений.

В России, прошедшей вековой путь развития, сложилась государственная модель резервирования материальных запасов, которая прошла успешную проверку практикой в периоды ведения военных действий оборонительного характера, устранения чрезвычайных ситуаций, вызванных природными явлениями, террористическими актами внутри страны и за ее пределами. Эта практика, как и любая иная не лишена недостатков, но она показала, что только гибкая, способная адаптироваться к изменениям, без потери национальных интересов государственная модель резервирования, дает возможность оперативно задействовать большие объемы материальных ценностей и обеспечивает полный контроль за наличием и состоянием запасов. Следует иметь в виду, что привлекательность коммерческих резервов состоит в том, что они не требуют бюджетных затрат, но она во многом нейтрализуется тем, что привлечение бизнеса строится на коммерческой выгоде и оно практически невозможно в тех случаях, когда резервирование запасов ему невыгодно. Реализацией такой важной регулирующей функцией Росрезерва, как воздействие на рынок страны по отдельным видам товара путем использования интервенции (закупочной, или связанной с реализацией товаров из резерва) может заниматься специализированное подразделение, имеющее современную информационную систему, позволяющую вовремя, принимать решение о целенаправленном воздействии на цены, с целью снижения ажиотажного спроса на основные продукты, обеспечивающие жизнедеятельность населения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система управления государственным резервом находится под воздействием постоянно обновляющихся факторов внешней среды, обусловливая необходимость дополнения ее гибкими механизмами адаптации к ситуационным и стратегическим переменам, при сохранении государственного статуса и присущих ему ценностных ориентиров. Проведенное исследование показало важность совершенствования экономических отношений в системе управления Росрезерва, являющегося одновременно объектом государственной собственности и участником рыночных отношений. Существенным является и разработка новых механизмов межгосударственной интеграции определенных видов запасов, в целях повышения ресурсного потенциала, мобильности и эффективности его использования.

Библиографический список

1. Гогин, Д. Ю. Госзаказ - святое дело Росрезерва [Электронный ресурс] / Д. Ю. Гогин. - Режим доступа : http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/19373-goszakaz-svyatoe-delo-rosrezerva (дата обращения : 18.10.2016).

2. Семенова, И. Секретный запас на время «Ч» [Электронный ресурс] / И. Семенова // Российская газета. -№ 3558(0). - Режим доступа : https://rg.ru/2004/08/25/a36681.html (дата обращения : 18.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.