Научная статья на тему 'Государственный надзор и контроль как способ защиты права на оплату труда'

Государственный надзор и контроль как способ защиты права на оплату труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2343
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ / СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ / ТРУДОВЫЕ ПРАВА / ОПЛАТА ТРУДА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА / ПРОКУРАТУРА / РАБОТОДАТЕЛЬ / РАБОТНИК / STATE SUPERVISION AND CONTROL / WAYS OF PROTECTION / LABOUR RIGHTS / LABOUR RENUMERATION / FEDERAL LABOUR INSPECTION / OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR / THE EMPLOYER / THE WORKER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баскакова Наталия Ивановна

Рассматриваются основные способы защиты права работника на оплату труда, среди которых государственный надзор и контроль занимают особое место. Деятельность органов надзора и контроля направлена на обеспечение соблюдения трудового законодательства, поддержание законности в сфере трудовых отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Supervision and Control as a Way to Protect the Right on Labour Renumeration

The artuicle considers the basic ways to protect the right of the worker on labour renumeration among which state supervision and control takes a special place. Activity of supervision and control bodies is directed on provision of the labour legislation observance and legality in sphere of labour relations

Текст научной работы на тему «Государственный надзор и контроль как способ защиты права на оплату труда»

Право

УДК 349.232

Баскакова Наталия Ивановна

Nataliya Baskakova

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ОПЛАТУ ТРУДА

STATE SUPERVISION AND CONTROL AS A WAY TO PROTECT THE RIGHT ON LABOUR RENUMERATION

Рассматриваются основные способы защиты права работника на оплату труда, среди которых государственный надзор и контроль занимают особое место. Деятельность органов надзора и контроля направлена на обеспечение соблюдения трудового законодательства, поддержание законности в сфере трудовых отношений

The artuicle considers the basic ways to protect the right of the worker on labour renumeration among which state supervision and control takes a special place. Activity of supervision and control bodies is directed on provision of the labour legislation observance and legality in sphere of labour relations

Ключевые слова: государственный надзор и кон- Key words: state supervision and control, ways of protec-

троль, способы защиты, трудовые права, оплата tion, labour rights, labour renumeration, Federal Labour

труда, федеральная инспекция труда, прокуратура, Inspection, Office of Public Prosecutor, the employer, the

работодатель, работник worker

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Статья 37 Конституции РФ предусматривает основные права человека в сфере труда. Ее содержание базируется на международных актах, закрепляющих права и свободы человека. Среди них Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и ос-

новных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г. пересмотренная в 1996 г.), акты МОТ - в части прав на оплату труда, и, прежде всего, конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.).

Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Трудовой кодекс РФ (далее

- ТК РФ), развивая и конкретизируя положения ст. 45 Конституции РФ, устанавливает способы защиты трудовых прав и свобод.

Проблема защиты трудовых прав и свобод в нашей стране в последнее время весьма актуальна, тем более в условиях экономического кризиса, который повлек за собой много-

численные нарушения работодателями трудовых прав работников, среди которых - невыплата заработной платы.

Конституционное право на вознаграждение за труд без какой-то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37) находит свое развитие в ряде ст. ТК РФ, в ст. 2 ТК РФ, предусматривающей принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; в ст. 22, закрепляющей обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; в ст. 132, определяющей критерии, на основе которых устанавливается заработная плата каждого работника (квалификация работника, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда).

Трудовое законодательство наряду с общей нормой, запрещающей дискриминацию в сфере труда (ст. 3 ТК РФ), содержит специальный запрет на установление необоснованных различий при определении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132 ТК РФ). Размер заработной платы должен зависеть только от объективных критериев, применяемых ко всем работникам.

Общее правило защиты трудовых прав работников можно определить как правореализующую деятельность, осуществляемую в установленном законодательством порядке уполномоченными на то органами, которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников [1; С. 568].

Защита трудовых прав работников осуществляется посредством определенных способов защиты. Под способами защиты трудовых прав работников понимаются предусмот-

ренные законом процедуры, в рамках которых осуществляется применение допустимых юридическими нормами правовых мер защиты нарушенных или оспариваемых прав работников [1; С. 573].

В ст. 352 ТК РФ названы основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников: самозащита работниками своих трудовых прав; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый системой специально уполномоченных на это государственных органов; общественный контроль профессиональных союзов и судебная защита трудовых прав работника.

Перечень способов защиты трудовых прав работников, приведенный в ст. 352 ТК РФ, не является исчерпывающим.

Предусмотренные в ст. 352 и иных статьях ТК РФ способы защиты обеспечивают достижение целей трудового законодательства, которые состоят в установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создании благоприятных условий труда, защите прав и интересов работников и работодателей (ч. 1 ст. 1 ТК РФ).

В современной России возрастает число организаций, находящихся в частной собственности, индивидуальных предпринимателей и других физический лиц, использующих труд наемных работников, где регулирование трудовых отношений не всегда основано на трудовом законодательстве. Работодатели стремятся обеспечить максимальную прибыль нередко за счет сокращения расходов на заработную плату и социальные нужды.

В связи с этим возрастает роль и значение защиты трудовых прав работников. В этих условиях государство способно сдерживать излишнее проявление власти работодателей, обеспечить соблюдение ими трудовых прав работников.

В ТК РФ установлены основные государственные гарантии по оплате труда работни-

ков (ст. 130), среди которых особое место занимает государственный надзор и контроль за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы. При этом своевременность выплаты заработной платы обеспечивается установлением сроков, периодичности ее выплаты.

Государственный надзор и контроль занимают особое место среди способов защиты трудовых прав работников, т.к. при их осуществлении используются сила государственного воздействия на работодателей, их представителей, принуждающая их к обязательному выполнению предписаний полномочных органов по устранению обнаруженных нарушений, применение мер государственного принуждения - привлечение виновных в нарушении трудового законодательства к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

Установление принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, согласно ст. 6 ТК РФ, относится к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений.

Государственный надзор и контроль -деятельность полномочных государственных органов, направленная на проверку соответствия трудовому законодательству действий работодателей по управлению трудом, предотвращение и выявление нарушений, привлечение к ответственности виновных в нарушениях работодателей и их представителей [2].

Деятельность органов надзора и контроля направлена на обеспечение соблюдения трудового законодательства, поддержание законности в сфере трудовых отношений. Надзорные функции, которые выполняют государственные органы, носят властный государственный характер. Государственные органы вправе не только проводить проверки на поднадзорных объектах, но и давать работодате-

лю обязательное предписание по устранению выявленных нарушений. Контрольная деятельность государства выражается в форме инспектирования, поверки соответствующей деятельности должностных лиц на предмет ее соответствия законодательству, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

К органам надзора и контроля общей компетенции относятся:

- прокуратура РФ, осуществляющая государственный надзор за исполнением законодательства на территории РФ;

- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль в отношении подведомственных им организаций.

Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется на основании Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии со ст. 1 указанного закона прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК РФ).

Основными формами осуществления контрольно-надзорной деятельности федеральной инспекции труда являются:

- проведение проверок соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о труде и охране труда;

- привлечение лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда, к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Порядок проведения проверок федеральной инспекцией труда определяется Конвенцией МОТ № 81 1947 г. «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ТК РФ (ст. 360), Федеральным законом от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с послед. измен. и доп.).

При выявлении нарушений законодательства о труде государственный инспектор труда предъявляет работодателю или его представителю предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе и не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности либо об отстранении их от должности. Эти предписания обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Предписание, выданное по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров, обжалуется исключительно в судебном порядке.

Федеральная инспекции труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профсоюзами

(их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Контрольная деятельность может осуществляться не только специализированными государственными органами, но и общественными организациями - профессиональными союзами.

В условиях экономического кризиса возрастает роль трудового законодательства, целями которого является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, а также создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений работника и работодателя. На практике достаточно сложно достигнуть согласования их интересов.

В настоящее время самыми распространенными нарушениями со стороны работодателя, кроме незаконных увольнений, являются снижение заработной платы и ее невыплата.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. В свою очередь, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера и др., устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Любые изменения в заработной плате должны быть отражены в трудовом договоре.

Изменение условий трудового договора в соответствии со ст. 72 ТК РФ возможно по общему правилу по соглашению сторон. Если соглашение между сторонами трудового договора достигнуто, то проблем не возникает. Требование, которое работодатель обязан соблюсти, это положение ч. 3 ст. 133 ТК РФ, в которой сказано, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период времени норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обя-

занности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В условиях кризиса работник зачастую вынужден согласиться на меньшую оплату труда с тем, чтобы не потерять ее совсем.

Часть 1 ст. 74 ТК РФ предусматривает возможность изменения определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя в связи с изменением организационных или технологических условий труда, за исключением изменения трудовой функции. Таким образом, изменение оплаты труда возможно, работодатель должен обосновать ее необходимость. Среди причин, позволяющих работодателю принять соответствующее решение, законодатель называет изменения в технике и технологии производства, структурную реорганизацию и другие причины. То есть перечень оснований является открытым. Вполне логичным выглядит объяснение снижения заработной платы в связи с уменьшением производства продукции, вызванным экономическим кризисом, а также проведением структурной реорганизации с целью сохранения штата работников. Далее работодатель должен только соблюсти всю процедуру, предусмотренную этой же статьей, а именно: уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца о предстоящих изменениях и в случае несогласия работника продолжать работу в новых условиях, предложить ему другую имеющуюся работу [3].

Кроме того, возможно внесение изменений в действующий в организации коллективный договор, а также в локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда, с соблюдением порядка принятия этих актов (ст. ст. 8, 372 ТК РФ).

Реальное снижение заработной платы происходит и в случаях, когда в трудовом договоре был указан только должностной оклад, причем на уровне минимального размера оплаты труда, а фактически на основании приказа работник получал, кроме того, надбавки, доплаты, премии. В связи с экономическим кризисом работодатель нередко отменяет

(причем не всегда обоснованно) дополнительные формы оплаты труда, выплачивая только оклад, предусмотренный договором.

Трудовым законодательством предусмотрена ответственность за незаконное снижение заработной платы работнику, как за нарушение трудового законодательства. В Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 5.27) закреплено общее основание привлечения к административной ответственности должностных лиц - нарушение законодательства о труде и об охране труда. В Уголовном кодексе РФ также нет соответствующей статьи, позволяющей привлечь работодателя к уголовной ответственности за незаконное снижение заработной платы работнику.

В ТК РФ в случае несвоевременной выплаты заработной платы предусмотрены специальные гарантии. Во-первых, это привлечение работодателя к материальной ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ), во-вторых, возможность самозащиты в форме приостановления работником исполнения трудовых обязанностей до выплаты работодателем заработной платы (ст. 142 ТК РФ).

Статья 236 ТК РФ не освобождает работодателя от материальной ответственности за невыплату заработной платы, поскольку данная статья устанавливает ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы, не конкретизируя наличие или отсутствие вины работодателя. При применении уголовной ответственности к руководителям, работодателям - физическим лицам, необходимо наличие состава преступления (ст. 145.1 УК РФ), т.е. виновных действий руководителя или его личной заинтересованности в невыплате свыше двух месяцев заработной платы.

Экономический кризис обнаружил слабые стороны отдельных положений трудового законодательства. Разработка предложений по его совершенствованию ведется представителями науки трудового права, профсоюзами, представителями работодателей, государственными органами.

1. Трудовое право России: учебник для вузов / А.В. Завгородний, В.В. Коробченко, А.В. Кузьменко и др.; под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. - М.: ООО «Юрайт-Издат», 2008. - 672 с.

2. Трудовое право: учеб. / под ред. О.В.

Коротко об авторе__________________________________

Баскакова Н.И., аспирантка, Академия труда и социальных отношений г. Москва Baskakova nata@mail.ru

Научные интересы: исследование проблем, связанных с установлением и выплатой заработной платы работнику в соответствии с законодательством и трудовым договором, разработка предложений по совершенствованию норм права и практики в области оплаты труда

____________________________________Литература

Смирнова, И.О. Снигиревой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - С. 494.

3. Устинова С.А. Снижение заработной платы. Мнение эксперта / С.А. Устинова // Трудовое право. - 2009. - № 6.

_________________________Briefly about the author

N. Baskakova, Post-graduate student, the Academy of Labour and Social Relations, Moscow

Areas of expertise: research of problems associated with calculation and payment of wages to the worker according to the legislation and the labour contract, working out of offers on perfection of legal standards and practice in the field of labour renumeration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.