Научная статья на тему 'Государственный кредит в современной России'

Государственный кредит в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1688
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ / ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА / ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кечеджиян Н. В.

Предметом исследования является значение, понимание и методы управления государственным кредитом. Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный кредит в современной России»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Кечеджиян Н.В.*

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

Предметом исследования является значение, понимание и методы управления государственным кредитом. Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.

Ключевые слова государственный кредит, международные отношения, международный кредит, виды государственного долга, форма государственного кредита.

Государственный кредит - это специфическая разновидность кредитных отношений, когда заемщиком является государство, а кредиторами юридические и физические лица. Основным назначением государственного кредита является мобилизация денежных средств (ссудный капитал) для формирования государственных расходов, особенно когда государственный бюджет является дефицитным. Для кредиторов государственный кредит является формой сбережения или инвестирования средств в ценные бумаги, которые дает им дополнительный гарантированный доход.

По месту получения кредита государственный кредит подразделяется на внутренние и внешние займы. В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.

По утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между этими формами кредита:

Во-первых, «государственный кредит отличается от частного участниками сделки». Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кре-дитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица.

Во-вторых, «заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами».

В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются

* Студент.

на рынке ценных бумаг, то «государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала».

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита:

- государственное заимствование;

- государственная гарантия;

- государственный кредит.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на следующие категории:

- процентные;

- выигрышные;

- процентно-выигрышные;

- беспроцентные (целевые);

- беспроигрышные;

- дисконтные;

- процентно-дисконтные;

- твердодоходные.

По срокам они делятся на:

- краткосрочные (до 1 года). Краткосрочные кредиты оформляются, как правило, для погашения текущей задолженности, для покрытия текущих затрат, для осуществления относительно небольших платежей, срок погашения которого не представляет сложности в течение года для кредитополучателя.

- среднесрочные (от года до 5 лет). Среднесрочные кредиты могут предоставляться для финансирования краткосрочных инвестиций, погашения крупной текущей задолженности, осуществления финансирования средних по размеру платежей.

- долгосрочные (свыше 5 лет).

В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.

Как правило, долгосрочные кредиты оформляются для осуществления крупных инвестиционных проектов, в том числе и для приобретения предприятия, срок погашения по которым достаточно большой.

В зависимости от организации порядка оформления кредитных отношений различают:

- государственные облигационные займы;

- безоблигационные займы.

Сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам представляет собой государственный долг. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов.

Виды государственного долга:

1. По уровню власти. Согласно существующим в России уровням власти можно выделить: государственный долг Российской Федерации; государственный долг субъектов Российской Федерации; муниципальный долг.

К государственному долгу относятся только первые два вида. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, составляют муниципальный долг. По действующему в России законодательству местная власть не относится к государственной власти, соответственно, и муниципальный долг не входит в понятие долга государственного.

2. По срокам погашения долговые обязательства Российской Федерации могут быть: краткосрочными (до 1 года); среднесрочными (от 1 года до 5 лет); долгосрочными (от 5 до 30 лет).

3. По степени охвата (масштабу). По данному признаку государственный долг можно разделить на следующие виды: капитальный; текущий; основной.

Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам по состоянию на определенную дату.

Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Иначе говоря, это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

Общепризнанно опасной считается граница, когда сумма долга в два раза превышает экспорт, а тройное превышение считается критическим. Таким же образом рассматривается и доля суммы обслуживания долга (основной суммы задолженности и процентов) в экспорте. Она должна быть не выше 20 %, 30 % - уже критический порог. Считается, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга.

Стоит отметить, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за не-

полной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.

Основными резервами для повышения эффективности государственного кредита являются:

- обеспечение реальной защиты прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;

- повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;

- активизация реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства путем защиты интересов не только кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);

- расширение круга заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;

- переход при реализации государственных ценных бумаг с официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;

- замена финансирования предприятий и организаций на предоставление им помощи преимущественно в форме казначейских ссуд;

Список литературы:

1. Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г., с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.